Зил 115 википедия – ЗиЛ-115 . История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

ЗиЛ-115 . История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

Легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-115 задумывался не как коммерческий, и тем более такие машины не могли попасть в личную собственность. До начала 90-х годов техническая и технологическая документация на автомобиль несла гриф секретности. Полностью комплектные автомобили, прошедшие более 100 тыс. км, уничтожались, поэтому каждый из немногих чудом уцелевших экземпляров имеет собственную непростую историю. Автомобиль проектировался в период обострения отношений СССР со странами Запада, и в первую очередь США. Что не могло не отразиться на его конструкции. Например, поверхности кузова, сделанного вручную, включая крышу и огромный капот, выводились не шпаклевкой, а специальным составом, внешне напоминающим олово и обеспечивающим защиту от высокого радиоактивного фона. Лобовое стекло имело специальный экран, а боковые и задние стекла сделаны из специального триплекса. В автомобиле могла использоваться специальная навесная броня, крепившаяся внутри огромных дверей и крыльев. Кроме того, машина зарекомендовала себя как непереворачиваемая. Практически все жизненно важные системы автомобиля дублированы, а проводка, системы зажигания и питания рассчитаны на работу в чрезвычайных условиях. В основании кузова лежит тяжелая, оригинальной конструкции периферийная, сварная с лонжеронами замкнутого коробчатого сечения рама. Передняя подвеска независимая бесшкворневая, на поперечных рычагах, с торсионами, действующими на нижние рычаги, со стабилизатором поперечной устойчивости. Снабжена им и задняя зависимая рессорная подвеска. Ведущие колеса – задние. Плавность хода у машины превосходна. Агрегатная «начинка» в чем-то перекликается с конструкцией «зиловских» грузовиков. Двигатель V-образный 8-цилиндровый расположен спереди, правда, имеет алюминиевый, а не чугунный блок цилиндров. Мотор снабжался самым совершенным в СССР навесным оборудованием. Например, 1,5-киловаттным генератором, но рулевой механизм похож на «грузовой»: те же рабочие пары и тот же встроенный гидроусилитель. Рулевая колонка регулируемая. В советские времена многие автомобилисты позавидовали бы водителю ЗИЛ-115.

Тормоза. Машина снабжена рабочими механизмами с автоматической регулировкой зазора и вентилируемыми дисками, а их гидропривод содержит один вакуумный и два гидровакуумных усилителя и состоит из двух независимых контуров, каждый из которых обеспечивает торможение всех колес. Кокпит кузова делится перегородкой на пассажирский салон и кабину с местами водителя и охранника. Салон снабжен диваном и двумя откидными сиденьями. В базовом варианте предусмотрен полный электропакет, передние сиденья отделаны высококачественной кожей, задние – дорогим велюром. Салон ЗИЛ-115 похож на экспозицию музея мебельного мастерства: двери, рамки окон, передняя панель отделаны шпоном из карельской березы. Изящный руль не перекрывает контрольные приборы.
Огромный багажник наполовину занят спецаппаратурой. Все клавиши, кнопочки, рычажки управления всевозможными системами расположены удобно: никуда не надо тянуться, все под рукой. Несмотря на солидные размеры (длина кузова 6 330 мм, ширина – 2 068 мм, высота в нагруженном состоянии – 1 500 мм), автомобиль имеет завидную маневренность: наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса – 7,6 м. Масса снаряженной машины со стандартным оборудованием составляет 3 550 кг.
Будучи наследником ЗИЛ-114, ЗИЛ-115 выпускался с 1978 г., а через несколько лет получил новый индекс – ЗИЛ-4104. В Советском Союзе производилось несколько таких автомобилей в год, по мере потребности, возникавшей у членов Политбюро ЦК КПСС. Для государственных чиновников меньшего ранга они не использовались. Машина ЗИЛ работала исключительно на закрытых специализированных автопредприятиях, относящихся к 9-му управлению КГБ СССР. Многотомное руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию существует только в единичных экземплярах, являющихся не меньшей редкостью, чем сами автомобили.

retrobazar.com

ЗИЛ-115 Википедия

ЗИЛ-4104
Общие данные
Годы производства 1978—1983
Сборка ЗИЛ (Москва, СССР)
Класс представительский
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. лимузин (7‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатель
ЗИЛ-4104
Производитель ЗИЛ
Марка ЗИЛ-4104
Тип бензиновый, карбюраторный, атмосферный
Объём 7 695 см3
Максимальная мощность 315 л. с., при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент 608 Н·м, при 2400—2600 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 190
Разгон до 100 км/ч 12,0
Расход топлива при смешанном цикле 22
Диаметр цилиндра 108 мм
Ход поршня 105 мм
Степень сжатия 9,3
Система питания четырёхкамерный карбюратор К-259
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм верхнеклапанный, OHV с гидротолкателями
Материал блока цилиндров алюминий
Материал ГБЦ алюминий
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо АИ-95 «Экстра»
Трансмиссия
автоматическая 3-ступ.
Производитель ЗИЛ
Тип автоматическая
Число ступеней 3
Коэфф-т трансформации гидротрансформатора 2,45
Передаточные отношения
Главная передача 3,62
1 передача 2,02
2 передача 1,42
3 передача 1,0
Задняя передача 1,42
Механизм управления напольный рычаг
Переключение автоматическое
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 6339 мм
Ширина 2086 мм
Высота 1500 мм
Клиренс 173 мм
Колёсная база 3880 мм
Колея задняя 1663 мм
Колея передняя 1643 мм
Масса 3400 кг
Полная масса 3860 (1800+2060) кг
На рынке
Сегмент F-сегмент
Другое
Объём бака 120 л
 ЗИЛ-4104 на Викискладе

ЗИЛ-4104 — автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115[1], которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации.

В 1983—1985 годах выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986—2002 — ЗИЛ-41047. Они имели лишь некоторые внешние отличия от базовой модели, технически все модели серии были одинаковыми.

История

ЗИЛ-114 был сконструирован с большим запасом и мог бы выпускаться ещё долгие годы, но автомобильная мода не стоит на месте и к середине 1970-х он начал устаревать. Поэтому в октябре 1974 г. конструкторы ЗИЛа взялись за создание нового автомобиля. К этому времени был готов к испытаниям форсированный мотор ЗИЛ-114. Был увеличен его рабочий объём, вместо нижнего распредвала появились два верхних, мощность возросла до 315 л.с. К началу 1977 г. окончательно сформировался внешний облик автомобиля.

Подобно зарубежным автомобилям того времени решётку радиатора сделали главным элементом внешнего вида автомобиля. Это добавило ему солидности и тяжеловесности. Появились хромированные накладки вокруг колёсных арок. Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга. Приёмочные испытания ЗИЛ-115 (таким был заводской индекс автомобиля) были проведены в январе 1978 г., а в начале октября была собрана первая партия автомобилей получивших обозначение ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Всего с 1978 по 1983 было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 в различных модификациях[2]. С 1983 по 1985 годы выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, отличавшийся от базовой модели только некоторыми внешними деталями. С 1986 по 2002 годы — ЗИЛ-41047, также отличавшийся только деталями. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-4104 и его модификаций. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, салон всех автомобилей на базе ЗИЛ-4104, кроме отдельных исключений, были одинаковыми.

Технические характеристики

Кузов

Кузов автомобиля — закрытый цельнометаллический четырёхдверный семиместный с тремя рядами сидений типа лимузин, установленный на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Передние крылья съемные, задние приварные. Передний салон отделён от пассажирского подъёмной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две, для переднего и заднего салонов, независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъёмники, всеволновый стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира. Все стёкла — трёхслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проёмы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания, либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения имели велюровую обивку

[источник не указан 485 дней].

Двигатель

Двигатель автомобиля — атмосферный, бензиновый, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный (90°), рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 315 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, «мокрые» чугунные гильзы. Два верхних (по одному в каждом блоке) распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. По два клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. Четырёхкамерный карбюратор, два электрических бензонасоса перед топливным баком. Два масляных радиатора, один — с охлаждением от системы охлаждения двигателя, другой — с воздушным охлаждением. Две дублирующие друг друга 12-вольтовые контактные транзисторные системы зажигания. Генератор переменного тока (1,15 кВт), две аккумуляторных батареи общей ёмкостью 120 А·ч.

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трёхступенчатой планетарной коробкой передач. Селектор переключения передач расположен на тоннеле между передними сидениями. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на уклоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места. Привод на задние колёса карданным валом с промежуточной опорой, гипоидная главная передача в неразрезном заднем мосту.

Шасси

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион диаметром 28 мм, расположенный вдоль рамы, который действовал на нижний рычаг. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Малолистовые рессоры большой длины (1550 мм) имели полиэтиленовые прокладками между листами. Телескопические амортизаторы спереди и сзади.

Рулевой механизм — винт-шариковая гайка и зубчатый сектор, с гидроусилителем. Передаточное число — 17,5. Для удобства управления, положение рулевого колеса можно регулировать.

Дисковые вентилируемые тормоза спереди (диаметр дисков — 292,2 мм, толщина — 33 мм) и сзади (315,7х32 мм). Двухконтурный гидравлический привод, каждый контур которого действует на тормозные механизмы всех колёс. Один общий вакуумный усилитель и два отдельных гидровакуумных усилителя в каждом контуре. Барабанный стояночный тормоз встроен в ступицы дисков задних тормозов. Приводился в действие педалью слева от водителя. Растормаживание стояночного тормоза — автоматическое.

Штампосварные колёса, размерность шин — 9,35-15″ (235-15″).

Модификации

Отдельные модернизированные варианты ЗИЛ-4104 выпускались вплоть до 2000 года. По некоторым модификациям информация до сих пор засекречена.

ЗИЛ-41041 Седан

С 1986 года на базе лимузина ЗИЛ-41047 выпускался автомобиль сопровождения с пятиместным кузовом седан и укороченной до 3300 мм базой. Уменьшение длины до 5750 мм и снижение массы до 3160 кг придало автомобилю более высокие динамические показатели. Формально производство модели не прекращено[3], но реально автомобили не выпускаются. С 1986 по 2000 год выпущено 26 экземпляров[4], 12 из них построено в конце 1990-х по заказу мэрии Москвы, 3 штуки были порезаны для производства автомобиля “41041 АМГ”[5].

ЗИЛ-41042

На переднем плане – ЗИЛ-41047, на заднем плане – ЗИЛ-41042 «Черный Доктор» в порту Одесса. Стоят не растаможенными на стоянке порта с 2010 года.

Одновременно с разработкой лимузина готовилась к выпуску и его санитарная версия — автомобиль с кузовом универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А). Для того, чтобы не выделяться на фоне правительственного кортежа, все такие автомобили красили в чёрный цвет, за что они получили прозвище «Чёрный Доктор»[6]. Вопреки распространённому мнению, оборудование этого автомобиля не соответствовало требованиям реанимобиля. Он предназначался всего лишь для перевозки высокопоставленных больных при вынужденной госпитализации. Автомобиль был рассчитан на бригаду из трёх врачей и одного лежачего пациента. Длина кузова универсала была увеличена, а над медицинской частью салона устанавливалась надстройка. Задняя дверь состояла из двух секций: верхняя поднималась, нижняя откидывалась. Вес автомобиля составлял 3,9 т. Задняя левая дверь была фальшивой, за ней располагалось запасное колесо и инструмент. Изнутри автомобиль был отделан по высочайшему классу, даже носилки были из натуральной кожи. Созданные позже на базе ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 медицинские универсалы носили то же обозначение — ЗИЛ-41042. Построенные на основе ЗИЛ-41047 автомобили отличались цельной задней дверью, поднимающейся вверх. Всего на базе ЗИЛ-4104 и его модификаций было изготовлено четыре санитарных автомобиля[7].

ЗИЛ-41043

Автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 производился с 1980 по 1983 годы на базе универсала ЗИЛ-41042. Имел экранированную систему электрооборудования и встроенную в крышу параболическую антенну правительственной связи.

ЗИЛ-41044 Фаэтон

ЗИЛ-41044 на военном параде

В 1981 году был создан парадный фаэтон ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с автоматически складываемым верхом (время опускания-поднимания — не более 20 с) и автоматически складываемыми рамками боковых стёкол. От базовой модели он отличался укороченной на 580 мм базой, двумя дверьми и отсутствием правого сиденья, а в центре салона была установлена тумба с поручнем. Кроме того, автомобиль оборудовался блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях. Всего было изготовлено три таких автомобиля.

До 2009 года они принимали участие в военных парадах на Красной пощади: две машины были предназначены для министра обороны и командующего парадом, третья — резервная, во время парада дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций. В настоящее время[когда?] все они на ходу и находятся на балансе Министерства обороны РФ.

ЗИЛ-41045

Выпускался в 1983—1985 годах. В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1983 году, в автомобиль были внесены внешние косметические изменения и он получил новое обозначение ЗИЛ-41045. Убрали блестящие накладки с колёсных арок, молдинг идущий по порогу перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов.

ЗИЛ-41046

Автомобиль связи ЗИЛ-41046 выпускался в 1983—1985 годах на базе лимузина ЗИЛ-4104. Внешне он ничем не отличался от базовой модели. Имел экранированную электропроводку и систему спецсвязи «Кавказ». Система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости «Кавказ» используется на правительственных автомобилях и правительственных объектах и в настоящее время.[когда?]

ЗИЛ-41047

Очередная смена руководства страны в 1985 году вызвала появление следующей модификации автомобиля — ЗИЛ-41047. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна (см. фото в начале статьи). Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля с целью соответствия международным экологическим нормам на токсичность отработанных газов. Двигатель ЗИЛ-4104 оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая трансмиссия подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и ещё более широкую (265 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

На момент своего выпуска в 1985 г. лимузин ЗИЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире, лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для Президента Казахстана в 2002 году. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-41047 и его модификаций.

Формально производство модели не прекращено, но реально автомобили не выпускаются. На данный момент[когда?] это последний лимузин российского производства.

ЗИЛ-41048

ЗИЛ-41048 был выпущен в 1984 году в единственном экземпляре и имел «автоматическую регулировку воздуха в салоне», то есть климат-контроль.

ЗИЛ-41049

Автомобиль спецсвязи на базе лимузина ЗИЛ-41047, подобный автомобилю ЗИЛ-41046 и созданный для его замены. В 2000 году было изготовлено 2 автомобиля для в/ч 54799.

ЗИЛ-4105 «Бронекапсула»

Бронированный вариант автомобиля имел три модификации: ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047). В основе конструкции этих автомобилей лежала так называемая бронекапсула — несущий объём сложной конфигурации. Весь остальной кузов строился вокруг неё. Бронекапсулы автомобилей были идентичны, они сваривались на Курганском заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Толщина брони от 4 до 10 мм, толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером. Всего было построено 14 таких автомобилей, причем для шести из них использовались бронекапсулы отработавших своё автомобилей[8].

ЗИЛ-41072 «Скорпион»

ЗИЛ-41072 «Скорпион»

Специальный автомобиль охранения ЗИЛ-41072 «Скорпион» был создан в 1989 г. Автомобиль оборудован широкими подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне. Люк в крыше необходим для «отработки нештатных ситуаций». В автомобиле есть механизм мгновенного открывания заднего окна. Специальная планировка салона предусматривает поворотные кресла (для удобства наблюдения и стрельбы). Выпущено 8 экземпляров[9].

См. также

Примечания

Литература

  1. ЗИЛ-41047 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2010. — Т. 44. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 150 000 экз.
  2. ЗИЛ-4104 / А. Жаркова. — Москва: Де Агостини, 2011. — Т. 58. — 16 с. — (Автолегенды СССР). — 125 000 экз.
  3. С. В. Канунников. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг.. — М.: За Рулём, 2009. — С. 224. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0275-9.
  4. Евгений Константинов. Машина времени (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 3. — С. 94—102.
  5. И. Николайчук, Е. Прочко. Лимузин высшего класса (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 1987. — № 1. — С. 12—16.
  6. Тяжёлое машиностроение (рус.) // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 1. — С. 44—50.
  7. Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ. ЗИЛ и остатки былой роскоши (рус.) // Авторевю : газета. — 2012. — № 20. Архивировано 12 июля 2014 года.

Ссылки

wikiredia.ru

115 – это… Что такое ЗИЛ-115?

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАканАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийРусскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиАбхазскийАварскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийРусскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

dic.academic.ru

ЗИЛ-4104 — Википедия РУ

ЗИЛ-114 был сконструирован с большим запасом и мог бы выпускаться ещё долгие годы, но автомобильная мода не стоит на месте и к середине 1970-х он начал устаревать. Поэтому в октябре 1974 г. конструкторы ЗИЛа взялись за создание нового автомобиля. К этому времени был готов к испытаниям форсированный мотор ЗИЛ-114. Был увеличен его рабочий объём, вместо нижнего распредвала появились два верхних, мощность возросла до 315 л.с. К началу 1977 г. окончательно сформировался внешний облик автомобиля.

Подобно зарубежным автомобилям того времени решётку радиатора сделали главным элементом внешнего вида автомобиля. Это добавило ему солидности и тяжеловесности. Появились хромированные накладки вокруг колёсных арок. Интерьер создавался с учётом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга. Приёмочные испытания ЗИЛ-115 (таким был заводской индекс автомобиля) были проведены в январе 1978 г., а в начале октября была собрана первая партия автомобилей получивших обозначение ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Всего с 1978 по 1983 было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 в различных модификациях[2]. С 1983 по 1985 годы выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, отличавшийся от базовой модели только некоторыми внешними деталями. С 1986 по 2002 годы — ЗИЛ-41047, также отличавшийся только деталями. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-4104 и его модификаций. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, салон всех автомобилей на базе ЗИЛ-4104, кроме отдельных исключений, были одинаковыми.

Кузов

Кузов автомобиля — закрытый цельнометаллический четырёхдверный семиместный с тремя рядами сидений типа лимузин, установленный на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Передние крылья съемные, задние приварные. Передний салон отделён от пассажирского подъёмной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две, для переднего и заднего салонов, независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъёмники, всеволновый стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира. Все стёкла — трёхслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проёмы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания, либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения имели велюровую обивку[источник не указан 483 дня].

Двигатель

Двигатель автомобиля — атмосферный, бензиновый, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный (90°), рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 315 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, «мокрые» чугунные гильзы. Два верхних (по одному в каждом блоке) распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. По два клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. Четырёхкамерный карбюратор, два электрических бензонасоса перед топливным баком. Два масляных радиатора, один — с охлаждением от системы охлаждения двигателя, другой — с воздушным охлаждением. Две дублирующие друг друга 12-вольтовые контактные транзисторные системы зажигания. Генератор переменного тока (1,15 кВт), две аккумуляторных батареи общей ёмкостью 120 А·ч.

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трёхступенчатой планетарной коробкой передач. Селектор переключения передач расположен на тоннеле между передними сидениями. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на уклоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места. Привод на задние колёса карданным валом с промежуточной опорой, гипоидная главная передача в неразрезном заднем мосту.

Шасси

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион диаметром 28 мм, расположенный вдоль рамы, который действовал на нижний рычаг. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Малолистовые рессоры большой длины (1550 мм) имели полиэтиленовые прокладками между листами. Телескопические амортизаторы спереди и сзади.

Рулевой механизм — винт-шариковая гайка и зубчатый сектор, с гидроусилителем. Передаточное число — 17,5. Для удобства управления, положение рулевого колеса можно регулировать.

Дисковые вентилируемые тормоза спереди (диаметр дисков — 292,2 мм, толщина — 33 мм) и сзади (315,7х32 мм). Двухконтурный гидравлический привод, каждый контур которого действует на тормозные механизмы всех колёс. Один общий вакуумный усилитель и два отдельных гидровакуумных усилителя в каждом контуре. Барабанный стояночный тормоз встроен в ступицы дисков задних тормозов. Приводился в действие педалью слева от водителя. Растормаживание стояночного тормоза — автоматическое.

Штампосварные колёса, размерность шин — 9,35-15″ (235-15″).

Отдельные модернизированные варианты ЗИЛ-4104 выпускались вплоть до 2000 года. По некоторым модификациям информация до сих пор засекречена.

ЗИЛ-41041 Седан

С 1986 года на базе лимузина ЗИЛ-41047 выпускался автомобиль сопровождения с пятиместным кузовом седан и укороченной до 3300 мм базой. Уменьшение длины до 5750 мм и снижение массы до 3160 кг придало автомобилю более высокие динамические показатели. Формально производство модели не прекращено[3], но реально автомобили не выпускаются. С 1986 по 2000 год выпущено 26 экземпляров[4], 12 из них построено в конце 1990-х по заказу мэрии Москвы, 3 штуки были порезаны для производства автомобиля “41041 АМГ”[5].

ЗИЛ-41042

  На переднем плане – ЗИЛ-41047, на заднем плане – ЗИЛ-41042 «Черный Доктор» в порту Одесса. Стоят не растаможенными на стоянке порта с 2010 года.

Одновременно с разработкой лимузина готовилась к выпуску и его санитарная версия — автомобиль с кузовом универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А). Для того, чтобы не выделяться на фоне правительственного кортежа, все такие автомобили красили в чёрный цвет, за что они получили прозвище «Чёрный Доктор»[6]. Вопреки распространённому мнению, оборудование этого автомобиля не соответствовало требованиям реанимобиля. Он предназначался всего лишь для перевозки высокопоставленных больных при вынужденной госпитализации. Автомобиль был рассчитан на бригаду из трёх врачей и одного лежачего пациента. Длина кузова универсала была увеличена, а над медицинской частью салона устанавливалась надстройка. Задняя дверь состояла из двух секций: верхняя поднималась, нижняя откидывалась. Вес автомобиля составлял 3,9 т. Задняя левая дверь была фальшивой, за ней располагалось запасное колесо и инструмент. Изнутри автомобиль был отделан по высочайшему классу, даже носилки были из натуральной кожи. Созданные позже на базе ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 медицинские универсалы носили то же обозначение — ЗИЛ-41042. Построенные на основе ЗИЛ-41047 автомобили отличались цельной задней дверью, поднимающейся вверх. Всего на базе ЗИЛ-4104 и его модификаций было изготовлено четыре санитарных автомобиля[7].

ЗИЛ-41043

Автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 производился с 1980 по 1983 годы на базе универсала ЗИЛ-41042. Имел экранированную систему электрооборудования и встроенную в крышу параболическую антенну правительственной связи.

ЗИЛ-41044 Фаэтон

  ЗИЛ-41044 на военном параде

В 1981 году был создан парадный фаэтон ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с автоматически складываемым верхом (время опускания-поднимания — не более 20 с) и автоматически складываемыми рамками боковых стёкол. От базовой модели он отличался укороченной на 580 мм базой, двумя дверьми и отсутствием правого сиденья, а в центре салона была установлена тумба с поручнем. Кроме того, автомобиль оборудовался блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях. Всего было изготовлено три таких автомобиля.

До 2009 года они принимали участие в военных парадах на Красной пощади: две машины были предназначены для министра обороны и командующего парадом, третья — резервная, во время парада дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций. В настоящее время[когда?] все они на ходу и находятся на балансе Министерства обороны РФ.

ЗИЛ-41045

Выпускался в 1983—1985 годах. В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1983 году, в автомобиль были внесены внешние косметические изменения и он получил новое обозначение ЗИЛ-41045. Убрали блестящие накладки с колёсных арок, молдинг идущий по порогу перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов.

ЗИЛ-41046

Автомобиль связи ЗИЛ-41046 выпускался в 1983—1985 годах на базе лимузина ЗИЛ-4104. Внешне он ничем не отличался от базовой модели. Имел экранированную электропроводку и систему спецсвязи «Кавказ». Система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости «Кавказ» используется на правительственных автомобилях и правительственных объектах и в настоящее время.[когда?]

ЗИЛ-41047

Очередная смена руководства страны в 1985 году вызвала появление следующей модификации автомобиля — ЗИЛ-41047. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна (см. фото в начале статьи). Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля с целью соответствия международным экологическим нормам на токсичность отработанных газов. Двигатель ЗИЛ-4104 оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая трансмиссия подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и ещё более широкую (265 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

На момент своего выпуска в 1985 г. лимузин ЗИЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире, лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для Президента Казахстана в 2002 году. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-41047 и его модификаций.

Формально производство модели не прекращено, но реально автомобили не выпускаются. На данный момент[когда?] это последний лимузин российского производства.

ЗИЛ-41048

ЗИЛ-41048 был выпущен в 1984 году в единственном экземпляре и имел «автоматическую регулировку воздуха в салоне», то есть климат-контроль.

ЗИЛ-41049

Автомобиль спецсвязи на базе лимузина ЗИЛ-41047, подобный автомобилю ЗИЛ-41046 и созданный для его замены. В 2000 году было изготовлено 2 автомобиля для в/ч 54799.

ЗИЛ-4105 «Бронекапсула»

Бронированный вариант автомобиля имел три модификации: ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047). В основе конструкции этих автомобилей лежала так называемая бронекапсула — несущий объём сложной конфигурации. Весь остальной кузов строился вокруг неё. Бронекапсулы автомобилей были идентичны, они сваривались на Курганском заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Толщина брони от 4 до 10 мм, толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером. Всего было построено 14 таких автомобилей, причем для шести из них использовались бронекапсулы отработавших своё автомобилей[8].

ЗИЛ-41072 «Скорпион»

  ЗИЛ-41072 «Скорпион»

Специальный автомобиль охранения ЗИЛ-41072 «Скорпион» был создан в 1989 г. Автомобиль оборудован широкими подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне. Люк в крыше необходим для «отработки нештатных ситуаций». В автомобиле есть механизм мгновенного открывания заднего окна. Специальная планировка салона предусматривает поворотные кресла (для удобства наблюдения и стрельбы). Выпущено 8 экземпляров[9].

http-wikipediya.ru

ЗИЛ-41045 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ЗИЛ-41045
Общие данные
Годы производства 1983—1985
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. Лимузин (7‑мест.)
Двигатель
ЗИЛ-4104
Производитель ЗИЛ
Марка ЗИЛ-4104
Тип Бензиновый
Объём 7700 см3
Максимальная мощность 315 л. с., при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент 608 Н·м, при 2500 об/мин
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 190
Разгон до 100 км/ч 13
Система питания Карбюратор К-259
Охлаждение жидкостное
Материал ГБЦ алюминий
Трансмиссия
3-ступенчатая гидромеханическая АКПП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 6330 мм
Ширина 2068 мм
Высота 1500 мм
Колёсная база 3880 мм
На рынке
 ЗИЛ-41045 на Викискладе

ЗИЛ-41045 — автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин.

В 1982 году умер

ru.wikipedia.org

Шедевр советского автостроения (ЗИЛ-115 (41047) – Основные средства

М. Раллиев, фото автора

Легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-115 задумывался не как коммерческий. И уж тем более такие машины не могли попасть в личную собственность. И все же суть таких машин полностью отвечает названию нашего журнала, ибо были они «средством производства», правда, не промышленного, а управленческого. До начала 90-х годов техническая и технологическая документация на автомобиль несла гриф секретности. Полностью комплектные автомобили, прошедшие более 100 тыс. км, уничтожались, поэтому каждый из немногих чудом уцелевших экземпляров имеет собственную непростую историю.

Одна из таких машин, честно отслужившая свое руководителям «страны развитого социализма» и прошедшая реконструкцию и тюнинг в клубе Depot («Депо»), попала к нам на редакционные испытания. Здесь следовало бы перечислить изменения, внесенные в машину, но прежде немного о том, что же представлял собой исходный образец.

Автомобиль проектировался в период обострения отношений СССР со странами Запада, и в первую очередь США. Что не могло не отразиться на его конструкции. Например, поверхности кузова, сделанного вручную, включая крышу и огромный капот, выводились не шпаклевкой, а специальным составом, внешне напоминающим олово и обеспечивающим защиту от высокого радиоактивного фона. Лобовое стекло имело специальный экран, а боковые и задние стекла сделаны из специального триплекса. В автомобиле могла использоваться специальная навесная броня, крепившаяся внутри огромных дверей и крыльев. Кроме того, машина зарекомендовала себя как непереворачиваемая.

Комфорт в салоне ЗИЛ-115(41047) сравним с домашним

Практически все жизненно важные системы автомобиля дублированы, а проводка, системы зажигания и питания рассчитаны на работу в чрезвычайных условиях.

В основании кузова лежит тяжелая, оригинальной конструкции периферийная, сварная с лонжеронами замкнутого коробчатого сечения рама. Передняя подвеска независимая бесшкворневая, на поперечных рычагах, с торсионами, действующими на нижние рычаги, со стабилизатором поперечной устойчивости. Снабжена им и задняя зависимая рессорная подвеска. Ведущие колеса – задние. В общем, классика. Но как выполнена!

Рабочее место водителя весьма удобно

В стандартную программу редакционных испытаний определение устойчивости и управляемости не входит, и специально мы их не определяли. Однако скользкая заснеженная дорога так и провоцировала «покрутиться» и набраться личных впечатлений. При этом автомобиль потрясающе легко выходит из заноса вопреки большой массе и заднему приводу.

Плавность хода у машины такого уровня и класса просто обязана быть превосходной. Но личное знакомство все равно оставляет сильное впечатление: автомобиль не просто хорошо идет по дороге, он прямо-таки плывет по ней, нехотя покачиваясь на неровностях. Описать возникающие при этом ощущения сложно, настолько они неоднозначны.

Агрегатная «начинка» в чем-то перекликается с конструкцией «зиловских» грузовиков. Двигатель V-образный 8-цилиндровый расположен спереди, правда, имеет алюминиевый, а не чугунный блок цилиндров. Естественно, мотор снабжался самым совершенным в СССР навесным оборудованием. Например, 1,5-киловаттным генератором. Да и коробка передач трехступенчатый автомат. Зато рулевой механизм очень похож на «грузовой»: те же рабочие пары и тот же встроенный гидроусилитель. Рулевая колонка регулируемая.

В советские времена многие автомобилисты позавидовали бы водителю ЗИЛ-115

Тормоза – вопрос безопасности, и здесь московские конструкторы постарались. Машина снабжена рабочими механизмами с автоматической регулировкой зазора и вентилируемыми дисками, а их гидропривод содержит один вакуумный и два гидровакуумных усилителя и состоит из двух независимых контуров, каждый из которых обеспечивает торможение всех колес.

Кокпит кузова делится перегородкой на пассажирский салон и кабину с местами водителя и охранника. Салон снабжен диваном и двумя откидными сиденьями. В базовом варианте предусмотрен полный электропакет, передние сиденья отделаны высококачественной кожей, задние – дорогим велюром. Салон ЗИЛ-115 похож на экспозицию музея мебельного мастерства: двери, рамки окон, передняя панель отделаны шпоном из карельской березы. Изящный руль не перекрывает контрольные приборы.

Огромный багажник наполовину занят спецаппаратурой

Сегодня, когда по столичным дорогам в качестве VIP-транспорта колесит немало заказных «Линкольнов» и «Кадиллаков», в том числе удлиненных («стретч»), салон легкового ЗИЛа есть, с чем сравнивать. И единственный автомобиль, способный конкурировать с «членовозом» – «Роллс-Ройс». В первую очередь это относится к высоте салона, которая попросту «достаточная», чего не скажешь про длинномерных американцев. Правда, откидные сиденья установлены по ходу машины, и это несколько затрудняет ведение переговоров.

Места в кабине, конечно же, скромнее. Но, тем не менее, водитель имеет все необходимое для перевозки «высокого» пассажира. Все клавиши, кнопочки, рычажки управления всевозможными системами расположены очень удобно: никуда не надо тянуться, все под рукой. Правое кресло, как правило, занимает телохранитель, которому особый комфорт не положен: отвлекает от работы. Но кроме стандартного (для этой машины) кресла у него есть свои радости, например, электростеклоподъемник с системой моментального опускания стекла. Система кондиционирования состоит из двух независимых климатических установок.

Не убиваемая и пуленепробиваемая покрышка «Гранит»

Несмотря на солидные размеры (длина кузова 6 330 мм, ширина – 2 068 мм, высота в нагруженном состоянии – 1 500 мм), автомобиль имеет завидную маневренность: наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса – 7,6 м. Масса снаряженной машины со стандартным оборудованием составляет 3 550 кг.

Автомобиль, попавший на редакционные испытания, представлял собой отнюдь не заводскую версию. Он прошел доработку в клубе Depot, где вместо четырехкамерного карбюратора получил центральный впрыск топлива. Что же до прочих усовершенствований, то они не вышли за рамки заводских традиций, поскольку двух одинаковых машин этой марки в природе существовать не может.

Это двигатель ЗИЛ-115 уже с впрыском

К сожалению, погода помешала провести полноценные испытания. Снежный покров на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ не позволил определить расход топлива на повышенных скоростях и оценить динамику ЗИЛ-115. Да и при имитации городского движения, расходы оказались хоть и немного, но выше: внесла свои коррективы пробуксовка на заснеженной дороге при старте. Так что полученные данные соответствуют реальным дорожным условиям (заснеженная дорога) и подтверждены официальным протоколом испытаний.

Будучи наследником ЗИЛ-114, ЗИЛ-115 выпускался с 1978 г., а через несколько лет получил новый индекс – ЗИЛ-4104. В Советском Союзе производилось несколько таких автомобилей в год, по мере потребности, возникавшей у членов Политбюро ЦК КПСС. Для государственных чиновников меньшего ранга они не использовались. Машина ЗИЛ работала исключительно на закрытых специализированных автопредприятиях, относящихся к 9-му управлению КГБ СССР. Многотомное руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию существует только в единичных экземплярах, являющихся не меньшей редкостью, чем сами автомобили.


os1.ru

ЗИЛ-115 Википедия

ЗИЛ-4104
Общие данные
Годы производства 1978—1983
Сборка ЗИЛ (Москва, СССР)
Класс представительский
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. лимузин (7‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатель
ЗИЛ-4104
Производитель ЗИЛ
Марка ЗИЛ-4104
Тип бензиновый, карбюраторный, атмосферный
Объём 7 695 см3
Максимальная мощность 315 л. с., при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент 608 Н·м, при 2400—2600 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 190
Разгон до 100 км/ч 12,0
Расход топлива при смешанном цикле 22
Диаметр цилиндра 108 мм
Ход поршня 105 мм
Степень сжатия 9,3
Система питания четырёхкамерный карбюратор К-259
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм верхнеклапанный, OHV с гидротолкателями
Материал блока цилиндров алюминий
Материал ГБЦ алюминий
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо АИ-95 «Экстра»
Трансмиссия
автоматическая 3-ступ.
Производитель ЗИЛ
Тип автоматическая
Число ступеней 3
Коэфф-т трансформации гидротрансформатора 2,45
Передаточные отношения
Главная передача 3,62
1 передача 2,02
2 передача 1,42
3 передача 1,0

ru-wiki.ru