Кишиневский тракторный завод: Страницы истории КТЗ

Страницы истории КТЗ

Главная Страницы истории…

 

1945 год — создание Кишинёвского мотороремонтного завода, а по существу это были мастерские, где работало несколько десятков человек.

1948 год — Кишиневский мотороремонтный завод реорганизован в Кишиневский ремонтный завод. Завод занимался ремонтом автомобилей, станков, изготовлением ремонтного оборудования.

1958 год — Кишиневский ремонтный завод переименован в «Автодеталь» и специализировался по производству автомобильных запасных частей.

1961 год —  На  базе завода «Автодеталь» был создан Кишиневский тракторосборочный завод.

22 сентября 1962 года с конвейера завода сошел первый серийный молдавский трактор Т-50В и в последующие три года завод выпустил 10 000 тракторов.

Ноябрь 1965 года — выпущен 10 тысячный трактор производства КТЗ.

Июнь 1966 года — Кишиневский тракторосборочный завод был преобразован в Кишиневский тракторный завод.

Сентябрь 1967 года — начало серийного выпуска тракторов Т-54В.

Июль 1968 года — в Болгарии в г.Карлово  начался выпуск виноградниковых тракторов Т-54В по технической документации и помощью специалистов КТЗ. 

17 Июня 1974 года — начался серийный выпуск тракторов Т-70С.

Май 1978 года — выпущен 100 тысячный молдавский трактор.

1986 год — создано Производственное объединение “Кишиневский тракторный завод”.

1995 год — на базе Кишиневского тракторного завода было принято решение о создании акционерного общества с названием  “Uzina de tractoare “TRACOM” SA.

2000 год — начало реструктуризации завода, в результате которой завод был поделен на 10 отдельных акционерных обществ.

 

2007 год  — на МТЗ разработан и изготовлен опытный образец трактора Т-70СМ-2, который должен был выпускаться под маркой “Беларус”.    

 

Октябрь 2008 года — с главного конвейера завода сошел последний молдавский трактор. 

2011 год  —  на базе предприятия создан индустриальный парк “Tracom” SA.

 

За период с 1962 – 2008 годы производство тракторов составило 257 635 штук.

 

Остались только фотографии…

Начало КТЗ

Тракторостроители

Тракторы производства КТЗ

Tracom, АО (АО «Uzina de tractoare „Tracom”») (Молдавия) производитель сельхозтехники

  • Производители и поставщики
  • Молдавия
  • Tracom, АО (АО «Uzina de tractoare „Tracom”»)
МестоположениеМолдавия
Почтовый адресMD-2004, P. Молдова, г. Кишинев, ул. Колумна,170
Контактные телефоны+373 (22) 75-29-33
Факс+373 (22) 71-99-37
E-mail [email protected]
Веб сайт http://www.moldtracom.com/
Руководительгенеральный директор Цуркан Василе
 

Производимая техника

Обзор продукции, производимой «Tracom, АО (АО «Uzina de tractoare „Tracom”»)»

Прайс-лист «Tracom, АО (АО «Uzina de tractoare „Tracom”»)» (20.07.2020, 1 наименований)

Описание деятельности

На базе бывшего Кишиневского тракторного завода «Траком» постановлением Правительства РМ от 15.06.2011г. №440 создан одноимённый промышленный парк. АО «Траком» является администратором данного парка.

Приоритетными направлениями деятельности парка «Tracom» являются: машиностроение и выпуск оборудования, производство изделий и металла, деятельность в области информационных технологий.

История завода

Акционерное общество “Uzina de tractoare “Tracom” – это бывший Кишиневский тракторный завод.

История Кишиневского тракторного завода берет начало с 1945 года, с созданием мотороремонтного завода, а по существу это были мастерские, где работало несколько десятков человек.

В 1948 году Кишиневский мотороремонтный завод был реорганизован в Кишиневский ремонтный завод с программой работ – ремонт автомобилей, станков, изготовление ремонтного оборудования.

В 1961 году на базе завода «Автодеталь» после его реконструкции был создан Кишиневский тракторосборочный завод.

22 сентября 1962 года с конвейера завода сошел первый серийный молдавский трактор Т-50В и в последующие три года завод выпустил 10 000 тракторов.

В 1986 году было создано производственное объединение Кишиневский тракторный завод.

В 1995 году на базе производственного объединения Кишиневский тракторный завод было принято решение об образовании акционерного общества с названием АО “Uzina de tractoare “Tracom”, и которое предприятие носит до сих пор.

За период с 1962 – 2008 годы производство тракторов составило 257 635 штук

12 мая 2011 г. состоялось годовое собрание акционеров АО “Tracom” (93% акций которого принадлежат государству). На нем было принято решение о создании на территории бывшего Кишиневского тракторного завода промышленного парка, администратором которого будет АО “Tracom”

Что осталось от крупнейших заводов, построенных в СССР

Помимо того, что Молдова называлась житницей Советского Союза, Молдова была известна десятками заводов и фабрик, сотнями тысяч рабочих и производством товаров, которые продавались по всему СССР. Однако после почти трех десятилетий независимости Республика Молдова стала страной с промышленностью в упадке, где территории заводов были ликвидированы или сданы в аренду.

У нас не было возможности посетить их все, однако мы сделали этот фотопроект, чтобы показать остатки крупнейших заводов и фабрик, построенных в советское время.

Сейчас предприятия, которые в советское время специализировались на выпуске электроники и военной техники, измерительной техники и продукции гражданского назначения, живы только в памяти очевидцев. В последние годы их территории заполнились офисами, магазинами, и лишь малая часть этих подразделений до сих пор что-то производит.

Завод «Альфа» находится в районе Буюкань, адрес: ул. 75. Несмотря на то, что это относительно новый завод (функционирует с 1976), завод успел произвести и продать сотни тысяч качественных телевизоров по всей территории СССР. Эти цветные телевизоры произвели настоящую технологическую революцию в области производства телевизоров в советском регионе. Были также построены компоненты для военной телефонной аппаратуры, производство которых было строго засекречено.

Также во время войны на Днестре и в последующий период в бункерах завода хранилось вооружение, в том числе мины, гранаты и пулеметы. В 2005 году «Альфа» стала неплатежеспособной, и сегодня большую часть ее производственной площади занимают магазины, офисы, рестораны, частный университет и торговый центр. Однако есть подразделение по производству телевизоров, стиральных машин, холодильников и другой бытовой техники. Производитель называется СК «Тебас».

В противоположной части Кишинева, на улице Дечебал, можно обнаружить завод Sigma , вернее, его остатки. В 1963 году здесь был построен завод «Луч», который позже сменил название на «Шотмаш» (Счетмаш), а с 1995 года носит название «Сигма». Завод специализировался на выпуске специальной вычислительной техники, программного обеспечения для баллистических ракет, самолетов СУ и МИГ, а также для советской космической станции МИР. В 80-х годах это было первое предприятие, производившее персональные компьютеры по модели IBM.

Это было одно из крупнейших советских предприятий Кишинева, имевшее площадь 5 га и около 8000 сотрудников. Сегодня здесь можно найти в основном торговые центры, различные офисы, большую спортивную площадку, тир и т. д. Также на территории бывшего завода планируется строительство жилого комплекса. «Сигма» сохранила только один административный блок, который также арендуют другие местные компании.

Рядом с Сигмой мы видим завод Сигнал , который во времена СССР производил как гражданские, так и военные компоненты. К сожалению, мы не смогли найти бывших сотрудников, чтобы поговорить и узнать больше о производственном процессе. Единственное, что мы знаем, это то, что электронные компоненты, построенные здесь, использовались в военных системах, а с 80-х годов завод стал специализироваться на выпуске электронно-вычислительных машин для геймеров.

Завод «Топаз» начал свою деятельность в 1978 году как предприятие, входившее в состав Министерства обороны СССР, и специализировалось на создании малых серий специальных устройств вычислительной и микроэлектронной техники для военного производства. Это одна из немногих компаний, которая до сих пор работает, производя те же комплектующие. В 2002 году часть «Топаза» приобрела российская группа «Салют» (Салют), производящая двигатели для российских военных самолетов. Впоследствии завод стал молдавско-российской компанией. Как и в случае с другими местными фабриками, некоторые участки территории были выкуплены крупными местными торговыми сетями.

В районе Буюкань есть еще одна крупная промышленная зона. В настоящее время большая часть его территории находится в аренде у нескольких молдавских производителей. Однако на территории Кишиневского тракторного завода с 1962 по 2005 год было произведено 257 635 тракторов. История компании началась в 1945 году с ремонтной мастерской, состоявшей из нескольких ремесленных мастерских. В 1958 году было открыто подразделение по производству запчастей для автомобилей под названием «Автодеталь», а в сентябре 1962 был изготовлен первый молдавский трактор модели Т-50Б. Завод также выпускал масляные радиаторы (обогреватели) для дома. Последний трактор был выпущен в 2005 году, и после нескольких лет застоя, в 2011 году правительством было принято решение о строительстве на 32 га индустриального парка «ТРАКОМ», который будет развиваться и увеличиваться в последующие годы. Сейчас большая часть территории подлежит реконструкции, так как состоит из разрушенных старых зданий и производственных помещений.

В районе Ботаника до сих пор можно найти госпредприятие “Ювелирный завод Giuvaer” , который был важным производителем во времена СССР. В 2016 году, после многолетнего застоя, фабрика вступила в процедуру неплатежеспособности и была выставлена ​​на продажу.

О музее

  • Главная
  •  -> 
  • О музее

Развитие отечественного тракторостроения достигло такого уровня, когда необходимо не только двигаться вперед, но и бережно сохранять реликвии, рассказывающие об этапах развития отрасли. Идея открытия Чебоксарского научно-технического музея истории тракторостроения принадлежит президенту «Концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину.

Это уникальное и единственное в своем роде в Русском музее негосударственное учреждение культуры, призванное содействовать техническому образованию и просвещению широких слоев населения. Экспозиция музея, который расположился на площади более 1500 кв. м, даст полное представление об истории и развитии отечественного и мирового тракторостроения. Фонды музея формируются не только из документов, моделей тракторов, изображений, что само по себе представляет ценность, но и из подлинных образцов тракторов отечественного и зарубежного производства, эксплуатируемых как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Экспонаты расположены на двух площадках: открытой и закрытой. Вот колесные, гусеничные, индустриальные, трелевочные. Уже доставлено и размещено в музее 18 машин. Это «Фордзон-Путиловец», выпускавшийся с 1924 по 1933 год на ленинградском заводе «Красный Путиловец». Во второй половине 20-х годов прошлого века это был самый распространенный в стране сельскохозяйственный трактор, заменивший лошадей с плугом. Именно с него началась механизация ручного сельскохозяйственного труда в Советской России. В 1934, его заменил трактор «Универсал» того же завода. С него в отечественном тракторостроении началась эра производства тракторов. Трактор с керосиновым двигателем и металлическими колесами стал первой отечественной продукцией, экспортируемой за границу.

В 30-е годы возникла потребность в массовых гусеничных сельскохозяйственных тракторах и транспортных седельных тягачах. Специалисты Сталинградского тракторного завода совместно с учеными Научно-исследовательского института тракторостроения (НАТИ) разработали унифицированную модель сельскохозяйственного и транспортного трактора.

Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных тракторных заводов. Были построены: Сталинградский тракторный завод — в 1930 г. (выпустил тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод — в 1931 г. (тракторы ХТЗ аналогичны тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод — в 1933 г. (гусеничные тракторы С-60). За десять довоенных лет отечественная промышленность выпустила для сельского хозяйства около 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составлял 40 % мирового производства.

В годы Великой Отечественной войны производилась не только военная техника, в частности, был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы тракторные заводы появились в Минске, Владимире, Липецке, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре.
За сто лет развития отрасли тракторы громоздкие неповоротливые машины, требующие большого количества топлива и значительных человеческих усилий, превратились в мобильные средства, без которых не обходится ни одна отрасль народного хозяйства. Из сельского хозяйства трактор перешел в промышленность. В конце прошлого века столица Чувашии стала столицей промышленного тракторостроения. В начале 70-х начали строить один из крупнейших тракторных заводов в мире. В 1975 с конвейера Чебоксарского завода промышленных тракторов (ныне “Промтрактор”) первый трактор Т-330. Тяжелая бульдозерно-рыхлительная и трубоукладочная техника Промтрактор, ведущее предприятие Концерна «Тракторные заводы», успешно работает на предприятиях топливно-энергетического комплекса, золотодобывающей, нефтегазовой, угольной, горнодобывающей промышленности, стройиндустрии и дорожного хозяйства. И эта страница нашей истории тоже найдет отражение в залах нашего музея.
Каждый музейный экспонат уникален, в том числе из-за границы и привезен «Маккормик», выпущенный в 1936 в Чикаго. Посетители музея могут не только воочию увидеть американский трактор, но и потрогать его руками. Американская техника по праву занимает почетное место в музее, ведь именно она в свое время дала толчок российской технике.

После победы Октябрьской революции страна остро нуждалась в сельскохозяйственной технике, но о разработке собственного образца из-за отсутствия опыта и нехватки времени не могло быть и речи. В то время как самым распространенным, легким и дешевым в мире считается легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917. И решил запустить его в серийное производство. Для этого шесть новых тракторов разобрали до последнего винта и тщательно обмерили все детали, а затем перенесли на чертежи. Проверка изделий на твердость и проведение металлографических и химических анализов, выбор соответствующих материалов и установленной технологии изготовления. Работа велась качественно, так что, когда завод стал получать некоторые детали из Америки, они были полностью взаимозаменяемы с нашими. Более того, технология производства на «Путиловцах» в ряде случаев была даже совершеннее американской.

Этот факт не означает, что наши инженеры смогли просто скопировать чужое изобретение. История отечественного тракторостроения восходит к 1879 году, когда крестьянин Саратовской губернии Федор Абрамович Блинов получил патент на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по автомобильным и проселочным дорогам». Эта конструкция стала родоначальницей современных тракторов с гусеничным ходом. Наше время слишком щедро к талантливым людям, нужно только терпеливо создавать им условия для их взращивания. И этому будет способствовать наш музей.

Федеральный научно-испытательный центр машиностроения передал в дар музею истории тракторов образцы 9 уникальных колесных и гусеничных тракторов, являющихся памятниками науки и техники. Специалисты концерна сейчас восстанавливают эти тракторы «ХТЗ-7» 1950 года выпуска, «Т-28», выпуска 1958 года, известные как «Владимировец», трактора макета «А-45А», «Универсал-2», «ДТ-20» и др. Первые чебоксарские бульдозеры Т-330 и современные тракторы Т-75 М 012 КМЗ уже заняли свои почетные места в музее.

Руководство Группы поставило перед нашим музеем амбициозную цель – собрать самую большую в мире коллекцию макетов, моделей и образцов тракторов. Это важно для развития всей группы, ведь невозможно двигаться вперед без хорошо зарекомендовавшего себя опыта предыдущих поколений тракторов. Поэтому мы приветствуем предоставление музею любой полезной информации, документов и артефактов, проливающих свет на историю тракторостроения.

Современный музей немыслим без использования информационных технологий, поэтому после знакомства с экспозицией посетители могут посмотреть видеоролики, поработать в студии. Все желающие смогут совершить экскурсию по конвейеру «Промтрактор».

Музей – это не просто хранилище предметов и документов. Он призван стать еще и научно-исследовательским центром, при нем обязательно должен действовать консультационно-учебный центр по подготовке специалистов, занимающихся производством и коммерческой эксплуатацией тракторов. Одна из его задач – пропаганда и популяризация научно-технических знаний и достижений тракторостроения. Для подготовки технических кадров необходимо задействовать ресурсы нашего музея. Совместно с вузами и колледжами инженерного профиля на базе музея необходимо разрабатывать и реализовывать инновационные образовательные программы. Практические семинары, круглые столы, курсы повышения квалификации. Планируется привлечь к сотрудничеству преподавателей и студентов технических факультетов вузов и колледжей.

Важно, что посетителями музея будут не только взрослые, но и дети, которым интересно узнать, что внутри того или иного механизма, ознакомиться с принципом его работы. Здесь вы можете связаться со всей семьей. И не исключено, что интерес к технике, который заложен у многих мальчишек, благодаря музею сможет развиться и подарить стране новых кулибиных. Собственно с изобретения в 1791 году трехколесной «коляски-самоката» известный механик-самоучка Иван Петрович начал разработку самоходной техники Кулибина.

Чебоксарцев В канун Дня машиностроителя в музее истории тракторостроения прошел первый конкурс создателей самодельных тракторов «Кулибин XXI век». Конкурс мастеров вызвал небывалый интерес у изобретателей республики. Оригинальное мнение о нынешнем автомобиле разделили около тридцати кулибиных.

Добавить комментарий