Овоидная стрела – «Завод «Автокран» выпустил 500-й кран с овоидной стрелой» в блоге «Производство»

В поисках компромисса – Основные средства

В последние годы отечественные краностроители активно осваивают производство стрел сложного профиля. Что же дают новые конструкции и с какими проблемами сталкивается конструктор в поиске наилучших технических решений?

С появлением телескопических стрел коробчатый, или прямоугольный, профиль стал и остается по сей день самым распространенным в силу того, что технология производства сравнительно проста, конструкция не предъявляет повышенных требований к стали – 10ХСНД прекрасно справляется с задачами даже с учетом «доброжелательного» отношения наших металлургов к запросам машиностроения.  Достаточно демократичные допуски позволяют быстро и без лишних затрат подготовить производство, не требующее дорогостоящего, крупногабаритного и тяжелого оборудования. Как у любой медали, у этой простоты есть оборотная сторона – высокие энерго- и трудозатраты на раскрой металла и сварку.

С переходом на стрелы гнутого профиля – коробчатые со скругленными углами, восьмигранные, многогранные или псевдоовоидные и гладкие овоидные меняется технология производства. Строго говоря, термин «овоид» – жаргонизм, но так как лучшего названия профилю, отдаленно напоминающему яйцо, еще не придумали, и мы будем им пользоваться. Технология производства овоидных и других сложных профилей подразумевает применение пресса с длинным столом и специальной оснасткой, оборудования лазерной резки и средств контроля размеров и формы крупногабаритных деталей. При высокой стоимости, длительных сроках поставки и монтажных и пусконаладочных работ современное оборудование дает возможность предприятию совершить прорыв в технологиях, производительности и экономической эффективности. За счет передовых технологий и производительного оборудования с большим ресурсом себестоимость крана может не только сохраниться на прежнем уровне, но даже снизиться, несмотря на увеличение стоимости материалов, прежде всего стали.

Известно, что для изготовления овоидного или даже простого коробчатого профиля из гнутых полукоробов нужны термообработанные мелкозернистые стали. Это связано с требованием к стабильности механических свойств стали при гибке в полукороба и стабильности размеров уже готовых полукоробов. Отечественная металлургия не способна производить стали с такими свойствами, а потому в конструкцию овоидных стрел заранее закладывают стали класса S700 и WELDOX 700 и выше.

Технологии изготовления полукороба для овоидной стрелы есть разные. Полукороб отштамповывают одним ударом пресса. Вторым дожимающим ударом под контролем электроники полукоробу придают окончательную форму. Для этой технологии требуются крупногабаритные сменные штампы для полукоробов разных размеров, смена которых требует временны’х затрат и грузоподъемных механизмов. Поверхность изготовленного таким способом полукороба гладкая. Альтернативный способ – это получение овоидного профиля путем многократного гиба, и поверхность полукороба при этом получается граненой. Для изготовления стрел большого диаметра кранов грузоподъемностью 100 т и выше применим способ, близкий к трубопрокату. Производство стрел овоидного профиля требует значительных инвестиций, и каждая краностроительная компания принимает решение создавать такое производство у себя или заказывать стрелы на стороне, у специализированной компании исходя из своих объемов производства и возможностей. В Европе известна бельгийская фирма Vlassenroot, изготавливающая стрелы, выдвижные опоры и рамы для краностроительных заводов, в том числе для Liebherr, которая пришла к полному отказу от собственного производства стрел. Ивановский «Автокран», наоборот, создает производство гнутых стрел для всей линейки кранов.

Выбор между собственным производством и заказом на стороне, выбор между технологиями – всегда поиск компромисса между многими факторами. Здесь принимают во внимание и объемы производства, и логистику, и энергозатраты, и кадровую проблему, и зависимость от поставщиков, и т. д.

Недостаток обычной коробчатой стрелы прямоугольного сечения в ее массе, ограничивающей длину стрелы и соответственно подстреловое пространство. Основную нагрузку при подъеме груза в плоскости подвеса несут толстые верхний и нижний листы стрелы. Более тонкие боковые листы сохраняют форму стрелы и также работают: верхняя половина на растяжение, нижняя на сжатие. При повороте платформы возникают значительные боковые нагрузки, и боковые листы точно так же, как верхний и нижний листы, начинают работать на изгиб, тонкая стенка может не выдержать и потерять устойчивость, т. е. деформироваться. Сохранение устойчивости боковой стенки – одна из основных проблем при конструировании коробчатой стрелы. Для этого ставят ребра жесткости, которые утяжеляют стрелу и увеличивают затраты на ее изготовление. Небольшие скругления углов практически ничего не меняют. Только при переходе к большим радиусам скругления, при переходе к овоидному или псевдоовоидному профилю радикально меняется картина нагрузок. И здесь мы подходим к самому интересному: почему овоидная форма лучшая для крановой стрелы.

Еще в древности люди поняли, что самой эффективной формой несущей балки является арка. Арочная форма перераспределяет вертикальную нагрузку в радиальную и работает на сжатие, а не на растяжение, причем по всей своей поверхности, т. е. напряжения распределяются на бо’льшую площадь. Арка не прогибается, а сжимается и работает без потери устойчивости. Таким образом, арочная форма – наиболее эффективный путь повысить устойчивость конструкций крановой стрелы, который реализован в овоидном профиле. Овоидный профиль создает благоприятные условия для работы металла. Отсюда и возникает экономия массы. Верхняя часть овоидного профиля стрелы работает на растяжение, поэтому верхнюю полку целесообразно делать широкой. А нижний полукороб представляет собой перевернутую арку в чистом виде. Боковая поверхность стрелы в любом случае нагружена меньше нижней и верхней, и на нее целесообразно перенести сварной шов. Место стыка определяют не произвольно посередине, а расчетным путем, в наименее нагруженной зоне.

Стрела за счет овоидной формы выдерживает большие нагрузки как в плоскости подвеса, так и боковые при повороте крана, чем коробчатая с той же площадью сечения. Более прочную и легкую овоидную стрелу можно делать длиннее, увеличить число секций и выиграть в высоте подъема и в подстреловом пространстве.

Что касается круглого сечения, то согласно сопромату труба не лучшая форма для момента сопротивления изгибу. На верхнюю и нижнюю точки круглого сечения будут приходиться чрезмерные нагрузки. Кроме того, последняя секция стрелы имела бы склонность к кручению при повороте крана и особенно при переводе гуська в рабочее положение и обратно в транспортное. Овоидная же стрела помимо того, что эффективнее работает на изгиб, одновременно противостоит кручению.

Краностроитель всегда в поиске компромисса между лучшими грузовысотными характеристиками и лучшей ценой. Поэтому сегодня на рынке такое разнообразие профилей.

Ивановский 25-тонный кран КС-54711-1 оснастили восьмигранной стрелой, а 25-тонник КС-54712 – стрелой с псевдоовоидным 16-гранным профилем. Краны КС-5576Б и КС-5576К г/п 32 т и КС-55717 г/п 36 т поставляют с восьмигранной стрелой, 40-тонник КС-54713 – с псевдоовоидной 16-гранной стрелой, а 100-тонник КС-8973 – с гладкой овоидной. У Клинцовского автокранового завода 32-тонный кран получил стрелу, секции которой сварены из двух полукоробов – трехгранного верхнего и пятигранного нижнего. У стрел клинцовских 40- и 50-тонных кранов еще большее число сгибов, а у нового, представленного на «СТТ-2009» галичского 60-тонника стрела со сложным овоидным профилем. Челябинский механический завод освоил производство 32-тонного крана КС-55733 с трехсекционной стрелой восьмигранного профиля.

Итак, секции сварили, вставили их одна в другую, но как теперь решить проблему трения при их выдвижении? Это непростая конструкционная и технологическая проблема, и ее решают с помощью плит скольжения. Если у нас коробчатая стрела, то плиты скольжения, представляющие собой бруски из специального материала с проточками для смазки, устанавливают в концах секции в углах короба, на поверхность секции также накладывают, точнее размазывают консистентную смазку. Как правило, применяют графитные смазки – смесь тонкомолотого графита с солидолом.

Для плит скольжения брали разные материалы. Сначала была бронза, потом углепластик и другие синтетические материалы с наполнителями – самосмазывающимися, противоизносными и прочими добавками, которые вводят при формировании исходной массы. Если рецептура и конструкция подобраны удачно, то механизм не требует обслуживания, долго не изнашивается, не требует частого контроля, регулировки и разборки для замены. Существует два основных типа плит скольжения – неподвижные, которые просто механически фиксируются, и подвижные самоустанавливающиеся. Самоустанавливающиеся плиты встречаются все реже, сегодня проще сделать точный профиль стрелы и плиты. Плиты для стрел овоидного профиля представляют собой крупные детали по высоте, доходящие до середины сечения стрелы, и длинные, насколько позволяет конструкция стрелы. Механические свойства полиамида, который сегодня применяют для плит скольжения, хуже, чем металла, поэтому плиту делают максимально большой, чтобы и площадь контакта была как можно больше. По толщине плиту делают с припуском, чтобы она приработалась уже в процессе эксплуатации. Сконструировать, а тем более изготовить самоустанавливающуюся плиту со сложным профилем и механизмом перемещения в двух плоскостях чрезвычайно сложно и нетехнологично, но полностью от само­устанавливающихся плит пока не отказались.

В верхней части внешней секции стрелы возникает локальная зона перегрузки, которая нарастает при выдвижении внутренней секции. Эти перегрузки являются ограничивающим фактором при расчете толщины металла внешней секции. Кроме того, оголовок секции дополнительно усиливают охватывающим поясом, на техническом сленге именуемым «воротником» или «бородой». Охватывающий пояс бывает разной степени развитости и состоит из поперечных и продольных ребер жесткости. Как и любое техническое решение, размеры пояса есть компромисс между допустимой нагрузкой на основной металл и плиту скольжения и сложностью узла, т. е. затратами на его изготовление.

Теперь о таком явлении, как заделка секций одна в другую. При телескопировании секция выдвигается не полностью, часть внутренней секции остается внутри внешней, компенсируя изгибающий момент. Заделка, величина которой может достигать 2 м, не работает на длину стрелы, но она необходима, чтобы воспринимать нагрузки, иначе металл не выдержит и сомнется. Это все равно что держать удилище одной рукой или двумя руками.

Поиск оптимального решения для того или иного элемента стрелы всегда компромисс между техническим совершенством и ценой. Овоидная стрела легче коробчатой и дает существенные преимущества в грузоподъемности, высоте подъема и подстреловом пространстве. Разработка и производство овоидной стрелы требуют значительных инвестиций, но современные технологии существенно производительнее и экономичнее традиционных. Перспективы  овоидного  профиля настолько привлекательны, что отечественное краностроение уже перешло на производство кранов г/п 32 т и выше на профили со скругленными углами, восьмигранные и овоидные. Более того, стрелами с гнутым профилем комплектуют 25-тонники, а ивановский «Автокран» обещает в перспективе и 16-тонники оснащать овоидными стрелами.

Но и коробчатую стрелу рано сбрасывать со счетов, ее потенциал не исчерпан. Очевидно, что она долго еще будет оставаться в бюджетном сегменте отечественных кранов малой грузоподъемности. Американская краностроительная фирма Manitex с успехом использует эту конструкцию на кранах г/п до 45 т. Коробчатый профиль применяют производители короткобазных кранов – Terex, Grove, Tadano, Kato на кранах г/п до 80 т, а также многочисленные производители кранов-манипуляторов.

os1.ru

овоидная стрела Лучшее видео смотреть онлайн

4 г. назад

Канал "Спец техника": видео спецтехники, современной строительной и специальной, которая выпускается в...

12 мес. назад

Вы можете посетить наш сайт: https://ukd174.ru Или связаться с нами по почте: [email protected] Описание: Рама поворотная,...

2 г. назад

Ремонт телескопической стрелы от автокрана "Ивановец" своими руками.

6 г. назад

Автокран "Ивановец" КС-45717К-3Р ОВОИД 25 тонн, четырехсекционный, стрела овоидного профиля на шасси Камаз 43118...

1 г. назад

Группа компаний ИТЦ ПТМ является официальным дилером ООО "Палфингер Сани Крэйнз" в Дальневосточном федерал...

11 мес. назад

Группа ВК https://vk.com/vk.stroyteh Не часто мне выпадает возможность побыть крановщиком, но в этот раз я оказался...

4 г. назад

Изгиб первой выдвижной секции телескопической стрелы автокрана Ивановец КС-5576Б. Мы демонтировали секции....

4 г. назад

25-тонный автокран КЛИНЦЫ с овоидной стрелой КС-55713-1К-4 на шасси КАМАЗ 65115 со стрелой 31.0 м ================================...

6 г. назад

Подробная техническая информация, наличие, цена автокрана КС-65719-1К на странице нашего сайта - http://www.awdkran.ru/auto...

6 г. назад

Автокран Ивановец с овоидной стрелой.

luchshee-video.ru

Что такое овоидный профиль автокрана?

Аренда автокрана 50 тонн в Смоленске с овоидным профилем – услуга довольно популярная. В особенности она пользуется повышенным спросом у строительных подрядных компаний. Они вынуждены, осуществляя свою деятельность, взаимодействовать с различными грузами. Для повышения эффективности данного взаимодействия используются современные автомобильные краны? Итак, что же собой представляет овоидный профиль автокрана, и какие преимущества он обеспечивает данной технике?

Длина стрелы

Вне всякого сомнения, в качестве основного свойства любого автомобильного крана выступает его способность поднимать на определенную высоту груз. Понятно, что чем меньше стрела у этого крана (соответственно, меньше грузоподъемность), тем больше проблем и головной боли будет у крановщика. Многие специалисты именно длину стрелы рассматривают в качестве главной характеристики подъемной техники. Как показали исследования, именно труба является наиболее устойчивой к различным нагрузкам, будь то продольные нагрузки, нагрузки на скручивание и так далее.

Особенности овоидного профиля

Под таким профилем следует понимать профиль, у которого овальное сечение, максимально близкое к окружности в нижнем поясе. Кроме того, верхний пояс реализован в виде П-образного профиля с закругленными углами. Таким образом, секция стрелы автокрана состоит из двух полукоробов, сваренных при помощи сварочного шва. Что же касается сварочного шва, то он в данном случае будет проходить по нейтральной линии напряжений, рассчитанной на максимально возможные нагрузки.

И в самом деле, овоидный профиль открыл ранее невиданные возможности в сфере производства спецтехники. Сегодня без аренды автокрана, как и без аренды бульдозера cat в Смоленске, невозможно представить себе ни одно современное строительство.

Превосходство овоидного профиля

Переход на овоидный профиль обоснован в первую очередь значительным повышением уровня прочности стрел автомобильных кранов, а также любой другой техники, где он используется. По прочности стрелы с овоидным профилем превосходят стрелы с коробчатым и даже гнутым профилем. Как результат, удается максимально улучшить эксплуатационные характеристики автомобильного крана. Овоидный профиль отличается куда более высоким коэффициентом устойчивости нижнего пояса на предмет продольного сжатия.

Что показывают результаты испытаний?

А результаты испытаний дали четко понять, что автокраны с овоидными стрелами при одинаковом вылете в состоянии поднимать грузы тяжелее на 2 тонны. Овоидное сечение позволило повысить грузоподъемность автокранов на 30 процентов. То есть удалось повысить эффективность использования автомобильных кранов, а также прочей техники с овоидным профилем основной стрелы.

www.specrent67.ru

овоидная стрела видео VR Видео

...

4 лет назад

Канал "Спец техника": видео спецтехники, современной строительной и специальной, которая выпускается в...

...

12 меc назад

Вы можете посетить наш сайт: https://ukd174.ru Или связаться с нами по почте: [email protected] Описание: Рама поворотная,...

...

2 лет назад

Ремонт телескопической стрелы от автокрана "Ивановец" своими руками.

...

6 лет назад

Автокран "Ивановец" КС-45717К-3Р ОВОИД 25 тонн, четырехсекционный, стрела овоидного профиля на шасси Камаз 43118...

...

1 лет назад

Группа компаний ИТЦ ПТМ является официальным дилером ООО "Палфингер Сани Крэйнз" в Дальневосточном федерал...

...

11 меc назад

Группа ВК https://vk.com/vk.stroyteh Не часто мне выпадает возможность побыть крановщиком, но в этот раз я оказался...

...

4 лет назад

Изгиб первой выдвижной секции телескопической стрелы автокрана Ивановец КС-5576Б. Мы демонтировали секции....

...

4 лет назад

25-тонный автокран КЛИНЦЫ с овоидной стрелой КС-55713-1К-4 на шасси КАМАЗ 65115 со стрелой 31.0 м ================================...

...

6 лет назад

Подробная техническая информация, наличие, цена автокрана КС-65719-1К на странице нашего сайта - http://www.awdkran.ru/auto...

...

6 лет назад

Автокран Ивановец с овоидной стрелой.

vrvideo360.ru

овоидная стрела видео Видео смотреть

...

4 лет назад

Канал "Спец техника": видео спецтехники, современной строительной и специальной, которая выпускается в...

...

12 меc назад

Вы можете посетить наш сайт: https://ukd174.ru Или связаться с нами по почте: [email protected] Описание: Рама поворотная,...

...

2 лет назад

Ремонт телескопической стрелы от автокрана "Ивановец" своими руками.

...

6 лет назад

Автокран "Ивановец" КС-45717К-3Р ОВОИД 25 тонн, четырехсекционный, стрела овоидного профиля на шасси Камаз 43118...

...

1 лет назад

Группа компаний ИТЦ ПТМ является официальным дилером ООО "Палфингер Сани Крэйнз" в Дальневосточном федерал...

...

11 меc назад

Группа ВК https://vk.com/vk.stroyteh Не часто мне выпадает возможность побыть крановщиком, но в этот раз я оказался...

...

4 лет назад

Изгиб первой выдвижной секции телескопической стрелы автокрана Ивановец КС-5576Б. Мы демонтировали секции....

...

4 лет назад

25-тонный автокран КЛИНЦЫ с овоидной стрелой КС-55713-1К-4 на шасси КАМАЗ 65115 со стрелой 31.0 м ================================...

...

6 лет назад

Подробная техническая информация, наличие, цена автокрана КС-65719-1К на странице нашего сайта - http://www.awdkran.ru/auto...

...

6 лет назад

Автокран Ивановец с овоидной стрелой.

stab.su

овоидная стрела видео Видео

...

4 лет назад

Канал "Спец техника": видео спецтехники, современной строительной и специальной, которая выпускается в...

...

12 меc назад

Вы можете посетить наш сайт: https://ukd174.ru Или связаться с нами по почте: [email protected] Описание: Рама поворотная,...

...

2 лет назад

Ремонт телескопической стрелы от автокрана "Ивановец" своими руками.

...

6 лет назад

Автокран "Ивановец" КС-45717К-3Р ОВОИД 25 тонн, четырехсекционный, стрела овоидного профиля на шасси Камаз 43118...

...

1 лет назад

Группа компаний ИТЦ ПТМ является официальным дилером ООО "Палфингер Сани Крэйнз" в Дальневосточном федерал...

...

4 лет назад

Изгиб первой выдвижной секции телескопической стрелы автокрана Ивановец КС-5576Б. Мы демонтировали секции....

...

4 лет назад

25-тонный автокран КЛИНЦЫ с овоидной стрелой КС-55713-1К-4 на шасси КАМАЗ 65115 со стрелой 31.0 м ================================...

...

6 лет назад

Автокран Ивановец с овоидной стрелой.

...

6 лет назад

Подробная техническая информация, наличие, цена автокрана КС-65719-1К на странице нашего сайта - http://www.awdkran.ru/auto...

videobomba.net

Тенденции краностроения по итогам «СТТ-2012» – Основные средства

«СТТ-2012» дала достаточно пищи для размышлений о былом, настоящем и будущем отечественного краностроения. Год назад еще не бывшее столь явным деление кранового рынка на сегменты «премиум», средний и бюджетный оформилось окончательно с формированием «Ивановской маркой» линейки автомобильных кранов со стрелами овоидного профиля и улучшенными грузовысотными характеристиками, которые явно претендуют на премиум-сегмент.

Рассуждение об «Ивановцах» с овоидным и гнутым профилем

Речь идет о представленных на «СТТ-2012» сериях АК-16 и АК-25 с овоидными стрелами. Серия АК-16 получила 3-секционную стрелу длиной 23 м и 9-метровый решетчатый гусек. Предусмотрены 6 исполнений автокранов в зависимости от шасси. Серию АК-25 с 4-секционной стрелой 30,7 м и 9-метровым гуськом будут поставлять на 5 шасси.

Хотя о преимуществах овоидных стрел писали много, стоит напомнить некоторые доводы в пользу овоида. Овоидная стрела представляет собой арочную конструкцию, состоящую из двух арок – верхней и нижней, сваренных по боковой поверхности. Как известно, арка есть наиболее эффективная форма несущей балки, перераспределяющая вертикальную нагрузку в радиальную и работающую на сжатие, а не на растяжение, причем по всей своей поверхности, т. е. напряжения распределяются на большую площадь. Арка не прогибается, а сжимается и работает без потери устойчивости, что делает ее наиболее эффективным решением для повышения устойчивости конструкций стрелы. Овоидный профиль создает благоприятные условия для работы металла и дает возможность снизить массу стрелы. Верхняя поверхность стрелы работает на растяжение, поэтому верхнюю полку делают широкой, а нижний полукороб представляет собой перевернутую арку в чистом виде. Полукороба сваривают по боковым наименее нагруженным поверхностям.

За счет формы овоидная стрела выдерживает большие нагрузки, чем коробчатая с той же площадью сечения, как в плоскости подвеса, так и боковые при повороте крана. За счет этого можно использовать более тонкий металл, сделать стрелу длиннее, с большим числом секций и лучшими грузовысотными характеристиками.

Какие преимущества у овоидных стрел в нашем конкретном случае – у АК-16 и АК-25? Если взять такие же 15- и 25-тонные «Ивановцы» последних серий со стрелами с гнутым профилем, то при тех же размерных характеристиках у АК-16 с овоидным профилем грузоподъемность на рабочих вылетах на 15–20% больше, у АК-25 грузоподъемность больше на 20–30%. Секции стрел с гнутым профилем сваривают из двух полукоробов, форма которых получена гибом листов на прессе. По сути, это улучшенный вариант коробчатой стрелы. Одна из основных проблем коробчатой стрелы – это сохранение устойчивости боковой стенки. Чтобы ее «подпереть», ставят ребра жесткости, которые утяжеляют стрелу. Небольшие скругления углов у гнутого профиля практически ничего не меняют в картине нагрузок. Гнутый профиль выигрывает у сварного коробчатого за счет монолитности конструкции и меньшей массы. Значительный выигрыш в грузоподъемности наблюдается при переходе к большим радиусам скругления – к овоидному или псевдоовоидному профилю.

При этом очевидно, что себестоимость овоидного профиля выше, чем гнутого. Чтобы создать собственное производство овоидных стрел, пришлось провести на «Автокране» масштабное техническое и технологическое перевооружение. Технологический комплекс включает несколько участков: очистки листа, правки листа, транспортировки листа, пресса для гибки полукоробов, станции лазерной обрезки кромок полукоробов под сварку, станции сборки-сварки коробов, станции плазменной обрезки коробов в размер, посты роботизированной обварки коробов и окраски готовых секций. Догоростоящее, громоздкое оборудование требует деликатной наладки, которая чрезмерно затянулась. «Автокран» занимается этим комплексом уже пятый год, и он до сих пор не запущен в промышленную эксплуатацию.

Надо сказать, что руководство «Автокрана» и ассоциации НАМС осознанно пошло на этот шаг. Как лидер рынка, «Автокран» стремится к превосходству не только в тираже, но и в технологиях, задает тренд развития крановой отрасли. «Автокран» – единственный крановый завод, который мог решиться на столь значительные инвестиции, поскольку только его объемы продаж могут хоть как-то оправдать такие вложения. Как пример прогресса «Автокрана» можно привести 25-тонник КС-45717-К1 с 3-секционной стрелой длиной 21 м. За 4 года модернизаций грузовысотные характеристики этого самого востребованного крана выросли на 80%.

Совместно с НИИ Краностроения «Автокран» первым начал эксперименты со стреловыми профилями. Пробным камнем стал первый 100-тонник в 2004 г. с покупной овоидной стрелой. В «Автокране» увидели, с одной стороны, перспективность этого направления, с другой – узость сегмента большегрузных кранов и направили усилия вниз по линейке грузоподъемности, начав эксперименты с различными профилями в поисках оптимальной формы. И в конце концов пришли к выводу о целесообразности собственного производства овоидных стрел и их широкого распространения на линейку автокранов, так как он создает серьезные конкурентные преимущества и уникальную позицию на рынке.

Параллельно ивановский «Автокран», НИИ Краностроения и Брянский автомобильный завод начали работу над шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой. Сегодня краны на этих шасси выпускают, продают, их эксплуатируют. Да, заводы движутся методом проб и ошибок, шасси еще далеки от совершенства, но потенциал у этого направления есть.

Другой аспект проблемы автокранов малой грузоподъемности с овоидной стрелой – как они поведут себя в эксплуатации. Чрезмерно дорогая эксплуатация за счет ремонтов и простоев может подпортить репутацию. Рискованно выходить на рынок с еще недостаточно отработанной технологией. Но, видимо, у «Автокрана» уже не остается выбора. В технологический комплекс вложены огромные инвестиции, он должен работать, а «разогнать» его можно только на самых массовых кранах – 25 и 16 т. Краны большей грузоподъемности пока практически штучный товар. Вот экономическая причина весьма стремительного вывода на рынок 15- и 25-тонников с овоидными стрелами. А маркетинг должен и будет привлекательным, по крайней мере, на первоначальном этапе, ибо задача тиража должна решаться.

На овоидный профиль переведена вся линейка автокранов. Краны грузоподъемностью 35 т получили 4-секционную стрелу длиной 30,3 м и 8-метровый гусек. Краны грузоподъемностью 40 т получили 5-секционную стрелу длиной 36,8 м с 8-метровым гуськом. Универсальная накладная опорная рама с минимальными доработками допускает установку на ряд автомобильных шасси. При создании семейств 35 и 40 т проведена унификация по опорному контуру, обеспечивающему рабочую зону 360°. Аналогичную модернизацию прошли 50-тонные краны. Для них создана 5-секционная стрела длиной 40 м и 2-секционный гусек длиной 9,15 м. Универсальная опорная рама позволяет адаптировать крановую установку к различным шасси.

Параллельно с овоидными стрелами Ивановский и Камышинский заводы продолжат выпуск кранов с коробчатыми и гнутыми стрелами. Таким образом, «Ивановская марка» достигает максимально широкого охвата всех сегментов автокранового рынка по цене, грузоподъемности, типу и длине стрелы, шасси.

Создадут ли краны с овоидными стрелами заметное движение на рынке? По крайней мере, в течение ближайших 5 лет будет сохраняться существующее положение. «Автокран» создает нишу внутри собственной рыночной доли, в которую будут перетекать свои же лояльные клиенты, обновляющие парк и желающие опробовать новинку. Переток клиентов других крановых заводов к «Ивановской марке» вряд ли будет значительным и будет компенсироваться обратным движением клиентов. Вот когда «Автокран» создаст «кран-убийцу», который будет работать как часы и никогда не ломаться, тогда да, он заберет себе весь рынок. Но это из области фантастики.

Тем временем в параллельной вселенной

«Автокран» дал толчок всей крановой промышленности. Вслед за ним гнутыми профилями занялись в Галиче, Клинцах и Челябинске и достигли в этом направлении определенных успехов. Но стратегии этих заводов отличаются от «Ивановской марки».

Клинцовский и Галичский заводы создали полные линейки автокранов грузоподъемностью 15, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 60, 80 т на всех распространенных шасси. На кранах малой грузоподъемности 15–25 т используют коробчатые стрелы, на кранах г/п 25–50 т стрелы с гнутым профилем, на кранах г/п 50–80 т стрелы с овоидным профилем. Таким образом, заводы постарались максимально охватить все сегменты и ниши. Стрелы с гнутым профилем заводы выпускают сами, для чего инвестировали оборудование для резки и гибки металла. Овоидные стрелы для 60-тонников, первую модель которого представили на шасси Volvo, а затем «пересадили» на МЗКТ и КамАЗ, собирают из покупных секций. На этом сходства с «Ивановской маркой» заканчиваются и начинаются различия.

На «СТТ-2012» Галичский завод представил кран КС-99713 г/п 110 т на специальном шасси автомобильного типа МЗКТ-790400 10х8, специально разработанном для этого крана по спецификации Галичского завода. Особый интерес вызывает тот факт, что целиком закуплена крановая установка Tadano–Faun ATF110G-5, а не секции стрелы или даже стрела в сборе. Галичский завод в этом бизнесе выступает инициатором, разработчиком и интегратором шасси и крановой установки. Ничего зазорного в данном подходе нет. Более того, этот путь проще, гибче и эффективнее с точки зрения инвестиций. Нет глобальных вложений – и производство легко регулируется в зависимости от конъюнктуры рынка. Лидер европейского рынка Liebherr уже давно покупает стрелы у специализированных компаний.

Второе отличие группы КАЗ–ГАКЗ–«Кудесник» – в курсе на диверсификацию. Особенно это касается Клинцовского завода, который достаточно успешно выпускает гусеничный кран RDK-36. Но на этом диверсификация гусеничного направления не заканчивается. На «СТТ-2012» завод демонстрировал возможности крана по использованию в других шинах, в частности как сваебойной машины. Гусеничный кран можно использовать как базу для буровой установки и экскаватора-драглайна. Не стоит пока сбрасывать со счетов затянувшиеся проекты башенных кранов Клинцовского завода. Когда-нибудь они выстрелят. Может быть.

Если вернуться к автокранам, то и здесь есть поле для маневра. Как пример – клинцовский 25-тонник с рабочей платформой. Решение интересное, рынком машины такого рода востребованы, но развитие этой ниши сдерживает цена.

Еще один пример диверсификации, теперь уже по шасси, – 25-тонник КС-557135К-1 на шасси с газовым двигателем. Плюсы очевидны – интересная цена на газ и экологичность. Трудности разработки таких машин связаны с тем, что газовые баллоны отнимают много полезного места. Но эта проблема, как мы видим, решается. Основной сдерживающий фактор в этом направлении – недостаточное развитие сети газовых заправок.

Что касается Челябинского механического завода, то он принял нишевую стратегию, ориентированную на бездорожье, и достиг в этом успехов: годовые продажи порядка 500 автокранов – совсем неплохо для нишевой стратегии. Завод выпускает 25-, 32- и 40-тонные краны на 3-осных серийных шасси КамАЗ, «Урал» и МАЗ со стрелами с гнутым профилем. Кроме того, завод предлагает 32-тонный кран на шасси-снегоболотоходе КМП 8х8, разработанный совместно с ОКБ «Вездеходные транспортные системы» для ОАО «Газпром».

Вторая часть этой стратегии – кастомизация кранов. Заказчик сам определяет комплектацию, выбирая из списка наиболее подходящие для него компоненты. По этой программе, названной «Индивидуальный кран», собирают более трети автокранов.

Другая традиционно сильная сторона ЧМЗ – гусеничные краны. ЧМЗ – один из старейших и успешных отечественных предприятий в этом сегменте. При этом завод предлагает как отработанные технологии, так и инновационные. Их последняя модель ДЭК-401 с применением ряда инновационных решений – в лидерах продаж. Также в топе продаж автокраны: 25-тонный КС-45721-24 на шасси КамАЗ-43118, 25-тонный КС-55732 на шасси «Урал», КамАЗ, МАЗ и 32-тонный КС-55733-17 на шасси «Урал-4320».

Жизнь показывает, что можно жить и за рамками современных трендов и инноваций. Угличский машиностроительный завод придерживается бюджетной стратегии и старается полностью реализовать ее преимущества – контроль над себестоимостью и полная линейка в интересующих завод типоразмерах – 16, 20 и 25 т. Контроль над себестоимостью реализуется за счет использования традиционных технологий – сварной стрелы коробчатого сечения и аккуратных вложений в перевооружение. Полная линейка подразумевает адаптацию крановой установки ко всем «ходовым» шасси и даже сверх того, например к гусеничному шасси Т-147. Таким образом, покупатель может выбрать кран по привлекательной цене на приглянувшемся ему шасси с быстрым сроком исполнения заказа.

Что в результате? А в результате интрига: как рынок примет ивановские автокраны с овоидной стрелой, как «Автокран» справится со взятыми обязательствами и как это отразится на рынке? Конкуренты будут внимательно следить за «телодвижениями» «Автокрана» и исходя из этого предпринимать ответные действия. Крайне преждевременно прогнозировать, получат ли автокраны малой грузоподъемности существенное распространение. Не стоит упускать из вида грядущий переход желтой майки лидера от 25-тонных к 32–35-тонникам.

В любом случае покупатель получает более широкое предложение, что, с одной стороны, хорошо. Оборотная сторона медали – разрастание номенклатуры запасных частей, необходимость дополнительного обучения крановщиков работе на кранах с овоидным профилем, новоприобретенные «детские болезни» кранов.

os1.ru