Водителям каких категорий автомобилей может устанавливаться ненормированный рабочий день – Каким водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день. Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день

Содержание

Доплата водителям за ненормированный рабочий день: понятие, исчисление и ограничения

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается ненормированный рабочий день. Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством.

Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае. Но есть и определенные общие нюансы.

Определение и общая информация

Термин «ненормированный рабочий день» подробно объясняется в законодательстве РФ. Такое название получил специальный рабочий график. В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени. Обычно подобные правила распространяются на подчиненных, от которых сильно зависит организация и результат технологического процесса.

Что такое ненормированный рабочий день водителя

Работодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе. Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос. Но законодательство до сих пор не выработало четкой позиции по поводу следующих направлений:

  1. Какие должности могут либо не могут быть подвергнуты дополнительным рабочим часам.
  2. Порядок составления списков и графиков.

Подобные вопросы решаются руководством, оговариваются в коллективном трудовом договоре. В трудовых отношениях обязательно нужно отражать само согласие на ненормированную работу, ведь конкретные условия для определенной ситуации могут сильно отличаться от общеустановленных показателей.

Крупные предприятия стараются не отказываться от разработки Положения, связанного с ненормированным рабочим днем. Но часто встречаются ситуации, когда особые условия работы сверх нормы оформляются в виде дополнения к общим правилам распорядка.

Должности, которые допускают ненормированные дни, включают:

  • юристов и консультантов;
  • водителей;
  • высшее руководство предприятия.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день

Сверхурочная работа всегда предполагает наличие дополнительных компенсаций. Здесь существуют определённые правила:

  • таким специалистам, помимо основного, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • продолжительность времени отдыха – до трёх дней и более;
  • предприятие само решает, какое время кому может предоставить.

Как оплачивается ненормированный рабочий день водителя

Специалисты Федеральной Службы занятости отмечают, что дополнительно оплачивать ненормированный график нет необходимости. Только дополнительное время работы предполагает наличие дополнительной оплаты. Но это происходит в том случае, если занимается время, свободное от выполнения основных обязанностей. В данном случае используются те же правила, что и для переработки, то есть – сверхурочных.

Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.

Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.

Сотрудники могут выбирать компенсацию по своему усмотрению. Это может быть отгул либо оплата в удвоенном размере.

Специалисты из служб занятости не рекомендуют злоупотреблять возможностью вызывать сотрудников в неосновное время. Если подобное поведение станет нормой, подчиненный имеет право обратиться в контролирующие организации для защиты своих прав.

Установление графика, необходимые документы

Режимы ненормированного рабочего дня – это не индивидуальная схема для каждого сотрудника. Ее устанавливают коллективно, для определённой группы. Подобный процесс регулируется внутренними нормативными документами.

Документальное оформление ненормированного рабочего дня

Если составляется внутренний коллективный акт, то он должен содержать следующие сведения:

  1. Порядок, по которому рабочее время учитывается. Некоторые должности предполагают применение суммированного варианта.
  2. Количество дней дополнительного отпуска, которые прибавляются к основному. Каждая категория сотрудников в этом вопросе требует индивидуального подхода.
  3. Порядок привлечения к работе в выходные дни.
  4. Общий список должностей, для которых ненормированные графики допустимы.

Не стоит забывать об указании необходимости соблюдать распорядок дня всеми сотрудниками, вне зависимости от должности. Особенно это касается времени прихода на рабочее место, его оставления.

Отдельную графу предусматривают для ознакомления подчинённых с документом. При переводе с обычной должности на ту, которая предусматривает ненормированный график, обязательно отдельное предупреждение.

Составление отдельного Положения с перечнем должностей не будет целесообразным, если у предприятия небольшой штат. Достаточно фиксировать особенности стандартного рабочего графика в обычном трудовом соглашении. Если документ подписан – считается, что все заинтересованные лица ознакомились с ним и не имеют каких-либо возражений.

О классности водителей

Созданы специальные классификации, благодаря которым становится проще оценить уровень подготовки и умений какого-либо конкретного сотрудника. От классов зависит возможность водить автомобили определенной категории, грузоподъемности.

Класс водителяОписание
Самым низким классом считается третий.Предполагается, что водитель способен управляться с транспортом категории B и C любых разновидностей и марок. Либо осуществляется управление только автобусами, представляющими категорию D.
В качестве среднего класса идет второй.Предполагается управление машинами классов B, C, E, или автобусами, которые относятся к группам D, D и E.
Первый разряд становится самым высоким.B, C, D, E – вот какими категориями должен овладеть водитель, чтобы его отнесли к этому классу. Речь идет как о грузовых автомобилях, так и о легковых.

Но руководство само решает, использовать классность, или нет.

Заключение

Установление ненормированного рабочего графика вполне допустимо. Но процесс требует максимального внимания на этапе оформления документов. Иначе у работников появляется право оспаривать решения.

За использование подобных схем можно предоставить дополнительные дни отпуска либо повышенную оплату. Оплата ночного времени – ещё один вопрос, требующий дополнительного разъяснения. Но здесь стороны также должны договориться и уведомить друг друга относительно принятого решения.

О спорных вопросах установления ненормированного рабочего дня смотрите здесь:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

naimtruda.com

Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день?

Работаю в отделе кадров около года. Это моя первая работа, и пока еще мало что получается - все-таки опыт небольшой, но я учусь, постигаю, а, главное, верна и преданна ей всей душой. Когда работы много, приходится задерживаться по вечерам. Никто меня не заставляет, делаю это совершенно бескорыстно и по собственному желанию. Но я, пожалуй, одна такая. Особенно в сравнении с нашими водителями - хоть и не сказать, что они народ ленивый, но чуть конец рабочего дня, их и след простыл. Задержаться на работе не допросишься. Глядя на все это, шеф велел мне установить всем нашим водителям ненормированный рабочий день. Причем он хочет, чтобы все было «по закону» и оформлено официально. А я ни разу ничего подобного не делала. Подскажите, пожалуйста, хотя бы с чего начать?

Рабочий патриотизм - дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства. Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию? Тем более нужно учесть, что, помимо рабочего патриотизма, есть вещи не менее «святые» и значимые для трудовых отношений, как, например, режим рабочего времени и времени отдыха.

Ну, а теперь серьезно по вашему вопросу: как грамотно установить водителю ненормированный рабочий день и можно ли это делать в принципе.

Действительно, такова специфика профессии водителя - быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки. Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени. В последнем случае такое поручение не может зависеть от простой прихоти руководства, а должно быть надлежащим образом оформлено и иметь юридическое обоснование.

Начнем с того, что ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них . продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ). Важно, что к выполнению работы на условиях ненормированного рабочего дня могут привлекаться только отдельные работники. И далее по закону: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается на предприятии коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (

ст. 101 ТК РФ).

Здесь – стоп! Попробуем вникнуть в последнее. Во-первых, складывается впечатление, что законодатель не поясняет, какие вообще должности можно вносить в указанный Перечень, а какие нельзя, и значит, не предусматривает каких-либо ограничений. Во-вторых, речь идет именно о должностях, а не профессиях работников, из чего в свою очередь напрашивается еще один вывод: режим ненормированного рабочего дня характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, и не распространяется на рабочих, выполняющих работу по профессии/специальности.

Но ведь водители относятся как раз к данной категории работников. Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

В условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые обязанности и только те, которые указаны в его трудовом договоре и (или) в должностной инструкции

В соответствии с ТК РФ для отдельных категорий работников предусмотрены особенности режима рабочего времени (а работа с ненормированным рабочим днем как раз такой особенностью и является). В нормативном акте, регламентирующем особенности рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ) указывается: водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об этом принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее - Положение). Стало быть, указанным в Положении водителям можно устанавливать ненормированный рабочий день. Остается понять - как это сделать.

НАШ СОВЕТ

Оформляйте распоряжение о привлечении к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени в письменной форме. В дальнейшем это поможет подтвердить эпизодичность таких случаев

 

Если работнику установлен режим ненормированного рабочего дня, это должно быть прописано в качестве обязательного условия в его трудовом договоре. Оно может быть включено в трудовой договор как при его заключении (пример 2), так и впоследствии - посредством внесения соответствующих изменений. В вашей ситуации речь идет именно о втором варианте. Такие изменения вносятся при наличии взаимного согласия сторон путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (пример 1) (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя, по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Но последнее потребует соблюдения предусмотренного законом порядка и, поверьте, весьма проблематично.

Привлечение к работе при ненормированном рабочем дне оформляется распоряжением работодателя.

Однако, устанавливая водителям ненормированный рабочий день, следует учитывать еще одну особенность - требование о соотношении времени управления автомобилем и других периодов, составляющих рабочее время водителя. Так, время непосредственно управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может по общему правилу превышать 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

Резюме

Установить режим ненормированного рабочего дня можно только тем водителям, которые названы в Положении, у тв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Для соблюдения всех ограничений необходимо вести отдельный учет времени непосредственно управления автомобилем.

И последнее. Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате. Работникам с ненормированным рабочим днем в рамках компенсации предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который не может быть менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

www.pro-personal.ru

Можно ли водителю автобуса установить ненормированный рабочий день

(комментарий к письму Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13)

Суть проблемы. Возможность устанавливать водителям легковых автомобилей ненормированный рабочий день предусмотрена п. 2.10 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340(далее — Положение № 340). Однако здесь не упоминается о водителях автобусов. Хотя требования Положения № 340распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами. Итак, могут ли, например, учебные заведения и государственные органы установить ненормированный рабочий день водителям автобусов с выплатой доплаты за ненормированность и предоставлением дополнительного ежегодного отпуска за ненормированный рабочий день?

Позиция Минсоцполитики. Предприятие (учреждение, организация) самостоятельно в колдоговоре определяет перечень профессий и должностей, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, и определяет для таких должностей продолжительность дополнительного отпуска. При этом они должны руководствоваться ориентировочными отраслевыми перечнями.

...

Позиция редакции. Ненормированный рабочий день может устанавливаться для работников: работа которых не поддается точному учету во времени; рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (сельское хозяйство), или они распределяют время для работы по своему усмотрению (п. 5 Рекомендаций относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.1997 г. № 7). Стоит отметить, что список профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день, должен определяться колдоговором. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими отраслевыми профсоюзами могут утверждать лишь ориентировочные перечни работ, профессий и должностей работников с ненормированным рабочим днем.

Учитывая, что нормальная продолжительность рабочего времени водителя включает длительные простои, ожидания в автомобиле (или на рабочем месте) и необходимость доехать до соответствующего места отдыха, то продолжительность его рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления в течение дня (смены) не превышает 9 часов (п. 2.3 Положения № 340). То есть условия работы водителя транспортного средства предусматривают необходимость работать и сверхурочно. И здесь не играет роли, транспортным средством какой категории управляет водитель: легковым автомобилем или автобусом.

Таким образом, предприятие (учреждение) самостоятельно решает, для каких профессий (должностей) вводить ненормированный рабочий день, и утверждает соответствующий перечень в колдоговоре. Должность водителя автобуса также можно включать в данный список. На этом и акцентировало внимание Минсоцполитики в комментируемом письме.

В таком случае водитель автобуса будет иметь право на компенсацию сверхурочной работы в виде дополнительного ежегодного отпуска продолжительностью, определенной также колдоговором (до 7 календарных дней) (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР). Количество дней дополнительного ежегодного отпуска зависит от времени, в течение которого водитель работает сверхурочно.

Кроме того, водителям автобусов, занятым обслуживанием государственных органов и органов местного самоуправления, устанавливают доплату за ненормированный рабочий деньв размере 25% тарифной ставки за отработанное время (п. 2 приложения 3 к приказу Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 02.10.1996 г. № 77). Аналогичную норму для водителей автотранспортных средств учебных заведений предусматривает пп. 4 п. 4 приказа МОН Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557).

Учитывают рабочее время в табеле учета использования рабочего времени (п. 6.2 Положения № 340).

Подытожим

Должность водителя автобуса может быть включена в список должностей в колдоговоре, которым устанавливают ненормированный рабочий день. В таком случае работникам, указанным в данном списке, предоставляют дополнительный ежегодный отпуск и выплачивают доплату за сверхурочную работу.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

www.infobuh.com.ua

Ненормированный рабочий день у водителя

Водителям легкового автомобиля и автобуса установлена пятидневная рабочая неделя с графиками работы, составляемыми работодателем ежемесячно. Можно ли установить водителям ненормированный рабочий день с графиками работы? Как вести учет рабочего времени при графиках работы и ненормированном рабочем дне? Учетный период в любом случае будет один месяц. Графики работы составляются заранее, и работодатель не может предусмотреть будущую переработку. Тогда получается, что в графике необходимо указать планируемое количество часов работы (например, 8), а в табеле работы отразить количество фактически отработанного времени (например, 10)? Можно ли допускать такое расхождение между графиком работы и табелем? Сколько часов может переработать водитель? Подлежат ли оплате эти часы?

Водителю может быть установлен ненормированный рабочий день, если он периодически привлекается к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

В графике указываете планируемое количество часов, а в табеле отразите фактически отработанные часы.

Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ, п. 8 Положения).

При суммированном учете рабочего времени водителей продолжительность учетного периода составляет один месяц (п. 8 Положения об особенностях режима работы и отдыха).

В случае установления такого учета время управления автомобилем в течение рабочего дня может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения об особенностях режима работы и отдыха). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 часов.

Водитель может быть привлечен и к сверхурочной работе с соблюдением требованием ст. 99 ТК РФ. Однако и в этом случае общая продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля с учетом сверхурочной работы не должна превышать 12 часов (п. 23 Положения).

Также водитель может быть привлечен и к работе в выходные дни с соблюдением правил ст. 113 и ст. 153 ТК РФ и общей продолжительности рабочего дня.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как компенсировать сотруднику сверхурочную работу

«Как оплатить сверхурочную работу? Максимальный и минимальный размеры доплат

В законодательстве предусмотрен минимальный размер доплат за сверхурочную работу. Первые два часа работы нужно оплатить не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном*.

Минимальный размер доплаты определяйте исходя из тарифной ставки и сдельной расценки без учета премий и компенсаций. То есть применяйте правила, аналогичные тем, что предусмотрены в статье 153 Трудового кодекса РФ (письмо Минздрава России от 2 июля 2014 г. № 16-4/2059436).

В то же время в коллективном или трудовых договорах с сотрудниками может быть установлена доплата в повышенном размере.

Если по желанию сотрудника ему вместо доплаты предоставляют дополнительное время отдыха, то сверхурочную работу оплачивают в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит.

Такой порядок установлен в статье 152 Трудового кодекса РФ.

Как предоставить сотруднику дополнительное время отдыха за сверхурочную работу

Вместо доплаты за сверхурочную работу сотрудник может потребовать предоставить дополнительное время отдыха не менее того времени, которое он отработал сверхурочно (ст. 152 ТК РФ). Для этого сотрудник подает заявление в произвольной форме. А работодатель на его основе составляет приказ о предоставлении дополнительного времени отдыха также в произвольной форме.

В этом случае сверхурочную работу оплачивают в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит (ст. 152 ТК РФ)».

18.07.2017

www.law.ru

Ненормированный рабочий день для водителей | Статьи

Временами сотрудников различных организаций привлекают к работе по ненормированному рабочему графику. Водители транспортных средств не являются исключениями. Из этой статьи вы узнаете, какие документы нужны водителю при трудоустройстве и в чем заключается ненормированный рабочий день для водителей. Сколько часов должен работать водитель и в чем отличие ненормированного графика работы водителя легкового и грузового автомобиля.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем отличие ненормированного рабочего дня водителя от других работников;
  • необходимые документы при трудоустройстве водителя;
  • особенности ненормированного рабочего дня водителя легкового автомобиля;
  • особенности ненормированного рабочего дня водителя грузового автомобиля.

Особенности ненормированного рабочего дня для водителей

На первый взгляд трудоустройство водителей выглядит не очень проблематичным процессом. Но, при ближайшем рассмотрении можно сразу определить, что этот процесс имеет множество нюансов. Так, например, при трудоустройстве, водитель обязан помимо основных документов, свойственных для приема на работу, должен предоставить еще документы, подтверждающие его профессиональную подготовку и необходимый для работы стаж.

Какие документы должен предоставить водитель при трудоустройстве

Итак, как мы уже говорили, при устройстве на работу водитель должен предоставить водительское удостоверение, подтверждающее наличие у него необходимых профессиональных качеств и стаж работы. Кроме того, водительское удостоверение должно быть на то транспортное средство, управление которым необходимо организации.

Помимо вышеперечисленных документов и основного пакета документов, необходимого при устройстве на работу, важно предоставить работодателю медицинскую справку о том, что вы можете выполнять функции водителя по медицинским показаниям.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Само положение распространяется на водителей всех организаций, кроме тех, кто занимается международными перевозками.

Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

Особенности труда водителей законодательно ничем не отличаются от особенностей труда любого другого сотрудника организации. У водителей продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. При этом те водители, которые трудятся в рамках пятидневной рабочей недели, не должны работать больше 8 часов в день. А те, у кого шестидневная рабочая неделя не должны работать больше 7 часов в день.

Тем не менее, бывают ситуации, когда водителю, за исключением водителей такси, может быть назначен ненормированный рабочий день. При этом количество рабочих смен и их продолжительность определяются исходя из продолжительности стандартной рабочей недели. А дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Как правило, ненормированный рабочий график для персональных водителей в организации устанавливается довольно часто. Временами, руководители привлекая таким образом сотрудников, даже забывают о том, что ненормированный рабочий график не должен систематически применяться к одному и тому же сотруднику. Кроме того, подобный график должен применяться исключительно в случаях необходимости.

Таким образом, мы выяснили, что руководитель может установить ненормированный рабочий график водителю легкового автомобиля, за исключением водителей такси. Такой график чаще всего устанавливается персональным водителям.


Читайте по теме в электронном журнале

Ненормированный рабочий день водителя служебного грузового автомобиля

Мы говорили о ненормированном рабочем графике относительно водителей легковых автомобилей. Но что касается водителей грузовых автомобилей, то, например, те, кто осуществляет перевозки для учреждений здравоохранения, коммунальных служб, аварийных и иных перевозок не подразумевающих выезд на автомобильные дороги общего пользования  и т.д могу увеличить свой рабочий день до 12 часов. При этом, не стоит забывать что для водителей в принципе законодательством установлена предельно допустимый период управления автомобилем — 9 часов. А при перевозке крупногабаритных грузов, требующих дополнительного внимания  — 8 часов.

А для междугородних перевозок водителю должен быть обеспечен необходимый отдых и перерывы в вождении. После трех первых часов — 15 минут и далее от часа и более в зависимости от усталости водителя. Причем перерывы включаются в рабочий график.

Именно поэтому, чтобы обеспечить выполнение всех указанных норм, руководитель помимо учета рабочего времени должен вести дополнительный учет непосредственного управления автомобильным средством сотрудником.

Для того, чтобы дополнительные рабочие часы не были определены, как сверхурочные, необходимо обязательно прописать вероятность привлечения сотрудника к сверхурочной работе в трудовом договоре. Все это должно быть отражено в документе при условии, что должность водителя оговорена в нормативных документах, как допустимая к должностям с ненормированным графиком.

После указания соответствующей информации в договоре, руководителю не нужно издавать дополнительные указы о ненормированном графике или получать согласие сотрудника на дополнительные часы работы.

Водители служебных транспортных средств, как и любые другие работники, имеют право на компенсацию за ненормированный рабочий график в виде дополнительных отпускных дней. 

Рекомендуем материалы по теме:

  1. Как компенсировать работу при ненормированном рабочем дне;
  2. Каким сотрудникам можно установить ненормированный рабочий день;
  3. Можно ли установить ненормированный рабочий день не всем, а только некоторым сотрудникам, должности которых включены в перечень должностей с ненормированным режимом;
  4. Споры о ненормированном рабочем дне: отстаиваем правоту работодателя;
  5. Как ввести ненормированный рабочий день;
  6. Как вести учет рабочего времени водителя.

www.kdelo.ru

в). п.2 примечания к приложению №1

Поиск Лекций

«Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при
эксплуатации электроустановок».

45. Каков порядок предоставления дополнительного отпуска и
сокращенного рабочего дня при работах с вредными условиями труда?

а) дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляется по
результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

б) дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляется в
соответствии с трудовым договором;

в) дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляется в
соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с
вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный
отпуск и сокращенный рабочий день» только по фактически отработанному
времени во вредных условиях труда.

Ответ - в) п.п.12 «Инструкции о порядке применения

Списка...», утв.постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС
от 21.11.75.№273/П-20, решение Верховного Суда РФ 15.04.04.№ГКПИ 2004-481
«О признании частично не действующими с 1 февраля 2002 года пунктов
8 и 9, а также примера Инструкции».

 

46. Каков порядок обеспечения безопасности дорожного движения
организациями, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов и не
обладающими необходимой производственно-технической, кадровой и
нормативно-методической базой?

а) организация самостоятельно обязана обеспечить водителей необходимой
оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

б) организация обязана обеспечить водителей необходимыми путевыми
документами;

в) организация, не обладающая необходимой производственно-технической,
кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивает безопасность
дорожного движения на основе договоров, заключенных с организациями,
обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение
соответствующих работ.

Ответ- в). п.1.8.«Положения об обеспечении

безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов»,
утв. приказом Минтранса России от 09.03,95 №27.

 

47. Каков срок проведения занятий повышения профессионального
мастерства водителей?

а) в соответствии сколлективным и (или) трудовым договором;

б) в зависимости от стажа работы водителя;

в) осуществляется путем организации занятий, необходимой для обеспечения
безопасности дорожного движения не реже одного раза в год, по
соответствующим учебным планам и программам.

Ответ - в). н.3.4.2 « Положения.,.», утв. Приказом Минтранса России от 09.03.95 №27.

В каких случаях направляются в рейс два водителя?

а) при направлении в командировку продолжительностью 2 суток и больше;

б) если пребывание водителя в автомобиле предусматривается более 12 часов,
при этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха
водителя;

в) при транспортировке опасных грузов.

Ответ- б). п.10 «Положения об особенностях

режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утв.
приказом Минтранса России от 20.08.04 №15.

49. Какова продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха
водителей при суммированном учете рабочего времени?

а) не менее 8 часов;

б) не менее 12 часов;

в) не менее 24 часов.

Ответ - б). п.25 «Положения...», утв. приказом

Минтранса России от 20.08.04 №15.

 

50. Водителям каких категорий автомобилей может устанавливаться
ненормированный рабочий день?

а) водителям всех категорий автомобилей;

б) водителям автомобилей, осуществляющим междугородные перевозки;

в) водителям легковых автомобилей.

Ответ - в). п.14 «Положения...», утв. приказом

Минтранса России от 20.08.04 №15.

 

51. Продолжительность сверхурочных работ водителей не должна
превышать:

а) 10 часов в течение недели и 150 часов в год;

б) 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год;

в) 120 часов в год.

Ответ- б). п.23 «Положения...», утв. приказом

Минтранса России от 20.08.04 №15.

 

52. Норма бесплатной выдачи работникам мыла при работах, связанных с
загрязнением:

а) норма устанавливается в соответствии с коллективным или индивидуальным
трудовым договором;

б) 400 г на месяц на каждого работника;

в) мыло работникам не выдается, работодатель организует обеспечение мылом
душевые и умывальные комнаты.

Ответ- б). п.1 Приложении к постановлению

Минтруда России от 04.07.03 №45 «Об утверждении норм бесплатной
выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка
и условий их выдачи».

 

53. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и
перемещении тяжестей вручную:

а) при чередовании с другой работой (до одного раза в час) - 15кг и втечение
рабочей смены - 10кг;

б) перемещение тяжестей вручную запрещено;

в) при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10кг и в течение рабочей
смены - 7кг.

Ответ- в). приложение к постановлению

Правительства Российской Федерации от 06.02.93 №105 «О новых
нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и
перемещении тяжестей вручную».

 

ООО «КОНСАЛТ-ДОПУСК»

http://consult-dopusk.ru/

Конец формы

 


poisk-ru.ru

Максимальное время работы водителя в день. Ненормированный рабочий день: что значит, для водителей

Работаю в отделе кадров около года. Это моя первая работа, и пока еще мало что получается - все-таки опыт небольшой, но я учусь, постигаю, а, главное, верна и преданна ей всей душой. Когда работы много, приходится задерживаться по вечерам. Никто меня не заставляет, делаю это совершенно бескорыстно и по собственному желанию. Но я, пожалуй, одна такая. Особенно в сравнении с нашими водителями - хоть и не сказать, что они народ ленивый, но чуть конец рабочего дня, их и след простыл. Задержаться на работе не допросишься. Глядя на все это, шеф велел мне установить всем нашим водителям ненормированный рабочий день. Причем он хочет, чтобы все было «по закону» и оформлено официально. А я ни разу ничего подобного не делала. Подскажите, пожалуйста, хотя бы с чего начать?

Рабочий патриотизм - дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства. Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию? Тем более нужно учесть, что, помимо рабочего патриотизма, есть вещи не менее «святые» и значимые для трудовых отношений, как, например, режим рабочего времени и времени отдыха.

Ну, а теперь серьезно по вашему вопросу: как грамотно установить водителю ненормированный рабочий день и можно ли это делать в принципе.

Действительно, такова специфика профессии водителя - быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки. Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени. В последнем случае такое поручение не может зависеть от простой прихоти руководства, а должно быть надлежащим образом оформлено и иметь юридическое обоснование.

Начнем с того, что ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них. продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ). Важно, что к выполнению работы на условиях ненормированного рабочего дня могут привлекаться только отдельные работники. И далее по закону: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается на предприятии коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Здесь – стоп! Попробуем вникнуть в последнее. Во-первых, складывается впечатление, что законодатель не поясняет, какие вообще должности можно вносить в указанный Перечень, а какие нельзя, и значит, не предусматривает каких-либо ограничений. Во-вторых, речь идет именно о должностях, а не профессиях работников, из чего в свою очередь напрашивается еще один вывод: режим ненормированного рабочего дня характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, и не распространяется на рабочих, выполняющих работу по профессии/специальности.

Но ведь водители относятся как раз к данной категории работников. Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

В условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые обязанности и только те, которые указаны в его трудовом договоре и (или) в должностной инструкции

В соответствии с ТК РФ для отдельных категорий работников предусмотрены особенности режима рабочего времени (а работа с ненормированным рабочим днем как раз такой особенностью и является). В нормативном акте, регламентирующем особенности рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ) указывается: водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об этом принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее - Положение). Стало быть, указанным в Положении водителям можно устанавливать ненормированный рабочий день. Остается понять - как это сделать.

Оформляйте распоряжение о привлечении к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени в письменной форме. В дальнейшем это поможет подтвердить эпизодичность таких случаев

Если работнику установлен режим ненормированного рабочего дня, это должно быть прописано в качестве обязательного условия в его трудовом договоре. Оно может быть включено в трудовой договор как при его заключении (пример 2 ), так и впоследствии - посредством внесения соответствующих изменений. В вашей ситуации речь идет именно о втором варианте. Такие изменения вносятся при наличии взаимного согласия сторон путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (пример 1 ) (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работо

osayt.ru