Мтз 80 туго вращается руль – Неисправности рулевого управления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Содержание

Неисправности рулевого управления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

________________________________________________________________________

Рулевое управление трактора МТЗ-80, 82 –
Неисправности и ремонт

Установка гидроусилителей рулевого управления
(ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью
снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста,
повышения безопасности движения и качества производимых работ.

В гидросистему рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 входят масляный
бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми
устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах
МТЗ-80, 82 устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной
конструкций.

При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80,
МТЗ-82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю
гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота
двустороннего действия. Усилие от поршня силового цилиндра через
рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через
поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.
Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является
распределитель рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82.

Неисправности гидросистемы рулевого управления управления
МТЗ-80, МТЗ-82

Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность
движения во многом зависят от технического состояния агрегатов
гидравлической системы рулевого управления. При прогретом масле в
гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без
рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход
рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений
вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой
передачи гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82.

Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей
рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали
или регулируют. Для определения зазоров в зубчатых или червячных
зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого
колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом
колесе, а указатель — на рулевой колонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в
шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют
свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход должен быть
в пределах 25…30, допустимый—35 . С помощью прибора одновременно
можно определить усилие на ободе рулевого колеса. Для этого
отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной
частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра
прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке
определяют усилие свободного поворота рулевого механизма. Усилие на
ободе колеса должно быть в пределах 30…50 Н. Если свободный ход
превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.

Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля
(ГУР) трактора МТЗ-80, 82

1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4—
монтировочная лопатка

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3,
предварительно отвернув стопорный болт 2. Если свободный ход вала
гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса
и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.

Его регулируют прокладками фланца датчика
блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк —
сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без
заедания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при
ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 сложные и
требуют применения контрольно-испытательного оборудования после
окончательной сборки.

У гидроусилителей МТЗ-80, МТЗ-82 для замены
червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и
вы­нимают вертикальный вал в сборе с сектором. Затем, сняв крышку
корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в
сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку
и извлекают червячный вал из корпуса распределителя. Если шариковые
подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют.
При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником.

Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесен­ную на торце
шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора. При
установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают
метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У гидроусилителя руля (ГУР) МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока
силового цилиндра заменить несложно. Для этого отворачивают гайки
шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового
цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень
и заднюю крышку силового цилиндра.

При сборке силового цилиндра сначала в гильзу
устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на
шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120
Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого
управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения
вертикального вала и зазора между
червяком и сектором. .

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3
(см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно
использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на
нем циферблатом.

Ослабляют предварительно болт 2 фиксации
эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал
червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода
вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют
эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной
лопаткой или отверткой. Иногда свободный ход уменьшается, однако
возрастает усилие поворота рулевого колеса.

Это свидетельствует о
нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие
их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Неисправности системы рулевого управления МТЗ-80/82

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Неисправности системы рулевого управления МТЗ-80/82

Установка гидроусилителей рулевого управления
(ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью
снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста,
повышения безопасности движения и качества производимых работ.

В гидросистему рулевого управления входят масляный
бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми
устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах
устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной
конструкций.

При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80,
82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю
гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота
двустороннего действия.

Усилие от поршня силового цилиндра через
рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через
поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.

Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является
распределитель рулевого механизма.

Неисправности гидросистемы рулевого управления управления
МТЗ-80, МТЗ-82

Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность
движения во многом зависят от технического состояния агрегатов
гидравлической системы рулевого управления.

При прогретом масле в
гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без
рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход
рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений
вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой
передачи ГУР МТЗ-80, МТЗ-82.

Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей
рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали
или регулируют.

Для определения зазоров в зубчатых или червячных
зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого
колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом
колесе, а указатель — на рулевой колонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в
шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют
свободный ход рулевого колеса.

Номинальный свободный ход должен быть
в пределах 25…30, допустимый—35 . С помощью прибора одновременно
можно определить усилие на ободе рулевого колеса.

Для этого
отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной
частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра
прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке
определяют усилие свободного поворота рулевого механизма.

Усилие на
ободе колеса должно быть в пределах 30…50 Н. Если свободный ход
превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.

Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля
(ГУР) трактора МТЗ-80, 82

1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4—
монтировочная лопатка

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3,
предварительно отвернув стопорный болт 2.

Если свободный ход вала
гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса
и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.

Его регулируют прокладками фланца датчика
блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк —
сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без
заедания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при
ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-82, МТЗ-80 сложные и
требуют применения контрольно-испытательного оборудования после
окончательной сборки.

У гидроусилителей для замены
червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и
вынимают вертикальный вал в сборе с сектором.

Затем, сняв крышку
корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в
сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку
и извлекают червячный вал из корпуса распределителя.

Если шариковые
подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют.
При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником.
Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце
шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора.

При
установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают
метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У ГУР МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока
силового цилиндра заменить несложно.

Для этого отворачивают гайки
шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового
цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень
и заднюю крышку силового цилиндра.

При сборке силового цилиндра сначала в гильзу
устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на
шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120
Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого
управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения
вертикального вала и зазора между
червяком и сектором. .

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3
(см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно
использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на
нем циферблатом.

Ослабляют предварительно болт 2 фиксации
эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал
червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода
вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют
эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной
лопаткой или отверткой.

Иногда свободный ход уменьшается, однако
возрастает усилие поворота рулевого колеса. Это свидетельствует о
нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие
их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

specsts.ru

Шайбы для золотника ГУРа трактора МТЗ.

Модернизация золотника распределителя ГУРа.
 В этой статье мы рассмотрим один из вариантов улучшения работы гидроусилителя руля трактора МТЗ – 80, 82.«Беларусь».

                Как мы говорили в предшествующей статье о том , что дозатор устанавливается только тогда, когда гидроусилитель руля (ГУР) не подлежит ремонту. Если мы провели ремонт, заменили ремонтный комплект и ГУР работает, но плохо выполняет свои функции (усталость и износ всей системы). В этом случае можно попробовать модифицировать золотник распределителя гидроусилителя руля. Как это сделать? Надо заказать токарю две втулки с буртиком. Размеры смотри здесь ( Рис. – 3 ). Втулки запрессовываются с двух сторон на золотник 21 (рис.- 4 )распределителя) ГУРа. 17 (рис. 5 ) Длина золотника удлиняется на 2 мм с каждой стороны, а внутренний диаметр уменьшается на толщину втулок. Хвостовик червячного вала 22 ( рис- 3) должен свободно перемещаться по внутреннему диаметру золотника 21 ( рис. 5) с установленными втулками. Для этого надо проточить на токарном станке хвостовик червячного вала 22 ( рис.- 3 ). Особой точности здесь нет. Заводской внутренний диаметр золотника и наружный диаметр хвостовика колеблется в плюс минус на несколько десятков микрон.    Чертёж втулки рис. 3                                                                                                                        рис. 3   За минувший год мы модернизировали на 26 тракторах МТЗ – 80- 82 золотника распределителя ГУР. И только на двух тракторах результат нулевой. Причина в том, что ГУР полностью неисправен. Покупать новый гидроусилитель руля или же устанавливать дозатор каждый выбирает сам. Здесь на моём сайте есть полезная статья” станок своими руками”, для фермера незаменимый помощник. Также полезная информация на странице моего веб сайта зернодробилка своими руками.

                                                                                                                    

                Рис. -4 Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82):                                      Рис. – 5 Гидроусилитель рулевого управления. (ГУР )а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.

Посмотреть моё видео.

Механизм гидроусилителя рулевого управления ГУР.

Механизм гидроусилителя рулевого управления ГУР (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора.

рис. 6

Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червяк; 2 — сектор; 3 — верхняя втулка; 4 — корпус; 5 — поворотный вал; в — спускной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошка; 11 — нижняя втулка; 12 — всасывающий трубопровод; 13 — рейка; 14 — упор рейки; 15 — золотник датчика блокировки дифференциала; 16 — регулировочные прокладки; 17 — поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 — трубопровод клапана; 19 — корпус клапана; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — колпачок предохранительного клапана.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов.

• бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя
• шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22
• силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию
• шарикового предохранительного клапана
• датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала.

Перечень узлов ГУРа.

Смотрите рисунок – 6. Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем.

Распределитель гидросистемы руля.

Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапанно-золотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления. Смотрите рисунок – 4. Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении. Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распределителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотнённые резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются ещё три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определённое сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для предупреждения резкого поворота рулевого колеса Корпус распределителя 17 по торцам уплотнён круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят масло-проводимые отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещён в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.

Цилиндр гидросистемы руля.

Смотрите рисунок – 5. Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплён гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвёртывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм.
Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцера, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнён с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора. На моём сайте в статье ” передняя цапфа, поворотная балка трактора мтз,” есть информация по реставрации цапфы, описание и данные по  балке качения трактора.

Регулировка зацепления сектора с червяком.

Смотрите рисунок – 5. Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется  болтом. Для регулировки зацепления, заведите в паз фланца втулки ключ, поверните втулку 23 по часовой стрелке до упора, при среднем положении сошки, затем поверните против часовой стрелки на 10-12 мм по наружному диаметру фланца. Затяните болт.

Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления.

Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).

Смотрите рисунок – 6. Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя.
На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе — для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло:
• летом — М10В или М10Г;
• зимой — М8В или М8Г.
При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.

Распределитель гидросистемы руля, как работает?

Смотрите рисунки – 4 – 5. При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колёс, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.
При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.
При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.
Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.
При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.

Силовой цилиндр, как работает?

Смотрите рисунок – 5. Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колёс трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.

Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперёд в крышку 12, а назад — в корпус.
При повороте руля до упора или при повороте колёс трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).

Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.

«Поделиться»
Вернуться на главную страницу. 

tokarkagro.ru

Насос дозатор МТЗ: неисправности, установка

Содержание   

Насос дозатор МТЗ  — это составляющая часть гидрообъемного комплекса,  управляющего трактором. Он способствует правильному распределению жидкости и ее подаче к гидравлическим цилиндрам, что, в свою очередь, значительно упрощает управление трактором.

Это позволяет оператору прикладывать намного меньше усилий для поворота колеса, что очень важно при сильной загруженности трактора.

Устройство и принцип работы насоса МТЗ

Насос дозатор МТЗ выпускают на тракторном заводе в Минске. Производителем было максимально упрощено устройство агрегата для  обеспечения хорошей износоустойчивости механизмов и простоты в обслуживании. Агрегат включает 3 главные комплектующие части:

  • корпус с клапанным блоком;
  • особый качающийся узел;
  • механизм распределения.

    Устройство насоса дозатора ГУР МТЗ

В качающемся узле насоса — несколько частей: неподвижный статор и ротор, к которым подходит золотник устройства. Золотник крепится 2 пружинами и соединяется с валом колонки руля. Двигаясь, рулевая колонка приводит в движение золотник и, смещаясь относительно центральной оси, осуществляет поставку масла внутрь насоса.

Особый клапанный блок  корпуса содержит противовакуумные, предохранительные, обратные и противоударные клапаны. Обратные клапана требуются в случае отказа гидравлического мотора. Тогда клапаном перекрывается сливной канал системы гидравлического усиления, мешая перемещению жидкости. Предохранительные клапаны регулируют давление в системе маслопровода.

Противовакуумные клапаны способствуют перемещению масла в гидравлические цилиндры при авариях в системе. Противоударными клапанами регулируется давление в магистралях при очень большой нагрузке при движении по неровным участкам трассы.

Устанавливать насос дозатор необходимо на технику, движущуюся со скоростью не выше 50 км/ч, а располагать в объёмном гидравлическом приводе машины.

Воздействуя на управляющую систему, насос дозатор осуществляет подачу рабочей жидкости к гидроцилиндру и усиливает действия оператора. При отсутствии воздействия на управляющую систему положение насоса становятся нейтральным, и он пропускает жидкость непосредственно к сливной системе.
к меню ↑

Как правильно выполнить установку насоса дозатора?

При установке насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 выполняется частичная замена системы ГУР (гидравлического управления руля) на  ГОРУ (гидравлическое объёмное рулевое управление).

В комплект ГОРУ входят:

  • особый кронштейн гидравлического цилиндра;
  • усиленная тяга руля;
  • 2 рычага;
  • гидравлические цилиндры на передний мост с комплектом пальцев;
  • насос дозирующий;
  • особый переходник для насоса;
  • каналы высокого давления.

    Комплект для установки ГУР на трактор МТЗ

Если необходимо, также покупают кран, блокирующий дифференциал механизма ГОРУ. Его применяют, чтобы заменить блокировку, используемую на ГУР. Этот кран предоставляет возможность для блокировки руля на нестабильных дорожных участках, что улучшает проходимость транспорта.
к меню ↑

Алгоритм установки

  1. В первую очередь снимают коробку ГУР (распределитель). Для этого необходимо снять рычаги управления, потом изъять пластины пыльников, уплотнители и пыльники. Потом нужно снять крышки и вытянуть золотники.
  2. На следующем этапе меняют подшипники, если имеющиеся износились.
  3. Снимают червяк агрегата.
  4. На место червяка устанавливают вал дозатора.
  5. Устройство для дозировки прикручивают к необходимой планке. Для установки используют потайные болты.
  6. Потом насос проверяют и после этого устанавливают насос дозатора на мтз в систему гидравлического усиления.

Остальной комплект ГОРУ меняют до того, как будет произведена установка агрегата.
к меню ↑

УСТАНОВКА НАСОСА ДОЗАТОРА НА МТЗ СВОИМИ РУКАМИ (ВИДЕО)


к меню ↑

Неисправности насоса

Всякая неисправность дозатора на мтз 82 или системы объёмного управления руля может вызвать осложнения в функционировании управляющей системы. Для восстановления работоспособности системы необходимо чёткое понимание того, что именно пришло в негодность. Об этом можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость переднего моста говорит о том, что ось поворотного вала сместилась. Также это может указывать на то, что в узлах агрегата или в тяге управления руля образовались зазоры.
  2. Для того чтобы поворачивать руль, необходимо прикладывать больше усилий. Причина — малый объём масла в дозаторе. Вторая возможная причина – большой объём воздуха в гидросистеме, что может привести к холостой работе оборудования.
  3. Произвольное изменение положения колеса руля. Руль может поворачиваться сам из-за неправильного расположения золотника в насосе. Нейтральное положение золотника зависит от 2-х растягивающих пружин. Если одна из них поломается, возможна постоянная подача масла на один из цилиндров, что вызовет поворот руля.
  4. Плохой упор при повороте или его отсутствие. Это может объясняться недостаточным количеством масла в дозаторе, что ухудшает его работоспособность. Ещё одна причина этой неисправности – износ прокладок уплотнения на цилиндрах, которые отвечают за поворот автомобиля.
  5. Поворот колеса трактора в противоположную сторону при повороте руля. Это вызвано неправильным соединением выводов к гидроцилиндрам автомобиля с насосом дозатором, что приведёт к подаче масла на другой цилиндр и усилится другая сторона.

    Схема установки насоса дозатора

Также к неисправности может привести загрязнение контура гидравлического усиления.

Если клапаны насоса забьются грязью и прочими частичками, то они не смогут обеспечить пропускание жидкости по системе и регулирование давления. Итогом будет снижение работоспособности системы, и она может сломаться.

 Главная страница » Насосы

byreniepro.ru

Почему на мтз 80 тугой руль — Лечение суставов

________________________________________________________________________

Рулевое управление трактора МТЗ-80, 82 — Неисправности и ремонт

Установка гидроусилителей рулевого управления (ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста, повышения безопасности движения и качества производимых работ.

В гидросистему рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 входят масляный бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах МТЗ-80, 82 устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной конструкций.

При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота двустороннего действия. Усилие от поршня силового цилиндра через рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси. Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является распределитель рулевого механизма МТЗ-80, МТЗ-82.

Неисправности гидросистемы рулевого управления управления МТЗ-80, МТЗ-82

Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического состояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления. При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля МТЗ-80, МТЗ-82.

Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют. Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25…30, допустимый—35 . С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса. Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого механизма. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30…50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.

Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля (ГУР) трактора МТЗ-80, 82

1 — лимб-транспортир; 2— болт; 3— эксцентриковая втулка; 4— монтировочная лопатка

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк — сектор) тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2. Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.

Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк — сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без заедания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончательной сборки.

У гидроусилителей МТЗ-80, МТЗ-82 для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вы­нимают вертикальный вал в сборе с сектором. Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя. Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют. При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником.

Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесен­ную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора. При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У гидроусилителя руля (ГУР) МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно. Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.

При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения вертикального вала и зазора между
червяком и сектором. .

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3 (см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно использовать простое приспособление — транспортир 1 с нанесенным на нем циферблатом.

Ослабляют предварительно болт 2 фиксации эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк — сектор) регулируют эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной лопаткой или отверткой. Иногда свободный ход уменьшается, однако возрастает усилие поворота рулевого колеса.

Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Source: techspez.ru

Почитайте еще:

remont-avto.uef.ru