Т 25 трактор коробка передач – Т 25 коробка передач схема переключения. Руководство по самостоятельному ремонту рабочих узлов трактора Т-25
Коробка передач т 25: особенности её эксплуатации, устройство
Коробка передач Т-25 представляет собой интересный образец конструкторского решения, позволивший упростить обслуживание машины в полевых условиях. При разработке этого узла особое внимание было уделено возможности замены отдельных деталей без снятия и разборки КПП в целом.
Содержание
Это важно, когда поломка случается вдали от центров технического обслуживания или мастерские располагают ограниченным набором оборудования для ремонта.
На судьбу техники влияют различные факторы. Появившийся в 1966 году, приблизительно в одно время с моделью Т-28, трактор Т-25 оказался более востребованной и популярной машиной. Причина этой популярности кроется не только в общей концепции машины, но и в особенности конструкции её отдельных узлов.
Конструкция трансмиссии
Коробка передач трактора Т-25 изготовлена в едином блоке с дифференциалом и главной передачей. Проектировщики пошли на некоторое усложнение технологии производства ради облегчения дальнейшего обслуживания агрегата и уменьшения его габаритов.
Для этого на первичном валу разместили изготовленную с ним заодно коническую шестерню, передающую крутящий момент под углом 90 градусов на расположенные в перпендикулярной плоскости валы и приводные механизмы. Если посмотреть на сборочный чертёж узла, то можно увидеть, что перпендикулярно первичному валу размещены:
- Пустотелый промежуточный вал. Внутри этого вала находится вал отбора мощности, а снаружи располагаются шестерни второй/четвертой, первой/третьей и пятой/шестой передач, а также механизм реверса.
- Главный вал, на котором смонтированы шестерни замедлителя, удвоителя, первой/второй и замедленной передачи, ведомые шестерёнки третьей и пятой/шестой передач.
- Дифференциал в блоке с шестернями ускоренного и замедленного ряда передач, а также полуосей.
Все валы опираются на шариковые подшипники, запрессованные в корпус картера узла, доступ к которым обеспечивается после снятия установочных втулок либо защитных стаканов.
На крышке картера установлено устройство, выполняющее роль блокировки переключения передач при не полностью выжатом сцеплении. Оно защищает зубья шестерён от повреждений и преждевременного износа.
Особенности устройства
Особенности конструкции КПП Т-25 позволяют производить частичную разборку агрегата без снятия его с трактора. При этом сохранены все необходимые для работы характеристики узла:
- Количество передач, необходимое для обеспечения плавного хода машины при различных нагрузках. КПП ранних выпусков имеет шесть ступеней для движения вперёд и четыре назад, а поздних, соответственно, восемь и шесть.
- Передаточные числа, оптимально подобранные и позволяющие полностью реализовать возможности двигателя.
- Запас ресурса и прочности, необходимый для длительной эксплуатации.
Коробка передач трактора Т-25 оснащена валом отбора мощности, необходимым для функционирования различного навесного оборудования. В связи с изменением количества ступеней, на КПП поздних годов выпуска изменилась схема переключения передач. Алгоритм переключения реверса и удвоителя остался прежним. Для этого в системе органов управления трактора предусмотрен отдельный рычаг.
Смазочные материалы
Для нормальной эксплуатации в трансмиссии рекомендуется использовать минеральные масла вязкостью W90, соответствующие стандарту GL-3. Следует помнить, что Т-25 – трактор, разработанный в те времена, когда качество трансмиссионных масел было довольно низким.
Из-за особенностей конструкции его узлов применение синтетических смазочных материалов пониженной вязкости может привести к поломке коробки передач. Отработанный лубрикант удаляется через отверстие, легко обнаруживаемое в нижней части картера. В левой стенке картера предусмотрено отверстие для контроля уровня и залива новой смазки.
Причины выхода из строя
Благодаря особенностям конструкции трансмиссии ремонт КПП трактора Т-25 упростился, но появились другие проблемы, которым стоит уделять пристальное внимание:
- Возникла необходимость в регулировке установочных зазоров валов, шестерёнок, подшипников и некоторых других деталей. Эта регулировка выполняется с помощью специальных металлических прокладок различной толщины. Кропотливая работа требует специальных навыков и терпения. Когда она выполнена правильно, передачи переключаются точно и без дополнительных усилий, а сама КПП работает правильно.
- Повреждение или выработка посадочных мест втулок и подшипников приводят к тому, что со временем литой корпус картера приходится заменять. Чтобы избежать этого, следует контролировать состояние подшипников и других компонентов узла.
Несмотря на эти недостатки, ресурс коробки передач трактора Т-25 достаточно высок, а эксплуатационные характеристики не вызывают особых нареканий. Причиной основных неисправностей становится износ некоторых деталей:
- Подвижных шестерён.
- Подшипников.
- Фиксаторов и валиков.
- Вилок включения передач и реверса.
- Упоров вторичного вала.
- Ушек замковой шайбы и крышки фиксатора.
- Канавки шпонки первичного вала.
Выполняя ремонт коробки передач, на состояние этих деталей обращайте особое внимание.
Знания не бывают лишними
Представленное на схемах устройство трансмиссии популярной модели трактора поначалу может показаться чрезмерно сложным. Но на деле всё не так страшно, а обслуживание и ремонт узла вполне можно произвести самостоятельно. Разумеется, если у вас имеются необходимые навыки и инструмент.
Данная статья показалась вам полезной? Останьтесь на нашем сайте и пополните свою копилку знаний о спецтехнике. Например, узнайте, для каких целей использовался гусеничный трактор ТТ-4 или чем хорош легендарный МТЗ-80. Может и эта информация пригодится?
traktorwork.ru
Коробка передач Т 25: схема устройства, переключения, ремонт
Трактор модели Т25 – это популярная сельскохозяйственная техника с середины 1960-х гг. Она активно применялась для обработки земельных участков, садов. Привод у данной автомашины является задним. Эффективность работы трактора объясняется тем, что он имеет хорошее техническое оснащение. Присутствующая гидравлическая система, включает шестеренчатый насос, по которому циркулирует дизельное масло.
Установлен надежный двигатель, система трансмиссии. Они рассчитаны на выдержку больших приходящихся нагрузок. Мощность данной спецтехники доходила до 20 лошадиных сил.
Следует отметить, что на модели Т-25А имеется 2-цилиндровый дизельный силовой агрегат с сухим однодисковым сцеплением. Двигатель отличается ремонтопригодностью.
Также, здесь установлена механическая скоростная коробка. На основе прилагающейся к трактору схемы управления, делается вывод о том, что скорости включаются без задержек.
Коробка передач трактора Т (модель 25)
В состав коробки передач на Т 25 входит дифференциал (относится к картеру трансмиссии). Дифференциал состоит из шестерен. Его функция – передача вращения главным колесам. В картере также имеется промежуточный, вторичный и первичный валы.
Следует отметить, что на вторичном валу присутствуют ведомые шестерни.
Схема КПП Т25
Трактор может двигаться как вперед, так и назад. Учитывая это, следует отметить, что количество передач назад — 6 / вперед – 8. Задний ход включается путем перемещения рычага КПП в заднее положение, а затем в правую сторону. Смена скоростей происходит, когда педаль сцепления нажата до конца. Рычаг селектора не создает неудобные условия для переключения.
Схема переключения, которая прилагается к данной технике, подробно отображает то, как происходит функционирование системы КПП.
Схема переключения передач
В механической коробке имеется вал отбора мощности. Это комплектующая деталь, которая отличается повышенной прочностью, обеспечивает приведение в действие гидравлической системы навесного устройства.
Отличительная особенность КПП – здесь не имеется синхронизаторов. На коробке передач Т 25 есть удвоитель и реверс.
Механизм реверса находится в картере трансмиссии, расположен в середине промежуточного вала. Облегчает эксплуатацию трактора наличие приводного шкива на правой стенке корпуса.
Таким образом, КПП Т 25 является механической. Вся автомобильная система нуждается в периодической проверке на предмет исправной работы.
Проведение ремонтно-восстановительных работ
Ремонт КПП трактора Т 25 актуален, если стали отмечаться сбои в работе данной системы:
- появились рывки, вибрации, стуки;
- тяжело переключаются передачи;
- не все скоростные режимы активизируются.
Точную причину того, почему данные проявления стали отмечаться могут назвать механики в диагностическом центре. Однако такие проявления связаны с тем, что износились составляющие комплектующие детали коробки, например, вторичный вал, шлицы, подшипники, втулки. В данном случае, коробка подлежит разборке.
В КПП можно добавлять трансмиссионное масло ТМ-5 от компании Лукойл. Чтобы слить масло из системы необходимо в нижней части корпуса открутить пробку.
Следует отметить, что на пробке имеется специальный магнит. Его основная функция – притяжение металлических частиц, которые могут попасть в масло.
Необходимость ремонта коробки передач трактора Т 25 возникает не часто у владельцев данной техники. Соблюдая руководства и инструкции по эксплуатации и ремонту тракторов, представляется возможным устранить возникшую поломку, продлить его рабочий ресурс.
prokpp.ru
Коробка передач трактор Т-25: базовый ремонт и схема
В данной статье мы рассмотрим основные моменты, которые связанны с действием и работой коробки передач трактора Т-25. Также приведем принципиальную схему, кратко опишем принцип работы и самые распространенные поломки, которые могут возникнуть. И конечно же приведем методы и пути их решения.
Коробка передач трактора Т-25
Сам принцип и схема достаточно трудна для понимая, но мы сделали акцент на главные рабочие узлы, чтобы изучении принципа работы и возможных поломок происходил в максимально короткие сроки.
Все её работающие механизмы и узлы находятся в цельнолитом корпусе. В лобовой части находится каноническая шестерня, которое изготовлена совместно с первичным валом и все это вращается на двух шарикоподшипниках.
Установочный или передний подшипник закреплен в специальном стакане с помощью стопорного кольца, задний же расположен между перегородкой корпуса самой КПП.
Под фланцем переднего подшипника находятся стальные прокладки. Они служат за регулировку зазора боковых зубьев и канонических шестерней. В средней части шлица переднего вала находится главная шестерня дополнительной передачи цилиндрической формы (см. пункт 45) и вал отбора мощности.
Сами шарикоподшипники и шестерня неподвижно закреплены на валу с помощью гайки (49) через втулку (1). Самоподжимной сальник (2) расположен в стакане подшипника, которые имеет продольную канавку для масла и уменьшения нагрузки давления на сальник.
Конический шестерни реверса (44) находиться в постоянном креплении с шестерней первичного вала, который закреплен в промежуточной части вала главной передачи.
Справа от положения реверсной детали трактора Т-25 на промежуточном валу закреплена подвижная шестеренка (5) – 2 и 4 передача, слева двойная подвижная (5) – 1, 3, 5 и 6-й передачах.
Также в подвижных шестернях присутствуют кольцевые углубления под вилку переключения самих передач.
Промежуточный вал вмонтирован в сам корпус коробки переключения передач трактора Т-25 и он находится на двух радиальных подшипниках (9, 41). Также он передает вращение на главный вал (24). Вмонтированная подвижная шестеренка удвоителя закреплена в средней части.
Схема коробки передач трактора Т-25
Ниже мы привели схему устройства коробки передач трактора Т-25, с подробным описанием каждого пункта и детали.
Продолжим, на (32) отходит передача, которая отвечает за вращение корпуса дифференциала.
Что такое дифференциал трактора Т-25
Устройство из шестерен, которое передает вращение главным колесам и предоставляем им возможность оборачиваться с различными оборотами – называют дифференциалом.
При этом, сами обороты и его частота вращения остается постоянно одинаковой.
В нижней области КПП Т-25 расположен узел дополнительных пониженных передач и самого привода вала отбора мощности. ВОМ – находится вдоль самой оси, его вращение осуществляется с помощью двух подшипников.
Само перемещение подвижных шестерёнок КПП осуществляется за счет переключения вилок и поводков. Они находятся на специальных валах переключения.
Эти валы расположены над основными валами коробки переключения передач трактора и их перемещение осуществляется по расточке, в боковой стенке корпуса главной передачи.
Сам механизм блокировки выполняет функцию включения или отключения шестерен и муфты реверса с муфтой диска сцепления. Также механизм блокировки запрещает самопроизвольное выключение реверсной передачи при движении трактора.
В верху крышки главной передачи находится механизм, который отвечает за переключение реверса и удвоителя передач. Ниже приведена схема положения шестеренок главной передачи при включении других.
Помните, что все механизмы находятся внутри и их смазывание происходит путем эффекта разбрызгивания внутреннего масла. Контроль уровня масла производиться путем осмотра пробок, которые находятся в нижней передней и левой стенки блока.
Базовый ремонт коробки передач трактора Т-25
Перед началом ремонтных работ нужно открыть корпус картера трансмиссионных передач и снять крышку подшипника, который находится слева со стороны главного вала. Затем снимаем крышку ВОМ (вал отбора модности) справа.
Откручиваем зажимную галку и втулку распора. Это позволит снять стакан с подшипниками.
Если нужно снять реверс, то снимаем замковую шайбу, она находиться левее. Достаточно повернуть её на 30 градусов и снять стопор с подшипника.
Сборку осуществляем в противоположно порядке. В период ремонта или диагностики тщательно смотрим все детали. Если находим близкие к износу, то производим их замену.
agromania.com.ua
Сборочные узлы коробки передач трактора Т-25
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Сборочные узлы коробки передач трактора Т-25
Соединительная муфта КПП трактора Т-25
Ведомый вал муфты сцепления связан с первичным валом коробки передач трактора Т-25 Владимирец жесткой соединительной муфтой (рис. 36). Соединительная муфта состоит из двух одинаковых жестких боковин 2, между которыми болтом 4 с корончатой гайкой 5 зажаты концы первичного и ведомого валов.
В продольные шпоночные канавки, выполненные на боковинах муфты и на концах валов, установлены четыре шпонки 5, при помощи которых передается вращение от ведомого вала муфты сцепления к первичному валу главной передачи.
Рис. 36. Соединительная муфта КПП трактора Т-25
1 — боковина муфты; 2 — стопорное кольцо; 3 — шпонка; 4 — стяжной болт; 5 — корончатая гайка.
Пружинные кольца 2, установленные в выточках валов и кольцевых канавках боковин, фиксируют положение ведомого вала муфты сцепления и удерживают его от продольных перемещений. Боковины соединительной муфты обрабатывают в сборе, поэтому при разборке трактора их нельзя разукомплектовывать.
При установке на трактор обработанные торцы боковин должны быть повернуты в сторону главной передачи. Момент затяжки гайки 5 при установке соединительной муфты должен составлять 8—9 кг-м (усилие затяжки 20 кгс на плече 40—45 см).
Главная передача КПП трактора Т-25
Механизмы главной передачи КПП трактора Т-25 ВТЗ размещены в литом корпусе 1 (рис. 37). К обработанным плоскостям корпуса главной передачи крепятся соединительный корпус (впереди), тормозные рукава (по бокам), гидроподъемник (сзади), верхняя крышка с механизмом рулевого управления.
Первичный вал 8 главной передачи, изготовленный заодно с конической шестерней, расположен в передней части корпуса и вращается в двух шариковых подшипниках. Передний подшипник 4 закреплен пружинным стопорным кольцом в стакане 9 и является установочным.
Задний подшипник 3 расположен в перегородке корпуса главной передачи. Под фланцем стакана установочного подшипника первичного вала размещены стальные прокладки 10 для регулировки бокового зазора между зубьями конических шестерен.
Рис. 37. Главная передача КПП Т-25 (горизонтальный разрез)
1 — корпус главной передачи; 2 — шестерня второй (четвертой)
передачи; З,4 — шариковые подшипники; 5 — самоподжимной сальник; 6 —
распорная
втулка; 7 — гайка; 8 — первичный вал; 9 — стакан подшипника; 10 —
регулировочные прокладки; 11 — ведущая шестерня дополнительной
передачи; 12 —
механизм реверса; 13 — шестерня первой/третьей и пятой, шестой
передач; 14 — промежуточный вал; 15 — шариковый подшипник; 16 —
стопорное
кольцо; 17 — ведомая шестерня первой (третьей) передачи; 18 —
шариковый подшипник; 19 — крышка; 20 — обойма; 21 — ведомая шестерня
пятой
(шестой) передачи; 22 — подвижная шестерня удвоителя; 23 — главный
вал; 24 — самоподжимной сальник; 25 — коническая полу осевая
шестерня; 26 —
корпус дифференциала; 27 — шестерня замедленного ряда передач; 28 —
сателлит; 29 — ось дифференциала; 30 — регулировочные шайбы; 31 —
опорная сферическая шайба; 32 — шариковый подшипник; 33 — ведущий
вал бортовой передачи; 34 — шестерня ускоренного ряда передач; 35 —
стакан
подшипника; 36 — ведомая шестерня второй (четвертой) передачи; 37 —
шестерня постоянного зацепления; 38 — обойма; 39 — крышка; 40 —
шлицевая
втулка; 41 — шариковый подшипник; 42 — гнездо сальников; 43 — втулка
подшипника; 44 — проставочная втулка; 45 — защитный колпак; 46 —
распорная
втулка; 47 — шариковый подшипник; 48 — стакан подшипника; 49 —
регулировочные прокладки.
В средней шлицевой части первичного вала коробки передач трактора Т-25 ВТЗ размещена цилиндрическая ведущая шестерня 11 дополнительной передачи и вала отбора мощности. Шариковые подшипники и шестерня неподвижно зажаты на первичном валу гайкой 7 с контргайкой через распорную втулку 6.
В расточке стакана переднего подшипника установлен каркасный самоподжимной сальник 5, в нижней части стакана выполнена продольная канавка для стока масла и разгрузки самоподжимного сальника от давления масла. Рабочая кромка сальника в процессе работы скользит по наружной поверхности распорной втулки.
На переднем конце первичного вала выполнены две шпоночные канавки и кольцевая канавка под пружинное стопорное кольцо соединительной муфты. Коническая шестерня первичного вала КПП Т25 главной передачи находится в постоянном зацеплении с ведомыми коническими шестернями механизма реверса 12, установленного в средней части промежуточного вала главной передачи. Механизм реверса показан на рис. 55.
Рис. 38. Механизм реверса коробки переключения передач Т-25
1 — коническая шестерня переднего хода; 2 — правая упорная шайба; 3 — промежуточный вал; 4 — втулка; 5 — зубчатая муфта переключения реверса; 6 — зубчатая втулка; 7 — коническая шестерня заднего хода; 8 — внутренняя упорная шайба; 9 — регулировочные прокладки; 10 — наружная упорная шайба; 11 — 3амковая шайба; 12 — ограничительный штифт
Он состоит из двух ведомых конических шестерен 1 и 7, зубчатой втулки 6, зубчатой муфты 5, упорных и регулировочных шайб. Коническая шестерня реверса Т-25 состоит из венца и ступицы, соединенных при помощи сварки и обработанных в сборе. Ступица шестерни имеет зубчатый венец, который соединяется подвижной зубчатой муфтой 5 с зубчатой втулкой 6 при включении шестерен реверса.
В ступицы конических шестерен реверса запрессованы бронзовые втулки 4. Зубчатая втулка 6 сидит на шлицах промежуточного вала 3 в его средней части. На шлифованных цилиндрических поверхностях зубчатой втулки свободно вращаются конические шестерни. От осевых перемещений механизм реверса зафиксирован упорными шайбами 2, 8 и 10.
Правая упорная шайба 2 на шлицах упирается в бурт промежуточного вала. Эта шайба воспринимает осевые усилия, возникающие при работе механизма реверса Т-25 на прямом ходу. Осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса на заднем ходу, воспринимают шайбы 8 и 10.
Наружная шайба 10 надета па шлицы промежуточного вала КПП Т-25 и повернута в его кольцевой канавке на угол 30° так, что шлицевые выступы отверстия шайбы стоят против шлиц промежуточного вала. От проворачивания наружную шайбу удерживают усики замковой шайбы 11, отогнутые в пазы наружной шайбы.
Замковая 11 и упорная 8 шайбы надеты на шлицы промежуточного вала. Между шайбами могут быть установлены стальные прокладки 9 толщиной 0,5 и 0,2 мм, при помощи которых регулируют осевой разбег механизма реверса Т-25. Муфта 5 выполнена с внутренними зубьями и в нейтральном положении реверса расположена на цилиндрическом венце зубчатой втулки.
В кольцевую канавку муфты 5 входит вилка переключения реверса, при помощи которой перемещают муфту но зубьям втулки. Перемещением зубчатой муфты вправо или влево соединяют венец втулки с зубчатым венцом правой или левой конической шестерни реверса.
При этом вращение от первичного вала коробки переключения передач Т25 передается на включенную шестерню и далее через зубчатую муфту на втулку и промежуточный вал. Не включённая коническая шестерня в это время вращается свободно в противоположном направлении.
При перемещении зубчатой муфты вправо промежуточный вал вращается вместе с правой конической шестерней реверса и трактор движется вперед, при перемещении зубчатой муфты влево трактор движется назад. В нейтральном положении зубчатой муфты обе конические шестерни вращаются свободно и вращение на промежуточный вал не передается.
Штифты 12 ограничивают перемещения зубчатой муфты. На шлицах промежуточного вала 14 (см. рис. 37) справа от механизма реверса трактора Т-25 расположена подвижная шестерня 2 второй/четвертой передачи (в числителе указан номер передачи при работе на замедленном ряду, в знаменателе — при работе на ускоренном ряду).
Слева от механизма реверса Т-25 помещена двойная подвижная шестерня 13 первой/третьей и пятой/шестой передач. Подвижные шестерни имеют кольцевые канавки для вилок переключения передач.
Промежуточный вал 14 установлен в корпусе главной передачи на двух радиальных шариковых подшипниках. Все осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса, воспринимает правый установочный подшипник 47.
Внутреннее кольцо подшипника сидит на втулке 43 с буртиком для упора подшипника и вместе со втулкой неподвижно зажато на валу корончатой гайкой — через проставочную втулку 44 и распорную втулку 46. Наружное кольцо подшипника зажато между кольцевым буртом стакана 48, размещенного в боковой расточке корпуса, и буртиком гнезда 42 сальников.
Гнездо сальников вместе со стаканом подшипника прикреплено к корпусу главной передачи КПП Т-25 четырьмя болтами. Наружное кольцо подшипника 15 левой опоры поставлено в расточку корпуса главной передачи, а внутреннее — напрессовано на шейку промежуточного вала до упора в бурт и закреплено стопорным кольцом 16.
Под фланцем стакана 48 помещены регулировочные прокладки 49, при помощи которых перемещают промежуточный вал в осевом направлении для получения одинакового зазора между зубьями в зацеплении конических шестерен механизма реверса с конической шестерней первичного вала.
Регулировочные металлические прокладки выпускают толщиной 0,2; 0,5 и 1 мм, они выполнены из двух половинок, в стыке между ними установлены войлочные пробки. При установке прокладок необходимо следить, чтобы толщина набора прокладок с обеих сторон была одинаковой.
При разной толщине набора возможен перекос стакана и выход из строя подшипника. Правый конец промежуточного вала коробки передач Т25 Владимирец оканчивается шлицами для приводного шкива при работе со стационарными машинами.
Завод отгружает трактор без шкива, конец промежуточного вала закрыт защитным колпаком 45, прикрепленным болтами к гнезду сальников. С промежуточного вала вращение передается на главный вал 23, вращающийся в расточках корпуса главной передачи, параллельно промежуточному валу (в двух радиальных шариковых подшипниках). В средней части главного вала установлена на шлицах главного вала подвижная шестерня 22 удвоителя.
Справа от подвижной шестерни коробки передач Т-25 расположена шестерня 37 постоянного зацепления с внутренними и наружными зубьями и ведомая шестерня 36 второй (четвертой) передачи. Шестерня 37 свободно вращается на втулке 40. Бурт втулки и обойма 38 ограничивают осевые перемещения шестерни.
Втулка 40 установлена на шлицах главного вала и зафиксирована от осевых перемещений при помощи шарика, размещенного в лунке вала и отверстии втулки и перекрытого обоймой 38.
Втулка с шариком, обойма 38 ступица шестерни 36 и внутреннее кольцо правого подшипника 41 неподвижно зажаты на главном валу корончатой гайкой. Наружное кольцо правого подшипника сидит в расточке корпуса коробки передач Т-25. Снаружи правый конец главного вала закрыт штампованной крышкой 39. Слева от подвижной шестерни удвоителя находятся шестерня 21 пятой (шестой) и шестерня 17 первой (третьей) передач.
Шестерня 21 надета на шлицы главного вала и зафиксирована от осевых перемещений шариком, размещенным в лунке вала и цилиндрическом отверстии в ступице шестерни и перекрытым обоймой 20. Шестерня с шариком, обойма и внутреннее кольцо левого подшипника 18 неподвижно зажаты на главном валу корончатой гайкой.
Левый установочный подшипник 18 удерживает главный вал КПП трактора Т-25 Владимирец от осевых перемещений. В кольцевой канавке наружного кольца этого подшипника смонтировано разрезное пружинное стопорное кольцо.
Крышка 19, закрывающая левые подшипники промежуточного и главного валов, имеет проточку и зажимает стопорное кольцо между крышкой и корпусом главной передачи, удерживая подшипник, а следовательно, и главный вал от осевых перемещений.
Между ступицами шестерен 17 и 36 и торцами обойм 20 и 38 проложены регулировочные шайбы, при помощи которых можно изменять положение шестерен на валу, обеспечивая расположение в одной плоскости торцов включенных ведущих подвижных шестерен промежуточного вала и соответствующих ведомых шестерен главного вала.
С главного вала вращение передается на корпус дифференциала. Дифференциал представляет собой шестеренчатый механизм, который передает вращение на ведущий задний мост трактора Т-25 и дает им возможность вращаться с неодинаковыми оборотами при постоянных оборотах корпуса дифференциала.
Дифференциал заднего моста трактора Т-25 конический, двухсателлитный, с неразъемным литым корпусом. На корпусе дифференциала напрессованы и закреплены заклепками две ведомые цилиндрические шестерни 27 и 34.
Для получения замедленного ряда скоростей подвижную шестерню 22 удвоителя вводят в зацепление с шестерней 27. Шестерня 37 постоянного зацепления в этом случае вращается свободно на втулке 40.
Для получения ускоренного ряда скоростей подвижную шестерню вводят в зацепление с внутренними зубьями шестерни 37 постоянного зацепления и вращение передается с главного вала на корпус дифференциала через пару шестерен 37 и 34. Внутри корпуса дифференциала помещены две конические полуосевые шестерни 25 и два конических сателлита 28.
Сателлиты свободно вращаются на общей оси 29, установленной в отверстиях корпуса дифференциала заднего моста Т-25. Две стопорные планки, прикрепленные болтами к корпусу дифференциала, удерживают ось от сдвига. Одна из стопорных планок входит в лыску, имеющуюся на конце оси, и удерживает ось от проворачивания в корпусе.
При сборке дифференциала под опорные сферические поверхности сателлитов устанавливают сферические шайбы 31. Шайба выполнена с усиком, который входит в продольный паз оси дифференциала и удерживает шайбу от проворачивания. Для регулировки зазора в зацеплении конических шестерен дифференциала между шайбами и корпусом дифференциала прокладывают тонкие стальные шайбы 30.
Полуосевые конические шестерни свободно вращаются в расточках корпуса дифференциала. В шлицованные отверстия шестерен вставлены шлицевыми концами валы 33 ведущих шестерен бортовых передач трактора.
Корпус дифференциала заднего моста Т-25 вращается в двух шариковых радиальных подшипниках 32. Наружные кольца подшипников помещены в литых стаканах 35, которые установлены в боковые расточки корпуса главной передачи и прикреплены болтами к его стенкам.
Расточки корпуса и обработанные цилиндрические поверхности фланцев стаканов обеспечивают соосность отверстий под подшипники, а по наружным цилиндрическим поверхностям фланцев стаканов центрируют тормозные рукава с бортовыми передачами заднего моста.
Самоподжимпые сальники 24, запрессованные в средние расточки стаканов, охватывают валы ведущих шестерен бортовых передач и не дают маслу перетекать из главной передачи в тормозные рукава.
Узел пониженных передач КПП трактора Т-25 ВТЗ
В нижней части корпуса главной передачи, под промежуточным и главными валами, размещен узел дополнительных пониженных передач и привода к заднему валу отбора мощности.
Рис. 39. Привод дополнительных (пониженных) передач КПП Т-25
1 — ведомая шестерня; 2 — регулировочные прокладки; 3 — стакан подшипника; 4 — стопорное кольцо: 5 — шариковый подшипник; 6 — крышка; 7 — упорное кольцо; 8 — стопорное кольцо; 9 — корпус главной передачи; 10 – приводной валик дополнительных передач; 11 — стопорное кольцо; 12 — контрольные пробки; 13 — регулировочные прокладки; 14 — стакан подшипника; 15 — шариковый подшипник; 16 — крышка; 17 — подвижная шестерня дополнительных передач; 18 — стопорное кольцо; 19 — шариковый подшипник; 20 — ведомая коническая шестерня: 21 — стопорное кольцо; 22 — ведущая коническая шестерня; 23 — роликовый подшипник.
Приводной валик 10 (рис. 39) дополнительной передачи КПП Т25 расположен вдоль оси корпуса и вращается в двух подшипниках.
Внутреннее кольцо переднего шарикового подшипника 5 помещено на цилиндрическом конце вала, а наружное кольцо запрессовано в стакан 3 до упора в буртик и зафиксировано от осевых перемещений стопорным пружинным кольцом 4. Стакан подшипника установлен в расточке передней стенки корпуса и закрыт плоской крышкой 6.
В передней части приводного валика на шлицах расположена ведомая шестерня 1 дополнительной передачи. Шестерня 1 находится в постоянном зацеплении с ведущей цилиндрической шестерней первичного вала. От осевых перемещений она зафиксирована упорным кольцом 7 и стопорным пружинным кольцом 8.
В средней части приводного валика, между стопорными пружинными кольцами 11 и 21, размещены роликовый радиальный подшипник 23 и ведущая коническая шестерня 22 дополнительной передачи. Шестерня установлена на шлицах валика, свободный конец шлиц служит для присоединения промежуточного вала отбора мощности.
Наружное кольцо подшипника 23 установлено в расточке прилива, в нижней части корпуса главной передачи КПП трактора Т-25. Ведомая коническая шестерня 20 дополнительной передачи выполнена заодно с валиком и вращается в двух шариковых радиальных подшипниках. Внутренний подшипник 19 сидит в расточке прилива корпуса главной передачи.
Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на шейку вала до упора в торец шестерни и закреплено стопорным пружинным кольцом 18. Второй подшипник 15 установлен на валике между двумя стопорными кольцами. Наружное кольцо подшипника входит в расточку стакана 14 и зажато между буртом стакана и крышкой 16.
Под фланцами стаканов З и 14 положены прокладки, при помощи которых регулируют зазор в зацеплении конических шестерен дополнительной передачи. На шлицованной части валика ведомой конической шестерни дополнительной передачи посажена подвижная шестерня 17 с кольцевой канавкой для вилки переключения.
Для включения дополнительных передач эту шестерню необходимо ввести в зацепление с шестерней первой (третьей) передачи главного вала коробки переключения передач Т-25.
При этом вращение от двигателя передается через шестерни постоянного зацепления на приводной валик 10, конические шестерни 20 и 22, ведущую шестерню 17 и шестерню 17 (см. рис. 37) первой (третьей) передачи на главный вал.
С главного вала вращение передается на дифференциал, бортовые передачи и ведущие колеса трактора. В зависимости от положения подвижной шестерни 22 удвоителя будет включена I или II дополнительная передача. Тяговое усилие при этом не должно превышать 700 кг.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru
Коробка передач трактора Т-25. Ремонт и схема
Коробка передач трактора Т-25 комплектуется реверсом и удвоителем. Именно они обеспечивают КПП трактора 6 передач заднего, и 8 – переднего хода. И дифференциал, и передача (главная), и КПП Т-25 располагаются в одном корпусе. Речь идет о картере трансмиссии. В последний также монтируются валы (пониженных передач, вторичный, первичный), механизм реверса.
Шестерни (отбора мощности, ведущая цилиндрическая пониженных передач и коническая) монтируются на первичный вал. Кстати, последняя из перечисленных шестерен находится с двумя другими в зацеплении.
На шлицевой стороне вала (промежуточного) устанавливаются ведущие шестерни IV и II передач. Тут же находится и блок ведущих шестерен VI, V, III, I передач.
Приводной шкив монтируется на промежуточный вал (правый шлицевой), а вернее его конец, который из картера трансмиссии немного выступает.
Реверс находится на промежуточном валу (средняя часть). Последний состоит из конических шестерен (две) с зубчатыми ступицами, втулки, зубчатой муфты. С его помощью как раз и работают все передачи хода «вперед» (II и I дополнительная – исключение). Втулка реверса, которая дополнена наружным зубчатым венцом, располагается на шлицах вала (промежуточного). Конические шестерни на цилиндроподобную часть втулки надеваются свободно.
Вторичный вал предусматривает установку трех ведомых шестерен дополнительных, III и I передач; ведущих шестерен (две) удвоителя центральной передачи, IV и II передач; VI и V передач. Можно передвигать для включения пониженных и (или) повышенных передач по вторичному валу одну шестерню удвоителя.
На крышке картера коробки передач трактора Т-25 смонтировано блокирующее устройство КПП. Оно предотвращает возможность переключения передач при вероятном не полностью выключенном и (или) включенном сцеплении. Кроме того это устройство также предохраняет, защищает шестерни КПП от их поломки, быстрого износа зубьев.
Все детали КПП трактора смазываются особым трансмиссионным маслом. Его заливают в картер до нужного уровня, который находится на корпусе (левая сторона). Отверстие нужно плотно закрывать пробкой. Сливается масло через нижнее отверстие. Последнее закрывается магнитной пробкой – она улавливает в масле стальные механические примеси.
Схема коробки передач Т-25
К главным неисправностям КПП Т-25 принято относить износ:
- подшипников;
- вилки реверса;
- вилок включения;
- ушков замковой шайбы;
- упоров вторичного вала;
- ушка крышки фиксатора;
- втулки шестерни реверса;
- подвижных шестерен КПП;
- шлицев подвижных шестерен;
- шпоночной канавки вала первичного;
- валиков и фиксаторов переключения передач.
Ремонт коробки передач трактора Т-25
До начала ремонтных мероприятий необходимо открыть корпус картера и снять cвала крышку подшипника (левая сторона). Крышка вала отбора мощности снимается следующей (расположена справой стороны). Затем нужно открутить гайку и убрать распорную втулку. Следующий шаг – снять стакан с подшипником. Чтобы разобрать реверс, нужно раскрыть расположенную слева по ходу замковую шайбу. На 30 градусов поверните запорную шайбу. Уберите с подшипника стопор. Сборка производится в порядке, который обретен описанному выше. В процессе ремонта КПП важно внимательно осмотреть на предмет износа шестерни и, если таковой имеется, произвести замену.
traktor-t25.com
Комплектующие детали коробки переключения передач трактора Т-25
________________________________________________________________________
Комплектующие детали коробки переключения передач трактора Т-25
Соединительная муфта КПП трактора Т-25
Ведомый вал муфты сцепления связан с первичным валом коробки передач трактора Т-25 Владимирец жесткой соединительной муфтой (рис. 36). Соединительная муфта состоит из двух одинаковых жестких боковин 2, между которыми болтом 4 с корончатой гайкой 5 зажаты концы первичного и ведомого валов.
В продольные шпоночные канавки, выполненные на боковинах муфты и на концах валов, установлены четыре шпонки 5, при помощи которых передается вращение от ведомого вала муфты сцепления к первичному валу главной передачи.
Рис. 36. Соединительная муфта КПП трактора Т-25
1 — боковина муфты; 2 — стопорное кольцо; 3 — шпонка; 4 — стяжной болт; 5 — корончатая гайка.
Пружинные кольца 2, установленные в выточках валов и кольцевых
канавках боковин, фиксируют положение ведомого вала муфты сцепления
и
удерживают его от продольных перемещений. Боковины соединительной
муфты обрабатывают в сборе, поэтому при разборке трактора их нельзя
разукомплектовывать.
При установке на трактор обработанные торцы боковин должны быть повернуты в сторону главной передачи. Момент затяжки гайки 5 при установке соединительной муфты должен составлять 8—9 кг-м (усилие затяжки 20 кгс на плече 40—45 см).
Главная передача КПП трактора Т-25
Механизмы главной передачи КПП трактора Т-25 ВТЗ размещены в литом корпусе 1 (рис. 37). К обработанным плоскостям корпуса главной передачи крепятся соединительный корпус (впереди), тормозные рукава (по бокам), гидроподъемник (сзади), верхняя крышка с механизмом рулевого управления.
Первичный вал 8 главной передачи, изготовленный заодно с конической шестерней, расположен в передней части корпуса и вращается в двух шариковых подшипниках. Передний подшипник 4 закреплен пружинным стопорным кольцом в стакане 9 и является установочным.
Задний подшипник 3 расположен в перегородке корпуса главной передачи. Под фланцем стакана установочного подшипника первичного вала размещены стальные прокладки 10 для регулировки бокового зазора между зубьями конических шестерен.
Рис. 37. Главная передача КПП Т-25 (горизонтальный разрез)
1 — корпус главной передачи; 2 — шестерня второй (четвертой)
передачи; З,4 — шариковые подшипники; 5 — самоподжимной сальник; 6 —
распорная
втулка; 7 — гайка; 8 — первичный вал; 9 — стакан подшипника; 10 —
регулировочные прокладки; 11 — ведущая шестерня дополнительной
передачи; 12 —
механизм реверса; 13 — шестерня первой/третьей и пятой, шестой
передач; 14 — промежуточный вал; 15 — шариковый подшипник; 16 —
стопорное
кольцо; 17 — ведомая шестерня первой (третьей) передачи; 18 —
шариковый подшипник; 19 — крышка; 20 — обойма; 21 — ведомая шестерня
пятой
(шестой) передачи; 22 — подвижная шестерня удвоителя; 23 — главный
вал; 24 — самоподжимной сальник; 25 — коническая полу осевая
шестерня; 26 —
корпус дифференциала; 27 — шестерня замедленного ряда передач; 28 —
сателлит; 29 — ось дифференциала; 30 — регулировочные шайбы; 31 —
опорная сферическая шайба; 32 — шариковый подшипник; 33 — ведущий
вал бортовой передачи; 34 — шестерня ускоренного ряда передач; 35 —
стакан
подшипника; 36 — ведомая шестерня второй (четвертой) передачи; 37 —
шестерня постоянного зацепления; 38 — обойма; 39 — крышка; 40 —
шлицевая
втулка; 41 — шариковый подшипник; 42 — гнездо сальников; 43 — втулка
подшипника; 44 — проставочная втулка; 45 — защитный колпак; 46 —
распорная
втулка; 47 — шариковый подшипник; 48 — стакан подшипника; 49 —
регулировочные прокладки.
В средней шлицевой части первичного вала коробки передач трактора Т-25 ВТЗ размещена цилиндрическая ведущая шестерня 11 дополнительной передачи и вала отбора мощности. Шариковые подшипники и шестерня неподвижно зажаты на первичном валу гайкой 7 с контргайкой через распорную втулку 6.
В расточке стакана переднего подшипника установлен каркасный самоподжимной сальник 5, в нижней части стакана выполнена продольная канавка для стока масла и разгрузки самоподжимного сальника от давления масла. Рабочая кромка сальника в процессе работы скользит по наружной поверхности распорной втулки.
На переднем конце первичного вала выполнены две шпоночные канавки и кольцевая канавка под пружинное стопорное кольцо соединительной муфты. Коническая шестерня первичного вала КПП Т25 главной передачи находится в постоянном зацеплении с ведомыми коническими шестернями механизма реверса 12, установленного в средней части промежуточного вала главной передачи. Механизм реверса показан на рис. 55.
Рис. 38. Механизм реверса коробки переключения передач Т-25
1 — коническая шестерня переднего хода; 2 — правая упорная шайба; 3 — промежуточный вал; 4 — втулка; 5 — зубчатая муфта переключения реверса; 6 — зубчатая втулка; 7 — коническая шестерня заднего хода; 8 — внутренняя упорная шайба; 9 — регулировочные прокладки; 10 — наружная упорная шайба; 11 — 3амковая шайба; 12 — ограничительный штифт
Он состоит из двух ведомых конических шестерен 1 и 7, зубчатой втулки 6, зубчатой муфты 5, упорных и регулировочных шайб. Коническая шестерня реверса Т-25 состоит из венца и ступицы, соединенных при помощи сварки и обработанных в сборе. Ступица шестерни имеет зубчатый венец, который соединяется подвижной зубчатой муфтой 5 с зубчатой втулкой 6 при включении шестерен реверса.
В ступицы конических шестерен реверса запрессованы бронзовые втулки 4. Зубчатая втулка 6 сидит на шлицах промежуточного вала 3 в его средней части. На шлифованных цилиндрических поверхностях зубчатой втулки свободно вращаются конические шестерни. От осевых перемещений механизм реверса зафиксирован упорными шайбами 2, 8 и 10.
Правая упорная шайба 2 на шлицах упирается в бурт промежуточного вала. Эта шайба воспринимает осевые усилия, возникающие при работе механизма реверса Т-25 на прямом ходу. Осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса на заднем ходу, воспринимают шайбы 8 и 10.
Наружная шайба 10 надета па шлицы промежуточного вала КПП Т-25 и
повернута в его кольцевой канавке на угол 30° так, что шлицевые
выступы
отверстия шайбы стоят против шлиц промежуточного вала. От
проворачивания наружную шайбу удерживают усики замковой шайбы 11,
отогнутые в пазы
наружной шайбы.
Замковая 11 и упорная 8 шайбы надеты на шлицы промежуточного вала. Между шайбами могут быть установлены стальные прокладки 9 толщиной 0,5 и 0,2 мм, при помощи которых регулируют осевой разбег механизма реверса Т-25. Муфта 5 выполнена с внутренними зубьями и в нейтральном положении реверса расположена на цилиндрическом венце зубчатой втулки.
В кольцевую канавку муфты 5 входит вилка переключения реверса, при помощи которой перемещают муфту но зубьям втулки. Перемещением зубчатой муфты вправо или влево соединяют венец втулки с зубчатым венцом правой или левой конической шестерни реверса.
При этом вращение от первичного вала коробки переключения передач Т25 передается на включенную шестерню и далее через зубчатую муфту на втулку и промежуточный вал. Не включённая коническая шестерня в это время вращается свободно в противоположном направлении.
При перемещении зубчатой муфты вправо промежуточный вал вращается вместе с правой конической шестерней реверса и трактор движется вперед, при перемещении зубчатой муфты влево трактор движется назад. В нейтральном положении зубчатой муфты обе конические шестерни вращаются свободно и вращение на промежуточный вал не передается.
Штифты 12 ограничивают перемещения зубчатой муфты. На шлицах промежуточного вала 14 (см. рис. 37) справа от механизма реверса трактора Т-25 расположена подвижная шестерня 2 второй/четвертой передачи (в числителе указан номер передачи при работе на замедленном ряду, в знаменателе — при работе на ускоренном ряду).
Слева от механизма реверса Т-25 помещена двойная подвижная шестерня 13 первой/третьей и пятой/шестой передач. Подвижные шестерни имеют кольцевые канавки для вилок переключения передач.
Промежуточный вал 14 установлен в корпусе главной передачи на двух радиальных шариковых подшипниках. Все осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса, воспринимает правый установочный подшипник 47.
Внутреннее кольцо подшипника сидит на втулке 43 с буртиком для упора подшипника и вместе со втулкой неподвижно зажато на валу корончатой гайкой — через проставочную втулку 44 и распорную втулку 46. Наружное кольцо подшипника зажато между кольцевым буртом стакана 48, размещенного в боковой расточке корпуса, и буртиком гнезда 42 сальников.
Гнездо сальников вместе со стаканом подшипника прикреплено к корпусу главной передачи КПП Т-25 четырьмя болтами. Наружное кольцо подшипника 15 левой опоры поставлено в расточку корпуса главной передачи, а внутреннее — напрессовано на шейку промежуточного вала до упора в бурт и закреплено стопорным кольцом 16.
Под фланцем стакана 48 помещены регулировочные прокладки 49, при помощи которых перемещают промежуточный вал в осевом направлении для получения одинакового зазора между зубьями в зацеплении конических шестерен механизма реверса с конической шестерней первичного вала.
Регулировочные металлические прокладки выпускают толщиной 0,2; 0,5 и 1 мм, они выполнены из двух половинок, в стыке между ними установлены войлочные пробки. При установке прокладок необходимо следить, чтобы толщина набора прокладок с обеих сторон была одинаковой.
При разной толщине набора возможен перекос стакана и выход из строя подшипника. Правый конец промежуточного вала коробки передач Т25 Владимирец оканчивается шлицами для приводного шкива при работе со стационарными машинами.
Завод отгружает трактор без шкива, конец промежуточного вала закрыт защитным колпаком 45, прикрепленным болтами к гнезду сальников. С промежуточного вала вращение передается на главный вал 23, вращающийся в расточках корпуса главной передачи, параллельно промежуточному валу (в двух радиальных шариковых подшипниках). В средней части главного вала установлена на шлицах главного вала подвижная шестерня 22 удвоителя.
Справа от подвижной шестерни коробки передач Т-25 расположена шестерня 37 постоянного зацепления с внутренними и наружными зубьями и ведомая шестерня 36 второй (четвертой) передачи. Шестерня 37 свободно вращается на втулке 40. Бурт втулки и обойма 38 ограничивают осевые перемещения шестерни.
Втулка 40 установлена на шлицах главного вала и зафиксирована от осевых перемещений при помощи шарика, размещенного в лунке вала и отверстии втулки и перекрытого обоймой 38.
Втулка с шариком, обойма 38 ступица шестерни 36 и внутреннее кольцо правого подшипника 41 неподвижно зажаты на главном валу корончатой гайкой. Наружное кольцо правого подшипника сидит в расточке корпуса коробки передач Т-25. Снаружи правый конец главного вала закрыт штампованной крышкой 39. Слева от подвижной шестерни удвоителя находятся шестерня 21 пятой (шестой) и шестерня 17 первой (третьей) передач.
Шестерня 21 надета на шлицы главного вала и зафиксирована от осевых перемещений шариком, размещенным в лунке вала и цилиндрическом отверстии в ступице шестерни и перекрытым обоймой 20. Шестерня с шариком, обойма и внутреннее кольцо левого подшипника 18 неподвижно зажаты на главном валу корончатой гайкой.
Левый установочный подшипник 18 удерживает главный вал КПП трактора Т-25 Владимирец от осевых перемещений. В кольцевой канавке наружного кольца этого подшипника смонтировано разрезное пружинное стопорное кольцо.
Крышка 19, закрывающая левые подшипники промежуточного и главного валов, имеет проточку и зажимает стопорное кольцо между крышкой и корпусом главной передачи, удерживая подшипник, а следовательно, и главный вал от осевых перемещений.
Между ступицами шестерен 17 и 36 и торцами обойм 20 и 38 проложены
регулировочные шайбы, при помощи которых можно изменять положение
шестерен на валу, обеспечивая расположение в одной плоскости торцов
включенных ведущих подвижных шестерен промежуточного вала и
соответствующих ведомых шестерен главного вала.
С главного вала вращение передается на корпус дифференциала.
Дифференциал представляет собой шестеренчатый механизм, который
передает
вращение на ведущий задний мост трактора Т-25 и дает им возможность
вращаться с неодинаковыми оборотами при постоянных оборотах корпуса
дифференциала.
Дифференциал заднего моста трактора Т-25 конический, двухсателлитный, с неразъемным литым корпусом. На корпусе дифференциала напрессованы и закреплены заклепками две ведомые цилиндрические шестерни 27 и 34.
Для получения замедленного ряда скоростей подвижную шестерню 22 удвоителя вводят в зацепление с шестерней 27. Шестерня 37 постоянного зацепления в этом случае вращается свободно на втулке 40.
Для получения ускоренного ряда скоростей подвижную шестерню вводят в зацепление с внутренними зубьями шестерни 37 постоянного зацепления и вращение передается с главного вала на корпус дифференциала через пару шестерен 37 и 34. Внутри корпуса дифференциала помещены две конические полуосевые шестерни 25 и два конических сателлита 28.
Сателлиты свободно вращаются на общей оси 29, установленной в отверстиях корпуса дифференциала заднего моста Т-25. Две стопорные планки, прикрепленные болтами к корпусу дифференциала, удерживают ось от сдвига. Одна из стопорных планок входит в лыску, имеющуюся на конце оси, и удерживает ось от проворачивания в корпусе.
При сборке дифференциала под опорные сферические поверхности сателлитов устанавливают сферические шайбы 31. Шайба выполнена с усиком, который входит в продольный паз оси дифференциала и удерживает шайбу от проворачивания. Для регулировки зазора в зацеплении конических шестерен дифференциала между шайбами и корпусом дифференциала прокладывают тонкие стальные шайбы 30.
Полуосевые конические шестерни свободно вращаются в расточках корпуса дифференциала. В шлицованные отверстия шестерен вставлены шлицевыми концами валы 33 ведущих шестерен бортовых передач трактора.
Корпус дифференциала заднего моста Т-25 вращается в двух шариковых радиальных подшипниках 32. Наружные кольца подшипников помещены в литых стаканах 35, которые установлены в боковые расточки корпуса главной передачи и прикреплены болтами к его стенкам.
Расточки корпуса и обработанные цилиндрические поверхности фланцев стаканов обеспечивают соосность отверстий под подшипники, а по наружным цилиндрическим поверхностям фланцев стаканов центрируют тормозные рукава с бортовыми передачами заднего моста.
Самоподжимпые сальники 24, запрессованные в средние расточки стаканов, охватывают валы ведущих шестерен бортовых передач и не дают маслу перетекать из главной передачи в тормозные рукава.
Узел пониженных передач КПП трактора Т-25 ВТЗ
В нижней части корпуса главной передачи, под промежуточным и главными валами, размещен узел дополнительных пониженных передач и привода к заднему валу отбора мощности.
Рис. 39. Привод дополнительных (пониженных) передач КПП Т-25
1 — ведомая шестерня; 2 — регулировочные прокладки; 3 — стакан подшипника; 4 — стопорное кольцо: 5 — шариковый подшипник; 6 — крышка; 7 — упорное кольцо; 8 — стопорное кольцо; 9 — корпус главной передачи; 10 – приводной валик дополнительных передач; 11 — стопорное кольцо; 12 — контрольные пробки; 13 — регулировочные прокладки; 14 — стакан подшипника; 15 — шариковый подшипник; 16 — крышка; 17 — подвижная шестерня дополнительных передач; 18 — стопорное кольцо; 19 — шариковый подшипник; 20 — ведомая коническая шестерня: 21 — стопорное кольцо; 22 — ведущая коническая шестерня; 23 — роликовый подшипник.
Приводной валик 10 (рис. 39) дополнительной передачи КПП Т25
расположен вдоль оси корпуса и вращается в двух подшипниках.
Внутреннее кольцо
переднего шарикового подшипника 5 помещено на цилиндрическом конце
вала, а наружное кольцо запрессовано в стакан 3 до упора в буртик и
зафиксировано от осевых перемещений стопорным пружинным кольцом 4.
Стакан подшипника установлен в расточке передней стенки корпуса и
закрыт
плоской крышкой 6.
В передней части приводного валика на шлицах расположена ведомая
шестерня 1 дополнительной передачи. Шестерня 1 находится в
постоянном
зацеплении с ведущей цилиндрической шестерней первичного вала. От
осевых перемещений она зафиксирована упорным кольцом 7 и стопорным
пружинным кольцом 8.
В средней части приводного валика, между стопорными пружинными
кольцами 11 и 21, размещены роликовый радиальный подшипник 23 и
ведущая
коническая шестерня 22 дополнительной передачи. Шестерня установлена
на шлицах валика, свободный конец шлиц служит для присоединения
промежуточного вала отбора мощности.
Наружное кольцо подшипника 23 установлено в расточке прилива, в нижней части корпуса главной передачи КПП трактора Т-25. Ведомая коническая шестерня 20 дополнительной передачи выполнена заодно с валиком и вращается в двух шариковых радиальных подшипниках. Внутренний подшипник 19 сидит в расточке прилива корпуса главной передачи.
Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на шейку вала до упора в торец шестерни и закреплено стопорным пружинным кольцом 18. Второй подшипник 15 установлен на валике между двумя стопорными кольцами. Наружное кольцо подшипника входит в расточку стакана 14 и зажато между буртом стакана и крышкой 16.
Под фланцами стаканов З и 14 положены прокладки, при помощи которых регулируют зазор в зацеплении конических шестерен дополнительной передачи. На шлицованной части валика ведомой конической шестерни дополнительной передачи посажена подвижная шестерня 17 с кольцевой канавкой для вилки переключения.
Для включения дополнительных передач эту шестерню необходимо ввести в зацепление с шестерней первой (третьей) передачи главного вала коробки переключения передач Т-25.
При этом вращение от двигателя передается через шестерни постоянного зацепления на приводной валик 10, конические шестерни 20 и 22, ведущую шестерню 17 и шестерню 17 (см. рис. 37) первой (третьей) передачи на главный вал.
С главного вала вращение передается на дифференциал, бортовые передачи и ведущие колеса трактора. В зависимости от положения подвижной шестерни 22 удвоителя будет включена I или II дополнительная передача. Тяговое усилие при этом не должно превышать 700 кг.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
techspez.ru
Устройство механизма переключения КПП трактора Т-25
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Устройство механизма переключения КПП трактора Т-25
Для перемещения подвижных шестерен главной передачи КПП Т-25 служат вилки переключения и поводки, закрепленные на валиках переключения. Вилки входят нижними концами в кольцевые канавки подвижных шестерен и зубчатой муфты реверса.
Валики переключения расположены над валами главной передачи и передвигаются в расточках боковых стенок корпуса главной передачи. Концы валиков закрыты крышками 18 (рис. 40). Передний валик 2 обеспечивает переключение блока шестерен первой (третьей и пятой), шестой передач.
Вилка переключения 7 закреплена на валике болтом, который стягивает ступицу вилки и цилиндрической частью входит в выемку валика. В верхней части вилка имеет паз, в который входит шаровой конец рычажка переключения передач.
На валике 4 закреплена вилка 5 переключения реверса трактора Т-25 Владимирец. Валик 6 служит для переключения подвижной шестерни удвоителя. На валике стяжным болтом закреплен поводок 13.
Цилиндрическая часть поводка имеет резьбу, на которую навинчена вилка 10 переключения удвоителя. Самоотвинчивание вилки предупреждается стопорной шайбой 12 и контргайкой 11.
Установка вилки переключения удвоителя на резьбе необходима для регулировки положения подвижной шестерни удвоителя. Это обеспечивает надежное зацепление подвижной шестерни с шестерней постоянного зацепления 37 (см. рис. 37).
При правильно отрегулированной вилке и включенном ускоренном ряде передач зазор между полотном вилки и торцом шестерни постоянного зацепления должен составлять 2 мм.
Рис. 40. Валики и вилки переключения коробки передач Т-25
1 — вилка переключения второй (четвертой) передачи; 2 — валик переключения первой (третьей и пятой), шестой передач; 3 — валик переключения второй (четвертой) и дополнительных передач; 4 — валик переключения реверса; 5 — вилка переключения реверса; 6 — валик переключения удвоителя; 7 — вилка переключения первой (третьей и пятой), шестой передач; 8 — поводок; 9 — вилка переключения дополнительных передач; 10 — вилка удвоителя; 11 — контргайка; 12 — стопорная шайба; 13 — поводок вилки удвоителя; 14 — валик педали муфты сцепления; 15 — самоподжимной сальник; 16 — упорная шайба; 17 — тяга механизма блокировки; 18 — боковая крышка; 19 — регулировочная вилка; 20 — механизм блокировки передач; 21 — рычажок механизма блокировки.
На валике 3 (рис. 40) закреплены поводок 8 и вилка 1 переключения второй (четвертой) передачи. В верхней части поводка выполнен паз для шаровой головки рычажка переключения.
Рычаг поводка проходит над валиками переключения реверса Т-25 ВТЗ и удвоителя и входит шаровой головкой в цилиндрическое сверление вилки 9 переключения дополнительных передач. Вилка свободно установлена на валике 14 и перемещается по нему при переключении передач. Валик расположен в чугунных втулках корпуса главной передачи.
На левом конце валика, выступающем из корпуса главной передачи, устанавливают педаль муфты сцепления, на правом конце приварен рычажок для соединения валика 14 с механизмом 20 блокировки передач. От осевых перемещений валик удерживают упорные шайбы 16, которые одновременно закрывают расточки корпуса с сальниками 15.
Механизм блокировки передач КПП Т25 исключает возможность включения или выключения шестерен передач и зубчатой муфты реверса при включенной муфте сцепления, а также самопроизвольного выключения передач и реверса во время движения трактора.
Рис. 41. Механизм блокировки переключения передач Т-25
1 — корпус механизма блокировки; 2 — валик блокировки; 3 — пружина фиксатора; 4 — валик переключения первой (третьей и пятой), шестой передач; 5 — фиксаторы; 6 — валик переключения удвоителя; 7 — рычажок валика педали муфты сцепления; 8 — коническая пробка; 9 — валик переключенияреверса; 10 — фиксатор валика реверса; 11 — валик переключения второй (четвертой) и дополнительных передач; 12 — стопорный болт; 13 — рычажок; 14 — крышка,
Корпус 1 (рис. 41) механизма блокировки коробки передач Т-25 закреплен на верхней плоскости корпуса главной передачи. В расточке корпуса установлен валик блокировки 2. Снаружи расточка закрыта конической пробкой 8. Фиксаторы 5 и 10, снабженные цилиндрическими хвостовиками, вставлены в отверстия корпуса главной передачи в правой передней его части.
На хвостовики фиксаторов надеты пружины 3, которые прижимают фиксаторы к валикам переключения передач. Хвостовики фиксаторов входят в отверстия корпуса блокировки, а пружины упираются в торцы выточек в корпусе.
Валики переключения передач, реверса и удвоителя трактора Т-25 Владимирец имеют на правых концах углубления, в которые входят фиксаторы, удерживая валики и вилки в положении, соответствующем полному включению шестерни.
На валике 6 удвоителя две лунки, которые фиксируют включение ускоренного или замедленного ряда передач. На остальных валиках три лунки, средние из них предназначены для фиксации передач и реверса в выключенном нейтральном положении.
Так как ход зубчатой муфты реверса Т25 значительно меньше хода других подвижных шестерен и расстояние между соседними лунками невелико, лунки на валике реверса выполнены более мелкими, а головка фиксатора 10 валика реверса имеет форму клина. Это обеспечивает надежную фиксацию валикареверса при небольшой глубине лупок. Остальные фиксаторы имеют конусные головки.
В цилиндрическое сверление средней части валика 2 входит сферическая головка рычажка 13, закрепленного на оси в корпусе блокировки. Снаружи к оси приварен рычажок 21 (см. рис. 40), соединенный вилкой 10 и тягой 17 с рычажком валика педали муфты сцепления.
При включенной муфте сцепления валик перекрывает отверстия в корпусе блокировки КПП Т-25, в которые входят цилиндрические хвостовики фиксаторов. Поэтому фиксаторы не могут подняться вверх, чтобы выйти из лунок валика, и переключение передач невозможно.
При выключении муфты сцепления валик 14 проворачивается и через тягу 27, вилку 19 и рычажок 21 проворачивает рычажок 13 (рис. 41), который перемещает валик блокировки.
При полностью выключенной муфте сцепления задняя кромка валика
блокировки, сместившись вперед, откроет отверстие корпуса, в которое
входит
хвостовик фиксатора валика удвоителя трактора Т-25, а конические
сверления в нижней части валика блокировки станут над хвостовиками
остальных
фиксаторов.
В этом случае при перемещении любого валика переключения его фиксатор сможет выйти из углубления и передача может быть переключена. Стопорный болт 12 удерживает валик блокировки от проворачивания. Сверху корпус блокировки закрыт штампованной крышкой 14.
Рис. 42. Верхняя крышка с механизмом переключения передач и реверса Т-25
1 — верхняя крышка главной передачи; 2 — валик рычага переключения передач; 3 — сальник; 4 — стопорный винт; 5 — кронштейн рычага переключения передач; 6 — рычаг переключения передач; 7 — рычаг переключения реверса; 8 — рукоятка рычага; 9 — рычажок переключения передач; 10 — верхний лист главной передачи; 11, 12 — втулки вала сошки рулевого управления; 13 — рычаг валика переключения удвоителя; 14 — валик переключения реверса; 15 — рычажок переключения реверса; 10 — рычажок переключения удвоителя; 17 — валик переключения удвоителя; 18 и 19 — резиновые уплотнительные кольца; 20 — стопорный винт; 21 — палец.
Для переключения передач, реверса и удвоителя служит механизм, смонтированный в верхней крышке коробки передач Т-25. В левой части крышки 1 (рис. 42) установлен валик 2, на котором при помощи стяжного болта и шпонки закреплен рычажок 9 переключения передач.
Шаровая головка его входит в пазы вилки и поводка переключения передач. Валик размещен в двух опорах. Одной из опор служит расточка в крышке, а вторая опора выполнена в виде кронштейна 5, который может проворачиваться в расточке крышки.
Осевые перемещения предупреждаются винтом 4. Цилиндрический конец винта входит в кольцевую канавку кронштейна. В проушине кронштейна 5 с помощью пальца 21 и шплинтов закреплен рычаг 6 переключения передач КПП Т25, нижний конец которого входит в пазы валика.
На верхний конец рычага навинчена пластмассовая рукоятка 5. При перемещении рукоятки вдоль оси трактора рычаг поворачивается относительно пальца 21, при этом нижний конец рычага перемещает в осевом направлении валик с рычажком 9. При смещении рукоятки влево или вправо рычаг поворачивается относительно крышки вместе с кронштейном 5, валиком 2 и рычажком.
В листе 10 выполнена кулиса с прорезями для рычажка, ограничивающими его перемещения. Кулиса предотвращает одновременное перемещение двух валиков и, следовательно, включение двух передач.
При перемещении валика 2 вперед до упора головка рычажка войдет в паз вилки, закрепленной на первом валике переключения, а при перемещении валика с рычажком назад до упора — в паз поводка, закрепленного на втором валике переключения КПП Т-25.
При повороте рычажка вправо или влево от среднего положения головка рычажка перемещает валик переключения с закрепленными на нем вилкой или поводком и включает передачу. В расточке, выполненной в средней части крышки 2, размещен трубчатый валик 17 переключения удвоителя.
На валике при помощи шпонки и стяжного болта закреплен рычажок 16 переключения удвоителя, снаружи к валику приварен рычаг 13, который соединен тягой и вилками с рычагом переключения удвоителя КПП Т-25 ВТЗ, установленным на рулевой колонке. Сферическая головка рычажка 16 входит в паз вилки удвоителя.
Стопорный винт 20, цилиндрический конец которого входит в кольцевую канавку валика 17, фиксирует его от осевых перемещений. При вращении валика головка рычажка перемещает вилку удвоителя и включает ускоренный или замедленный ряд скоростей.
Внутри валика 17 переключения удвоителя проходит валик 14 переключения реверса Т-25, к которому при помощи шпонки и стяжного болта прикреплен рычажок 25. Передний конец валика установлен в расточке прилива, выполненного в крышке 2.
Снаружи к валику 14 приварен рычаг 7 переключения реверса. Сферическая головка рычажка 15 входит в паз вилки переключения реверса. При повороте рычага реверса головка рычажка 15 перемещает вилку реверса и включает передний или задний ход.
Перемещения рычажков 15 и 16 ограничены прорезями в листе 20. Войлочный сальник 3 и резиновые кольца 18 и 19 защищают главную передачу от загрязнения и препятствуют течи масла через расточки крышки.
Рис. 43. Главная передача КПП Т-25 (вертикальный разрез)
1 — верхняя крышка; 2 — верхний лист корпуса главной передачи; 3 — масляный лоток; 4 — сливная пробка с магнитом; 5 — рычаг переключения удвоителя.
В передней части крышки запрессованы втулки 11 и 12 вала сошки рулевого механизма. К верхней обработанной плоскости крышки прикреплена колонка рулевого управления. Корпус главной передачи закрыт сверху стальным листом 2 (рис. 43), на котором установлена крышка 1 с рычагами переключения.
К задней стенке главной передачи КПП Т-25 прикреплен корпус гидроподъемника, к боковым поверхностям — тормозные рукава и кронштейны продольных тяг навесной системы.
Внутренние детали главной передачи смазываются разбрызгиванием масла, залитого в корпус. Уровень масла контролируют по пробкам 12 (см. рис. 37), ввинченным в передней нижней части левой стенки корпуса.
Для слива масла из коробки передач Т-25 Владимирец в нижней части корпуса выполнено сливное отверстие, закрытое пробкой 4 (рис. 43). В пробке имеется магнит, улавливающий металлические части, попавшие в корпус с маслом.
Масло разбрызгивается постоянно вращающимися шестернями дополнительной передачи и ведомыми венцами корпуса дифференциала. При работе трактора на стационаре с приводным шкивом масло разбрызгивается только шестернями дополнительной передачи.
Для обеспечения более надежной подачи масла к шестерне, находящейся на правой стороне промежуточного вала КПП Т-25, и к подшипнику правой опоры этого вала, что особенно необходимо при работе с приводным шкивом, на передней перемычке внутри корпуса предусмотрен лоток 3 с отражателем.
Брызги масла от ведомой шестерни дополнительной передачи отбрасываются отражателем в лоток и с него отводятся на зубья шестерни второй (четвертой) передачи.
К втулкам конических шестерен реверса, к втулке шестерни постоянного зацепления удвоителя, к оси дифференциала и трущимся поверхностям полуосевых шестерен дифференциала масло подводится по отверстиям между впадинами зубьев и дополнительным сверлениям.
Все крышки коробки передач Т-25 установлены на картонных прокладках, смазанных уплотнительной пастой, а на концах валов, выходящих из корпуса главной передачи, поставлены самоподжимные сальники. Во время работы главной передачи, особенно в летнее время, давление внутри главной передачи повышается.
Для разгрузки сальников и прокладок от повышенного давления заливное отверстие главной передачи, которое находится на нижнем фланце рулевой колонки, закрыто пробкой, выполненной в виде сапуна. Чтобы пыль и грязь не попадали через отверстия сапуна в корпус, внутри пробки заложена проволочная канитель.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru
Добавить комментарий