Коробка передач зф – Продажа грузовых автомобилей. Купить грузовики, спецтехнику, комплектующие и запчасти производства МАЗ и MAN КПП ZF 16S 2220 «Zahnradfabrik» Коробка Передач Ecosplit Servoshift

Ремонт КПП ZF с демультипликатором: устройство, схема

 

Коробка ZF характерна для грузовых версий авто. Концерн ZF Friedrichshafen AG является разработчиком АКПП (9 ст.), которая подходит для установки на машины с передним приводом. ZF трансмиссия позволяет эффективно регулировать соотношения передаточных чисел.

Скоростная коробка для КАМАЗ

Внешний вид коробки

ZF КПП – это имеющая длительный рабочий ресурс система трансмиссии. Коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4-мя передачами, демультипликатора и переднего делителя. Она встречается на магистральных автомобилях КАМАЗ, отличается продуктивностью работы, имеет низкий уровень шума.

Автомобили КАМАЗ, оснащающиеся 16-ти ступенчатой КПП (16S151 ZF), надежны в эксплуатации. Схема данного устройства наглядно отражает особенности конструкции системы. Присутствует главный редуктор, передний делитель передач и демультипликатор. Это составляющие зачасти, которые относятся к системе трансмиссии. Корпус КПП имеет специальные отверстия, благодаря чему можно осуществлять проверку уровня масла в ZF коробке.


Для безотказного функционирования КПП ЗФ машину следует периодически обслуживать. Ремонт КПП ZF актуален, если работа КАМАЗА стала отклоняться от нормы, например, появились характерные стуки, толчки во время смены скоростей.

Проведение ремонтных работ

Избежать преждевременный ремонт коробки ZF помогает совершение должного ухода за данным агрегатом. В частности, автомобилист должен осуществлять самостоятельный контроль уровня масла. Его избыток или недостаток являются причиной того, почему автомобильная система дает сбой. Делая выбор в пользу синтетических масел, водитель продлевает ресурс коробки, ее составляющих деталей.

Заказать ремонт КПП ZF лучше в сервисном центре. Здесь при помощи метода деффектовки будет точно определено то, какой характер неисправности на автомобиле имеется. Проводится слив масла, которое необходимо проверить на внешнее состояние, помутнело ли оно или нет. Целесообразно осуществить замер осевых люфтов валов, после чего начинается ремонт КПП ZF (разборка коробки). На данном этапе обнаруживаются изношенные детали, которые необходимо заменить. Также, система отслеживается на предмет наличия трещин, сколов. Разборку КПП актуально провести, если отмечается высокая температура коробки.

Как правило, когда требуется ремонт коробки передач ZF, меняются валы, включая вал, который относится к демультипликатору, синхронизаторы, шестерни, краны управления.

Таким образом, ремонт КПП ZF подразумевает разборку коробки переключения передач, после чего детали имеющие износ подлежат замене.

prokpp.ru

Коробки передач ZF

Потребность в 16-ступенчатых коробках возникала у «КАМАЗа» в начале 2000-х годов, когда завод осваивал производство тяжелых грузовиков полной массой 33-41 тонн или в составе автопоезда – 44 тонны. Чем мельче разбит диапазон передаточных чисел коробки, тем меньше надрывается двигатель, быстрее и легче разгоняется автопоезд, проще одолевать подъемы, мотор можно держать в экономичном диапазоне оборотов. В то время челнинцы начали закупать коробки у ZF, но очень небольшими партиями. Окончательно поверить в потенциал нового клиента немцев заставила череда побед команды «КАМАЗ-Мастер» на супермарафонах «Дакар», которые стали рядовым событием для челнинской команды с начала 2000-х. Спортивные автомобили собирают на отдельном производстве, с дизелем серии ЯМЗ-840 (по разным оценкам от 850 до 1050 л. с.), с которым агрегатируется именно 16-ступенчатая коробка ZF 16S251, рассчитанная на момент 2500 Н.м. В январе 2005 года, как только закончился очередной победный для «КАМАЗа» «Дакар», было принято решение о создании совместного предприятия. А ведь эти коробки применяют на гонках и DAF, MAN, IVECO, Renault – специалисты ZF с гордостью говорят перевозчикам об этом.

Отлаженная технология

С самого основания, с конца ­2005-го года, производство ООО «ЦФ КАМА» располагалось на арендованной у «КАМАЗа» территории площадью около 5 тыс. кв. метров. Новый же, собственный производственный корпус располагает почти в пять раз большими площадями: 22,1 тыс. м2, из которых 18,5 тыс. м­2 – непосредственно производственные площади и логистические зоны. Такой простор оценят не только старые сотрудники СП – их работает около 350 человек, но и новые, которых планируется принять на работу с учетом увеличения объемов производства. А это (к декабрю 2014 года) еще около 150 человек. Дополнительные «квадраты» не будут пустовать – на площадях размещают новое оборудование, способствующее расширению номенклатуры производимых в России деталей коробок передач, и, что немаловажно – термическое производство. Раньше термообработку деталей делали на соответствующем производстве «КАМАЗа». Дело в том, что в качестве материала шестерен коробок ZF применяют цементируемые стали, естественно, одобренные немцами. Такая сталь дешевле легированной, но требует очень тщательного соблюдения технологий при цементации. Напомним, процесс цементации стальной детали – насыщение ее поверхностного слоя углеродом. Это придает поверхности высокую твердость, но оставляет вязкой, стойкой к удару сердцевину. Пример цементации, который на слуху у автомобилистов, – поршневой палец.

Открытие нового корпуса лишний раз подтверждает, что в Челнах с самого начала работы СП стремились организовать не отверточную сборку коробок из привезенных в «мешках» комплектов, а именно полноценное производство, под освоение всей номенклатуры деталей. Среди производств ZF Friedrichshafen AG, находящихся по всему миру, есть только два предприятия, имеющих смешанный конвейер, который позволяет выпускать два вида коробок передач – 9-ступенчатую КП ZF Ecomid и 16-ступенчатую КП ZF Ecosplit. Один из них – на головном предприятии в Германии, во Фридрихсхафене, другой – в СП «ЦФ КАМА». Причем сборочная линия переналаживается с выпуска одного типа коробок на другой чуть ли не за минуту. Сборка коробок ведется на закольцованном конвейере, куда по радиусам с внешней стороны поступают подсобранные узлы. Коробки семейства Ecosplit и Ecomid очень разные, перепутать что-то сложно, но все равно сборку делят на циклы, куда входит по шесть комплектов той или иной коробки. Технологическая оснастка для сборки каждого типа коробки своя и выкрашена в свой цвет: желтый или синий. Очень важный момент при сборке коробок ZF – подбор толщины стопорных и регулировочных колец. От этого зависит преднатяг конических подшипников. Перетянул или прослабил – результат будет один: уменьшение ресурса агрегата. Другая особенность – в резьбовых соединениях широко применяют контрящий герметик Loctite 241.
Все собранные коробки обязательно поступают на испытательный стенд. Здесь режим обкатки такой: 10 минут и без нагрузки. Контролируется легкость переключения передач, отсутствие посторонних шумов, давление масла, создаваемое в системе смазки, и герметичность пневматических контуров. Если выявляются недостатки сборки – коробку отправляют на особый участок, где ее разбирают и ищут причину неисправности. Но таких случаев – буквально на перечет…
Сейчас коробки семейств Ecomid и Ecosplit кроме «КАМАЗа» приобретает не только автозавод «Урал», но и питерский завод MAN. Это говорит о высоком качестве челнинских коробок. Кроме того, были случаи, когда из Набережных Челнов отправляли изготовленные здесь детали в Европу, на другие заводы ZF.

Важная задача

В локализации изготовления деталей коробок заинтересованы и немцы, и сам «КАМАЗ». Как говорят специалисты СП, локализация позволяет:
   снижать сроки поставки на конвейер деталей и их складские запасы;
   сокращать затраты на развитие сети поставщиков;
   удовлетворять законодательным требованиям страны размещения;
   минимизировать валютные риски и риски, связанные с таможенным оформлением поставляемых из-за        границы деталей.
Возможных российских поставщиков на конвейер «ЦФ КАМА» ждал серьезный аудит производства, затем работа с чертежами, изготовление пробных деталей. Решение о сотрудничестве с потенциальным поставщиком принималось по результатам анализа качества, с учетом цены деталей. В результате российскими партнерами СП по механической обработке, кузнечному и литейному производству стали ОАО «КАМАЗ, ОАО «ЧКПЗ», ОАО «ЗМЗ», ООО «РосАЛит», ОАО «ОЭМК». В 2008 году локализация начиналась с производства трех валов и семи шестерен для коробок Ecosplit. Изготовление заготовок шестерен и валов, их механическая и термообработка, а также мехобработка трех вариантов картеров КП Ecosplit производилась на заводе двигателей ОАО «КАМАЗ». На кузнечный завод ОАО «КАМАЗ» нужный стальной прокат поставляет ОАО «ОЭМК». Восемь из одиннадцати наименований шестерен для коробок семейства Ecomid изготавливают именно на СП «ЦФ КАМА». Еще девять шестерен делает для СП сам «КАМАЗ». В 2010 году в ОАО «ЧКПЗ» были локализированы заготовки семи шестерен коробок Ecomid, мехобработка восьми шестерен и трех валов КП Ecomid проводится на производстве «ЦФ КАМА», а их термообработка – на ОАО «КАМАЗ». Особенность конструкции коробок ZF – корпуса, отлитые из алюминиевого сплава. ­Делать в России отливки корпуса сначала никто не брался – их поставляли из Германии. Была попытка освоить литье относительно простого картера сцепления на Заволжском моторном заводе, но она закончилась неудачей. И это при 40-летнем опыте работы в Заволжье с алюминиевыми сплавами! В 2011 стартовал проект по локализации заготовок семи алюминиевых картеров. Первые образцы отливок картера сцепления Ecomid, были изготовлены на литейном заводе «КАМАЗ Металлургия». Затем отливки шести вариантов картеров были локализованы на нижегородском ООО «РосАЛит», из них два обрабатываются на ЗМЗ, а остальные четыре – на заводе двигателей «КАМАЗ». В 2012 г. локализована отливка и мехобработка картера сцепления на «КАМАЗе», началась локализация трех шестерен. ­Локализованы заготовки трех валов коробок Ecomid и одна шестерня Ecosplit на кузнечном заводе ОАО «КАМАЗ», а еще три заготовки шестерен – в ОАО «ЧКПЗ». Освоено производство двух типов чугунных крышек первичного вала на заводе двигателей «КАМАЗ». Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2014 года уровень локализации деталей коробок Ecomid и Ecosplit на СП «ЦФ КАМА» составляет 52 процента, но подшипники, синхронизаторы, сальники поставляются из Германии. Из последних новостей: для челнинских коробок ZF на другом СП – на ООО «Кнорр-Бремзе КАМА» освоили ПГУ сцепления. Немцы считают, что российские партнеры «ЦФ КАМА» со временем вырастут до уровня глобальных поставщиков концерна, удовлетворяющих всем требованиям ZF по качеству, технологиям и цене, вплоть до поставки деталей из России на другие предприятия компании.

Информация

  • Компания ZF Friedrichshafen AG – крупнейший в мире производитель агрегатов трансмиссии, рулевого управления, подвески для автомобилей. Продукцию ZF применяют практически все европейские автомобилестроительные фирмы. Фирма выпускает для грузовиков и автобусов целую гамму КП: самые простые, на 5-6 передач, для развозных среднетоннажников, на более тяжелых автомобилях применяются 8-9-ступенчатые коробки с планетарным демультипликатором, а самые конструктивно сложные коробки делают с двумя дополнительными редукторами: с передним повышающим – делителем и понижающим планетарным – демультипликатором. Здесь если основная коробка трехступенчатая, то с учетом этих двух редукторов, в совокупности, получается 12 передач, а если основная коробка с четырьмя ступенями – то в агрегате 16 скоростей. У ZF эти коробки передач, можно сказать, флагманские. Аналогичные коробки есть у Mercedes, Scania, Volvo, но их никогда не было у «КАМАЗа» и ЯМЗ. Все ограничивалось только разработками. Напомним, ярославский завод традиционно делает коробки передач для «МАЗа» и «УРАЛАЗа». Главное достоинство 16-ступенчатых коробок – компактность и широкий диапазон передаточных чисел: обычно от 16,41 до 1,00 или от 13,80 до 0,84. К примеру, «камазовская» 10-ступенчатая коробка модели «154», наверное, одна из лучших отечественных коробок, но она обеспечивает диапазон от 7,82 до 0,81. Чтобы с ней получить тяговые возможности, сопоставимые с коробками ZF, пришлось бы увеличивать передаточное число главной передачи. А это всегда ухудшает экономичность. Практически по передаточным числам и удобству пользования единственная альтернатива механической 16-ступенчатой коробке – 5-6-диапазонный «автомат» с классической ГМП.
  • Акционеры ООО «ЦФ КАМА»: ZF Friedrichshafen AG, Германия – 51%, OAO «КАМАЗ», Россия – 49%;
    СП ООО «ЦФ КАМА» было основано в январе 2005 года, а сборочный конвейер был запущен уже в ноябре того же года.
    На предприятии производят 9-ступенчатые коробки ZF Ecomid 9S1310 TO и 16-ступенчатые коробки ZF Ecosplit 16S1820 TO, которые агрегатируются с двигателями мощностью от 160 до 500 л. с. Основным потребителем продукции СП является ОАО «КАМАЗ», в 2012 стартовало производство трансмиссий для ОАО «АЗ УРАЛ» и петербургского завода MAN. На 2016 год запланировано начало производства коробок передач для ОАО «МАЗ». В настоящее время объемы производства – порядка 20 тысяч КП в год, с вводом в действие производственных мощностей нового корпуса будет выпускаться до 50 тысяч коробок в год.
  • 2003 г. Первые переговоры между ZF Friedrichshafen AG и ОАО «КАМАЗ» о создании совместного предприятия по выпуску коробок передач;
    апрель 2005 г. Регистрация СП «ЦФ КАМА»;
    ноябрь 2005 г. Официальное открытие предприятия, начало сборки 16-ступенчатых коробок передач семейства ZF Ecosplit;
    2007 г. Расширение номенклатуры выпускаемых изделий, локализация деталей для коробок, получение статуса «промышленной сборки» и включение в список инвестиционных проектов Республики Татарстан;
    2008 г. Запуск сборки 9-ступенчатой КПП ZF Ecomid;
    2010 г. Начало производства локализованных шестерен и валов для КПП семейства ZF Ecomid, сертификация производства по стандартам ISO 9001 & TS 16949;
    2011 г. Начало строительства нового производственного здания;
    2012 г. Успешное прохождение ресертификационных аудитов DQS и IQNet;
    2012 г. Присвоение Федеральной таможенной службой России статуса уполномоченного экономического оператора внешнеэкономической деятельности;
    2013 г. Начало производства на СП вторичного вала для КПП ZF Ecosplit;
    2014 г. Официальное открытие нового производственного здания. Освоение производства «ЦФ КАМА» на новых площадях, запуск собственного термического участка для закалки шестерен и термообработки валов
  • У коробок ZF Ecosplit есть три варианта передаточных чисел, которые указаны на табличке: от 16,41 до 1,00; от 15,57 до 1,00 и от 13,8 до 0,84. Два варианта с прямой высшей передачей и один – с повышающей, причем эти варианты созданы только за счет шестерен делителя, остальные детали коробок одинаковы. Обычно с ростом крутящего момента, проходящего сквозь коробку, увеличивают модуль зубчатого зацепления – зуб становится чуть длиннее и одновременно толще в основании. Это приводит к необходимости увеличивать межцентровое расстояние между валами коробки, делать разные корпуса. Немцы из ZF сделали хитрее: они с ростом момента увеличивают длину шестерен, то есть длину находящихся в зацеплении зубьев – приходится увеличивать и длину корпуса. У 16-ступенчатых коробок ZF Ecosplit три варианта длины картера: 932, 1015 мм и самый длинный картер 1031 миллиметров – под коробку 16S2720, рассчитанную под момент 2700 Н.м. Причем несколько коробок собираются в одном взаимозаменяемом для них картере. Кроме того, взаимозаменяемы синхронизаторы в сборе, блокирующие муфты, то есть одни из самых подверженных износу деталей коробки, при этом дорогих и сложных в изготовлении. 

reis.zr.ru

Коробка передач модели ZF-16S151

Коробка передач модели ZF-16S151 – механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящей из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Рис. 3-66. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора: 1 – бачок сцепления; 2 – педаль сцепления; 3 – рычаг переключения передач; 4 – датчик заднего хода; 5 – клапан включения демультипликатора; 6 – датчик нейтрали; 7 – датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 – цилиндр переключения демультипликатора; 9 – датчик первой передачи; 10 – воздухораспределитель делителя; 11 – датчик включения низшего диапазона делителя; 12 – датчик включения высшей передачи; 13 – к рабочему цилиндру сцепления; 14 – клапан включения делителя; 15 – главный цилиндр сцепления.

Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача – зубчатой муфтой. Демультипликатор – планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага.

Тип коробки передач

Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора

Макс. входной крутящий момент, Н.м

1600/1850

Передаточные числа

R

L

13,80

9,49

6,53

4,57

3,02

2,08

1,43

1,0

12,92

S

11,54

7,93

5,46

3,82

2,53

1,74

1,20

0,84

10,80

L – низшая передача в делителе; S – высшая передача в делителе; R – задний ход

Подшипники валов:

Роликовые конические

Подшипники шестерен

Роликовые игольчатые с сепараторами без колец

Синхронизаторы

Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом

Шестерни

С косыми зубьями, постоянного зацепления

Привод тахографа

Бесконтактный, индуктор 6 выступов

Система смазывания

Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса

Отбор мощности

Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора

Управление коробкой передач

Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора

Усилие на рычаге переключения передач, Н (кгс), не более

150(15)

Управление коробкой передач

Передачи переключаются рычагом, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага из одного положения в другое выполняется при выключенном сцеплении (при нажатой педали сцепления). Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производится при минимальных оборотах холостого хода (по тахометру или на слух) согласно схеме переключения передач.

При замедлении переключать передачи следует только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1.

Начинать движение следует только с первой передачи во избежание преждевременного выхода сцепления из строя.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи – при переходе рычага управления из положения четвертой в положение пятой, низшей – при переключении с пятой на четвертую.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов загорается контрольная лампочка (цвет – оранжевый).

При переводе рычага через положение «О» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Для перехода с ускоряющей «S» передачи в делителе на замедляющую «L» и наоборот (без переключений рычага) опустить или поднять переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.

Регулировку механического дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач модели ZF-16S151 (рис.3-67) производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

– ослабить гайку 15;

– отвернуть полностью гайку 10;

– вынуть хвостовик 9 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;

– зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 (d = 4 мм, 1 = 100мм) в опоре 2;

– установить рычаг 5 под углом 12°±3° к вертикали;

– вращая хвостовик 9, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5, затянуть гайку 10 моментом 40…50 Н.м;

– удерживая ключом хвостовик 9 от разворота, затянуть гайку 15 моментом 98… 147 Н.м;

– удалить технологический стержень;

– ослабить гайки 14;

– изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм ;

– затянуть гайки 14 моментом 40…50 Нм.

Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производить при необходимости :

– ввернуть болт 12, отвернув предварительно его контргайку;

– нажать до упора в ограничитель педаль сцепления;

– вывернуть болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;

– дополнительно вывернуть болт 12 ориентировочно на 4 – 4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;

– завернуть контргайку болта 12.

Рис. 3-67. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-16S151: 1 – рычаг переключения передач; 2 – опора рычага переключения передач; 3 – тяга; 4 – стержень; 5 – рычаг; 6 – кронштейн реактивной тяги; 7 – тяга реактивная; 8 – панель передка; 9 – хвостовик; 10 – гайка; 11 – клапан включения делителя; 12 – болт регулировочный; 13 – педаль сцепления; 14, 15 – гайка, I – к крану блокировки межосевого дифференциала.

Проверка уровня масла

Рис. 3-68. Пробки для масла

Для коробок передач модели ZF-16S151 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3 и 4 соответственно, расположенных симметрично по обе стороны коробки (рис. 3-68).

Замена масла

Сливать масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув пробки одного из заливных отверстий 4 и пробки 1, 2 и 3 сливных отверстий. Очистить магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установить их на место.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Затруднено включение передач в коробке

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать привод сцепления

Самовыключение передач в делителе

Нарушена регулировка хода рычага делителя

Отрегулировать ход рычага

Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля

Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода

Отрегулировать привод или подтяните крепления рычагов

Не включаются передачи в делителе

Нарушено положение регулировочного болта на педали сцепления

Отрегулировать положение регулировочного болта

Ремонт

Ремонт коробок передач ZF 16S151 производится в специализированных мастерских и осуществляется специально обученным персоналом.

www.remkam.ru

ZF. Коробка передач ZF- Особенности конструкции. Обслуживание

Известный автоконцерн ZF является лидером по производству автоматических трансмиссий, коробок передач для современных автомобилей. Многоступенчатые автоматические коробки передач фирмы ZF устанавливаются на автомобилях известных марок: Ауди, БМВ, Вольво Мерседес, Пежо, Рено, Ситроен, Фольксваген, Шкода и пр. Количество ступеней в новых моделях коробок передач ZF достигает девяти. Основные преимущества продукции фирмы ZF – это высокая технологичность, эффективность, надежность, экономичность (минимальное потребление топлива).

Коробка передач ZF- особенности конструкции

Сравнительно небольшие габариты гидравлических блоков специальной конструкции позволили создать АКПП малых размеров. Благодаря компактности коробки передач и высокой эффективности смазки рабочих узлов и деталей, transmission работает на сверхвысоких оборотах выходного вала. При этом автоматическая коробка ZF максимально сохраняет надежность и повышенную работоспособность.

Управление коробкой ZF производится полностью в автоматическом режиме. При этом обеспечены следующие показатели:

  1. Улучшение плавности хода при переключении передач.
  2. Полная реализация динамических характеристик транспортного средства.
  3. Отличная ремонтопригодность устройства.

Наличие сложных автоматических датчиков и электронных систем не привело к ухудшению показателей надежности, долговечности и управляемости авто.

Требования по техобслуживанию АКПП ZF

Коробка передач АКПП ZF – очень сложный механизм, рабочие элементы очень чувствительны к негативным факторам:

  • техобслуживание плохого качества;
  • экстремальные условия эксплуатации;
  • агрессивная манера езды.

При должном уходе и качественном обслуживании автоматические коробки передач от немецких производителей ZF функционируют без сбоев свыше заявленного срока. Автомобили, оснащенные АКПП ZF, способны пройти без ремонта путь, равный более 200 000 км. В то же время, если отсутствует своевременная смена смазочного материала АТФ в трансмиссии ZF, коробке потребуется сложный дорогостоящий капитальный ремонт после пробега в 60 – 70 000 км.

Краткое описание четырехступенчатой АКПП ZF4 HP22

Немецкой компанией разработана трансмиссия с автоматической коробкой передач ZF4HP22 для установки на автомобилях c задним приводом: Audi, BMW, Land Rover, Volvo, Peugeot, Jaguar. Трансмиссия оснащена электронным блоком управления, которая контролирует работу системы охлаждения и управляет работой коробки передач. АКПП ZF4HP22 отличается сверхвысокой надежностью, устройство редко выходит из строя из-за больших пробегов. Причина возможных поломок – неправильная эксплуатация. Автопроизводители рекомендуют регулярно проверять уровень трансмиссионного масла и его состояние.

Совет: При минусовых температурах окружающей среды желательно разогреть масло, для этого нужно запустить двигатель и выждать две-три минуты на холостом ходу. Прогрев смазочной жидкости создает улучшенные условия для стабильной работы фрикционных дисков, а также рабочих элементов коробки передач.

Пятиступенчатая коробка передач ZF5HP18

При увеличении количества передач улучшаются динамические показатели современных силовых агрегатов большой мощности. Коробка автомат ZF5HP18 устанавливается на современных автомобилях марки BMW. Она характеризуется высокой надежностью, трансмиссия выдерживает эксплуатацию в тяжелых экстремальных условиях. Допускается работа коробки даже при вынужденном масляном голодании. Однако, этой конструкции присущи некоторые недостатки.

Здесь часто выходят из строя:

механизм сцепления;
гидравлический блок.
Ремонт сцепления АКПП ZF 5HP18 осуществляется после полного демонтажа коробки передач. Чаще всего замене подлежит вал сцепления. В отличие от механизма сцепления, гидроблок можно отремонтировать. Однако, после пробега более 400 000 км, он также подлежит замене на новый

motoran.ru

АКПП ZF – автоматические коробки передач

Автоматические коробки передач ZF

Немецкая компания ZF является одним из крупнейших производителей автоматических трансмиссий, которые используются на автомобилях марки Мерседес, БМВ, Ауди, Фольсваген, Шкода, Ситроен, Пежо, Рено, Вольво и ряде других автомобилей. Одной из особенностей акпп ZF является их повышенная надёжность и высокотехнологичность, что позволяет добиться великолепного сочетания комфорта использования, динамики автомобиля и отличной топливной экономичности.

 

Первые автоматической коробки ZF появились ещё в семидесятых годах прошлого века. В настоящее время этот немецкий производитель изготавливает семи и восьмискоростные коробки, которые позволяют обеспечить максимальный комфорт передвижения и улучшенные показатели топливной экономичности. Добиться существенного уменьшения габаритов автоматических коробок передач ZF удалось путем использования специальной конструкции гидроблока, который одновременно сочетает компактные размеры и великолепную эффективность смазки подвижных элементов трансмиссии. Используемая система смазки позволяет работать коробке на максимально высоких оборотах валов и сохраняет при этом отличные показатели надежности конструкции.

 

 

Использование полностью автоматического управления работы автоматической коробки передач ZF обеспечило улучшенную плавность переключения ступеней и максимально возможную реализацию динамических показателей самого автомобиля. Необходимо отметить, что такое широкое использование автоматических датчиков и компьютерных систем управления не привело к снижению надёжности коробок передач от этого производителя и обеспечивает отличную ремонтопригодность.

 

При соблюдении всех рекомендаций производителя в отношении сервисного обслуживания автоматические коробки передач от немецкой компании ZF способны проработать без необходимости выполнения сложного и дорогостоящего капитального ремонта более двухсот тысяч километров. В тоже время необходимо сказать, что АКПП ZF, как и все другие современные автоматические коробки передач, крайне критичны к качеству обслуживания и манере езды автовладельцев. При отсутствии своевременной смены масла в трансмиссии и неправильной эксплуатации коробки передач, она может потребовать капитального ремонта уже спустя 60-70 тысяч километров.

 

 

В настоящее время немецкий производитель компании ZF предлагает широкий ряд автоматических коробок передач, которые включают достаточно простые бюджетные модели АКПП с четырьмя ступенями и функцией ручного переключения передач, так и  спортивные семи – восьмискоростные трансмиссии, которые предназначены для установки на мощных автомобилях. В производственной линейке немецкой компании ZF можно также найти спортивные автоматические коробки передач, которые оснащаются двойным сцеплением, что характерно для автомобилей повышенной мощности.

 

При необходимости выполнения ремонтных работ с коробкой передач этого производителя рекомендуем обращаться в специализированные сервисные центры, специалисты которых имеют большой опыт работы по ремонту автоматических коробок передач ZF. Подобное позволит вам гарантировать проведение качественных сервисных и ремонтных работ, что позволит устранить все имеющиеся неполадки и восстановит работоспособность трансмиссии.

 

8-и ступенчатая АКПП ZF в действии Видео

akpphelp.ru

Ремонт КПП ZF (16S151/181/221) фотоотчёт

Привет всем вот решил создать информационную тему – ремонт коробки zf, в данном случае установленную на камаз 6520. Причиной снятия послужила пружинка найденая в крышке картера коробки ZF. Вылетила с диска, ну а вскрытие коробки передач zf попутно для замены синхрона 5-6 передачи. На холодную с 4 сразу на 6 с горки конечно, да и на горячую тож мозг кавыряла. После двух лет эксплуатации на 6 тож повлияло такое переключение.

Короче решено – ремонт с фото сессией, так как по запросу ремонт кпп zf никакой информации ненашол.

Cразу скажу на ошибки внимания необрощаем я не диктант пишу да и в школе с руским языком не фантан было.

Ну начнём ремонт

разбор начинаем с задней части флянец снял обычным китаи съёмником

да забыл кулису снимаем крутим 10 болтов

и ещё если салиник стакана нетекёт и вам ненужен масло насос крутить их болты ненадо

Продолжем левый кранштейн тоже снять там болт прячется держит кожух сцепления

  1. отверстие болта
  2. сломаная шпилька после ударов кувалдой по кранштейну

Снятие задней крышки кпп zf 16S151

  1. отверстия крепления съёмника
  2. отверстие для направления масленой трубки(при зборке)
  3. болт крепления вилки стоят на одной оси выкручиваем оба (после разбора диафрагмы)
  4. датчик спидометра
  5. корпус диафрагмы пометить при снятии чтоб некрутануть
  6. соосные болты
  7. датч спид

Поочерёдность

  1. первое срываем гайку диафрагмы 3
  2. потом соосные болты 1-2

скажу сразу снятие крышки происходило с помощю монтажек и кувалды пришлось поепстись шобы неповредить детали.тянули крышку в верх и постукивали по валу . если еще раз придется вскрывать зделаю простой съёмник ну час максимум потрачу зато спокойно вытяну. чего и вам советую сначало зделайте съёмник!!!

Схема съёмника

  1. болт крепления к крышке 4 шт
  2. пластина съёмник (думаю толщиной 15мм хватит)
  3. хорошая гайка
  4. болт ещё лучше и подлиньше резьбы побольше да и диаметр. ну 30мм хотяб

сняси крышку делителя zf

посмотрели как стоит вилка zf

выдернули трубку и снимаем пластину

Вытаскиваем тяжолый дифер

  1. дифер
  2. вал шестерни заднего хода zf
  3. резин кольцо

вытаскиваем вал ZF вилки дифера

Снятие задней крышки

  1. отверстия крепления съёмника
  2. отверстие для направления масленой трубки(при зборке)
  3. болт крепления вилки стоят на одной оси выкручиваем оба (после разбора диафрагмы)
  4. датчик спидометра
  5. корпус диафрагмы пометить при снятии чтоб некрутануть
  1. соосные болты
  2. датч спид

Поочерёдность

  • первое срываем гайку диафрагмы 3
  • потом соосные болты 1-2

Продолжение ремонта, выкручиваем:

  1. фиксатор вала
  2. пробка фиксатора
  3. отверстия крепления рессорной траверсы (крепление коробки)
  1. резин колечко
  2. втулка под дифером (юбка в перёд кпп)
  3. шестерня зад хода (выбуклой частью назад кпп)
  4. вал шестерни зад ход (трубкой назад кпп)

с низу крышка для установки шестерни зад хода

корпус диафрагмы zf можно неразбирать

преворачиваем кпп ZF первичным валом в верх откручиваем и сбиваем незаюываем про болт 1 около кулисы

ап

Распрессовка валов zf.

просто снял стопор взял молоток и пруток железный збил шестерню зх получилось нормально ток долго пошол под прес там быстрей и окуратней.

продолжем

  • сняли кожух откручиваем два стопора на вилке делителя

отжимаем меньший вал в право и стопорим отверткой или ещё чем

окуратно берём первичный вместе с снхроном и вилкой и вытаскиваем

рассыпите синхрон собирайте окуратно там всё просто солдатики так и хотят улететь надо держать каждого при установке на место

теперь вытаскиваем малый вал zf обратите внимание на прорезь в торце для привода масло насоса которыи остался в кожухе. при зборке совместить

валим кпп набок чтоб масло трубка была с верху дабы невытинуть её вместе с валом

Чтоб вытянуть вал нужно нажать на фиксатор валов вилок

  1. фиксатор
  2. отверстие я нажимал отвёрткой ход фиксатора примерно 4-5мм(при зборке повторить)

ну вот и добыли

подписаны передачи

снял стопор и збил шестерню зх ZF

время вечер завтро пятница короче взял вал и плетел в край

ВНИМАНИЕ !!!

информация..

кпп за 8 лет неразбиралась снимался только стакан наверно для замены сальника.

подшипники все( daewoo hungary дэу венгрия) в норм состоянии шестерни все в отличном состоянии синхрон 5-6 износ торм поверхности стоял с бронзовыми тормозками . замена целиком .

поставили с железн тормозками тоесть трущимися поверхностями. сказали что железные лучше и цена меньше.

ответ сервисмена. устанавливались железн 25т руб для иномарок с бронз 48т руб для камаз для замены синхрона отдал вал в сервис по ремонту zf в г. красноярск сказали 25000+ замена 1000 ещё купил 2 салиника на стакан и флянец. на кулису 1 пыльник(900р).сальник недали(устанавливаются в паре) .два камня с пыльниками на вал вилки сцепления.

4 маленьких 2 больших бронзовых ползуна в вилки переключения предач комплект прокладок zf сказали 3200 взяли (3800) в процесе ремонта позвонили сказали что нет ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА!!! синхрона тоесть внутреней обоймы подшипника +(2200)

коробка zf 16S151 точно невскрывалась было видно по болтам интересно как 8 лет отходила.

также была озвучена сумма за всё 33 000р

короче по итогу 37 000 еслиб повёз коробку к ним – за ремонт коробок ZF(разбор дефетовка зборка) 20 000 +37 000 ну иещё + сколко они приписали для установки вала был спроектирован спец съёмник

верёвка с двумя удавками на концах

направляем валы вилок и про фиксатор незабываем

постучал по железу флянцем чтоб подшипник вылез из крышки для удобства сборки

Данный фотоотчёт был взят с форума сайта drom.ru
Автор отчёта: пользователь gazik-oofbr
Орфография автора сохранена

dtbm.ru

Коробка перемены передач ZF 8S 1350

1)      Ориентировочное значение (зависит от вида параметров транспортного средства, а также от условий эксплуатации).

         2)      Здесь следует также учитывать директивы ZF для монтажа ступенчатых коробок передач (1203 756 010).

3)      Подключение переключения вращающегося вала может хорошо согласовываться с условиями монтажа в транспортном средстве.

       4)   Необходимое давление воздуха = 6,2 до макс. 10 бар, при более высоких давлениях следует предусмотреть редукционный клапан (ZF № 0501 204 036).

 

3.2 Механизм коробки передач

Коробка передач ZF 8S 1350 состоит из основной коробки передач с четырьмя переда­чами для движения вперед и одной передачи заднего хода, а также планетарного ряда – де­мультипликатора (заднего делителя) на две передачи

Комбинация основной коробки передач и заднего делителя дает возможность переклю­чения 8 передач по схеме «Двойная Н».

Общий вид коробки передач см.Рис. 181.

Рис. 181 Общий вид коробки передач

Переключение передач разделено на 5 рядом лежащих проходов. В проходах 3/4 и 5/6 находится по одному нейтральному подпружиненному положению. Пневматическое переклю­чение заднего делителя осуществляется автоматически при переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот

                                                                                             

Блокировка переключения

При переключении передачи, особенно при быстром переходе из одной Н к другой Н, может случиться, что задний делитель заходит не полностью и скользящая муфта остается в среднем положении.

Блокировка «Интерлок» представляет собой механическое устройство, которое пре­дотвращает включение передачи в 4-скоростном блоке пока задний делитель не включен пол­ностью.

1 Описание

1.1 Конструкция

Коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами и демультипликатора.

1.2 Исполнение

Узел с 4 передачами:

–      синхронизирован; включение задней скорости осуществляется кулачковой муфтой;

–     механическое переключение вращающегося вала;

34 – Пневмоцилиндр; 35 – Клапан переключения

      –      переключение «двойная Н»

1.4 Дополнительные агрегаты

                       В зависимости от конструкции транспортного средства коробка передач может быть оснащена следующими дополнительными агрегатами:

механизмом отбора мощности ZF (N… PL), зависимым от режима работы, с встроенным запасным насосом рулевого управления или насосом рулевого управления с двухконтурной системой усилителя привода; механизмами отбора мощности ZF N1, N4 И N10, зависимыми от сцепления.

2 Управление

Соблюдение следующих указаний для управления поможет обеспечить более эконо­мичный режимы эксплуатации:

Ездите при среднем диапазоне частоты вращения. Используйте максимально возможную высшую передачу.

                                 

Учитывайте ситуацию на дороге, будьте дальновидны. Избегайте ненужных торможений и ускорений.

2.1         Пуск двигателя и трогание с места

 

Закрыть стояночную тормозную систему (препятствует случайному движению автомобиля).

–         Установить коробку передач в нейтральное положение. Включить двигатель.

–         Установить передачу (преимущественно 1-ю передачу, для того, чтобы не пе­регружать сцепление).

Ослабить стояночную тормозную систему и мягко включить сцепление. Учи­тывайте также указания изготовителя транспортного средства.

ОПАСНОСТЬ

При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тор­мозную систему. Это препятствует случайному движению автомобиля.

2.2         Выключение сцепления

Всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

ОСТОРОЖНО

Переключение при не полностью разъединенном сцеплении приводит к износу синхронизаторов коробки передач.

2.3         Переключение коробки передач

Коробка передач ZF Ecosplit является синхронизированной коробкой передач. Синхро­низация осуществляется синхронизаторами колес. Благодаря этому можно быстрее и надежнее переключать скорости:

–      Без двойного нажатия сцепления при переключении на более высокие передачи, без нажатия на педаль акселератора и двойного нажатия на сцепления при пе­реключении на более низкую передачу, даже на склоне и в трудных ситуациях.

 

2.3.1 Схема расположения передач Двойная Н

Схема переключения «двойная Н» (Рис. 186) имеет на проходе 3/4 (медленная группа демультипликатора) и 5/6 (быстрая группа демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).

Для выбора проходов 1 /2 или 7/8 необходимо перевести рычаг переключения передач в соответствующем направлении против усилия пружины и при включении противодейство­вать усилию пружины. Рычаг переключения передач переходит в соответствующе нейтраль­ное положение, если он отпускается в среднем положении прохода. Медленная группа де­мультипликатора отделяется от быстрой более сильным противодействием пружины («GP-Носкег»).

Проход заднего хода предохраняется фиксатором-упором, и поэтому необходимо большее усилие для его включения.

Различные усилия пружин позволяют хорошую ориентацию в схеме переключения, т.е. более простое нахождение проходов.

Рис. 186 Рычаг переключения передач со схемой переключения «двойная Н»

2.3.2 Переключение передач

ОСТОРОЖНО

Для более бережного отношения к коробке передач всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя осуществляйте переключение на следующую более низкую передачу лишь после достижения макси­мально допустимой скорости предусмотренной передачи, достигнутой в результате тор­можения.

Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле. Рекомендуется осуществлять перемещение рычага переключения передач открытой рукой, как показано на рис. 5.

– При включении передачи держите рычаг переключения против усилия пружи­ны до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится пе­редача.

Двойная Н

При переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот слегка ударьте ладонью по ры­чагу и быстро, без большого усилия, переведите рычаг в положение желаемой передачи (Рис. 187).

УКАЗАНИЕ

При холодной коробке передач для переключения передач необходимы большие уси­лия для переключения. Если при обратном переходе из прохода 5/6 в проход 3/4 демультип­ликатор не осуществляет переключения, то притормозите автомобиль и установите соответ­ствующую передачу при более низкой скорости.

ОСТОРОЖНО

Недопустим переход между проходами 5/6 и 3/4 или наоборот при скорости авто­мобиля более 30 км/час.

Переход от одного прохода к другому вызывает синхронизацию демультипликато­ра, которая при скоростях автомобиля более 30 км/час приводит к преждевременному износу.

Задний ход

ОСТОРОЖНО

Устанавливайте задний ход лишь в том случае, если автомобиль стоит.

Задний ход должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении! Выключение сцепления должно осуществляться лишь при скорости вращения, соответствующей холостому ходу двигателя.

Включайте задний ход лишь после остановки промежуточного вала. Не остано­вившийся промежуточном вал приводит к скрежету при включении заднего хо­да.

УКАЗАНИЕ

Времена выбега отличаются в зависимости от рабочего состояния и могут быть сокра­щены за счет короткой синхронизации, предпочтительно 1-ой передачи.

Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъедине­ния (смотрите раздел 3.4). Медленно отпустить сцепление.

2.4 Переключение механизмов отбора мощности
Механизмы отбора мощности, зависящие от сцепления
Работа при стоящем и едущем автомобиле
Вкючение/выключение

–      Механизм отбора мощности должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!

Выключение сцепления должно осуществляться только, если двигатель работа­ет на холостом ходу

Включайте механизм отбора мощности лишь после полной остановки проме­жуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении механизма отбора мощности.

УКАЗАНИЕ

Время выбега зависит от рабочего состояния и может быть сокращено путем короткой асинхронизации, преимущественно 1-ой передачи. Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим.При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъедине­ния (см. раздел 3.4).

Медленно отпустить сцепление и перейти на рабочую частоту вращения двига­теля.

ОСТОРОЖНО

При работе механизма отбора мощности смена передачи недопустима. При длительной остановке автомобиля (например, на ночь) механизм отбора мощности всегда должен выключаться.

Блокировка передач (опция)

Блокировка передач необходима, если:

автомобиль при подключенном механизме отбора мощности не в коем случае не должен перемещаться;

–      должно предотвращаться включение механизмов отбора мощности во время ез­ды.

2.5 Парковка

Переключите коробку передач на медленную группу демультипликатора (1-4 переда­чи).

Закройте стояночную тормозную систему. В качестве дополнительного предохранения при стоянке установите передачу:

Если автомобиль стоит на склоне по направлению вверх: передачу переднего хода!

Если автомобиль стоит на склоне по направлению вниз: передачу заднего хода!

Нагруженные автомобили должны дополнительно предохраняться противооткатными упорами для колес.

2.6 Буксировка с целью пуска двигателя

Запустить двигатель путем буксировки при включении быстрой группы демультипли­катора.

ОСТОРОЖНО

Для предотвращения повреждения коробки передач можно буксировать автомо­биль для пуска двигателя лишь при включении быстрой

группы       демультипликатора (5-8 передача).

Также нельзя буксировать автомобиль с установленной задней скоростью.

2.7 Буксировка неисправного автомобиля

                        Буксировка неисправного автомобиля возможна лишь при выполнении следующих ус­ловий:

при встроенном запасном насосе рулевого управления;

при включенной быстрой группе демультипликатора, рычаг переключения пе­редач в нейтральном положении; на расстояние не более 100 км;

максимально допустимая скорость буксировки должна определяться в зависи­мости от передачи осей и размера шин согласно приведенной диаграмме (Рис. 188).

УКАЗАНИЕ

Обязательно соблюдайте указания изготовителя автомобиля.

ОСТОРОЖНО

Если одно из вышеприведенных условий не выполнено, то следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

Если имеется подозрение повреждений коробки передач, то тоже следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

Рис. 188

Пример считывания: ioci>~ 6, Кдин — 0,5 м

Скорость буксировки из диаграммы: VMaKc= 25 км/час

УКАЗАНИЕ

Соблюдайте местные предписания, касающиеся максимальной скорости буксировки

2.8 Управление автомобилем при неисправности

Неисправности при смене группы демультипликатора (например, при переходе из про­хода 3/4 в 5/6 и наоборот) могут иметь следующие причины: повреждение труб в пневматической системе,

Рис. 189

34 – Цилиндр переключения для демультипликатора;

35 – Клапан переключения для демультипликатора

–      неисправен клапан переключения (35, Рис. 189) или цилиндр переключения (34, Рис. 189) для демультипликатора (конденсат или загрязнение).

УКАЗАНИЕ

–      Дальнейший путь возможен лишь в том случае, если включена медлен­ная группа демультипликатора (1-4 передачи).

Если быстрая группа демультипли­катора остается включенной, то сле­дует буксировать автомобиль.

2.9 Ввод автомобиля в эксплуатацию при низких температурах

Коробка передач заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02. При температурах ниже -15 °С следует проверить, подходит ли масло согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач. Альтернативным вариантом является подогрев перед пуском двигателя, это может осуществляться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °С.

ОПАСНОСТЬ При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояноч

ную тормозную систему. Это препятствует случайному укатыванию автомобиля.__________

УКАЗАНИЕ

–          Пуск двигателя и трогание с места смотрите раздел 2.1.

–          Обязательно соблюдайте предписания изготовителя транспортного средства.

2.9.1 Парковка автомобиля при низких температурах

При температурах ниже О °С при парковке автомобиля следует обратить внимание на то, чтобы коробка передач была включена на медленную группу демультипликатора (рычаг переключения передач в положении 1-ой передачи скорости или в нейтральном положении прохода 3/4).

 

3 Техобслуживание

Регулярное проведение работ по техобслуживанию повысит надежность работы короб­ки передач, поэтому особенно важно соблюдение интервалов техобслуживания.

3.1 Трансмиссионное масло

3.1.1 Сорта масла

УКАЗАНИЕ

Для заполнения коробки передач допускаются лишь сорта масла, указанные в дейст­вующей спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02.

Спецификация смазочных материалов может быть запрошена во всех отделениях служ­бы сервиса ZF или через интернет www.zf.com.

3.1.2 Заполняемое количество масла

Решающим для определения точного количества масла является правильное заполнение масла (смотрите раздел 3.2.2). Заполняемое количество масла указано на фирменной табличке (размещена сверху на коробке передач) или в таблице технических характеристик (3.1 Техни­ческая характеристика стр.347).

Контроль уровня масла объясняется в разделе 3.3.

Количество масла/ коробка передач

8S 1350OD

При первом заполнении

14 л

При смене масла

12 л

Заполняемые количества при стандартной конструкции (наклон 0° – 3°)

3.1.3 Интервалы смены масла

УКАЗАНИЕ Для обеспечения надежности работы коробки передач следует соблюдать интерва­лы смены масла, указанные в спецификации!

3.2 Смена масла

3.2.1 Слив масла

 

ОСТОРОЖНО Предотвращайте попадание масла в землю, грунтовые воды или канали-
зацию. Собирайте вытекающее масло в надлежащую емкость и утилизируйте в соответ-
ствии с предписаниями по охране окружающей среды._________________________________

УКАЗАНИЕ Принципиально: проводите смену масла после длительной поездки, пока транс­миссионное масло еще имеет рабочую температуру и консистенцию.

ОПАСНОСТЬ Прикасание к коробке передач или к трансмиссионному маслу может
привести к ожогам!________________________________________________________________

–      Вывинтите резьбовые пробки маслосливных отверстий на коробке передач (Рис. 190, поз. 1 и 2) и слейте отработанное масло в подходящую емкость.

Очистите резьбовые пробки маслосливных отверстий (1), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

Очистите резьбовую пробку Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром (2), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

Очистите резьбовую пробку Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром (2), замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

3.2.2 Заполнение масла

–         Заполнить масло через отверстие для заполнения (Рис. 191).

–         Уровень заполнения масла является правильным, если он достигает нижней кромки от­верстия для заполнения или если масло уже вытекает из отверстия для заполнения.

 

Рис. 191 Положение отверстия для заполнения масла и измерение переполнения

3.3 Контроль уровня масла

Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

Контроль уровня масла должен проводиться, если автомобиль стоит горизонтально.

Не проводите контроль уровня масла непосредственно после поездки (неправильный результат измерения). Проводите проверку после охлаждения трансмиссионного масла (

Вывинтить резьбовую пробку отверстия для заполнения масла (раздел 3.2.2).

–      Если уровень масла снизился ниже отверстия для заполнения масла, то необходимо до­лить масло (раздел 3.2.2).

           УКАЗАНИЕ При каждой проверке контролируйте ступенчатую коробку передач на герме­тичность.

3.4 Контроль сцепления

            Безукоризненное разъединение сцепления является гарантией для достижения макси­мального срока службы синхронизаторов и их готовности к работе.

            Это действительно и для переключения интегрированных механизмов отбора мощности, зависящих от сцепления.

Безукоризненное разъединение сцепления проверяется следующим образом:

–         Разогретый до рабочей температуры двигатель включен на холостой ход, нажать пол­ностью на педаль сцепления;

      –         Затем через макс. 20 секунд медленно включить задний ход.

Если при этом раздается «скрежет» зубчатого зацепления механизма переключения пе­редач (скрежет кулачков муфты включения), то необходимо

обязательно отрегулировать или проверить сцепление.

3.5 Удаление воздуха из коробки передач


Трансмиссионное масло нагревается при езде, в результате этого создается избыточное давление, которое разгружается через воздушный клапан. Обращайте внимание на то, чтобы обеспечивалась работоспособность воздушного клапана. Воздушный клапан (Рис. 192) должен быть всегда чистым и не должен закрываться.


 

3.6 Техобслуживание пневматической системы

В каждой пневматической системе образуется конденсат. Для того, чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из ресивера для сжатого воздуха не попадали в клапаны и ци­линдры переключения необходимо регулярное техобслуживание пневматической системы.

Из ресиверов для сжатого воздуха должен один раз в неделю, а зимой каждый день, сливаться конденсат.

УКАЗАНИЕ Вместе с ресиверами для сжатого воздуха необходим отвод конденсата из пневмо-очистителя с водоотделителем, если он не работает автоматически. Учитывайте указания изго­товителя транспортного средства.

3.7 Фирменная табличка

Фирменная табличка содержит самые важные данные. Она находится сверху на коробке передач, по направлению движения справа.

Следующие данные необходимо указывать при запросах или ремонте:

1.Спецификационный номер коробки передач

2.Тип коробки передач

3.Серийный номер коробки передач 

Рис. 193 Фирменная табличка (пример)

3.3 Синхронизация


На Рис. 194 представлена конструкция устройства инерционного синхронизатора вклю­чения передач ZF. Благодаря использованию устройства инерционной синхронизации, служащего для выравнивания частот вращения, водитель может быстро, надежно и бесшумно переключать на более высокую передачу без двойного нажатия сцепления, а также переключать на более низкую передачу без нажатия на педаль акселератора даже при спуске и в сложных до­рожных ситуациях.

Благодаря облегчению переключений в результате инерционной синхронизации води­тель чаще переключает передачи. Из-за этого улучшается стиль его езды, что в современной до­рожной ситуации приносит большую пользу.

Рис. 195

1 – блокирующие кольца синхронизатора; 2-упор; 3 – муфта – блокирующие кольца; 4 – корпус синхронизатора; 5 – скользящая муфтаНа Рис. 195 представлен принцип действия и разрез устройства инерционного синхро­низатора включения передач ZF. Разрез и часть А представляют устройство синхронизации в нейтральном положении. Если скользящая муфта перемещается из нейтрального положения вле­во или вправо (пример на рисунке показывает перемещение вправо), то соответствующее бло­кирующее кольцо синхронизатора, благодаря прижимам, прижимается к фрикционному ко­нусу муфты. В результате имеющейся разницы частот вращения блокирующее кольцо син­хронизатора сразу же радиально поворачивается до упора, расположенного в корпусе синхро­низатора, и таким образом препятствует дальнейшему перемещению скользящей муфты. Из-за сохраняющегося давления в скользящей муфте и давления прижима в скосах зубьев включения направление вращения блокирующего кольца синхронизатора изменяется в об­ратную сторону. Когда частоты вращения выравниваются, и трения больше нет, скользящая муфта может войти в зубчатое зацепление муфты. Таким образом, соответствующая передача включена.

На Рис. 196 представлены отдельные компоненты устройства инерционной синхро­низации включения передач ZF.

Форма и конструкция компонентов может отличаться от тех, которые показаны на ри­сунке.

Рис. 196

1 – шестерня; 2 – муфта; 3 – блокирующее кольцо синхронизатора; 4 – корпус синхронизатора; 5 – нажим­ная пружина; 6 – упор; 7 – скользящая муфта

 

ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ

Тщательно очищайте контактные поверхности; остатки уплотнительной массы и уплотнений должны быть полностью удалены.

Проверьте все шестерни, прежде всего зубья и рабочие поверхности подшипников.

Тщательно проверьте ролики и вращающиеся кольца и в случае износа замените их.

Все уплотнительные кольца, уплотнительные шайбы и упорные кольца должны быть заменены.

 

ПРОВЕРКА ПРЕДЕЛА ИЗНОСА

Перед монтажом устройства инерционной синхронизации проверьте блокирующие кольца синхронизатора и муфту на износ.

Измерьте в двух противоположных точках расстояние между муфтой и блокирующим кольцом синхронизатора с помощью измерительного калибра.

Расстояние (2) (см.Рис. 197)между блокирующим кольцом синхронизатора и муфтой на вторичном валу должно составлять не менее 0,80 мм, а для синхронизации планетарного ряда – 1,20 мм.

 

УКАЗАНИЕ

Если полученные значения ниже значений, указанных в спецификации, то проверьте износ блокирующего кольца синхронизатора и муфты и при необходимости замените соот­ветствующую деталь или весь узел.

Рис. 197

1 – измерительный калибр; 2 – минимальное расстояние в противоположных точках для передач 1-4 -0,80 мм и для планетарного ряда – 1,20 мм; 3 – блокирующее кольцо синхронизатора; 4 – муфта

www.remkam.ru