Экскаватор непрерывного действия – Экскаватор непрерывного действия — Википедия

Экскаваторы непрерывного действия (ЭНД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

2.3. Экскаваторы непрерывного действия (ЭНД)

      

       2.3.1. Устройство, назначение, классификация и индексация ЭНД

 

 

Экскаваторы, непрерывно  разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал, называют экскаваторами непрерывного действия.       

Рабочими  органами  экскаваторов непрерывного действия являются  ковши, скребки или резцы, укрепленные на замкнутой цепи (цепные экскаваторы) либо на роторе (роторные экскаваторы).  Благодаря непрерывности процесса копания обеспечивается производительность, в 1,5…2 раза бόльшая, чем у одноковшовых экскаваторов на единицу установленной мощности.

       Экскаваторы непрерывного действия классифицируют по многим  признакам. В таблице 2.13 приведена общая схема классификации экскаваторов непрерывного действия. 

     Для экскаваторов непрерывного действия принята соответствующая буквенно-цифровая индексация. В буквенном  индексе траншейных экскаваторов первые две буквы ЭТ означают: экскаватор траншейный, а третья  – тип рабочего органа:  Ц – цепной;  Р – роторный. В цифровом индексе первые две цифры означают наибольшую глубину отрываемой траншеи (в дм), третья – порядковый номер модели.

       Первая из дополнительных букв после цифрового индекса, как и в индексе одноковшовых экскаваторов, означает  порядковую модернизацию машины (А, Б, В и т.д.), последующие – климатическое исполнение машины (ХЛ, С, Т, ТВ). Например, индекс ЭТЦ–252 обозначает: экскаватор траншейный цепной с глубиной копания 25 дм (2,5 м), вторая модель, первая модернизация.

       Плужно-роторным экскаваторам-каналокопателям присвается индекс МК (мелиоративный каналокопатель) и порядковый номер по реестру, например, МК–23. Цепным экскаваторам поперечного копания присваивается индекс ЭМ (экскаватор мелиоративный) и буквенная часть по аналогии с траншейными экскаваторами продольного копания, в которой первые две цифры означают емкость ковша в л. Например, ЭМ–251А – это экскаватор поперечного копания с ковшами вместимостью 25 л, первая модель, первая модернизация.

       Карьерные роторные стреловые экскаваторы имеют индекс ЭР (экскаватор радиального копания) и цифровую часть, в которой первые три цифры – емкость ковша в л (025 – 25 л; 050 – 50 л; 100 – 100 л), а четвертая – номер модели машины. Например, ЭР–1001 – роторный стреловой экскаватор с ковшами вместимостью 100 л, первая модель. Этот экскаватор выполнен на базе одноковшового экскаватора 6-й размерной группы.

 

 

Таблица 2.13

Схема классификации экскаваторов непрерывного действия

Признак классификации

 

 

Индекс

 

 

Наименование

характер

перемещения

рабочего

органа

тип

рабочего

органа

 

назначение

 

 

 

 

Продольное

копание

Цепной

Траншейные

ЭТЦ

(ЭТН,

ЭТУ)*

Цепные траншейные экскаваторы

Дрено-

укладочные

ЭТЦ

(ЭТН)

Экскаваторы-дреноукладчики

Роторный

Траншейные

ЭТР

(ЭР)

Роторные траншейные экскаваторы

Шнеко-

роторный

Канальные

ЭТР

 

Шнеко-роторные экскаваторы-каналокопатели

Двух-

роторный

Канальные

ЭТР

(КФН)

Двухроторные экскаваторы-каналокопатели

Плужно-

роторный

Канальные

МК

Плужно-роторные каналокопатели

Поперечное

копание

Цепной

Крьерные

Мелиоративно-ремонтные

ЭМ

МР

Цепные экскаваторы поперечного копания

Радиальное

копание

Роторный

Карьерные

ЭР

Роторные стреловые экскаваторы

       * В скобках указаны встречающиеся в литературе устаревшие индексы

 

Цепные траншейные экскаваторы (табл. 2.14) смонтированы на колесных и гусеничных тракторах.  Рабочее оборудование  (рис. 2.4) состоит из ковшовой рамы 1, по направляющим которой перемещается ковшовая цепь 2 с укрепленными на ней ковшами 3, плужками или скребками. Поднимается и опускается рама при помощи канатного, гидравлического или цепного привода. Ковшовая цепь приводится в движение при одномоторном приводе через редуктор и цепную передачу от двигателя. На современных экскаваторах часто применяется многомоторный привод и гидродинамическая передача с гидротрансформатором.

Ковшовый рабочий орган траншейного экскаватора представляет собой короткий ковш 3. При очень малой ширине траншеи (0,2…0,5 м) применяют плужки или скребки. Для прорезания щелей в мерзлых и полускальных грунтах используют цепи с зубьями (бары). Для изменения ширины траншеи на ковшах крепят боковые ножи-уширители, устанавливают специальные фрезы на ковшовой раме, а также ковши разной ширины. Ковши снабжают зубьями, которые иногда располагают в шахматном порядке.

Таблица 2.14

Технические параметры цепных многоковшовых траншейных экскаваторов

Модель

Базовый трактор

Мощность двигателя, кВт

Масса,

Т

Размеры траншеи, м

глубина

 ширина

с ковшовыми рабочими органами

ЭТЦ-171

ЭТЦ-201

ЭТУ-353

ЭТУ-354

ЭТЦ–151

ЭТЦ-202

ЭТЦ-205С

ЭТЦ-252А

ТТ-4

Т–130МГ-1

ТТ–4

38

39

42

49

81

36,7

82

81

9,75

8,325

12,060

12

19,8

9,9

20,5

19,5

1,85

2,2

3,5

3,5

1,5

2,0

2,0

2,5

0,5

0,5

0,8

0,8

0,65; 0,8

0,5

0,65; 0,9

0,8; 1,0

 

 

Рис. 2.4. Экскаватор траншейный цепной

 

1 – ковшовая рама; 2 – цепь; 3 – ковши; 4 – ролики; 5 – направляющая рама; 6 – вал ведущей звездочки; 7 – бункер; 8 – двигатель; 9 – коробка передач; 10 – ленточный конвейер; 11 – ходовое оборудование;

12 – натяжная звездочка

 

Роторные траншейные экскаваторы по сравнению с цепными отличаются более высоким КПД (нет цепей, работающих в абразивной среде) и, следовательно, меньшей энергоемкостью разработки грунта. При равной с цепным экскаватором массе роторный экскаватор производительнее, поскольку допускает более высокую скорость резания грунта. Однако роторные экскаваторы имеют бóльшие габаритные размеры и массу, чем цепные. Это связано с тем, что наибольшая глубина траншеи не превышает 0,6 диаметра ротора. Таким образом, например, для копания траншеи глубиной 3,5 м понадобился бы ротор диаметром около 6 м. Поэтому роторные экскаваторы выпускают с максимальной глубиной копания 2,5 м.

Роторный траншейный экскаватор (рис. 2.5) в обычном исполнении является самоходной машиной и состоит из двух основных частей: тягача и рабочего оборудования. Гусеничные тягачи ЭТР выполняют на базе переоборудованных серийных гусеничных тракторов, у которых уширен и удлинен гусеничный ход, в трансмиссию включен ходоуменьшитель для получения рабочих скоростей передвижения машины (10…500 м/ч), имеется дополнительная рама 13 для монтажа рабочего оборудования и механизмы для подъема рабочего оборудования.

 

 

Рис. 2.5. Экскаватор траншейный роторный

 

1– гидроцилиндры; 2 – обоймы со звездочками; 3 – цепь; 4 – ведущая звездочка; 5 – двойная цепная передача; 6 – ленточный конвейер; 7 – рама ротора; 8 – колесо; 9 – скребок; 10 – ковши; 11 – ротор; 12 – направляющие ролики; 13 – основная рама

 

Рабочее оборудование включает в себя ротор 11 с ковшами 10 (либо зубьями), ленточный конвейер 6, скребок (зачистное устройство) 9, ножевой откосник.  Ротор направляется и поддерживается направляющими роликами 12, попарно установленными на раме 7. Для уширения траншей дополнительно навешиваются боковые откосники. Поднимается и опускается рама вместе с ротором подъемным механизмом, состоящим из двух гидроцилиндров 1, на штоках которых укреплены подвижные обоймы  со звездочками 2. Вращающий момент на ротор передается от ведущей звездочки 4 двойной цепной передачей 5, которая удлиняется при опускании ротора в грунт.

Техническая характеристика отечественных роторных траншейных экскаваторов приведена в табл. 2.15.

Таблица 2.15

Технические параметры роторных траншейных экскаваторов

Модель

Базовая

машина

Мощность двигателя, кВт

Масса,

т

Размеры траншеи, м

глубина

ширина

с ковшовыми рабочими органами

ЭТР-141
ЭТР-161

ЭТР–162

ЭТР–204А

ЭТР–223А

ЭТР–224А

ЭТР–231

ЭТР-253

ЭТР–253А

ЭТР-254А

ЭТР-301А

ЭР-4А

ЭР-5

ЭР-51

ЭР-7АС

ЭР-7АМ ЭР-7Г

ЭР-7Е

ЭР-7П

Т-74

Т-74

ДТ–75С2

Т–130.1Г-1

Спец.  шасси

–«–

–«–

ДЭТ-250

ДЭТ–250М

Т-130; К-701

Т-150

ДТ-75

Т-100

Т-100

Т-100

Т-100М

Т-100М

Т-100М

Т-100М

59

59

55

118

125

125

184

222,8

220

240

118

59

79

79

79

79,4

79,4

79,4

79,4

11,6

13,1

12,33

31,4

33,5

31,6

35,5

59,5

61,8

49,5

32

18,58

25

26

25

24,45

24,5

24,5

25

1,4

1,6

1,6

2

2,2

2,2

2,3

2,5

2,5

2,5

3

1,8

2,2

2,2

2,0

2,0

2,2

1,7

2,2

0,6

0,8

0,8

1,2

1,5

0,85

1,8

1,8; 2,1

2,1

1,8;  2,1

1,2

0,9; 1,1

1,2

1,2; 1,45

0,9

1,2

1,7

1,4

0,85…1,1

 

По способу соединения рабочего оборудования с тягачом роторные траншейные экскаваторы подразделяются на навесные и полуприцепные. У полуприцепных экскаваторов рабочее оборудование опирается спереди на тягач, а сзади – на дополнительную пневмоколесную опору.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

zinref.ru

Разработка грунта экскаваторами непрерывного действия

У экскаваторов непрерывного действия все операции по разработке грунта выполняются одновременно и непрерывно. По типу рабочего органа экскаваторы подразделяют на цепные многоковшовые и скребковые, роторные многоковшовые и бесковшовые. По характеру движения рабочего органа экскаваторы делятся на экскаваторы продольного, поперечного и радиального копания. У первых направление движения рабочего органа (ротора, ковшовой цепи) совпадает с направлением движения машины. У вторых оно перпендикулярно направлению движения машины. У третьих рабочие органы поворачиваются относительно базы машины (роторные стреловые экскаваторы).

По типу ходового оборудования различают экскаваторы на гусеничном, пневмоколесном и рельсовом ходу.

Цепные экскаваторы продольного копания (непрерывного действия) (рис.20, а, б) применяются для отрывки траншей под кабели, трубопроводы и другие коммуникации с небольшим объемом работ в грунтах первой группы без каменных включений. После срезки ковшами грунт поднимается наверх, откуда скребками, шнеками и отвальным устройством сдвигается в сторону от траншеи.

Рис.20. Экскаваторы непрерывного действия

а, б – экскаватор продольного копания – цепной и роторный;

в – плужный канавокопатель;

г – экскаватор поперечного копания.

Роторные экскаваторы продольного копания имеют по сравнению с цепными более высокую производительность, но и большую массу. Они используются при больших объемах земляных работ и разработке выемок под крупные линейно-протяженные сооружения.

Плужные канавокопатели (рис.20, в) применяются для отрывки каналов полного профиля при создании оросительных и осушительных сетей.

Экскаваторы поперечного копания (рис.20, г) выпускаются с – цепным рабочим органом и применяются при добыче строительных материалов (песка, глины), мелиоративных и других работах.

Роторные стреловые экскаваторы (рис.21) применяются в промышленном, транспортном и мелиоративном строительстве при разработке крупных котлованов, прокладке каналов, тоннелей, устройстве дамб и плотин, разработке грунта в стесненных условиях. Они имеют небольшие размеры и обладают хорошей маневренностью. Грунт разрабатывается вращающимся ротором при одновременном повороте роторной стрелы в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Срезанный грунт через ленточный транспортер перегружается в транспортное средство и отвозится от места разработки.

Рис.21. Схемы разработки грунта роторными стреловыми экскаваторами

а – при открытой разработке;

б – при закрытой разработке.

Разработка грунта землеройно-транспортными машинами

К основным землеройно-транспортным машинам относятся скреперы, бульдозеры, грейдеры, которые разрабатывают грунт, перемещают его, разгружают в насыпь и возвращаются в забой порожняком.

Скреперы предназначены для послойного копания грунтов в материковом залегании, их транспортирования и отсыпки в земляные сооружения с планированием слоями равномерной толщины. Скреперы применяют для разработки талых грунтов I и II групп, в том числе грунтов с каменистыми включениями.

При работе на непереувлажненных суглинках, лессах, черноземах и почвах с примесями гравия и гальки скреперы загружаются с “шапкой” и разгружаются полностью; эти же грунты, но высохшие и отвердевшие, а также глины, солончаки и дресву необходимо предварительно разрыхлить плугами или рыхлителями, чтобы обеспечить нормальную загрузку скреперов.

При сухих сыпучих песках скреперы загружаются на 60…70% геометрической вместимости. На липких и переувлажненных грунтах работа скреперов малопроизводительна вследствие прилипания грунта к днищу и стенкам ковшей. На горизонтах ниже уровня грунтовых вод скреперы неработоспособны.

Применяют прицепные (с объемом ковша 3… 10 м), полуприцепные (4,5… 5 м) и самоходные (8… 25 м) скреперы (рис.22).

Рис.22. Скреперы

а, б –прицепные двух- и одноосные;

в – полуприцепной;

г – самоходный;

д – самоходный в паре с бульдозером-“толкачом”.

Прицепные и полуприцепные скреперы наиболее эффективны при транспортировке грунта на расстояние до 1000 м, а самоходные – на расстояние до 3000 м.

Рабочий цикл скрепера состоит из последовательно повторяющихся операций: порожний ход, загрузка ковша, груженый ход и разгрузка.

Скрепер снимает ковшом стружку грунта толщиной 0,12… 0,35 м.

Набор грунта производят при прямолинейном движении скрепера или движении под уклон. При разработке плотных грунтов для увеличения толщины стружки применяют тракторы-толкачи (см. рис.22, д), число которых зависит от типа скрепера, вместимости ковша и дальности транспортировки (1 толкач на 2…6 скреперов).

Скреперы набирают грунт (в зависимости от его вида) различными способами (рис.23). Способ набора грунта постоянной толщины тонкой прямой стружкой применяют на связных грунтах при работе под уклон; клиновой стружкой (переменной толщины) – при разработке связных грунтов на горизонтальных участках; гребенчатой стружкой с переменным заглублением и выглублением ковша – при разработке сухих суглинистых и глинистых грунтов на горизонтальных участках; клевковой стружкой (разновидность гребенчатого способа) – при разработке сухих песчаных и супесчаных грунтов. В зависимости от характера возводимого сооружения, взаимного расположения мест разработки и укладки грунта и местных условий применяют эллиптическую, спиральную, “восьмеркой”, зигзагообразную, челночно-поперечную и челночно-продольную (см. рис.23, д-к) схемы движения скреперов.

Тяжелые грунты, а также грунты с примесями, предварительно разрыхляют на толщину срезаемой стружки. Для рыхления применяют рыхлители, являющиеся прицепным оборудованием к гусеничному трактору или навесным – к бульдозеру.

Рис.23. Схемы срезания грунта скреперами и траектории их движения

а, б, в, г – соответственно срезание грунта постоянной толщины (h) и длины (L), клиновой, гребенчатый и клевковый способы;

д, е, ж, з – траектории движения соответственно эллипс, спираль, восьмерка, зигзаг;

и, к – челночно-поперечная и челночно-продольная траектории движения.

Бульдозеры бывают с неповоротным и поворотным отвалом.

Бульдозеры используют для обратной засыпки, сооружения насыпей из грунтов боковых резервов, грубого планирования земляных поверхностей и подготовительных работ, а также для распределения грунтовых отвалов при работе экскаваторов и землевозов, формирования террас на косогорах, штабелирования сыпучих материалов и др.

Бульдозеры применяют при перемещении грунта на расстояние 10… 70 м и более при благоприятных условиях (попутных уклонах путей перемещения, легких грунтах). Для уменьшения потерь отвалы могут оборудоваться открылками и козырьками.

В цикл работы бульдозера (рис.24) входят следующие операции: резание и набор грунта методом снятия стружки; перемещение грунта с надвижкой его отвалом; возвратный холостой ход.

Планировка площадок бульдозерами выполняется преимущественно траншейным и послойным способами.

Рис.24. Схемы основных операций при работе бульдозера

а – транспортное положение и рыхление грунта;

б – резание и набор грунта;

в – перемещение грунта;

1 – трактор;

2 – отвал;

3 – толкающий брус;

4 – рыхлитель;

5 – призма грунта перед отвалом.

При траншейном способе (рис.25, в) выемку разбивают на ярусы глубиной 0,4…0,5м. Разработку каждого яруса ведут траншеями на ширину отвала, оставляя между ними полосы нетронутого грунта шириной 0,4…0,6 м. Эти валы срезают бульдозерами в последнюю очередь. Траншейный способ исключает значительные потери грунта при его транспортировании и поэтому более производителен.

Рис.25. Схемы резания и перемещения грунта бульдозером

а – под углом;

б – на горизонтальном участке;

в – траншейным способом;

г – послойным способом;

1 – участок резания;

2 – участок перемещения;

3 – участок разгрузки;

4 – насыпь;

5 – выемка

При послойном способе (рис.25, г) выемку разрабатывают слоями на толщину снимаемой стружки за один проход бульдозера последовательно по всей ширине выемки или отдельными его частями. Этот способ прост и используется чаще, чем траншейный.

При перемещениях грунта на расстояние свыше 40 м применяют способ разработки с промежуточным валом, а также спаренную работу двух бульдозеров. Отсыпку грунта ведут послойно, начиная с более удаленной точки от места забора. При дальности перемещения до 70 м бульдозер возвращается в забой для повторения цикла задним ходом без разворота машины. При работе бульдозера в особо плотных грунтах (выше III группы) грунт предварительно разрыхляют.

Грейдеры (рис.26) предназначены для планировочных я профилировочных работ при строительстве дорог, аэродромов и других линейных и площадных объектов. По трудности разработки! грейдерами грунты подразделяют на I, II и III группы. Грейдеры применимы в грунтах с отметкой выше уровня грунтовых вод и неработоспособны на заболоченных землях.

Эффективность работы грейдеров обеспечивается при рабочих ходах протяженностью более 0,5 км.

Рис.26. Конструкция и схемы работы грейдера

а – вид сбоку;

б – резание грунта;

в, д – планирование дорожного полотна откоса выемки;

г – поворот отвала;

1 – рама;

2 – поворотный круг;

3 – тяговая рама;

4 – ось тяговой рамы;

5 – ось поворотного круга;

6 – отвал.

Грейдер-элеваторы (рис.27) применяются при копании грунта I… III групп в равнинных местностях и отсыпке его в линейно-протяженные земляные сооружения из боковых резервов. Они подразделяются на полуприцепные (к трактору) или навесные (на автогрейдеры).

Рис.27. Схемы работы и агрегирования грейдер-элеваторов

а, б – сооружение дорожной насыпи и канала;

в, г – полуприцепной и навесной грейдер-элеваторы;

1 – транспортер;

2 – плуг.

studfiles.net

51. Классификация и принципиальные схемы экскаваторов непрерывного действия. Назначение. Произв-ть.

Экскаваторы непрерывного действия все операции рабочего процесса выполняют одновременно, т.е. вместе с копанием грунта происходит выгрузка ковшей и транспортирование грунта из забоя в отвал или транспортные средства. Принцип непрерывности рабочих процессов дает повышенную производительность. Вместе с тем эти экскаваторы менее универсальны, чем одноковшовые. Экскаваторы непрерывного действия различают: по назначению: строительные и карьерные; по направлению перемещения машин вдоль забоя: продольного, поперечного и радиального копания; по конструкции рабочих органов: цепные и роторные. В строительстве наиболее широко используют экскаваторы продольного копания -траншейные, для получения траншей под инженерные коммуникации, ленточные фундаменты зданий, для сооружения каналов и водопроводов, при выполнении мелиоративных работ. Экскаваторы поперечного и радиального копания применяют в основном для вскрышных работ, открытых разработок полезных ископаемых и при разработке крупных карьеров строительных материалов (песка, гравия, глины).

50. Экскаваторы с оборудованием «драглайн» и «грейфер». Схемы устройства. Область применения. Производительность. -драглайн —для разработки грунтов, расположенных ниже уровня стоянки экскаваторов, в основной при рытье котлованов, при возведении насыпей, расчистке русел рек и каналов и т. п.; Отличительной особенностью экскаваторов с оборудованием драг­лайнов (рис. 132) является наличие удлиненной решетчатой стрелы и гибкой канатной подвески ковша. Драглайн имеет большие радиус действия и глубину копания, что позволяет разра­батывать большие по сечению траншеи и котлованы с отсыпкой грун­та в отвал или в транспортные средства. Кроме того, драг­лайны применяют для извлечения грунта со дна водоемов, сооруже­ния высоких насыпей из боковых резервов, на вскрышных работах и т. д.

Рис. 132. Экскаватор с оборудованием драг­лайна:

а — общий вид и принцип работы; б — подвеска ковша; / — ковш в верхнем положении; // — в ис­ходном положении перед заполнением; /// — в про­цессе заполнения; IV — перед разгрузкой; V — во время разгрузки; / — ковш; 2 — разгрузочный ка­нат; 3 — подъемный канат; 4 — головные блоки; 5 — стрела; 6 — канатная система подъема стрелы; 7 — тяговый канат; 8 — подъемные цепи; 9 — тя­говые цепи

-грейфер — для рытья колодцев, узких глубоких котлованов, траншей и т. д.

Грейферное оборудование (см. рис. 131, б) применяют при по­грузке и разгрузке сыпучих и мелкокусковых материалов, для рытья колодцев и узких котлованов в легких грунтах. Допускается разработка грунтов под водой. Грейферное оборудование включает удлиненную решетчатую стрелу, грейферный ковш, подъемный и замыкающий канаты с блоками

52. Определение производительности машин непрерывного действия. Производительность экскаваторов непрерывного действия зависит от числа разгрузок (черпаний) в единицу времени. При заданной скорости движения ковшей Vк(в м/с) и их шаге S (в м) число разгрузок за 1 мин: n=60Vк/S. Для роторных экскаваторов скорость Vk можно выразить через частоту вращения ротора np(7 … 10 об/мин), и тогда число разгру­зок: n=znp , где z-число ковшей на роторном колесе, z=10…18. При известном числе разгрузок производительность цепных и роторных экскаваторов (в м3/ч): Пт=60VnKн/(1000Kp),

Vnвместимость одного ковша, л;

якоэффициент наполнения ковша грунтом, для ковшовых цепных и роторных экскаваторов Кн = 0,5 … 1,1, для скребковых цепных экскаваторов Кни = 0,35 … 0,75; Кр — коэффициент разрыхления грунта Kp=1,1…1,5. Производительность машин непрерывного действия можно определить по площади поперечного сечения Р (в м2) потока разрабатываемого материала н по скорости V (в м/ч) движения машины. Независимо от вместимости ковшей и числа разгрузок про­изводительность (в м3/ч): Пт=FV

Для прямоугольной траншеи

F = ВH,

В — ширина траншеи, равная ширине ковшей, м; Н – глубина траншеи, м.

53. Классификация машин и оборудование для добычи и переработки каменных материалов. Для бурения в горных породах шпуров и скважин применяют бурильные молотки (перфораторы) и буровые станки вращательного, ударно-вращательного, ударно-канатного и термического бурения. Бурильные молотки разрабатывают горную породу методом ударно-поворотного бурения. Разрушение породы произво­дится последовательными ударами рабочего инстру­мента по дну скважин- После каждого удара инстру­мент поворачивается па небольшой угол, чем пре­дотвращается его заклинивание и обеспечивается цилиндрическая форма сечения скважины. Для бурения скважин диаметром до 200 мм и глубиной до 50 м применяют станки вращательного бурения с буровой спиральной штангой. Продукты бурения удаляются по спиральной канавке штанги. Бурение ускоряют промывкой скважины водой или продув­кой ее сжатым воздухом. Станки ударно-канатного бурения при­меняют при бурении скважин диаметром до 250 мм и глубиной до 500 м. Бурение производится ударами свободно падающего бурового снаряда массой 500 … 3000 кг. Разработанная порода из скважины уда­ляется гидравлическим способом. Для бурения применяют также термореактивные горелки. Термо­реактивная горелка (термобур) Рабочим органом термического бурения является реактив­ная горелка, из которой со скоростью 1000 … 1500 м/с вырывается газовая струя температурой 800 … 1100 “С. Под действием быстро изменяющейся температуры горные породы расслаиваются и разрушаются. Продукты разрушения пород выбрасываются из скважины газовым потоком. Для создания газовой реактивной струи высокой температуры применяют бензин или керосин. Расход топлива — 70 … 100 г/мин. Окислителем служит кислород или воздух. Воздух, сжатый до 0,6 МПа, используют при проходке скважин в мерзлых грунтах. Для бурения ям и установки столбов применяют бурильно-крановые машины на тракторах и автомобилях. Диаметр шпуров 300 … 1000 мм, а максимальная глубина бурения 2 … 8 м. Комплект буров универсальной бурильно-крановой машины, смонтированной на автомобиле, позволяет бурить ямы диаметром 0,3; 0,5 и 0,8 м. Механизмы бурения приводятся в действие от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и раздаточ­ную коробку с лебедкой . Установка бурового оборудо­вания в рабочее и перевод его в транспортное положение произво­дятся с помощью гидравлического цилиндра. Машину применяют для установки опор высотой до 12 м. Время бурения на максглубину в зависимости от диаметра сква­жины составляет 3,5 … 7,5 мин.

studfiles.net

7.9. Экскаваторы непрерывного действия

Экскаваторами непрерывного действия называют землеройные машины, непрерывно разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средст­во или укладкой в отвал. Рабочий орган экскаватора непрерывного действия оборудован несколькими ковшами, скребками или резцами, поочередно отделяющими грунт от мас­сива. Их закрепляют на едином рабочем органе – роторе или замкнутой цепи, распола­гая с определенным постоянным шагом.

Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений: относительного – непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их рабочих органов по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного – перемещением рамы вместе с рабочими органами, называемого подачей. Для отсыпки грунта используют специальное транспортирующее устройство, чаще – ленточный конвейер, на который грунт поступает из ковшей или заменяющих их рабочих органов.

Траншейными экскаваторами называют землеройные машины непрерывного действия с рабочим органом продольного копания, применяемые для отрывки траншей – выемок большой протяженности по сравнению с размерами их поперечных сечений.

В зависимости от типа рабочего органа различают роторные и цепные траншей­ные экскаваторы. У роторного экскаватора ковши располагают с равным шагом по пе­риферии рабочего органа – ротора, а у цепных – на замкнутой ковшовой цепи. Роторные экскаваторы применяют для разработки траншей ограниченной глубины (до 3 м) в свя­зи с тем, что дальнейшее увеличение этого параметра требует увеличения диаметра ро­тора и связанной с этим габаритной высоты, предельные значения которой регламенти­рованы условиями безопасного передвижения экскаватора при его перебазировании на новый строительный объект под мостами, эстакадами, линиями электропередач и т. п. Цепные рабочие органы любой длины при их переводе в транспортное положение рас­полагаются почти горизонтально без увеличения габаритной высоты. Поэтому цепные экскаваторы могут разрабатывать траншеи любой практической глубины. Отечествен­ная промышленность выпускает цепные экскаваторы для разработки траншей глубиной до 6 м.

Траншейные экскаваторы эффективно применять для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Крупные каменистые включения снижают ре­сурс этих машин, приводят к частым отказам, простоям и дополнительным затратам на ремонтно-восстановительные работы. Специальные роторные траншейные экскаваторы способны разрабатывать также мерзлые грунты.

Являясь машиной непрерывного действия, траншейный экскаватор наиболее полно реализует свои технологические возможности при разработке траншей большой протяженности с возможно меньшим количеством пионерных выемок для ввода рабо­чего органа в траншею, которые обычно дорабатывают до полного профиля одноковшо­выми экскаваторами.

Главным параметром траншейного экскаватора является глубина отрываемой траншеи, входящая в его индекс. Например, ЭТР-254 обозначает экскаватор траншей­ный роторный четвертой модели для разработки траншей глубиной до 2,5 м; ЭТЦ-165 – экскаватор траншейный цепной пятой модели, глубина траншей до 1,6 м. Основными параметрами служат масса экскаватора, мощность двигателя и др.

studfiles.net

Экскаваторы непрерывного действия

Экскаваторами непрерывного действияназывают землеройные машины, непрерывно разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал. Рабочий орган экскаватора непрерывного действия оборудован несколькими ковшами, скребками или резцами, поочередно отделяющими грунт от массива. Их закрепляют на едином рабочем органе – роторе или замкнутой цепи, располагая с определенным постоянным шагом.

Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений: относительного – непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их рабочих органов по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного – перемещением рамы вместе с рабочими органами, называемого подачей. Для отсыпки грунта используют специальное транспортирующее устройство, чаще – ленточный конвейер, на который грунт поступает из ковшей или заменяющих их рабочих органов.

Однотипность рабочих движений предопределяет автоматизацию процесса и, как следствие, облегчение управления, которое сводится к начальной настройке экскаватора на определенный режим в соответствии с технологическими требованиями и характеристикой разрабатываемого грунта, наблюдению за его работой и оперативному ручному управлению в экстремальных ситуациях, например, для остановки рабочего органа при встрече с непреодолимым препятствием, для изменения режимов рабочих движений и т. п. По этому показателю экскаваторы непрерывного действия имеют преимущество перед одноковшовыми экскаваторами, управление рабочим процессом которых требует постоянного участия машиниста в течение каждого экскавационного цикла. Вторым важным преимуществом этих экскаваторов перед одноковшовыми является более полное использование во времени установленной мощности энергосиловой установки и, как следствие, при прочих равных условиях, более высокая техническая производительность.



Экскаваторы непрерывного действия классифицируют по признакам:

по назначениюили виду выполняемых работтраншейные — для отрывки и засыпкитраншей, карьерные– для добычи строительных материалов в карьерах, строительно-карьерные для массовых земляных работ в строительстве;

по типу рабочего органароторные и цепные;

по способу копанияпродольного,когда относительное и переносное движение совершается в одной плоскости, и поперечного копания – в противном случае.

Остальные классификационные признаки являются общими для строительных машин (по типу привода, ходового устройства и др.).

Траншейными экскаватораминазывают землеройные машины непрерывного действия с рабочим органом продольного копания, применяемые для отрывки траншей – выемок большой протяженности по сравнению с размерами их поперечных сечений.

По типу рабочего органа различают роторные и цепные траншейные экскаваторы.У роторного экскаватора ковши располагают с равным шагом по периферии рабочего органа – ротора, а у цепных – на замкнутой ковшовой цепи. Роторные экскаваторы применяют для разработки траншей ограниченной глубины (до 3 м) в связи с тем, что дальнейшее увеличение этого параметра требует увеличения диаметра ротора и связанной с этим габаритной высоты, предельные значения которой регламентированы условиями безопасного передвижения экскаватора при его перебазировании на новый строительный объект под мостами, эстакадами, линиями электропередач и т. п. Цепные рабочие органы любой длины при их переводе в транспортное положение располагаются почти горизонтально без увеличения габаритной высоты. Поэтому цепные экскаваторы могут разрабатывать траншеи любой практической глубины. Отечественная промышленность выпускает цепные экскаваторы для разработки траншей глубиной до 6 м. Траншейные экскаваторы эффективно применять для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Крупные каменистые включения снижают ресурс этих машин, приводят к частым отказам, простоям и дополнительным затратам на ремонтно-восстановительные работы. Специальные роторные траншейные экскаваторы способны разрабатывать также мерзлые грунты.

Являясь машиной непрерывного действия, траншейный экскаватор наиболее полно реализует свои технологические возможности при разработке траншей большой протяженности с возможно меньшим количеством пионерных выемок для ввода рабочего органа в траншею, которые обычно дорабатывают до полного профиля одноковшовыми экскаваторами.

Главным параметром траншейного экскаватора является глубина отрываемой траншеи, входящая в его индекс.

В индексе траншейных экскаваторов (рис. 6) первые две буквы ЭТ означают экскаватор траншейный, а третья – тип рабочего органа (Ц – цепной, Р – роторный). Первые две цифры индекса обозначают наибольшую глубину отрываемой траншеи (в дм), третья – порядковый номер модели. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию машины, последующие – вид специального климатического исполнения (ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы во влажных тропиках).

Например, ЭТР-254 обозначает экскаватор траншейный роторный четвертой модели для разработки траншей глубиной до 2,5 м; ЭТЦ-165А – экскаватор траншейный цепной пятой модели, глубина траншей до 1,6 м, первая модернизация.

Основными параметрами служат масса экскаватора, мощность двигателя и др.

Траншейный экскаватор состоит из двух частей – тягача и рабочего оборудования, соединенных между собой по полуприцепной (большинство роторных экскаваторов) или навесной (малые модели роторных экскаваторов, их модификации, цепные экскаваторы) схемам.

В качестве базовых тягачей для малых моделей траншейных экскаваторов используют обычно гусеничные или колесные тракторы с необходимым переустройством. Тягачи средних и тяжелых моделей экскаваторов изготовляют преимущественно из тракторных узлов и деталей, сохраняя при этом принципиальную схему тракторного движителя, но по сравнению с базовыми тракторами уширяя колею и удлиняя базу. Вместе с широкими башмаками этим достигается уменьшение давления на грунт (50…80 кПа), что позволяет этим машинам работать в грунтах с пониженной несущей способностью.

Рабочее оборудование траншейного экскаватора обеспечивает отрыв от массива грунта в траншее проектной глубины и ширины с откосами или без них, полный вынос его из траншеи и отсыпку в бруствер (кавальер) рядом с траншеей. Последнюю операцию обычно выполняет ленточный отвальный конвейер, установленный перпендикулярно продольной оси траншеи в полости ротора (на роторных экскаваторах), или на тягаче (на цепных экскаваторах). Для разработки узких траншей (щелей) применяют также безконвейерные скребковые и фрезерные траншейные экскаваторы.

Рабочее оборудование роторного траншейного экскаватора(рис. 7, а) состоит из рабочего колеса – ротора 6,установленного на поддерживающих 5 и направляющих 11 роликах рабочей рамы 14,закрепленной на раме обечайки 13,ножевых откосников 12, зачистного щита 10, задней опоры 9 и отвального конвейера 4. Несущими элементами ротора служат два кольца 20 (рис. 7, б), расположенные в параллельных плоскостях, с закрепленными по периферии ковшами.

На широких роторах ковши устанавливают в два ряда со смещением одного ряда относительно другого на половину шага ковшей, обеспечивая этим более равномерную нагрузку на ротор при копании грунта. Ковш состоит из арки 19 с установленными в ее передней части зубьями или без них и днища 18 из переплетенных в двух направлениях цепей. Ковши открыты в лобовой части для поступления в них грунта и с внутренней стороны для разгрузки.

Все операции рабочего процесса ротора выполняются при его непрерывном вращении в сочетании с поступательным движением тягача. При движении ковшей вдоль груди забоя снизу вверх они разрабатывают грунт и заполняются им. От просыпания грунта внутрь ротора предохраняет неподвижно установленная на рабочей раме обечайка 13 (рис. 7, в) с верхним краем в начале зоны разгрузки. По достижении ковшами этой зоны грунт разгружается в открывшуюся внутреннюю полость ротора на отвальный конвейер 4, а далее последним – в бруствер с одной стороны траншеи (рис. 7, г). Цепные днища ковшей, благодаря подвижности цепных звеньев от собственного веса, способствуют более полному опорожнению ковшей.

Для эффективной разработки грунта зубья на ковшах устанавливают по схеме (рис. 7, д),реализующей метод “крупного скола“, заключающийся в том, что в пределах каждой из двух или трех одинаковых групп последовательно расположенных на роторе ковшей каждый зуб 21 перемещается по своей полосе, следуя за зубом предшествующей группы в той же полосе. Так, при двухгрупповой расстановке и при 14 – ковшовом роторе по следу зубьев 1-го ковша перемещаются лишь зубья 8-го ковша, по следу 2-го ковша – зубья 9-го ковша и т. д. По ширине передней кромки зубья расставлены примерно с одинаковым шагом. Для повышения износостойкости зубьев их передние грани упрочнены износостойкими наплавками или напайками из вольфрамокобальтовых пластин состава ВК15, по твердости соизмеримых с оксидом кремния, входящего в состав большинства грунтов.

Ножевые откосники устанавливают с двух сторон ротора наклонно в продольном и поперечном направлениях, закрепляя их неподвижно на кронштейнах рамы. При движении экскаватора они срезают грунт в зоне откосов (рис. 7, г),который обрушается вниз, захватывается ковшами и выносится на разгрузку.

Отвальные ленточные конвейеры имеют два конструктивных варианта: с цилиндрической поверхностью рабочей ветви конвейерной ленты – криволинейные, устанавливаемые на малых моделях экскаваторов, и двухсекционные (рис. 7, г),у которых одна секция – горизонтальная – является приемной, а вторая – наклонная – отвальной, устанавливаемой под требуемым углом к приемной секции с помощью гидроцилиндра. Двухсекционные конвейеры устанавливают на средних и тяжелых экскаваторах. При переводе экскаватора в транспортное положение криволинейный конвейер устанавливают симметрично продольной оси экскаватора, а отвальную секцию двухсекционного конвейера откидывают вниз, уменьшая этим габаритную ширину рабочего оборудования. Скорость движения конвейерной ленты не превышает 5 м/с.

Установленный в задней части рабочей рамы зачистной щит 10 (рис. 7, а) служит для профилирования дна траншеи и его зачистки от осыпавшегося грунта из неполностью разгруженных возвращающихся в забой ковшей. Обычно его соединяют с задней опорой, выполненной в виде сдвоенного колеса или лыжи. Для частичной разгрузки задней опоры при разработке тяжелых, включая мерзлые, грунтов тяжелые модели роторных траншейных экскаваторов дополнительно оборудуют лыжами 8,управляемыми гидроцилиндрами 7,или колесными опорами с каждой стороны рабочей рамы с опиранием их на бровки траншеи.

Для соединения рабочего оборудования с тягачом используют сцепное устройство в виде ползунов, перемещающихся по направляющим, установленным на тягаче, либо в виде плоского коленчато-рычажного механизма 15 с опорно-поворотным устройством 16 или без него. Для установки рабочего оборудования на требуемую глубину траншеи, а также для его перевода из рабочего I положения в транспортное II и наоборот используют гидравлические цилиндры 1 и 3. Опорно-поворотное устройство позволяет экскаватору работать на закруглениях без заклинивания ротора в траншее, а также при поворотных движениях экскаватора с полуприцепным рабочим оборудованием в транспортном положении.

Роторные траншейные экскаваторы оборудуют автономной дизельной силовой установкой 17. Для передачи движения исполнительным механизмам (ходовому устройству, ротору, отвальному конвейеру и вспомогательным устройствам для подъема рабочего оборудования и отвальной секции двухсекционного конвейера, установки дополнительных опор) применяют механические, гидромеханические и электрические трансмиссии. Для передвижения на транспортных скоростях обычно используют многоскоростную реверсивную коробку передач базового трактора, а для передвижения на рабочих скоростях к ней подключают ходоуменьшитель, работающий как понижающий редуктор. В гидромеханическом варианте привод ходового устройства в рабочем режиме обеспечивается гидромотором, питаемым рабочей жидкостью от регулируемого насоса. Эта схема обеспечивает бесступенчатое регулирование скоростей в нескольких диапазонах при совместной работе коробки передач и ходоуменьшителя и позволяет выбирать рациональные скоростные режимы в зависимости от категории разрабатываемых грунтов.

Ротор приводится через механическую трансмиссию на тягаче, две двухступенчатые цепные передачи 2 и две открытые зубчатые пары шестерня – зубчатый венец ротора с каждой стороны последнего. Движение отвальному конвейеру передается от приводного вала ротора через систему цепных передач. Применяется также индивидуальный привод ротора и отвального конвейера от электродвигателей, питаемых электроэнергией от приводимого дизелем генератора переменного тока. Для привода вспомогательных механизмов используют обычно объемный гидропривод с нерегулируемыми насосами.

У цепных экскаваторов (рис. 8, а)отвальный конвейер 4 расположен на тягаче 1, а рабочее оборудование 7 соединено с тягачом по навесной схеме с помощью тяг 3 и 5 и может быть установлено в транспортное или рабочее положение на требуемую глубину траншеи гидроцилиндром 2. Рабочее оборудование состоит из рамы, двух ведущих звездочек или приводного граненого барабана, устанавливаемых в верхней части рамы, двух натяжных колес в ее нижней части и огибающей их опирающейся на ролики замкнутой длиннозвенной цепи, на которой с определенным шагом закреплены ковши или заменяющие их рабочие органы. В последнее время в качестве рабочих органов используют комбинированные рабочие элементы (рис. 8, б)из скребков 10 и установленных на арках 8 зубьев 9. Зубья отделяют грунт от массива, а следующий за ними скребок выносит его из траншеи. В пределах траншеи выносимый из нее грунт блокирован от просыпания лобовой и боковыми стенками, а по выходе из траншеи он перемещается в лотке 6 (рис. 8, а),из которого отсыпается на отвальный конвейер. Комбинированные рабочие органы более эффективны по сравнению с применявшимися прежде ковшами, склонными к залипанию.

Для разработки узких траншей применяют скребковые экскаваторы(рис. 9, а) на базе пневмоколесных тракторов, рабочее оборудование которых 2 включает приводную 6 (рис. 9, б) и натяжную 10 звездочки, огибающую их цепь 9 с закрепленными на ней резцами 8 и скребками 7 и приводимый скребковой цепью через звездочку 4 винтовой конвейер 5 с двумя шнеками противоположной направленности. Резцы установлены попарно – первым следует узкий резец, оставляющий после себя узкую прорезь, за ним – расширяющий резец.

Отделенный резцами от массива грунт выносится из траншеи скребком, где он отодвигается от бровок траншеи на обе ее стороны шнеком (рис. 9, в). Дно траншеи зачищается щитом 1 (рис. 9, а). Устанавливают рабочее оборудование в рабочее или в транспортное положения гидроцилиндром 3.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

ЭКСКАВАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Экскаваторами непрерывного действия называют землеройные машины, непрерывно разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал. Рабочий орган экскаватора непрерывного действия оборудован несколькими ковшами, скребками или резцами, поочередно отделяющими грунт от массива. Их закрепляют на едином рабочем органе — роторе или замкнутой цепи, располагая с определенным постоянным шагом.

Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений:

относительного — многократного непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их рабочих органов по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного — перемещением рамы вместе с рабочими органами, называемого подачей. Для отсыпки грунта используют специальное транспортирующее устройство, чаще — ленточный конвейер, на который грунт поступает из ковшей или заменяющих их рабочих органов.

Однотипность рабочих движений предопределяет автоматизацию процесса и, как следствие, облегчение управления, которое сводится к начальной настройке экскаватора на определенный режим в соответствии с технологическими требованиями и характеристикой разрабатываемого грунта, наблюдению за его работой и оперативному ручному управлению в экстремальных ситуациях, например, для остановки рабочего органа при встрече с непреодолимым препятствием, для изменения режимов рабочих движений и т.п. По этому показателю экскаваторы непрерывного действия имеют преимущество перед одноковшовыми экскаваторами, управление рабочим процессом которых требует постоянного участия машиниста в течение каждого экскавационного цикла. Вторым важным преимуществом этих экскаваторов перед одноковшовыми является более полное использование во времени установленной мощности энергосиловой установки и, как следствие, при прочих равных условиях, более высокая техническая производительность.

Классифицируютэкскаваторы непрерывного действия (рис.138) по следующим признакам.



Рис.138. Виды экскаваторов непрерывного действия: а– роторный траншейный;б– цепной траншейный;в‑скребковый для узких траншей;г‑ фрезерный;д ‑ роторный для засыпки траншей;е‑ роторный поперечного копания;ж – цепной поперечного копания

По назначению или виду выполняемых работ: траншейные – для рытья и засыпки траншей;

карьерные – для добычи строительных материалов в карьерах;

строительно-карьерные – для массовых земляных работ в строительстве.

По типу рабочего органа: роторные и цепные.

По способу копания: продольного, когда относительное и переносное движение совершается в одной плоскости, и поперечного копания — в противном случае.

Остальные классификационные признаки являются общими для строительных машин (по типу привода, ходового устройства и др.).

Траншейными экскаваторами называют землеройные машины непрерывного действия с рабочим органом продольного копания, применяемые для рытья траншей – выемок большой протяженности по сравнению с размерами их поперечных сечений.

В зависимости от типа рабочего органа различают роторные и цепные траншейные экскаваторы. У роторного экскаватора ковши располагают с равным шагом по периферии рабочего органа — ротора, а у цепных — на замкнутой ковшовой цепи. Роторные экскаваторы применяют для разработки траншей ограниченной глубины (до 3 м) в связи с тем, что дальнейшее увеличение этого параметра требует увеличения диаметра ротора и связанной с этим габаритной высоты, предельные значения которой регламентированы условиями безопасного передвижения экскаватора при его перебазировании на новый строительный объект под мостами, эстакадами, линиями электропередач и т. п. Цепные рабочие органы при их переводе в транспортное положение располагаются почти горизонтально без увеличения габаритной высоты. Поэтому цепные экскаваторы могут разрабатывать траншеи любой практической глубины. Отечественная промышленность выпускает цепные экскаваторы для разработки траншей глубиной до 6 м.

Траншейные экскаваторы эффективно применять для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Крупные каменистые включения снижают ресурс этих машин, приводят к частым отказам, простоям и дополнительным затратам на ремонтно-восстановительные работы. Специальные роторные траншейные экскаваторы способны разрабатывать также мерзлые грунты.

Являясь машиной непрерывного действия траншейный экскаватор наиболее полно реализует свои технологические возможности при разработке траншей большой протяженности с возможно меньшим числом пионерных выемок для ввода рабочего органа в траншею, которые обычно дорабатывают до полного профиля одноковшовыми экскаваторами.

Главным параметром траншейного экскаватора является глубина отрываемой траншеи, входящая в его индекс. Например, ЭТР-254 обозначает экскаватор траншейный роторный четвертой модели для разработки траншей глубиной до 2,5 м; ЭТЦ-165 – экскаватор траншейный цепной пятой модели, глубина траншей до 1,6 м. Основными параметрами служат масса экскаватора и мощность двигателя.

Траншейный экскаватор состоит из тягача и рабочего оборудования, соединенных между собой по полуприцепной (большинство роторных экскаваторов) или навесной (малые модели роторных экскаваторов и их облегченные модификации, цепные экскаваторы) схемам.

В качестве базовых тягачей для малых моделей траншейных экскаваторов используют обычно гусеничные или колесные тракторы с необходимым переустройством. Тягачи средних и тяжелых моделей экскаваторов изготавливают преимущественно из тракторных узлов и деталей, сохраняя при этом принципиальную схему тракторного движителя, но по сравнению с базовыми тракторами уширяя колею и удлиняя базу. Вместе с широкими башмаками этим достигается уменьшение давления на грунт (50…80 кПа), что позволяет этим машинам работать в грунтах с пониженной несущей способностью.

Рабочее оборудование траншейного экскаватора обеспечивает отрыв от массива грунта в траншее проектной глубины и ширины с откосами или без них, полный вынос его из траншеи и отсыпку в бруствер (кавальер) рядом с траншеей. Последнюю операцию обычно выполняет ленточный отвальный конвейер, установленный перпендикулярно продольной оси траншеи либо в полости ротора (на роторных экскаваторах), либо на тягаче (на цепных экскаваторах). Для разработки узких траншей (щелей) применяют также безконвейерные скребковые и фрезерные траншейные экскаваторы.

 



Дата добавления: 2018-08-31; просмотров: 71;


znatock.org

ЭКСКАВАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ — КиберПедия

Цепные траншейные экскаваторы

У цепных экскаваторов (рис.140,а) отвальный конвейер 4 расположен на тягаче 1, а рабочее оборудование 7 соединено с тягачом по навесной схеме с помощью тяг 3 и 5 и может быть установлено в транспортное или рабочее положение на требуемую глубину траншеи гидроцилиндром 2 Рабочее оборудование состоит из рамы, двух ведущих звездочек или приводного граненого барабана, устанавливаемых в верхней части рамы, двух натяжных колес в ее нижней части и огибающей их и опирающейся на ролики замкнутой длиннозвенной цепи, на которой с определенным постоянным шагом закреплены ковши или заменяющие их рабочие органы.

В последнее время в качестве рабочих органов используют комбинированные рабочие элементы (рис.140,б), состоящие из скребков 10 и установленных на арках 8 зубьев 9. Скребок выносит из траншеи отделенный от массива впереди идущими зубьями грунт, а зубья разрабатывают очередную стружку для ее выноса следующим за ними скребком. В пределах траншеи выносимый из нее грунт блокирован от просыпания лобовой и боковыми стенками, а по выходе из траншеи он перемещается в лотке 6 (рис.140,а), из которого отсыпается на отвальный конвейер. Комбинированные рабочие органы более эффективны по сравнению с применявшимися прежде ковшами, склонными к залипанию.

Рис.140. Цепной траншейный экскаватор

Для разработки узких траншей применяют скребковые экскаваторы (рис.141,а) на базе пневмоколесных тракторов, рабочее оборудование которых 2 включает приводную 6 (рис.141,б) и натяжную 10 звездочки, огибающую их цепь 9 с закрепленными на ней резцами 8 и скребками 7 и приводимый скребковой цепью

Рис.141. Скребковый экскаватор на базе пневмоколесного трактора: а – общий вид; б – рабочее оборудование; в – схема образования брустверов

через звездочку 4 винтовой конвейер 5 с двумя шнеками противоположной направленности. Резцы установлены попарно — первым следует узкий резец, оставляющий после себя узкую прорезь, за ним — расширяющий резец. Отделенный резцами от массива грунт выносится из траншеи скребком, где он отодвигается от бровок траншеи на обе ее стороны шнеком (рис.141,в). Дно траншеи защищается щитом 7 (рис.141,а). Устанавливают рабочее оборудование в рабочее или в транспортное положения гидроци-линдром 3. Рабочее оборудование обычно располагается по центру относительно колеи тягача. Известны экскаваторы с боковым расположением оборудования, а также с перемещаемым рабочим оборудованием по ширине машины, позволяющим уширять траншеи, в частности, в местах муфтовых соединений укладываемых в траншею труб для проведения монтажных работ.



 

ЭКСКАВАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Экскаваторами непрерывного действия называют землеройные машины, непрерывно разрабатывающие грунт с одновременной погрузкой его в транспортное средство или укладкой в отвал. Рабочий орган экскаватора непрерывного действия оборудован несколькими ковшами, скребками или резцами, поочередно отделяющими грунт от массива. Их закрепляют на едином рабочем органе — роторе или замкнутой цепи, располагая с определенным постоянным шагом.

Грунт разрабатывают в процессе двух независимых движений:

относительного — многократного непрерывного перемещения ковшей или заменяющих их рабочих органов по замкнутой траектории относительно несущей рамы и переносного — перемещением рамы вместе с рабочими органами, называемого подачей. Для отсыпки грунта используют специальное транспортирующее устройство, чаще — ленточный конвейер, на который грунт поступает из ковшей или заменяющих их рабочих органов.

Однотипность рабочих движений предопределяет автоматизацию процесса и, как следствие, облегчение управления, которое сводится к начальной настройке экскаватора на определенный режим в соответствии с технологическими требованиями и характеристикой разрабатываемого грунта, наблюдению за его работой и оперативному ручному управлению в экстремальных ситуациях, например, для остановки рабочего органа при встрече с непреодолимым препятствием, для изменения режимов рабочих движений и т.п. По этому показателю экскаваторы непрерывного действия имеют преимущество перед одноковшовыми экскаваторами, управление рабочим процессом которых требует постоянного участия машиниста в течение каждого экскавационного цикла. Вторым важным преимуществом этих экскаваторов перед одноковшовыми является более полное использование во времени установленной мощности энергосиловой установки и, как следствие, при прочих равных условиях, более высокая техническая производительность.



Классифицируютэкскаваторы непрерывного действия (рис.138) по следующим признакам.

Рис.138. Виды экскаваторов непрерывного действия: а – роторный траншейный; б – цепной траншейный; в ‑ скребковый для узких траншей; г ‑ фрезерный; д ‑ роторный для засыпки траншей; е ‑ роторный поперечного копания; ж – цепной поперечного копания

По назначению или виду выполняемых работ: траншейные – для рытья и засыпки траншей;

карьерные – для добычи строительных материалов в карьерах;

строительно-карьерные – для массовых земляных работ в строительстве.

По типу рабочего органа: роторные и цепные.

По способу копания: продольного, когда относительное и переносное движение совершается в одной плоскости, и поперечного копания — в противном случае.

Остальные классификационные признаки являются общими для строительных машин (по типу привода, ходового устройства и др.).

Траншейными экскаваторами называют землеройные машины непрерывного действия с рабочим органом продольного копания, применяемые для рытья траншей – выемок большой протяженности по сравнению с размерами их поперечных сечений.

В зависимости от типа рабочего органа различают роторные и цепные траншейные экскаваторы. У роторного экскаватора ковши располагают с равным шагом по периферии рабочего органа — ротора, а у цепных — на замкнутой ковшовой цепи. Роторные экскаваторы применяют для разработки траншей ограниченной глубины (до 3 м) в связи с тем, что дальнейшее увеличение этого параметра требует увеличения диаметра ротора и связанной с этим габаритной высоты, предельные значения которой регламентированы условиями безопасного передвижения экскаватора при его перебазировании на новый строительный объект под мостами, эстакадами, линиями электропередач и т. п. Цепные рабочие органы при их переводе в транспортное положение располагаются почти горизонтально без увеличения габаритной высоты. Поэтому цепные экскаваторы могут разрабатывать траншеи любой практической глубины. Отечественная промышленность выпускает цепные экскаваторы для разработки траншей глубиной до 6 м.

Траншейные экскаваторы эффективно применять для разработки однородных грунтов до IV категории включительно. Крупные каменистые включения снижают ресурс этих машин, приводят к частым отказам, простоям и дополнительным затратам на ремонтно-восстановительные работы. Специальные роторные траншейные экскаваторы способны разрабатывать также мерзлые грунты.

Являясь машиной непрерывного действия траншейный экскаватор наиболее полно реализует свои технологические возможности при разработке траншей большой протяженности с возможно меньшим числом пионерных выемок для ввода рабочего органа в траншею, которые обычно дорабатывают до полного профиля одноковшовыми экскаваторами.

Главным параметром траншейного экскаватора является глубина отрываемой траншеи, входящая в его индекс. Например, ЭТР-254 обозначает экскаватор траншейный роторный четвертой модели для разработки траншей глубиной до 2,5 м; ЭТЦ-165 – экскаватор траншейный цепной пятой модели, глубина траншей до 1,6 м. Основными параметрами служат масса экскаватора и мощность двигателя.

Траншейный экскаватор состоит из тягача и рабочего оборудования, соединенных между собой по полуприцепной (большинство роторных экскаваторов) или навесной (малые модели роторных экскаваторов и их облегченные модификации, цепные экскаваторы) схемам.

В качестве базовых тягачей для малых моделей траншейных экскаваторов используют обычно гусеничные или колесные тракторы с необходимым переустройством. Тягачи средних и тяжелых моделей экскаваторов изготавливают преимущественно из тракторных узлов и деталей, сохраняя при этом принципиальную схему тракторного движителя, но по сравнению с базовыми тракторами уширяя колею и удлиняя базу. Вместе с широкими башмаками этим достигается уменьшение давления на грунт (50…80 кПа), что позволяет этим машинам работать в грунтах с пониженной несущей способностью.

Рабочее оборудование траншейного экскаватора обеспечивает отрыв от массива грунта в траншее проектной глубины и ширины с откосами или без них, полный вынос его из траншеи и отсыпку в бруствер (кавальер) рядом с траншеей. Последнюю операцию обычно выполняет ленточный отвальный конвейер, установленный перпендикулярно продольной оси траншеи либо в полости ротора (на роторных экскаваторах), либо на тягаче (на цепных экскаваторах). Для разработки узких траншей (щелей) применяют также безконвейерные скребковые и фрезерные траншейные экскаваторы.

 

cyberpedia.su