Шина мичиганская – Действительно ли сплинты – хороший способ лечения дисфункций ВНЧС? Обзор исследований – Стоматологический портал Стоманет.ру

Стабилизирующие шины.

Стабилизирующие шины сочетают в себе элементы вышеназванных шин и могут быть использованы при всех заболеваниях ВНЧС и жевательных мышц. Стабилизирующие шины в отличие от накусочных пластинок перекрывают окклюзионную поверхность всех зубов и обеспечивают контакт опорных бугорков противолежащей челюсти с небольшими (мелкими) ямками на своей окклюзионной поверхности.

Передние зубы контактируют с шиной только при сильном сжатии зубов. Шина изготавливается в центральном соотношении, в области боковых зубов она имеет толщину 1,5—2 мм.
Шину устанавливают на ту челюсть, где она может создать наибольшую окклюзионную стабильность, в основном на челюсть с малым числом сохранившихся зубов.

Рис. 9.3. Стабилизирующая шина для верхней челюсти (схема).
а — общий вид; б — поперечный срез шины в области левого клыка.

Предпочтение отдают стабилизирующим шинам на верхнюю челюсть. Эта шина имеет ряд особенностей и преимуществ: она перекрывает с вестибулярной стороны верхние передние зубы, препятствуя их вестибулярному смещению, что важно при патологии пародонта и глубоком резцовом перекрытии. Кроме того, такая шина дает возможность создать «клыковое ведение» в боковых окклюзиях, исключить контакты боковых зубов в передней и боковых окклюзиях, что способствует миорелаксации жевательных мышц [Хватова В.А., 1996].

Рис. 9.4. Стабилизирующая шина для верхней челюсти в полости рта.
а — при смыкании челюстей; б — в правой боковой окклюзии «клыковое ведение» (обозначено стрелкой), все остальные зубы разобщены [Ash M. et al., 1995].

Включение в шину всех зубов препятствует их вертикальному перемещению. Шина не показана при концевых дефектах зубных рядов.
Возможно применение шины на нижнюю челюсть, так как она меньше нарушает эстетику и фонетику (расположение ниже экватора языка).

Типичный пример стабилизационной шины — мичиганская шина, которая моделируется воском и заменяется пластмассой методом горячей полимеризации (рис. 9.3-9.6).
На нижней челюсти такая шина должна обеспечивать «резцовое и клыковое ведение».
Продолжительность постоянного использования шин от 3 до 4 нед с систематическим контролем, особенно у лиц с болевым синдромом, у которых трудно сразу определить центральное соотношение челюстей. Постепенное снятие боли достигается путем коррекции шины.

Разобщающими, центрирующими и стабилизирующими шинами нужно пользоваться круглосуточно, снимая их только во время чистки зубов.

Основная цель применения стабилизационной шины — достижение множественных контактов зубов в определенном положении нижней челюсти по отношению к верхней.

Рис.9.5. Стабилизирующая шина на нижнюю челюсть.

Рис. 9.6. Стабилизирующая шина, вид с окклюзионной поверхности. Точечные контакты шины со щечными (опорными) бугорками нижних зубов. В боковых окклюзиях смоделировано «клыковое ведение».

Стабилизирующая шина изготавливается в полурегулируемом артикуляторе на моделях, установленных с помощью лицевой дуги или балансира (фундаментные весы). Это необходимо для получения необходимых контактов в центральном соотношении, передней и боковых окклюзиях.
Окклюзионная поверхность верхнечелюстной шины касается щечных опорных бугорков нижних боковых зубов, неопорные бугорки нижней челюсти не должны иметь контакт с шиной во избежание балансирующих контактов.

Толщина шины должна быть как можно меньше (1—2 мм). Более толстые шины затрудняют смыкание губ, мешают при разговоре, затрудняют физиологический покой и могут вызвать гиперсаливацию. Большая толщина шины может быть при лечении «двойного щелчка», большом резцовом перекрытии и резко выраженной кривой Spee.
Для изготовления шины используют пластмассу горячей полимеризации, самотвердеющую прозрачную пластмассу.

Недостатки шины: нарушение речи в период адаптации, видимость края шины в области передних зубов.

Требования, предъявляемые к шине:
• хорошая ретенция;
• множественный контакт шины и щечных бугорков нижних зубов в положении центральной окклюзии;
• контакт только клыков в боковых окклюзиях;
• отсутствие давления на зубы;
• симметричные контакты боковых зубов при глотании;
• нормальное смыкание губ.

Оформление окклюзионной поверхности шин. При использовании окклюзионных шин показано создание «резцового и клыкового ведения». При «клыковом ведении» на рабочей стороне дизокклюзия меньше, чем на балансирующей (1—2 мм против 3—4 мм).

Рельеф окклюзионной поверхности шины:
• плоский или с незначительными  отпечатками вершин бугорков противолежащих зубов для релаксационных и стабилизирующих шин;
• с четкими, глубокими отпечатками бугорков противолежащих зубов для репозиционных шин с целью установления суставной головки и диска в правильном положении. По мере наступления репозиции глубина отпечатков и толщина
шины уменьшаются.

В области фронтальных зубов резцы должны скользить сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности шины, разобщая в передней и боковых окклюзиях боковые зубы. Это означает, что на шине нужно создавать идеальную функциональную окклюзию — «резцовое и клыковое ведение» и дизокклюзию боковых зубов.

Анализируя соотношение передних зубов после их разобщения, можно решить, на какую челюсть лучше сделать шину — на верхнюю или нижнюю. Чем больше выражена протрузия верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению верхнечелюстной шины, на которой можно сформировать контакт с нижними резцами с учетом выше-указанных требований. На нижне-челюстной шине пришлось бы с вестибулярной стороны делать очень большой выступ для контакта с верхними резцами.

Чем больше оральный наклон верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению нижнечелюстной шины. На ее вестибулярной поверхности в области резцов и клыков формируют выступ, верхняя поверхность которого вогнута так, что верхние резцы скользят сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности, разобщая боковые зубы в протрузионном положении.

smile-center.com.ua

Виды лечебно-диагностических аппаратов

Можно выделить три вида лечебно-диагностических аппаратов в зависимости от:
• степени перекрытия жевательной поверхности зубов;
• материала, из которого они изготовлены;
• целевого назначения аппарата.

К первому виду относятся аппараты с перекрытием всех зубов, аппараты, имеющие выступы, кламмеры, площадки, создающие окклюзионный контакт на отдельных зубах, а также небные пластинки,

не препятствующие смыканию зубов (плацебо-шины).

Шины могут быть изготовлены из пластмассы, металла (сплава с содержанием золота и серебра).

Шины из пластмассы в отличие от металлических просты в изготовлении, легко припасовываются и уточняются по окклюзии. Толщину жевательной поверхности шины можно варьировать в зависимости от степени необходимого разобщения зубных рядов.

По цели применения различают разобщающие, центрирующие (репозиционные), релаксационные и стабилизирующие шины, а также накусочные пластинки, хотя, конечно, каждый аппарат сочетает в себе элементы комплексного воздействия на зубочелюстную систему.

Разобщающие шины, перекрывающие полностью зубной ряд одной из челюстей, применяют при снижении окклюзионной высоты, сужении верхне- и заднесуставной щелей. Если это наблюдается в ВНЧС с двух сторон, толщина ок-клюзионных накладок шины одинакова слева и справа. При одностороннем сужении суставной щели толщина окклюзионной накладки больше на стороне суженной суставной щели (репозиционная шина).

При применении разобщающих шин разница между физиологическим покоем нижней челюсти и окклюзионной высотой должна быть сохранена.

Межальвеолярное расстояние можно увеличивать одномоментно или в несколько этапов. Это зависит от возраста пациента и степени необходимого разобщения зубных рядов. При отсутствии симптомов мышечно-суставной дисфункции у лиц среднего возраста можно одномоментно восстанавливать межальвеолярное расстояние.

У пациентов более старшего возраста, длительное время пользующихся полными съемными протезами с уменьшенным межальвеолярным расстоянием, адаптационные возможности нейромышечной системы снижены, поэтому увеличение межальвеолярного расстояния лучше делать постепенно. Альтернативный выход из положения: на старый съемный протез, к которому больной привык, сделать окклюзионную шину на искусственные зубы нижней челюсти. Можно увеличить межальвеолярное расстояние, изготовив мягкий базис на имеющийся протез нижней челюсти.

Центрирующие (репозиционные) шины осуществляют репозицию нижней челюсти и центрирование суставных головок в ямках. Эти шины применяют при частичных и полных дислокациях суставных дисков, если имеются соответствующие клинические симптомы, подтвержденные результатами аксиографии и МРТ.

При передней дислокации диска и смещении суставной головки назад наблюдается «реципрокный» щелчок — двойной щелчок при открывании и закрывании рта. Окклюзионную шину в этом случае устанавливают в конструктивном прикусе так, чтобы щелчки не возникали, а суставные головки заняли центрическое положение. Клинически это можно определить, если пациент немного выдвигает вперед нижнюю челюсть и из этого положения открывает и закрывает рот без щелчков.

Приводим пример использования репозиционной шины при одностороннем сужении суставной щели и укороченной ветви нижней челюсти.

Пациентка А., 38 лет, обратилась с жалобами на боль в области ВНЧС слева, щелчки в суставе справа, «выбухание» суставной головки слева, асимметрию лица за счет смещения подбородка вправо.

Прикус ортогнатический с глубоким резцовым перекрытием, смещение нижней челюсти вправо на ширину нижнего резца. Имеются мостовидные протезы в области боковых зубов нижней челюсти справа и слева (рис. 9.1, А).

На томограммах ВНЧС: правая суставная головка по сравнению с левой деформирована и значительно уплощена. В положении привычной окклюзии слева сужение заднесуставной щели. Ветвь нижней челюсти справа короче на 9 мм (рис. 9.1, Б).

Изготовлена репозиционная шина на нижнюю челюсть с окклюзионной накладкой на жевательные зубы справа (рис. 9.1, в), чтобы переместить нижнюю челюсть влево на ширину резца, улучшить положение суставных головок и уменьшить асимметрию лица. С окклюзионной шиной суставная щель справа увеличилась, слева стала равномерной. Через 2—3 дня жалобы уменьшились, открывание рта осуществлялось без смещения нижней челюсти вправо.

Даны рекомендации пользоваться шиной не менее 3 мес. После этого были изготовлены мостовидные протезы в правильном положении нижней челюсти.

Релаксационные накусочные пластинки. В отличие от центрирующих и разобщающих шин эти аппараты обеспечивают симптоматическое лечение — снятие боли и миорелаксацию. Они показаны в тех случаях, когда при болевом синдроме не выявлены причинные факторы или не могут быть быстро устранены окклюзионные нарушения (например, при большой протяженности несъемных конструкций).

В качестве релаксационных накусочных пластинок применяют:

• небные пластинки с накусочной площадкой у передних зубов. Их изготавливают на верхнюю челюсть. Они имеют горизонтальную или наклоненную площадку, на которую опираются нижние передние зубы, а все остальные зубы разобщены;

• небные пластинки с кламмерами.

Рис. 9.1. Мышечно-суставная дисфункция, артроз ВНЧС у пациентки А.
А — привычный прикус до (а) и после (б) наложения на зубной ряд нижней челюсти репо-зиционной шины (в) для центрирования суставных головок и компенсации укорочения ветви нижней челюсти справа; Б — томограммы ВНЧС в привычном прикусе (1), с окклюзион-ной шиной (2) и при открытом рте (3). Справа (а) — деформирующий артроз, укорочение ветви нижней челюсти на 9 мм; слева (б) — сужение заднесуставной щели в привычной окклюзии.

Рис. 9.2. Релаксационные накусочные пластинки.
А — интерцептор «Schulte»: a — небная пластинка с проволочными гнутыми кламмера-ми, располагающимися между клыками и первыми премолярами; б — литая бю-гельная конструкция для длительного ночного пользования; в — литые кламмеры обеспечивают точечные контакты с дисталь-ными скатами нижних первых премоляров; Б — небная пластинка с площадкой от клыка до клыка для упора нижних резцов и разобщения боковых зубов [Ash M., Ramf-jord S., 1995].

Типичный представитель — релаксационная небная пластинка с перекидными проволочными кламмерами диаметром 0,8 мм, проходящими между клыками и премолярами или между премолярами на вестибулярную их поверхность (рис. 9.2). Перекидные части кламмеров находятся в контакте с дистальны-ми поверхностями нижних премоляров, поэтому при закрывании рта нижняя челюсть смещается несколько мезиально. Кламмеры располагают на зубах с обеих сторон симметрично и разобщают зубные ряды на 1—2 мм, не нарушая физиологический покой нижней челюсти.

Эффект миорелаксации наступает в ближайшие дни: уменьшаются бруксизм, боль и напряжение жевательных мышц.

После этого можно сделать перерыв, а при возникновении неприятных ощущений снова применять аппарат.


Небные пластинки показаны при интактных зубных рядах, включенных дефектах зубных рядов; противопоказаны при пародонтозе (травмируют пародонт нижних премоля-ров), отсутствии премоляров и моляров.

Если при бруксизме проволочные кламмеры ломаются, допустимо изготовление литых кламмеров, соединенных дугой. При протрузии верхних передних зубов изготавливают вестибулярную П-образную дугу.

При конструировании накусоч-ных пластинок необходимо соблюдать принцип билатеральной симметрии как в передней, так и в боковых окклюзиях. В процессе адаптации окклюзионные поверхности шин должны периодически корректироваться.

Релаксационную шину устанавливают не более чем на 2—3 нед, ее коррекцию производят через 1 и 3 дня, 1 и 2 нед. Затем ее используют как центрирующую шину с перекрытием всех зубов.
Рекомендуется пользоваться аппаратом как можно больше, обязательно ночью и в стрессовых ситуациях.

Стабилизирующие шины сочетают в себе элементы вышеназванных шин и могут быть использованы при всех заболеваниях ВНЧС и жевательных мышц. Стабилизирующие шины в отличие от накусочных пластинок перекрывают окклюзионную поверхность всех зубов и обеспечивают контакт опорных бугорков противолежащей челюсти с небольшими (мелкими) ямками на своей окклюзионной поверхности.

Передние зубы контактируют с шиной только при сильном сжатии зубов. Шина изготавливается в центральном соотношении, в области боковых зубов она имеет толщину 1,5—2 мм.
Шину устанавливают на ту челюсть, где она может создать наибольшую окклюзионную стабильность, в основном на челюсть с малым числом сохранившихся зубов.

Предпочтение отдают стабилизирующим шинам на верхнюю челюсть. Эта шина имеет ряд особенностей и преимуществ: она перекрывает с вестибулярной стороны верхние передние зубы, препятствуя их вестибулярному смещению, что важно при патологии пародонта и глубоком резцовом перекрытии. Кроме того, такая шина дает возможность создать «клыковое ведение» в боковых окклюзиях, исключить контакты боковых зубов в передней и боковых окклюзиях, что способствует миорелаксации жевательных мышц [Хватова В.А., 1996].

Включение в шину всех зубов препятствует их вертикальному перемещению. Шина не показана при концевых дефектах зубных рядов.

Возможно применение шины на нижнюю челюсть, так как она меньше нарушает эстетику и фонетику (расположение ниже экватора языка).

Типичный пример стабилизационной шины — мичиганская шина, которая моделируется воском и заменяется пластмассой методом горячей полимеризации (рис. 9.3-9.6).
На нижней челюсти такая шина должна обеспечивать «резцовое и клыковое ведение».

Продолжительность постоянного использования шин от 3 до 4 нед с систематическим контролем, особенно у лиц с болевым синдромом, у которых трудно сразу определить центральное соотношение челюстей. Постепенное снятие боли достигается путем коррекции шины.

Разобщающими, центрирующими и стабилизирующими шинами нужно пользоваться круглосуточно, снимая их только во время чистки зубов.

Основная цель применения стабилизационной шины — достижение множественных контактов зубов в определенном положении нижней челюсти по отношению к верхней.

Рис. 9.3. Стабилизирующая шина для верхней челюсти (схема).
а — общий вид; б — поперечный срез шины в области левого клыка.

Рис. 9.4. Стабилизирующая шина для верхней челюсти в полости рта.
а — при смыкании челюстей; б — в правой боковой окклюзии «клыковое ведение» (обозначено стрелкой), все остальные зубы разобщены [Ash M. et al., 1995].

Стабилизирующая шина изготавливается в полурегулируемом артикуляторе на моделях, установленных с помощью лицевой дуги или балансира (фундаментные весы). Это необходимо для получения необходимых контактов в центральном соотношении, передней и боковых окклюзиях.

Окклюзионная поверхность верхнечелюстной шины касается щечных опорных бугорков нижних боковых зубов, неопорные бугорки нижней челюсти не должны иметь контакт с шиной во избежание балансирующих контактов.

Толщина шины должна быть как можно меньше (1—2 мм). Более толстые шины затрудняют смыкание губ, мешают при разговоре, затрудняют физиологический покой и могут вызвать гиперсаливацию. Большая толщина шины может быть при лечении «двойного щелчка», большом резцовом перекрытии и резко выраженной кривой Spee.

Для изготовления шины используют пластмассу горячей полимеризации, самотвердеющую прозрачную пластмассу.

Недостатки шины: нарушение речи в период адаптации, видимость края шины в области передних зубов.

Требования, предъявляемые к шине:

• хорошая ретенция;
• множественный контакт шины и щечных бугорков нижних зубов в положении центральной окклюзии;
• контакт только клыков в боковых окклюзиях;
• отсутствие давления на зубы;
• симметричные контакты боковых зубов при глотании;
• нормальное смыкание губ.

Оформление окклюзионной поверхности шин. При использовании окклюзионных шин показано создание «резцового и клыкового ведения». При «клыковом ведении» на рабочей стороне дизокклюзия меньше, чем на балансирующей (1—2 мм против 3—4 мм).

Рельеф окклюзионной поверхности шины:

• плоский или с незначительными отпечатками вершин бугорков противолежащих зубов для релаксационных и стабилизирующих шин;
• с четкими, глубокими отпечатками бугорков противолежащих зубов для репозиционных шин с целью установления суставной головки и диска в правильном положении. По мере наступления репозиции глубина отпечатков и толщина шины уменьшаются.

В области фронтальных зубов резцы должны скользить сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности шины, разобщая в передней и боковых окклюзиях боковые зубы. Это означает, что на шине нужно создавать идеальную функциональную окклюзию — «резцовое и клыковое ведение» и дизокклюзию боковых зубов.

Анализируя соотношение передних зубов после их разобщения, можно решить, на какую челюсть лучше сделать шину — на верхнюю или нижнюю. Чем больше выражена протрузия верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению верхнечелюстной шины, на которой можно сформировать контакт с нижними резцами с учетом вышеуказанных требований.

На нижнечелюстной шине пришлось бы с вестибулярной стороны делать очень большой выступ для контакта с верхними резцами.

Чем больше оральный наклон верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению нижнечелюстной шины. На ее вестибулярной поверхности в области резцов и клыков формируют выступ, верхняя поверхность которого вогнута так, что верхние резцы скользят сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности, разобщая боковые зубы в протрузионном положении.

В.А.Хватова
Клиническая гнатология

medbe.ru

9.1. Виды лечебно-диагностических аппаратов

Можно выделить три вида лечебно-диагностических аппаратов в зави­симости от:

  • степени перекрытия жеватель­ ной поверхности зубов;

  • материала, из которого они из­ готовлены;

  • целевого назначения аппара­ та.

К первому виду относятся аппа­раты с перекрытием всех зубов, ап­параты, имеющие выступы, клам-меры, площадки, создающие ок-клюзионный контакт на отдельных зубах, а также небные пластинки,

не препятствующие смыканию зу­бов (плацебо-шины).

Шины могут быть изготовлены из пластмассы, металла (сплава с содержанием золота и серебра).

Шины из пластмассы в отличие от металлических просты в изготов­лении, легко припасовываются и уточняются по окклюзии. Толщину жевательной поверхности шины можно варьировать в зависимости от степени необходимого разобще­ния зубных рядов.

По цели применения различают разобщающие, центрирующие (ре-позиционные), релаксационные и стабилизирующие шины, а также накусочные пластинки, хотя, ко­нечно, каждый аппарат сочетает в себе элементы комплексного воз­действия на зубочелюстную сис­тему.

Разобщающие шины, перекрыва­ющие полностью зубной ряд одной из челюстей, применяют при сни­жении окклюзионной высоты, су­жении верхне- и заднесуставной щелей. Если это наблюдается в ВНЧС с двух сторон, толщина ок-клюзионных накладок шины оди­накова слева и справа. При одно­стороннем сужении суставной щели толщина окклюзионной накладки больше на стороне суженной сус­тавной щели (репозиционная шина).

При применении разобщающих шин разница между физиологиче­ским покоем нижней челюсти и ок­клюзионной высотой должна быть сохранена.

Межальвеолярное расстояние можно увеличивать одномоментно или в несколько этапов. Это зави­сит от возраста пациента и степени необходимого разобщения зубных рядов. При отсутствии симптомов мышечно-суставной дисфункции у лиц среднего возраста можно одно­моментно восстанавливать межаль­веолярное расстояние.

У пациентов более старшего воз­раста, длительное время пользую-

211

щихся полными съемными протеза­ми с уменьшенным межальвеоляр­ным расстоянием, адаптационные возможности нейромышечной сис­темы снижены, поэтому увеличение межальвеолярного расстояния луч­ше делать постепенно. Альтернатив­ный выход из положения: на старый съемный протез, к которому боль­ной привык, сделать окклюзионную шину на искусственные зубы ниж­ней челюсти. Можно увеличить межальвеолярное расстояние, изго­товив мягкий базис на имеющийся протез нижней челюсти.

Центрирующие (репозиционные) шины осуществляют репозицию нижней челюсти и центрирование суставных головок в ямках. Эти шины применяют при частичных и полных дислокациях суставных ди­сков, если имеются соответствую­щие клинические симптомы, под­твержденные результатами аксио-графии и МРТ.

При передней дислокации диска и смещении суставной головки на­зад наблюдается «реципрокный» щелчок — двойной щелчок при от­крывании и закрывании рта. Ок­клюзионную шину в этом случае устанавливают в конструктивном прикусе так, чтобы щелчки не воз­никали, а суставные головки заня­ли центрическое положение. Кли­нически это можно определить, если пациент немного выдвигает вперед нижнюю челюсть и из этого положения открывает и закрывает рот без щелчков.

Приводим пример использования репозиционной шины при односто­роннем сужении суставной щели и укороченной ветви нижней челю­сти.

Пациентка А., 38 лет, обратилась с жалобами на боль в области ВНЧС сле­ва, щелчки в суставе справа, «выбуха­ние» суставной головки слева, асим­метрию лица за счет смещения подбо­родка вправо.

Прикус ортогнатический с глубоким резцовым перекрытием, смещение

212

нижней челюсти вправо на ширину нижнего резца. Имеются мостовидные протезы в области боковых зубов ниж­ней челюсти справа и слева (рис. 9.1, А).

На томограммах ВНЧС: правая сус­тавная головка по сравнению с левой деформирована и значительно уплоще­на. В положении привычной окклюзии слева сужение заднесуставной щели. Ветвь нижней челюсти справа короче на 9 мм (рис. 9.1, Б).

Изготовлена репозиционная шина на нижнюю челюсть с окклюзионной на­кладкой на жевательные зубы справа (рис. 9.1, в), чтобы переместить ниж­нюю челюсть влево на ширину резца, улучшить положение суставных голо­вок и уменьшить асимметрию лица. С окклюзионной шиной суставная щель справа увеличилась, слева стала равномерной. Через 2—3 дня жалобы уменьшились, открывание рта осущест­влялось без смещения нижней челюсти вправо.

Даны рекомендации пользоваться шиной не менее 3 мес. После этого были изготовлены мостовидные проте­зы в правильном положении нижней челюсти.

Релаксационные накусочные плас­тинки. В отличие от центрирую­щих и разобщающих шин эти ап­параты обеспечивают симптомати­ческое лечение — снятие боли и миорелаксацию. Они показаны в тех случаях, когда при болевом синдроме не выявлены причинные факторы или не могут быть быстро устранены окклюзионные наруше­ния (например, при большой про­тяженности несъемных конструк­ций).

В качестве релаксационных наку-сочных пластинок применяют:

  • небные пластинки с накусоч- ной площадкой у передних зубов. Их изготавливают на верхнюю че­ люсть. Они имеют горизонталь­ ную или наклоненную площадку, на которую опираются нижние перед­ ние зубы, а все остальные зубы раз­ общены;

  • небные пластинки с кламме- рами.

Рис. 9.1. Мышечно-суставная дисфункция, артроз ВНЧС у пациентки А.

А — привычный прикус до (а) и после (б) наложения на зубной ряд нижней челюсти репо-зиционной шины (в) для центрирования суставных головок и компенсации укорочения вет­ви нижней челюсти справа; Б — томограммы ВНЧС в привычном прикусе (1), с окклюзион-ной шиной (2) и при открытом рте (3). Справа (а) — деформирующий артроз, укорочение ветви нижней челюсти на 9 мм; слева (б) — сужение заднесуставной щели в привычной ок­клюзии.

213

Рис. 9.2. Релаксационные накусочные пластинки.

А — интерцептор «Schulte»: a — небная пла­стинка с проволочными гнутыми кламмера-ми, располагающимися между клыками и первыми премолярами; б — литая бю-гельная конструкция для длительного ноч­ного пользования; в — литые кламмеры обеспечивают точечные контакты с дисталь-ными скатами нижних первых премоляров; Б — небная пластинка с площадкой от клы­ка до клыка для упора нижних резцов и раз­общения боковых зубов [Ash M., Ramf-jord S., 1995].

Типичный представитель — ре­лаксационная небная пластинка с перекидными проволочными клам-мерами диаметром 0,8 мм, проходя­щими между клыками и премоляра­ми или между премолярами на вес­тибулярную их поверхность (рис. 9.2). Перекидные части кламмеров находятся в контакте с дистальны-ми поверхностями нижних премо­ляров, поэтому при закрывании рта нижняя челюсть смещается не­сколько мезиально. Кламмеры рас­полагают на зубах с обеих сторон симметрично и разобщают зубные

214

ряды на 1—2 мм, не нарушая фи­зиологический покой нижней че­люсти.

Эффект миорелаксации наступа­ет в ближайшие дни: уменьшаются бруксизм, боль и напряжение жева­тельных мышц.

После этого можно сделать пере­рыв, а при возникновении непри­ятных ощущений снова применять аппарат.

Небные пластинки показаны при интактных зубных рядах, включен­ных дефектах зубных рядов; проти­вопоказаны при пародонтозе (трав-

мируют пародонт нижних премоля-ров), отсутствии премоляров и мо­ляров.

Если при бруксизме проволоч­ные кламмеры ломаются, допусти­мо изготовление литых кламмеров, соединенных дугой. При протрузии верхних передних зубов изготавли­вают вестибулярную П-образную дугу.

При конструировании накусоч-ных пластинок необходимо соблю­дать принцип билатеральной сим­метрии как в передней, так и в бо­ковых окклюзиях. В процессе адап­тации окклюзионные поверхности шин должны периодически коррек­тироваться.

Релаксационную шину устанав­ливают не более чем на 2—3 нед, ее коррекцию производят через 1 и 3 дня, 1 и 2 нед. Затем ее использу­ют как центрирующую шину с пе­рекрытием всех зубов.

Рекомендуется пользоваться ап­паратом как можно больше, обяза­тельно ночью и в стрессовых ситуа­циях.

Стабилизирующие шины сочетают в себе элементы вышеназванных шин и могут быть использованы при всех заболеваниях ВНЧС и же­вательных мышц. Стабилизирую­щие шины в отличие от накусоч-ных пластинок перекрывают ок-клюзионную поверхность всех зу­бов и обеспечивают контакт опор­ных бугорков противолежащей че­люсти с небольшими (мелкими) ямками на своей окклюзионной по­верхности.

Передние зубы контактируют с шиной только при сильном сжатии зубов. Шина изготавливается в цен­тральном соотношении, в области боковых зубов она имеет толщину 1,5—2 мм.

Шину устанавливают на ту че­люсть, где она может создать наи­большую окклюзионную стабиль­ность, в основном на челюсть с малым числом сохранившихся зу­бов.

Предпочтение отдают стабилизи­рующим шинам на верхнюю че­люсть. Эта шина имеет ряд особен­ностей и преимуществ: она пере­крывает с вестибулярной стороны верхние передние зубы, препятст­вуя их вестибулярному смещению, что важно при патологии пародон-та и глубоком резцовом перекры­тии. Кроме того, такая шина дает возможность создать «клыковое ве­дение» в боковых окклюзиях, иск­лючить контакты боковых зубов в передней и боковых окклюзиях, что способствует миорелаксации жевательных мышц [Хватова В.А., 1996].

Включение в шину всех зубов препятствует их вертикальному пе­ремещению. Шина не показана при концевых дефектах зубных ря­дов.

Возможно применение шины на нижнюю челюсть, так как она ме­ньше нарушает эстетику и фонети­ку (расположение ниже экватора языка).

Типичный пример стабилизаци­онной шины — мичиганская шина, которая моделируется воском и за­меняется пластмассой методом го­рячей полимеризации (рис. 9.3-9.6).

На нижней челюсти такая шина должна обеспечивать «резцовое и клыковое ведение».

Продолжительность постоянного использования шин от 3 до 4 нед с систематическим контролем, осо­бенно у лиц с болевым синдромом, у которых трудно сразу опреде­лить центральное соотношение че­люстей. Постепенное снятие бо­ли достигается путем коррекции шины.

Разобщающими, центрирующи­ми и стабилизирующими шинами нужно пользоваться круглосуточно, снимая их только во время чистки зубов.

Основная цель применения ста­билизационной шины — достиже­ние множественных контактов зу-

215

а б

Рис. 9.3. Стабилизирующая шина для верхней челюсти (схема).

а — общий вид; б — поперечный срез шины в области левого клыка.

бов в определенном положении нижней челюсти по отношению к верхней.

Стабилизирующая шина изготав­ливается в полурегулируемом арти-

Рис. 9.4. Стабилизирующая шина для верхней челюсти в полости рта.

а — при смыкании челюстей; б — в правой боковой окклюзии «клыковое ведение» (обозначено стрелкой), все остальные зубы разобщены [Ash M. et al., 1995].

216

куляторе на моделях, установлен­ных с помощью лицевой дуги или балансира (фундаментные весы). Это необходимо для получения не­обходимых контактов в централь­ном соотношении, передней и бо­ковых окклюзиях.

Окклюзионная поверхность верх­нечелюстной шины касается щеч­ных опорных бугорков нижних бо­ковых зубов, неопорные бугорки нижней челюсти не должны иметь контакт с шиной во избежание ба­лансирующих контактов.

Толщина шины должна быть как можно меньше (1—2 мм). Более толстые шины затрудняют смыка­ние губ, мешают при разговоре, за­трудняют физиологический покой и могут вызвать гиперсаливацию. Большая толщина шины может быть при лечении «двойного щелч­ка», большом резцовом перекры­тии и резко выраженной кривой Spee.

Для изготовления шины исполь­зуют пластмассу горячей полимери­зации, самотвердеющую прозрач­ную пластмассу.

Недостатки шины: нарушение речи в период адаптации, види­мость края шины в области перед­них зубов.

Требования, предъявляемые к шине:

  • хорошая ретенция;

  • множественный контакт шины и щечных бугорков нижних зубов в положении центральной окклюзии;

  • контакт только клыков в боко­ вых окклюзиях;

  • отсутствие давления на зубы;

  • симметричные контакты боко­ вых зубов при глотании;

  • нормальное смыкание губ.

Оформление окклюзионной повер­хности шин. При использовании окклюзионных шин показано со­здание «резцового и клыкового ве­дения». При «клыковом ведении» на рабочей стороне дизокклюзия меньше, чем на балансирующей (1—2 мм против 3—4 мм).

Рельеф окклюзионной поверхно­сти шины:

  • плоский или с незначительны­ ми отпечатками вершин бугорков противолежащих зубов для релакса­ ционных и стабилизирующих шин;

  • с четкими, глубокими отпечат­ ками бугорков противолежащих зу­ бов для репозиционных шин с це­ лью установления суставной голов­ ки и диска в правильном положе­ нии. По мере наступления репози­ ции глубина отпечатков и толщина шины уменьшаются.

В области фронтальных зубов резцы должны скользить сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности шины, разобщая в пе­редней и боковых окклюзиях боко­вые зубы. Это означает, что на шине нужно создавать идеальную функциональную окклюзию — «резцовое и клыковое ведение» и дизокклюзию боковых зубов.

Анализируя соотношение перед­них зубов после их разобщения, можно решить, на какую челюсть лучше сделать шину — на верхнюю или нижнюю. Чем больше выраже­на протрузия верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению верхнечелюстной шины, на кото­рой можно сформировать контакт с

Рис. 9.5. Стабилизирующая шина на нижнюю челюсть.

нижними резцами с учетом выше­указанных требований. На нижне­челюстной шине пришлось бы с ве­стибулярной стороны делать очень большой выступ для контакта с верхними резцами.

Чем больше оральный наклон верхних резцов, тем больше показа­ний к изготовлению нижнечелюст­ной шины. На ее вестибулярной по­верхности в области резцов и клы­ков формируют выступ, верхняя по­верхность которого вогнута так, что верхние резцы скользят сначала по плоской, а затем по отвесной повер­хности, разобщая боковые зубы в протрузионном положении.

Рис. 9.6. Стабилизирующая шина, вид с окклюзионной поверхности. Точеч­ные контакты шины со щечными (опорными) бугорками нижних зубов. В боковых окклюзиях смоделировано «клыковое ведение».

217

studfiles.net

Протезирование

Главная задача протезирования — восстановление дефектов зубных рядов. В настоящее время ортопедическая стоматология также играет большую роль в формировании эстетики улыбки.

Существуют следующие виды ортопедических конструкций.

Керамические виниры позволяют изменить форму или цвет зубов.

Восстановить разрушенные зубы можно с помощью коронок (металлокерамических, безметалловых, на основе диоксида циркония).

Несъемные мостовидные протезы применяются при отсутствии одного или нескольких зубов. Фиксируется на опорных зубах при помощи коронок, коронок со штифтами, вкладок.

Частичные съемные протезы используются при отсутствии одного или нескольких зубов.

Бюгельные протезы фиксируются в полости рта с помощью кламмеров (крючков) или замковых креплений. Современные замковые крепления скрыты внутри протеза и абсолютно незаметны для окружающих.

Пластинчатые протезы состоят из пластмассового базиса и металлических кламмеров (крючков).

Гибкие нейлоновые протезы являются одной из последних разработок в этой области протезирования.

Полные съемные протезы позволяют восполнить потерю всех зубов.

 

Врачи стоматологи-ортопеды

Врачи стоматологи-ортопеды, имплантологи

 

Услуги Цена
Металлокерамическая коронка 17 200 ₽
Коронка на диоксиде циркония от 27 200 ₽
Коронка металлокерамическая на имплантате Ankylos 29 200 ₽
Коронка металлокерамическая на имплантате Straumann 36 200 ₽
Коронка на диоксиде циркония на имплантате 42 900 ₽
Функциональная диагностика заболеваний височно-нижнечелюстного сустава от 15 000 ₽
Мичиганская шина 15 500 ₽
Винир 22 900 ₽
Восковое моделирование 2 200 ₽

  • Реконструкция на диоксиде циркония (коронки)

  • Коронка на импланте Ankylos

  • Реконструкция на диоксиде циркония (виниры)

 

 

 

Подробности вы можете узнать на консультации и у своего лечащего врача.

 

Виниры

Виниры — тонкие керамические пластинки-накладки на передние зубы — одна из современных разновидностей реставрации зубов. Виниры позволяют воссоздать эстетику настоящего зуба: изменить форму, цвет, скрыть любые дефекты поверхности, — и сделать улыбку болеепривлекательной.

Изготовление виниров проводится в несколько посещений:

  • В первое посещение врач-стоматолог и пациент определяют желаемые цвет и форму.
  • Далее с зуба специальным микробором снимается тончайший слой эмали (0,5 мм), который в последующем заменит керамика. Врач снимает слепки и изготавливает модели из гипса. На них техник создает будущую форму и цвет зубов.
  • В следующее посещение врач примеряет готовые виниры и фиксирует их на специальный материал, который обеспечивает прочную и долговечную связь винира с зубом.
  • При изготовлении нескольких виниров добавляется этап «примерки» моделирования конструкций из воска.

Винир точно имитирует свойства поверхностного слоя зуба — эмали. После реставрации Ваши зубы будут иметь натуральный здоровый вид, выглядеть естественными, белоснежными и ровными. Виниры не требуют какого-либо специального ухода, необходима регулярная и качественная чистка зубной щеткой и флоссами, как и остальных зубов, а также профессиональная гигиена 2 раза в год. Тщательный уход обеспечит винирам блестящий вид на долгое время.

www.dentideal.ru

%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0

 d di: n | Webster | phrases
gener. четвёртая буква алфавита; подставное лицо
amer. мужская причёска (short for "hairdo" Val_Ships)
billiar. сектор
dril. прямой (direct)
oil. бурение с промывкой буровым раствором
 d di: v
Gruzovik,   obs. деять (impf only)
 d di: abbr
gener. бубны; германия (Федеративная); дата; демократ; дигитальный; ежедневно; макет; макетный; манекен; негр; ниже среднего уровня; пенни; поддельный; цифровой; чернокожий человек; 4-й номер серии; взаимопонимание: доверие (mark.B)
abbr. вы; мы; ты
dril. глухой (dead; конец); день (day); сутки (day); глубокий (deep); глубина (depth); толщина (depth); мощность (depth); диаметр (diameter); точный (direct); расстояние (distance); двойной (double)
eng. д
food.ind. катехин
Gruzovik,   colloq. варганить (pf сварганить)
quant.mech. нижний кварк (MichaelBurov); d-кварк (MichaelBurov); down-кварк (MichaelBurov)
railw. диаметр; 2 плотность
sakh. дарси (стандартная единица измерения проницаемости)
 D di: n
gener. нечто в форме буквы Д; имеющий форму буквы D; четвёртая буква английского алфавита; низкий балл; пятьсот (D; римское обозначение этого числа); D-образный
bank. облигация акционерной компании (debenture); долговое обязательство (debenture)
cartogr.,   amer. якорная стоянка для баркасов и шхун с малой осадкой
cartogr.,   brit.engl. дорога, совершенно непроходимая в дождливую погоду
chem. дейтерий
dril. разжиженный (diluted); плотность (density)
eng. дарси (внесистемная единица проницаемости пористых сред)
genet. аспарагин (dimock)
geogr. Данлири-Ратдаун графство Ирландии (Olca)
math. данные (data); десятичное число (decimal); десятичный (decimal); дублированный (double); дискриминант (discriminant); определитель (discriminant)
measur.equip. фактор потерь тангенс угла потерь (измерительные приборы (анализаторы спектра, векторные анализаторы сигнала, измерители LCR и т.д.) ochernen)
milit. ИК наведение (ракеты); обычно надёжный источник разведывательной информации; опасная зона
mus. ре
ophtalm. диоптрий (diopter Ying)
school.sl. переходный балл
sports. степень трудности
 D di: abbr
mus. нота ре
polym. денье (Denier Ying)
tengiz. СВиКИП (Aiduza); схема воздуховодов и КИП (Aiduza); СВКИП (Aiduza); зазор верхнего конца лопасти под ротором (Yeldar Azanbayev)
 3D n
graph. три дэ ((англ. 3D – three три + dimension измерение). 1. Технология в киноиндустрии и компьютерных играх, позволяющая видеть изображение в трехмерном масштабе. Для этого обычно используются специальные очки. Тридэшник – мастер трехмерной компьютерной графики. 2. муз. Движение в брейк-дансе - совокупность вэйвинга и стробинга, когда волна, идущая по телу танцор, разбивается на большее количество точек, нежели количество суставов, через которые она проходит. anadyakov)
IT. трёхмерное пространство; объёмный
jarg. трёхмерный фильм; фильм, дающий трёхмерное изображение
nano. пространственность; пространственный; трёхмерность
 3D abbr
gener. в трёх измерениях
 /d abbr
oil.proc. производство водорода, тыс. н.м.3/сутки (MichaelBurov); производство водорода (MichaelBurov); стоимость ремонта установки производства водорода, долл. США на тыс. нм³ (MichaelBurov); суточной производительности (MichaelBurov); стоимость ремонта установки производства водорода (MichaelBurov); удельная стоимость ремонта установки производства водорода (MichaelBurov); стоимость установки очистки водорода, долл. США на тыс. нм³ (MichaelBurov); стоимость установки очистки водорода (MichaelBurov); удельная стоимость установки очистки водорода (MichaelBurov)
 3-D n
jarg. трёхмерный фильм; фильм, дающий трёхмерное изображение
Makarov. трёхразмерный
 0D n
nano. нульмерность; нульмерный; точечность; точечный
 3-D abbr
Gruzovik,   geom. пространственный (three-dimensional)
IT. трёхмерный
 2D n
nano. двумерность
 1D n
nano. линейность; линейный; одномерность; одномерный
 2D n
nano. плоский; плоскостность
 2D abbr
gener. в двух измерениях
 2-D n
sakh. двухмерный
 də part.
gener. скорбный (Levsha); печальный (Levsha); убитый горем (Levsha)
 2-D abbr
electr. двумерный
sakh. дву(х) мерный
 d it! n
gener. чёрт возьми!
 стойка D n
auto. самая задняя боковая стойка кузова типа универсал (MichaelBurov)
 3D КТ n
dent.implant. объёмная компьютерная томография (MichaelBurov); 3D компьютерная томография (MichaelBurov)
 D-2 n
dril. дизель 2 (diesel N2; в приводе буровой установки)
 D monovalent diphtheria toxoid n
med. адсорбированный дифтерийный модифицированный анатоксин (EU term, WHO -- http://goo.gl/BwZevu Artjaazz)
 хронический гепатит D n
med. ХГD
 6d v
Makarov. шесть пенсов
 d 10 abbr
gener. центов
 3-D Of, pertaining to, or being an object or image having or appearing to have all three spatial dimensions (length, width, and depth) abbr
Micr. трёхмерный
 802.1d part.
net. Стандарт IEEE для мостов, объединяющих ЛВС обычно Ethernet и token ring, который включает протокол w Spanning Tree STP для предотвращения петель в системах с резервированием каналов
 3D ротационная ангиография коронарных артерий n
cardiol. 3DКГ (MichaelBurov)
 2,4-D n
chem. 2-4-дихлорфеноксиуксусная кислота (гербицид)
 D. n
jarg. доллар
 вирус гепатита D n
med. ВГD
 3D Dirty, Dangerous, Difficult or Dull, Dirty, Dangerous n
milit. Грязная, Опасная и Тяжёлая Работа (сленг, часто использующийся в вооруженных силах, а также на производстве. Дмитрий Пятницкий)
 1/1,000 d n
sakh. миллидарси
 d. part.
gener. старый пенс (монета Slawjanka; 4uzhoj)
 3D Of, pertaining to, or being an object or image having or appearing to have all three spatial dimensions (length, width, and depth) abbr
Micr. трёхмерный
 2d abbr
microel. двумерный
 d drums abbr
mus. ударные, барабаны принятое в джазовой лит-ре сокращение (carp)
 d90 part.
polym. диаметр 90 % частиц (н-р, графита bonly)

www.multitran.com

Зубонадесневая шина | Банк патентов

Полезная модель относится к области медицины, а именно ортопедической стоматологии, в частности к временным шинам.

Известны мичиганская шина, описана S. Ramfjord и М. Ash в 1966 г., которая представляет собой "жесткое, прозрачное, изготовленное методом горячей полимеризации акриловое приспособление, которое покрывает все зубы верхней челюсти и имеет плоские контакты в центральной окклюзии для всех зубов-антагонистов нижней челюсти" и ее модификация (Грудянов А.И., Стариков Н.А., Ерохин А.И., Опыт применения мичиганской шины для временного шинирования при проведении остеогингивопластики // Стоматология - 2004 - №4 - С.56-60.), содержащая окклюзионную поверхность и борта, границы которых проходят следующим образом: на вестибулярной поверхности резцов, клыков и премоляров край шины закрывает 1/2, часть вестибулярных поверхностей зубов, а у моляров половину высоты коронок зубов. С небной стороны край шины располагается на расстоянии 6-8 мм от краевого пародонта. Участки ретенции шины располагают в области моляров, стараясь перекрывать линию обзора не более чем на 1,5-2,0 мм; в случае необходимости производят укорочение границ шины в этой области, т.е. перекрывали менее 1/2, высоты коронки зуба.

Не умаляя достоинств известной шины, следует отметить возможность возникновения дисфункции височно-нижнечелюстного сустава и перегрузки зубов антагонистов из-за биомеханической обоснованности ее конструкции. Толщина шины не менее 2 мм вызывает завышение прикуса, плоские окклюзионные контакты нарушают процесс пережевывания пищи и в свою очередь это приводит к перегрузке зубов антагонистов и височно-нижнечелюстного сустава. Шина не доходит до слизистой оболочки альвеолярного отростка и не защищает область операции.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является зубонадесневая шина, применяемая для иммобилизации отломков нижней челюсти при переломе, состоящая из металлического каркаса и базиса из жесткой базисной пластмассы, при этом металлические перемычки каркаса, проходящие с вестибулярной на оральную поверхность шины, располагаются между зубами, а базис не доходит до переходной складки (Ортопедическая стоматология: Учебник / Под ред. В.Н.Копейкина. - М.: Медицина, 1988. - С.452).

При всех достоинствах известной зубонадесневой шины следует отметить, что процесс изготовления шины сложен, так как ее изготавливают из двух материалов: металл и жесткая базисная пластмасса, конструкция не имеет кламмеров, а базис шины не доходит до переходной складки, поэтому фиксация шины ненадежна и жевательная нагрузка передается на ткани альвеолярного отростка. Металлические перемычки между зубами могут травмировать твердые ткани зубов. Шину противопоказано применять при подвижности зубов, даже I степени.

Техническим результатом, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, является упрощение конструкции, повышение эффективности лечения за счет улучшения фиксации трансплантационной смеси, придания ей стабильной формы и зашиты от внешних механических нагрузок, а также возможности использования зубонадесневой шины при подвижности зубов. При этом исключается травма твердых тканей зубов.

Поставленный технический результат достигается тем, что в зубонадесневую шину, содержащую базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, - к пластинам базиса, со стороны коронок зубов присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь.

Зубонадесневая шина выполнена путем литьевого прессования, например, из эластичного термопластического материала «Dental D» (Италия), Valplast (США), Acental Dental (Сан-Марино).

На фиг.1 представлен эскиз зубонадесневой шины в прямой проекции; на фиг.2 - эскиз зубонадесневой шины вид сверху и на фиг.3 - разрез эскиза зубонадесневой шины после фиксации трансплантационной смеси в боковой проекции.

Зубонадесневая шина содержит (фиг.1:3) вестибулярную 1 пластину базиса 2 и оральную 3 пластину базиса 2, и присоединенные к ним кольцевые опорно-удерживающие кламмеры 4 соединенные попарно в единую цепь. Боковые границы пластин 1 и 3 базиса 2 перекрывают область операции на 0,5-1 см, нижняя граница базиса 2 проходит по переходной складке 5, огибая естественные тяжи и уздечки, а верхняя граница базиса 2 - по экватору зубов 6. Опорно-удерживающие кламмеры 4 имеют по две окклюзионные накладки 7. Опорно-удерживающие кламмеры 4 располагают на каждом зубе 8 в области операции и на 2-х или 3-х зубах 9 рядом стоящих с областью операции.

Зубонадесневую шину изготавливают до операции на специально подготовленной модели и устанавливают в полости рта пациента сразу после операционного вмешательства.

Конструктивное решение данной зубонадесневой шины позволяет за счет высокой точности соприкосновения поверхностей вестибулярной 1 и оральной 3 пластин базиса 2 со слизистой альвеолярного отростка надежно фиксировать и стабилизировать зубонадесневую шину в полости рта. Перераспределение нагрузки между альвеолярным отростком и зубами обеспечивается не только за счет эластичности материала, но и за счет наличия в зубонадесневой шине опорно-удерживающих кламмеров 4, охватывающих каждый зуб 8 в области оперативного вмешательства и по 2-3 зуба 9 рядом стоящих с областью операции и увеличением границ базиса 2 до переходной складки 5. Благодаря этому зубонадесневая шина препятствует растеканию трансплантационной смеси 10 или раздавливанию ее пищевым комком в процессе жевания (фиг.3), обеспечивая покой на протяжении всего времени

ее перестройки в зрелую кость, и позволяет сохранить искомую форму и объем недостающей части альвеолярного отростка. Вместе с тем зубонадесневая шина гигиенична и может быть использована как повязка для нанесенных лекарственных препаратов на область операции.

Проведенный заявителями анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемой полезной модели, позволил установить, что заявители не обнаружили аналог, характеризующийся признаками тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявляемой полезной модели.

Определение из перечня аналогов наиболее близкого технического решения (прототипа) позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому техническому результату отличительных признаков в заявляемой полезной модели «Зубонадесневая шина».

Следовательно, заявляемая полезная модель соответствует критерию «новизна».

Критерий «промышленная применимость» подтверждается тем, что зубонадесневая шина может быть изготовлена методом литьевого прессования из термопластических материалов, например «Dental D» (Италия), Valplast (США), Acental Dental (Сан-Марино), и может быть эффективно использована в ортопедической стоматологии.


bankpatentov.ru

 

Полезная модель относится к области медицины, а именно ортопедической стоматологии, в частности к временным шинам. Сущность полезной модели заключается в том, что в зубонадесневой шине, содержащей базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, -к пластинам базиса, со стороны коронок зубов, присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь. Зубонадесневая шина выполнена литьевым прессованием, например, из эластичного термопластического материала. Благодаря своему строению и эластичности материала Зубонадесневая шина препятствует растеканию трансплантационной смеси или раздавливанию ее пищевым комком в процессе жевания, обеспечивая покой на протяжении всего времени ее перестройки в зрелую кость, и позволяет сохранить искомую форму и объем недостающей части альвеолярного отростка. Вместе с тем Зубонадесневая шина гигиенична и может быть использована как повязка для нанесенных лекарственных препаратов на область операции.

Полезная модель относится к области медицины, а именно ортопедической стоматологии, в частности к временным шинам.

Известны мичиганская шина, описана S. Ramfjord и М. Ash в 1966 г., которая представляет собой "жесткое, прозрачное, изготовленное методом горячей полимеризации акриловое приспособление, которое покрывает все зубы верхней челюсти и имеет плоские контакты в центральной окклюзии для всех зубов-антагонистов нижней челюсти" и ее модификация (Грудянов А.И., Стариков Н.А., Ерохин А.И., Опыт применения мичиганской шины для временного шинирования при проведении остеогингивопластики // Стоматология - 2004 - №4 - С.56-60.), содержащая окклюзионную поверхность и борта, границы которых проходят следующим образом: на вестибулярной поверхности резцов, клыков и премоляров край шины закрывает 1/2, часть вестибулярных поверхностей зубов, а у моляров половину высоты коронок зубов. С небной стороны край шины располагается на расстоянии 6-8 мм от краевого пародонта. Участки ретенции шины располагают в области моляров, стараясь перекрывать линию обзора не более чем на 1,5-2,0 мм; в случае необходимости производят укорочение границ шины в этой области, т.е. перекрывали менее 1/2, высоты коронки зуба.

Не умаляя достоинств известной шины, следует отметить возможность возникновения дисфункции височно-нижнечелюстного сустава и перегрузки зубов антагонистов из-за биомеханической обоснованности ее конструкции. Толщина шины не менее 2 мм вызывает завышение прикуса, плоские окклюзионные контакты нарушают процесс пережевывания пищи и в свою очередь это приводит к перегрузке зубов антагонистов и височно-нижнечелюстного сустава. Шина не доходит до слизистой оболочки альвеолярного отростка и не защищает область операции.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является зубонадесневая шина, применяемая для иммобилизации отломков нижней челюсти при переломе, состоящая из металлического каркаса и базиса из жесткой базисной пластмассы, при этом металлические перемычки каркаса, проходящие с вестибулярной на оральную поверхность шины, располагаются между зубами, а базис не доходит до переходной складки (Ортопедическая стоматология: Учебник / Под ред. В.Н.Копейкина. - М.: Медицина, 1988. - С.452).

При всех достоинствах известной зубонадесневой шины следует отметить, что процесс изготовления шины сложен, так как ее изготавливают из двух материалов: металл и жесткая базисная пластмасса, конструкция не имеет кламмеров, а базис шины не доходит до переходной складки, поэтому фиксация шины ненадежна и жевательная нагрузка передается на ткани альвеолярного отростка. Металлические перемычки между зубами могут травмировать твердые ткани зубов. Шину противопоказано применять при подвижности зубов, даже I степени.

Техническим результатом, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, является упрощение конструкции, повышение эффективности лечения за счет улучшения фиксации трансплантационной смеси, придания ей стабильной формы и зашиты от внешних механических нагрузок, а также возможности использования зубонадесневой шины при подвижности зубов. При этом исключается травма твердых тканей зубов.

Поставленный технический результат достигается тем, что в зубонадесневую шину, содержащую базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, - к пластинам базиса, со стороны коронок зубов присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь.

Зубонадесневая шина выполнена путем литьевого прессования, например, из эластичного термопластического материала «Dental D» (Италия), Valplast (США), Acental Dental (Сан-Марино).

На фиг.1 представлен эскиз зубонадесневой шины в прямой проекции; на фиг.2 - эскиз зубонадесневой шины вид сверху и на фиг.3 - разрез эскиза зубонадесневой шины после фиксации трансплантационной смеси в боковой проекции.

Зубонадесневая шина содержит (фиг.1:3) вестибулярную 1 пластину базиса 2 и оральную 3 пластину базиса 2, и присоединенные к ним кольцевые опорно-удерживающие кламмеры 4 соединенные попарно в единую цепь. Боковые границы пластин 1 и 3 базиса 2 перекрывают область операции на 0,5-1 см, нижняя граница базиса 2 проходит по переходной складке 5, огибая естественные тяжи и уздечки, а верхняя граница базиса 2 - по экватору зубов 6. Опорно-удерживающие кламмеры 4 имеют по две окклюзионные накладки 7. Опорно-удерживающие кламмеры 4 располагают на каждом зубе 8 в области операции и на 2-х или 3-х зубах 9 рядом стоящих с областью операции.

Зубонадесневую шину изготавливают до операции на специально подготовленной модели и устанавливают в полости рта пациента сразу после операционного вмешательства.

Конструктивное решение данной зубонадесневой шины позволяет за счет высокой точности соприкосновения поверхностей вестибулярной 1 и оральной 3 пластин базиса 2 со слизистой альвеолярного отростка надежно фиксировать и стабилизировать зубонадесневую шину в полости рта. Перераспределение нагрузки между альвеолярным отростком и зубами обеспечивается не только за счет эластичности материала, но и за счет наличия в зубонадесневой шине опорно-удерживающих кламмеров 4, охватывающих каждый зуб 8 в области оперативного вмешательства и по 2-3 зуба 9 рядом стоящих с областью операции и увеличением границ базиса 2 до переходной складки 5. Благодаря этому зубонадесневая шина препятствует растеканию трансплантационной смеси 10 или раздавливанию ее пищевым комком в процессе жевания (фиг.3), обеспечивая покой на протяжении всего времени

ее перестройки в зрелую кость, и позволяет сохранить искомую форму и объем недостающей части альвеолярного отростка. Вместе с тем зубонадесневая шина гигиенична и может быть использована как повязка для нанесенных лекарственных препаратов на область операции.

Проведенный заявителями анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемой полезной модели, позволил установить, что заявители не обнаружили аналог, характеризующийся признаками тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявляемой полезной модели.

Определение из перечня аналогов наиболее близкого технического решения (прототипа) позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому техническому результату отличительных признаков в заявляемой полезной модели «Зубонадесневая шина».

Следовательно, заявляемая полезная модель соответствует критерию «новизна».

Критерий «промышленная применимость» подтверждается тем, что зубонадесневая шина может быть изготовлена методом литьевого прессования из термопластических материалов, например «Dental D» (Италия), Valplast (США), Acental Dental (Сан-Марино), и может быть эффективно использована в ортопедической стоматологии.

1. Зубонадесневая шина, содержащая базис, состоящий из вестибулярной и оральной пластин, отличающаяся тем, что к пластинам базиса, со стороны коронок зубов присоединены кольцевые опорно-удерживающие кламмеры, соединенные попарно в единую цепь.

2. Зубонадесневая шина по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена литьевым прессованием, например, из эластичного термопластического материала.

poleznayamodel.ru