Водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода – Татьяна!На всех семинарах говорили, что у водителей автомобиля должен быть суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц. Я именно так прописала в трудовом договоре. При обновлении ПВТР генеральный директор сказал, что водитель часто задерж
Изменился учетный период для рабочего времени водителей
Доброе утро, дорогие читатели! С 1 июля 2018 года изменится продолжительность учетного периода для суммированного учета рабочего времени водителей автомобилей. Это полезная информация из Минтранса России для всех специалистов по кадрам.
Что случилось?
Минтранс России издал приказ от 05.06.2017 № 212, которым внес изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Приказ уже опубликован на официальном портале НПА и вступит в силу 1 июля 2018 года.
Новые правила учета труда водителей
По нормам Трудового кодекса РФ учетный период рабочего времени не может превышать один год. До сих пор для водителей автомобилей он составлял один месяц. Теперь чиновники разрешили работодателям увеличивать его до трех месяцев. На такое увеличение, правда, потребуется согласование с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.
Что делать работодателям?
Учитывая, что суммированный учет рабочего времени сотрудников применяется организациями в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, теперь работодатели смогут установить наиболее удобный для себя период.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
ПодписатьсяПодписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен
Узнавайте важные новости вовремя!
Подписаться e-mail рассылкаПодпишитесь на новости для кадровика!
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту
Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
ppt.ru
Можно ли ввести суммированный учет рабочего времени водителям – Трудовые отношения – Каталог статей
Вопрос: Продолжительность рабочего дня водителей в зависимости от количества заказов на доставку товара может быть от 6 до 11 часов. Например, работник отгружает на машину товар со склада в 06.00 и возвращает машину в 17.00 или развозит товар с 18.00 до 24.00. Возможно ли ввести суммированный учет рабочего времени, если работнику установлена пятидневная рабочая неделя? Как оформить такой порядок работы в трудовом договоре и в табеле учета рабочего времени?
Ответ: Работодателю следует ввести суммированный учет рабочего времени для работников-водителей, установив порядок его введения в правилах внутреннего трудового распорядка. В табель учета рабочего времени вносятся сведения о продолжительности работы по каждому отработанному дню. В трудовом договоре указывается, что учет рабочего времени является суммированным с продолжительностью учетного периода один месяц.
Обоснование: Согласно ст. 329 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
В соответствии с п. п. 7, 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее – Положение), для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восемь часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов (нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю).
Согласно п. 9 Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 10, 11, 12 Положения.
Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа при суммированном учете рабочего времени – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы – не менее чем в двойном размере. При суммированном учете рабочего времени подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода (ст. 152 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 N 22-2-3363). При этом время управления автомобилем (пп. “а” п. 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – не может превышать 8 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. п. 16, 17 Положения).
Вместе с тем превышение временной нормы, установленной п. п. 8, 9, 16, 17 Положения, будет являться нарушением законодательства о труде, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ к ответственности также может быть привлечен водитель, перевозящий груз и (или) пассажиров, в случае нарушения им установленного режима труда и отдыха.
В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Если режим рабочего времени отдельных работников отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, такой режим устанавливается трудовым договором (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Для учета рабочего времени применяются формы N Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и N Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее – Постановление N 1), не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). В указанных формах в графах 4, 6 верхняя строка применяется для отметки условных обозначений (кодов) затрат рабочего времени, а нижняя – для записи продолжительности отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату. При заполнении граф 5 и 7 табеля по форме N Т-12 в верхних строках проставляется количество отработанных дней, в нижних строках – количество часов, отработанных каждым работником за учетный период. Сверхурочная работа в табеле обозначается буквенным кодом “С” (04 – цифровой) (п. 2 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением N 1).
Таким образом, работодателю следует ввести суммированный учет рабочего времени для работников-водителей, определив порядок введения такого учета правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 104 ТК РФ), включив условие о режиме рабочего времени в трудовой договор работника, указав, что учет рабочего времени является суммированным с продолжительностью учетного периода один месяц. Сведения о продолжительности работы по каждому отработанному дню вносятся в табель учета рабочего времени в соответствии с требованиями Постановления N 1.
Подготовлено на основе материала И.И.Дудоладова, Федеральная служба по труду и занятости
vuzirossii.ru
У водителей автомобиля учетный период при суммированном учете рабочего времени, месяц. У нас энергетическая компания, возможно…
У водителей автомобиля учетный период при суммированном учете рабочего времени, месяц. У нас энергетическая компания, возможно ли нам, установить учетный период для водителей 3 месяца?Ответ на вопрос:
Да, возможно.
Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.
Таким образом, по согласованию с профсоюзом или иным представительным органом работников Вы можете установить водителям трехмесячный учетный период.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.*
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
27.12.2017
С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Можно ли установить водителю электропогрузчика склада суммированный учет рабочего времени? | Вопросы подписчиков
Можно ли установить водителю электропогрузчика склада сменный график с суммированным учетом и учетным периодом-1 год?
Ответ на вопрос:
Суммированный учет рабочего времени устанавливается работодателем в случаях, когда по условиям работы невозможно соблюдать недельную продолжительность рабочего времени.
Учетным периодом в общем случае может быть месяц, квартал, полугодие и т. д., но не более года. Исключение составляет учет рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (учетный период не может превышать три месяца), и водителей автомобилей (учетный период может быть не более месяца).
В отношении водителей ограничение продолжительности учетного периода установлено п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15. Согласно п. 2 настоящего Положения, оно распространяется только на водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
Водитель электропогрузчика – это отдельная, самостоятельная профессия, и ограничение продолжительности учетного периода, установленное для водителей, на нее не распространяется.
Таким образом, Вы можете установить водителю электропогрузчика учетный период более месяца. Если условия труда данного работника признаны вредными или опасными, учетный период может составлять не более трех месяцев, а если условия труда оптимальные или допустимые, можно установить и более длительный учетный период, вплоть до года.
О инструкции по охране труда для заведующего складом читайте подробнее по ссылке.
Подробности в материалах Системы:
1. Ответ: Как вести суммированный учет рабочего времени
Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
При суммированном учете ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени могут отклоняться от установленной нормы. Однако в течение определенного учетного периода все допущенные переработки должны быть компенсированы за счет недоработок. Учетным периодом в общем случае может быть месяц, квартал, полугодие и т. д., но не более года. Исключение составляет учет рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Для них учетный период не может превышать три месяца.*
Суммарную норму рабочего времени определяйте по производственному календарю исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, установленной для определенной категории сотрудников. Например, по общему правилу нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов (ч. 2 ст. 91 ТК РФ), для сотрудников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю (абз. 2 ч. 1 ст. 92 ТК РФ). При этом для сотрудников, работающих в режиме неполного рабочего времени, нормальная продолжительность рабочей недели уменьшается. Конкретный способ ведения суммированного учета нужно предусмотреть в правилах внутреннего трудового распорядка.
Такой порядок установлен статьей 104 Трудового кодекса РФ.
Особые правила по ограничению продолжительности рабочего времени при суммированном учете могут быть установлены в отраслевых соглашениях. Например, продолжительность рабочего времени сотрудников нефтегазовой отрасли при суммированном учете (в т. ч. и при вахтовом методе работ) должна быть не более 12 часов в сутки. Об этом сказано в пункте 4.2 Отраслевого соглашения от 7 декабря 2010 г. Для работодателей такие соглашения обязательны, только если они к ним присоединятся (ст. 48 ТК РФ).
Чтобы ввести суммированный учет рабочего времени в организации, издайте приказ в произвольной форме. Кроме того, особенности ведения самого учета дополнительно можно прописать в локальном акте, например в Положении о суммированном учете рабочего времени (ст. 8 ТК РФ). В трудовые договоры работников, у которых при введении суммированного учета меняется режим работы, внесите изменения в установленном порядке.
Из ответа «Как вести учет рабочего времени»
2. Нормативная база:Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 24.12.2013) “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей” (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 N 6094)
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации” <*> (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).
——————————–
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
(п. 4 в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
II. Рабочее время
6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
Популярные вопросы
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
(пп. “г” в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)
23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
01.11.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Татьяна!На всех семинарах говорили, что у водителей автомобиля должен быть суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц. Я именно так прописала в трудовом договоре. При обновлении ПВТР генеральный директор сказал, что водитель часто задерж
Татьяна!На всех семинарах говорили, что у водителей автомобиля должен быть суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц. Я именно так прописала в трудовом договоре. При обновлении ПВТР генеральный директор сказал, что водитель часто задерживается после работы, надо сделать ему ненормированный рабочий день. В правилах внутреннего трудового распорядка прописали, что у водителя автомобиля ненормированный рабочий день+ 3 дня к отпуску.У меня ощущение, что вместе это не может существовать.Где-то что-то неправильно? Объясните, пожалуйста.
Ответ на вопрос:
Установление одновременно суммированного учета рабочего времени и ненормированного рабочего дня не является нарушением.
Водителям можно установить как поденный, так и суммированный учет рабочего времени.
Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение), суммированный учет устанавливается, если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода составляет один месяц.
Согласно п. 14 Положения, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Узнайте подробнее, как заполняется табель учета рабочего времени
Важно: при ненормированном рабочем дне сотрудника по распоряжению работодателя эпизодически привлекают к работе за пределами установленного ему рабочего времени (ст. 101 ТК РФ). «Эпизодически» означает, что работодатель время от времени, от случая к случаю привлекает сотрудника, которому установлен ненормированный рабочий день, к работе в таком режиме. Противоположностью понятия «эпизодически» является понятие «систематически», «регулярно». В связи с этим постоянная (регулярная, ежедневная) работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не соответствует понятию ненормированного рабочего дня. Кроме того, регулярная работа в таком режиме будет нарушать право каждого сотрудника на отдых, включая разумное ограничение продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ).
Аналогичный подход к определению периодичности привлечения к работам вне графика сложился и в судебной практике (см., например, апелляционные определения Вологодского областного суда от 2 мая 2012 г. № 33-1494/2012 и от 25 апреля 2012 г. № 33-1495/2012).
Таким образом, постоянные задержки водителя после работы не укладываются в понятие ненормированного рабочего дня.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
II. Рабочее время
6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.*
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
2. Ответ: С какой периодичностью сотрудника можно привлекать к работе вне графика. Сотруднику установлен ненормированный рабочий день
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Однозначного ответа на данный вопрос действующее законодательство не содержит.
При ненормированном рабочем дне сотрудника по распоряжению работодателя эпизодически привлекают к работе за пределами установленного ему рабочего времени (ст. 101 ТК РФ). Однако Трудовой кодекс РФ понятие эпизодичности не раскрывает. Под эпизодом (от греческого epeisodion) в русском языке понимают отдельное происшествие, случайное событие или обстоятельство. Таким образом, «эпизодически» означает, что работодатель время от времени, от случая к случаю привлекает сотрудника, которому установлен ненормированный рабочий день, к работе в таком режиме. Противоположностью понятия «эпизодически» является понятие «систематически», «регулярно». В связи с этим постоянная (регулярная, ежедневная) работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не соответствует понятию ненормированного рабочего дня. Кроме того, регулярная работа в таком режиме будет нарушать право каждого сотрудника на отдых, включая разумное ограничение продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ).
Аналогичный подход к определению периодичности привлечения к работам вне графика сложился и в судебной практике (см., например, апелляционные определения Вологодского областного суда от 2 мая 2012 г. № 33-1494/2012 и от 25 апреля 2012 г. № 33-1495/2012).
Таким образом, периодичность привлечения к работе в режиме ненормированного рабочего дня – оценочная категория. В отсутствие четких критериев периодического привлечения к работам в данном режиме рекомендуем работодателю оценивать случаи привлечения сотрудника к работе вне графика индивидуально, с учетом вышеизложенных критериев. При этом злоупотребление отсутствием законодательно установленной частоты и сроков привлечения к работе в режиме ненормированного рабочего дня и слишком частое использование работы в данном режиме может повлечь административную ответственность и судебные споры.
Совет: ориентиром для оценки эпизодичности привлечения к работам в режиме ненормированного рабочего дня может служить ограничение сверхурочных работ в количестве 120 часов за год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).
Вместе с тем, следует помнить следующее:
- указанное ограничение установлено именно для сверхурочной работы, поэтому обязательного требования соблюдать его в режиме ненормированной работы нет;
- для ненормированной работы важно не только общее количество часов переработки само по себе, но и частота привлечения. Так, если сотрудника, который работает в режиме стандартной пятидневной недели, в течение года 240 раз привлекли к работе продолжительностью 20–30 минут вне графика, то ограничение по количеству в 120 часов будет выполнено, при этом частота таких привлечений явно указывает на регулярность. Получается, что сотрудника почти каждый день привлекали к дополнительной работе, ведь общее количество рабочих дней за год в среднем составляет порядка 256 дней.
Из ответа «Как установить ненормированный рабочий день»
19.04.2017
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Можно ли установить водителю при суммированном учете рабочего времени учетный период больше месяца? | Вопросы подписчиков
Можно ли установить водителю при суммированном учете рабочего времени учетный период больше месяца?
Ответ на вопрос:
Согласно п. 8 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Следовательно, при суммированном учете рабочего времени учетный период продолжительностью более одного месяца можно установить только водителям, занятым на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ.
Все о времени отдыха при суммированном учете рабочего времени вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
II. Рабочее время
6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.*
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Подробнее об оплате труда при суммированном учете рабочего времени мы написали в материале по ссылке.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Популярные вопросы
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Более подробно о приказе о суммированном учете рабочего времени вы можете узнать в статье.
15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;5
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
16. Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
06.09.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Глава 3. Учет рабочего времени водителей
Глава 3.
Учет рабочего времени водителей
- Время работы водителей подлежит точному учету. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, нанимателем по согласованию с профсоюзом может применяться суммированный учет рабочего времени.
При суммированном учете установленная продолжительность рабочего дня и рабочей недели отрабатывается водителем в среднем за учетный период. При этом запланированное время работы в смену, неделю может быть неодинаковым. Но во всех случаях за учетный период время работы по графику должно быть равно норме часов за этот же период.
Норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения продолжительности рабочего дня (смены) на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом сокращения ее накануне праздничных дней.
Учетный период может измеряться одной или несколькими неделями, одним или несколькими месяцами, кварталом, годом, иными календарными единицами или же отрезком времени, охватывающим период выполнения определенных работ.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочей смены водителям может устанавливаться не более 10 часов, а в исключительных случаях – не более 12 часов с соблюдением установленной нормы рабочего времени за учетный период с разрешения министерства, ведомства, иного органа управления и по согласованию с отраслевым профсоюзом.
В случаях, когда при междугородных перевозках предусматривается пребывание водителя в автомобиле продолжительностью более 12 часов, на таком автомобиле должно быть оборудовано место для отдыха водителей и в рейс должно быть направлено два водителя. - Рабочее время водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками сменности, которые составляются на весь учетный период из расчета выполнения установленной нормы рабочих часов за этот период. В них определяются: время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время,
предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха.
Для водителей автомобилей, занятых на перевозках в технологическом процессе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других организаций, графики сменности составляются с таким расчетом, чтобы они были увязаны с графиками сменности рабочих обслуживаемых этими водителями участков.
В графиках сменности для водителей-женщин не должна предусматриваться работа в ночное время. - Рабочее время водителей служебных легковых автомобилей, которым может быть установлен ненормированный рабочий день, учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах). Работа водителей, которым установлен ненормированный рабочий день, сверх нормальной продолжительности смены в случае производственной необходимости не считается
сверхурочной.
При всех обстоятельствах водители с ненормированным рабочим днем не могут работать меньше установленной продолжительности рабочего времени, на них полностью распространяются требования правил внутреннего трудового распорядка организации.
Водителям служебных легковых автомобилей, которым установлен ненормированный рабочий день, в порядке компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 9 календарных дней. - Нанимателем по согласованию с профсоюзом для водителей может вводиться рабочий день с разделением его на части.
Между этими частями возможен один перерыв свыше 2 часов либо два перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общая продолжительность которых не может быть более четырех часов. Время этих перерывов в рабочее время не включается. При этом общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать 12 часов. - При переводе водителя на другие работы учет рабочего времени производится в порядке, действующем на этих работах.
В месте командировки рабочее время водителя учитывается на общих основаниях в порядке, установленном по месту его работы. Если в месте командировки организована работа по графику, отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности с представлением табеля учета рабочего времени с этого места работы. - Учет рабочего времени водителей осуществляется на основании табеля, путевых листов и других документов.
Учет времени простоя водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе.
Похожие вопросы
www.yurist.by
Добавить комментарий