Львовский автобусный завод сегодня – Львовский автобусный завод — Википедия

Львовский автобусный завод — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Львовский автобусный завод
Тип закрытое акционерное общество
Год основания 1945
Год закрытия октябрь 2014
Расположение СССР СССР → Украина 

ru.wikipedia.org

Украинская марка ЛАЗ

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) начал свою историю с 21 мая 1945 года. Первоначально предприятие выпускало разнообразные специализированные автомобили, например, автокраны. Весь модельный ряд ЛАЗ.

ЛАЗ-695

Только через десять лет на заводе был разработан и выпущен опытный образец ЛАЗ-695, и после успешного прохождения испытаний машина была запущена в серийное производство. Машина получилась неприхотливая и надёжная и продолжала выпускаться с несущественными модернизациями на протяжении 50 лет.

Предприятие меняло рисунок передней части, количество и форму воздухозаборников двигателя и отделку салона, но в основе автобус оставался легко узнаваемым 695-м, все с тем же двигателем ЗиЛ-130. Только через восемнадцать лет была сделана попытка сконструировать новую модель автобуса и был выпущен экспериментальный ЛАЗ-Украина-73, однако в серию он не пошел.

Понадобилось еще пять лет, чтобы с конвейера сошёл новый ЛАЗ-4202 с двигателем КамАЗ-7401-05. Машина предназначалась для городских перевозок и получилась не такой удачной, как предыдущая модель. Ни двигатель, ни кузов не выдерживали длительной эксплуатации в городских условиях.

Также вызывала нарекания электропроводка. В 1983 году автобус был модернизирован, неудачная АКПП была заменена механической, конструкция кузова стала более прочной. Автобус получил название ЛАЗ-42021 (позднее переименованный в ЛАЗ-42071). В 1993 году модель снята с производства.

Кроме, серийных гражданских моделей все годы выпускались автобусы военно-медицинского назначения, а в период с середины 60-х до 2013 года предприятие выпускало эксклюзивные специализированные автобусы для космической отрасли СССР и, позднее, России.

Современная история

В 1994 году завод преобразуется в Акционерное общество и запускает в серию новый троллейбус ЛАЗ-52522. В 90-е годы наиболее тяжелым для предприятия оказался 1997 год – в том году удалось выпустить и продать только 177 машин.

Однако следующее десятилетие началось успешно и завод, ставший в то время частным акционерным предприятием, нарастил как объём, так и ассортимент продукции. В 2002 году появились модели 6205, 5252, А291 и серия туристических автобусов Лайнер.

В следующем году автозавод показал ставший первенцем целой серии полутораэтажный ЛАЗ-5208 НеоЛАЗ. Серия продолжилась городским автобусом CityLAZ-A183 и перронным CityLAZ-AX183. В 2007 году появилась новая версия CityLAZ-A183 – сочлененный автобус CityLAZ-A292, а весной следующего года завод выпустил совершенно новую модель InterLAZ 13.5LE.

Банкротство

Однако мировой экономический кризис 2008 года резко осложнил положение предприятия. Появилась полугодовая задолженность перед коллективом по заработной плате и по причине была отключена электроэнергия. Попытка запустить производство предпринята в 2009 году.

На протяжении следующих четырех лет было выпущено несколько удачных моделей, заключены несколько договоров на поставку автобусов и троллейбусов как за рубеж, так и для городов, участвующих в проведении чемпионата Евро-2012. Однако системный конфликт со Львовской обладминистрацией и постоянные проблемы с невыполнением объемов заказов привели предприятие к банкротству в конце 2014 года.

all-auto.org

Львовский автобусный завод

Льво́вский авто́бусный заво́д ( укр. Львівський автобусний завод , сокращённо ЛАЗ ) — советское и украинское автомобилестроительное предприятие. В октября 2014 года завод остановил производство, оборудование и помещения выставлены на аукцион

[1] . Согласно официальной информации руководства в сентябре 2018 года, Львовский автобусный завод возобновил работу и находится в процессе восстановления производства [1] [2] .

История

1945—1991

Марка Украины, посвящённая львовскому автобусу ЛАЗ-695. 2015 г.

Решение о создании завода было принято в апреле 1945 года [3] [4] , когда ЦК КП(б)У и СНК УССР приняли постановление «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства города Львова», предусматривавшее создание в городе автобусного завода [5] . Днём основания завода является 21 мая 1945 года , когда во Львове началось строительство автосборочного завода. В 1947 году завод дал первую продукцию [6] , в 1948 году завод выпустил первые автокраны [5] .

В 1949 году началась реорганизация завода в автомобилестроительный завод

[6] . В 1951 году завод выпустил первые автомобили — 20 электромобилей НАМИ-750 для развозки почты [4] , но в дальнейшем выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы [6] .

В 1951 году завод освоил производство автокрана АК-32 [3] .

В 1955 году завод начал проектирование первой модели автобуса [3] и в 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый городской автобус ЛАЗ-695 [5] , в 1957 году начал их серийное производство. В следующие годы завод был реконструирован и расширен [6] .

В 1958 году завод начал производство пригородного автобуса ЛАЗ-695Б с двигателем ЗИЛ-158Л (выпуск которого продолжался до 1964 года), в 1959 году — туристского автобуса ЛАЗ-697 (выпуск которого продолжался до 1963 года) [7] , в 1963 году — партию троллейбусов ЛАЗ-695Т.

В 1964 году конструкторский отдел Львовского автобусного завода вместе с экспериментальным цехом был выделен из состава предприятия и преобразован в ГСКБ по городским автобусам средней и большой вместимости . Также, в 1964 году завод начал производство пригородного автобуса ЛАЗ-695Е с двигателем ЗИЛ-130 (выпуск которого продолжался до 1970 года)

[7] .

В 1965 году завод начал выпуск междугородных и туристских автобусов ЛАЗ-699 А [8] .

В 1967 году завод выпустил 7600 автобусов [5] .

В декабре 1968 года завод изготовил 50-тысячный автобус [3] .

В 1970 году завод начал производство автобуса ЛАЗ-695М (выпуск которого продолжался до 1975 года) [7] .

22 января 1971 года за совершенствование технологии производства и достижение высоких технико-экономических показателей [3] завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени [6] .

В 1973 году завод выпустил 10 000 автобусов [5] . В этом же году был разработан и выпущен демонстрационный образец междугородного автобуса ЛАЗ — Украина — 73 , однако серийное производство этой модели начато не было.

В 1974 году завод начал выпуск автобуса ЛАЗ-698 [5] . 20 апреля 1974 года с главного конвейера сошёл 100-тысячный построенный автобус [3] .

К 1975 году завод осуществлял экспорт автобусов в 16 стран мира. Развитию предприятия способствовал обмен опытом, который ЛАЗ осуществлял с другими предприятиями автомобильной промышленности СССР, а также с производившими автобусы предприятиями « Autosan » (ПНР), « Praga » (ЧССР), « Икарус » (ВНР) и Югославии [9] . Также, в 1975 году специально для автозавода была разработана стационарная установка для механизированного нанесения антикоррозионной мастики УНМ-1 с пневмораспылителем. УНМ-1 была установлена в сборочном цеху ЛАЗ и введена в эксплуатацию, обеспечив существенное ускорение окраски кузовов выпускаемых автобусов [10] .

В 1978 году завод начал выпуск автобуса ЛАЗ-4202

[11] .

В 1981 году завод серийно выпускал пригородные автобусы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Р, туристические автобусы ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р, городские автобусы ЛАЗ-4202, а также гидромеханические автомобильные передачи для автобусов (которые поставлял Ликинскому автобусному заводу в РСФСР и заводу «Икарус» в ВНР) и иные запчасти для автобусов [6] . В конце 1981 года на заводе был выпущен 200-тысячный автобус (им стал ЛАЗ-695Р) [12] .

В 1982 году завод начал серийное производство городского автобуса ЛАЗ-4302 с дизельным двигателем и среднего городского автобуса ЛАЗ-4202 с новой трёхступенчатой коробкой передач [13] .

В 1984 году на выставке «Автопром-84» завод представил пригородный 35-местный автобус ЛАЗ-42021 и междугородный автобус ЛАЗ-5255 , а также сообщил о начатых работах по проектированию нового семейства автобусов с дизельным двигателем КамАЗ-740.02, предназначенных для замены в производстве моделей ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695Р и ЛАЗ-699Р

[11] ( ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207 ). В 1984—1985 гг. был разработан газобаллонный автобус ЛАЗ-695НГ , основным видом топлива для которого являлся метан. 19 июля 1985 завод начал серийное производство ЛАЗ-695НГ [14] .

В 1988 году ЛАЗ выпустил 14 646 автобусов — максимальное количество за всю историю предприятия [4] .

В 1990 году завод выпустил 12 118, в 1991 году — 11793 автобусов [15] . В 1991 году было принято решение о переориентировании ЛАЗ на выпуск средних междугородных и местных (сельских) автобусов, а также о расширении производственной кооперации автозавода. С целью освободить производственные площади заводских корпусов для расширения сварочно-сборочного и окрасочного участков, было решено передать производство 35 наименований деталей для автобусов ЛАЗ (цветное литье, резинотехнические и крепежные изделия, детали из пластмасс, пневмо- и электронная аппаратура, сиденья водителей и другие комплектующие) на другие специализированные предприятия СССР. Производство рулевого механизма автобусов ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207 и продольных рулевых тяг передали на Львовский завод автотракторных запчастей, производство электроники поручили ПО «Львовприбор». Канашский автоагрегатный завод уже в 1991 году успешно освоил выпуск передних осей для автобусов ЛАЗ

[16] .

ЛАЗ выпустил партию специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур [17] с 1960-х гг. по 2013 год [18] .

После 1991

В 1993 году ведущие мосты для автобусов ЛАЗ (ранее выпускавшиеся в Венгрии) начал выпускать Рязанский завод автомобильных агрегатов [19] .

В 1994 году на базе предприятия создано открытое акционерное общество «Львовский автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду государственного имущества Украины. В этом же году началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522 .

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины [20] .

В 1999 году завод выпустил 177 автобусов, однако в 2000 году объёмы производства увеличились [21] до 1000 машин [22] .

В 2001 году находившийся в государственной собственности контрольный пакет акций ЛАЗ был продан, завод стал частным предприятием с коллективной формой собственности [23] . В январе — октябре 2001 года завод выпустил 498 автобусов [24] . В начале ноября 2001 года завод подготовил к производству новую модель автобуса — ЛАЗ-6205 [25] , но следующие пять месяцев завод простаивал, и выпуск автобусов был возобновлён в марте 2002 года [26] .

В июле 2002 года завод объявил о намерении начать производство автобусов, работающих на сжатом природном газе [27]

. Кроме того, в 2002 была адаптирована к требованиям рынка большая городская модель ЛАЗ-5252 и начался выпуск четырёх новых моделей автобусов (больших городских ЛАЗ-А291, а также пригородных и туристических Лайнер−9, −10, −12).

Всего в 2002 году завод выпустил 307 автобусов [28]

В августе 2003 года был выпущен полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства моделей «НеоЛАЗ» [29] .

В мае 2004 года были представлены две следующие модели НеоЛАЗ: городской автобус с низким уровнем пола CityLAZ-A183 и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт» [30] .

В 2003 году завод выпустил 436 автобусов, в 2004 году — 707 автобусов [31] . 23 декабря 2004 года завод был исключен из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины [32] .

В 2006 году начался выпуск троллейбусов ElectroLAZ-12 и ElectroLAZ-20 . Также, в 2006 году завод лишился жилого фонда — общежития ЛАЗ были проданы вместе с жильцами (летом 2013 года в соответствии с решением Львовского суда жителей начали выселять из общежитий)

[33] .

В 2007 году была создана холдинговая компания «ЛАЗ» во главе с управляющей компанией «Сити Транспорт Групп», в структуру холдинга вошли Львовский автобусный завод, Днепровский автобусный завод и Николаевский машиностроительный завод [34] . 21 февраля 2007 завод начал выпуск новой модели (сочленённого городского автобуса CityLAZ-А292, разработанного на основе конструкции CityLAZ-A183) [35] .

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис привёл к осложнению экономической ситуации на Украине . С апреля 2008 года завод в течение полугода не выплачивал зарплату рабочим [36] [37] . Тем не менее, весной 2008 года завод представил новую модель автобуса — InterLAZ 13.5LE [38] . После изготовления в 2008 году 365-тысячного автобуса ЛАЗ был включён в книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее самое большое количество автобусов в мире

[4] .

11 декабря 2008 года заводу отключили электроэнергию [39] , простой предприятия продолжался до 2 февраля 2009 [40] .

Осенью 2009 года ЛАЗ подписал экспортный контракт на поставку 10 троллейбусов в Болгарию [41] .

30 марта 2010 года во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского автобусного завода об изготовлении 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих футбольный чемпионат Евро-2012 . Подвижной состав должен был быть закуплен в лизинг на 10 лет. Первый платёж составлял 10 % от общей суммы контракта. Однако в установленные сроки контракт выполнен не был (так, Донецк получил в установленные сроки лишь 9 из 30 заказанных автобусов [42] , Львов — 33 из 133 заказанных автобусов [43] ).

Хотя в январе 2011 года Львовский горсовет потребовал от завода прекратить установку в выпускаемые автобусы сидений производства КНР [44] , к началу февраля 2011 года выпускаемые ЛАЗ транспортные средства только на 15-30 % состояли из деталей украинского производства [45] . В частности, на автобусы устанавливали двигатели Ярославского моторного завода ( Россия ), фирмы Deutz ( Германия ) и задние мосты Rába ( Венгрия ).

В марте 2011 года ЛАЗ изготовил первые 15 троллейбусов модели Е301А1 [46] (в дальнейшем завод начал оснащать выпускаемые троллейбусы видеокамерами) [47] .

В июне 2011 года ЛАЗ заключил соглашение с компанией « Renault S.A. » о совместном производстве машин «скорой помощи» [48] на базе микроавтобуса «Renault Master 2» (их производство началось осенью 2012 года [49] [50] , до конца 2012 года было выпущено 100 машин [51] ).

В октябре 2011 года завод представил новую модель автобуса — ЛАЗ-А183NG [52] . В конце октября 2011 года общая численность работников завода составляла свыше 1200 человек [53] . Всего в 2011 году завод выпустил 97 автобусов [54] .

В мае 2012 года завод представил новую модель автобуса — ЛАЗ «Лайнер 141» [55] . Кроме того, в 2012 году завод разработал на базе туристического ЛАЗ-5208 полутораэтажный медицинский автобус [56] .

В августе 2012 года владельцы завода объявили о намерении освоить на ЛАЗ выпуск инкассаторских бронированных машин на импортном шасси («Mercedes Benz», «Renault» или «Volkswagen») [57] , но этот проект остался не реализованным [23] .

12 февраля 2013 года ЛАЗ остановил работу и отправил сотрудников в неоплачиваемые отпуска (в это время на предприятии работали 300 человек) [58] . Администрация завода сообщила, что завод не может выплатить задолженность по заработной плате сотрудникам, счета за электроэнергию и отопление в связи с невыплатой средств по уже исполненным контрактам на поставку техники муниципальными властями Украины [59] .

28 февраля 2013 года 74 депутата Львовского горсовета подписали обращение к правительству Украины, Верховной Раде Украины и Генеральной прокуратуре Украины с требованием национализации ЛАЗ [60] в связи с незаконным характером приватизации завода [23] .

12 марта 2013 года собственники завода объявили о прекращении производства автобусов на ЛАЗ (в связи с решением перенести его в Днепродзержинск) [61] . Вслед за этим владельцы завода сообщили о начатой процедуре банкротства предприятия и конфликте с городскими властями Львова, которые не выплатили заводу 25 млн гривен за поставленные городу 30 автобусов [23] .

1 апреля 2013 года ЛАЗ подписал экспортный контракт на поставку 8 троллейбусов в Болгарию [62] , производство на заводе было восстановлено.

В июне 2013 года по решению суда ЛАЗ выплатил 25 млн гривен Донецкой городской администрации за автобусы и троллейбусы, которые был обязан поставить к Евро-2012, но не успел этого сделать в намеченные сроки [63] .

На 1 июля 2014 года «В цехах…в разной степени готовности (от 30 до 90) находятся гармошки для Донецка и заложенные для Киева, до десятка готовых А191, голый кузов нового А141. Также есть 5 кузовов Нео в донецкой раскраске.» [64] .

В сентябре 2014 года ЛАЗ вновь практически остановил производство, был поставлен вопрос о закрытии завода в связи с отсутствием спроса на продукцию завода на внутреннем рынке Украины, отсутствием экспортных заказов и наличием задолженности за уже выполненные поставки общественного транспорта в города Украины в рамках государственного заказа [65] . В октябре 2014 года ЛАЗ окончательно остановил производство [66]

23 марта 2015 года [67] находившиеся в аварийном состоянии помещения завода, из которых было вывезено оборудование [68] , а затем выставлено на аукцион [69] .

В период с начала января 2015 [70] до конца декабря 2016 завод не выпустил ни одной единицы автомобильной техники [71] .

2 ноября 2017 года бывший премьер-министр Украины Николай Азаров сообщил, что Львовский автобусный завод окончательно закрыт [72] .

В сентябре 2018 года Львовский автобусный завод сообщил о возобновлении работы [1] [2] [73] . В уцелевших цехах ЛАЗа собрали 8 автобусов: пять автобусов ЛАЗ A191F0 и три автобуса ЛАЗ A183N1 . Также компания обновила модельный ряд, среди которых городские автобусы средней и большой вместимости, сочлененные автобусы («гармошки»), троллейбусы и даже автомобиль скорой помощи [1] [2] .

Согласно официальной информации руководителя отдела продаж завода, процесс восстановления начался зимой 2018 года [1] [2] :

С февраля начался процесс восстановления работы. Он не быстрый и не дешевый. Сейчас во Львове работают цех по окраске и сбору. Не восстановил работу кузовной цех. Частично на предприятии работают львовяне, но также работники из других городов

Производимая продукция (неполный перечень)

Автобус ЛАЗ-695 , старейшая и наиболее распространённая модель «ЛАЗа» AeroLAZ-12, обслуживающий аэропорты (Львов, 2008)

Примечания для “Львовский автобусный завод”

  1. 1 2 3 4 5 Львовский автобусный завод возобновил работу после банкротства . Проверено 14 сентября 2018.
  2. 1 2 3 4 На Украине снова начали выпускать автобусы ЛАЗ   (неопр.) . Авто Mail.Ru. Проверено 20 октября 2018.
  3. 1 2 3 4 5 6 Краткая биография автозаводов. Годы и факты // журнал «За рулём», № 12, декабрь 1974. стр.20
  4. 1 2 3 4 Герои промпроизводства. История самых крупных предприятий Львова // Forbes.UA от 5 июля 2013
  5. 1 2 3 4 5 6 И. С. Деркач. Львов: путеводитель. 2-е изд., доп. Львов, «Каменяр», 1974. стр.13-14
  6. 1 2 3 4 5 6 Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР // Украинская Советская Энциклопедия. том 6. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.187
  7. 1 2 3 Первые первых специализированных // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.34-36
  8. ↑ Годы и факты // «За рулём», № 11, ноябрь 1967. стр.19
  9. ↑ Г. И. Бандровский. Город шагает в будущее. Из опыта экономического и социального планирования. Львов, «Каменяр», 1975. стр.101
  10. ↑ Г. А. Сухарев, В. Л. Гоц, Р. А. Гаврилюк, Н. М. Дружкин, С. И. Магдыш, А. И. Величко. Механизация нанесения противошумной мастики БПМ-1 на кузова автобусов // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1977. стр.30-31
  11. 1 2 канд. тех. н. Ю. К. Есеновский-Лашков, И. А. Коровкин. Новые автобусы // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1984. стр.16-19
  12. ↑ Цифры, события, факты // журнал «Автомобильный транспорт», № 1, 1982. стр.39
  13. ↑ А. И. Титков. Автомобильная техника в XI пятилетке // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1982. стр.1-5
  14. ↑ Серийные газобаллонные автобусы // журнал «Автомобильный транспорт», № 8, 1985. стр.32
  15. ↑ В. И. Пашков, С. Г. Сидоренко. Автомобильная промышленность за 1991 год и девять месяцев 1992 года // «Автомобильная промышленность», № 3, 1993. стр.1-6
  16. ↑ Р. С. Асатрян. Автобусо- и троллейбусостроение страны: состояние и перспективы // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.1-3
  17. ↑ Г. И. Бандровский. Город шагает в будущее. Из опыта экономического и социального планирования. Львов, «Каменяр», 1975. стр.8
  18. ↑ Журнал «Грузовик-пресс», № 9/2010, стр. 70-73
  19. ↑ В. П. Морозов. Автомобильная промышленность в современных условиях // «Автомобильная промышленность», № 7, 1993. стр.9-11
  20. ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 911 вiд 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  21. ↑ Даёшь столичный автобус! // газета «Сегодня» № 192 (693) от 23 октября 2000
  22. ↑ Леонид Сапожников. Львовский автобус до Лондона довезёт // «За рулём», № 2, 2001. стр.70
  23. 1 2 3 4 Чуркин: Банкротство затронуло только мелкие компании холдинга ЛАЗ // Ліга. Бизнес. UA от 18 марта 2013
  24. ↑ В Украине наблюдается дефицит ЛАЗов // «AUTO-Consulting.UA» от 29 ноября 2001
  25. ↑ Жить стало… легче // газета «Сегодня» № 252 (1004) от 8 ноября 2001
  26. ↑ В 2002 году ЛАЗ произведет более 2100 автобусов // «AUTO-Consulting.UA» от 27 мая 2002
  27. ↑ Первая полоса // газета «Сегодня» № 163 (1211) от 25 июля 2002
  28. ↑ На ЛАЗе сократилось производство на 35 % // «AUTO-Consulting.UA» от 3 февраля 2003
  29. ↑ «Жизнь» украинскому автобусу // газета «Сегодня» № 191 (1536) от 27 августа 2003
  30. ↑ Рынок автобусов в Украине. Обзор новинок 2004 года // «AUTO-Consulting.UA» от 4 июня 2004
  31. ↑ В январе ЛАЗ сократил производство на 52 % до 25 автобусов // «AUTO-Consulting.UA» от 2 марта 2005
  32. ↑ Правительство Украины в два раза сократило перечень государственных стратегических предприятий // «Подробности. UA» от 5 января 2005
  33. ↑ Мешканців ЛАЗівських гуртожитків знову виселяють // ZAXID.NET от 8 июля 2013
  34. ↑ ЛАЗ не смог возобновить работу // «AUTO-Consulting.UA» от 26 января 2009
  35. ↑ «Львовский автозавод» начал производство сверхбольшого сочлененного автобуса с низким уровнем пола «СитиЛАЗ» А-292 // УНИАН от 21 февраля 2007
  36. ↑ Працівникам ЛАЗу півроку не виплачують зарплати // ZAXID.NET от 3 октября 2008
  37. ↑ Работники ЛАЗа — почти год без зарплаты // «Подробности. UA» от 27 апреля 2009
  38. ↑ Холдинг ЛАЗ представить на COMTRANS-2008 нову модель INTER LAZ // ZAXID.NET от 17 апреля 2008
  39. ↑ ЛАЗу відімкнули електрику через борги // ZAXID.NET от 15 декабря 2008
  40. ↑ ЛАЗ відновить свою роботу 2 лютого // ZAXID.NET от 29 января 2009
  41. ↑ Автобуси ЛАЗ придбає Болгарія // ZAXID.NET от 13 октября 2009
  42. ↑ Донецк подал в суд на Львов за евроавтобусы // «Сегодня. UA» от 20 июля 2012
  43. ↑ ЛАЗ виготовив до Євро-2012 транспорту на понад 1 млрд грн // ZAXID.NET от 30 января 2012
  44. ↑ Депутати просять відмовитися від китайських сидінь у автобусах ЛАЗу // ZAXID.NET от 27 января 2011
  45. ↑ Автобуси ЛАЗу мають лише до 30 % вітчизняних деталей, — експерт // ZAXID.NET от 7 февраля 2011
  46. ↑ ЛАЗ виготовив для Донецька нові моделі українських тролейбусів // ZAXID.NET от 31 марта 2011
  47. ↑ Владелец ЛАЗа Игорь Чуркин оборудует харьковский транспорт видеокамерами // новостной портал «ХайВей» (Харьков) от 24 июля 2011
  48. ↑ ЛАЗ і «Renault» виготовлятимуть «швидкі» до Євро-2012 // ZAXID.NET от 8 июня 2011
  49. ↑ Запоріжжя оновить парк «швидкої допомоги» 26 машинами ЛАЗу // ZAXID.NET от 23 октября 2012
  50. ↑ ЛАЗ відправив у Донецьк перші швидкі // ZAXID.NET от 18 декабря 2012
  51. ↑ ЛАЗ увеличит производство автомобилей скорой помощи в 10 раз // УКРИНФОРМ от 7 марта 2013
  52. ↑ ЛАЗ презентував нові розробки // ZAXID.NET от 15 октября 2011
  53. ↑ Президент пообіцяв збільшити держзамовлення для ЛАЗу // ZAXID.NET от 30 октября 2011
  54. ↑ Статистика — 2011 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
  55. ↑ ЛАЗ повезе до Росії два нових автобуси (фото) // «В голос» (Украина) от 29 мая 2012
  56. ↑ В Донецке появилось 10 новых «скорых» с современным оборудованием // «Сегодня. UA» от 7 июня 2012
  57. ↑ ЛАЗ випускатиме броньовані автомобілі для інкасаторів // ZAXID.NET от 8 августа 2012
  58. ↑ За долгом остановка // Газета «Коммерсантъ Украина» № 23 от 13 февраля 2013, стр. 5
  59. ↑ Завод ЛАЗ перестал работать, сотрудникам не отдают зарплаты // «Сегодня. UA» от 13 февраля 2013
  60. ↑ Львів вимагає забрати ЛАЗ у Чуркіна // ZAXID.NET от 28 февраля 2013
  61. ↑ ЛАЗ переносить виробництво автобусів для громадського транспорту зі Львова // ZAXID.NET от 12 марта 2013
  62. ↑ ЛАЗ поставить в Болгарію 8 тролейбусів на 16 млн грн // ZAXID.NET от 11 июня 2013
  63. ↑ Донецьк відсудив 25 мільйонів у ЛАЗу за тролейбуси до Євро-2012 // ZAXID.NET от 11 июня 2013
  64. ↑ ЛАЗ. Общая тема. Часть 2 — RC-Forum — форум коллекционеров масштабных моделей
  65. ↑ Львовский автобусный завод закрывают Архивная копия от 15 апреля 2015 на Wayback Machine // газета «XXI век» от 17 сентября 2014
  66. ↑ На аукціон виставили 33 арештовані тролейбуси ЛАЗу // ZAXID.NET от 14 апреля 2015
  67. ↑ На аукціон виставили будівлі Львівського автобусного заводу // ZAXID.NET от 23 марта 2015
  68. ↑ Львівський автобусний завод остаточно знищено. Фото // «Гал-Info.UA» от 6 апреля 2015
  69. ↑ Что осталось от завода ЛАЗ: полуразрушенные цеха и выбитые стекла (фото) // «Сегодня. UA» от 7 апреля 2015
  70. ↑ Статистика — 2015 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
  71. ↑ Статистика — 2016 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
  72. ↑ Ошибка в сносках ? : Неверный тег <ref> ; для сносок zakr не указан текст
  73. ↑ На Украине снова начали выпускать автобусы ЛАЗ – Mail Авто

Ссылки на “Львовский автобусный завод”

www.cruer.com

Львовский автобусный завод Википедия

Льво́вский авто́бусный заво́д (укр. Львівський автобусний завод, сокращённо ЛАЗ) — советское и украинское автомобилестроительное предприятие. В октября 2014 года завод остановил производство, оборудование и помещения выставлены на аукцион[1]. Согласно официальной информации руководства в сентябре 2018 года, Львовский автобусный завод возобновил работу и находится в процессе восстановления производства[1][2].

История

1945—1991

Марка Украины, посвящённая львовскому автобусу ЛАЗ-695. 2015 г.

Решение о создании завода было принято в апреле 1945 года[3][4], когда ЦК КП(б)У и СНК УССР приняли постановление «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства города Львова», предусматривавшее создание в городе автобусного завода[5]. Днём основания завода является 21 мая 1945 года, когда во Львове началось строительство автосборочного завода. В 1947 году завод дал первую продукцию[6], в 1948 году завод выпустил первые автокраны[5].

В 1949 году началась реорганизация завода в автомобилестроительный завод[6]. В 1951 году завод выпустил первые автомобили — 20 электромобилей НАМИ-750 для развозки почты[4], но в дальнейшем выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы[6].

В 1951 году завод освоил производство автокрана АК-32[3].

В 1955 году завод начал проектирование первой модели автобуса[3] и в 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый городской автобус ЛАЗ-695[5], в 1957 году начал их серийное производство. В следующие годы завод был реконструирован и расширен[6].

В 1958 году завод начал производство пригородного автобуса ЛАЗ-695Б с двигателем ЗИЛ-158Л (выпуск которого продолжался до 1964 года), в 1959 году — туристского автобуса ЛАЗ-697 (выпуск которого продолжался до 1963 года)[7], в 1963 году — партию троллейбусов ЛАЗ-695Т.

В 1964 году конструкторский отдел Львовского автобусного завода вместе с экспериментальным цехом был выделен из состава предприятия и преобразован в ГСКБ по городским автобусам средней и большой вместимости. Также, в 1964 году завод начал производство пригородного автобуса ЛАЗ-695Е с двигателем ЗИЛ-130 (выпуск которого продолжался до 1970 года)[7].

В 1965 году завод начал выпуск междугородных и туристских автобусов ЛАЗ-699А[8].

В 1967 году завод выпустил 7600 автобусов[5].

В декабре 1968 года завод изготовил 50-тысячный автобус[3].

В 1970 году завод начал производство автобуса ЛАЗ-695М (выпуск которого продолжался до 1975 года)[7].

22 января 1971 года за совершенствование технологии производства и достижение высоких технико-экономических показателей[3] завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[6].

В 1973 году завод выпустил 10 000 автобусов[5]. В этом же году был разработан и выпущен демонстрационный образец междугородного автобуса ЛАЗ — Украина — 73, однако серийное производство этой модели начато не было.

В 1974 году завод начал выпуск автобуса ЛАЗ-698[5]. 20 апреля 1974 года с главного конвейера сошёл 100-тысячный построенный автобус[3].

К 1975 году завод осуществлял экспорт автобусов в 16 стран мира. Развитию предприятия способствовал обмен опытом, который ЛАЗ осуществлял с другими предприятиями автомобильной промышленности СССР, а также с производившими автобусы предприятиями «Autosan» (ПНР), «Praga» (ЧССР), «Икарус» (ВНР) и Югославии[9]. Также, в 1975 году специально для автозавода была разработана стационарная установка для механизированного нанесения антикоррозионной мастики УНМ-1 с пневмораспылителем. УНМ-1 была установлена в сборочном цеху ЛАЗ и введена в эксплуатацию, обеспечив существенное ускорение окраски кузовов выпускаемых автобусов[10].

В 1978 году завод начал выпуск автобуса ЛАЗ-4202[11].

В 1981 году завод серийно выпускал пригородные автобусы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Р, туристические автобусы ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р, городские автобусы ЛАЗ-4202, а также гидромеханические автомобильные передачи для автобусов (которые поставлял Ликинскому автобусному заводу в РСФСР и заводу «Икарус» в ВНР) и иные запчасти для автобусов[6]. В конце 1981 года на заводе был выпущен 200-тысячный автобус (им стал ЛАЗ-695Р)[12].

В 1982 году завод начал серийное производство городского автобуса ЛАЗ-4302 с дизельным двигателем и среднего городского автобуса ЛАЗ-4202 с новой трёхступенчатой коробкой передач[13].

В 1984 году на выставке «Автопром-84» завод представил пригородный 35-местный автобус ЛАЗ-42021 и междугородный автобус ЛАЗ-5255, а также сообщил о начатых работах по проектированию нового семейства автобусов с дизельным двигателем КамАЗ-740.02, предназначенных для замены в производстве моделей ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695Р и ЛАЗ-699Р[11] (ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207). В 1984—1985 гг. был разработан газобаллонный автобус ЛАЗ-695НГ, основным видом топлива для которого являлся метан. 19 июля 1985 завод начал серийное производство ЛАЗ-695НГ[14].

В 1988 году ЛАЗ выпустил 14 646 автобусов — максимальное количество за всю историю предприятия[4].

В 1990 году завод выпустил 12 118, в 1991 году — 11793 автобусов[15]. В 1991 году было принято решение о переориентировании ЛАЗ на выпуск средних междугородных и местных (сельских) автобусов, а также о расширении производственной кооперации автозавода. С целью освободить производственные площади заводских корпусов для расширения сварочно-сборочного и окрасочного участков, было решено передать производство 35 наименований деталей для автобусов ЛАЗ (цветное литье, резинотехнические и крепежные изделия, детали из пластмасс, пневмо- и электронная аппаратура, сиденья водителей и другие комплектующие) на другие специализированные предприятия СССР. Производство рулевого механизма автобусов ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207 и продольных рулевых тяг передали на Львовский завод автотракторных запчастей, производство электроники поручили ПО «Львовприбор». Канашский автоагрегатный завод уже в 1991 году успешно освоил выпуск передних осей для автобусов ЛАЗ[16].

ЛАЗ выпустил партию специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур[17] с 1960-х гг. по 2013 год[18].

После 1991

В 1993 году ведущие мосты для автобусов ЛАЗ (ранее выпускавшиеся в Венгрии) начал выпускать Рязанский завод автомобильных агрегатов[19].

В 1994 году на базе предприятия создано открытое акционерное общество «Львовский автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду государственного имущества Украины. В этом же году началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522.

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[20].

В 1999 году завод выпустил 177 автобусов, однако в 2000 году объёмы производства увеличились[21] до 1000 машин[22].

В 2001 году находившийся в государственной собственности контрольный пакет акций ЛАЗ был продан, завод стал частным предприятием с коллективной формой собственности[23]. В январе — октябре 2001 года завод выпустил 498 автобусов[24]. В начале ноября 2001 года завод подготовил к производству новую модель автобуса — ЛАЗ-6205[25], но следующие пять месяцев завод простаивал, и выпуск автобусов был возобновлён в марте 2002 года[26].

В июле 2002 года завод объявил о намерении начать производство автобусов, работающих на сжатом природном газе[27]. Кроме того, в 2002 была адаптирована к требованиям рынка большая городская модель ЛАЗ-5252 и начался выпуск четырёх новых моделей автобусов (больших городских ЛАЗ-А291, а также пригородных и туристических Лайнер−9, −10, −12).

Всего в 2002 году завод выпустил 307 автобусов[28]

В августе 2003 года был выпущен полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства моделей «НеоЛАЗ»[29].

В мае 2004 года были представлены две следующие модели НеоЛАЗ: городской автобус с низким уровнем пола CityLAZ-A183 и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт»[30].

В 2003 году завод выпустил 436 автобусов, в 2004 году — 707 автобусов[31]. 23 декабря 2004 года завод был исключен из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[32].

В 2006 году начался выпуск троллейбусов ElectroLAZ-12 и ElectroLAZ-20. Также, в 2006 году завод лишился жилого фонда — общежития ЛАЗ были проданы вместе с жильцами (летом 2013 года в соответствии с решением Львовского суда жителей начали выселять из общежитий)[33].

В 2007 году была создана холдинговая компания «ЛАЗ» во главе с управляющей компанией «Сити Транспорт Групп», в структуру холдинга вошли Львовский автобусный завод, Днепровский автобусный завод и Николаевский машиностроительный завод[34]. 21 февраля 2007 завод начал выпуск новой модели (сочленённого городского автобуса CityLAZ-А292, разработанного на основе конструкции CityLAZ-A183)[35].

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис привёл к осложнению экономической ситуации на Украине. С апреля 2008 года завод в течение полугода не выплачивал зарплату рабочим[36][37]. Тем не менее, весной 2008 года завод представил новую модель автобуса — InterLAZ 13.5LE[38]. После изготовления в 2008 году 365-тысячного автобуса ЛАЗ был включён в книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее самое большое количество автобусов в мире[4].

11 декабря 2008 года заводу отключили электроэнергию[39], простой предприятия продолжался до 2 февраля 2009[40].

Осенью 2009 года ЛАЗ подписал экспортный контракт на поставку 10 троллейбусов в Болгарию[41].

30 марта 2010 года во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского автобусного завода об изготовлении 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих футбольный чемпионат Евро-2012. Подвижной состав должен был быть закуплен в лизинг на 10 лет. Первый платёж составлял 10 % от общей суммы контракта. Однако в установленные сроки контракт выполнен не был (так, Донецк получил в установленные сроки лишь 9 из 30 заказанных автобусов[42], Львов — 33 из 133 заказанных автобусов[43]).

Хотя в январе 2011 года Львовский горсовет потребовал от завода прекратить установку в выпускаемые автобусы сидений производства КНР[44], к началу февраля 2011 года выпускаемые ЛАЗ транспортные средства только на 15-30 % состояли из деталей украинского производства[45]. В частности, на автобусы устанавливали двигатели Ярославского моторного завода (Россия), фирмы Deutz (Германия) и задние мосты Rába (Венгрия).

В марте 2011 года ЛАЗ изготовил первые 15 троллейбусов модели Е301А1[46] (в дальнейшем завод начал оснащать выпускаемые троллейбусы видеокамерами)[47].

В июне 2011 года ЛАЗ заключил соглашение с компанией «Renault S.A.» о совместном производстве машин «скорой помощи»[48] на базе микроавтобуса «Renault Master 2» (их производство началось осенью 2012 года[49][50], до конца 2012 года было выпущено 100 машин[51]).

В октябре 2011 года завод представил новую модель автобуса — ЛАЗ-А183NG[52]. В конце октября 2011 года общая численность работников завода составляла свыше 1200 человек[53]. Всего в 2011 году завод выпустил 97 автобусов[54].

В мае 2012 года завод представил новую модель автобуса — ЛАЗ «Лайнер 141»[55]. Кроме того, в 2012 году завод разработал на базе туристического ЛАЗ-5208 полутораэтажный медицинский автобус[56].

В августе 2012 года владельцы завода объявили о намерении освоить на ЛАЗ выпуск инкассаторских бронированных машин на импортном шасси («Mercedes Benz», «Renault» или «Volkswagen»)[57], но этот проект остался не реализованным[23].

12 февраля 2013 года ЛАЗ остановил работу и отправил сотрудников в неоплачиваемые отпуска (в это время на предприятии работали 300 человек)[58]. Администрация завода сообщила, что завод не может выплатить задолженность по заработной плате сотрудникам, счета за электроэнергию и отопление в связи с невыплатой средств по уже исполненным контрактам на поставку техники муниципальными властями Украины[59].

28 февраля 2013 года 74 депутата Львовского горсовета подписали обращение к правительству Украины, Верховной Раде Украины и Генеральной прокуратуре Украины с требованием национализации ЛАЗ[60] в связи с незаконным характером приватизации завода[23].

12 марта 2013 года собственники завода объявили о прекращении производства автобусов на ЛАЗ (в связи с решением перенести его в Днепродзержинск)[61]. Вслед за этим владельцы завода сообщили о начатой процедуре банкротства предприятия и конфликте с городскими властями Львова, которые не выплатили заводу 25 млн гривен за поставленные городу 30 автобусов[23].

1 апреля 2013 года ЛАЗ подписал экспортный контракт на поставку 8 троллейбусов в Болгарию[62], производство на заводе было восстановлено.

В июне 2013 года по решению суда ЛАЗ выплатил 25 млн гривен Донецкой городской администрации за автобусы и троллейбусы, которые был обязан поставить к Евро-2012, но не успел этого сделать в намеченные сроки[63].

На 1 июля 2014 года «В цехах…в разной степени готовности (от 30 до 90) находятся гармошки для Донецка и заложенные для Киева, до десятка готовых А191, голый кузов нового А141. Также есть 5 кузовов Нео в донецкой раскраске.»[64].

В сентябре 2014 года ЛАЗ вновь практически остановил производство, был поставлен вопрос о закрытии завода в связи с отсутствием спроса на продукцию завода на внутреннем рынке Украины, отсутствием экспортных заказов и наличием задолженности за уже выполненные поставки общественного транспорта в города Украины в рамках государственного заказа[65]. В октябре 2014 года ЛАЗ окончательно остановил производство[66]

23 марта 2015 года[67] находившиеся в аварийном состоянии помещения завода, из которых было вывезено оборудование[68], а затем выставлено на аукцион[69].

В период с начала января 2015[70] до конца декабря 2016 завод не выпустил ни одной единицы автомобильной техники[71].

2 ноября 2017 года бывший премьер-министр Украины Николай Азаров сообщил, что Львовский автобусный завод окончательно закрыт[72].

В сентябре 2018 года Львовский автобусный завод сообщил о возобновлении работы[1][2][73]. В уцелевших цехах ЛАЗа собрали 8 автобусов: пять автобусов ЛАЗ A191F0 и три автобуса ЛАЗ A183N1. Также компания обновила модельный ряд, среди которых городские автобусы средней и большой вместимости, сочлененные автобусы («гармошки»), троллейбусы и даже автомобиль скорой помощи[1][2].

Согласно официальной информации руководителя отдела продаж завода, процесс восстановления начался зимой 2018 года[1][2]:

С февраля начался процесс восстановления работы. Он не быстрый и не дешевый. Сейчас во Львове работают цех по окраске и сбору. Не восстановил работу кузовной цех. Частично на предприятии работают львовяне, но также работники из других городов

Производимая продукция (неполный перечень)

Автобус ЛАЗ-695, старейшая и наиболее распространённая модель «ЛАЗа» AeroLAZ-12, обслуживающий аэропорты (Львов, 2008)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Львовский автобусный завод возобновил работу после банкротства. Проверено 14 сентября 2018.
  2. 1 2 3 4 На Украине снова начали выпускать автобусы ЛАЗ (неопр.). Авто Mail.Ru. Проверено 20 октября 2018.
  3. 1 2 3 4 5 6 Краткая биография автозаводов. Годы и факты // журнал «За рулём», № 12, декабрь 1974. стр.20
  4. 1 2 3 4 Герои промпроизводства. История самых крупных предприятий Львова // Forbes.UA от 5 июля 2013
  5. 1 2 3 4 5 6 И. С. Деркач. Львов: путеводитель. 2-е изд., доп. Львов, «Каменяр», 1974. стр.13-14
  6. 1 2 3 4 5 6 Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР // Украинская Советская Энциклопедия. том 6. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.187
  7. 1 2 3 Первые первых специализированных // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.34-36
  8. ↑ Годы и факты // «За рулём», № 11, ноябрь 1967. стр.19
  9. ↑ Г. И. Бандровский. Город шагает в будущее. Из опыта экономического и социального планирования. Львов, «Каменяр», 1975. стр.101
  10. ↑ Г. А. Сухарев, В. Л. Гоц, Р. А. Гаврилюк, Н. М. Дружкин, С. И. Магдыш, А. И. Величко. Механизация нанесения противошумной мастики БПМ-1 на кузова автобусов // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1977. стр.30-31
  11. 1 2 канд. тех. н. Ю. К. Есеновский-Лашков, И. А. Коровкин. Новые автобусы // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1984. стр.16-19
  12. ↑ Цифры, события, факты // журнал «Автомобильный транспорт», № 1, 1982. стр.39
  13. ↑ А. И. Титков. Автомобильная техника в XI пятилетке // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1982. стр.1-5
  14. ↑ Серийные газобаллонные автобусы // журнал «Автомобильный транспорт», № 8, 1985. стр.32
  15. ↑ В. И. Пашков, С. Г. Сидоренко. Автомобильная промышленность за 1991 год и девять месяцев 1992 года // «Автомобильная промышленность», № 3, 1993. стр.1-6
  16. ↑ Р. С. Асатрян. Автобусо- и троллейбусостроение страны: состояние и перспективы // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.1-3
  17. ↑ Г. И. Бандровский. Город шагает в будущее. Из опыта экономического и социального планирования. Львов, «Каменяр», 1975. стр.8
  18. ↑ Журнал «Грузовик-пресс», № 9/2010, стр. 70-73
  19. ↑ В. П. Морозов. Автомобильная промышленность в современных условиях // «Автомобильная промышленность», № 7, 1993. стр.9-11
  20. ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 911 вiд 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  21. ↑ Даёшь столичный автобус! // газета «Сегодня» № 192 (693) от 23 октября 2000
  22. ↑ Леонид Сапожников. Львовский автобус до Лондона довезёт // «За рулём», № 2, 2001. стр.70
  23. 1 2 3 4 Чуркин: Банкротство затронуло только мелкие компании холдинга ЛАЗ // Ліга. Бизнес. UA от 18 марта 2013
  24. ↑ В Украине наблюдается дефицит ЛАЗов // «AUTO-Consulting.UA» от 29 ноября 2001
  25. ↑ Жить стало… легче // газета «Сегодня» № 252 (1004) от 8 ноября 2001
  26. ↑ В 2002 году ЛАЗ произведет более 2100 автобусов // «AUTO-Consulting.UA» от 27 мая 2002
  27. ↑ Первая полоса // газета «Сегодня» № 163 (1211) от 25 июля 2002
  28. ↑ На ЛАЗе сократилось производство на 35 % // «AUTO-Consulting.UA» от 3 февраля 2003
  29. ↑ «Жизнь» украинскому автобусу // газета «Сегодня» № 191 (1536) от 27 августа 2003
  30. ↑ Рынок автобусов в Украине. Обзор новинок 2004 года // «AUTO-Consulting.UA» от 4 июня 2004
  31. ↑ В январе ЛАЗ сократил производство на 52 % до 25 автобусов // «AUTO-Consulting.UA» от 2 марта 2005
  32. ↑ Правительство Украины в два раза сократило перечень государственных стратегических предприятий // «Подробности. UA» от 5 января 2005
  33. ↑ Мешканців ЛАЗівських гуртожитків знову виселяють // ZAXID.NET от 8 июля 2013
  34. ↑ ЛАЗ не смог возобновить работу // «AUTO-Consulting.UA» от 26 января 2009
  35. ↑ «Львовский автозавод» начал производство сверхбольшого сочлененного автобуса с низким уровнем пола «СитиЛАЗ» А-292 // УНИАН от 21 февраля 2007
  36. ↑ Працівникам ЛАЗу півроку не виплачують зарплати // ZAXID.NET от 3 октября 2008
  37. ↑ Работники ЛАЗа — почти год без зарплаты // «Подробности. UA» от 27 апреля 2009
  38. ↑ Холдинг ЛАЗ представить на COMTRANS-2008 нову модель INTER LAZ // ZAXID.NET от 17 апреля 2008
  39. ↑ ЛАЗу відімкнули електрику через борги // ZAXID.NET от 15 декабря 2008
  40. ↑ ЛАЗ відновить свою роботу 2 лютого // ZAXID.NET от 29 января 2009
  41. ↑ Автобуси ЛАЗ придбає Болгарія // ZAXID.NET от 13 октября 2009
  42. ↑ Донецк подал в суд на Львов за евроавтобусы // «Сегодня. UA» от 20 июля 2012
  43. ↑ ЛАЗ виготовив до Євро-2012 транспорту на понад 1 млрд грн // ZAXID.NET от 30 января 2012
  44. ↑ Депутати просять відмовитися від китайських сидінь у автобусах ЛАЗу // ZAXID.NET от 27 января 2011
  45. ↑ Автобуси ЛАЗу мають лише до 30 % вітчизняних деталей, — експерт // ZAXID.NET от 7 февраля 2011
  46. ↑ ЛАЗ виготовив для Донецька нові моделі українських тролейбусів // ZAXID.NET от 31 марта 2011
  47. ↑ Владелец ЛАЗа Игорь Чуркин оборудует харьковский транспорт видеокамерами // новостной портал «ХайВей» (Харьков) от 24 июля 2011
  48. ↑ ЛАЗ і «Renault» виготовлятимуть «швидкі» до Євро-2012 // ZAXID.NET от 8 июня 2011
  49. ↑ Запоріжжя оновить парк «швидкої допомоги» 26 машинами ЛАЗу // ZAXID.NET от 23 октября 2012
  50. ↑ ЛАЗ відправив у Донецьк перші швидкі // ZAXID.NET от 18 декабря 2012
  51. ↑ ЛАЗ увеличит производство автомобилей скорой помощи в 10 раз // УКРИНФОРМ от 7 марта 2013
  52. ↑ ЛАЗ презентував нові розробки // ZAXID.NET от 15 октября 2011
  53. ↑ Президент пообіцяв збільшити держзамовлення для ЛАЗу // ZAXID.NET от 30 октября 2011
  54. ↑ Статистика — 2011 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
  55. ↑ ЛАЗ повезе до Росії два нових автобуси (фото) // «В голос» (Украина) от 29 мая 2012
  56. ↑ В Донецке появилось 10 новых «скорых» с современным оборудованием // «Сегодня. UA» от 7 июня 2012
  57. ↑ ЛАЗ випускатиме броньовані автомобілі для інкасаторів // ZAXID.NET от 8 августа 2012
  58. ↑ За долгом остановка // Газета «Коммерсантъ Украина» № 23 от 13 февраля 2013, стр. 5
  59. ↑ Завод ЛАЗ перестал работать, сотрудникам не отдают зарплаты // «Сегодня. UA» от 13 февраля 2013
  60. ↑ Львів вимагає забрати ЛАЗ у Чуркіна // ZAXID.NET от 28 февраля 2013
  61. ↑ ЛАЗ переносить виробництво автобусів для громадського транспорту зі Львова // ZAXID.NET от 12 марта 2013
  62. ↑ ЛАЗ поставить в Болгарію 8 тролейбусів на 16 млн грн // ZAXID.NET от 11 июня 2013
  63. ↑ Донецьк відсудив 25 мільйонів у ЛАЗу за тролейбуси до Євро-2012 // ZAXID.NET от 11 июня 2013
  64. ↑ ЛАЗ. Общая тема. Часть 2 — RC-Forum — форум коллекционеров масштабных моделей
  65. ↑ Львовский автобусный завод закрывают Архивная копия от 15 апреля 2015 на Wayback Machine // газета «XXI век» от 17 сентября 2014
  66. ↑ На аукціон виставили 33 арештовані тролейбуси ЛАЗу // ZAXID.NET от 14 апреля 2015
  67. ↑ На аукціон виставили будівлі Львівського автобусного заводу // ZAXID.NET от 23 марта 2015
  68. ↑ Львівський автобусний завод остаточно знищено. Фото // «Гал-Info.UA» от 6 апреля 2015
  69. ↑ Что осталось от завода ЛАЗ: полуразрушенные цеха и выбитые стекла (фото) // «Сегодня. UA» от 7 апреля 2015
  70. ↑ Статистика — 2015 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
  71. ↑ Статистика — 2016 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
  72. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок zakr не указан текст
  73. ↑ На Украине снова начали выпускать автобусы ЛАЗ – Mail Авто

Ссылки

wikiredia.ru

Львовский Автобусный Завод. Часть I: pyx_pyx

“Хоть вы не знаете меня, а я – не знаю вас, тесней садитесь к свету монитора, послушайте рассказ!”


И мы с друзьями тоже взяли и поехали. Поехали в удивительно прекрасный город Львов, где нам удалось побывать на конвейерной сборке автобусов завода ЛАЗ – Львовского Автобусного Завода.

Мне всегда были интересны исторические события со второй половины 50-х годов и до середины 60-х годов: открытие космоса, бурное развитие науки, появление рок-н-ролла! Поэтому я неравнодушна к местам, институтам и заводам, которые имеют к этому периоду самое непосредственное отношение, и ЛАЗ – в этом ряду.

Приехав во Львов и немного погуглив, мы обнаружили, что 12 марта 2013 года конвейер на заводе ЛАЗ был остановлен, но сейчас, через несколько месяцев, он так и не запущен снова. Это значит, маловероятно, что мы встретимся в цехах с рабочими, и наша экскурсия никому не помешает.

Наверное, очень многие бывали на каких-нибудь заводах вечером или ночью. Многие были на ЗИЛе. И знают, что даже сейчас, когда он остановлен, когда сносят цеха, по всей территории очень много света: в цехах, на железной дороге, у ворот, ну, или хотя бы в будке ЧОПа =).

На ЛАЗе нас ждала полная, абсолютная, совершенная темнота. Мы смотрели по сторонам с крыши гигантского цеха: город вокруг был в огнях, электричество на заводе было полностью отключено.


Отчего же тьма накрыла завод ЛАЗ и откуда она пришла?

ЛАЗ выиграл тендер и произвел автобусы к футбольному чемпионату Евро-2012. Компании задолжали около 50 миллионов гривен, из которых 20 миллионов гривен «висит» на властях Львова, город не может выплатить задолженность перед заводом, так как «Ощадбанк» отказался возобновить городу кредитную линию.
Дальше больше. Львовский горсовет обратился к властям страны с требованием вернуть автобусный завод в государственную собственность. В ответ ЛАЗ сообщил о переносе производства городских автобусов на Днепровский автобусный завод в Днепродзержинск. До этого руководство завода рассматривало перенос производства в Российскую Федерацию.
После этого конфликт пошел по нарастающей: завод даже отказался бесплатно ремонтировать автобусы, проданные коммунальщикам. (Источник)

Сам ЛАЗ также имеет долги за электричество, теплоснабжение и аренду земли. Вот вам объяснение причин, отчего же на ЛАЗе было так темно.

“Почему?”, “По какой причине?”, и “Какой же из этого следует вывод?” – вот вопросы, которые интересовали маниакально-депрессивного ослика Иа-Иа.
А мы – ребята весёлые, нам подавай ЭКШН!

Поэтому пройдём по цехам, развеем хоть чуть-чуть своё невежество и ознакомимся с технологией конвейерного производства низкопольных автобусов.

Второй раз мы пришли, когда было солнце и чудесный светлый день. Наш приход был замечен вороном. Он летел за нами и обличительно каркал. Если бы кто-то его кроме нас слушал, то понял бы: пришли посетители.

Может быть, эта линия Protech и для чего-то другого, гугл выдал такое её предназначение. Точно можно сказать только одно — это ванны, в которых что-то обезжиривают.


Соседство станков и заготовленных на предыдущем этапе профилей говорит о том, что станочки на фотографии — для их обработки. Но для какой именно обработки, остаётся вопросом, на который я не знаю ответа.

Компания Kaltenbach работает вовсю с Россией, и у них есть русская версия сайта.

Вот ещё разные станки в том же цеху.

Переходим в новый цех. В нём стоят лазерные станки для раскроя листовой стали!


За это фото спасибо пользователю happylogin =)

На этом я закончу первую часть путешествия по заводу ЛАЗ. Она была посвящена этапам, предшествующим началу сборки рамы автобусов.
Во второй части будет рассказ об изготовлении рам автобусов и в третьей части — мы возьмём ключи и уедем из цеха на полностью готовом автобусе.

Спасибо за внимание!

Продолжение читать вот здесь: Часть II

pyx-pyx.livejournal.com

Как ЛАЗ стал лузером: Львовский автобусный гигант превратился в карлика | Украина и украинцы: взгляд из Европы | DW

Городские маршрутные автобусы на базе Львовского автобусного завода (ЛАЗ) больше собирать не будут, их производство перенесут в Днепродзержинск, заявил владелец предприятия, российский бизнесмен Игорь Чуркин во время визита в город Кременчуг Полтавской области. По словам Чуркина, на материнском заводе во Львове будут выпускать только троллейбусы и туристические автобусы. А кареты скорой помощи – совместный проект ЛАЗа и французского автомобильного концерна Renault – будут сходить с конвейера в Запорожье, пообещал Чуркин. 

ЛАЗ на улицах Львова

Такую рокировку собственник ЛАЗа называет реорганизацией. Слухи о грядущем банкротстве автобусного завода Чуркин опроверг. В то же время он признал, что сложилась тяжелая ситуация: “Завод остановил производство с середины февраля, потому что покупатели не платят по контрактам. Заказчики на Украине задолжали почти 170 миллионов гривен за поставленные машины, Львов – крупнейший должник с 35 миллионами”.

Игорь Чуркин подчеркнул, что город Львов не платит за поставленные автобусы уже три года. По его словам, ЛАЗ планирует возобновить работу 20 марта. Власти Львова не отрицают, что задолжали заводу, но платить не собираются. В мэрии утверждают, что ЛАЗ нарушает условия контрактов.

Основные претензии касаются качества продукции. “Автобусы требуют постоянных ремонтов, – указывает мэр Львова Андрей Садовый. – Мы будем платить только за транспорт, который соответствует техническим требованиям”.

По словам мэра, комплектующие должны быть “европейского, а не китайского производства”. На ЛАЗе утверждают, что китайских комплектующих не используют, а проблемы связаны с нарушением правил эксплуатации.

“Космические” ЛАЗы и земные проблемы

Львовский автобусный завод был построен в 1945 году и считался одним из главных производителей автобусов в СССР. В 1961 году специально оборудованный ЛАЗ доставил Юрия Гагарина к стартовой площадке на космодроме Байконур. Советские и российские космонавты пользовались ЛАЗами не один десяток лет.

Космонавты по пути в автобус на Байконуре

В 2001 году, через десять лет после обретения Украиной независимости, госпредприятие было приватизировано. Его новым собственником стал российский бизнесмен Игорь Чуркин. В последнее время, особенно после кризиса 2008 и 2009 годов, завод балансирует на грани банкротства.

Если во времена Советского Союза ЛАЗ выпускал более 1000 автобусов в месяц, то сейчас этот показатель, по данным украинской прессы, сократился в 100 раз. Надежды на российский рынок не оправдались. Особенно больно по ЛАЗу ударило введение Россией в сентябре 2012 года утилизационного сбора. 

Напряженные отношения Львова и ЛАЗа

Не первый год продолжается и конфликт между российским собственником и властями Львова. Мэр западноукраинского города Андрей Садовый открыто связывает беды предприятия с новыми собственниками. “Упадок завода начался не вчера, это длительный процесс”, – заявил Садовый во время видеообращения к жителям города. Мэр отметил, что надежды на выход из кризиса благодаря заказам для проведения Евро-2012 не оправдались. По данным украинской прессы, изначально в рамках государственной программы планировалось поставить четырем украинским городам-хозяевам чемпионата континента по футболу до 2000 ЛАЗов, но реальное количество оказалось вчетверо меньше. 

Мэр Львова Садовый (первый справа) во время визита на ЛАЗ (фото из архива)

“Владелец начал процедуру банкротства и ликвидацию завода”, – утверждает мэр. В пресс-службе ЛАЗа связывают проблемы с общей ситуацией в автомобилестроении на Украине, которую на заводе назвали “сложной”.

Самые большие проблемы у предприятия начались пять-шесть лет назад, считает Ростислав Сорока, глава регионального Совета предпринимателей Львовской области. “Активы переводились на других юридических лиц, – сообщил Сорока в беседе с DW. – Фактически собственник бежал от проблем и старых долгов, хотя правильно было бы сесть за стол переговоров и договориться”. Сорока напомнил, что за последние несколько лет на ЛАЗе сменилось четыре директора.

Депутаты Львовского городского совета считают, что вывести завод из кризиса может только смена собственника. Они обратились к руководству Украины с просьбой вернуть предприятие в государственную собственность и найти нового инвестора. Ростислав Сорока полагает, что это будет сделать нелегко. Законных оснований для такого шага нет, считает Сорока. По его словам, период инвестиционных обязательств собственника завершился.

www.dw.com