Мзкт 7930 мобд – Силу «Богатыря» – в мирных целяхМЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»

Уникальный тяжеловоз МЗКТ 7930 предназначен под монтаж различного оборудования

Сегодня есть немалый спрос в больших колесных автомобилях. Пока сегодня в странах СНГ лучшим производителем был и остается МЗКТ МО Республики Беларусь. Он, следуя традициям еще со времен СССР, занимается выпуском АТС (автоматические тяговые средства) обычно для армии. Сегодня будет разговор о популярном тяговом средстве с названием МЗКТ 7930.


Пока ни одна страна мира не может похвалиться такой уникальной в своем роде машиной. Кабина МЗКТ 7930 несколько выдвинута перед двигателем, такая доработка достаточно выгодна и дает возможность размещать любого типа крановую установку. Скажем несколько слов о габаритных размерах машины. Сразу можно заметить, что имеется явное превышение установленных нормативов и этот автомобиль применять на обычных дорогах достаточно затруднительно. Можно привести пример его габаритов: ширина – 3070 мм, ширина по зеркалам 4076 мм; превышение по габаритам составляет 2500 мм.

 

Кабина вполне комфортабельна, но без излишеств

 

О чем это, прежде всего, говорит? Вывод однозначен – автомобиль МЗКТ 7930 предназначается для использования во внедорожных условиях. Поговорим подробно о кабине. Место, где располагается водитель достаточно просторно и удобно. Кабина имеет прекрасную обзорность благодаря наклону трехсекционных ветровых стекол. Более того, кабина смотрится необычно и оригинально, если рассматривать вопрос относительно дизайна.


Кресло водителя довольно мягкое и удобно располагается на специальной пневмоподвеске. Здесь также есть, возможность регулировки сидения. Это важный элемент, который помогает водителю во время движения иметь фиксированную посадку, для того чтобы безопасно управлять машиной.

 

 

Комбинация приборов и панель выполнены в современном стиле. Если говорить о рулевом колесе, то он стало достаточно удобное и по толщине обода, и по диаметру. Так как КП автоматическая, то и педальный блок имеет две педали: газ и тормоз. Сам джойстик привода КП удобно располагается на консоли, достать до него очень просто находится с правой стороны от водителя. Слева от сидения водителя расположен рычаг привода стояночного тормоза.


Если подробно говорить о самой кабине, то она сделана из прочного пластика. Разработчики сразу делали проект автомобиля для армейских нужд, но позже поняли, что здесь гражданский комфорт будет явно к месту, поэтому при отделке кабины внутри, использовали, не прессованный картон как это обычно делают для армейских автомобилей, а прочный формованный пластик. Все сиденья обшиты прочной тканью и имеется оснащение специальными ремнями безопасности.


Для того чтобы в кабине было тепло в зимнее время предусмотрено специальное устройство – жидкостно-воздушный отопитель. В кабине расположен кондиционер (Convecta KL-3AT/4), дающий возможность производить вентиляцию и создавать комфорт.


В кабине МЗКТ 79306 можно увидеть термосы с питьевой водой, пара огнетушителей и аптечка. Есть возможность устанавливать оружие на специальных кронштейнах. Для того чтобы осуществить посадку в кабину, есть подножки, которые удобно располагаются под дверью. Одна из них нижняя складного типа, а верхняя цельная и тянется вдоль всей кабины. Двери открываются максимально широко.

 

Основные технические характеристики

 

Сзади кабины находится дизельный движок немецкого производства. V-образный восьмицилиндровый двигатель у МЗКТ 7930 достаточно мощный (Deutz BF8M 1015 C). Есть и турбонаддув мощность, которого составляет 544 л.с. Движок имеет в наличии ГДТ (одноступенчатый гидравлический трансформатор). Есть здесь коробка передач, планетарного типа.


Силовой агрегат имеет хорошую защиту в виде металлического кожуха. Под ним можно сразу найти пару радиаторов для охлаждения, блок аккумуляторов и емкости гидросистем. Для того чтобы было удобно обслуживать различные системы и агрегаты предусмотрено снятие боковых кожухов. Так как эта машина разрабатывалась для сложных дорожных условий, то сам силовой агрегат МЗКТ 79306 функционирует на небольших оборотах и обычно при малых скоростях.


Можно с уверенностью сказать, что сюда в этом случае необходимо установить хорошие системы для охлаждения, в противном случае двигатель можно быстро перегреть. Для этого предусмотрены несколько радиаторов, которые оснащены мощными вентиляторами и еще один радиатор, предназначенный специально для того, чтобы охлаждать масло.


Машина хорошо преодолевает и водные преграды, например, ей не помеха полтора метра. Для таких целей выхлопные трубы разработчики поставили за кожухом самого силового агрегата на самом верху. Транспортное средство МЗКТ 7930 оснащено раздаточной коробкой с функцией принудительной блокировки дифференциала. Управление этой коробкой происходит от места посадки водителя, и оно электропневматическое.

 

 

Теперь можно поговорить о колесах. Они имеют независимую подвеску и два поперечных рычага. Тот, кто первый раз сел за руль этой «громадины» естественно думает, что ему будет достаточно трудно с ней справиться при движении. Вот машина начинает медленно и достаточно плавно трогаться с места как обычная легковушка, тогда сомнения сразу исчезают. Педаль «газа» хорошо реагирует на всякое движение водителя, можно сказать, что она «мягкая», благодаря плавному перемещению. Работы движка в кабине практически не слышно, он работает соразмерено и ровно.


Даже если вы едите по бездорожью, ощущение комфорта остается, так как сиденье расположено на пневматической подвеске, более того, здесь немаловажную роль играют и широкопрофильные шины (образец Michelin 20,5R25 XGO TL). Естественно, в такой машине предусматривается система регулировки давления воздуха, а также при проколе шин есть специальная система сигнализации.


Для чего нужна система регулировки давления? Она специально предусмотрена для того, чтобы у водителя была возможность создавать себе необходимые комфортные условия при движении тягача. В данном случае не одному водителю здесь создается комфорт, но и для самого тягача есть все условия для лучшей проходимости. Если, например, снизить давление в шинах, то улучшается заметно сцепление с поверхностью земли. Проще говоря, при уменьшении давления в колесах, на любых видах почвы машина становится намного маневреннее. На подвесках есть торсионы.


Управление МЗКТ 7930 достаточно хорошее и маневренность замечательная. Вы только представьте, что машина весит 45 тонн, казалось бы, как можно управлять легко такой махиной, но даже при глубоком заносе есть возможность вывести этот внедорожник на курсовую прямую очень быстро и с легкостью.

 

 

 

Можно перечислить характеристики МЗКТ 7930:

 

  • длина автомобиля – 12699 мм;
  • ширина автомобиля – 3070 мм
  • высота автомобиля – 3025 мм
  • масса – 20, 5 т
  • максимальная грузоподъемность – 24 т
  • дорожный просвет – 400 мм
  • мощность – 368/500 кВт/л. с.
  • скорость – 70 км/ч
  • запас хода (относительно топлива) – 1000 км.


Почему у этой машины такая хорошая маневренность? Все дело в том, что рулевой механизм имеет мощный гидроусилитель рулевого управления, для его дублирования есть запасная система. Все это сделано для того, чтобы учесть, что машина имеет четыре управляемых колеса, плюс ко всему они все ведущие.


Если говорить о высокой проходимости этой машины, то здесь все зависит не только от движка или раздаточной коробки, здесь важную роль играют как трансмиссия, так и подвеска. Автомобиль имеет 14 карданных валов. Все дифференциалы редукторов без блокировки, но только у управляемых колес, напротив неуправляемые — блокируются.


Если подробнее рассмотреть этот чудо-автомобиль, то при его управлении имеется две блокировки: межколесная и межосевая. То есть складывается впечатление, что на машине такого типа можно выполнять любые движения как боком, так и в заносе.


Автомобиль может свободно карабкаться при подъеме в 45% и почему–то никто не задумывается над тем, что он весит все 45 тонн. Для преодоления препятствий включается нижняя передача КП, пониженная передача «раздатки», при номинальном давлении в шинах и, конечно, заблокированных дифференциалах. Только в этом случае можно увидеть ее универсальное поведение.

 

 

Есть здесь и стояночная тормозная система МЗКТ 7930 и вспомогательная. Нет, она к основной системе никакого отношения не имеет. Кажется, что это слишком много для одной машины. Оказывается, что нет. Например, если взять стояночную тормозную систему – то она оснащена энергоаккумулятором пружинного типа, а также здесь осуществляется пневматическое растормаживание с места, где находится водитель. Есть и возможность работы специального механического устройства для того, чтобы выполнять аварийное торможение.


Можно добавить, что в этой машине предусмотрен предпусковой прогрев двигателя зимой, также есть обыкновенная рулевая колонка. Мы уже говорили, что машина разрабатывалась для военных целей, поэтому того чтобы прокачать топливную систему существует специальный рычаг, который расположен на раме недалеко от топливного бака. Это рычаг намного удобнее, чем обычного типа кнопка, которую так часто устанавливают на топливном фильтре. Ее часто устанавливают под капотом или еще где-то, почему-то в основном во всех неудобных местах.


Все достоинства автомобиля приведены выше. Можно только добавить, что его колесное шасси позволяет проводить монтаж любого специального оборудования и осуществлять транспортировку по любым дорогам и бездорожью.

 

Фото

 

 

 

 

promplace.ru

Силу «Богатыря» – в мирных целяхМЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»

К. Ушанов, фото автора

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) во времена существования СССР являлся секретным подразделением Минского автозавода (МАЗ). После распада Союза подразделение отделилось от МАЗа и стало самостоятельным предприятием. Сегодня МЗКТ находится под эгидой Министерства обороны Республики Беларусь и выпускает продукцию под маркой «Волат», что означает «Богатырь». И немудрено, поскольку все мобильные ракетные установки советских ПВО, понтонные войска, радарные установки и транспорт тяжелой военной техники базировались на многоосных автомобильных шасси именно этого автозавода.

СССР уже нет, а потребность в могучих колесных машинах осталась. И не только в армии Республики Беларусь, но и в российской армии. Машины МЗКТ настолько уникальны, что повторить их практически невозможно. В России тоже производят автомобили такого класса, как МЗКТ: в Кургане (КЗКТ) и Брянске (БАЗ). Но, как говорится, эти машины по сравнению с МЗКТ «немного другой коленкор».

На сегодняшний день МЗКТ остается военным предприятием в составе Минобороны Республики Беларусь и продолжает выпускать автомобильные тяговые средства (АТС) армейского назначения. Однако заказов на них стало намного меньше, и пришлось серьезно задуматься об увеличении выпуска на заводе продукции «двойного назначения», т. е. адаптированной и для армии, и для гражданских нужд.

Примером АТС «двойного назначения» являются две модификации тяжеловозов с полным приводом МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306. Их различие лишь в коробке передач: на МЗКТ-7930 монтируют силовую установку целиком Ярославского моторного завода (двигатель ЯМЗ-846 мощностью 500 л.с. и механическую коробку передач ЯМЗ-202.04 (9/2) со сцеплением ЯМЗ-151-10), а на – МЗКТ-79306 дизельный двигатель Deutz BF8M 1015 C мощностью 544 л.с. с автоматической коробкой передач (гидромеханической передачей) Allison (5/1). Остальные агрегаты и компоновка автомобилей одинаковы.

Первый опытный образец МЗКТ-7930 с механической коробкой передач (КП) изготовили на МЗКТ в 1990 году, серийное производство началось в 1998-м, а автоматической КП первый опытный образец появился в 2000 году. Шасси, предоставленное нам для теста, было укомплектовано ГМП Allison.

Первое впечатление от этого могучего автомобиля – он вызывает неподдельное уважение. К слову, на автозаводе мне показывали и более мощные автомобили с колесной формулой 12х12, 14х14 и 16х16. Не удалось, правда, увидеть автомобиль-монстр 24х24, который также выпускает завод. Уникальные машины и уникальный автомобильный завод, второго такого нет ни в странах СНГ, ни во всем мире.

Кабина МЗКТ-79306 выдвинута перед шасси и двигателем. Это очень выгодная компоновка, поскольку на такое шасси можно монтировать крановую установку или подъемник, не выходя за габариты по высоте. Хотя стоит ли говорить о габаритных нормативах для этого автомобиля, если его ширина 3070 мм, а по зеркалам – 4076 мм, т. е. имеет место явное превышение нормативов на 2500 мм, при которых можно использовать АТС на дорогах общего пользования без разрешительных документов. Это указывает на то, что МЗКТ-79306 предназначен для использования во внедорожных условиях.

Отличная обзорность кабины минского внедорожника обеспечивается за счет наклона под небольшим углом вперед трехсекционного ветрового стекла. Кстати, это придает некоторую оригинальность дизайну кабины. Внутри кабина просторна, несмотря на то, что рассчитана на трех человек. Мягкое матерчатое кресло водителя сделано на регулируемой пневмоподвеске с боковыми поддержками на спинке и на подушке. Это очень важно, потому что во время движения по пересеченной местности водитель должен иметь фиксированную посадку для безопасного управления.

Органы управления не модернизировали по сравнению с устанавливаемыми на армейские варианты минского внедорожника. Панель и комбинация приборов стали немного современней, а вот рулевое колесо – гораздо удобней и по диаметру, и по толщине обода, чем те, которые до сих пор устанавливают на некоторые модели современных военных автомобилей. Поскольку КП автоматическая, педальный блок состоит только из двух педалей: «газ» и тормоз. Джойстик привода КП расположен на высокой консоли на расстоянии полусогнутой руки справа от водителя. Рычаг привода стояночного тормоза находится слева от водительского сиденья. В общем, у водителя претензий в отношении рабочего места, на наш взгляд, не должно быть.

Пластиковая кабина (да-да! Именно пластиковая!) оказалась на удивление очень комфортабельной, хотя изначально автомобиль этот предназначался для нужд армии, а следовательно, максимально аскетичен. Однако на МЗКТ поняли: от армейской упрощенности пора перейти к гражданскому комфорту, и потому для внутренней отделки кабины применили вместо прессованного картона формованный современный пластик. Пассажирские сиденья, как и водительское, анатомические с матерчатой обшивкой. Все три сиденья снабжены ремнями безопасности. Зимой в кабине не замерзнешь – весьма эффективно от системы охлаждения двигателя работает жидкостно-воздушный отопитель. Вентиляция кабины – за счет кондиционера Convecta KL-3AT/4 и откидных стекол дверей (это уж как в армейском автомобиле).

Но и это не всё. Кабину МЗКТ-79306 комплектуют термосами для питьевой воды, аптечкой, двумя ручными огнетушителями ОУ-3, и в ней предусмотрены места под установку кронштейнов для оружия. Не правда ли, впечатляет?

Посадка в кабину удобная, во-первых, за счет того, что она низкая, и, во-вторых, двери широко открываются, дверной проем большой, а поручни расположены удобно. Под дверью установлены подножки – одна длинная вдоль кабины и нижняя, небольшая складная.

Позади кабины установлен немецкий дизельный V-образный восьмицилиндровый двигатель Deutz BF8M 1015 C с турбонаддувом мощностью 400 кВт или, «по-старому», 544 л.с. Дизель агрегатируется с гидромеханической передачей Allison HD 4560 P, одноступенчатым блокируемым гидродинамическим трансформатором (ГДТ) ТС-551 и планетарной коробкой передач. Блокировка ГДТ – однодисковой фрикционной муфтой с гидроприводом. Весь силовой агрегат защищен металлическим кожухом, но помимо силового агрегата под кожух убраны емкости гидросистем, блок аккумуляторных батарей, два радиатора, один из которых совмещен с охладителем наддувочного воздуха. Боковины кожуха съемные, что облегчает ежедневное и периодическое обслуживание систем и агрегатов.

Поскольку МЗКТ-79306 предназначен для работы в условиях бездорожья, силовой агрегат будет функционировать на малых оборотах и при низких скоростях. Из этого следует, что нужна мощная система охлаждения, иначе может возникнуть перегрев двигателя. Поэтому помимо двух трубчатых радиаторов большого объема с вентиляторами, привод которых гидравлический, устанавливается еще и радиатор охлаждения масла ГМП. Выхлопные трубы системы выпуска отработавших газов выведены вверх за кожухом силового агрегата, поскольку минский внедорожник свободно преодолевает водную преграду глубиной 1,4 м. Естественно, машину такого класса, как МЗКТ-79306, оснащают раздаточной коробкой (РД), которая имеет принудительную блокировку дифференциала. Ее управление электропневматическое с места водителя.

Когда человек впервые садится за руль такого автомобиля, появляется ощущение, что с таким гигантом сложно будет справиться в движении, тем более на бездорожье. Но как только машина плавно, словно легковушка, трогается с места, все опасения пропадают. Педаль «газа» мягкая и чутко реагирует на любое действие водителя за счет плавности перемещения. Двигатель работает ровно, и в кабине его почти не слышно.

При движении по пересеченной местности ощущение комфорта не исчезает. Это происходит не только благодаря подрессоренной кабине и пневматической подвеске сиденья, но и за счет того, что установлены широкопрофильные шины Michelin 20,5R25 XGO TL с системой регулировки давления воздуха (СРДВ), включающей в себя и сигнализацию прокола шин. Водитель, регулируя из кабины давление воздуха в шинах, может, сообразуясь с условиями эксплуатации машины, создавать себе дополнительный комфорт во время движения. И не только для себя, но и для автомобиля, поскольку при снижении давления в шинах образуется большее пятно зацепления колес с грунтом, уменьшается давление колес на грунт, особенно размытый, и улучшается проходимость автомобиля.

Управление МЗКТ-79306 очень удобное – рулевое колесо можно крутить буквально одним пальцем. Маневренность тоже завидная. Представьте себе 45-тонную махину в заносе! Зрелище впечатляющее. Жаль только, что этого нет на снимках: невозможно управлять автомобилем и одновременно фотографировать его со стороны. Тем не менее поверьте на слово, что из глубокого заноса внедорожник выходит на курсовую легко, даже учитывая движение автомобиля по пересеченной местности. Такую управляемость и маневренность четырехосника можно объяснить тем, что его оснастили хорошим рулевым механизмом с мощным гидроусилителем рулевого управления (все-таки четыре колеса управляемых и к тому же ведущих), выход из строя которого дублирует запасная система. Весьма высокую проходимость обеспечивают не только хорошие двигатель, КП и раздаточная коробка с хорошо подобранными передаточными отношениями шестерен, но и надежные, проверенные в армейских условиях подвеска и трансмиссия. Общее число карданных валов 14. Ведущие мосты состоят из центральных редукторов, полуосевых карданных валов и колесных передач.

Редуктор центральный непроходной (1-й и 4-й осей) – пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом. Редуктор центральный проходной (2-й и 3-й осей) – пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом, пара цилиндрических шестерен (дополнительная передача) с межосевым дифференциалом. Дифференциалы редукторов управляемых колес не имеют блокировки, дифференциалы неуправляемых колес – блокирующиеся. Межосевые дифференциалы (2-й и 3-й осей) – с принудительной блокировкой с электропневматическим приводом, управляемым с места водителя.

Вообще весьма интересно управлять автомобилем, имеющим блокировку и межосевую, и межколесную. Создается впечатление, что автомобиль может всё: идти боком, в заносе, преодолевать так, между прочим, водную преграду глубиной полтора метра, карабкаться на подъеме в 45% (24°). И всё это при полной массе 45 т. Естественно, «универсализм» в преодолении препятствий происходит при включенной низшей передаче КП, понижающей передаче «раздатки», всех заблокированных дифференциалах и при номинальном давлении в шинах.

На МЗКТ-79306 устанавливают еще одну интересную систему – тормозную, но имеется в виду не основная система, а стояночная, запасная и вспомогательная. Уже одно это перечисление заставляет задуматься, не перестраховались ли разработчики минского внедорожника. Оказывается, нет. Стояночная тормозная система – с затормаживанием пружинным энергоаккумулятором и пневматическим растормаживанием с места водителя механического тормозного устройства барабанного типа, установленного на выходном валу раздаточной коробки. Предусмотрено механическое устройство для аварийного растормаживания стояночного тормоза. Функции запасной тормозной системы выполняет исправный контур рабочей тормозной системы при выходе из строя одного из контуров. Вспомогательная тормозная система – это всем известный моторный (горный) тормоз с электроопневматическим управлением из кабины заслонкой в системе выпуска отработавших газов и отключением подачи топлива.

Что касается внешних световых систем, то здесь минский «Богатырь» можно сравнить с люстрой: фары головного света европейские асимметричные, передние фонари, задние фонари, фонари заднего хода, указатели поворотов, противотуманные фары спереди и противотуманный фонарь красного цвета сзади, две фары-прожектора и система светомаскировки. К этому конструкторы добавили звуковые сигналы, да еще и звуковой сигнал заднего хода, который, кстати, мало кто из отечественных производителей устанавливает на свои изделия. А зря. Очень полезное оснащение для большегрузных автомобилей. К сожалению, на МЗКТ-79306 передние фары и задние фонари не защищены решетками – автомобиль-то используется на пересеченной местности, а значит, можно повредить наружную светотехнику.

Что еще хорошего в МЗКТ-79306? Ну, например, предпусковой прогрев двигателя в зимнее время, регулируемая рулевая колонка на почти военном автомобиле, система прокачки топливной системы в виде рычага, установленного на раме рядом с топливным баком и фильтром с электроподогревом топлива. Рычаг прокачки – механизм гораздо удобнее, чем кнопка на топливном фильтре, да еще и установленная где-нибудь под капотом или под кабиной – в общем, в неудобном месте (многие отечественные автопроизводители почему-то часто грешат этим).

Что не понравилось в МЗКТ-79306? Нам тоже хотелось бы узнать ответ на этот вопрос, поскольку за короткий тест-драйв мы его не получили. Для этого необходимо подольше пообщаться с автомобилем. Надеемся, когда-нибудь такая возможность нам предоставится, причем не только с МЗКТ-79306, но и с другими уникальными моделями этого белорусского предприятия.

Редакция журнала благодарит руководство МЗКТ за предоставленную возможность провести тест-драйв полноприводного шасси МЗКТ-79306.

Технические характеристики шасси МЗКТ-79306 (данные завода-изготовителя)
Колесная формула8х8
Масса перевозимого груза, кг24 000
Масса «сухая», кг19 950
Снаряженная масса, кг21 000
Полная масса, кг45 000
Распределение массы снаряженного шасси на 1-ю и 2-ю оси суммарно, кг14 350
То же на 3-ю и 4-ю оси, кг6650
Нагрузка от шасси полной массой на 1-ю и 2-ю оси суммарно, кг21 800
То же на 3-ю и 4-ю оси, кг23 200
ДвигательDeutz BF8M 1015 C
Мощность, кВт (л.с.)400 (544)
Крутящий момент, Н·м (кгс·м)2450 (250)
Топливодизельное
Вместимость топливных баков, л390х2
Коробка передачAllison HD 4560 P
Типавтоматическая
Количество передач5/ 1
ШиныMichelin
Размерность20,5R25 XGO TL
Давление в шинахрегулируемое
Максимальная скорость, км/ч75
Запас хода, км1100
Расход топлива, л/ 100 км, при скорости 60 км/ч65
Время разгона, с, до 60 км/ч60
Средняя наработка на отказ при испытаниях в объеме гарантийного пробега, км, не менее5600
Ресурс до первого капитального ремонта при 3-й категории условий эксплуатации, км, не менее100 000

Новый полноприводный тягач МЗКТ-7401

Минский завод колесных тягачей выпустил новый тягач МЗКТ-7401 с колесной формулой 8х8. Автомобиль весьма похож на своего предшественника самосвал МЗКТ-6527, но вместо самосвальной платформы установлено седельно-сцепное устройство и есть небольшие конструктивные изменения. Двигатель ЯМЗ-7511.10 развивает мощность 400 л.с. Коробка передач – МЗКТ-65151 (9 передач вперед и 1 – назад).

Максимальная скорость тяжеловоза 75 км/ч. Минимальный радиус поворота 12 м. Вместимость топливного бака 800 л. Максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство 27 т. Полная масса автопоезда 70 т. Масса тягача 16,6 т. Передняя подвеска – рессорная с амортизаторами телескопического типа двустороннего действия, подвеска задней тележки – рессорно-балансирная. Мосты задней подвески монтируются на треугольных реактивных штангах, что снижает нагрузку на рессоры, элементы их крепления и увеличивает надежность и долговечность. Для улучшения качества в конструкции мостов применены новые литые балки вместо штампосварных. Неразрезные ведущие мосты с центральными редукторами и колесной передачей оснащены автоматической системой блокировки дифференциалов (АСБД), которая выполняет также антиблокировочные функции. Тормозная система – запасный, стояночный и вспомогательный (моторный) тормоза. Шины 16.00R20 с камерами, протектором повышенной проходимости и с регулировкой давления воздуха (управление из кабины водителя). На каждом колесе установлены колодочные тормоза с пневматическим приводом, выполненным по двухконтурной схеме, и АБС фирмы WABCO. Серийная «мазовская» кабина со спальным местом оборудована автономным воздушным отопителем Webasto. Седельно-сцепное устройство – от фирмы Jost. Такого тягача еще не создавали отечественные заводы, да и у маститых зарубежных фирм трудно найти ему аналог. МЗКТ-7401 стал логическим продолжением целого семейства полноприводных «Волатов», вписывающихся в общедорожные габариты и «обутых» в односкатные вездеходные шины. Теперь потребителю достаточно приобрести только один такой автомобиль для перевозки тяжелых грузов вместо двух (магистральный тяжеловоз шириной 2500 мм и внедорожный шириной 3070 мм).

os1.ru

Техника ВС РФ (часть 6) МОБД — DRIVE2

Всем доброго времени суток, дорогие друзья!
Вот наступили очередные выходные, в связи с чем я решил написать очередную запись про следующую единицу военной техники.
Так как в прошлый раз блог вышел маленьким и мало интересным, то в этот раз надо порадовать читателей и подписчиков чем-то очень интересным =) Поэтому речь пойдет о:

“МОБД”.


МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства.
МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы.

База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 2х50КВ дизеля переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем ЦП). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для непрерывной работы дизель-агрегатов в течение 7 суток.

В кабине самой машины имеется 2 места: одно — для механика-водителя, второе — для старшего машины.


Но самое интересное этой единицы техники скрывается внутри “кунга”, то есть фургона, установленного на платформе машины за кабиной.
Внутри “кунга” есть несколько отсеков (кабинок). Они соединены между собой коридором, как в вагоне поезда:

Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.

Так как это “Машина Обеспечения Боевого Дежурства”, то там, естественно, есть пункт управления, из которого ведется связь с другими “МОБДами”, находящимися на расстоянии:

Так же имеется место для приготовления пищи — кухня.
Одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудована одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.


Спросите, может там еще и обеденная комната есть? Отвечу: “ЕСТЬ!”

Ну а после приема пищи что нужно сделать? Поспать =) Для этого имеется:
два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника

А для обеспечения всего этого оборудования + оборудования, что устанавливается на полевой позиции вокруг МОБДа, работает вот этот двигатель:

Данная единица военной техники на данный момент эксплуатируется в Вооруженных Силах.

МОБД на учениях

В те моменты, когда МОБД ненужен, то есть в мирное и неучебное время, техника стоит в специальных боксах. Но как и у любой техники, у МОБДов есть свой срок эксплуатации, и их необходимо сдавать на списание, где они еще несколько лет могут стоять под открытым небом и покрываться ржавчиной…

Вот такая техника есть в ВС РФ.
Ждите продолжения моих рассказов об интересных единицах военной техники.
Всем добра и ровных дорог.

www.drive2.ru

Пресс-тур в Тейковскую дивизию РВСН. Часть I. Скрытая угроза

Поздравляем с Днем РВСН! Как и обещали, выкладываем обновление репортажа о поездке в Тейковскую дивизию РВСН.

“Ну что, жахнем? Обязательно жахнем, но потом…”(с) ДМБ


В очередной раз, благодаря энергии онлайн пресс-клуба МО был организован достаточно интересный тур в 54-ю,гвардейскую, ордена Кутузова, ракетную дивизию стратегического назначения, базирующуюся в районе населенного пункта Тейково.

Выражаем благодарность пресс-службе МО в лице Дмитрия Петракова и представителю пресс-службы РВСН Ковалю Вадиму Анатольевичу за теплую встречу и организацию мероприятия !!! Так держать!

54-я гвардейская ракетная ордена Кутузова дивизия (54 гв.рд) (в/ч № 34048) – это дивизия в составе 27-й гвардейской ракетной Витебской Краснознамённой Армии РВСН.

Дивизия включает в себя 4 ракетных полка, часть из которых вооруженна новейшими подвижными ракетными комплексами ПГРК “Тополь-М” с межконтинентальными ракетами РС-12М2 “Тополь-М” (РТ-2ПМ2), кодовое обозначение США/НАТО SS-X-27 “Sickle”, а два полка перевооружаются более новыми боевыми комплексами.

В настоящее время в Тейковском ракетном соединении заступает на боевое дежурство очередной (второй) ракетный полк, вооруженный новейшим, не имеющим аналогов в мире, подвижным грунтовым ракетным комплексом стратегического назначения “Ярс” с разделяющими ядерной головной частью.

ПГРК “Ярс” – это наиболее современный подвижный ракетный комплексами ПГРК, состоящий на вооружении РВСН России. Он оснащен межконтинентальными ракетами РС-24. Ракета РС-24 является глубокой модификацией ракеты 15Ж65 комплекса РТ-2ПМ2 “Тополь-М”, обозначение США/НАТО – SS-X-29, по открытым источникам, конструкция МБР аналогичная ракете РТ-2ПМ2, и максимально унифицирована с последней, за исключением платформы разведения боевых блоков, головного обтекателя, системы управления и полезной нагрузки, а также КСП ПРО (комплекса средств по преодолению ПРО). По некоторым данным, в головной части установлена РГЧ ИН (разделяемая головная часть с блоками индивидуального наведения) с ядерными боеголовками нового поколения.


Также фигурирует информация, что в головной части установлены новые, т.н. маневрирующие боеголовки индивидуального наведения, но данная информация относится к категории непроверенной и секретной.

ПГРК “Ярс” с твердотопливной МБР РС-24 легкого класса имеет повышенную устойчивость к ПФЯВ и обладает способностью доставки ББ второго уровня стойкости к назначенным индивидуальным целям, защищенным многоэшелонированной ПРО с элементами космического базирования, с вероятностью 0,93 – 0,95. Поражение цели осуществляется с высокой точностью – КВО нового комплекса оценивается как не превышающее величину 150 м, что позволяет ракете поражать весь необходимый спектр военно-стратегических целей. Благодаря принятию ряда мер значительно снижена возможность обнаружения развернутого ПГРК с помощью средств видовой разведки вероятного противника. Устойчивость ПУ и командного пункта к ПФЯВ значительно повышена, имеется возможность пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому внеплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления. Пуск возможен как с маршрута развертывания, так и со стоянки в месте базирования. Повышена вероятность доведения команд на пуск до КП и ПУ.

Подробнее о ПГРК Ярс можно прочитать на сайте информационно-новостной системы “Ракетная техника”

Таким образом, 54-я гв. ракетная дивизия РВСН одной из первых в стране будет оснащена новейшим ударным ядерным оружием нового поколения, что повысит боевые возможности Сил ядерного сдерживания России и существенно укрепит наш оборонный потенциал.  Наличие в боевом составе ПГРК “Тополь-М” и “Ярс” позволяет с высокой долей вероятности в сжатое время нанести ответно-встречный ракетный ядерный удар по военным объектам противника.

Редакция блога искренне надеется, что настоящее оружие никогда не будет использовано по своему прямому назначению

К приезду блогеров был организован выезд нового ПГРК “Ярс”. Нужно сказать, что для неподготовленных людей знакомство со столь могучей техникой вызывали если не тайный страх, то неподдельный детский восторг.

Далее по фотографиям вы поймете, что такие машины мало кого могут оставить равнодушным.

Сначала блогеров привезли в дом офицеров в г. Тейково. После проверки личностей гостей офицерами службы безопасности, был дал “зеленый свет” (здесь нужно отметить, что еще каких нибудь 10 лет назад посещений подобной части было абсолютно невозможным для постороннего человека, а уж про приехать туда с современной цифровой камерой было примерно сродни тому, что вам удалось сфотографировать Йетти и пожать ему мохнатую лапу). Данная военная часть была, есть и будет сверхсекретным объектом, поэтому такое благосклонное отношение и разрешение на съемку, мягко говоря, нас удивили. Бывалые люди, служившие в РВСН или на ядерных объектах, нас поймут. Многие из них до сих пор даже цифры из индексов боевых комплексов говорят полушепотом.

После прохождения фейс-контроля и сверки паспортных данных всю дружную толпу блогеров и журналистов посадили на автобусы (это были старые добрые ПАЗики) и повезли в часть к месту размещения ангаров с ПГРК. Там нас уже ждали.

Рядком стояли свежевыкрашенные БТР-70 группы сопровождения, машина технического обеспечения и топливозаправщик, возле которых на вытяжку стояли крепкие, розовощекие от легкого морозца бойцы.

1.  Стоянка боевой техники перед ангарами.

2. Серьезные ребята. С такими не забалуешь

3. Бойцы заняли места по боевому расписанию в машинах

4. Машина боевого дежурства (МОБД) на шасси МЗКТ-7930

Далее из ангара медленно появляется махина – ПГРК “Ярс”. Не оценивайте его в лоб, дождитесь ракурса с боку.

5. СПУ (самоходная пусковая установка) ПГРК “Ярс” выезжает из ангара

6. “Ярс” выполз и хищно оглядел мир вокруг cонными глазами (кто тут меня разбудил? 🙂

7.  Формируется колонна из единиц боевой техники.

Первым идет БТР сопровождения (по мне, я бы еще БМ “Тигр-М” с боевым модулем на крыше для надежности добавил)

8. Машина подъезжала ближе и увеличивалась в размерах.

9.  Вон такой он, северный пушной зверек для США/НАТО, точнее новейший ПГРК “Ярс”

10. СПУ ПГРК выворачивает на дорогу. При его размерах это – ювелирная работы для водителя

11. Как в сказке. К лесу передом, а к блогерам задом 🙂

12. Следом выдвигаются машины сопровождения и обеспечения. Перед вами топливозаправщик.

13. Выдвигается специальный автомобиль МОБД на новом шасси МЗКТ-7930. Ранее они были на базе старых минских шасси МАЗ

14. МОБД на повороте (хорошо видно разделение на два модуля – технический и жилой)

15. Замыкал медленно выдвигающуюся колонну второй БТР-70 боевого охранения.

Проследовав буквально метров 200 до ровной площадки, колонна остановилась и корреспондентам ведущих СМИ, а также блогерам разрешили снять ПГРК “Ярс” во всей красе и мощи, практически со всех разрешенных ракурсов. Сейчас вы поймете, о чем я.

16. СПУ ПГРК “Ярс” на стоянке.

17. Ярс, просто Ярс.

18. Йааазззь…!!!! тьфу, СПУ ПГРК “Ярс”. Масштабы полета инженерной мысли впечатляют

19. Передняя часть СПУ ПГРК “Ярс”

Крышка контейнера, под которой головная часть ракеты с самым мощным оружием за всю историю человечества.
Есть от чего пройтись холодку по спине, если задуматься, рядом с чем ты стоишь в этот момент.

20. Кабина и экипаж машины боевой.

21.  Средняя часть транспортно-пускового контейнера ПГРК “Ярс”.

22. Шины и подвеска шасси СПУ крупным планом

23.  Где это наконец у него хвост? 🙂

24.  Задняя часть транспортно-пускового контейнера ПГРК Ярс.

В этой конструкции находится специальный вышибной заряд большой мощности, который выкидывает многотонную МБР из контейнера, пока у нее не запустится собственный двигатель первой ступени. Что далее – сие есть военная тайна.

25. Блогеры после осмотра ПГРК налетели на бойцов брать интервью. Никто не отказывался, предварительно получил мудрое наставление командиров 😉

26. После чего колонна в том же составе проследовала обратно до ангаров.

А тут сказочке конец, кто прочитал до конца, тот маладэц!

На самом деле, далее будет продолжение (2-я часть поста). Мы расскажем о службе личного состава знаменитой дивизии, познакомим читателей с бытовыми условиями и другими интересными деталями ранее секретной части РВСН.

Оставайтесь с нами. Доброй ночи и мирного неба над головой

P.S. Все выложенные фотографии и другие фотоматериалы вы можете найти на официальном канале блога хостинга Flickr.

ruforces.livejournal.com

МЗКТ-7930-313 для РСЗО «Полонез-М»: safaniuk


Фото: vpk.gov.by

На Минском заводе колесных тягачей в рамках опытно-конструкторской работы создан опытный образец модернизированного колесного шасси МЗКТ 7930 с гидромеханической передачей (ГМП) – МЗКТ-7930-313, которое планируется использовать в качестве транспортной и приводной базы для боевой и транспортно-заряжающей машин (изделий В-300БМ и В-300ТЗМ) из состава модернизированной реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Полонез-М», сообщает Госкомвоенпром

*Модернизированная РСЗО “Полонез-М” позволяет поражать назначенные объекты в радиусе до 300 километров.

Модернизированное шасси МЗКТ-7930 с ГМП успешно прошло все предусмотренные испытания, по итогам которых в июне 2018 г. конструкторской документации присвоена литера «О1».
В состав колесного шасси МЗКТ-7930-313 входят как стандартные узлы и агрегаты, которые применяются в базовом шасси МЗКТ-7930 с механической коробкой передач (КПП), так и узлы которые ранее не применялись в конструкции данного шасси.

В результате проведенных доработок колесного шасси МЗКТ 7930 с ГМП, используемого для установки РСЗО «Полонез» отечественного производства, увеличена его грузоподъемность, внесены изменения в конструкцию для улучшения тактико-технических характеристик, а также повышения удобства, комфорта и безопасности работы боевого расчета.

Комфортные условия в кабине поддерживаются климатической установкой: подогрев воздуха обеспечивается работой отопителя кабины от системы охлаждения двигателя, а его охлаждение – системой кондиционирования с приводом компрессора кондиционера от двигателя.

Эффективную работу экипажа в суровых зимних условиях поддерживает независимый воздушный отопитель автономного действия. А фильтро-вентиляционная установка отечественного производства обеспечивает эффективную очистку и подачу воздуха в кабину, а также создание избыточного давления (подпора).
Внесены изменения в системы питания и охлаждения двигателя и ГМП. Установлены топливные баки увеличенной емкости, что позволило увеличить запас хода. Кроме того, установлены радиаторы ГМП и двигателя параллельно и изменена конструкция бункеров для улучшенного отвода нагретого воздуха, охлаждающего радиаторы системы охлаждения ГМП и двигатель.

В раздаточной коробке увеличено передаточное число понижающей передачи, что позволило повысить проходимость и улучшить тягово-динамические характеристики при различных диапазонах работы ГМП.
Установка дополнительного стояночного тормоза на входном валу центрального редуктора 4-го ведущего моста позволила повысить эффективность стояночной тормозной системы.

Для повышения грузоподъемности шасси и снижения металлоемкости используется усиленная рама из высокопрочной стали, а также подвеска с дополнительными усиливающими элементами в поперечных рычагах.
Применение шин повышенной несущей способности, оборудованных сигнализацией прокола и системой регулирования давления воздуха, обеспечило повышенную проходимость и безопасность.

По требованию заказчика колесное шасси МЗКТ-7930-313 может дополнительно оборудоваться бортовой информационно-управляющей системой БИУС и вспомогательной тормозной системой (дополнительный тормоз-замедлитель (ретардер), предназначенной для снижения скорости транспортного средства без использования основной тормозной системы при движении на затяжных горных спусках, а также автономной системой кондиционирования.

safaniuk.livejournal.com

Военный автомоибль Волат 7930: описание

СССР уже нет, а потребность в могучих колесных машинах осталась. И не только в армии Республики Беларусь, но и в российской армии. Машины МЗКТ настолько уникальны, что повторить их практически невозможно. В России тоже производят автомобили такого класса, как МЗКТ: в Кургане (КЗКТ) и Брянске (БАЗ). Но, как говорится, эти машины по сравнению с МЗКТ «немного другой коленкор». На сегодняшний день МЗКТ остается военным предприятием в составе Минобороны Республики Беларусь и продолжает выпускать автомобильные тяговые средства (АТС) армейского назначения. Однако заказов на них стало намного меньше, и пришлось серьезно задуматься об увеличении выпуска на заводе продукции «двойного назначения», т.е. адаптированной и для армии, и для гражданских нужд.

Примером АТС «двойного назначения» являются две модификации тяжеловозов с полным приводом МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306. Их различие лишь в коробке передач: на МЗКТ-7930 монтируют силовую установку целиком Ярославского моторного завода (двигатель ЯМЗ-846 мощностью 500 л.с. и механическую коробку передач ЯМЗ-202.04 (9/2) со сцеплением ЯМЗ-151-10), а на — МЗКТ-79306 дизельный двигатель Deutz BF8M 1015 C мощностью 544 л.с. с автоматической коробкой передач (гидромеханической передачей) Allison (5/1). Остальные агрегаты и компоновка автомобилей одинаковы.

Первый опытный образец МЗКТ-7930 с механической коробкой передач (КП) изготовили на МЗКТ в 1990 году, серийное производство началось в 1998-м, а автоматической КП первый опытный образец появился в 2000 году. Шасси, предоставленное нам для теста, было укомплектовано ГМП Allison. Первое впечатление от этого могучего автомобиля — он вызывает неподдельное уважение. К слову, на автозаводе мне показывали и более мощные автомобили с колесной формулой 12х12, 14х14 и 16х16. Не удалось, правда, увидеть автомобиль-монстр 24х24, который также выпускает завод. Уникальные машины и уникальный автомобильный завод, второго такого нет ни в странах СНГ, ни во всем мире.

Кабина МЗКТ-79306 выдвинута перед шасси и двигателем. Это очень выгодная компоновка, поскольку на такое шасси можно монтировать крановую установку или подъемник, не выходя за габариты по высоте. Хотя стоит ли говорить о габаритных нормативах для этого автомобиля, если его ширина 3070 мм, а по зеркалам — 4076 мм., т.е. имеет место явное превышение нормативов на 2500 мм, при которых можно использовать АТС на дорогах общего пользования без разрешительных документов. Это указывает на то, что МЗКТ-79306 предназначен для использования во внедорожных условиях.

Отличная обзорность кабины минского внедорожника обеспечивается за счет наклона под небольшим углом вперед 3-х секционного ветрового стекла. Кстати, это придает некоторую оригинальность дизайну кабины. Внутри кабина просторна, несмотря на то, что рассчитана на трех человек. Мягкое матерчатое кресло водителя сделано на регулируемой пневмоподвеске с боковыми поддержками на спинке и на подушке. Это очень важно, потому что во время движения по пересеченной местности водитель должен иметь фиксированную посадку для безопасного управления.

Органы управления не модернизировали по сравнению с устанавливаемыми на армейские варианты минского внедорожника. Панель и комбинация приборов стали немного современней, а вот рулевое колесо — гораздо удобней и по диаметру, и по толщине обода, чем те, которые до сих пор устанавливают на некоторые модели современных военных автомобилей. Поскольку КП автоматическая, педальный блок состоит только из двух педалей: «газ» и тормоз. Джойстик привода КП расположен на высокой консоли на расстоянии полусогнутой руки справа от водителя. Рычаг привода стояночного тормоза находится слева от водительского сиденья. В общем, у водителя претензий в отношении рабочего места, на наш взгляд, не должно быть.

Пластиковая кабина (да-да! Именно пластиковая!) оказалась на удивление очень комфортабельной, хотя изначально автомобиль этот предназначался для нужд армии, а следовательно, максимально аскетичен. Однако на МЗКТ поняли: от армейской упрощенности пора перейти к гражданскому комфорту, и потому для внутренней отделки кабины применили вместо прессованного картона формованный современный пластик. Пассажирские сиденья, как и водительское, анатомические с матерчатой обшивкой. Все три сиденья снабжены ремнями безопасности. Зимой в кабине не замерзнешь — весьма эффективно от системы охлаждения двигателя работает жидкостно-воздушный отопитель. Вентиляция кабины — за счет кондиционера Convecta KL-3AT/4 и откидных стекол дверей (это уж как в армейском автомобиле).

Но и это не всё. Кабину МЗКТ-79306 комплектуют термосами для питьевой воды, аптечкой, двумя ручными огнетушителями ОУ-3, и в ней предусмотрены места под установку кронштейнов для оружия. Не правда ли, впечатляет? Посадка в кабину удобная, во-первых, за счет того, что она низкая, и, во-вторых, двери широко открываются, дверной проем большой, а поручни расположены удобно. Под дверью установлены подножки — одна длинная вдоль кабины и нижняя, небольшая складная.

Позади кабины установлен немецкий дизельный V-образный восьмицилиндровый двигатель Deutz BF8M 1015 C с турбонаддувом мощностью 400 кВт или, «по-старому», 544 лошадиные силы. Дизель агрегатируется с гидромеханической передачей Allison HD 4560 P, одноступенчатым блокируемым гидродинамическим трансформатором (ГДТ) ТС-551 и планетарной коробкой передач. Блокировка ГДТ — однодисковой фрикционной муфтой с гидроприводом. Весь силовой агрегат защищен металлическим кожухом, но помимо силового агрегата под кожух убраны емкости гидросистем, блок аккумуляторных батарей, два радиатора, один из которых совмещен с охладителем наддувочного воздуха. Боковины кожуха съемные, что облегчает ежедневное и периодическое обслуживание систем и агрегатов.

Поскольку МЗКТ-79306 предназначен для работы в условиях бездорожья, силовой агрегат будет функционировать на малых оборотах и при низких скоростях. Из этого следует, что нужна мощная система охлаждения, иначе может возникнуть перегрев двигателя. Поэтому помимо двух трубчатых радиаторов большого объема с вентиляторами, привод которых гидравлический, устанавливается еще и радиатор охлаждения масла ГМП. Выхлопные трубы системы выпуска отработавших газов выведены вверх за кожухом силового агрегата, поскольку минский внедорожник свободно преодолевает водную преграду глубиной 1,4 метра. Естественно, машину такого класса, как МЗКТ-79306, оснащают раздаточной коробкой (РД), которая имеет принудительную блокировку дифференциала. Ее управление электропневматическое с места водителя.

Когда человек впервые садится за руль такого автомобиля, появляется ощущение, что с таким гигантом сложно будет справиться в движении, тем более на бездорожье. Но как только машина плавно, словно легковушка, трогается с места, все опасения пропадают. Педаль «газа» мягкая и чутко реагирует на любое действие водителя за счет плавности перемещения. Двигатель работает ровно, и в кабине его почти не слышно.

При движении по пересеченной местности ощущение комфорта не исчезает. Это происходит не только благодаря подрессоренной кабине и пневматической подвеске сиденья, но и за счет того, что установлены широкопрофильные шины Michelin 20,5R25 XGO TL с системой регулировки давления воздуха (СРДВ), включающей в себя и сигнализацию прокола шин. Водитель, регулируя из кабины давление воздуха в шинах, может, сообразуясь с условиями эксплуатации машины, создавать себе дополнительный комфорт во время движения. И не только для себя, но и для автомобиля, поскольку при снижении давления в шинах образуется большее пятно зацепления колес с грунтом, уменьшается давление колес на грунт, особенно размытый, и улучшается проходимость автомобиля.

Управление МЗКТ-79306 очень удобное — рулевое колесо можно крутить буквально одним пальцем. Маневренность тоже завидная. Представьте себе 45-тонную махину в заносе! Зрелище впечатляющее. Жаль только, что этого нет на снимках: невозможно управлять автомобилем и одновременно фотографировать его со стороны. Тем не менее поверьте на слово, что из глубокого заноса внедорожник выходит на курсовую легко, даже учитывая движение автомобиля по пересеченной местности. Такую управляемость и маневренность 4-х осника можно объяснить тем, что его оснастили хорошим рулевым механизмом с мощным гидроусилителем рулевого управления (все-таки четыре колеса управляемых и к тому же ведущих), выход из строя которого дублирует запасная система. Весьма высокую проходимость обеспечивают не только хорошие двигатель, КП и раздаточная коробка с хорошо подобранными передаточными отношениями шестерен, но и надежные, проверенные в армейских условиях подвеска и трансмиссия. Общее число карданных валов 14.

Ведущие мосты состоят из центральных редукторов, полуосевых карданных валов и колесных передач. Редуктор центральный непроходной (1-й и 4-й осей) — пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом. Редуктор центральный проходной (2-й и 3-й осей) — пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом, пара цилиндрических шестерен (дополнительная передача) с межосевым дифференциалом. Дифференциалы редукторов управляемых колес не имеют блокировки, дифференциалы неуправляемых колес — блокирующиеся. Межосевые дифференциалы (2-й и 3-й осей) — с принудительной блокировкой с электропневматическим приводом, управляемым с места водителя.

Вообще весьма интересно управлять автомобилем, имеющим блокировку и межосевую, и межколесную. Создается впечатление, что автомобиль может всё: идти боком, в заносе, преодолевать так, между прочим, водную преграду глубиной полтора метра, карабкаться на подъеме в 45% (24o). И всё это при полной массе 45 тонн. Естественно, «универсализм» в преодолении препятствий происходит при включенной низшей передаче КП, понижающей передаче «роздатки», всех заблокированных дифференциалах и при номинальном давлении в шинах.

На МЗКТ-79306 устанавливают еще одну интересную систему — тормозную, но имеется в виду не основная система, а стояночная, запасная и вспомогательная. Уже одно это перечисление заставляет задуматься, не перестраховались ли разработчики минского внедорожника. Оказывается, нет. Стояночная тормозная система — с затормаживанием пружинным энергоаккумулятором и пневматическим растормаживанием с места водителя механического тормозного устройства барабанного типа, установленного на выходном валу раздаточной коробки. Предусмотрено механическое устройство для аварийного растормаживания стояночного тормоза. Функции запасной тормозной системы выполняет исправный контур рабочей тормозной системы при выходе из строя одного из контуров. Вспомогательная тормозная система — это всем известный моторный (горный) тормоз с электроопневматическим управлением из кабины заслонкой в системе выпуска отработавших газов и отключением подачи топлива.

Что касается внешних световых систем, то здесь минский «Богатырь» можно сравнить с люстрой: фары головного света европейские асимметричные, передние фонари, задние фонари, фонари заднего хода, указатели поворотов, противотуманные фары спереди и противотуманный фонарь красного цвета сзади, две фары-прожектора и система светомаскировки. К этому конструкторы добавили звуковые сигналы, да еще и звуковой сигнал заднего хода, который, кстати, мало кто из отечественных производителей устанавливает на свои изделия. А зря. Очень полезное оснащение для большегрузных автомобилей. К сожалению, на МЗКТ-79306 передние фары и задние фонари не защищены решетками — автомобиль-то используется на пересеченной местности, а значит, можно повредить наружную светотехнику.

Что еще хорошего в МЗКТ-79306? Ну, например, предпусковой прогрев двигателя в зимнее время, регулируемая рулевая колонка на почти военном автомобиле, система прокачки топливной системы в виде рычага, установленного на раме рядом с топливным баком и фильтром с электроподогревом топлива. Рычаг прокачки — механизм гораздо удобнее, чем кнопка на топливном фильтре, да еще и установленная где-нибудь под капотом или под кабиной — в общем, в неудобном месте (многие отечественные автопроизводители почему-то часто грешат этим).

Что не понравилось в МЗКТ-79306? Нам тоже хотелось бы узнать ответ на этот вопрос, поскольку за короткий тест-драйв мы его не получили. Для этого необходимо подольше пообщаться с автомобилем. Надеемся, когда-нибудь такая возможность нам предоставится, причем не только с МЗКТ-79306, но и с другими уникальными моделями этого белорусского предприятия.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

МЗКТ-7930 Википедия

 МЗКТ-7930
(шасси)[19]
МЗКТ-7415
(тягач)[20]
МЗКТ-7930-300
(шасси)[21]
МЗКТ-79306
(шасси)[22]
Характеристики
      Колёсная формула8×88×88×88×8
      Максимальная скорость, км/ч70707075
      Максимальный преодолеваемый подъём, %55555560
      Угол въезда, град.25252525
      Угол съезда, град.35453535
      Дорожный просвет, мм400400400400
      Вертикальное препятствие, мм350350350350
      Боковой уклон, %40404040
      Радиус разворота (по колее), м15151514,5
      Глубина преодолеваемого брода, м1,41,41,41,4
      Ширина преодолеваемого рва, м2,02,02,02,5
      Запас хода, км1000100010001000
      Рабочая температура, °C–45 — +50–45 — +50–45 — +50–30 — +50
      Ёмкость топливного бака, л2×3852×3852×3852×385
      АвиатранспортабельностьАн-22, Ан-124Ан-22, Ан-124Ан-22, Ан-124Ан-22, Ан-124
Габариты
      Длина, мм12669106391266912669
      Ширина, мм3070307030703070
      Высота, мм3017302530173017
Весовые параметры
      Полная масса автомобиля, кг43300388004520045000
      Снаряжённая масса автомобиля, кг20800210002050021000
      Грузоподъёмность, кг22200178002420024000
      Допустимая нагрузка на оси:
            1-я и 2-я2×103502×91502×110502×10950
            3-я и 4-я2×113252×102502×115502×11550
ДвигательЯМЗ-846, дизельный, V-образный, 8-цилиндровыйDeutz BF8M1015C, дизельный, V-образный, 8-цилиндровый
      Мощность, кВт (л. с.) при 2100 мин-1370 (503)370 (503)370 (503)400 (544)
      Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм)1960 (200)1960 (200)1960 (200)2350
ТрансмиссияГМП МЗКТ-5561, механическаяЯМЗ-202-04, механическаяГМП МЗКТ-5561, автоматическаяAllison HD45P, автоматическая
      Число передач:
            вперёд6966
            назад1111
Раздаточная коробка (для всех моделей)Двухскоростная, с блокируемым межтележечным дифференциалом
      Передаточные числа1:1,00/1:1,6011:1,00/1:1,6011:1,00/1:1,6011:1,00/1:1,601
1-я и 2-я осиУправляемые, ведущиеУправляемые, ведущиеУправляемые, ведущиеУправляемые, ведущие
Ведущие оси (для всех моделей)Центральные редукторы с межосевыми и межколёсными дифференциалами, планетарные колёсные редукторы
ПодвескаНезависимая, торсионная, усиленные амортизаторыНезависимая, торсионная, гидравлические амортизаторыНезависимая, торсионная, усиленные амортизаторыНезависимая, торсионная, гидравлические амортизаторы
Рулевое управлениеЛевый/правый руль, гидравлический усилительЛевый руль, гидравлический усилительЛевый/правый руль, гидравлический усилительЛевый руль, гидравлический усилитель
Тормозная система (для всех моделей)Двухконтурная, с пневмогидравлическим приводом
Шины1500×600-635, бескамерные, система центральной накачки шинMichelin 20,5R25, бескамерные, система центральной накачки шин
РамаЖёсткая, лонжеронного типа, сечение лонжеронов — швеллерное. Металлический бампер. Оборудована передним и задним буксирными устройствамиЖёсткая, лонжеронного типа, сечение лонжеронов — швеллерное. Металлический бампер. Оборудована спереди двумя буксирными вилками, сзади — буксирными устройствами
КабинаЖёсткая, стеклопластиковая, 2-дверная, 3-местная, регулируемое рулевое колесо, информативная панель приборов с регулировкой яркости подсветки, лампа для чтенияЖёсткая, стеклопластиковая, 2-дверная, 3-местная, оборудована органами управления и контрольно-измерительными приборами и обеспечивает размещение оборудования заказчикаЖёсткая, стеклопластиковая, 2-дверная, 3-местная, регулируемое рулевое колесо, информативная панель приборов с регулировкой яркости подсветки, лампа для чтенияЖёсткая, стеклопластиковая, 2-дверная, 3-местная, обеспечивает размещение оборудования заказчика, двух приборов ночного видения
Электрооборудование
      Номинальное напряжение24 В24 В24 В24 В
      Аккумуляторы, Ач4×3804×1904×3804×190
Опции (для всех моделей) 
 Мощный обогреватель/вентилятор
 Воздушный кондиционер
 Автономный обогреватель
 Лебёдка
 Бронированная кабина
 Шины с системой Ranflat

wikiredia.ru