Тяговый класс бульдозера – Назначение, область применения, классификация бульдозеров, рыхлителей и бульдозеров-рыхлителей

Содержание

Бульдозеры: классификация, применение, производители

Бульдозер является самоходной землеройной машиной – гусеничным или колесным трактором, тягачом, а также другой подобной спецтехникой,  имеющей навесное рабочее оборудование – криволинейный в сечении отвал (щит),  которое располагается вне базы ходовой части автомашины.

Бульдозер используют для работ по послойному копанию, планировке и перемещению грунтов (на расстояние шестидесяти-двухсот метров) и полезных ископаемых. Такая спецтехника применяется также для выполнения работ с дорожно-строительными материалами  при строительстве и ремонте дорог, гидротехнических сооружений, каналов.

На современном рынке спецтехники существует большой выбор бульдозеров, среди которых наибольшим спросом пользуются машины  мировых лидеров производства бульдозеров – компаний  Komatsu, Caterpillar, Dressta,  John Deere,  ЧТЗ-Уралтрак и ЧЕТРА (Промтрактор). Всё более крепкие позиции на рынке завоёвывают китайские производители дорожно-строительной техники, за счёт сравнительно низких цен и активным действиям по популяризации своей продукции.    Китайская дорожно-строительная техника представлена здесь — http://www.atk28.ru/catalog/dorozhno_stroitelnaya_tekhnika.

Рабочими инструментами бульдозера являются отвал, толкающая рама, механизм управления, а также откосники, рыхлительные зубья, уширители и открылки, относящиеся к дополнительному оборудованию.

Современные тенденции развития спецтехники способствуют расширению типоразмеров бульдозеров, а также увеличению их единичной мощности, что дает возможность повысить производительность и снизить себестоимость работ.

Рабочий процесс бульдозеров обычно состоит из резки грунта и последующего  его перемещения  на  относительно небольшое расстояние (чаще всего не более ста метров).    Бульдозеры используют при расчистке полос отвода с удалением  деревьев, кустарников, больших камней, снега, растительного слоя и т.д.

Такая спецтехника применяется для выполнения работ по планировке различных стройплощадок, включая и объекты строительства дорог.   Бульдозеры также используются  для перемещения и разравнивания грунтов в насыпях, которые отсыпаются с помощью других машин; для перемещения скреперных и экскаваторных отвалов в кавальеры;  для разработки профильных выемок в кавальеры или насыпи;  для возведения насыпей  во время перемещения грунтов из боковых резервов; для засыпки оврагов и ям.

Землеройная спецтехника – бульдозеры просто незаменимы при устройстве:

  • временных проездов и дорог;
  • при разработке гравийных и песчаных карьеров;
  • при перемещении и погрузке  сыпучих материалов  (гравия, песка, щебня и т.д.)  на складах и в карьерах.

Для работ по штабелированию и подборке стройматериалов  на складах  чаще всего используют бульдозеры  с пневмоколесным ходом, потому что бульдозеры с гусеничным ходом могут загрязнить материалы.

Высокоэффективная  спецтехника – бульдозеры имеют  хорошую маневренность и проходимость. С помощью бульдозеров в дорожном строительстве  выполняется  не меньше 50% от общего объема производимых земляных работ.

Классификация бульдозеров

Классификация бульдозеров выполняется в зависимости от назначения машин, их тяговых показателей (тягового класса базовой техники), типа ходовой части, а также рабочего органа и вида управления установленного рабочего органа.

В зависимости от назначения бульдозеры могут быть общего или специального назначения.  Спецтехника, относящаяся к бульдозерам общего назначения, используется  при всех основных видах транспортно-землеройных и вспомогательных работ с преобладанием работ по разработке грунтов первой, второй и третьей категорий.

Бульдозеры специального назначения применяют при особых условиях.    Специальные бульдозеры – толкачи, а также бульдозеры, предназначенные для работ в подводных и подземных условиях и т.п.

В зависимости от тяговых показателей базовых машин бульдозеры могут быть:
  • сверхтяжелые – мощность  510 кВт и больше,  класс выше 35;
  • тяжелые  — мощность от 220 до 405 кВт, класс от 25 до 35;
  • средние  — мощность от 103 до 154 кВт, класс от 6 до 15;
  • легкие  —  мощность от 37 до 96 кВт, класс от 1.4 до 4.0;
  • сверхлегкие – мощность от 18.5 до 37 кВт, класс до 0.9.

В зависимости от ходовой части бульдозеры  могут быть пневмоколесные и гусеничные.  А при делении бульдозеров по используемому рабочему органу бульдозеры различают на спецтехнику с поворотным и неповоротным отвалом.

В зависимости от вида управления  установленного рабочего органа машины бульдозеры бывают  с пневматическим, гидравлическим и механическим управлением.

В современных бульдозерах чаще всего используется гидравлический привод, который обладает несравненным преимуществом перед приводом механическим.

moscowsad.ru

Тяговый класс тракторов: таблица

На территории бывшего СССР, России и стран СНГ трактора классифицируются в зависимости от своих технических характеристик, где тяговый класс играет не последнюю роль. Именно о ней и пойдет речь в это статье.

Идея написать статью по данной теме возникла после того как в Советской Энциклопедии была найдена сборная таблица с указанием тяговых классов техники выпускаемой в Советском Союзе. С первого взгляда в таблице было нелегко разобраться, к тому же представленная в таблице информация устарела, и для актуализации информации описанной в статье, пришлось использовать ряд современных письменных источников по данной теме и каталогов современного отечественного оборудования.

История развития тракторостроения

В процессе развития тракторной техники менялись не только энергоносители, применяемые в силовых установках (пар, сжиженный газ , нефть, керосин, дизель, бензин). Совершенствовались сами силовые установки от массивных до ультра компактных, от простых до энергоэффективных.

История отечественного тракторостроения началась еще в дореволюционное время. Продолжилась она и в революционное. Во времена высокого темпа народного строительства, освоения целины, в тяжелые военные времена, не прекращался процесс выпуска как серийной техники так и перспективных опытных образцов. Для автоматизации сельскохозяйственных процессов, задач строительства и промышленности, необходимо покрытие не только всего спектра номинального тягового класса, но и различные региональные требования, требования к колесной базе, требования к качеству, и сфере применения агрегата.

В связи с этим перед конструкторами прошлого стояли сложные задачи, актуальные и в наше время. Одним из разумных решений данной проблемы стала унификация, следствием которой стало появление в отечественной промышленности базовых моделей тягового класса и его модификации под различные задачи.

Таким образом, решились проблемы с обеспечением комплекта запасных частей и навесного оборудования, легкостью освоения техники персоналом. Одной из положительных сторон отечественной техники являлась документация, понятная для освоения.

Определение номинального тягового класса

Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.

Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82).

Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8
Соответствующий класс в стандартах ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82 1 1 2 3 4

Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.

Таблица и описание отдельных тяговых классов сельскохозяйственной техники

Для удовлетворения нужд сельского хозяйства техника производится в десяти тяговых классах. В последнее время стало актуальным применять в описании тракторной техники не только номинальный тяговый класс, но и мощность двигателя. В ниже приведенной диаграмме показана классификация сельскохозяйственных агрегатов согласно указанному выше подходу.

В диаграмме приведен параметр колесной базы:

  • 4к2 — означает суммарное наличие 4-х колес, два из которых ведущие
  • 4к4а — означает полный привод с парой малых передних колес и больших задних
  • 4к4б — то же, но с одинаковыми по размеру колесами

Техника с номинальной тягой по классу 0,2

К данному классу можно отнести мотоблоки и минитракторы. В основном применяются в сельском хозяйстве на небольших участках, в основном для проведения работ с целью выведения новых сортов и отработки новых методов обработки почвы. Широко применяются фермерами на различных участках, в зависимости от имеющегося навесного оборудования. Применимы в животноводческих хозяйствах. Применяются рядом коммунальных служб и при малом строительстве.

К данному классу можно отнести ХТЗ (Т-012), Гомсельмаш (АМЖК-8), Минский тракторный завод (МТЗ-082, Беларус-132Н) , Алтайский тракторный завод(МТ-15) , Курганский машиностроительный завод (КМЗ-012Ч), ЧТЗ (Т-0,2 Уралец).

Класс тяги 0,6

Тракторы, относящиеся к данному классу, применяются непосредственно в сельском хозяйстве и участвуют в различных технологических процессах:

  • подготовка почвы к засеву культурными злаками, посев
  • посадка овощей и корнеплодов
  • посадка декоративных и плодоносных деревьев и кустарников
  • уход за посевами, участвуют в процессе ухода за кустарниками и деревьями
  • сбор урожая
  • подготовка кормов для животноводов
  • транспортные, коммунальные работы, могут приводить различные стационарные агрегаты

К данному классу можно отнести АГРОМАШ (30ТК) , МТЗ ( «Беларус» 300-й ) ХТЗ ( ХТЗ-2511,Т-30А, Т-16МГ ) ВТЗ (ВТЗ-2032А, Т-25)

Техника тягового класса 0,9

Спектр возможных работ и регионов в данном классе немного шире. Появляются как полно приводные машины, так и машины по формуле 4х2, разработаны модели низким клиренсом для работ в горных зонах.

Становится целесообразным установка коробок передач с широким диапазоном переключаемых скоростей. Основным применение данного класса стало:

  • вспашка легких почв
  • подготовка земли к засеву
  • междурядное окучивание
  • борьба с вредителями (опрыскивание культур)
  • уборка урожая
  • заготовка сена
  • транспортные работы

К данному классу можно отнести МТЗ (Беларус-422), ВТЗ (ВТЗ-2048А, ВТЗ-45АТ) Агромаш (60 ТК, 50 ТК), ТТЗ(Т-28Х4М), ЛТЗ(Т-40М, Т-40, ЛТЗ-60АБ, ЛТЗ-60АБ-10, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН)

Тракторы класса 1,4

С данного класса становится возможным использовать технику в сложных дорожных условиях. Представители данного класса наиболее эффективны при выполнении вышеперечисленных работ предыдущих классов и, учитывая их исключительные свойства, стало возможным их применение для:

  • вспашки легких и средних грунтов
  • культивации
  • боронования
  • для удобрения почв

К данному классу можно отнести АГРОМАШ( 85ТК), МТЗ(МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, «Беларус» 900-й серии) ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ , ЮМЗ-6

Тяговый класс тракторов 2

С данного класса начитают появляться гусеничные тракторы. Связано это и с мощностью агрегатов и с условиями, в которых приходится выполнять поставленные задачи. К данному классу относятся как садовые тракторы, так и сельскохозяйственные общего и специального назначения, портальные тракторы. Появляется идея изготовления интегральных тракторов. К вышеперечисленным видам работ добавились работы по:

  • уходу за виноградниками
  • свекловодческие работы
  • садоводческие
  • работа в горных районах

К данному классу можно отнести АГРОМАШ (160 ТК), ЛТЗ (ЛТЗ-155, ЛТЗ-95), ХТЗ (Т-90С), МТЗ(МТЗ-1221, Беларус 1220-й, ШУ-356) КТЗ(Т-54, Т-70, Т-70СМ)

Трактора 3-го — 5-го тягового класса

В данном классе появляется возможность применения колесной базы 6к6 применяемая вплоть до 5 класса включительно. С третьего класса появились болотоходные гусеничные машины. Применяются такие высокопродуктивные машины и в общих сельскохозяйственных целях на больших участках земли различной степени сложности.

3-го класса АГРОМАШ (ТГ150, 180ТК, 90ТГ), МТЗ ( «Беларус» 1500-й, МТЗ

1523), ХТЗ (ХТЗ-150К, ХТЗ-17221, Т-150К, Т-150), ЗАО «Агротехмаш» (АТМ 3180), ОАО «НПК «Уралвагонзавод»» (РТМ-160)
4-го АТЗ (Т-4А, Т-4 ), ХТЗ (ХТЗ-201), МТЗ (МТЗ 2022, МТЗ-2103, Беларус 2022)
5-й ПТЗ (К-744Р1, К-700), АТЗ (Т-501) , МТЗ ( Беларус 3023, МТЗ-3022).

Тракторы 6-го — 8-го тягового класса

Относятся к наиболее продуктивным машинам сельскохозяйственного назначения. Применяются в наиболее сложный условиях и на наиболее протяженных участках.

6-й ПТЗ (К-744Р2), ЧТЗ (Т-170М), АГРОМАШ (Руслан)
7-й ПТЗ (К-744Р3)
8-й класс ПТЗ (К-744Р4), ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» («Versatile» 535) колесная база 12х4 13 июля 2010 года установил рекорд по обработке 417 га земли.

Таблица и описание отдельных тяговых классов промышленной техники

Внизу приведена диаграмма классификации промышленных, лесозаготовительных и лесохозяйственных тракторов, с учетом мощности двигателя и рассчитанного класса номинальной тяги.

Особенностью лесохозяйственной техники стоит отметить не целесообразность применения для данной задачи техники ниже 0,6 класса тяги, а для промышленных работ тракторов ниже 2 класса.

Еще одной особенностью данных агрегатов стоит считать применение полно приводной колесной базы с равновеликими колесами, или же гусеничной базы. «Полноценный» промышленный трактор появляется в 4-том тяговом классе, связано это в первую очередь с тяжестью выполняемых работ и не в последнюю очередь с неравномерностью нагрузок и различным их знакопеременным значением. Промышленные и лесохозяйственные тракторы применяют для:

  • лесозаготовительных работ
  • транспортировочных
  • подготовки земель освобожденных от леса к распашке
  • подготовки грунта для строительных работ
  • рытья траншей
  • бурения
  • прокладки систем водоснабжения, коммуникационных систем, систем электроснабжения
  • разработки грунтов содержащих полезные ископаемые
  • технологических процессов в металлургических и химических производств, атомной энергетике
  • проведения работ в городском коммунальном хозяйстве, так и для устранения магистральных проблем

К отечественным производителям техники данного класса можно отнести ОАО «Алттрак» — Алтайский тракторный завод», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ — Уралтрак».

Перспективы и направления отечественного тракторостроения

Во времена Советского Союза был заложен большой потенциал к развитию данной области. Между союзными государствами были разделены различные направления в данной промышленности. После распада страны многие из производителей и потребителей данной техники встали перед выбором дальнейшего развития. Многие из имевшихся наработок требовавших капитальных вложений, а за «рубежом» уже имелись работающие агрегаты. В связи с последними мировыми тенденциями и направлениями в отечественной промышленности резко актуализировался недостаток отечественных машин сельскохозяйственного назначения с колесной базой тягового класса 4-8. Перспективным в нынешних условиях выглядит развитие именно этого направления на скорое удовлетворение внутренних потребителей.

 

tractorreview.ru

классификация, карьерный, тяговый класс, таблица, типы, назначение

Бульдозер — самодвижущаяся землеройная машина, с помощью которой разрабатывают, планируют грунт, сыпучие материалы. Устройство бульдозера отличается простой конфигурацией, многообразием рабочих органов.

Назначение и общее устройство

Основные области использования машины — строительство, дорожное хозяйство, добыча полезных ископаемых. Назначение бульдозеров:

  • разрабатывать самостоятельно грунты 1-4 категорий, разрыхленные мерзлые, горные породы, перемещать их;
  • снимать плодородный грунт на этапе подготовки стройплощадки;
  • устраивать насыпи, выемки, каналы;
  • выравнивать территории, пологие откосы;
  • зачищать основания под фундаменты;
  • засыпать траншеи, канавы, котлованы, углубления;
  • подготавливать для добычи ископаемых рабочие зоны;
  • очищать площади, дороги от снега, мусора, камней;
  • рыхлить тяжелые, промерзшие грунты.

Общее устройство бульдозера предполагает наличие составляющих:

  • трактора с гусеничным или колесным движителем;
  • основного оборудования, которое располагается спереди трактора и крепится к его раме, называется отвалом, имеет рабочую поверхность цилиндрического типа, ножи, расположенные внизу, толкающую раму, управляющий поворотом и подъемом/опусканием механизм;
  • вспомогательного оборудования, представленного зубьями, которые используются для рыхления плотных пород, крепятся сзади трактора на раму.

Принцип работы машины:

  • отвал с помощью системы управления, которая находится внутри кабины трактора, опускается на поверхность грунта;
  • трактор, передвигаясь, толкает отвал вперед;
  • рабочий орган за счет веса и нижних ножей врезается в толщу грунта и, срезая слой, перемещает его на нужное расстояние.

Современные бульдозеры могут:

  • весить — до 106 т;
  • иметь силовой агрегат мощностью до 600 кВт;
  • разрабатывать за 1 проход слой грунта толщиной до 80 см;
  • иметь отвал высотой до 2,3 м (с козырьком), шириной до 6,1;
  • поднимать отвал на высоту до 1,78 м.

Классифифкация

Классификация бульдозеров основана на их конструктивных особенностях, условиях работы. По этим признакам они могут отличаться:

  • климатическим исполнением, адаптированным для условий низких (до -50°С), тропических (до +45°С, с большим количеством осадков) температур;
  • движителем: гусеничным — эффективным для работ при бездорожье; колесным, позволяющим передвигаться по дорогам без нанесения им ущерба;
  • формой отвала, который бывает: прямым — имеет одинаковую форму по ширине; полусферическим — с загнутыми на ширину ножа вперед боковыми сторонами; сферическим — боковые стороны загнуты вперед на треть ширины отвала;
  • типом отвала, который бывает: неповоротным — расположен перпендикулярно оси агрегата и перемещается вверх/вниз; поворотным — имеет возможность установки под углом к направлению движения трактора; универсальным, состоящим из 2 половин, которые устанавливаются в любом положении;
  • назначением отвала: угольный; землеройный; для уборки мусора, отходов; скальный; для толкания скреперов.

По управлению отвалом

Эта характеристика связана с возможностью подъема/опускания, поворота, перекоса, наклона отвала. Зависит от механизма управления, который бывает:

  • механическим: состоит из лебедки и системы канатных блоков (имеет также название канатно-блочного), сегодня практически не используется;
  • электромеханическим — отличается от первого типа присутствием электромоторов, приводящих во вращение лебедки;
  • гидравлическим, работающим от гидронасоса, имеющим исполнительные органы — гидроцилиндры.

По тяговому классу

По классу бульдозера можно определить его производительность. Класс зависит от мощности силового агрегата трактора, общего веса машины. Лучший показатель у изделий с большим значением обоих параметров. Классифицируют по нему механизмы, замеряя усилие, которое развивает машина на заднем крюке, передвигаясь по стерне. Тяговые классы бульдозеров приведены в таблице.

КлассыХарактеристикаМощность (кВт)Тяговое усилие

(т)

Предназначение
0,1-0,9сверхлегкий18,5-37до 0,6Садовые, способные перемещать небольшие объемы сыпучих и легких материалов.
1,4-4легкий37-950,6-3Очистка снега, уборка мусора, перемещение легких стройматериалов.
6-15средний104-1443-9Планировка, очистка территорий, площадок.
25-34тяжелый220-4059-35Является основным парком бульдозеров.
35Сверхтяжелыйболее 510более 35Разработка скальных пород.

Внеклассные бульдозеры

В их числе:

  • мини-бульдозеры с мощностью тракторов ниже класса 0,1, имеющие низкий уровень эффективности даже при снегоуборке;
  • дорожные машины и карьерный бульдозер, отличающиеся сверхмощными силовыми агрегатами, большими габаритами, используемые при возведении крупных сооружений, имеют высокую производительность.

По назначению

По этому показателю типы бульдозеров бывают общего назначения — выполняют традиционные виды строительных, землеройно-планировочных работ при температурах -40…+40°С. Различают специализированные механизмы, с помощью которых ведутся подземные или подводные разработки, специальные виды работ. Такие механизмы используются при низких (до -60°С) и высоких (до +60°С) температурах.

specmahina.ru

Классификация бульдозеров

Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя).

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ± 40 “С, холодного климата с темпе-ратурой воздуха до -60 “С, а также в условиях тропиком с температурой до 50 °С.

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи – для работы со скреперами, трюмные бульдозеры – для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры -для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры – для работы в воде.

По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.

Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

J5 бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны.

Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).

По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.

У прямого отвала – одинаковая форма по всей ширине. Концыполусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на 1/з ширины.

По назначению отвалы подразделяют на землеройный, скальный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5.„37 кВт), легкие (классов 1,4.4, мощностью 37.96 кВт),средние (классов 6.15, мощностью 103. 154 кВт), тяжелые (классов 25.35, мощностью 220.405 кВт), сверхтяжелые (классов 50.100, мощностью 510.880 кВт).

studfiles.net

Справочник строительных материалов и терминов (Б)

Бульдозер представляет собой специальное навесное оборудование, предназначенное для базового колесного либо гусеничного трактора. Бульдозер включает в себя систему управления отвалом, отвал с ножами и толкающее устройство в виде рамы либо брусьев.

Основным параметром бульдозера считается тяга базового трактора, т.е. тягача.

Бульдозеры применяют для перемещения и разравнивания грунтов, предварительно взрыхленных мерзлых и скальных грунтов. Посредством них осуществляется планировка строительных площадок, разработка выемок и котлованов, возведение насыпей, нарезка на косогорах террас, копание под коммуникации и фундамент траншей, засыпка ям, рвов, котлованной, траншей, пазух фундаментов сооружений, расчистка территорий от камней, снега, строительного мусора, кустарника и т.д.

Благодаря простоте конструкции бульдозеров, их надежностью, мобильностью, универсальностью, высокими показателями производительности труда и экономичностью при эксплуатации, эта техника очень активно применяется в строительной сфере.

Современные бульдозеры максимально возможные объемы волочения грунтов набирают на участке от шести до десяти метров. Экономически оправданная дальность перемещения грунтов для бульдозера на гусеничной базе не превышает 60м-80м, а для бульдозеров на пневмоколесной базе – 100м-140м.

Наибольшее распространение получил бульдозер на гусеничной базе, который обладает высокой проходимостью и отличными тягловыми усилиями. Чем больше тяговый класс данной техники, тем большие объемы земляных работ она может выполнять, а также разрабатывать более плотные грунты.

Классификация бульдозеров осуществляется по:

– назначению,
– тяговому классу,
– типу ходового устройства базовой машины,
– виду системы управления отвалом,
– конструкции рабочего органа.

По назначению бульдозеры подразделяют на:
– машины общего назначения, применяемые для осуществления основных видов транспортно-землеройных, а также вспомогательных работ в разных климатических и грунтовых условиях;
– специальные машины, используемые для осуществления целевых работ в определенных технологических либо грунтовых условиях (подводный и подземный бульдозер, бульдозер-толкач).

По тяговому классу базовой машины бульдозеры подразделяют на:
– сверхтяжелые (класс выше 35),
– тяжелые (класс от 25 до 35),
– средние (класс от 6 до 15),
– легкие (класс от 1,4 до 4),
– малогабаритные (класс до 0,9).
В зависимости от типа ходового устройства существуют бульдозеры гусеничные, пневмоколесные.

В зависимости от конструкции рабочего органа существуют бульдозеры:
– оснащенные неповоротным в плане отвалом, который располагается перпендикулярно оси тягача,
– оснащенные поворотным отвалом, который можно устанавливать перпендикулярно либо под углом в обе стороны к продольной оси техники.

В зависимости от вида системы управления отвалом существуют бульдозеры с канатно-блочным (механическим) и гидравлическим управлением. При механической системе подъем отвала осуществляется посредством зубчато-фрикционной лебедки через канатный полиспаст, опускается отвал под воздействием собственной силы тяжести. В бульдозерах с гидравлической системой опускание и подъем отвала осуществляется принудительно посредством одного либо двух гидроцилиндров двустороннего действия.

В настоящее время бульдозеры с механической системой управления промышленность не выпускает.

Справочник строительных материалов (Б)
Справочник строительных материалов и терминов

www.gvozdem.ru

Бульдозеры на гусеничном ходу

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Бульдозеры и рыхлители



Бульдозеры на гусеничном ходу

Бульдозеры ДЗ-42, ДЗ-42Г и ДЗ-42Г-1 изготовлены на базе гусеничного трактора тягового класса 3 с реверс-редуктором и гидросистемой. Они предназначены для легких дорожно-строи-тельных и мелиоративных работ (рис. 1.3).

Бульдозерное оборудование неповоротного типа состоит из отвала сварной конструкции; толкающих брусьев, приваренных к отвалу; поперечной балки; двух (ДЗ-42) или одного (ДЗ-42Г, ДЗ-42Г-1) гидроцилиндров подъема-опускания отвала и рукавов высокого давления (табл. 1.2).

С задней стороны отвала на бульдозерах ДЗ-42Г и ДЗ-42Г-1 имеется кронштейн для соединения со штоком гидроцилиндра. К нижней части отвала крепятся сменные ножи с двумя режущими кромками, а в средней верхней части отвал оснащен козырьком.

Поперечная балка жестко крепится к кронштейнам лонжеронов трактора между опорными катками.

Рис. 1.3. Бульдозер ДЗ-42Г. 1 — нож; 2 — отвал; 3 — козырек; 4 — кронштейн; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания; б — базовый трактор; 7 — рычаг управления гидрораспределителем; 8 — поперечная балка с цапфами; 9 — толкающий брус

Таблица 1.2 Технические характеристики бульдозеров на тракторах тягового класса 3 и 4

Управление гидроцилиндром отвала осуществляется от гидросистемы базового трактора, оборудованной гидронасосом НШ-46У-Д и трех-секционным распределителем Р75-ВЗА, обеспечивающим подъем-опускание отвала.

На базе трактора Т-75НР-С2 разработана конструкция бульдозера ДЗ-162, оснащенного механизмом перекоса отвала и гидрораскосом, обеспечивающим дистанционный поперечный перекос отвала до 10° в каждую сторону.

Бульдозер ДЗ-101А с неповоротным прямым отвалом (рис. 1.4) изготовлен на базе гусеничного трактора общего назначения тягового класса 4.

Предназначен он для выполнения землеройно-планировочных работ на грунтах I и II групп и разрыхленных грунтах III группы.

Бульдозерное оборудование состоит из сварного отвала, усиленного задними коробками жесткости с внутренними ребрами (рис. 1.5), левого и правого толкающих брусьев, раскоса регулируемой длины, гидроцилиндра перекоса и двух гидроцилиндров подъема-опускания отвала.

Гидроцилиндры подъема-опускания устанавливаются на опорах, закрепленных на лобовине капота трактора.

Управление гидроцилиндрами бульдозера осуществляется от гидропривода трактора, включающего два шестеренных насоса НШ-32-2 и НШ50Л-2 и распределитель Р75-11-22. Гидросистема бульдозера оборудована двусторонним запорным клапаном, предохраняющим гидропривод трактора от перегрузок.

Рис. 1.4. Бульдозер ДЗ-101 А: 1 — толкающий брус; 2 — отвал; 3 — гидрораскос; 4 — гидроцилиндр подъема-опускания; 5 — опора гидроцилиндров; б — базовый трактор Т-4АП2-С1

Рис. 1.5. Отвал бульдозера ДЗ-101 А: 1 — сменный нож; 2 — лобовой лист; 3 — верхняя коробка жесткости; 4 — проушина крепления раскоса; 5 — проушина соединения отвала с гидроцилиндром подъема-опускания; 6 — проушина крепления толкающего бруса; 7 — нижняя коробка жесткости

Транспортировку бульдозеров на тракторах тягового класса 1,4…4 осуществляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а на небольшие расстояния — своим ходом.

Бульдозеры тягового класса 10 выпускают на базе гусеничных тракторов Т-130МГ-1, его модернизированной модели Т-170 и ее модификации Т-170.01, Т-170.40 и Т-170.41 (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Индексация бульдозеров и бульдозеров-рыхлителей на базе тракторов тягового класса 10

Примечание. Трактор Т-170.01 и Т-170.00 с пусковым двигателем П-23У и бортовым редуктором с передаточным числом соответственно 14,79 и 9,94; Т-170.41 и Т-170.40 с электростартернои системой пуска, бортовым редуктором с передаточным числом соответственно 14,79 и 9,94.

Тракторы Т-170 и его модификации отличаются отТ-130МГ-1 большей эксплуатационной мощностью (125 кВт), имеют увеличенное тяговое усилие (до 142 + 9 кН на третьей передаче), максимальное давление в гидросистеме (18 МПа), оборудованы кабиной на подрессоренной платформе и усиленной ходовой системой.

Модификации тракторов отличаются наличием пускового двигателя или электростартерной системой пуска, значением передаточного числа бортового редуктора.

Бульдозеры на тракторах тягового класса 10 предназначены для разработки и перемещения грунта I…111 категории и полезных ископаемых, для профилирования дорог, срезки грунта на косогорах с применением перекоса отвала. Бульдозеры применяют в гражданском, промышленном, горнорудном, гидротехническом строительстве, мелиорации и ирригации для устройства выемок, возведения насыпей, планировки площадок, разработки и засыпки котлованов. Они могут быть использованы на грунтах IV категории и выше после их предварительного рыхления в районах с умеренным климатом при температуре воздуха от —40 до +40 °С (табл. 1.4).

Таблица 1.4 Технические характеристики гусеничных бульдозеров с рыхлителями на тракторах тягового класса 10…75

Бульдозер с прямым поворотным отвалом ДЗ-109Б (ДЗ-171.1 -05; -06; -07; -08) состоит из базового гусеничного трактора Т-1 ЗОМГ-1 (Т-170 в соответствующей модификации) и бульдозерного оборудования (рис. 7.6), которое включает прямой отвал сварной конструкции.

Бульдозер с прямым неповоротным отвалом ДЗ-ПОВ (ДЗ-171.1; ДЗ-171.1-02, -03, -04)состо-ит из базового гусеничного трактора Т-130МГ-3 (Т-170 соответствующей модификации) и бульдозерного оборудования (рис. 1.7).

Рама выполняется в виде двух сварных полурам. Фиксация отвала осуществляется двумя боковыми толкателями, каждый из которых состоит из упорного бруса и трубчатого винтового раскоса, связанных шар-нирно. Винтовой раскос имееттри метки: верхняя соответствует углу резания 50°; нижняя — 60°; средняя — 55°. Положение отвала в плане изменяют путем перестановки боковых упоров толкателей в соответствующие кронштейны. Угол поворота в плане 27° в каждую сторону.

Управление гидроцилиндрами отвала от гидросистемы базового трактора с использованием насоса НШ-100-ЗЛ и трехсекционного гидрораспределителя Р-150 (на тракторе Т-170 гидронасос НШ-ЮОА-ЗЛ и гидрораспределитель Р-160), обеспечивающего подъем-опускание отвала.

Оборудование это включает отвал, правый и левый толкающие брусья, винтовой и гидравлический раскосы, механизм компенсации перекоса отвала, гидрооборудование (рис. 1.8).

Отвал сварной, усилен с тыльной стороны коробками жесткости, к которым приварены пары проушин для присоединения толкающих брусьев, крепления раскосов и гидроцилиндров подъема-опускания.

Толкающие брусья сварные, коробчатого сечения, имеют проушины для присоединения раскосов.

Бульдозеры на тракторах класса 10 с поворотным и неповоротным отвалами могут оснащаться системами комбинированного автоматического управления положением отвала «Копир-Авто-план-10/ЛП» и «Комбиплан-10Л».

Рис. 1.7. Бульдозер ДЗ-110В (ДЗ-171.1): 1 — бульдозерное оборудование; 2 —г базовый трактор Т-130МГ-1 (Т-170.01)

Рис. 1.8. Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом и гидроперекосом: 1 — толкающий брус; 2 — гидрораскос; 3 — нож; 4 — горизонтальная тяга; 5 — подкос; б — регулировочный узел механизма компенсации перекоса; 7 — прокладки

Применение комплекта унифицированных приборов и средств управления позволяет использовать систему в двух режимах: копирном, при котором автоматическое управление отвалом по высоте относительно опорной плоскости происходит от внешнего луча лазерного излучателя (лазерной направляющей), и автономно, в котором стабилизация положения отвала осуществляется по сигналам датчиков угловых положений (ДКБ), установленных на толкающих брусьях и отвале бульдозера (рис. 1.9).

Индикатор, ФПУ с устройством перемещения и датчик подъемного устройства используют с лазерным излучателем при работе в копирном режиме. Датчики ДКБ и ДП применяют в автономном режиме. Блок перегрузки и тахогенератор защищают двигатель от перегрузок при значительном возрастании усилий на отвале, т. е. подается сигнал на выглубление отвала.

Рис. 1.9. Система комбинированного автоматического управления «Комбиплан-10Л» (ДЗ-110А-1): 1 — пульт управления; 2 — гидрораспределители; 3 — фотоприемное устройство ФПУ; 4 — устройство перемещения ФПУ; 5 — датчик подъемного устройства; б — кронштейн для установки ФПУ; 7 — датчик углового положения отвала ДП; 8 — датчик продольного профиля ДКБ

Система состоит из аппаратуры автоматики и дополнительных агрегатов гидропривода. В состав аппаратуры «Копир-Автоплан-10/ЛП» может входить также блок перегрузки и тахогенератор.

Пульт управления и индикатор установлены в кабине бульдозера. Пульт управления служит для задания требуемого продольного (ДЗ-109Б-1), продольного и поперечного (ДЗ-110В-1) уклонов и преобразований сигналов датчиков в команду управления, которая подается на исполнительют гидронасос, гидрораспределители с электро-гидрозолотником, предохранительный и замедли-тельный (обратный с дросселем) гидроклапаны. Автоматическая система реализует управление в копировальном режиме стабилизацией положения отвала по высоте относительно опорной плоскости, создаваемой лазерным излучателем, взаимодействующим со светодиодами ФПУ, установленными на отвале бульдозера. При смещении ФПУ из оптической плоскости формируются команды подъема-опускания отвала, чтобы ФПУ всегда находилось в оптической плоскости. При автономном режиме гидропривод осуществляет перемещение и перекос отвала по командам ДКБ.

Точность планировки в копирном режиме ± 40 мм и автономном ± 50 мм.

Применение автоматизированных бульдозеров повышает их производительность, уменьшает утомляемость машиниста, позволяет использовать машинистов менее высокой квалификации.

Бульдозеры тягового класса 25 выпускают на базе гусеничных тракторов ДЭТ-250М и ДЭТ-250М2. Предназначены они для выполнения земляных работ больших объемов в грунтах I…IV групп и перемещения мерзлых и скальных грунтов после рыхления при температуре от —45 до +45 °С.

Бульдозер ДЗ-118 состоит из базового гусеничного трактора ДЭТ-250М и бульдозерного оборудования с прямым неповоротным отвалом (рис. 7.10).

Для увеличения сцепной тяги на мерзлых грунтах гусеницы трактора оснащают специальными зауженными сменными грунтозацепами высотой 100 мм.

Для работы в условиях севера предусмотрены обогрев кабины бульдозера, утепляющие чехлы на капоте двигателя и вентиляторе кабины, установлены две аккумуляторные батареи для системы пуска двигателя.

Бульдозерное оборудование ДЗ-118 включает неповоротный отвал, правый и левый толкающие брусья, винтовой раскос, гидрораскос в виде гидроцилиндра с ходом штока 250 мм.

Неповоротный отвал состоит из высокопрочного гнутого лобового листа, верхней и нижней коробок жесткости. В нижней части лобового листа приварена подножевая плита для крепления ножей.

Рис. 1.10. Бульдозер ДЗ-118: 1 — толкающий брус; 2 — раскос; 3 — отвал; 4 — гидрораскос; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания; 6 — базовый трактор ДЭТ-250М

Трактор имеет однопоточную трансмиссию, содержащую бесступенчатую электрическую и две механические передачи, механизм поворота в виде двух планетарных редукторов с блокированными многодисковыми фрикционами и ленточными тормозами.

Привод гидроцилиндров бульдозерного оборудования осуществляется от основной и дополнительной гидросистем базового трактора.

Подача рабочей жидкости к гидрораскосу осуществляется через упряжной шарнир и трубопроводы, проходящие внутри правого толкающего бруса.

Бульдозеры ДЗ-132-1 и ДЗ-132-2 состоят из базового трактора ДЭТ-250М2 и бульдозерного оборудования с неповоротным полусферическим или прямым отвалом.

К отличительным особенностям базового трактора от ЭТ-250М относятся: установка в трансмиссии измененных бортовых редукторов с увеличенным передаточным числом; замена насоса в гидроприводе управления землеройным оборудованием.

В результате замены бортовых редукторов увеличено тяговое усилие до 350 кН, одновременно несколько снижены максимальная передняя и задняя скорости (15,73 против 19 км/ч), что позволило более эффективно использовать тягово-сцепные качества трактора.

Значительные изменения конструкции бульдозерного оборудования обусловлены применением новой конструктивной схемы механизма компенсации, выполненного в виде поперечной штанги взамен традиционной сложной кинематической связи между толкающими брусьями и отвалом. Это позволило приблизить отвал к трактору, уменьшить длину толкающих брусьев и снизить металлоемкость агрегата; масса оборудования уменьшена на 568 и 298 кг для прямого и полусферического отвалов соответственно; увеличить усилие заглубления—выглубления на режущей кромке, улучшить обзорность и управляемость отвала; повысить проходимость машины; снизить трудоемкость изготовления оборудования, ремонта и техобслуживания. Одновременно увеличена ширина отвалов.

Обе модификации бульдозерного оборудования максимально унифицированы друг с другом, а места присоединения к базовому трактору (упряжные шарниры) унифицированы также с оборудованием бульдозера ДЗ-118.

Читать далее: Бульдозеры-рыхлители

Категория: – Бульдозеры и рыхлители


Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Колёсный бульдозер – сферы применения, классификация

Колёсный бульдозер, профессионалы называют подобные машины — колёсный трактор с бульдозерным оборудованием, используют в дорожном, коммунальном хозяйствах, на общестроительных работах, в промышленности.

Дорожный самоходный агрегат при помощи отвала с ножами ведёт слоевую разработку грунта полосами, перемещает снятую земельную массу за пределы рабочей площадки или в насыпь.

Бульдозеры на платформе с пневмошинами эффективно применяются:

  • при формировании котлованов, рытья каналов, кюветов и канав;
  • засыпке ям, других неровностей грунта;
  • создания насыпей;
  • для подготовки рабочей площадки, планировки её поверхности по проектным отметкам путём снятия слоя почвы и перемещения грунтовой массы.

Отличительные особенности колёсных бульдозеров

Эффективное применение бульдозера на колёсах в сравнении с гусеничными агрегатами зависит от характера и объёма проектируемых операций.

  1. Основной выигрыш — в скорости передвижения как в рабочем цикле, так и в доставке на место работ. Колёсная платформа, обеспечивает 2–3 кратное преимущество в темпе движения.
  2. Шарнирно-сочлененная рама, которой оборудуется большинство тяжёлых и средних бульдозеров на пневмоходу, даёт преимущество по параметрам маневрирования.
  3. Пневмоколесная схема и габаритные параметры дают возможность передвижения по дорогам общего пользования.
  4. Сила нагрузочного воздействия на почву у агрегатов на пневмошинах превышает в 3–4 раза давление гусеничной ленты, что необходимо учитывать при организации работ на грунтах слабой плотности и обводнённых почвах.
  5. При равной мощности силовых агрегатов тяговые характеристики гусеничных машин выше, благодаря большему опорному контакту гусеничной ленты с поверхностью.
  6. Выбор колёсного бульдозера обуславливается:
    • работами на плоскости или склоне, с рыхлым слоем грунта без включения твёрдых конгломератов;
    • подошва рабочей площадки ровная, без значительных перепадов по высоте.

 Классификация пневмоколесных бульдозеров

В соответствии с массой и мощностью силовой установки механизмы делятся:

  • лёгкие с весом до 11 т с мощностными параметрами до 130 л. с.;
  • средние с массой, не превышающей 30 т и мотором мощностью до 300 л. с.;
  • машины тяжёлого класса весом более 30 т с двигателем мощностью, превышающей 300 л. с.

Лёгкие машины как правило, многофункциональные — с возможностью навеса сменного оборудования, используются в коммунальном секторе для работ по уборке тротуаров и пешеходных дорожек, улиц и площадей в городах, парковок, дворовых территорий.

Рисунок 1 Легкий бульдозер на базе колесного трактора «Беларус»

Агрегаты средней группы применяются на общестроительных и дорожных работах. При их помощи формируют котлованы под фундаментное основание зданий и сооружений, выравнивают поверхность строительных площадок, производят распределение отсыпочного материала, перемещают топливо на угольных складах.

В их функции входят вспомогательные работы по снегоуборке, зачистка мест работы экскаваторов, содержание в рабочем состоянии дорог общего назначения и промышленных, мест погрузки и разгрузки.

Рисунок 2 Средний бульдозер на базе трактора «Кировец»

Тяжелые бульдозеры на колесах в большинстве своём специализированные машины для работы на открытых участках месторождений полезных ископаемых, где требуется относительно большое по длине перемещение породной массы. Используется подобная техника в выполнении крупных проектов по прокладке автомагистралей, в захоронении и переработке отходов промышленности.

Рисунок 3 Тяжелый бульдозер Caterpillar 834H

Исполнительный орган

Отвалы для бульдозеров на колёсном ходу применяют в неповоротном исполнении — жёстко закреплённом по отношению к продольной оси трактора.

Использование поворотных конструкций отвалов ограничивают отрицательные, по последствиям, воздействия боковых нагрузок на колёсную платформу.

Гидравлическая система управления отвалом принудительно, при помощи двухсторонних гидроцилиндров заглубляет или поднимает отвальное устройство.

Конструктивно отвалы выполняются в виде сварной жёсткой конструкции из металла, ножевое полотно в нижней части устройства может быть сменного типа. По размеру отвал перекрывает базовую ширину агрегата.

Кроме плоских неповоротных конструкций, предлагаются сферические отвалы, сваренные из 3, 5 секций под углами 10°,15°. Грунта в призму волочения подобные устройства набирают на 15–20% больше. Совковые отвалы оборудуются боковыми щитками для перемещения грунта на более значительные расстояния. Для рыхления плотного грунта применяются отвальные ножи с прочными зубьями.

Технические характеристики легких колесных бульдозеров

ПоказательОбозначение бульдозерного агрегата ДЗ
37А133160
Трактор колесный базовый«Беларус» МТЗ
50/5280/8282/102
Мощностной параметр мотора, кВт46,055,0
Отвальное устройствоНеповоротного типа
Размеры отвального устройства по длине, м2,10
Погружение ножа отвального устройства в грунт, мм200
Резание под углом60°55°
Объем призмы сдвигаемой грунтовой массы, м30.27
Темп передвижения, км/ч

Передний ход

реверсивное

minmaxminmaxminmax
1.3

3.3

25.8

5.6

2.5

5.3

33.4

8.0

1.69

5.3

33.4

9.0

Вес готового к работе агрегата, т3,5004.214,250

Технические параметры средних и тяжелых бульдозеров на колесном ходу

Показатель«Кировец»г.Чебоксары

ОАО «Промтрактор»

Бренд CAT
серия Ксерия ТКCaterpillarCaterpillar
702МБА-01-БКУ703М(А)-12-04 (03)25.02834H814F
База колесной платформы, м3,754,154,553,35
Колея колесных пар, м2,2552,83,3812,74
Размеры по габаритам включая навесное оборудование (Д х Ш х В), м 

 

8,6 х

2,975 х

3,735

 

 

7,45 х

2,885 х

3,735

 

 

9,07 х

4,76 х

5,05

 

 

10,471 х

5,677 х

4,14

 

 

6,881 х

4,318 х

3,326

Разворот по радиусу, м7,79,7107,2
Темп передвижения в транспортном режиме, км/ч39293838,534,9
Вес готового к работе агрегата, т20,815,445,647,121,7
Погружение ножа отвального устройства в грунт, мм450520500465-557528-718
Объем отвального устройства, м34,44,811,37,9-22,22,66

Максимальное сцепление с грунтом колёсный агрегат развивает на твёрдых, ровных покрытиях, на мягких почвах эффективнее применяются гусеничные механизмы.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие статьи:

mastertraktor.ru