Бульдозеры ссср: Первый серийный бульдозер СССР, БАЗ Т 180 | Назад в Советский Союз
Старый конь борозды не испортит. Бульдозеры ссср в постсоветский период
Уважаемые читатели, в конце прошлого года я предложил вашему вниманию две статьи из серии “Старый конь борозды не испортит” – “Экскаваторы СССР в постсоветский период” и “Автокраны СССР в постсоветский период” (ссылки активны, жмите). Эта серия публикаций посвящена советской строительной и дорожной технике, которая несмотря на свой почтенный возраст еще лет 5-10 назад была в активной эксплуатации, да и в наши дни иногда встречается.
В сегодняшней статье я показываю советские бульдозеры, применявшиеся в строительстве сравнительно недавно, в 2010-х годах. В основу этой публикации, как и в предыдущих материалах серии, легли мои личные наблюдения.
Бульдозеры, выпущенные в СССР, которые до недавних пор находились в эксплуатации, – распространенное явление для большинства регионов бывшего Советского Союза. С одной стороны, поддержание в рабочем состоянии техники, имеющей почтенный возраст, – это вынужденная необходимость для многих, в первую очередь небольших, предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности. С другой стороны, живучесть отработавших 30-40 лет машин внушает уважение к ним самим и людям, сделавшим их. Не будем при этом забывать о том, что советский стройдормаш всегда работал в условиях острого дефицита материальных ресурсов. Но, несмотря ни на что, наши инженеры и рабочие умели выжать максимум из того, что им предоставляло родное государство. Подтверждением тому служат тысячи машин, несущих свою трудовую вахту не одно десятилетие после распада Советского Союза.
Самым массовым строительно-дорожным оборудованием в СССР, устанавливавшимся на базе гусеничных тракторов, были бульдозеры – в конце 70-х годов их ежегодное производство превышало 50000 единиц в год. Для монтажа бульдозерного оборудования брали не только тракторы промышленного назначения, но и сельхозтракторы. Причем доля последних превышала долю промышленных. До наших дней дошло большое количество бульдозеров советского периода на базе челябинских промышленных тракторов Т-170, а также волгоградских и павлодарских сельскохозяйственных ДТ-75.
Новости МирТесен
Бульдозеров позднесоветской поры на базе других тракторов сохранилось гораздо меньше, поскольку их выпуск не был столь крупномасштабным. Но в эксплуатации еще можно было встретить бульдозеры на базе таких тракторов, как ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода, Т-330 Чебоксарского завода промышленных тракторов, Т-4АП Алтайского тракторного завода. Маловероятна встреча с мелкосерийными бульдозерами на базе трактора Т-180Г Брянского автомобильного завода. Экзотикой стали бульдозеры на базе тракторов, давно снятых с производства, – Т-100М, ДТ-54, Т-74, ранних “круглолобых” ДТ-75. Но тем не менее такая техника кое-где еще осталась.
Бульдозерное и рыхлительное оборудование для челябинских тракторов изготавливалось на Челябинском ордена Ленина заводе дорожных машин им. Колющенко.
Обратите внимание: Порог изменения климата в мире будет преодолен в период между 2027 и 2042 годами.
В последнее десятилетие наиболее распространены были бульдозеры с неповоротным отвалом серии ДЗ-171 на базе трактора Т-170. Таких машин до недавних пор я встречал великое множество на строительных объектах в разных регионах России, в том числе в Москве.Бульдозер серии ДЗ-171 на базе трактора Т-170
Более ранние версии бульдозеров с неповоротным отвалом серии ДЗ-110 на базе трактора Т-130 в последние 10 лет были уже большой редкостью, не говоря уже о менее распространенных бульдозерах с поворотным отвалом серии ДЗ-109.
Бульдозер серии ДЗ-110 на базе трактора Т-130
Самое удивительное, что в наши дни удалось даже повстречать бульдозер с гидроприводом бульдозерного отвала на базе ветерана Т-100М3ГП. Этот трактор был снят с производства в 1983 году, однако отдельные работоспособные экземпляры 5-10 лет назад еще использовались по прямому назначению.
Бульдозер на базе трактора Т-100М3ГП
На базе трактора ДТ-75 в 2010-х годах массово были представлены бульдозеры с неповоротным отвалом серии ДЗ-42. Их в позднесоветский период выпускали Бердянский, Мингечаурский и Калкаманский заводы дорожных машин.
Мне попадались машины как на базе волгоградских тракторов ДТ-75НР…
Бульдозер серии ДЗ-42 на базе волгоградского трактора ДТ-75НР
… так и на базе павлодарских ДТ-75МЛ.
Бульдозер серии ДЗ-42 на базе павлодарского трактора ДТ-75МЛ
Раз даже довелось встретить “круглолобый” волгоградский ДТ-75 в рабочем состоянии.
Бульдозер на базе “круглого” волгоградского ДТ-75
А вот бульдозер на базе “круглого” павлодарского ДТ-75М лет 7 назад я видел уже не рабочий.
Бульдозер на базе “круглого” павлодарского ДТ-75М 1986 г.в.
Еще один редкий экземпляр встретился мне в 2013 году. Это машина щелевого дренажа ЭТР-101 1985 года выпуска на базе волгоградского “почтальона”. Такую технику выпускал Мозырский завод мелиоративных машин. Правда, данный экземпляр уже не имел роторного рабочего органа, который устанавливался в задней части трактора. Он был оснащен только бульдозерным оборудованием.
Машина щелевого дренажа ЭТР-101 с бульдозерным отвалом (с демонтированным ротором)
В 2012 году мне довелось увидеть в работе три бульдозерно-рыхлительных агрегата на базе чебоксарского трактора Т-330 – два из них трудились в Чебоксарах, третий – в Нижнем Новгороде. В столице Чувашии бульдозеры были задействованы на выемке грунта из котлованов при строительстве жилых домов, а в Нижнем Т-330 работал в порту. Один из этих тракторов 80-х годов выпуска был полностью в оригинальном состоянии, на двух других родной двигатель воздушного охлаждения 8ДВТ-330 Волгоградского моторного завода (не отличавшийся надежностью) был заменен на более надежный мотор жидкостного охлаждения ЯМЗ-240. В советское время бульдозерное и рыхлительное оборудование для Т-330 изготовлял Балаковский завод самоходных землеройных машин.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-330 с родным мотором 8ДВТ-330Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-330 с неродным двигателем ЯМЗ-240 (характерное внешнее отличие – радиатор, расположенный перед кабиной)
Крайне редкий экземпляр – бульдозер с неповоротным отвалом ДЗ-101 на базе трактора Т-4АП2, выпущенный в 70-х годах Калкаманским заводом дорожных машин, – удалось повстречать в 2012 году в Нижнем Новгороде. Несмотря на почтенный возраст, машина продолжала выполнять свою работу и находилась в хорошем состоянии.
Бульдозер ДЗ-101 на базе трактора Т-4АП2
Стоит отметить, что до наших дней дожило немало советских бульдозеров не только благодаря их живучести, но и массовости. Увы, сейчас этой массовости нет. В постсоветский период производство гусеничных бульдозеров в России неуклонно снижалось. По итогам 2021 года в РФ выпущено около 1000 бульдозеров – в 50 раз меньше, чем во времена СССР.
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
#ссср #трактор #бульдозер #чтз #стройка #завод #техника #история #машина
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Старый конь борозды не испортит. Бульдозеры ссср в постсоветский период.
- 10 удивительных открытий о человеческом разуме
- Представители колькиной, ванькиной, дунькиной веры? Народное православие
Самые большие бульдозеры в истории: описание и ФОТО
Содержание
- ЧЕТРА Т40. СССР-Россия
- CATERPILLAR D10T. США
- KOMATSU D375A-6. Япония
- Fiat-Allis FD50. Италия-США
- Промтрактор T-50.01. СССР-Россия
- ЧТЗ Т-800. Россия
- KOMATSU D475A-5SD. Япония
- CATERPILLAR D11T CD. США
- KOMATSU D575A-3SD. Япония
- ACCO Dozer. Италия
- Заключение
В обиход слово «бульдозер» вошло в конце XIX столетия. Сначала так называли любой механизм, который способен передвинуть огромную массу. Только в 1923 году появилась первая самоходная машина на базе трактора с передним ковшом. Это и был первый в мире бульдозер. Со временем появились различные модификации этих громоздких и шумных машин. Мир техники постоянно развивается, и в небольшом обзоре представлены самые большие бульдозеры в мире.
Самые большие бульдозеры в мире:
10
ЧЕТРА Т40. СССР-Россия
Начнём с модели, которую собирали на ОАО «Промтрактор». Сейчас из-за сложностей с финансированием проект практически закрыт, а новые экземпляры не собираются.
Довольно производительный бульдозер с объёмом отвала 21 кубометр. Общая масса Т40 равна чуть больше 65 тоннам, а мощность двигателя «Cummins QSK19-C650» 590 л.с. На модели установили U-образный отвал, который значительно повышает производительность и даёт возможность работать на уклонах.
Кабину водителя оснастили отопительной системой, так как эксплуатируется трактор и в условиях Крайнего Севера. Для облегчения управления на нём установлена гидравлическая система и улучшена ходовая часть, если сравнивать с предыдущими моделями.
9
CATERPILLAR D10T. США
Первый экземпляр D-серии был выпущен в далёком 1978 году. На то время это был самый мощный бульдозер в мире. Серия «Т» сменила модели «N» и «R». За долгие годы эксплуатации доказал свою высокую производительность и эффективность.
Весит D10T 66 тонн. На нём установлен мощный двигатель в 671 л.с. Длина вместе со всеми прицепленными агрегатами достигает 7,7 м, а высота 4 м двигатель позволяет «разогнать» землеройную машину до 12,5 км/час. При работе в крутых карьерах на ходовую часть устанавливается дополнительная система безопасности, чтобы при эксплуатации машина не перевернулась.
Эти модели выпускаются и сейчас. Конструкторы усовершенствовали технические характеристики бульдозера, добавив к наименованию D10T цифру «2».
Кстати, на TheBiggest.ru вы сможете посмотреть, а также узнать много интересного о самых больших двигателях в мире.
8
KOMATSU D375A-6. Япония
Среди собратьев землеройной техники, эта модель японского производителя, пожалуй, самая быстрая. D375A-6 может развить скорость до 15,8 км/час.
На нём установлен двигатель «SAA6D170E-5» с турбонаддувом и системой охлаждения. Мощность движка 646 л.с. Машина отвечает всем экологическим требованиям и критериям безопасности. Общий вес бульдозера 72 тонны.
Универсальная модель позволяет эксплуатировать её в любых условиях, обеспечивая высокую производительность. Применяются два типа отвала, объёмом 18,5 и 20 кубометра. Последний экземпляр сошёл с конвейера в 2009 году, но «D375A-6» продолжают эксплуатировать и сейчас.
7
Fiat-Allis FD50. Италия-США
Итальянские конструкторы усовершенствовали модель 41B Dozer, и мир увидел новый мощный гусеничный трактор с ножом отвалом. Первая модель вступила в эксплуатацию в 1974 году.
В разработке новой машины принимали участие и американские специалисты. Получился бульдозер с высокими техническими характеристиками. На новой модели был установлен двигатель Cummins VT28-C, мощностью 600 л.с. Общая масса FD50 составляет 80 тонн.
Финансовые трудности привели к закрытию проекта. Последний раз на заводе собрали этого красавца в 1989 году. Но, несмотря на это, эти машины и сегодня продолжают трудиться в карьерах и на строительных площадках.
6
Промтрактор T-50.01. СССР-Россия
В 1980 году с конвейера Чебоксарского завода сошёл карьерный бульдозер на гусеничном ходу. Весит модель в полном снаряжении 93,5 тонны, а мощность двигателя 750 л. с.
Конструкторы установили на машине U-образный отвал, что позволяет эксплуатировать Т-50.01 в сложных карьерных условиях. Машина может углубить свой основной рабочий инструмент в грунт на 1 м. отвал может передвигать 28 кубометров земли.
В новейшее время модель модернизировали, так что теперь она легко работает в любых условиях. Способна машина не только передвигать землю, но и работать в скальных и мёрзлых грунтах.
Читайте также: Самые большие вертолеты в мире.
5
ЧТЗ Т-800. Россия
Впервые советские конструкторы легендарного Челябинского тракторного завода представили Т-800 в 1983 году. На то время по габаритам и весу советский бульдозер занимала 2-е место в мире.
Советская машина, сойдя с конвейера, сразу начала работу на строительстве Южно-Уральской атомной электростанции. Сразу зарекомендовал себя как усердный труженик. На нём, в отличие от зарубежных аналогов, установлен 6-цилиндровый двигатель, мощностью 820 л. с. Весит машина 106 тонн.
Технические характеристики и мощность позволяют Т-800 работать в условиях Крайнего Севера, где он легко справляется с вечной мерзлотой. Используют гиганта и на строительстве крупных объектов.
4
KOMATSU D475A-5SD. Япония
Специалисты отмечают, что это лучший экземпляр в линейке землеройных машин в соотношении мощности и габаритов. Японские специалисты улучшили ходовую часть на этой модели, а также защитили её от внешних воздействий.
Весит эта махина 108 тонн, а объём отвала составляет 34,4 кубометра. Длина машины составляет 11,5 м, а высота 4,6 м. Объём двигателя составляет 890 л.с., что позволяет справиться со сложными задачами. Развивает скорость до 14 км/час.
Благодаря техническим усовершенствованиям этот бульдозер может работать в экстремальных условиях. При доставке на место эксплуатации некоторые агрегаты собирают в блоки для удобной транспортировки.
3
CATERPILLAR D11T CD. США
Техника этой компании лидирует по объёмам продаж и предоставляемым на рынке моделям. Компания Caterpillar является одной из ведущих на рынке сельскохозяйственных машин, а также в промышленности. Кроме этого, мы на страницах thebiggest.ru уже упоминали корпорацию в статьях про самые большие карьерные самосвалы и про самые мощные грузовики в мире.
Бульдозеры Т-линии, с высокой производительностью, были разработаны для работы в открытых карьерах.
Вес «D11T» равен 113 тоннам, а мощность двигателя 950 л.с. на двигателях устанавливают систему ACERT, которая позволяет экономить топливо, а также снижает вредные выбросы в атмосферу. Водитель работает в комфортной эргономичной кабине.
Высота бульдозера чуть больше 4 м, а длина с рыхлителем достигает 9,26 м. При таких габаритах и массе это довольно манёвренная и быстрая машина. Передвигается со скоростью 7,5 км/час, а вот назад идёт быстрее — 8,7 км/час. Но скорость в таких моделях не главное.
2
KOMATSU D575A-3SD. Япония
Самый большой из ныне работающих бульдозеров собран японскими конструкторами в конце 70-х годов ХХ века. Впервые мир увидел супергиганта на Всемирной технической выставке в Техасе в 1981 году.
Высота 5 м, а длина машины 12,5 м. При таких габаритах «D575A» весит 153 тонны. Передвигается он при помощи двигателя с турбонаддувом, мощностью 1 167 л.с. Отвал модифицированного экземпляра способен перемещать 96 кубометров земли. Кабина соответствует требованиям комфорта и безопасности оператора.
Применяют его только в открытых карьерах, так как и сама доставка его к месту работы сложная инженерная операция. За всю историю выпустили 88 машин, которые купили США и Австралия.
Читайте также: Самые большие машины в мире.
1
ACCO Dozer. Италия
Самый крупный за всю историю бульдозеростроения экземпляр был разработан и собран по заказу Муаммара Каддафи. У правителя Ливии были грандиозные планы. Машина предназначалась для строительных работ, которые планировал проводить в своей стране ливийский лидер.
Заказ получила итальянская компания «Umberto Acco», конструкторы которой в 1980 году представили миру опытный образец. Весит сверхгигант 183 тонны, а мощность двух его двигателей суммарно составляла 1 300 л.с. Высота отвала была 3 м, а ширина рекордные 7 м.
Против Ливии были введены санкции, из-за чего «ACCO Dozer» так и не приступил к строительным работам. Уже нет фирмы, собравшей самый большой бульдозер. Его так и не утилизировали, и он так и стоит на одной из смотровых площадок.
Заключение
Наш топ-10 самых больших бульдозеров закончен. Конструкторы не стоят на месте, постоянно меняя технические характеристики бульдозеров и увеличивая их габариты. Отслужившая свой век землеройная техника идёт на слом, а её место занимают новые технологичные и манёвренные модели. Отметим, что есть у бульдозера и свой памятник. В 2007 году на постамент въехал легендарный советский С-100, который был главной машиной при освоении необъятных просторов Советского Союза.
Редакция thebiggest ждёт от вас интересных комментариев о самых больших бульдозерах в мире. Если вы знаете другие крупные модели, пишите нам о них.
Бульдозерная выставка: Дегенеративное искусство СССР
С возвышением Сталина наступила смерть творческой свободы. Союзы художников быстро перешли под контроль Коммунистической партии. Сталин считал, что искусство должно быть «социалистическим по содержанию и реалистическим по форме» — понятным массам. Искусство теперь стало официальным инструментом государства, инструментом, позволяющим в буквальном смысле нарисовать видение обещанной социалистической утопии.
Новое направление в искусстве получило название «Социалистический реализм». В качестве единственного художественного стиля в СССР художникам был предоставлен выбор между государством или устранением последствий работы против него. Они должны были следовать строгим правилам по тематике и эстетике. Художники-нонконформисты, осмелившиеся бросить вызов статус-кво, были наказаны. Такие художники, как Юло Соостер и Борис Свешников, были отправлены в сибирские лагеря для военнопленных, и многие другие эмигрировали до того, как их отправили к ним.
После смерти Сталина СССР прошел период «десталинизации». Хотя политика правительства не изменилась, некоторые художники начали тайно проводить небольшие выставки в своих квартирах. Эти выставки в основном привлекали других художников и родственников. Квартирные выставки требовали осторожного оформления, чтобы не привлекать внимание КГБ. Новый лидер, премьер-министр Хрущев, продолжал агрессивно критиковать авангардные произведения искусства, называя их «дегенеративным искусством», и угрожал художникам депортацией.
Но все должно было измениться. 15 сентября 1974 года группа из двадцати советских художников-нонконформистов собралась на пустыре в городском лесу на окраине Москвы. Художники во главе с Оскаром Рабиным и Евгением Рухиным планировали провести первую за более чем четыре десятилетия негосударственную художественную выставку. Они сознательно выбрали это пространство, поле на окраине города, далекое от интересов КГБ, но все же доступное для зрителей на метро.
Художники выставили свои картины на импровизированных подставках, сделанных из обрезков дерева.Но власти были готовы. Практически сразу более 100 полицейских, вооруженных дубинками, тремя бульдозерами и грузовиком с водометом, начали разгонять выставку. Это был хаос. Художники отчаянно пытались спасти свои работы, поскольку их преследовали власти. Слышно было, как один полицейский кричал: «Вы все должны быть расстреляны! Только ты не стоишь патронов!» Уже промокшие от проливного дождя, а теперь и водомета, большая часть произведений искусства была уничтожена. Выставка провалилась.
На следующий день художники проснулись на следующий день и обнаружили, что их знают во всем мире. «Бульдозерная выставка» попала на обложки газет всего мира. The New York Times опубликовала эту историю на своей первой полосе вместе с работами многих художников. Некоторые иностранные журналисты, приглашенные на выставку, присутствовали на ней, а затем сообщили о возникшем хаосе.
Советские власти представили репрессии как санкционированную государством субботник в парке. Но ущерб был нанесен в глазах международных СМИ. Коммунистическая партия быстро изменила свое отношение к современному искусству. «Первый секретарь местного отделения Коммунистической партии — человек, стоявший за репрессиями, — был уволен». Встревоженное оглаской, государство незамедлительно выдало разрешение на проведение первой в истории выставки современного искусства. Он прошел всего две недели спустя на другом поле на окраине Москвы, и в нем приняли участие тысячи человек.
Хотя плакаты Cyrk были санкционированы советским государством, многие художники-плакатисты также включали в них скрытые сообщения. Часто появляются фокусники и клоуны, маскирующиеся под шпионов, что свидетельствует о двуличии и дезинформации коммунистического режима. Натянутые канаты и кувыркающиеся акробаты предполагают его неминуемую кончину. Плакаты Cyrk буквально заклеивали трещины. Купите плакаты Польской школы плаката ниже или ознакомьтесь с коллекцией здесь.Бульдозер: подземная выставка, изменившая арт-сцену России | Россия
15 сентября 1974 года, в день так называемой выставки бульдозеров, шел дождь. Помню долгую прогулку до площадки под открытым небом – поля – от ближайшей станции метро Беляево с женой и новорожденной дочкой Леной.
Организаторы, художники Оскар Рабин и Евгений Рухин вместе с другими, специально выбрали для показа открытую площадку — какой-нибудь пустырь на окраине города, который был бы слишком далеко, чтобы представлять интерес для спецслужб, но который по-прежнему будут легко доступны для приглашенных. Само собой разумеется, что если бы выставка проходила в одном из городских парков, она в обязательном порядке попала бы под самое пристальное внимание КБГ.
Мы опаздывали, и когда мы, наконец, прибыли, начался хаос: художники бегали по полю, отчаянно пытаясь спрятать свои картины от головорезов, нанятых местными властями. Это была ужасная сцена: эти молодые «госслужащие» бросали произведения искусства в грузовики и давили их бульдозерами.
Фотографии выставки «Бульдозер» из личного архива Михаила Абросимова, впервые опубликованные в журнале «Искусство» в 2013 г. Фото: Михаил Абросимов/ The Calvert JournalЧего эти наемные хулиганы не понимали, так это того, что их окружали десятки международных журналистов, которые снимали резню от начала до конца.
В то время с подозрением относились к художникам, не состоящим в официальном союзе художников.
Некоторые журналисты были избиты, но большинству удалось скрыться. В конце концов, уже промокшую от проливного дождя толпу разогнали с помощью шлангов высокого давления, установленных на дворовых машинах, в результате чего сложилась интересная официальная версия событий. Советские власти представили репрессии как санкционированную государством очистку парка.
Судя по всему, в КГБ и так знали о сериале, что вряд ли стало для нас неожиданностью. В то время к художникам, не входившим в официальный союз художников, относились с подозрением. Их телефоны прослушивались, и они находились под постоянным наблюдением.
Фото из личного архива Михаила Абросимова, впервые опубликовано в журнале «Искусство» в 2013 г.Независимая художественная общественность была крошечной и сплоченной, и все они присутствовали на выставке в Беляево. Присутствовало более 30 художников, в том числе самые видные деятели сообщества, такие как Виталий Комар и Александр Меламид, художники-концептуалисты из русской эмиграции.
Если бы не бурная международная реакция, шоу бульдозеров было бы забыто. Как оказалось, организаторы пригласили всех знакомых иностранных корреспондентов, и все они пришли, что сделало это событие одним из самых документированных в истории российского современного искусства. The New York Times разместила историю о бульдозере на первой полосе вместе с некоторыми картинами Комара и Меламида. Эти артисты проснулись на следующий день и обнаружили, что их знают во всем мире.
И тут что-то случилось. То, чего никто не ожидал. Режим внезапно изменил свое отношение к современному искусству. Первый секретарь местного отделения Коммунистической партии — человек, стоявший за репрессиями, — был уволен; казалось, правительство стремилось успокоить тех, кто занимается искусством.
Бульдозерную выставку разогнали наемные хулиганы из водометов Фото: Михаил Абросимов/ The Calvert JournalЭто еще не все. Неожиданно от высокопоставленных партийных чиновников московскому художественному сообществу поступило предложение организовать первую в Советском Союзе выставку современного искусства. Мероприятие состоялось 29 сентября в Измайловском парке на северо-востоке Москвы. Большинству художников, участвовавших в выставке бульдозеров двумя неделями ранее, теперь официально разрешено показывать свои работы широкой публике.
И тут что-то случилось. То, чего никто не ожидал. Режим вдруг изменил свое мнение о современном искусстве
Я все время спрашивал себя, что случилось? Почему произошло такое внезапное изменение курса? Конечно, иностранная пресса сыграла решающую роль в легитимации современного искусства в Советском Союзе. Но внутри режима уже что-то назревало, тонкое новое диссидентское движение, которое медленно, но неуклонно росло, пока не разразилась перестройкой, которая в конце концов сняла все кафкианские барьеры и ограничения.
Добавить комментарий