Фото экскаватора прямая лопата – ОБРАТНАЯ ЛОПАТА ЭКСКАВАТОРА ФОТО, Обратная лопата – основное рабочее оборудование для разработки (копания) грунта ниже уровня стоянки экскаватора.

Содержание

Прямая лопата экскаваторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Эксплуатация экскаваторов



Прямая лопата экскаваторов

Прямая лопата — это оборудование экскаватора, предназначенное для разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора. Прямой лопатой грунт копают при движении ковша от себя.

Прямая лопата с механическим приводом (рис. 9 ) состоит из следующих основных узлов: ковша, рукояти, стрелы, седлового подшипника. Ковш жестко закреплен на рукояти. Рукоять соединяют со стрелой седловым подшипником, который дает возможность рукояти не только разворачиваться в вертикальной плоскости относительно стрелы, но и совершать возвратно-поступательные движения вдоль оси рукояти.

Стрела подвешена на стреловом канате. В зависимости от высоты разрабатываемого забоя стрела при помощи стрелоподъемной лебедки, расположенной на поворотной платформе экскаватора, может подниматься или опускаться. При работе стрелу устанавливают под углом от 45 до 60° к горизонтальной плоскости.

Рис. 8. Крепление конца каната в барабане лебедки:
а — одним клином, б — двумя клиньями; 1 — канат, 2, S — клинья, 4 — барабан

Для копания грунта нужно поднять ковш (повернуть рукоять) из положения в положение III и одновременно для регулирования толщины стружки выдвигать рукоять вперед (осуществлять напор). Ковш поднимается подъемным канатом, огибающим головные блоки. Закреплен канат на барабане подъемной лебедки, установленной на поворотной платформе. Выдвижение рукояти (напор) производится напорным механизмом, которым выполняется также обратное движение (возврат) рукояти.

В универсальных строительных экскаваторах применяют канатные и зубчато-реечные (кремальерные) напорные механизмы.

Ковш прямой лопаты (рис. 10) представляет собой комбинированную конструкцию из литых и сварных деталей. Ковш состоит из корпуса, откидного днища с засовом и сменных зубьев.

Стенки ковша соединены сварными швами или заклепками. Переднюю стенку обычно изготовляют литой. Иногда отливают только верхнюю часть передней стенки — козырек со специальными гнездами для крепления зубьев. Зубья имеют сужающийся к концу хвостовик, входящий .в гнездо козырька. От выпадения из гнезда зуб удерживается шплинтом. Во время замены изношенного зуба шплинт удаляют. Зубья изготовляют из высокомарганцовистой стали, хорошо противостоящей истиранию.

К задней стенке ковша приварены проушины для пальцев, соединяющих ковш с рукоятью и днище с ковшом, а также проушины для пальца, на котором шарнирно смонтирована обойма блока подъема ковша. Задняя и боковые стенки ковша усилены поясами. При эксплуатации необходимо периодически осматривать сварные швы поясов, так как чаще всего разрушение ковшей начинается на закруглениях, в местах перехода поясов с боковых на заднюю стенку ковша.

Днище ковша может поворачиваться вокруг пальца. При вертикальном положении рукояти (ковш опущен) днище захлопывается. В закрытом положении днище удерживается засовом, конец которого входит в отверстие прилива передней стенки ковша. Засов днища всегда отжимается вперед пружиной, укрепленной в стакане на днище ковша. Чтобы открыть днище, нужно поднять ковш и выдернуть засов из отверстия прилива. При этом под влиянием собственного веса и находящегося в ковше грунта днище открывается. Описание механизма открывания днища ковша, с помощью которого выдергивается засов.

Рис. 9. Схема работы прямой лопаты:
1 — стреловой канат, 2 — подъемный канат, 3 — головные блоки стрелы, 4 — ковш, 5 — рукоять, 6 — стрела, 7 — седловой подшипник

Рис. 10. Ковш и рукоять прямой лопаты:
1 — корпус, 2 — прилив, 3 — днище, 4, 7, 10, 11 — пальцы, 5 — тяги, 6 — рукоять, 8 — брус, 9 — обойма. 12 — пояса, 13 — зубья, 14 — засов, 15 — стакан

Ковш крепят к рукояти пальцами и двумя тягами. Палец может быть установлен в любое из трех отверстий на рукояти для регулирования угла наклона ковша к рукояти. При работе на очень плотных грунтах палец следует переставлять в переднее отверстие. Заднее отверстие используют на легких грунтах и в низких забоях, высотой до 1,5—2 м.

Прямые лопаты оснащают ковшами с полукруглой передней стенкой и козырьком в виде совка без зубьев. На режущую кромку козырька наносят слой твердой наплавки для сокращения износа кромки»

Такая конструкция ковша позволяет уменьшать его вес и снижать сопротивление грунта при копании, что значительно (на 25—30%) увеличивает емкость ковша по сравнению с описанной выше конструкцией и повышает производительность экскаватора.

Применяют рукояти двух типов: однобалочные (внутреннего типа) и двухбалочные (внешнего типа). На рис. 11 показаны экскаваторы с рукоятями двух типов. Тип рукояти определяется ее положением относительно стрелы: однобалочная рукоять проходит внутри стрелы, а двухбалочная—снаружи. Рукоять смонтирована в седле, шарнирно укрепленном на стреле и охватывающем рукоять. Таким образом, рукоять может совершать возвратно-поступательное движение в направляющих, образуемых седло-вым подшипником, а также поворачиваться вместе с ним в вертикальной плоскости на оси (или на валу), соединяющей седловой подшипник и стрелу.

Конструкция рукояти обычно определяет и конструкцию напорного механизма. Так, в отечественных экскаваторах при однобалочной рукояти чаще всего применяют канатный напорный механизм, а при двухбалочной рукояти — кремальерный напорный механизм.

На рис. 10 была показана конструкция однобалочной рукояти. На рис. 12 представлена конструкция двухбалочной рукояти.

Балки рукоятей выполняют сварными пустотелыми (для облегчения). Кремальерные рейки изготовляют штампованными или литыми из высокомарганцовистой стали. Они состоят из нескольких секций, укрепленных на балках рукояти болтами или прерывистым сварным швом. По мере износа секции можно заменять.

На большинстве строительных универсальных экскаваторов устанавливают однобалоч-ную рукоять. Такая конструкция позволяет применять канатный напор, более простой, легкий и удобный в эксплуатации, чем кремальерный, так как заменять изношенный канат легче, чем приваренные секции кремальерных реек. Кроме того, канатный напор благодаря эластичности канатов работает без резких толчков, которые наблюдаются при кремальерном напоре.

Рис. 11. Экскаваторы:
а — с однобалочной рукоятью, б — с двухбалочной рукоятью

Рис. 12. Двухбалочная рукоять экскаваторов Э-1251 и Э-1252:
1 — сводные балки, 2 — зубчатая (кремальерная) рейка, 3 — проушины для крепления ковша

Стрелу прямой лопаты выполняют в виде очень прочной, пустотелой, сваренной из металлопроката конструкции. В зависимости от типа применяемой рукояти конструкция стрелы бывает двухбалочной при однобалочной рукояти (рис. 13) и однобалочной при двухбалочной рукояти. В верхней головной части стрелы смонтированы на подшипниках качения два головных блока (рис. 13) большого диаметрачерез которые проходит канат подъема ковша, и на втулках два блока меньшего диаметра — для стрелоподъемного каната. Нижним концом — пятой — стрелу при помощи пальцев 6 шарнирно укрепляют в проушинах рамы поворотной платформы. На этих пальцах стрела поворачивается при изменении угла ее наклона.

Рис. 13. Двухбалочная стрела экскаватора Э-652А:
1 — головной блок подъема ковша, 2 — головной стрелоподъемный блок, 3 — амортизатор, 4 — пята стрелы, 5 — напорный вал, 6 — палец, 7 — вкладыш седлового подшипника, 8 — седловой подшипник

В средней части стрелы расположен седловой подшипник 5, шарнирно соединенный с ней напорным валом, опирающимся на укрепленные в стреле втулки. Однобалочная рукоять опирается на подшипник через сменные чугунные вкладыши.

Между седловым подшипником и пятой стрелы, на нижней стороне ее, установлен амортизатор, представляющий собой деревянный брус или набор резиновых полос, заключенных в П-образный кожух из листовой стали. Амортизатор предохраняет стрелу от разрушения при случайных ударах ковшом.

Стрелу прямой лопаты подвешивают обычно на четырех ветвях каната по схеме, показанной на рис. 15. Стрелоподъемный канат сходит с барабана лебедки, огибает вертикальный блок, установленный на оси двуногой стойки, запасовывается на правый головной блок стрелы, проходит через горизонтальные блоки неподвижной траверсы, которая шарнирно укреплена на оси двуногой стойки и может качаться в вертикальной плоскости, огибает левый головной блок и крепится на неподвижной траверсе.

Рис. 14. Однобалочная стрела экскаватора Э-1251А и Э-1252А

Читать далее: Обратная лопата экскаваторов

Категория: – Эксплуатация экскаваторов


Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

с обратной лопатой, прямой лопатой, технические характеристики, что это такое

Экскаватор-драглайн применяется для выемки большого объема земли или подъема больших грузов на высоту. Часто можно увидеть на экскаваторах специальное оборудование, которое висит на канатах на стреле. Мало кто знает, что это такое и как с помощью подобного ковша происходит разработка и выемка грунта. Подобное оборудование, которое устанавливается на строительную технику, называется экскаватор типа драглайн. Рассмотрим, что это такое и как работает механизм, помогает в создании ям, разрабатывает траншеи и т.д.

Описание экскаватора драглайн

Драглайн — это специальное рабочее оборудование, которое используется на экскаваторах для разработки и выемки грунта, расположенного ниже уровня ковша.

Этот вид оборудования применяется только для работ по направлению движения экскаватора.

Рассмотрим технические характеристики и описание драглайна. Для экскаватора этой модели главной особенностью является глубина копания, выгрузка грунта и расстояние заброса ковша. Эти параметры в несколько раз больше, чем те, которые имеет обычный одноковшовый экскаватор прямая лопата и обратная лопата.

К главным характеристикам драглайна стоит отнести следующие:

  • Применяется для выполнения объемных, сложных земляных работ.
  • Выпускается та или иная модель на колесном или гусеничном шасси, на шагающем ходу.
  • Рабочее оборудование представлено одинарным ковшом, стрелой, подъемной и тягловой лебедкой, системой силового полиспаста.
  • Драглайн бывает с шаровым рыхлителем или с клиновым.
  • Экскаваторы типа драглайн бывают с обратной лопатой или с прямой лопатой.

Благодаря тому что на машине установлено одновременно несколько видов оборудования, ускоряется выемка экскаватором земли, мусора из прудов, подъем грузов и т.д.

Все инструменты, которые присутствуют на драглайне, приводятся в движение сложной канатной системой.

Экскаваторщики, работающие на драглайне, в несколько раз ускоряют выемку земли из ямы. Это снижает трудоемкость землеройных работ и затраты на их выполнение. Параметры драглайна позволяют применять технику там, где обычные экскаваторы не справляются.

Где применяется драглайн

Основными направлениями, где принято применять драглайн, являются:

  • Карьеры, где с помощью техники разрабатывают породы, недоступные для классического экскаватора.
  • Гидротехническое строительство различных объектов.
  • Очистка водоемов.
  • Подъем больших земляных, сыпучих, каменных грузов.
  • Постройка прудов и каналов.
  • Мелиоративные работы.

Большие объемы выемки и высокая производительность достигаются экскаваторами потому, что драглайны обладают мощными техническими характеристиками:

  • Длина стрелы варьируется в пределах 100 м. Удлиненная конструкция имеет большие преимущества выемки перед обратным и прямым ковшом, что увеличивает радиус действия. Когда возникает необходимость, то длина стрелы увеличивается, если добавить специальные вставки, которые размещаются между верхней и нижней частями. Для длинной стрелы применяется ковш средней емкости, чтобы правильно копать и не сбивать угол наклона стрелы, который варьируется от 30 до 45º.
  • Экскаватор «обратная лопата» или «прямая лопата» имеет разный объем ковша. В среднем, его вместимость составляет 20-168 м³.
  • Стрела состоит из легкой решетчатой конструкции, которая и обеспечивает грузоподъемность и высоту выгрузки.
  • Большой радиус захвата.
  • Максимальная глубина выемки грунта.
  • Управление стрелой и тросом осуществляется тросовым механизмом, который состоит из тяговых и подъемных канатов и цепей.
  • Ковш перемещается маятниковым методом.
  • Весит драглайн в среднем больше 8 т.

Как работает драглайн

Многоковшовые или одноковшовые механизмы работают следующим образом. Их задача состоит в том, чтобы сначала раскачать лопату на цепях, а потом быстро переместить к месту разработки. Это достигается за счет собственного веса, который обеспечивает максимальную глубину погружения. После этого запускается либо подъемный, либо тяговый механизм канатов, что помогает подрезать грунт и переместить его к отвалу. Отсюда породу забирают специальные экскаваторы-погрузчики.

Разрыхлитель — шаровый или клиновый — применяется, когда грунт мерзлый или очень твердый.

Шагающие драглайны считаются мощными и производительными. Отличаются они большим весом, который превышает десятки или сотни тысяч тонн. Устанавливается техника на гусеничные и колесные шасси, дополнительно устанавливаются мощные опоры.

Передвигаются такие экскаваторы особым, шагающим ходом, который имеет гидравлический или кривошипно-рычажный привод. Шагает экскаватор-драглайн прямая и обратная лопата поэтапно. Сначала делает первый шаг. Машина должна в этот момент находиться в неподвижном состоянии, располагаясь на широкой опорной платформе-площадке. Если возникает необходимость, то драглайн могут поставить еще на «лыжи», которые в движение приводятся с помощью пара гидроцилиндров.

Потом экскаватор делает шаг и опускается на площадку. Скорость движения техники составляет всего 100 м/час. Большей скорости не надо, особенно в условиях разработки карьера или сооружения различных объектов.

Когда драглайн надо переместить в другое место, применяются специальные тяжелогрузные транспортировщики. Они способны перевезти технику на расстояние не больше 80 км, для работы на более дальних расстояниях экскаватор полностью разбирают на части, а потом на месте собирают.

В перечень наиболее крупных производителей подобной техники входят следующие страны:

  • Италия;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Япония;
  • Россия;
  • Украина.

Лидером в производстве драглайнов шагающего типа является российская компания «Уралмаш». Экскаваторы этого завода имеют объем ковша в пределах 11-100 м³, протяженность стрелы варьируется от 65 до 100 м³. Подобные параметры позволяют применять технику Уралмаша на разработках бассейнов угля, бокситов, железных и марганцевых руд.

Более легкой моделью является экскаватор Хитачи, который передвигается на гусеничном ходу. Машина обладает более удлиненной стрелой, чем остальные драглайны, имеет большие радиус захвата и глубину копания. Применяется Хитачи в регионах, где существуют сложные условия работы. Разработчики предпочитают Хитачи, из-за того что экскаватор стоит прочно на грунте.

Существуют и минусы в работе драглайнов. Гибкая система подвески ковша не обеспечивает точность копания и выгрузки. Несколько затруднительна погрузка земли в транспорт, поэтому применяют отвалы. Низкое усилие в работе связано с большой продолжительностью рабочего цикла.

specmahina.ru

Обратная лопата экскаваторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Эксплуатация экскаваторов



Обратная лопата экскаваторов

Обратная лопата — это оборудование экскаватора, предназначенное для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора при рытье котлованов, траншей. В отличие от прямой лопаты обратной лопатой грунт копают движением ковша на себя.

Обратная лопата (рис. 16) состоит из ковша, рукояти, стрелы и дополнительной стойки. Ковш жестко закреплен на рукояти, шар-нирно присоединенной к верхнему концу стрелы. Рукоять может поворачиваться по часовой стрелке или против нее при натяжении одного (тягового или подъемного) каната с одновременным ослаблением второго. Угол наклона стрелы обратной лопаты, шарнирно укрепленной в проушинах поворотной рамы, непрерывно изменяется в процессе работы: при заторможенном тяговом канате стрела поднимается во время наматывания подъемного каната 5 на барабан лебедки и опускается при оттормаживанни барабана. Подъемный канат поддерживается блоками неподвижной стойки.

Обратная лопата работает следующим образом. Подтягивая подъемный канат, поворачивают рукоять против часовой стрелки, затем стрелу с рукоятью и вынесенным вперед ковшом опускают вниз и зубья ковша под действием веса рабочего оборудования врезаются в грунт. Грунт копают при подтягивании ковша к себе тяговым канатом. В это время подъемный канат расторможен. После того как наполненный грунтом ковш будет подтянут к стреле, ее вместе с рукоятью и ковшом поднимают подъемным канатом из забоя (положение II), а затем вместе с платформой поворачивают к месту разгрузки. Для разгрузки ковша подъемный канат подтягивают еще больше, а тяговый канат отпускают, рукоять с ковшом поворачивается против часовой стрелки и грунт высыпается из опрокинутого ковша (положение III). Затем ооратно поворачивают ковш к забою и цикл повторяют. Опытные машинисты совмещают подъем стрелы и поворот ее к месту разгрузки, а также опускание стрелы с обратным поворотом к забою.

Рис. 15. Схема запасовкп стрелового каната для стрелы прямой лопаты:
1 — вертикальный блок, 2 — горизонтальные блоки, 3 — головные блоки, 4 — ось головных блоков

Ковш обратной лопаты (рис. 17) имеет комбинированную конструкцию: литой козырек и сварной корпус. Кроме сменных зубьев, расположенных, так же как и у ковша прямой лопаты, на режущей кромке козырька, ковш обратной лопаты имеет зубья, укрепленные на боковых его стенках. Назначение этих зубьев — подрезать боковые стенки траншеи во избежание заклинивания в них корпуса, так как это вызывает излишний расход энергии на преодоление трения ковша о стенки траншеи. Кроме того, боковые зубья позволяют при необходимости расширять отрытую траншею.

Ковш крепят к рукояти, так же как и ковш прямой лопаты, при помощи пальцев и тяг. Для изменения установки ковша сделаны отверстия на рукояти, в которые вставляют палец. В отверстие рекомендуется вставлять палец при малой глубине копания, особенно на плотных грунтах; в отверстие — при большой глубине копания.

Рукоять представляет собой полую сварную балку. На переднем ее конце сделаны отверстия для крепления ковша, на заднем — для установки блоков, через которые проходит подъемный канат. На рукояти сделаны также проушины для крепления ее к стреле.

Стрелу обычно используют от прямой лопаты. Смонтированный на верхней стороне передней части стрелы амортизатор предохраняет ее от ударов верхним кондом рукояти при выбрасывании ковша вперед для разгрузки или при резком опускании его на грунт.

Рис. 16. Схема работы обратной лопаты:
1 — ковш, 2 — тяговый канат, 3 — стрела, 4 — дополнительная стойка, 5 — подъемный канат, 6 — рукоять; I—III — положения ковша

Рис. 17. Ковш обратной лопаты:
1, 2 —зубья, 3, 4, 7 — пальцы, 5, 6 — отверстия, 8 — тяги

Дополнительная стойка (рис. 18) предназначена для увеличения угла между подъемным канатом и стрелой, что уменьшает нагрузку и, следовательно, износ каната. Без блоков, установленных на дополнительной стойке, невозможно было бы опускать стрелу достаточно низко, так как подъемный канат пересекал бы переднюю часть поворотной рамы. Стойку выполняют в виде портала, шарнирно укрепленного в проушинах поворотной рамы. В верхней части портала смонтированы блоки подъемного каната. Верхний конец стойки подвешен тягами или канатами к двуногой стойке. При работе дополнительная стойка не изменяет своего положения.

Обычная запасовка тягового каната и подъемного каната обратной лопаты показана на рис. 19. Недостатком такой запа-совки является то, что не развивается достаточного усилия для прижатия ковша к грунту, из-за чего уменьшается толщина срезаемой ковшом стружки грунта, а следовательно, ковш заполняется хуже и снижается производительность экскаватора. Во избежание этого на экскаваторах Э-157А, Э-1252А применяют новый способ запасовки тягового каната. Он отличается тем, что конец тягового каната, который обычно закрепляют на стреле, крепят на кронштейне поворотной рамы экскаватора ниже пяты стрелы. Таким образом, натяжение этой ветви тягового каната стремится повернуть стрелу по часовой стрелке и прижимает ковш к грунту. Практика показала, что это простое усовершенствование, которое может быть введено на эксплуатируемых машинах, существенно повышает производительность обратной лопаты, особенно в плотных грунтах.

Рис. 18. Дополнительная стойка:
1 — портал, 2 — блоки подъемного каната

Рис. 19. Запасовка канатов обратной лопаты:
1 — подъемный канат, 2, 3 — канаты, 4 — кронштейн по-

Читать далее: Унифицированное оборудование — прямая и обратная лопаты

Категория: – Эксплуатация экскаваторов


Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Обратная лопата – это… Что такое Обратная лопата?


Обратная лопата
        (a. backhoe, backacting shovel, drag shovel; н. Tiefloffelbagger; ф. pelle retro; и. pala de arrastre, pala mecanica de arrastre) – тип рабочего оборудования одноковшового экскаватора, обеспечивающий копание движением стрелы и рукояти c ковшом вниз и по направлению к самой машине, как правило, ниже уровня её установки. O. л. применяют гл. обр. для проходки канав, дренажных траншей и др. вспомогат. работ. Идея, заложенная в основу принципа работы O. л., была высказана голл. инж. A. Макари в 1763, однако практически реализована в новой конструкции экскаватора лишь в 19 в. после появления Прямой лопаты B. Отиса (США).
канат; 3 – стрела; 4 – тяговый канат; 5 – тяга; 6 – рукоять; 7 – ковш”>
Рис. 1. Механическая обратная лопата: 1 – неподвижная стойка; 2 – подъёмный канат; 3 – стрела; 4 – тяговый канат; 5 – тяга; 6 – рукоять; 7 – ковш.
        Различают механич. и гидравлич. O. л. Механические лопаты (рис. 1) выпускаются гл. обр. c канатной системой перемещения рабочего оборудования. Ковш экскаватора жёстко закреплён тягой на рукояти, к-рая шарнирно присоединена к верх. концу стрелы. Рукоять поворачивается при натяжении тягового или подъёмного каната (c одноврем. ослаблением другого). Угол наклона стрелы O. л., закреплённой шарнирно к платформе, непрерывно изменяется в процессе работы. При опускании стрелы зубья ковша под действием веса рабочего оборудования врезаются в забой. Копание породы осуществляется подтягиванием ковша к экскаватору тяговым канатом при расторможенном подъёмном канате. После того как ковш c породой будет подтянут к стреле, его вместе c рукоятью и стрелой поднимают из забоя, a затем вместе c платформой поворачивают к месту разгрузки. Выгружают породу (в отвал, трансп. сосуд, дробильный агрегат, бункер на уровне установки экскаватора или ниже) из ковша поворотом его вместе c рукоятью относительно стрелы. После этого рабочее оборудование перемещают в исходное положение для последующего цикла копания. B стр-ве и на карьерах механич. O. л. постепенно вытесняются гидравлич. O. л., имеющими лучшие кинематич. и весовые характеристики.

Рис. 2. Гидравлическая обратная лопата: 1 – ковш; 2, 3 – крепёжные звенья; 4 – гидроцилиндр поворота ковша; 5 – рукоять; 6 – гидроцилиндр поворота рукояти; 7 – удлинительная вставка; 8 – стрела; 9 – гидроцилиндр подъёма стрелы.
        Гидравлическая O. л. (рис. 2) включает в осн. те же гл. элементы, что и y механич. O. л., за исключением дополнит. стойки, поддерживающей подъёмный канат. Кроме того, подъём стрелы, поворот рукояти и ковша осуществляются за счёт усилий, создаваемых гидроцилиндрами. Под действием этих же гидроцилиндров, a также веса рабочего оборудования ковш внедряется в г. п.         
Гидроцилиндром можно изменять угол наклона ковша по отношению к рукояти. Это улучшает степень его загрузки, увеличивает скорость разгрузки и является одним из осн. преимуществ гидравлич. O. л. перед механическими. Выгрузка ковша гидравлич. O. л. в отличие от механической осуществляется поворотом ковша относительно рукояти.         
C 70-80-x гг. O. л. начинают чаще применять на открытых горн. работах при отработке вскрышных и добычных уступов нижним черпанием. Производительность экскаватора при оборудовании O. л. обычно на 10-15% ниже, чем при оборудовании прямая лопата.         
Наиболее крупный отечеств. карьерный экскаватор c оборудованием O. л.- ЭГО-8 (УЗТМ) c ковшом стандартной вместимости 8 м3, наибольшими радиусом и глубиной копания соответственно 21,5 и 12 м и массой 350 т (модификация прямой гидравлич. лопаты ЭГ-12A). Предполагается создание более крупных моделей O. л. на базе гидравлич. лопат ЭГ-20 и ЭГ-30. Зa рубежом наиболее крупной серийной O. л. является модель H-241 фирмы “Demag” (ФРГ) c ковшом 14 м3, наибольшими радиусом и глубиной копания соответственно 18,5 и 8 м и массой 270 т. Данная модель c удлинёнными стрелой и рукоятью, ковшом вместимостью 7,5 м имеет увеличенные параметры черпания; соответственно 22,2, 12,5 м. B качестве углепогрузчика O. л. модели H-241 имеет ковш вместимостью 21 м3 (для материала плотностью до 1,1 т/м3). P. Ю. Подэрни.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

  • Обрабатываемость камня
  • Обратный выброс

Смотреть что такое “Обратная лопата” в других словарях:

  • Обратная лопата — 6.1.1. Обратная лопата механизм, навешиваемый на заднюю часть погрузчика, который обычно копает материал ниже уровня стоянки, поднимает, перемещает с поворотом и выгружает материал, действуя стрелой, рукоятью и ковшом. Копание осуществляется… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Обратная лопата —         см. в ст. Механическая лопата …   Большая советская энциклопедия

  • ОБРАТНАЯ ЛОПАТА — рабочее оборудование одноковшового экскаватора, применяемое для рытья небольших котлованов и траншей, располож. обычно ниже уровня стоянки экскаватора. У такого экскаватора ковш обращён к машине и копает в направлении к экскаватору (см. рис.).… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Лопата механическая — – одноковшовый экскаватор с жесткой скользящей (прямая лопата) или с жесткой шарнирной (обратная лопата) связью ковша со стрелой. [Бадьин Г. М. и др. Строительное производство. Основные термины и определения. Изд. Ассоциации строительных вузов,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • лопата обратная — Сменное рабочее оборудование одноковшового экскаватора для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора с движением ковша к экскаватору [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строит. машины …   Справочник технического переводчика

  • Лопата обратная — – сменное рабочее оборудование одноковшового экскаватора для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора с движением ковша к экскаватору. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Рубрика… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ЛОПАТА ОБРАТНАЯ — сменное рабочее оборудование одноковшового экскаватора для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора с движением ковша к экскаватору (Болгарский язык; Български) обратна лопата (на багер) (Чешский язык; Čeština) hloubková lopata… …   Строительный словарь

  • зворотна лопата — обратная лопата backhoe, backacting shovel, drag shovel *Tieflöffelbagger тип робочого обладнання одноковшевого екскаватора, що забезпечує копання рухом стріли і рукояті з ковшем вниз і у напрямку до самої машини, як правило, нижче за рівень її… …   Гірничий енциклопедичний словник

  • Механическая лопата —         1) вид одноковшового экскаватора, характеризуемый жёсткой связью между стрелой и ковшом. М. л. выполняется в виде прямой либо обратной лопаты. Прямая лопата (рис., а) применяется для земляных работ в строительстве, для вскрышных и… …   Большая советская энциклопедия

  • механическая лопата — одноковшовый экскаватор с жёсткой скользящей (прямая лопата) или с жёсткой шарнирной (обратная лопата) связью ковша со стрелой. * * * МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОПАТА МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОПАТА, одноковшовый экскаватор с жесткой скользящей (прямая лопата) или с… …   Энциклопедический словарь


dic.academic.ru

4. Одноковшовые экскаваторы типа прямая напорная лопата.

В зависимости от системы напорного механизма и конструкции стрелы различают три основных типа прямой механической лопаты:

  • с зубчато-реечным механизмом напора;

  • с канатным механизмом напора;

  • колено-рычажные напорные лопаты.

Напорные лопаты предназначены для разработки массивов, расположенных выше уровня стояния машины, и способны осуществлять черпание ниже уровня стояния на незначительную глубину, достаточную только для само заглубления экскаватора при проходке траншей.

4.1. Экскаваторы типа прямая напорная лопата с выдвижной рукоятью и зубчато-реечным механизмом напора.

Прямая напорная лопата с выдвижной рукоятью (см. рис.4.1.) состоит из ковша 1, рукояти 2, удерживаемой седловым подшипником 3 и деталями напорного механизма.

Рис.4.1. Конструктивная схема прямой напорной лопаты с выдвижной

рукоятью и зубчато-реечным механизмом напора

1 – ковш; 2 – рукоять; 3 – седловой подшипник; 4 – стрела; 5 – поворотная платформа; 6 – шарнир; 7 – подвеска стрелы; 8 – подъемный канат; 9 – лебедка; 10 – головной блок; 11 – зубчатая рейка; 12 – кремальерная шестерня.

Стрела 4 опирается на поворотную платформу 5 с помощью шарнира 6 и поддерживается посредством подвески 7. Подъемный канат 8 от лебедки 9 проходит через головной блок 10 стрелы и соединяется с подвеской ковша. Зубчато-реечный механизм напора расположен на стреле и передает усилие на зубчатую рейку 11 рукояти через кремальерную шестерню 12.

Напорное усилие на ковше прямой лопаты создается с помощью специального механизма – механизма напора (рис.4.2.).

Рис.4.2. Зубчато-реечный механизм напора

1 – кремальерная шестерня; 2 – зубчатая рейка; 3 – рукоять; 4 – ковш;

5 – седловой подшипник; 6 – стрела; 7 – подъемный канат.

Усилие от привода механизма напора через кремальерную шестерню 1 и зубчатую рейку 2 передается на рукоять 3 ковша 4, передвигающуюся в седловых подшипниках 5. Привод механизма напора (электродвигатель) расположен на стреле 6 у седлового подшипника. Положение рукояти в седловом подшипнике позволяет ей поворачиваться в вертикальной плоскости относительно горизонтальной оси под действием усилия в подъемном канате 7, а также поступательно перемещаться в седловом подшипнике в результате действия напорного механизма.

Рукоять служит для передачи на ковш напорного усилия. В зависимости от числа балок различают однобалочные (внутренние) и двухбалочные (внешние) рукояти. Экскаваторы с зубчато-реечным механизмом напора имеют внешнюю рукоять, которая состоит из двух балок, охватывающих стрелу, выполненную в виде одной балки. Двухбалочная рукоять охватывает стрелу снаружи и проходит через два направляющих гнезда седлового подшипника, смонтированного на напорном валу снаружи конструкции стрелы.

Таблица 4.1.

Техническая характеристика экскаваторов прямая напорная лопата с выдвижной рукоятью и зубчато-реечным механизмом напора производства АО «УЗТМ»

Показатели

Модель экскаватора

ЭКГ-5А

ЭКГ-20А

Вместимость ковша, м3

5,2

20

Угол наклона стрелы, градус.

45

45

Длина стрелы, м

10

17

Максимальный радиус черпания, м

14,5

22,1

Максимальная высота черпания, м

10,3

17,9

Максимальный радиус разгрузки, м

12,3

20

Скорость передвижения, км/ч

0,55

0,9

Теоретическая продолжительность цикла, с *

23

28

Конструктивная масса экскаватора (без противовеса), т

154

900

Масса противовеса, т

40

160

На базе серийного экскаватора ЭКГ-5А выпускается экскаватор

ЭКГ-5Д, оборудованный дизель-электрическим приводом, дающим возможность эксплуатировать машину в условиях отсутствия линии электропередачи.

studfiles.net

Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Экскаваторы



Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата

У экскаватора с оборудованием прямая лопата ковш имеет небольшой вылет относительно самой машины. Этот экскаватор копает грунт с уровня своей стоянки.

Прямую лопату выгодно применять при разработке выемок, котлованов и др., когда экскаватор располагается на их дне. Такая разработка требует вывоза откопанного грунта в отвал с использованием автотранспортных средств (автосамосвалов). В этом случае размеры забоя рекомендуется принимать по табл. 1.
Максимальная высота забоя при работе экскаватора с прямой лопатой принимается равной максимальной высоте копания. Однако при этом учитывается и безопасность работ, так как если высота забоя будет слишком велика, то ковш подрежет стенку забоя, и может образоваться козырек, нависающий над машиной. Это небезопасно из-за возможного его обрушения.

Нужно также следить за тем, чтобы с верхней поверхности забоя до начала работ были удалены камни, пни и другие крупные предметы, которые при работе экскаватора могут упасть вниз и либо повредить машину, либо перегородить пути движения экскаватора и автотранспорта.

Для высокопроизводительной работы экскаватора с прямой лопатой машинист должен выполнять следующие специфические приемы, проверенные на практике:
вести разработку забоя, начиная с его части, наиболее близкой к автотранспорту, и в дальнейшем захватывая последующие зоны забоя; копать грунт с вылетом рабочего оборудования, составляющим 3/4 максимального;
чисто срезать грунт на уровне дна забоя с тем, чтобы избежать применения для планировки поверхности вспомогательных механизмов (бульдозера и др.), так как это приводит к непроизводительным потерям времени;
передвигать экскаватор вдоль забоя по мере его разработки на расстояние, не превышающее половины возможного вылета рукояти с ковшом относительно стрелы.

Погружая грунт в автосамосвалы, очень важно так расположить транспортное средство, чтобы экскаватор мог работать с наименьшими углами поворота. Уменьшение угла поворота платформы, как известно, прямо сказывается на увеличении производительности экскаватора из-за сокращения рабочего цикла. Опыт показывает, что время,затрачиваемое на поворот платформы к месту выгрузки, и время возвратного поворота платформы составляет до 50% полного рабочего цикла. Значит, чем удобнее для экскаватора расположен автосамосвал, тем выше производительность экскаватора. Наиболее рациональны углы поворота до 70°. Однако их величина зависит от возможностей забоя.

Наиболее выгодно использовать транспортные средства с объемом кузова, в 6 раз большим вместимости ковша.

Экскаватор с оборудованием прямая лопата может работать в забоях двух типов: лобовом (тупиковом) и боковом (рис.38). Лобовым называется такой забой, который образует в массиве грунта замкнутое с трех сторон пространство.

Рис. 38. Схемы работы экскаватора с оборудованием прямая лопата
а – в лобовом глубоком забое; б – в лобовом мелком забое; в – в боковом глубоком забое; г – в боковом мелком забое

Выход из такого забоя только назад, в направлении начала движения экскаватора. Боковым называется забой, который замкнут спереди и сбоку от машины. Выход из такого забоя для экскаватора возможен и вбок.

Лобовые забои могут различаться по высоте. Если высота забоя обеспечивает заполнение ковша “с шапкой” за один проход ковша от подошвы забоя до его верхней кромки, то такой забой считается глубоким. Если же высота забоя не превышает 1,5-2 м забой считается мелким.

Лобовые забои применяются реже, чем боковые, так как в них не всегда удобно работать автосамосвалам и ниже производительность экскаваторов.

При работе в глубоком лобовом забое экскаватор располагается вдоль оси забоя и по мере копания передвигается вперед. Водители автосамосвалов при этом вынуждены подавать транспорт под нагрузку задним ходом, а машинист экскаватора должен поворачивать платформу на довольно большой угол, до 150-170°. По этой схеме во время того, как машинист загружает один автосамосвал, задним ходом к месту погрузки подается другой. Недостаток этой схемы еще и в том, что автотранспорт передвигается по дну забоя иногда в неудовлетворительных грунтовых условиях (особенно после дождей).

Однако такая схема работы может быть целесообразна, если требуется прорыть неширокую, но глубокую выемку небольшой протяженности.

Более рациональная схема работы экскаватора возможна в лобовых неглубоких забоях (рис. 38,б), так как в них машинист имеет возможность загружать автосамосвалы, подъезжающие к месту загрузки по верху забоя. В этом случае сбоку от себя экскаватор копает грунт не на весь вылет ковша. При этом угол поворота платформы может не превышать 70° — вдвое меньше, чем в лобовом глубоком забое.

Проще работать и водителю автосамосвала, так как автомашина подъезжает передним ходом и не требуется ее сложного маневрирования, а кроме того, проезд по нетронутой поверхности грунта легче, чем по копаной.

По этой схеме работы автосамосвалы могут подаваться как с одной, так и с двух сторон от забоя. Направление их подъезда зависит от желания водителя. Однако следует иметь в виду, что с точки зрения безопасности работ лучше, когда ковш подносится к кузову не со стороны кабины автомобиля, а с противоположной ей стороны, поэтому можно считать более целесообразным направление движения автосамосвалов как показано на рис. 38, б.

Боковой забой (см.рис.38,в) более удобен для работы экскаватора с автосамосвалами, так как в нем легко организовать подъезд любого количества транспортных средств сбоку от забоя по его дну. Экскаватор располагается в забое так, что с одной стороны от него находится стенка забоя, а с другой открытое пространство, где проходит путь автосамосвалов. По мере разработки забоя перед собой экскаватор перемещается на новое место, освобожденное от грунта.

Несмотря на то, что путь транспорта идет по дну забоя, свободное пространство сбоку способствует удалению с поверхности грунта влаги, затрудняющей движение колесных .машин. Угол поворота платформы экскаватора на выгрузку при данной схеме работы не превышает 70°, поэтому производительность экскаватора достаточно высока.

Автосамосвалы могут меняться местами в тот момент, когда экскаватор набирает грунт, и таким образом потери времени на смену транспортных средств исключены. Производительность экскаватора с прямой лопатой в боковом забое выше, чем в лобовом.

Если боковой забой неглубок (рис.38,?), т.е. не превышает по высоте 1,5-2 м, экскаватор может располагаться так же как в глубоком, а автосамосвалы двигаться как по дну забоя (слева), так и по поверхности грунта (справа). Небольшая высота забоя позволяет вести их бесперебойную загрузку справа от экскаватора, но при этом он работает не на полном радиусе копания. Угол поворота платформы экскаватора в обе стороны в этом случае может не превышать 70°, что позволяет достичь высокой производительности машины.

Читать далее: Применение экскаваторов с рабочим оборудованием обратная лопата

Категория: – Экскаваторы


Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

10. Технология разработки грунтов экскаваторами с рабочим оборудованием «прямая лопата»

Экскаваторы с прямой лопатой, ведут разработку грунта выше уровня своей стоянки. Ковш при этом движется снизу вверх и от экскаватора. Прямой лопатой разрабатывают грунт чаще с погрузкой в транспортные средства.

Ковш прямой лопаты заполняется грунтом при движении вверх вдоль откоса забоя (рис.5.4). Радиус резания прямой лопаты — расстояние от зубьев ковша до оси поворота экскаватора — величина, переменная по высоте.

Наиболее характерные радиусы резания — наибольший и на уровне стояния. Каждый из них имеет два значения: минимальное Rрmin и R0min при втянутом положении рукояти до отказа назад и максимальное Rрmax и Romax при выдвижении рукоятки вперед напорным механизмом. Значение их зависит также от угла наклона стрелы. Наибольший радиус резания экскаватора измеряют на уровне расположения напорного вала.

Рис. 5.4. Рабочее оборудование для земляных работ и рабочие параметры прямых лопат.

Рис. 5.5. Схема забоя и основные рабочие параметры гидравлических экскаваторов

с рабочим оборудованием прямая лопата: максимально возможная высота копания; наибольший и наименьший радиусы копания (резания) на уровне стоянки экскаватора Rрmax и Rрmin; радиус выгрузки Rв; высота выгрузки Hв.

Минимальный радиус резания на уровне стояния прямой лопаты определяется расстоянием от оси экскаватора до точки касания земли зубьями ковша, которая находится примерно на вертикали, проходящей через ось напорного вала.

Высота забоя прямой лопаты имеет три значения: минимальное, нормальное, максимальное.

Минимальная высота забоя соответствует глубине выемки, при которой достигается заполнение ковша за одно черпание. На легких грунтах с малым сопротивлением резанию толщина стружки может быть большая, что позволяет сократить длину набора. В тяжелых грунтах из-за малой толщины стружки минимальная высота забоя будет больше.

В среднем нормальная высота забоя прямой лопаты равна высоте напорного вала hнв над уровнем стояния экскаватора.

Максимальная высота забоя соответствует наибольшей возможной высоте подъема ковша над уровнем стояния экскаватора. При высоте забоя, превышающей наибольшую высоту резания грунта экскаватором, сверху образуется так называемый козырек, особенно в связных и влажных грунтах. При обрушении козырька могут быть нанесены повреждения механизмам и обслуживающему персоналу.

Наибольший радиус выгрузки Rвmax так же как и радиус резания, измеряют при положении зубьев ковша на уровне оси напорного вала (рис. 5.5). Этому же положению соответствует нормальная высота выгрузки Нв, измеряемая от уровня стояния экскаватора до нижней кромки открытого, свободно висящего днища ковша. При максимально поднятом вверх ковше будет наибольшая высота выгрузки Rвmax и соответствующий ей радиус выгрузки Rв.

Разработку грунта ЭО прямая лопата производят лобовым и боковым забоем.

При лобовом забое экскаватор разрабатывает за один проход грунт впереди и сбоку от оси хода, которую совмещают с осью выемки. Разрабатываемый грунт грузят в транспортные средства, располагаемые на уровне подошвы забоя сзади экскаватора. При данном способе разработки угол поворота ЭО к транспортному средству достигает 140…1800, что значительно снижает производительность экскаватора. Поэтому лобовой забой принимают крайне редко, в основном при устройстве въездного пандуса в котлован или при разработке первой (пионерной) проходки.

При боковой разработке экскаватор черпает грунт преимущественно сбоку от оси по ходу экскаватора, который выгружают в транспортные средства, размещаемые либо на уровне стояния экскаватора, либо несколько выше на уступе, причем ось передвижения транспортных средств располагают параллельно оси хода экскаватора. Этот вид разработки возможен при широкой выемке, осуществляемой за два и более прохода.

Разработка боковым забоем предпочтительна, так как обеспечиваются лучшие условия для подъезда и погрузки транспортных средств, уменьшается угол поворота экскаватора, что способствует более производительной работе машин.

Ширина выемки поверху при лобовом забое может колебаться в значительных пределах

Вл = (0,8…1,9) Rр.

При ширине забоя поверху (0,8… 1,5) Rр безрельсовые транспортные средства (самосвалы) подают с одной стороны сзади экскаватора, а при ширине поверху (1,5…1,9) Rр — с обеих сторон экскаватора попеременно, что исключает простои экскаватора при смене транспортных единиц и уменьшает среднее значение угла поворота. В некоторых случаях для сокращения холостых проходов экскаватора и облегчения условий маневрирования автосамосвалов можно применить уширенный до 2,5 Rр лобовой забой с перемещением экскаватора по зигзагу.

При ширине выемки, превышающей 2Rр разработку грунта осуществляют при боковом забое прямых лопат, когда экскаватор черпает грунт преимущественно с одной стороны от оси перемещения и частично впереди себя.

С одной стоянки экскаватор может выбрать грунт впереди себя на длину не больше чем длина напорного хода рукояти — lн.

Шаг экскаватора

Ш = (0,75…0,08) lн.

Чтобы уменьшить недоборы по откосу уступа, не допускают работу экскаватора с предельными значениями радиусов резания. Тогда с учетом длины шага экскаватора расстояние от оси экскаватора до бровки откоса забоя не может быть больше:

Вести разработку грунта в сторону транспортных средств нецелесообразно с поворотом в плане на угол более 45°, так как при большем угле затрудняется набор грунта, который отодвигается в выработанное пространство, за пределы радиуса резания экскаватора.

Наибольшая ширина ленты при боковой разработке

Вл = В1 + В2 – (Rр – R0 max).

При боковом забое транспортные средства могут размещаться не только на уровне стояния экскаватора, на уступе со стороны выработанного пространства, на поверхности земли (при небольшой глубине выемки).

Транспортные средства следует размещать на некотором расстоянии от подошвы откоса (0,5…1,0 м), а также вне зоны обрушения грунта, если они стоят на уступе выше экскаватора.

Среднее значение угла поворота в плане определяется между направлениями на центр тяжести разрабатываемой части грунта в центр тяжести места выгрузки.

Возможность опускания рукояти ниже уровня стояния экскаватора позволяет ему самостоятельно войти в забой без помощи других механизмов. Заглубление происходит с постепенным продвижением вперед при уклоне пути не более 1:8…1:10. Образовавшаяся траншея дает возможность пройти следующую ленту с большей глубиной, так как транспортные средства уже могут перемещаться по дну первой (пионерной) траншеи.

Если проектная глубина выемки значительно превышает максимальную глубину резания экскаватора, то разработку ведут в несколько ярусов, число которых определяется так:

nя = Н/Нр max,

где Н — глубина выемки; Нрmax — максимальная глубина резания принятым экскаватором; nя — число ярусов разработки с округлением до большего целого.

Вход экскаватора в каждый ярус осуществляется прокладкой пионерных траншей, глубина которых определяется условиями погрузки грунта.

В процессе разработки грунта прямой лопатой откосы выемки получают криволинейную форму, что обычно не соответствует заданной форме откоса. Это требует последующих доработок другими механизмами (драглайнами, бульдозерами, экскаваторами и др.).

studfiles.net