Крупнозернистый асфальтобетон – щебеночно-мастичный, крупнозернистый и мелкозернистый, песчаный 

Содержание

Мелкозернистый асфальтобетон – Ровная дорога

Асфальтобетон — искусственный материал, широко используемый в дорожном строительстве. Он изготавливается путем уплотнения смеси, состоящей из разных пропорций камня (гравия или щебня), песка, связующего битума и минеральных наполнителей. В современном дорожном строительстве пользуется повышенным спросом мелкозернистый асфальтобетон, который широко используется для устройства верхнего слоя дорожного покрытия, укладки тротуаров, спортивных площадок и т. д. Чтобы изучить свойства и характеристики мелкозернистой смеси, надо сравнить ее с другими видами асфальтобетона.

Типы и предназначение асфальтобетона

Универсальный асфальтобетон — это смесь, которая содержит не более 15% асфальта. В ее состав входят дополнительные инертные вещества (тонкодисперсные минеральные добавки), улучшающие показатели и эксплуатационные характеристики состава. Асфальтобетонные смеси используют при строительстве дорог, так как они выдерживают значительные механические нагрузки, отличаются прочностью и долговечностью.

Благодаря составляющим компонентам, этот стройматериал может подвергаться укатке и уплотнению с целью повышения прочности. Асфальтобетон разделяют на крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый. Разные типы дорожного асфальтобетона отличаются между собой количеством основного заполнителя (гравия, щебня, песка). Для создания крупнозернистого используют щебень размером до 40 мм, среднезернистого — до 25 мм, мелкозернистого — до 20 мм.

Невозможно точно определить, какой асфальтобетон лучше. Каждый тип имеет свое предназначение в дорожном строительстве:

  1. Крупнозернистый асфальтобетон обычно используется для обустройства нижнего слоя дороги. В составе смеси имеется щебень размером до 0,4 см.
  2. Среднезернистый асфальтобетон применяется для укладки однослойных дорожных покрытий или для создания верхнего слоя двухслойного полотна. Один из основных компонентов асфальтобетонной смеси этого типа — щебень размером до 0,25 см.
  3. Мелкозернистый асфальтобетон отличается высокой сопротивляемостью к атмосферным и механическим воздействиям. Поэтому его часто используют для устройства автомобильных трасс с интенсивным движением и укладки верхнего слоя в двухслойных дорожных покрытиях. Щебень, содержащийся в составе смеси, имеет размеры 0,5-2 см.

Нижний слой дорожного покрытия выполняет функцию основания и применяется для выравнивания чернового полотна. Он должен быть прочным и более жестким, поэтому для создания асфальтобетонной смеси используют зерна с крупной фракцией. Верхние слои отвечают за гладкость и идеальную форму полотна. Для их устройства оптимально подходит асфальтная смесь, содержащая мелкие зерна заполнителя.

В зависимости от климатической зоны и предназначения дорожное покрытие должно выдерживать разные механические и температурные нагрузки. Асфальтобетон не должен плавиться при высокой температуре воздуха и застывать при низких показателях. В зависимости от особенностей укладки и застывания асфальтные смеси делятся на холодные и горячие.

Важная информация! Горячий асфальтобетон перед укладкой нагревают до 100-120C, а холодный остается вязким при обычной температуре воздуха. Его укладывают при температуре не ниже -10C.

Для устройства дорожных покрытий облегченного типа в строительстве используют асфальтобетон холодного типа с мелкими фракциями. Этот стройматериал изготавливается с применением мелкозернистого или песчаного заполнителя.

Полезный совет! Не рекомендуется самостоятельно создавать мелкозернистый асфальтобетон в домашних условиях, так как этот процесс требует соблюдения точных пропорций.

Особенности изготовления

Мелкозернистые асфальтные смеси изготавливаются на специализированных заводах, а их укладка выполняется при помощи техники, с использованием специальных способов. Этот стройматериал обычно доставляется на объект при помощи спецтранспорта, так как некоторые асфальтобетонные смеси требуют непрерывного подогрева.

Важная информация! Объемный вес готового мелкозернистого асфальтобетона зависит от пропорций составляющих элементов. Стройматериал представлен производителями в нескольких вариантах, которые отличаются комбинацией смеси или наличием дополнительных компонентов.

Главная задача производителя — при изготовлении мелкозернистого асфальтобетона надо определиться с фракцией наполнителя. Обычно для этого используется определенное количество щебенки, диаметр которой не превышает 20 мм. Правильно подобранные пропорции позволяют обеспечить требуемый удельный вес готового мелкозернистого асфальтобетона.

Также в асфальтобетонную смесь добавляют нужное количество сыпучих веществ, например, шлак или песок. От этого компонента зависит густота и тягучесть состава. Инструкция, по которой изготавливают асфальтобетон, содержит этап добавления связывающего вещества. Им является гудрон, получаемый в результате перегонки нефти.

Полезный совет! Обычно производители изготавливают на специализированном предприятии 2-3 вида асфальта, которые оптимально подходят для конкретных климатических условий. При крупном заказе они могут внести изменения в состав асфальтобетонной смеси.

Характеристики мелкозернистого асфальтобетона

Еще несколько десятилетий назад асфальтобетонная смесь, содержащая мелкие фракции, плохо переносила перепады температур, перемену влажности и воздействие солнечных лучей. Современные производители решили эту проблему путем использования специальных присадок. Поэтому сегодня асфальтобетон этого типа широко используется при строительстве дорог разного предназначения.

Одно из основных преимуществ этого стройматериала — мелкозернистый и другие типы асфальтобетона укладываются без использования дорогостоящих процессов. В отличие от асфальтобетонной смеси для устройства дорожного покрытия из железобетонных плит применяется резка стройматериала алмазными кругами.

Полезный совет! Заказывая мелкозернистый асфальтобетон на производстве, необходимо потребовать от изготовителя сертификат качества. В документе должны быть необходимые характеристики на конкретную партию продукции.

Наиболее прочные, износостойкие и долговечные — щебенистые смеси, используемые для устройства взлетно-посадочных полос аэродромов и твердых покрытий трасс с интенсивным движением. Прочность дорог из гравийных смесей ниже за счет того, что гладкая поверхность гравия имеет свойство уменьшать силы адгезии, которые удерживают его в асфальтобетоне. Менее прочные — смеси из природного песка. Они используются для устройства пешеходных зон и покрытия дорог с неинтенсивным движением.

Область применения

Асфальтобетон — стройматериал с отличными прочностными характеристиками, поэтому он широко применяется для устройства долговечного твердого покрытия автодорог, пешеходных зон, рулежных дорожек аэродромов и взлетно-посадочных. Каждый из компонентов в составе смеси играет определенную роль и помогает придать асфальтобетону свойства, позволяющие применять его при устройстве твердых дорожных покрытий:

  • Битум (модифицированный, натуральный). Он выполняет функцию органического вяжущего и склеивает между собой твердые компоненты асфальтобетонной смеси, предотвращая относительные перемещения. Его получают путем перегонки нефтепродуктов с использованием химического синтеза или добывают из естественных залежей битуминозных пород и асфальта.

  • Мелкий щебень и песок. Использование этих сравнительно недорогих стройматериалов в дорожном строительстве позволяет заполнить пустоты, образующиеся в теле асфальтобетона. Песок и щебень разного размера эффективно повышает механическую прочность, износостойкость и срок службы дорожного покрытия.

  • Минеральный порошок. Он эффективно снижает текучесть и расход битума. Его получают путем разлома известняков, доменных шлаков, битуминозных известняков и доломитов. Тонкость помола порошков — до 0,071 мм. Иногда в качестве минеральных порошков используют различные порошкообразные отходы промышленности, например, пыль уноса цементных заводов.

  • Мелкозернистый асфальтобетон часто используют для устройства тротуаров и пешеходных зон, так как он стоит намного дешевле тротуарных плит. Также он применяется для выполнения мелких ремонтных работ на дороге, например, для заделки щелей. В военных учебных заведениях это тип асфальтобетона используют для создания плаца и специальных площадок.

Важная информация! Некоторые виды асфальтобетона укладывают при высокой температуре. В этом случае дорожные работы необходимо проводить, учитывая правила техники безопасности.

Дорожные покрытия из асфальтобетона обладают длительным сроком эксплуатации даже при превышении допустимых механических нагрузок. Аналогичными качествами не обладают другие стройматериалы с тем же назначением.

В современном строительстве встречаются разнообразные виды стройматериалов, которые сложно заменить, так как они имеют строго определенное предназначение. К незаменимым материалам относится мелкозернистый асфальтобетон для дорожных работ, обладающий отличными прочностными характеристиками. Он востребован для создания дорожного покрытия на площадках, пешеходных зонах и территориях, прилегающих к жилым домам и другим зданиям. Широко используется для устройства верхнего слоя автомобильных дорог при укладке двухслойного дорожного покрытия.

Похожие статьи

rovnayadoroga.ru

Какой асфальт лучше? Мелкозернистый или крупнозернистый, горячий или холодный?

Изобретение асфальта принесло много позитива автолюбителям. Это и снижение уровня шума на дороге, и уменьшение расхода топлива и атмосферных выбросов. С ростом требований к качеству дорожного покрытия изменяются стандарты качественного покрытия, а в зависимости от добавляемых модификаторов различают типы выпускаемого асфальта.

Асфальт (правильно – асфальтобетон) – устойчивый материал, произведенный из песка, камня (щебня или гравия), связующего битума и минеральных наполнителей в различных пропорциях.

В зависимости от фракции основного заполнителя (щебня, гравия, пека), асфальт подразделяют на крупнозернистый и мелкозернистый. Для крупнозернистого используются щебень с размерами 20 – 40 мм, для мелкозернистого, соответственно, менее 20 мм. Ответить на вопрос, какой из них лучше не возможно из-за различного предназначения этих типов асфальта. Нижние слои дорожного покрытия, призванные быть основанием и выровнять черновое полотно, должны быть жесткими и прочными, поэтому требуют зерен с большой фракцией. А вот верхние слои, отвечающие за форму и гладкость, выполняют из асфальтной смеси с мелкими зернами заполнителя.

В разных климатических зонах асфальтное покрытие дорог должно выдерживать температурные и нагрузочные особенности. Например, не плавиться при высоких температурах, и застывать без потери качества – при низких. В зависимости от температуры, предусмотренной для укладки и застывания, асфальтовые смеси делят на горячие и холодные.

Горячий асфальт производят из щебня (до 95%), песка и гравия, связывая их битумом при температуре 140-1800С. Это наиболее привычная и распространенная технология укладки дорожного покрытия, в которой требуется специальная техника.

Холодный асфальт произведен из щебня с мелкой фракцией (3-8 мм) с использованием жидкого битума и специальных добавок, повышающих эластичность, под температурой в 80-1200С. Добавки повышают эластичность смеси и показатель его сцепки с дорожным полотном.

Горячий и холодный асфальт имеют множество различий, касающихся не только технологии их производства, но и процессов укладки.

  1. Температура укладки. Горячий асфальт не применяют в строительстве дорог, если температура воздуха ниже +50С или выше +250С. При показателях выше этой отметки горячая смесь очень плохо застывает. Для холодного асфальта граничные температуры составляют -300С и +400С. Таким образом, снимаются ограничения на сезонность выполнения ремонтных и строительных работ.
  2. Срок использования готовой смеси холодного асфальта ограничен двумя годами (срок годности). Хранится он может навалом под открытым небом (до 1 года) или в расфасованном виде в мешках по 25-50 кг. Свежеприготовленный горячий асфальт должен быть использован в течение 4-5 часов, а остатки не подлежат хранению и должны быть утилизированы.
  3. Процесс производства холодного асфальта дает минимальный парниковый эффект, в отличие от «соперника».
  4. До места использования горячий асфальт доставляется при температуре не ниже 1300С. Для холодного приемлема окружающая температура.
  5. Для укладки горячего асфальта надолго перекрываются дорожные магистрали. В работах принимают участие самосвалы, катки и виброплиты, а также бригада строителей численностью до 10 человек. Утрамбовать холодный асфальт можно вручную, и это под силу 2-3- рабочим. Останавливать или перенаправлять движение практически не требуется, поскольку после завершения очередного этапа работ, по только что уложенному асфальту могут двигаться автомобили.
  6. В процессе укладки оба вида смеси требуют сухого чернового покрытия (или ямы). Для горячей смеси важно, чтобы края ямы были обработаны битумом, а в холодное время ее нужно дополнительно прогреть.
  7. Стоимость изготовления холодного асфальта в разы выше, чем горячего. Но удобство его хранения и укладки для отдельных регионов нашей страны имеет больше преимуществ.

Также хотелось бы отметить, что холодный асфальтобетон не сможет полностью заменить горячую смесь, ведь его основное предназначение — это ремонт полотна.

Автор: Рыпань Олег, специалист по обустройству дорожного покрытия Компании «ТСГ» www.thetastroy.ru

www.thetastroy.ru

Рекомендации Методические рекомендации по устройству верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТРОЙСТВУ
ВЕРХНИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ

АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ

ИЗ
КРУПНОЗЕРНИСТЫХ

АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Москва 1990

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие .. 1

1. Общие положения .. 1

2. Подготовка АБЗ к работе в условиях отрицательных и
пониженных положительных температур воздуха .. 2

3. Подготовка основания .. 3

4. Технология устройства асфальтобетонных покрытий .. 11

5. Контроль качества работ .. 28

6. Техника безопасности .. 31


Утверждены

Зам.
директора Союздорнии

по научной работе В.М. Юмашевым

Показаны технологические особенности устройства
верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей
с учетом погодных условий (температуры воздуха и скорости ветра), состояния
основания, а также наличия парка дорожно-строительной техники.

Многие
дорожно-строительные организации, занятые устройством конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей, не укладываются в сроки
строительного   сезона,
регламентированные действующими в настоящее время нормативными документами, а
также испытывают дефицит щебня, в основном мелкозернистых фракций.

«Методические
рекомендации по устройству верхних слоев покрытий автомобильных дорог из
крупнозернис тых асфа льтобетонных
смесей «, составленные на основе работ,
выполненных Союздорнии на объектах треста » Мосасфальтстрой» в 1987-1989 гг., позволяют в значительной
степени решить эти проблемы.

Наиболее целесообразно
применение крупнозернист ы х асфальтобетонных смесей, стоимость которых ниже сто имости мелкозернистых, при устройстве покрытий при
пониженных положительных и отрицательных температур ах воздуха,
когда в целях уменьшения интенсивности охлаж дения смеси в покрытии ,
устраивают более толстые слои .

В настоящих
Методических рекомендациях представле ны технологические особенности строительства верхних
слоев покрытий автомобильных дорог из указанных выше смесей с учетом погодных
условий (температуры воздуха и скорости ветра), с остояния
основания, а также наличия парка дорожно-строительной техники.

Методические
рекомендации составил канд. техн. наук С.Г. Фурсов.

Предложения и
замечан ия по данной работе просьба направлять по
адресу: 143900, Московская обл., г. Балаши ха-6, ш. Эн тузиастов,79, Союздорнии.

1.1.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в дополнение к действующим
нормативно-техническим документам и предназначены для применения при
строительстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых
асфальтобетонных смесей.

1.2. Требуемое количество асфальтобетона и долговечность покрытий могут
быть гарантированы при условии соблюдения требований ГОСТ 9128-84 к плотному асфальтобетону, СНиП
3.06.03-85 и настоящих Методических рекомендаций — к технологии производства работ.

1.3. Успешное строительство асфальтобетонных слоев дорожного покрытия
при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха возможно,
если   заблаговременно (в теплый период
года) подготовлен задел основания. Величина такого задела определяется
временем, на которое продлен строительный сезон, и темпом работ в указанных
выше условиях.

1.4. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси рекомендуется укладывать в
покрытие слоями толщиной не менее 1,5
размера наиболее крупной фракции, предусмотренной ГОСТ 9128-84 для зерновых составов минеральной
части.

1.5. При строительстве дорожных покрытий из крупно зернистых асфальтобетонных смесей при
отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха должен быть
выполнен ряд мероприятий, направленных на снижение тепловых потерь и
интенсивности охлаждения смеси , что
необходимо для нормальной работы АБЗ, автомобилей-самосвалов, асфальтоукладчиков
и катков. Основание подготавливают, удаляя снег и лед, а иногда его и
просушивают.

Особое внимание
следует обращать на правильную организацию работ, определяющую темп
строительства и тщательность уплотнения асфальтобетонной смеси в указанных
условиях. Поскольку асфальтобетонная смесь уплотняется при температуре не ниже
80-70 ° С, то при чрезмерно быстром ее охлаждении
нельзя получить требуемую нормами плотность, если не принять специальные меры,
замедляющие процесс остывания.

1.6.
Требуемое качество уплотнения покрытия при отрицательных и пониженных
положительных температурах воздуха может быть обеспечено при правильном выборе
типа катков, выполнении минимально необходимой работы всех катков, а также при
соб людении рациональных температурных интервалов
смеси для каждого типа катка.

Уложенный в
покрытие слой асфальтобетонной смеси имеет неодинаковую скорость охлаждения по
толщине, по этому строители
должны точно соблюдать основные технологиче ские принципы и правила укатки смеси при отрицательных
и пониженных положительных температурах воздуха, чтобы получить нормальную
плотность.

1.7.
В случае укатки смеси асфальтоукладчиками с высокоэффективными рабочими
органами более высокую начальную степень уплотнения
можно получить при использовании высоко щебенистых смесей типов А и Б.

1.8. При производстве работ по устройству асфальтобетонного покрытия
при отрицательных и пониженных положительных
температурах воздуха рекомендуется применять д ля
приготовления асфальтобетонных смесей менее вя зкие битумы, из исполь зуемых
в асфальтобетоне для устройст ва верхних слоев покрытий согласно ГОСТ 9128-84, а также ПАВ, что позволит
увеличить ре зерв времени для эффективного
уплотнения слоя.

2.1. Подготовка АБЗ к работе в ус ловиях
отрицатель ных и пониженных положительных температур
воздуха, те хнология приготовления асфальтобетонных
смесей и их транспортирование должны соответствовать поло жениям «Руководства по строительству дорожных
асфальтобетонных покрытий» (М ., 1978) и настоящих Методических рекомендаций.

2.2. Количество выпускаемой заводом асфальтобетонной смеси должно
обеспечивать непрерывную с заданным темпом работу асфальтоукладчика в течение
смены.

2.3. Максимальную дальность
транспортирования асфальтобетонной смеси устанавливают исходя из того, что ее
температура на месте укладки должна быть не ниже 140°С. При этом следует
учитывать температуру смеси на выходе из смесителя (150-170°С) и интенсивность
охлаждения ее в процессе транспортирования. Средне интегральная интенсивность
охлаждения всего объема смеси в не утепленном кузове автомобиля-самосвала
грузоподъемностью 12 т для различных температур воздуха и   скорости ветра
2-5 м/с при транспортировании приведена в таблице.











Температура
воздуха ,°С

10

5

0

-5

-10

Интенсивность
охлаждения

при
транспортировании смеси ,°С/мин

0,2 0-0,25

0,30

0, 35-0, 40

0,45-0,50

0,55-0,60

3.1. Перед
устройством асфальтобетонного покрытия необходимо подготовить основание
согласно СНиП 3.06.03-85.
При отрицательных температурах воздуха основание очищают от снега и
льда; чтобы повысить качество строительства, целесообразно основание просушить
и нагреть.

3.2.
Очищают поверхность основания от пыли и грязи с помощью механических щеток
поливочно-моечной машины или навесных щеток на тракторах.

3.3. Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда
рекомендуется выполнять различными механическими рыхлителями: бульдозером, дисковыми
боронами, катками с металлическими ребрами на вальцах и т.п. При толщине снега
и льда более 4-5 см предварительную
очистку осуществляют в два приема: первичную грубую
— бульдозером или рыхлителем автогрейдера, вторичную — ножом автогрейдера, дисковыми боронами,
катками с металлическими ребрами и т.п.

3.4. После окончания предварительной очистки основания в ту же смену
рассыпают химические вещества, способствующие удалению уплотненного снега и
льда. На следующий день убирают остатки оттаявшего льда механическими щетками
поливочно-моечной машины или навесными щетками на тракторах. Необходимы щетки
из стальной проволоки укороченной длины для повышения жесткости.

Удалять
прослойки снега и льда после окончания предварительной очистки можно также,
используя различные разогреватели, инфракрасные и газовые горелки, турбинные
разогреватели и т.п.

3.5. Щебеночные основания под асфальтобетонное покрытие, устраиваемое
при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха, необходимо
обрабатывать асфальтобетонной смесью (горячей, теплой, холодной, песчаной или
мелкозернистой ). Асфальтобетонную смесь
распределяют на последнем этапе уплотнения щебеночного основания в количестве 10-15 кг на 1
м2, благодаря чему уменьшается поступление влаги в основание и
создаются условия для механизированной его очистки перед укладкой
асфальтобетонной смеси в покрытие.

Щебеночное
основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом
(в сухую погоду) жидкого битума (0,5 ¸ 0,6 л/м2). После
этого основание должно быть закрыто для проезда.

3.6. Перед укладкой слоя покрытия из асфальтобетонной смеси при
отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха целесообразно
просушивать и нагревать основание разогревателями (за
10-15 м впереди укладчика) или горячим песком. Щебеночное основание,
обработанное битумом, не разогревают.

В качестве
тепловых машин с газовыми горелками инфракрасного излучения можно использовать
выпускаемые промышленностью и имеющиеся у дорожников агрегаты предварительного
разогрева покрытия из комплекта термопрофилировщика ЭД-232 (СССР),
«Ремиксер» фирм «Виртген» или «Фёгель» (ФРГ), а
также разогреватель-ремонтер на МТЗ-50 (Киевский завод «Ремдормаш»
Минавтодора УССР) и им подобные.

3.7. Перед укладкой асфальтобетонной смеси в покрытие следует выполнять
подгрунтовку разогретого основания розливом   
битума или    эмульсии согласно СНиП
3.06.03-85.

4.1. Раскладку горячей крупнозернистой асфальтобетонной смеси и полное
ее уплотнение рекомендуется выполнять согласно СНиП 3.06.03-85.

4.2. Максимально допустимое время технологического процесса устройства
покрытий зависит от начальной температуры смеси на месте укладки, погодных
условий, толщины покрытия и вида основания.

4.3. Устраивать асфальтобетонные покрытия рекомендуется отрядом
дорожно-строительных машин, включающим асфальтоукладчик и катки разных типов:
легкие — массой до
5-6 т, средние — массой до 10 т и
тяжелые — массой свыше 10 т.

4.4. Смесь необходимо распределять асфальтоукладчиком с включенными
рабочими уплотняющими органами. В таком случае коэффициент уплотнения покрытия Ку
достигает 0,86-0,96 (без
включения уплотняющих органов Ку =
0,78
¸ 0,82 ) .

Если после
прохода асфальтоукладчика Ку =
0,90 ¸ 0,94,
то из звена катков исключают легкий каток, а при Ку
= 0,96
-легкие и средние катки.

4.5. Чтобы улучшить продольное сопряжение по лос
покрытия, смесь рекомендуется укладывать двумя асфальтоукладчиками. При работе
одного укладчика, длину захват ки следует уменьшить,
чтобы новая полоса примыкала к теплой, еще не остывшей кромке ранее уложенной
полосы,

4.6. Перед началом укладки смеси выглаживающую плиту асфальтоукладчика
прогревают форсункой и поддержи вают в подогретом
состоянии во время работы. Учитывая возможность перерыва в поступлении горячей
асфальтобетонной смеси, в зоне расположения рабочих органов следует всегда
оставлять ее в запас.

4.7. Общее количество проходов катков по одному следу после прохода
асфальтоукладч ика без включенного уплотняющего оборудования — 20-24, при работающем оборудовании — 10-14. Требуемое количество проходов   катков уточняется пробной укаткой.

4.8.
Эффективность уплотнения слоя покрытия при пониженных поло жительных и отрицательных температу ра х воздуха возрастает при
установке приспособлений для обогрева вальцов; в частности, вальцы трехосных
трехвальцовых катков, целесообразно заполнять горячими водой   или маслом.

4.9. Замена гладковальцового катка среднего
типа самоходным катком на пневматических шинах при
6-10 проходах по одному следу позволяет сократить общее коли чество проходов катков на
30-35%. Первые проходы (от 2 до 5) катка на пневматических шинах
осуществляют   при давлении воздуха в
шинах 3-4 МПа,
а последующие — при 5-6 МПа. Кроме
того, использование катков на пневмати ческих шинах вместо гладковальцовых
по зволяет снизить интенсивность охлаждения
асфальтобетонной смеси в процессе укатки.

4.10. Уплотнение слоев асфальтобетонной смеси толщиной более 10 см следует
начинать самоходными    катками на
пневматических шинах, а заканчивать -
гладковальцовыми металлическими: двухосными двухвальцовыми или трехосными
трехвальцовыми. Такой режим укладки обеспечивает требуемую ровность слоя.

4.11. При укладке слоя асфальтобетонной смеси толщиной от 10 до 20
см обязательна установка боковых упоров, предотвращающих раскатывание и
разрушение кромки слоя. В качестве боковых упоров наиболее целесообразно
использовать присыпные обочины и бортовые камни, а также рельс формы или
деревянные брусья прямоугольного сечения, высота которых должна быть равна
толщине слоя.

Брусья помещают
на основание и фиксируют их положение с внешней стороны штырями (по два штыря
на брус длиной 4-5м). Упоры следует
устанавливать по ходу движения укладчиков на 0,4- 0,5 длины сменной захватки.

4.12. Рекомендуется принимать следующие рабочие скорости движения
катков (км/ч): на пневматических шинах — 6-10,
гладковальцовых — 4-5, вибрационных — до 3.

4.13.
Минимальная длина частного потока уплотняющих машин при устройстве
асфальтобетонных покрытий не должна быть меньше
4-5 длин катка (чтобы исключить большое число сдвигов смеси при разгоне
и торможении катка), что соответствует 20-25м.
При пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха укатку асфальтобетонной
смеси легким (средним) катком необходимо начинать сразу после раскладки смеси и
при обеспечении по условиям техники безопасности минимального удаления
асфальтоукладчика, составляющего 5-6 м.

4.14. Дефекты покрытия, возникшие после прохода укладчика или в
процессе уплотнения (раковины, пористые места и т.п.), следует немедленно
исправлять, применяя для этого горячую асфальтобетонную смесь.

5.1. Работы по приготовлению крупнозернистых асфальтобетонных смесей и
устройству покрытий из них следует проводить под усиленным
контролем инженерно-технического персонала и лаборатории.

5. 2. Технический контроль за
строительством асфальтобетонных покрытий из крупнозернистых смесей должен
производиться в соответствии со СНиП 3.06.03-85. Особое внимание следует
уделять контролю плотности асфальтобетонного покрытия и однородности текстуры
его поверхности.

6.1. Работы по приготовлению асфальтобетонных смесей и строительству на
них покрытий должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III -4-80 и
«Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог». (М.:Транспорт, 1978).

6 .2. Чтобы обеспечить безопасность работ, места
строительства асфальтобетонного покрытия необходимо ограждать в соответствии с
«Инструкцией по ограждению места работ и расстановке дорожных знаков при
строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог» ВСН 179-73 после согласования с органами ГАИ.

6.3. На объектах строительства следует оборудовать бытовые помещения.
Рабочие и линейные ИТР должны быть обеспечены спецодеждой согласно действующим
нормам.

Похожие документы

znaytovar.ru

Рекомендации «Методические рекомендации по устройству верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТРОЙСТВУ
ВЕРХНИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ

АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ

ИЗ
КРУПНОЗЕРНИСТЫХ

АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Москва 1990

СОДЕРЖАНИЕ

Утверждены

Зам.
директора Союздорнии

по научной работе В.М. Юмашевым

Показаны технологические особенности устройства
верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых асфальтобетонных смесей
с учетом погодных условий (температуры воздуха и скорости ветра), состояния
основания, а также наличия парка дорожно-строительной техники.

Многие
дорожно-строительные организации, занятые устройством конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей, не укладываются в сроки
строительного  сезона,
регламентированные действующими в настоящее время нормативными документами, а
также испытывают дефицит щебня, в основном мелкозернистых фракций.

«Методические
рекомендации по устройству верхних слоев покрытий автомобильных дорог из
крупнозернистых асфальтобетонных
смесей», составленные на основе работ,
выполненных Союздорнии на объектах треста «Мосасфальтстрой» в 1987-1989 гг., позволяют в значительной
степени решить эти проблемы.

Наиболее целесообразно
применение крупнозернистых асфальтобетонных смесей, стоимость которых ниже стоимости мелкозернистых, при устройстве покрытий при
пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха,
когда в целях уменьшения интенсивности охлаждения смеси в покрытии,
устраивают более толстые слои.

В настоящих
Методических рекомендациях представлены технологические особенности строительства верхних
слоев покрытий автомобильных дорог из указанных выше смесей с учетом погодных
условий (температуры воздуха и скорости ветра), состояния
основания, а также наличия парка дорожно-строительной техники.

Методические
рекомендации составил канд. техн. наук С.Г. Фурсов.

Предложения и
замечания по данной работе просьба направлять по
адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов,79, Союздорнии.

1.1.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в дополнение к действующим
нормативно-техническим документам и предназначены для применения при
строительстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог из крупнозернистых
асфальтобетонных смесей.

1.2. Требуемое количество асфальтобетона и долговечность покрытий могут
быть гарантированы при условии соблюдения требований ГОСТ 9128-84 к плотному асфальтобетону, СНиП
3.06.03-85 и настоящих Методических рекомендаций — к технологии производства работ.

1.3. Успешное строительство асфальтобетонных слоев дорожного покрытия
при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха возможно,
если  заблаговременно (в теплый период
года) подготовлен задел основания. Величина такого задела определяется
временем, на которое продлен строительный сезон, и темпом работ в указанных
выше условиях.

1.4. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси рекомендуется укладывать в
покрытие слоями толщиной не менее 1,5
размера наиболее крупной фракции, предусмотренной ГОСТ 9128-84 для зерновых составов минеральной
части.

1.5. При строительстве дорожных покрытий из крупнозернистых асфальтобетонных смесей при
отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха должен быть
выполнен ряд мероприятий, направленных на снижение тепловых потерь и
интенсивности охлаждения смеси, что
необходимо для нормальной работы АБЗ, автомобилей-самосвалов, асфальтоукладчиков
и катков. Основание подготавливают, удаляя снег и лед, а иногда его и
просушивают.

Особое внимание
следует обращать на правильную организацию работ, определяющую темп
строительства и тщательность уплотнения асфальтобетонной смеси в указанных
условиях. Поскольку асфальтобетонная смесь уплотняется при температуре не ниже
80-70°С, то при чрезмерно быстром ее охлаждении
нельзя получить требуемую нормами плотность, если не принять специальные меры,
замедляющие процесс остывания.

1.6.
Требуемое качество уплотнения покрытия при отрицательных и пониженных
положительных температурах воздуха может быть обеспечено при правильном выборе
типа катков, выполнении минимально необходимой работы всех катков, а также при
соблюдении рациональных температурных интервалов
смеси для каждого типа катка.

Уложенный в
покрытие слой асфальтобетонной смеси имеет неодинаковую скорость охлаждения по
толщине, поэтому строители
должны точно соблюдать основные технологические принципы и правила укатки смеси при отрицательных
и пониженных положительных температурах воздуха, чтобы получить нормальную
плотность.

1.7.
В случае укатки смеси асфальтоукладчиками с высокоэффективными рабочими
органами более высокую начальную степень уплотнения
можно получить при использовании высоко щебенистых смесей типов А и Б.

1.8. При производстве работ по устройству асфальтобетонного покрытия
при отрицательных и пониженных положительных
температурах воздуха рекомендуется применять для
приготовления асфальтобетонных смесей менее вязкие битумы, из используемых
в асфальтобетоне для устройства верхних слоев покрытий согласно ГОСТ 9128-84, а также ПАВ, что позволит
увеличить резерв времени для эффективного
уплотнения слоя.

2.1. Подготовка АБЗ к работе в условиях
отрицательных и пониженных положительных температур
воздуха, технология приготовления асфальтобетонных
смесей и их транспортирование должны соответствовать положениям «Руководства по строительству дорожных
асфальтобетонных покрытий» (М., 1978) и настоящих Методических рекомендаций.

2.2. Количество выпускаемой заводом асфальтобетонной смеси должно
обеспечивать непрерывную с заданным темпом работу асфальтоукладчика в течение
смены.

2.3. Максимальную дальность
транспортирования асфальтобетонной смеси устанавливают исходя из того, что ее
температура на месте укладки должна быть не ниже 140°С. При этом следует
учитывать температуру смеси на выходе из смесителя (150-170°С) и интенсивность
охлаждения ее в процессе транспортирования. Средне интегральная интенсивность
охлаждения всего объема смеси в не утепленном кузове автомобиля-самосвала
грузоподъемностью 12 т для различных температур воздуха и  скорости ветра
2-5 м/с при транспортировании приведена в таблице.











Температура
воздуха ,°С

10

5

0

-5

-10

Интенсивность
охлаждения

при
транспортировании смеси ,°С/мин

0,20-0,25

0,30

0,35-0,40

0,45-0,50

0,55-0,60

3.1. Перед
устройством асфальтобетонного покрытия необходимо подготовить основание
согласно СНиП 3.06.03-85.
При отрицательных температурах воздуха основание очищают от снега и
льда; чтобы повысить качество строительства, целесообразно основание просушить
и нагреть.

3.2.
Очищают поверхность основания от пыли и грязи с помощью механических щеток
поливочно-моечной машины или навесных щеток на тракторах.

3.3. Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда
рекомендуется выполнять различными механическими рыхлителями: бульдозером, дисковыми
боронами, катками с металлическими ребрами на вальцах и т.п. При толщине снега
и льда более 4-5 см предварительную
очистку осуществляют в два приема: первичную грубую
— бульдозером или рыхлителем автогрейдера, вторичную — ножом автогрейдера, дисковыми боронами,
катками с металлическими ребрами и т.п.

3.4. После окончания предварительной очистки основания в ту же смену
рассыпают химические вещества, способствующие удалению уплотненного снега и
льда. На следующий день убирают остатки оттаявшего льда механическими щетками
поливочно-моечной машины или навесными щетками на тракторах. Необходимы щетки
из стальной проволоки укороченной длины для повышения жесткости.

Удалять
прослойки снега и льда после окончания предварительной очистки можно также,
используя различные разогреватели, инфракрасные и газовые горелки, турбинные
разогреватели и т.п.

3.5. Щебеночные основания под асфальтобетонное покрытие, устраиваемое
при отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха, необходимо
обрабатывать асфальтобетонной смесью (горячей, теплой, холодной, песчаной или
мелкозернистой). Асфальтобетонную смесь
распределяют на последнем этапе уплотнения щебеночного основания в количестве 10-15 кг на 1
м2, благодаря чему уменьшается поступление влаги в основание и
создаются условия для механизированной его очистки перед укладкой
асфальтобетонной смеси в покрытие.

Щебеночное
основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом
(в сухую погоду) жидкого битума (0,5¸0,6 л/м2). После
этого основание должно быть закрыто для проезда.

3.6. Перед укладкой слоя покрытия из асфальтобетонной смеси при
отрицательных и пониженных положительных температурах воздуха целесообразно
просушивать и нагревать основание разогревателями (за
10-15 м впереди укладчика) или горячим песком. Щебеночное основание,
обработанное битумом, не разогревают.

В качестве
тепловых машин с газовыми горелками инфракрасного излучения можно использовать
выпускаемые промышленностью и имеющиеся у дорожников агрегаты предварительного
разогрева покрытия из комплекта термопрофилировщика ЭД-232 (СССР),
«Ремиксер» фирм «Виртген» или «Фёгель» (ФРГ), а
также разогреватель-ремонтер на МТЗ-50 (Киевский завод «Ремдормаш»
Минавтодора УССР) и им подобные.

3.7. Перед укладкой асфальтобетонной смеси в покрытие следует выполнять
подгрунтовку разогретого основания розливом  
битума или   эмульсии согласно СНиП
3.06.03-85.

4.1. Раскладку горячей крупнозернистой асфальтобетонной смеси и полное
ее уплотнение рекомендуется выполнять согласно СНиП 3.06.03-85.

4.2. Максимально допустимое время технологического процесса устройства
покрытий зависит от начальной температуры смеси на месте укладки, погодных
условий, толщины покрытия и вида основания.

4.3. Устраивать асфальтобетонные покрытия рекомендуется отрядом
дорожно-строительных машин, включающим асфальтоукладчик и катки разных типов:
легкие — массой до
5-6 т, средние — массой до 10 т и
тяжелые — массой свыше 10 т.

4.4. Смесь необходимо распределять асфальтоукладчиком с включенными
рабочими уплотняющими органами. В таком случае коэффициент уплотнения покрытия Ку
достигает 0,86-0,96 (без
включения уплотняющих органов Ку =
0,78
¸0,82).

Если после
прохода асфальтоукладчика Ку =
0,90¸0,94,
то из звена катков исключают легкий каток, а при Ку
= 0,96
-легкие и средние катки.

4.5. Чтобы улучшить продольное сопряжение полос
покрытия, смесь рекомендуется укладывать двумя асфальтоукладчиками. При работе
одного укладчика, длину захватки следует уменьшить,
чтобы новая полоса примыкала к теплой, еще не остывшей кромке ранее уложенной
полосы,

4.6. Перед началом укладки смеси выглаживающую плиту асфальтоукладчика
прогревают форсункой и поддерживают в подогретом
состоянии во время работы. Учитывая возможность перерыва в поступлении горячей
асфальтобетонной смеси, в зоне расположения рабочих органов следует всегда
оставлять ее в запас.

4.7. Общее количество проходов катков по одному следу после прохода
асфальтоукладчика без включенного уплотняющего оборудования — 20-24, при работающем оборудовании — 10-14. Требуемое количество проходов  катков уточняется пробной укаткой.

4.8.
Эффективность уплотнения слоя покрытия при пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха возрастает при
установке приспособлений для обогрева вальцов; в частности, вальцы трехосных
трехвальцовых катков, целесообразно заполнять горячими водой  или маслом.

4.9. Замена гладковальцового катка среднего
типа самоходным катком на пневматических шинах при
6-10 проходах по одному следу позволяет сократить общее количество проходов катков на
30-35%. Первые проходы (от 2 до 5) катка на пневматических шинах
осуществляют  при давлении воздуха в
шинах 3-4 МПа,
а последующие — при 5-6 МПа. Кроме
того, использование катков на пневматических шинах вместо гладковальцовых
позволяет снизить интенсивность охлаждения
асфальтобетонной смеси в процессе укатки.

4.10. Уплотнение слоев асфальтобетонной смеси толщиной более 10 см следует
начинать самоходными   катками на
пневматических шинах, а заканчивать -
гладковальцовыми металлическими: двухосными двухвальцовыми или трехосными
трехвальцовыми. Такой режим укладки обеспечивает требуемую ровность слоя.

4.11. При укладке слоя асфальтобетонной смеси толщиной от 10 до 20
см обязательна установка боковых упоров, предотвращающих раскатывание и
разрушение кромки слоя. В качестве боковых упоров наиболее целесообразно
использовать присыпные обочины и бортовые камни, а также рельс формы или
деревянные брусья прямоугольного сечения, высота которых должна быть равна
толщине слоя.

Брусья помещают
на основание и фиксируют их положение с внешней стороны штырями (по два штыря
на брус длиной 4-5м). Упоры следует
устанавливать по ходу движения укладчиков на 0,4-0,5 длины сменной захватки.

4.12. Рекомендуется принимать следующие рабочие скорости движения
катков (км/ч): на пневматических шинах — 6-10,
гладковальцовых — 4-5, вибрационных — до 3.

4.13.
Минимальная длина частного потока уплотняющих машин при устройстве
асфальтобетонных покрытий не должна быть меньше
4-5 длин катка (чтобы исключить большое число сдвигов смеси при разгоне
и торможении катка), что соответствует 20-25м.
При пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха укатку асфальтобетонной
смеси легким (средним) катком необходимо начинать сразу после раскладки смеси и
при обеспечении по условиям техники безопасности минимального удаления
асфальтоукладчика, составляющего 5-6 м.

4.14. Дефекты покрытия, возникшие после прохода укладчика или в
процессе уплотнения (раковины, пористые места и т.п.), следует немедленно
исправлять, применяя для этого горячую асфальтобетонную смесь.

5.1. Работы по приготовлению крупнозернистых асфальтобетонных смесей и
устройству покрытий из них следует проводить под усиленным
контролем инженерно-технического персонала и лаборатории.

5.2. Технический контроль за
строительством асфальтобетонных покрытий из крупнозернистых смесей должен
производиться в соответствии со СНиП 3.06.03-85. Особое внимание следует
уделять контролю плотности асфальтобетонного покрытия и однородности текстуры
его поверхности.

6.1. Работы по приготовлению асфальтобетонных смесей и строительству на
них покрытий должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 и
«Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог». (М.:Транспорт, 1978).

6.2. Чтобы обеспечить безопасность работ, места
строительства асфальтобетонного покрытия необходимо ограждать в соответствии с
«Инструкцией по ограждению места работ и расстановке дорожных знаков при
строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог» ВСН 179-73 после согласования с органами ГАИ.

6.3. На объектах строительства следует оборудовать бытовые помещения.
Рабочие и линейные ИТР должны быть обеспечены спецодеждой согласно действующим
нормам.

files.stroyinf.ru

Мелкозернистый асфальтобетон: свойства и область применения

В современном строительстве встречаются такие виды материалов, которые имеют строго определенное назначение и их довольно сложно заменить. К примеру, самым популярным видом такой продукции является мелкозернистый асфальтобетон. И чаще всего он применяется для создания покрытия пешеходных дорожек, площадок или прилегающих к зданию территорий.

Любительское фото асфальтобетона и техники, которая необходима для его укладки

Основные понятия и характеристики

Для начала необходимо сказать о том, что данные составы изготавливаются на заводах, и все они требуют специальных способов укладки. При этом чаще всего подобные изделия поставляют специальных транспортных средствах, поскольку некоторые их виды требуют постоянного подогрева. Также стоит отметить, что создавать асфальтобетон своими руками не рекомендуется, так как он требует точных пропорций (см.также статью «Армированный бетон: особенности изготовления»).

Процесс изготовления тротуаров практически ничем не отличается от укладки автомобильных дорог, хотя для него не нужно прилагать такие большие воздействия на поверхность

Изготовление

Прежде всего, необходимо определится с фракцией наполнителя, в качестве которого используется щебенка.

Чтобы получился необходимый удельный вес мелкозернистого асфальтобетона нужно выбирать материал не крупнее 20 мм в диаметре.

Для изготовления этого вида материала создают специальные заводы, которые работают только в этом направлении

  • Далее в смесь добавляют определенное количество сыпучих веществ, среди которых может быть песок или шлак. От этого зависит густота всего состава и его тягучесть.
  • Также инструкция по изготовлению асфальтобетона требует добавления вещества под названием гудрон. Оно является результатом перегонки нефти и используется в качестве связующего.

Готовая смесь должна выглядеть однородной и сухой

  • Стоит отметить, что объемный вес мелкозернистого асфальтобетона напрямую зависит от пропорций этих элементов. Однако существует несколько вариантов изготовления данного материала, которые предполагают разные комбинации смеси или добавление дополнительных компонентов.

Совет! Обычно предприятия изготавливают около двух или трех видов асфальта, которые больше всего подходят для конкретного климата. Однако при большом заказе они могут вносить необходимые изменения или дополнения в состав.

Таблица зерновых составляющих минеральной части смесей для изготовления асфальтобетона разной зернистости

Характеристики

Прежде всего, необходимо сказать о том, что плотность асфальтобетона мелкозернистого очень сильно отличается от материала, который используют для изготовления автомобильных дорог (читайте также статью «Бутобетон – особенности и применение»).

Она намного ниже, что позволяет при ходьбе слегка амортизировать, что очень хорошо сказывается на ногах и позвоночнике.

Использование мелкой щебенки или отсева для создания смесей, которые используют при изготовлении автомобильных дорог, приводит к быстрому изнашиванию

  • Стоит отметить, что обычно мелкозернистая асфальтобетонная смесь очень плохо переносит воздействие прямых солнечных лучей в летнее время и резкую перемену влажности в зимний период. Хотя в последнее время с использованием специальных присадок эту проблему удалось решить.
  • Важно упомянуть и о том, что такое покрытие укладывается без дорогостоящих процессов, среди которых резка железобетона алмазными кругами, которую используют при создании дорожного покрытия из плит.

Совет! Заказывая данный материал на производстве необходимо требовать сертификат качества, на конкретную партию в котором бы указывались все необходимые характеристики. Это позволит избежать обмана со стороны продавца и поможет получить полное представление о приобретаемом товаре.

Использование подобного покрытия во дворах жилых домов или комплексов различного назначения

Область применения

Обычно такой асфальт используют исключительно для изготовления пешеходных зон. Дело в том, что его цена намного дешевле, чем плиты для тротуара и при этом он пружинит, что очень удобно при ходьбе. Однако последнее время такие материалы стали вытесняться тротуарной плиткой на песчаной подушке.

Использование таких составов для произведения мелкого ремонта или заделки щелей на дороге

Учитывая то, что при монтаже таких покрытий не нужно производить алмазное бурение отверстий в бетоне и при этом можно использовать его на поверхности, из которых выходят трубы или они имеют люки, их применяют во дворах многоподъездных домов. Также ими укрывают пешеходные улицы и некоторые тротуары.

В некоторых учебных заведениях данный тип асфальта применяют для создания специальных площадок или плаца. Однако такие решения в последнее время не приветствуются.

Совет! Срок эксплуатации готовых дорожек из этого материала можно назвать одним из самых длительных даже при повышении допустимых нагрузок. При этом такими качествами не может похвастаться не один из материалов с подобным назначением.

Некоторые виды такого материала укладываются при высокой температуре, а значит, все работы следует проводить с учетом правил техники безопасности

Вывод

Ознакомившись с видео в этой статье можно получить более подробную информацию о данном виде материала и области его применения. Также принимая во внимание статью, которая представлена выше, следует сделать вывод о том, что у такого вида покрытия имеется строго определенное назначение, с которым оно справляется великолепно. При этом в последнее время существуют направления, которые рассматривают асфальт в качестве основы для изготовления определенных изделий (узнайте здесь, как стелить ламинат на бетонный пол).

rusbetonplus.ru

Асфальтобетон | Новости в строительстве

Асфальтобетон представляет собой искусственный материал,применяемый главным образом в дорожном строительстве и  получаемый в результате уплотнения специально подобранной смеси , которая состоит из гравия или щебня, минерального порошка, песка, дегтя или битума и пека.

Асфальтобетон подразделяется в зависимости от вида используемого каменного материала на :

〉 Щебеночный асфальтобетон, который состоит из песка,  гравия или гравийно-песчаного материала, битума и минерального порошка.

〉 Гравийный асфальтобетон-состоящий из минерального порошка, песка и битума.

В зависимости от вязкости битума применяемого в процессе приготовления асфальтобетона и температуры при которой укладывают и уплотняют асфальтовую смесь в покрытии различают несколько разновидностей асфальтовых бетонов:

Читай далее на http://stroivagon.ru битумы

◊ Горячие асфальтобетоны марок БНД-90/130 ; БНД-60/90  и БНД-40/60, приготовляемые на вязких битумах. Формирование структуры бетона заканчивается в основном в период уплотнения, а температура асфальтобетона при укладке должна быть 80…110°С.

◊ Теплые асфальтобетоны, марок БНД-200/300 и БНД-130/200 приготовляемые на битумах пониженной вязкости или жидких битумов марок БГ-70/130. Формирование структуры бетона заканчивается в основном также в период уплотнения при укладке.

◊ Холодные асфальтобетоны которые приготовляются на жидких битумах марок СГ-70/130. В покрытие они укладываются после полного остывания а формирование их структуры продолжается как правило в течение 20…30 суток. К холодным асфальтовым бетонам относят асфальтобетоны приготовленные только на песчаном или мелкозернистом заполнителе.

По максимальной крупности зерен минерального материала асфальтобетоны делят на: крупнозернистый асфальтобетон с максимальной крупностью зерен 40 мм, среднезернистый асфальтобетон с наибольшим размером зерен 25 мм, песчаный-5 мм и мелкозернистый-15 мм. По структурным признакам плотности асфальтовый бетон может быть плотный ( суммарная пористость  такого бетона составляет 3…5% объема), и крупнопористый с пористостью 5…10% от объема.

По назначению асфальтобетон подразделяют на дорожный и аэродромный, гидротехнический и для устройства полов в промышленных цехах и складских помещениях, плоской кровли, стяжек.

Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устройства экранов и в уплотняющих конструкциях швов сооружений, в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве шлюзов, каналов и иригационных сооружений. Специальные виды плотного асфальтобетона изготовляются на химически стойких заполнителях и применяют для создания щелочестойких и кислотостойких покрытий.

Декоративные асфальтовые бетоны ( цветные и офактуренные) применяются для выполнения разделительных полос на автомобильных дорогах, переходах а также для строительства полов в вестибюлях гражданских зданий. Основные свойства асфальтового бетона зависят от примененного асфальтового вяжущего, состава и пористости*.

* Методы оптимизации состава асфальтовых бетонов предложены И.А. Рыбьевым на основе теории искусственных строительных конгломератов.

Пористость асфальтовых бетонов колеблется обычно от 5 до 7%. Плотные бетоны ( с пористостью не более 5%) практически водонепроницаемы. Пористость ухудшает долговечность асфальтового бетона в связи с возрастанием водопоглощения, снижением морозостойкости и увеличением химической коррозии. Наиболее агрессивными слоями по отношению к битуму, которые могут содержаться в воде являются сульфаты натрия и магния.

Биохимическая стойкость характеризует сопротивление  органическому выветриванию под влиянием бактерий, вызывающих разложение сложных органических веществ, составляющих битум. Для повышения биостойкости в состав битумного вяжущего вводят антисептики. Состав асфальтового раствора должен быть такой, чтобы пустоты в песке были полностью заполнены асфальтовым вяжущим с избытком ( 10-15 %) для обволакивания песчинок.

Асфальтовый бетон можно представить как смесь асфальтового раствора и крупного заполнителя -щебня. Количество асфальтового раствора берут с расчетом заполнения пустот в щебне и небольшого избытка ( 10-15%) для получения плотного бетона. В таблице-1 приведены примерные составы асфальтовых бетонов и растворов.

Таблица-1. Примерные составы асфальтовых бетонов и растворов

В отличие от цементного бетона на показатели прочности асфальтового бетона сильно влияет температура. Например если предел прочности при сжатии асфальтобетона при 20°С-2,2-2,4 МПа, то при температуре 50°С-только 0,8-1,2 МПа. Зато асфальтовые бетоны и растворы лучше противостоят коррозии чем цементные.

Производство асфальтобетона

Готовят асфальтобетонную смесь по следующей  технологической схеме( смотри рисунок-1):

Из открытых складов подают в дозаторы минеральные материалы ( песок и щебень) . Также из закрытых складов подают в дозатор  минеральный порошок. После чего, отвешенный ( массой 3…3,5 т) на один замес материал подают в бункер транспортером. Из бункера при открытии затвора материал самотеком поступает во вращающийся барабан смесителя.
Рисунок-1. Технологическая схема приготовления асфальтобетонной смеси:

 

 

 

 

 

 

1 —дробилка для камня; 2 — элеватор; 3 — сортировка на фракции;4 — бункера щебня; 5 — бункер песка;6 — питатель; 7 — элеватор для холодной смеси;8 — сушильный барабан;9 — полка;10 — подача нефти; 11 — элеватор для горячей смеси;12 — бункера горячей смеси;13 — элеватор для наполнителя;14 — дозаторы; 15 — смеситель;16 — самосвал; 17 — приемник для наполнителя

Барабан смесителя  разделен на  два отделения: сушильное отделение служащее для просушивания и подогрева минеральных материалов до температуры 170-190°С и смесительное отделение, которое служит для объединения минерального материала с расплавленным битумом, поступающий по трубам из битумоплавильных котлов через дозатор.

На один цикл работы примерно затрачивается от 12 до 15 минут, при этом производительность смесителя типа Д-138 предназначенный для приготовления крупнозернистой асфальтобетонной смеси составляет 90…110 т в смену. Транспортируют приготовленную асфальтобетонную смесь в автосамосвалах, а уже непосредственно на месте укладки загружают в асфальтоукладчик, который распределяет ее по подготовленному основанию ровным по толщине слоем.

Рисунок-2. Уплотнение асфальтобетона

 

 

 

 

 

 

 

Распределенную по дорожному основанию асфальтобетонную смесь уплотняют катками массой от 5 до 14 тонн ( смотри рисунок-2) или используют вибрационные моторные катки массой от 0,5 до 4,5 тонн. Асфальтобетон предпочтительнее дегтебетона в строительстве, так как он долговечнее. Крупнозернистый асфальтобетон в дорожном строительстве используется для устройства нижнего слоя дорожного покрытия. Среднезернистый асфальтобетон используется для устройства однослойных дорожных покрытий и для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий. Мелкозернистый асфальтобетон обладает достаточно высокой сопротивляемостью механическим и атмосферным воздействиям.

Поэтому его применяют для устройства автомобильных покрытий с интенсивным движением и для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий. Песчаный асфальтобетон применяют для покрытия полов в цехах промышленных зданий, тротуаров и покрытий дорог с легким движением, так как он обладает повышенной пластичностью.

Для устройства покрытий на дорогах облегченного типа используют мелкозернистые асфальтобетонные смеси холодного типа. Крупнозернистые холодные бетоны применяют для устройства оснований и нижнего слоя двухслойных покрытий. Холодные бетоны проще и дешевле в изготовлении и удобнее в укладке, особенно в сырую и холодную погоду, чем обычные асфальтовые бетоны.

В строительной практике наряду с горячими, теплыми и холодными асфальтовыми бетонами применяют также литой асфальтобетон. Уплотняют его в горячем состоянии утюгами или легкими (0,5… 1,5 т) катками. Литой асфальт используют в стесненных условиях, где нельзя использовать тяжелые катки и вибраторы, или при малых объемах работ (для устройства покрытий на тротуарах, плоских кровель, полов в складских и производственных помещениях, а также для гидроизоляции).

stroivagon.ru

Асфальтобетон | Новости в строительстве

Асфальтобетон представляет собой искусственный материал,применяемый главным образом в дорожном строительстве и  получаемый в результате уплотнения специально подобранной смеси , которая состоит из гравия или щебня, минерального порошка, песка, дегтя или битума и пека.

Асфальтобетон подразделяется в зависимости от вида используемого каменного материала на :

〉 Щебеночный асфальтобетон, который состоит из песка,  гравия или гравийно-песчаного материала, битума и минерального порошка.

〉 Гравийный асфальтобетон-состоящий из минерального порошка, песка и битума.

В зависимости от вязкости битума применяемого в процессе приготовления асфальтобетона и температуры при которой укладывают и уплотняют асфальтовую смесь в покрытии различают несколько разновидностей асфальтовых бетонов:

Читай далее на http://stroivagon.ru битумы

◊ Горячие асфальтобетоны марок БНД-90/130 ; БНД-60/90  и БНД-40/60, приготовляемые на вязких битумах. Формирование структуры бетона заканчивается в основном в период уплотнения, а температура асфальтобетона при укладке должна быть 80…110°С.

◊ Теплые асфальтобетоны, марок БНД-200/300 и БНД-130/200 приготовляемые на битумах пониженной вязкости или жидких битумов марок БГ-70/130. Формирование структуры бетона заканчивается в основном также в период уплотнения при укладке.

◊ Холодные асфальтобетоны которые приготовляются на жидких битумах марок СГ-70/130. В покрытие они укладываются после полного остывания а формирование их структуры продолжается как правило в течение 20…30 суток. К холодным асфальтовым бетонам относят асфальтобетоны приготовленные только на песчаном или мелкозернистом заполнителе.

По максимальной крупности зерен минерального материала асфальтобетоны делят на: крупнозернистый асфальтобетон с максимальной крупностью зерен 40 мм, среднезернистый асфальтобетон с наибольшим размером зерен 25 мм, песчаный-5 мм и мелкозернистый-15 мм. По структурным признакам плотности асфальтовый бетон может быть плотный ( суммарная пористость  такого бетона составляет 3…5% объема), и крупнопористый с пористостью 5…10% от объема.

По назначению асфальтобетон подразделяют на дорожный и аэродромный, гидротехнический и для устройства полов в промышленных цехах и складских помещениях, плоской кровли, стяжек.

Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устройства экранов и в уплотняющих конструкциях швов сооружений, в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве шлюзов, каналов и иригационных сооружений. Специальные виды плотного асфальтобетона изготовляются на химически стойких заполнителях и применяют для создания щелочестойких и кислотостойких покрытий.

Декоративные асфальтовые бетоны ( цветные и офактуренные) применяются для выполнения разделительных полос на автомобильных дорогах, переходах а также для строительства полов в вестибюлях гражданских зданий. Основные свойства асфальтового бетона зависят от примененного асфальтового вяжущего, состава и пористости*.

* Методы оптимизации состава асфальтовых бетонов предложены И.А. Рыбьевым на основе теории искусственных строительных конгломератов.

Пористость асфальтовых бетонов колеблется обычно от 5 до 7%. Плотные бетоны ( с пористостью не более 5%) практически водонепроницаемы. Пористость ухудшает долговечность асфальтового бетона в связи с возрастанием водопоглощения, снижением морозостойкости и увеличением химической коррозии. Наиболее агрессивными слоями по отношению к битуму, которые могут содержаться в воде являются сульфаты натрия и магния.

Биохимическая стойкость характеризует сопротивление  органическому выветриванию под влиянием бактерий, вызывающих разложение сложных органических веществ, составляющих битум. Для повышения биостойкости в состав битумного вяжущего вводят антисептики. Состав асфальтового раствора должен быть такой, чтобы пустоты в песке были полностью заполнены асфальтовым вяжущим с избытком ( 10-15 %) для обволакивания песчинок.

Асфальтовый бетон можно представить как смесь асфальтового раствора и крупного заполнителя -щебня. Количество асфальтового раствора берут с расчетом заполнения пустот в щебне и небольшого избытка ( 10-15%) для получения плотного бетона. В таблице-1 приведены примерные составы асфальтовых бетонов и растворов.

Таблица-1. Примерные составы асфальтовых бетонов и растворов

В отличие от цементного бетона на показатели прочности асфальтового бетона сильно влияет температура. Например если предел прочности при сжатии асфальтобетона при 20°С-2,2-2,4 МПа, то при температуре 50°С-только 0,8-1,2 МПа. Зато асфальтовые бетоны и растворы лучше противостоят коррозии чем цементные.

Производство асфальтобетона

Готовят асфальтобетонную смесь по следующей  технологической схеме( смотри рисунок-1):

Из открытых складов подают в дозаторы минеральные материалы ( песок и щебень) . Также из закрытых складов подают в дозатор  минеральный порошок. После чего, отвешенный ( массой 3…3,5 т) на один замес материал подают в бункер транспортером. Из бункера при открытии затвора материал самотеком поступает во вращающийся барабан смесителя.
Рисунок-1. Технологическая схема приготовления асфальтобетонной смеси:

 

 

 

 

 

 

1 —дробилка для камня; 2 — элеватор; 3 — сортировка на фракции;4 — бункера щебня; 5 — бункер песка;6 — питатель; 7 — элеватор для холодной смеси;8 — сушильный барабан;9 — полка;10 — подача нефти; 11 — элеватор для горячей смеси;12 — бункера горячей смеси;13 — элеватор для наполнителя;14 — дозаторы; 15 — смеситель;16 — самосвал; 17 — приемник для наполнителя

Барабан смесителя  разделен на  два отделения: сушильное отделение служащее для просушивания и подогрева минеральных материалов до температуры 170-190°С и смесительное отделение, которое служит для объединения минерального материала с расплавленным битумом, поступающий по трубам из битумоплавильных котлов через дозатор.

На один цикл работы примерно затрачивается от 12 до 15 минут, при этом производительность смесителя типа Д-138 предназначенный для приготовления крупнозернистой асфальтобетонной смеси составляет 90…110 т в смену. Транспортируют приготовленную асфальтобетонную смесь в автосамосвалах, а уже непосредственно на месте укладки загружают в асфальтоукладчик, который распределяет ее по подготовленному основанию ровным по толщине слоем.

Рисунок-2. Уплотнение асфальтобетона

 

 

 

 

 

 

 

Распределенную по дорожному основанию асфальтобетонную смесь уплотняют катками массой от 5 до 14 тонн ( смотри рисунок-2) или используют вибрационные моторные катки массой от 0,5 до 4,5 тонн. Асфальтобетон предпочтительнее дегтебетона в строительстве, так как он долговечнее. Крупнозернистый асфальтобетон в дорожном строительстве используется для устройства нижнего слоя дорожного покрытия. Среднезернистый асфальтобетон используется для устройства однослойных дорожных покрытий и для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий. Мелкозернистый асфальтобетон обладает достаточно высокой сопротивляемостью механическим и атмосферным воздействиям.

Поэтому его применяют для устройства автомобильных покрытий с интенсивным движением и для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий. Песчаный асфальтобетон применяют для покрытия полов в цехах промышленных зданий, тротуаров и покрытий дорог с легким движением, так как он обладает повышенной пластичностью.

Для устройства покрытий на дорогах облегченного типа используют мелкозернистые асфальтобетонные смеси холодного типа. Крупнозернистые холодные бетоны применяют для устройства оснований и нижнего слоя двухслойных покрытий. Холодные бетоны проще и дешевле в изготовлении и удобнее в укладке, особенно в сырую и холодную погоду, чем обычные асфальтовые бетоны.

В строительной практике наряду с горячими, теплыми и холодными асфальтовыми бетонами применяют также литой асфальтобетон. Уплотняют его в горячем состоянии утюгами или легкими (0,5… 1,5 т) катками. Литой асфальт используют в стесненных условиях, где нельзя использовать тяжелые катки и вибраторы, или при малых объемах работ (для устройства покрытий на тротуарах, плоских кровель, полов в складских и производственных помещениях, а также для гидроизоляции).

stroivagon.ru