Списание моторного масла в бухгалтерском учете – Списание масла моторного в бухгалтерском учете: тосол это гсм

Приказ и акт на списание масел для машин

По результатам проверки составлен акт № 4 от 28.06.2013 г… Акт на списание масла моторного образец Акт на шины, подлежащие списанию по производственным дефектам или по. Законодательные и нормативные акты по дате принятия. Пример расчета расхода моторного масла грузового бортового автомобиля МАЗ-5335: Исходные. норма расхода моторного масла — 2,9 л / 100 л расхода топлива;. Масло моторное «Castrol» полусинтетическое 10W-40. 000351. Порядок составления акта расхода материалов (в т.ч. его форма), а также перечень. Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа.. Норма расхода моторного и специального масел согласно Нормам расхода. 0345005, 0345007), а также Акта о списании материальных запасов (ф.

Акт на списание гсм

Внимание

Нормы списания ГСМ в организациях есть.. в табличном виде в соответствии с образцом 1.6 Приложения 1 к Методическим указаниям.. Далее сдаёшь ПНООЛР к ниму приложение Акты сверки платежей за нег.воз.


Важно

Вы искали: Договор утилизации отработанных моторных масел. Акт утилизации образец для списания Вашей оргтехники списание устаревшего.

Задать вопрос по теме «акт списания масла», последний вопрос:. Какой бланк акта списания пиломатериалов? далее27.10.2015.

масла выписывал сч. фактуры в которые входили и запчасти и моторное масло с (1 ответ). Внимание Это может быть, например, замена моторного масла, фильтров, проверка. при ремонте запчастей является Акт о списании материальных запасов (ф. Акт списания моторного масла образец. Акт служебного расследования дтп образец ног товарная накладная м 15 взяв.
Пример акт не служебный. списание ГСМ на счета учета затрат на производство или иные счета.

Порядок списания гсм на предприятии и составление акта

Если организация достаточно небольшая и документации немного, лицом, составляющим бланк акта списания, является либо главный бухгалтер, либо его подчинённый. В случае же с крупным предприятием создаётся специальная комиссия, которая, во-первых, сверяет расходы с установленными в компании нормами.

Во-вторых, проводит тестовые «заезды» с водителями для проверки размеров ежедневного расхода топлива, масла и т.д. И, в третьих, собирает вместе все путевые листы и акты списания ГСМ для составления отчёта за период (обычно – месяц).
Какую форму имеет документ Законодательство Российской Федерации предусматривает свободную форму заполнения для многих учётных документов, в том числе и для актов списания горюче-смазочных материалов.

Акт списания гсм

Инфо

Акт списания ГСМ и специальных жидкостей Списание в воинских частях горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, израсходованных на техническое обслуживание и регламентные работы, проводится по их фактическому расходу, не превышающему установленные нормы. Нормы расхода нефтепродуктов установлены документамиПриказ МО РФ от 15 июля 1992 года № 65 О введении в действие Норм расхода и Инструкции по нормированию и применению горючего, масел, смазок и специальных жидкостей при эксплуатации и ремонте вооружения и военной техникиОткрыть документ и скачать его.


Документ открывается очень долго — несколько минут Особое внимание уделяется списанию спирта.

Акт на списание масла моторного образец

Автомобили, танки и другие машины заправляются горючим по раздаточным ведомостям. Раздаточная ведомость ведется на каждое подразделение воинской части, выписывается и регистрируется в службе горючего.
Количество горючего и масел в литрах записывается в раздаточную ведомость и путевой лист машины. Водитель расписывается за полученное топливо и горючее в раздаточной ведомости, а заправщик – в путевом листе Каждый день перед выдачей проводятся замеры плотности топлива (масла), которое записывается в раздаточную ведомость. Раздаточная ведомость может вестись до полного использования, при этом за каждый день выдачи подводятся итоги в литрах и килограммах. Расходы горючего и масел автомобилями, танками и другой техникой учитываются в путевом листе.


Данные путевых листов заносятся в книгу учета машин, расхода топлива и масел.

Акт списания гсм

На основании записей в книге учета работы машин, расхода топлива и масел в карточках работы стационарных двигателей каждое подразделение ежемесячно составляет отчет о наличии и движении горючего и подает его в службы горючего воинской части. Донесение составляется в двух экземплярах. Оно служит основанием для списания топлива с подразделений на расход.

Правильность соответствия списания расхода горючего с дорожными листами проверяется комиссией, которую назначает командир части. Путевой лист Оформление путевого листа является распоряжением командиру подразделения и водителю на выполнение задания.
Он является основанием для списания и определения экономии (перерасход) горючего и смазочных материалов, а также для учета выполненной работы.

Расходом этилового спирта и его смесей считается количество этих жидкостей, фактически израсходованных в антизамерзающих системах или системах кондиционирования самолетов при проведении регламентных работ, ремонта оборудования, лабораторных анализов, а также медицинских нужд.Списание этилового спирта и его смесей производится:

  • на авиационную военную технику – по полетным листам;
  • на регламентные работы, ремонт оборудования и другие цели – по актам в пределах установленных норм расхода.

К актам на списание израсходованного спирта и ЯТЖ прилагается расчет их прогнозированного расхода. Перерасход ГСМ При обнаружении перерасхода горючего командир назначает административное расследование.

В частности, в нем надо обязательно указывать:

  • наименование предприятия,
  • дату составления документа,
  • данные о водителе,
  • данные о марке и государственном номере автомобиля,
  • полный перечень списываемых товаров (с указанием количества и цены).

При этом информацию о списываемых горюче-смазочных материалах лучше всего оформлять в виде таблицы. К заполнению акта важно относиться очень внимательно и даже щепетильно, нужно стараться избегать ошибок, не вносить в документ недостоверные сведения, которые могут привести к наказанию со стороны надзорных органов.

Правила оформления акта Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере.

Приказ и акт на списание масел для машин

Причём установленные нормы могут как соответствовать рекомендациям Минтранса, так и отличаться от них в незначительной степени. Также, стоит заметить, что акт на списание ГСМ обычно составляется один на весь объём материалов, но учёт расхода ведётся конкретно по каждому водителю.

Так, перед началом рабочего дня сотруднику выдаётся подотчётный документ либо наличные денежные средства под расписку. В конце смены бухгалтер, либо занимающийся первичной учётной документацией специалист, принимает отчёт о расходе и фиксирует его для отражения в бухгалтерском учёте.

Оформлять ли по каждому конкретному сотруднику акт на списание либо прикладывать к общему документу справку-расчёт – выбор каждого бухгалтера, никак не ограничиваемый законодательством. Кто занимается составлением Существует также несколько вариантов учёта расходов по ГСМ.

Утверждение комиссией Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек. Для ее назначения руководитель предприятия выпускает отдельный приказ.

В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, а также материально-ответственное лицо. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов.

В задачи комиссии входят сверка фактических расходов ГСМ с установленными в компании нормами (при этом следует отметить, что для каждого вида транспорта они свои и должны утверждаться отдельно), проведение тестовых выездов с водителями для проверки размеров ежедневного расхода горючего, масла и т.п., а также сбор путевых листов за отчетный период.

Эти расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учёте. Поэтому очень важно знать, как их правильно оформлять, корректно используя образец и бланк акта списания ГСМ. Содержание

  • 1 Как списываются ГСМ в организации
  • 2 Кто занимается составлением
  • 3 Какую форму имеет документ
  • 4 Случаи, вызывающие вопросы
    • 4.1 Списание ГСМ на обкатку двигателя
    • 4.2 Оформление акта списания для автомобилей без спидометра
    • 4.3 Образец списания для газонокосилки
    • 4.4 Расход ГСМ на генератор

Как списываются ГСМ в организации Учредительная документация любого юридического лица, использующего транспорт, должна включать нормы по расходам горюче-смазочных материалов. Согласно этим показателям производится списание ГСМ и определение будущих расходов.

Также внизу статьи вы можете скачать незаполненный бланк и применить его на своей организации. Случаи, вызывающие вопросы При списании горюче-смазочных материалов для обычного автотранспорта существует мало подводных камней. Но, что делать, если было приобретено какое-то нестандартное оборудование, норм расхода на которое нет даже в списках Минтранса? В таком случае стоит обратиться к документации производителя и техническим характеристикам, где указаны средние «потребности» устройства. Рассмотрим несколько подобных случаев: Списание ГСМ на обкатку двигателя Данная ситуация характеризуется повышенным расходом материалов как в случае нового, так и отреставрированного/отремонтированного двигателя.

law-uradres.ru

Порядок получения и списания горючего

Водители машин должны уметь правильно определять расход горючего по норме для закреплённой за ними техники, бороться за экономию горючего, а соответствующие командиры подразделений, отвечающие за учёт работы машин и расход горючего машинами подразделений, обязаны своевременно контролировать правильность оформления путевых листов и других учётных документов по расходу ГСМ.

Содержание статьи:

 Единый подход к применению норм расхода горючего и дополнительных надбавок к ним для автомобильной техники при эксплуатации в различных условиях, изложенный на сайте, поможет при определении потребности в горючем при эксплуатации военной автомобильной техники.

Порядок получения горючего и смазочных материалов. Особенности получения ядовитых технических жидкостей

Горючее и моторные масла, потребные для восполнения расхода на угар, выдаются на пункте заправки по раздаточным ведомостям (форма 8), которые ведутся на каждое подразделение.

Основанием для отпуска горючего служит надлежащим образом оформленный путевой лист (Приложение2 к приказу МО 1984 года №100).

Выданное количество горючего (моторного масла) в литрах по каждой машине заправщиком заносится в раздаточную ведомость и путевой лист. За заправленное количество горючего  (масла) водитель расписывается в раздаточной ведомости. В путевом листе указывается также дата заправки. При расходе машиной нескольких марок горючего каждая из них записывается отдельной строкой.

Выдача горючего для работы двигателей стационарного (передвижного) агрегата производится по рабочему листу агрегата, документальное оформление выдачи аналогично выдаче на автомобили.

Трансмиссионные масла , пластичные смазки и специальные жидкости выдаются по накладным (форма 2) со склада горючего воинской части для нужд пунктов технического обслуживания машин. Смазки выдаются только по массе, а масла могут выдаваться как по массе, так и по объёму.

Перед началом отпуска горючего заправщик обязан замерить и записать в вывешенную таблицу и раздаточную ведомость (форма 8) данные плотности и температуры горючего.

Время и порядок заправки машин на пункте заправки устанавливаются командиром части.

Выдача со склада горючего части ядовитых технических жидкостей организуется в соответствии с требованиями заместителя Министра обороны –начальника тыла Вооружённых Сил  1989 года № 63.


Из применяемых на автомобильной технике эксплуатационных материалов к умеренно опасным ядовитым техническим жидкостям относятся  охлаждающие низкозамерзающие жидкости (антифризы) марок 40 и 65, Тосол-А, Тосол-А40,Тосол-А65, «Лена»,  « Лена-40», «Лена-65», тормозные жидкости «Нева», ГТЖ-22М, «Томь», БСК, а к малоопасным – тормозная жидкость «Роса» и этилированные бензины.

При получении ядовитых технических жидкостей, за исключением этилированных бензинов, получатель кроме документов, перечисленных в Руководстве по учёту вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооружённых Силах , должен иметь выписку из приказа по части о допуске к работе с ядовитыми техническими жидкостями.

Выдача ядовитых технических жидкостей, кроме бензинов, осуществляется по накладным (форма 2), подписанным командиром части и начальником службы горючего. На лицевой стороне накладной делается надпись «ЯД», а на оборотной стороне получатель расписывается о знании им правил обращения  с полученной ядовитой технической жидкостью.

Выдача охлаждающей жидкости для залива в системы охлаждения двигателей военной автомобильной техники производится по раздаточной ведомости (форма 8).

Списание горючего производится по фактическому расходу в пределах установленных норм.

Назначение норм расхода горючего

Нормы расхода горючего предназначаются для технически обоснованного определения потребности в горючем на расход при эксплуатации автомобильной техники в различных климатических, географических и дорожных условиях.

Нормы расхода должны быть средством контроля за экономным расходованием и законностью списания горючего и смазочных материалов.

Горючее, масла, смазки, специальные жидкости расходуют на автомобильной технике по постоянным или временным технически и экономически обоснованным нормам.

Основные нормы расхода горючего объявляют для руководства приказом МО РФ.

Временные нормы расхода горючего устанавливают на несерийную и новую технику, поступающую в эксплуатацию, и вводят в действие приказами (директивами, указаниями) соответствующих Главнокомандующих видами ВС РФ, командующих (начальников) родами войск, начальников главных и центральных управлений, ведающих разработкой, заказами и эксплуатацией техники на срок не более двух лет.

При отсутствии постоянных или временных норм горючее и смазочные материалы выдают и расходуют в. соответствии с заводской инструкцией или паспортов на данный образец техники в течение не более трёх месяцев с момента поступления техники в эксплуатацию. После этого должны быть введены в действие (объявлены) временные или постоянные нормы расхода горючего для данной техники.

Для автомобильной техники определяют и устанавливают основную или линейную нормы расхода горючего в литрах на 100 км пробега при движении одиночного автомобиля в оптимальных условиях эксплуатации:

а) по сухой просёлочной дороге;

б) по среднепересечённой местности;

в) при температуре воздуха не ниже 00 С.

 

Основная норма расхода горючего должна быть применена для автомобилей, работа которых не учитывается в тонно-километрах.

Линейная норма расхода горючего может быть применена для автомобилей, работа которых учитывается в тонно-километрах.

Нормы расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей введены в действие приказом МО РФ 1992 года № 65.

Применение основных норм расхода горючего для автомобильной техники

Основной нормой расхода горючего для автомобильной техники обязаны руководствоваться водители и соответствующие командиры (начальники) воинских частей, подразделений, военных учебных заведений, организаций и учреждений, состоящих на сметно-бюджетном финансировании, за исключением автомобильных частей, постоянно выполняющих работу по перевозке грузов.

Основные нормы расхода горючего для основных марок и моделей автомобилей, применяемых в ВС РФ, приведены в приложении Г.

Норму расхода горючего на совершённый автомобилем пробег определяют умножением нормы расхода горючего для данной марки автомобиля на 100 км пробега (на I км пробега) в литрах на пройденное расстояние в километрах, определяемое как разность показаний спидометра по возвращении из рейса и перед выходом в рейс, взятых из путевого листа, и делением полученного произведения на 100 км ( если норма расхода горючего берётся на I км, то произведение на 100 км не делится).

где Р — потребность в горючем на пробег автомобиля, л;

Nr – норма расхода горючего автомобиля на 100 км пробега, л;

Pr – фактический пробег автомобиля, км.

В соответствии с руководящими документами учёт горючего в службе осуществляют в целых единицах, т.е. 0,5 л и более округляется до единицы, а меньше 0,5 — до нуля. Поэтому при получении результата, например, 47,3 л, следует в путевом листе в графе » Положено по норме » проставить 47 л, если результат равен 47,5 или 47,6 — 48л.


 Пример I: 
Автомобиль УАЗ-3151 совершил пробег 150 км при обычных условии эксплуатации. Следует определить расход горючего на данный пробег.

Расход горючего определяют по формуле:

Подставляют числовые значения:

 

Полученное значение 24 л. проставляют в графу « Положено по норме» путевого листа.

 Пример 2: 

Автомобиль Зил-130 с прицепом 2-ПН-4М (масса прицепа 2,4 т, масса перевозимого в прицепе груза 4 т) по сухой просёлочной дороге, перевозя уголь по маршруту котельная воинской части — железнодорожная станция и обратно совершил пробег  120 км. Грузоподъёмность автомобиля и прицепа использовалась только в одном направлении. Определить расход горючего по норме.

Эту норму следует определить по формуле:

где Р — норма расхода горючего на пройденное автомобилем расстояние с прицепом и грузом, л;

Nr – основная норма расхода горючего на 100 км пробега, л;

K – надбавка к основной норме расхода горючего на каждую тонну массы прицепного подвижного состава, л;

Mpr – масса прицела без груза, т;

Gpr — масса груза в прицепе, т;

Pr1 – расстояние, пройденное автомобилем с незагруженным прицепом, км;

Pr2- расстояние, пройденное автомобилем  с загруженным прицепом, км.

При этом необходимо учитывать, что для автомобилей, выполняющих работу, не учитываемую в тонно-километрах, при работе их с прицепом (арт. системами, буксировке автомобилей, спаренных жесткой сцепкой) основную норму расхода горючего увеличивают на каждую тонну общей массы прицепного подвижного состава: для автомобилей с карбюраторными двигателями — на 2 л; для автомобилей с дизелями на 1,3 л.

 

Подставим числовые значения данного примера в формулу:

myauto-life.ru

Списание моторного масла

УЧЕТ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

А.И.КОРОЛЕНКО,
экономист

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 19 января 2009 г.

Основные нормативные правовые акты, устанавливающие особенности учета, хранения горюче-смазочных материалов, административную ответственность за их нарушения:
Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З “Об административных правонарушениях”;
Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII “О бухгалтерском учете и отчетности”;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.2002 N 575 “О порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов”;
Инструкция о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.05.2002 N 74;
Положение о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями, утвержденное Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23.08.2002 N 24;
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89;
Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденные Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 N 31.

Законодательство Республики Беларусь выделяет учет отпуска горюче-смазочных материалов в отдельное правовое поле. Для начала уточним, что законодатель вкладывает в понятие “горюче-смазочные материалы”.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.2002 N 575 “О порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов” определено, что под горюче-смазочными материалами понимаются бензин, дизельное топливо и моторные масла. Однако указанное определение применяется только для целей названного Постановления. Во исполнение данного Постановления Министерством финансов Республики Беларусь принято Постановление от 15.05.2002 N 74 “Об утверждении Инструкции о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов”.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2008 N 186 “О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 мая 2002 г. N 74” внесены изменения в Инструкцию о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.05.2002 N 74 (далее – Инструкция N 74). Инструкция N 74 изложена в новой редакции.
Предусмотрено, что правила Инструкции N 74 устанавливают порядок оперативно-складского и бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов, используемых для собственного потребления организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, ведущими бухгалтерский учет. При этом четко установлено, что Инструкция N 74 не распространяется на организации при реализации (продаже) нефтепродуктов через автозаправочные станции за наличный и безналичный расчеты, в том числе с применением электронных и банковских пластиковых карт. Таким образом, Инструкция N 74 не распространяется на отпуск горюче-смазочных материалов при их реализации.
Ранее такого ограничения установлено не было. В этой связи следует обратить внимание на Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 08.12.2008 N 49 “О внесении дополнения в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 8 июня 2005 г. N 22”, которым внесены дополнения в правила отпуска нефтепродуктов через автозаправочные станции.
Так, Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 08.06.2005 N 22 утверждена Инструкция о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – Инструкция N 22), которая определяет порядок продажи товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями из розничной торговой сети иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по договору розничной купли-продажи.
Согласно пункту 7 Инструкции N 22 на отпущенные товары юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оформляется в установленном порядке товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1) или товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей (форма ТН-2). Указанное требование не распространяется на отпуск автозаправочными станциями товаров, в том числе нефтепродуктов и сжиженного автомобильного газа, оплаченных с применением электронных и банковских пластиковых карточек. В иных случаях оформляется соответствующая накладная.
Инструкцией N 74 установлено, что оприходование горюче-смазочных материалов производится на основании товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1 или товарно-транспортной накладной специализированной формы ТТН-1 (нефть).
Напомним, что бланк товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и Инструкция по заполнению товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 N 53 “Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению”. С 1 мая 2009 г. вступает в силу Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 “Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 “Товарно-транспортная накладная” и ТН-2 “Товарная накладная” и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 “Товарно-транспортная накладная” и ТН-2 “Товарная накладная”, которым утверждены типовая форма первичного учетного документа ТТН-1 “Товарно-транспортная накладная” и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 “Товарно-транспортная накладная” и ТН-2 “Товарная накладная”. Специализированная форма товарно-транспортной накладной ТТН-1 (нефть) утверждена Приказом концерна “Белнефтехим” от 27.04.2000 N 43 “Об утверждении бланков специализированных форм первичной учетной документации”.
При поступлении горюче-смазочных материалов материально ответственные лица обязаны:
проверить соответствие поступивших горюче-смазочных материалов количеству, сортам и маркам, указанным в сопроводительных документах поставщика-отправителя;
своевременно оприходовать поступившие горюче-смазочные материалы.
В действующей ранее редакции Инструкции N 74 материально ответственные лица обязаны были также обеспечить полный слив горюче-смазочных материалов, а по окончании слива осмотреть транспортные резервуары (цистерны) для проверки полноты слива.
Инструкцией N 74 предусмотрены требования к хранению горюче-смазочных материалов.
Хранение горюче-смазочных материалов должно осуществляться:
1) на специально оборудованных и огражденных нефтескладах, соответствующих требованиям, установленным Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 N 31 “Об утверждении Правил технической эксплуатации складов нефтепродуктов”.
В частности, склад нефтепродуктов должен соответствовать проекту, разработанному согласно требованиям нормативных правовых актов и утвержденному в установленном порядке. Склад нефтепродуктов должен иметь технический паспорт, содержащий показатели его деятельности, перечень и краткую характеристику сооружений и оборудования. Паспорт является документом строгого учета и подлежит хранению в соответствии с инструкцией по делопроизводству. При эксплуатации складов нефтепродуктов и их отдельных объектов и сооружений необходимо соблюдать требования Строительных норм Республики Беларусь “Склады нефти и нефтепродуктов” (СНБ 3.02.01-98), утвержденных Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.06.1998 N 229, Правил пожарной безопасности Республики Беларусь для объектов хранения, транспортирования и отпуска нефтепродуктов. ППБ 2.11-2001, утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16.01.2002 N 4, норм технологического проектирования, строительных норм и правил и других нормативных правовых актов;
2) на стационарных пунктах (постах) заправки транспортных средств, машин, механизмов, соответствующих требованиям, установленным Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.12.2003 N 38 “Об утверждении Правил технической эксплуатации автозаправочных станций”.
Так, каждая АЗС должна соответствовать проекту, разработанному согласно требованиям технических нормативных правовых актов, согласованному и утвержденному в установленном порядке. Нефтепродукты на АЗС хранятся в металлических резервуарах и таре, отвечающих требованиям ГОСТ 1510-84. Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры производятся на основании проекта, разработанного и утвержденного в установленном порядке, и вносятся в паспорт АЗС.
Учет горюче-смазочных материалов в местах хранения ведется материально ответственными лицами на карточках складского учета типовой формы М-17 или в книгах, содержащих реквизиты, указываемые в карточках складского учета. Учет горюче-смазочных материалов ведется раздельно по каждому наименованию и марке.
Форма книги складского учета материальных ценностей формы М-17 установлена в приложении 26 к Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 N 15 “Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации”.
При автоматизации учетных работ указанная информация формируется на электронных носителях средств вычислительной техники.
В карточки (книги) складского учета заносятся данные по приходу и отпуску горюче-смазочных материалов и выводятся количественные остатки после каждой записи или после записи последней операции дня на основании оформленных в установленном порядке первичных учетных документов.
Инструкцией N 74 утвержден ряд форм учетных регистров, в которых отражается учет движения топлива.
1. Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, форма которой установлена в приложении 1 к Инструкции N 74. На каждую марку горюче-смазочных материалов ведется отдельная ведомость.
В ведомости записывается количество выданных горюче-смазочных материалов на каждый автомобиль, указывается номер путевого листа, фамилия, имя отчество водителя, его табельный номер. Водитель расписывается в ведомости за полученные горюче-смазочные материалы, а в путевом листе расписывается материально ответственное лицо, отпустившее горюче-смазочные материалы. По итогам выдачи горюче-смазочных материалов в течение дня записывается общее количество выданных горюче-смазочных материалов. Ведомость подписывается материально ответственным лицом, выдавшим горюче-смазочные материалы, и после проверки лицом, уполномоченным руководителем организации.
2. Отчет о движении горюче-смазочных материалов, форма которого установлена в приложении 2 к Инструкции N 74, составляется на основании документов, по которым производился прием и отпуск горюче-смазочных материалов, товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов.
Отчет составляется и подписывается материально ответственным лицом, а также после проверки подписывается лицом, уполномоченным руководителем организации.
Отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем организации, представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения в учете движения горюче-смазочных материалов. Путевые листы сверяются с ведомостями учета выдачи и возврата топлива, приложенными к данному отчету.
Отчет составляется по видам горюче-смазочных материалов: автомобильный бензин (в том числе по маркам), дизельное топливо (в том числе по маркам), масла моторные (в том числе по маркам). В отчете отражается остаток горюче-смазочных материалов на начало отчетного периода, поступление топлива от нефтебазы, возврат топлива водителями, расход за отчетный период, остаток на конец отчетного периода, а также показание счетчика на начало и конец отчетного периода.
3. Карточка учета расхода топлива, форма которой установлена в приложении 2 к Инструкции N 74, заполняется на основании записей в путевом листе после сверки их с ведомостями учета выдачи и возврата топлива. Карточка составляется на каждое транспортное средство, машину, механизм.
В карточку учета расхода топлива записываются фактические и нормативные расходы топлива и выводится результат (экономия, перерасход) по каждому путевому листу.
Наличие и движение горюче-смазочных материалов учитывается на субсчете 10-3 “Топливо” к счету 10 “Материалы” согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89. При использовании кредитных карт на нефтепродукты учет их поступления и расходования также осуществляется на данном субсчете. Кроме того, нефтепродукты должны быть учтены по местам хранения – на складах и в баках транспортных средств. В связи с этим должны быть открыты следующие аналитические счета к субсчету 10-3 “Топливо”: 10-31 “Топливо на складах”, 10-32 “Топливо по кредитным картам”, 10-33 “Топливо в баках транспортных средств”.
Согласно Инструкции N 74 бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов ведется по видам горюче-смазочных материалов, местам хранения и материально ответственным лицам в разрезе следующих субсчетов: 10-31 “Топливо на складах”; 10-33 “Топливо в баках транспортных средств”.
На субсчете 10-31 “Топливо на складах” учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и других целей и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных), на производственных участках, в отделениях, бригадах и т.п.
Основанием для записей по дебету субсчета “Топливо на складах” являются товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1, товарно-транспортная накладная специализированной формы ТТН-1 (нефть) и другие первичные учетные документы, по которым производится оприходование поступивших горюче-смазочных материалов материально ответственными лицами.
Расход горюче-смазочных материалов с нефтескладов (пунктов заправки) отражается в бухгалтерском учете следующими записями.

——————T————————T————T——————–¬
¦ Наименование ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Основание для ¦
¦ операции ¦ ¦ ¦ записи ¦
+—————–+————————+————+——————–+
¦Стоимость ¦Счета 23 ¦Счет 10 ¦Ведомость учета ¦
¦отпущенных ¦”Вспомогательные ¦”Материалы” ¦выдачи горюче- ¦
¦горюче-смазочных ¦производства”, ¦субсчет ¦смазочных ¦
¦материалов с ¦25 “Общепроизводственные¦10-31 ¦материалов, ¦
¦нефтескладов ¦расходы”, ¦”Топливо ¦требование, ¦
¦(пунктов ¦26 “Общехозяйственные ¦на складах” ¦лимитно-заборная ¦
¦заправки) на ¦расходы”, ¦ ¦карта, товарно- ¦
¦производство и ¦29 “Обслуживающие ¦ ¦транспортная ¦
¦реализацию ¦производства и ¦ ¦накладная типовой ¦
¦продукции, ¦хозяйства”, ¦ ¦формы ТТН-1, ¦
¦выполнение работ,¦44 “Издержки обращения” ¦ ¦товарно- ¦
¦оказание услуг ¦ ¦ ¦транспортная ¦
¦ ¦ ¦ ¦накладная ¦
¦ ¦ ¦ ¦специализированной ¦
¦ ¦ ¦ ¦формы ТТН-1 (нефть) ¦
+—————–+————————+————+——————–+
¦Стоимость ¦Счет 10 ¦Счет 10 ¦Ведомости учета ¦
¦отпущенного ¦”Материалы”, ¦”Материалы” ¦выдачи горюче- ¦
¦бензина и ¦субсчет 10-31 ¦субсчет ¦смазочных ¦
¦дизельного ¦”Топливо на складах” ¦10-33 ¦материалов, ¦
¦топлива на ¦ ¦”Топливо в ¦сверенные с данными ¦
¦заправку ¦ ¦баках ¦путевых листов, и ¦
¦автомобилей ¦ ¦транспортных¦документы о ¦
¦ ¦ ¦средств” ¦заправке ¦
¦ ¦ ¦ ¦транспортных ¦
¦ ¦ ¦ ¦средств, машин и ¦
¦ ¦ ¦ ¦механизмов на ¦
¦ ¦ ¦ ¦заправочных пунктах ¦
L—————–+————————+————+———————

На субсчете 10-33 “Топливо в баках транспортных средств” учитываются бензин и дизельное топливо, полученные на заправку автомобиля водителями непосредственно с нефтесклада или пунктов заправки организации.
Бухгалтерский учет бензина и дизельного топлива на субсчете 10-33 “Топливо в баках транспортных средств” ведется по организации в целом или с подразделением по автоколоннам, бригадам и т.д. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточка учета расхода топлива на каждую марку бензина и одна карточка учета расхода топлива на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные о движении топлива и его стоимости.
Данные о наличии остатка топлива в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете “Топливо в баках транспортных средств”, ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.
Расход бензина и дизельного топлива, связанный с эксплуатацией автомобилей, отражается в бухгалтерском учете следующими записями.

——————-T————————T————T——————–¬
¦ Наименование ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Основание для ¦
¦ операции ¦ ¦ ¦ записи ¦
+——————+————————+————+——————–+
¦Стоимость бензина ¦Счета 23 ¦Счет 10 ¦Накопительные ¦
¦и дизельного ¦”Вспомогательные ¦”Материалы” ¦ведомости данных ¦
¦топлива, ¦производства”, ¦субсчет ¦путевых листов о ¦
¦фактически ¦25 “Общепроизводственные¦10-33 ¦фактическом расходе ¦
¦израсходованных ¦расходы”, ¦”Топливо в ¦топлива за отчетный ¦
¦на эксплуатацию ¦26 “Общехозяйственные ¦баках ¦период ¦
¦транспортных ¦расходы”, ¦транспортных¦ ¦
¦средств, машин и ¦29 “Обслуживающие ¦средств” ¦ ¦
¦механизмов в ¦производства и ¦ ¦ ¦
¦пределах ¦хозяйства”, ¦ ¦ ¦
¦установленных ¦44 “Издержки ¦ ¦ ¦
¦норм ¦обращения” ¦ ¦ ¦
+——————+————————+————+——————–+
¦Стоимость бензина ¦Счета 92 ¦Счет 10 ¦Карточка учета ¦
¦и дизельного ¦”Внереализационные ¦”Материалы” ¦расхода топлива за ¦
¦топлива, ¦доходы и расходы”, ¦субсчет ¦отчетный период ¦
¦израсходованных ¦94 “Недостачи и потери ¦10-33 ¦ ¦
¦сверх ¦от порчи ценностей” ¦”Топливо в ¦ ¦
¦установленных ¦ ¦баках ¦ ¦
¦норм ¦ ¦транспортных¦ ¦
¦ ¦ ¦средств” ¦ ¦
L——————+————————+————+———————

Следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26.01.1998 N 19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.1998 N 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998 N 3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 N 03-02-07/300, в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.
Также в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII “О налогах на доходы и прибыль” стоимость топливно-энергетических ресурсов включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при обложении налогом на прибыль, в пределах лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке.
Организации обязаны проводить инвентаризацию горюче-смазочных материалов (в том числе в баках транспортных средств, машин и механизмов) в общеустановленном порядке, определенном Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII “О бухгалтерском учете и отчетности” и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия горюче-смазочных материалов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
стоимость излишков горюче-смазочных материалов при принятии их на бухгалтерский учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных горюче-смазочных материалов, а соответствующая денежная сумма относится на внереализационные доходы;
недостача горюче-смазочных материалов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации списывается на затраты по видам деятельности;
недостача горюче-смазочных материалов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи горюче-смазочных материалов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются на внереализационные расходы.
Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Инструкцией N 74 установлено, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, при необходимости разрабатывают и утверждают на основании Инструкции N 74 для организаций, входящих в их систему (состав), особенности учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов с учетом специфики их деятельности.
В этой связи Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23.08.2002 N 24 утверждено Положение о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями. Данное Положение является обязательным для исполнения государственными организациями, иными организациями, имеющими долю государственной собственности, а также другими сельскохозяйственными организациями негосударственной формы собственности.
Также следует обратить внимание на применяемую административную ответственность за нарушение требований Инструкции N 74. Согласно статье 20.13 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З “Об административных правонарушениях” нарушение установленного порядка учета поступления, хранения, расходования, отпуска или приобретения горюче-смазочных материалов, а также невзыскание стоимости перерасходования горюче-смазочных материалов влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

buhgalter.by