Концепты кавз – Проект автокемпера на шасси автобуса КАвЗ, в котором вам захочется пожить

Курганский автобусный завод: история, продукция

ООО «Курганский автобусный завод» – некогда крупнейший в мире производитель капотных автобусов малого класса. Сегодня предприятие после череды реорганизаций и модернизаций специализируется на выпуске бескапотных пригородных, междугородних и городских моделей среднего класса. Важным направлением деятельности является сборка школьных автобусов, отвечающих строгим нормам безопасности.

Начало

В 1953 году в Кургане начато возведение машиностроительного предприятия, на котором планировалось изготавливать военную технику и оборудование. Однако позже власти посчитали, что для страны на данном этапе более важной задачей является производство общественного транспорта. После смены профиля деятельности организация получила название Курганский автобусный завод (КАВЗ).

19.09.1958 года предприятию поручили наладить сборку автобусов. В качестве базовой модели была взята разработка Павловского автобусного завода ПАЗ-651, которая, в свою очередь, базировалась на удлиненном шасси грузовика ГАЗ-51. Модификация КАВЗ-651 производилась до 1971 года в разнообразных исполнениях.

Простые в обслуживании и ремонте, надежные, с хорошей проходимостью, данные автобусы-труженики получили широкое распространение. Хотя транспортные средства главным образом предназначались для села, предприятий, вахтовиков и различных организаций, они стали привычными гостями на улицах малых городов и мегаполисов в качестве общественного транспорта.

КАВЗ-865

В 1971 году «старичка» КАВЗ-651 на конвейере Курганского автобусного завода сменила новая 21-местная модель – КАВЗ-865. Она базировалась на более прогрессивном шасси Горьковского автозавода ГАЗ-53-40. От предшественника она отличалась более просторным салоном, улучшенным дизайном, увеличенной тяговитостью, надежностью и увеличением интервала между ремонтами.

Эти автобусы до сих пор можно встретить на дорогах страны. Четырехтонные труженики способны разгоняться до 90 км/час, однако рекомендованная скорость – 60 км/час. Существенным недостатком является большой расход топлива (24 л на 100 км). Среди явных плюсов – отапливаемый салон, снабженный мягкими удобными пассажирскими сиденьями.

В 1975 году прошел рестайлинг автобуса. Помимо несущественных технических изменений, немного изменился внешний вид. В частности, круглые задние стоп-сигналы и фонари были заменены прямоугольными. Модель оказалась весьма удачной: в 1975 году ей присвоили «Знак качества». Позже (в 1986-м) улучшенные модификации получили наименование КАВЗ-3270.

Достижения

Для Курганского автобусного завода КАВЗ-865 оказался знаковым. Автобус данной марки стал самым массовым в истории мирового автомобилестроения. Ежегодно предприятие производило десятки тысяч единиц. Рекордным оказался 1989-й – в этом году заводчане поставили стране 20 008 единиц техники.

В чем популярность модели? Прежде всего – в унификации ходовой части с грузовиками ГАЗ-53-40. Соответственно, не было проблем с поиском и заменой запчастей. Немаловажным фактором была высокая проходимость. В связи с чем основными покупателями были совхозы, колхозы, вахтовые службы, госпредприятия.

КАВЗ-3976

В 1989-м Горьковский автозавод сменил модельный ряд. Место устаревшего ГАЗ-53 на конвейере занял ГАЗ-3307/3309. Соответственно, Курганскому автобусному заводу пришлось осваивать новое шасси. В том же году заводчане представили более современную модель КАВЗ-3976. Она выпускалась без малого 10 лет.

21-местный автобус оснащался 120/125-сильным тяговитым мотором, соответствующим классу Евро-2. Существуют различные модификации:

  • пассажирские;
  • грузопассажирские;
  • санитарные;
  • вахтовые;
  • автозаки;
  • катафалки.

В условиях рынка

В 1993 году, после реорганизации предприятия в ОАО «Курганский автобусный завод», на свет появился преемник – КАВЗ-39769. Модель отличается удлиненной базой шасси (с 3,7 до 4,5 метра) и заметным увеличением сидячих мест (с 21 до 28). Существует 32-местная модификация КАВЗ-39769, базирующаяся на 5,4-метровой колесной базе. Она стала прототипом для школьного автобуса на 34 посадочных места. Кстати, КАВЗ стал первым в России, получившим лицензию на изготовление специализированных школьных автобусов.

К сожалению, последующие годы стали непростыми для предприятия. Ранее основными покупателями автобусов были колхозы и совхозы. После их исчезновения объем продаж снизился в разы. Некоторое время завод еще производил капотные модели для вахт, однако в 2007 году их выпуск был свернут.

Возрождение

К началу 2000-х финансовое положение Курганского автобусного завода было плачевным. Фактически КАВЗ был банкротом. В 2003-м предприятие перешло под управление группы компаний ГАЗ, что благотворно сказалось на производственной деятельности. Завод был модернизирован, обновлен модельный ряд. Вместо капотных устаревших моделей заводчане стали собирать современные бескапотные автобусы среднего класса серии «Аврора».

В 2011 году вместо не отвечающих экологическим нормам двигателей стали устанавливать моторы Cummins экостандарта Евро-5. На сегодняшний день в условиях импортозамещения зарубежные комплектующие заменяются отечественными. В частности, испытываются новые силовые установки Ярославского моторного завода.

Автобусы под маркой КАВЗ можно встретить в разных уголках России и СНГ. С охотой их покупают и в Латинской Америке. За долгие годы предприятием выпущено более 440 000 единиц техники, и на этом его история не заканчивается.

fb.ru

Такие необычные КАвЗы: mib55

У большинства людей, которые хоть немного разбираются в технике, автобусы марки КАвЗ ассоциируются с капотными машинами на шасси грузовиков ГАЗ. Ничего удивительного – именно автобусы такого типа: сначала модель 651 на базе ГАЗ-51И, потом модели 685 и 3270/3271 на базе ГАЗ-53-40 (и более поздних модификаций), и наконец, модель 3976 на базе ГАЗ-33074 были основной и довольно массовой продукцией Курганского автобусного завода. “Носатые” КАвЗики работали по всему Союзу, чаще всего в качестве служебного транспорта различных предприятий и организаций. Но кроме “классики”, завод в разное время выпускал и другие модели автобусов, некоторые из которых были весьма интересны. Вот, например, один из образцов мелкосерийной продукции завода – капотный автобус КАвЗ-32081 на шасси ГАЗ-3310 “Валдай”. Несколько десятков таких машин, вмещающих 22 сидящих пассажира, было выпущено на КАвЗе во второй половине 2000-х.



В Кургане строили автобусы не только на ГАЗовских шасси. Вот, например, автобус КАвЗ-324410 на шасси “Бычка” (ЗИЛ-5301ЕО), вмещавший 25 пассажиров, таких машин построили достаточно много.

Этот монстр на полноприводном шасси ЗИЛ-433452 – тоже КАвЗ, модель 42299, таких выпустили совсем мало. Кстати, его кузов по некоторым элементам унифицирован с кузовом автобуса на шасси “Бычка”. Данная машина, найденная в Тюмени, работала в фирме “Тюменнефтегеофизика”.

У нефтяников вообще очень много самой разной интересной техники. Вот ещё один монструозный автобус той же “Тюменнефтегеофизики” – КАвЗ-42243 на шасси Урал-4320. Конструкция очень простая – на ураловское шасси нахлобучен слегка переделанный кузов от стандартного КАвЗ-3976. Что интересно, дверь, которая на 3976 была водительской, на этой машине стала аварийным выходом.

Выпускались на КАвЗе и автобусы вагонной компоновки. Первым из них был КАвЗ-3100 “Сибирь”, опытная партия таких машин была выпущена в начале 1970-х. Многие скажут: “Это же ЛиАЗ!” и будут в принципе правы, потому что “Сибирь” представляла из себя укороченный вариант обычного северного ЛиАЗ-677А.


фото из книги “Автобусы X пятилетки”, Москва, 2012.

Не может похвастаться известностью и ещё одна модель – КАвЗ-3275. Этот перспективный автобус модульной конструкции был разработан в конце 1980-х минским филиалом ВНИИТЭ. Кузов машины состоял из унифицированных панелей, автобус можно было выпустить в пассажирской или грузопассажирской конфигурации. Выпуск КАвЗ-3275 был налажен на дочернем предприятии “ВИКА” в 1993 году, количество выпущенных автобусов было очень небольшим. Найденный в Омске экземпляр имеет заводской номер 15 и когда-то работал в местном отделении Центробанка.

В конце 2000-х на Курганском автобусном заводе был разработан полунизкопольный автобус среднего класса для городских маршрутов КАвЗ-4239. Шасси для него выбрали китайское – FAW CA6103D92-1. Но и этот автобус не стал крупносерийным – его выпуск был свёрнут в 2012 году. В Омске такой автобус всего один, он работает на Заводе техуглерода.

Сейчас Курганский автобусный завод занимается выпуском разработанных на ПАЗе автобусов КАвЗ-4238 в различных комплектациях, выпуск же классических капотных автобусов был свёрнут ещё в 2008-м.

mib55.livejournal.com

КАвЗ 685 1Э Опытный (1966)

Подробности
Категория: КАвЗ
Создано 23.11.2012 11:39
Обновлено 03.03.2013 17:01
Просмотров: 1745

Замену КАвЗ-651А начали готовить еще в первой половине 60-ых годов ХХ века, взяв в качестве основы опытный образец ПАЗ-671Г, полученный в начале 1961 года из Павлова, и переданную техническую документацию как на эту модель, так и на ПАЗ-671. Построенный опытный автобус (уже на новом шасси ГАЗ-52) получил индекс КАвЗ-986. Однако, дальше опытного образца КАвЗ-986 дело не пошло – было понятно, что заменой одного лишь шасси накопившиеся проблемы модели «651А» решить не получается, поэтому впоследствии приступили к созданию совершенного нового автобуса, получившего индекс КАвЗ-685.

Первый опытный образец КАвЗ-685 на шасси ГАЗ-53Ф был построен уже в 1962 году. Первоначально, по плану опытно-конструкторских работ, на 1962 год было запланировано изготовление двух опытных образцов, однако второй экземпляр не был построен из-за отсутствия базового шасси, недопоставленного ГАЗом. Поскольку новый автобус получил шасси с большей колесной базой (3700мм против 3300мм у ГАЗ-52), то значительное внимание было уделено комфорту пассажиров – в итоге серийный КАвЗ-685 получил 21 место для сидения (у КАвЗ-651Б – 20 мест), а весь выигрыш в длине салона пошел на увеличение расстояний между сидениями.

Проведенные ресурсные испытания выявили слабость конструкции заднего лежня основания моста. Конструкция была доработана и на заводе собрали еще три автобуса уже с усиленными кузовами – два для межведомственных испытаний и один для лабораторных исследований в НАМИ. Результаты испытаний были в целом положительны, но силовая структура автобуса все же была доработана повторно.
Интересно ,что по меньшей мере два образца КАвЗ-685 1966–го года постройки (с кузовами №1Э и №4Э) одно время находились в поднадзорной эксплуатации в одном из районов Курганской области, будучи оснащены вездеходными арочными шинами на ведущем мосту – фото1, фото2, фото3.
Как и у предшественника, цельнометаллический кузов КАвЗ-685 имел три двери – водительскую, пассажирскую и запасную в задней стенке. Благодаря наличию автономного отопителя с «москвичевским» радиатором, автобус получил очень теплый салон. Несмотря на то, что внешность автобуса сложилась практически сразу, первые опытные машины имели ряд внешних отличий от серийного КАвЗ-685 – четырехсекционное ветровое стекло, иное размещение зеркал заднего вида, оригинальная табличка-надпись «Курган», выполненная прописными буквами и размещенная на крыльях или декоративной решетке радиатора, иное расположение боковых указателей поворота и др. К концу 60-ых годов из признаков опытной машины осталось лишь четырехсекционное лобовое стекло. конвейер КАвЗа
В 1968 году, в связи с фактической готовностью КАвЗ-685 к производству, началось техническое перевооружение завода. Перевооружение из-за недостатка средств продлилось несколько дольше запланированного и по этой причине конструкторы, не теряя времени даром, продолжали совершенствовать конструкцию КАвЗ-685 – окончательно она сформировалась к апрелю 1971 года, однако первые серийные автобусы покинули конвейер лишь в октябре 1972 года. К этому времени на ГАЗе была окончательно разработана и освоена в производстве комплектация специального автобусного шасси ГАЗ-53-40, предназначенного для монтажа кузовов КАвЗ-685. При этом КАвЗ-651Б полностью уступил место на конвейере новой модели лишь в 1973 году.
В 1974 году с конвейера сошел 100-тысячный с начала производства автобус КАвЗ, а 200-тысячный КАвЗ сошел с главного конвейера предприятия в 1982 году, в день 24-летнего юбилея завода. В обоих случаях это были автобусы семейства КАвЗ-685, при этом стотысячный КаВЗ-685 был выпущен в 1981 году.
В 1975 году произошли изменения в светотехнике автобуса. Вместо круглых задних фонарей и стоп-сигналов были использованы новые, прямоугольной формы. При этом КАвЗ стал одним из первых отечественных заводов, который применил светотехнику нового образца на своих моделях – другие распространенные автобусы, такие как ЛиАЗ-677 и ПАЗ-672М, получили прямоугольные задние фонари несколькими годами позже. Изменены были и передние указатели поворота – они стали двухцветными.
В 1977 году КАвЗ-685 был аттестован на Государственный знак качества. Пластиковый пятиугольник крепился на облицовке радиатора между правой фарой и подфарником – фото4.
Дальнейшим развитием этой модели стал автобус КАвЗ-685М, выпускавшийся с 1983 года.
http://denisovets.narod.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.conceptcar.ee

Проект автокемпера на шасси автобуса КАвЗ, в котором вам захочется пожить

Американцы частенько используют старые школьные автобусы для того, чтобы построить на их базе дом на колесах и отправиться колесить бескрайние просторы хайвеев. А какой российский автобус больше всего похож на носатые американские автобусы? Конечно же КаВЗ, созданный на шасси грузовиков ГАЗ. Так почему бы не сделать дом на колесах из него?

За основу был взят КAвЗ-397652 на удлиненном шасси. Его фотографии вы увидите в этой же статье. Выбор основывался исключительно на практичных моментах: не такой большой расход топлива, как у грузовика, гораздо больше места, чем в любом легковом кемпере, легко ремонтировать в любой части России.

Были сделаны трехмерные эскизы внешнего дизайна и внутренней планировки, которые нам настолько сильно понравились, что мы решили написать про этот проект. Давайте рассмотрим его чуть подробнее и начнем с внешнего вида.

Первое, что бросается в глаза — это то, что кузов целиком обшит чем-то теплым и уютным. Неужели это натуральное дерево? Передний бампер удлинили, превратив его в место для кроссового мотоцикла. Идея неплохая, но, скорее всего, будут проблемы с охлаждением двигателя.

На крыше появился багажник, который имеет дополнительную откидную секцию с люком для доступа на верхний ярус. Из под днища выдвигается еще одна секция, которая будет служить неким подобием крыльца для задней двери.

Внутри — просто рай для автопутешественников. Автодом рассчитан на двух взрослых и двух детей. Первые могут спать на широкой двухместной кровати в задней части жилого отсека, а для детей предусмотрена двухъярусная кровать по левому борту. Рядом — импровизированная столовая с двумя диванами и раскладным столиком.

По правому борту расположен кухонный блок, настоящая дровяная печь и санузел с душем. Много ящиков для вещей расположили в задней части жилого отсека под двухъярусной кроватью.

Нам остается только надеяться на то, что этот автодом когда-то будет построен в металле и отправится в путешествие в самые дальние уголки нашей необъятной страны.

carakoom.com

КАвЗ 3974 Э3 Опытный (1989)

Подробности
Категория: КАвЗ
Создано 23.11.2012 14:18
Обновлено 03.03.2013 17:00
Просмотров: 1576

С 01 января 1989 года в стране был введен в действие ГОСТ 27815-88 «Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции», являвшийся фактически аутентичным по отношению к тексту Правил ЕЭК ООН №36 “Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования”, вступивших в силу еще 01 марта 1976 года. Одним из пунктов данного ГОСТа определялась внутренняя высота салона автобуса, которой выпускавшийся на тот момент КАвЗ-3270 уже не соответствовал. Однако тем же документом вводился 24-месячный переходный период, лишь по истечении которого выпуск несоответствующих ГОСТу конструкций должен был быть прекращен. Заводчане взялись было за разработку принципиально новой машины вагонной компоновки, однако из Минавтопрома была спущена директива создать соответствующий новым требованиям «капотник». В конечном итоге в металле было воплощено несколько опытных образцов таких автобусов, получивших обозначение КАвЗ-3974. Самый первый из них отличался оригинальным оперением с интегральным заходящим на крылья капотом, последующие имели стандартное оперение от ГАЗ-3307, а у самого позднего варианта отсутствовала отдельная водительская дверь.

Дальнейшего развития эта тема не получила: во время показа новинки министру автомобильного транспорта Н.И. Пугину, тот порекомендовал заводчанам осваивать у себя перспективный на тот момент ПАЗ-3205. Однако, организация производства «пазика» требовала колоссальных затрат из-за необходимости изготовления огромного числа оригинальных штампов и в итоге в министерстве дали «добро» на самостоятельную разработку вагонного автобуса с кузовом модульной конструкции (будущее семейство КАвЗ-3275). А производство капотных автобусов продолжилось семейством КАвЗ-3271.

http://denisovets.narod.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.conceptcar.ee

КАвЗ 986 Опытный (1961) – Энциклопедия концептуальных автомобилей

Подробности
Категория: КАвЗ
Создано 03.03.2013 17:12
Обновлено 03.03.2013 17:40
Просмотров: 1409

Замену стремительно устаревающему КАвЗ-651А в Кургане начали готовить еще в первой половине 60-ых годов ХХ века, взяв в качестве основы опытный образец ПАЗ-671Г, полученный в начале 1961 года из Павлова, и переданную техническую документацию на эту модель и ПАЗ-671.

ПАЗ-671Г использовался в Кургане в качестве «мула» – как носитель опытных узлов, предназначенных для модернизации серийного автобуса. Однако, и дальше курганцы пошли по проторенному павловцами пути – в том же 1961 году кузов модели 651А был установлен (в соответствии с приказом №171 от 11 ноября 1960 года – «изготовить один опытный образец автобуса на шасси ГАЗ-52» с использованием комплекта деталей и узлов серийного кузова) с необходимыми доработками по месту на горьковское шасси ГАЗ-52. Получившийся автобус вместимостью 24 пассажира получил индекс «986». Нужно отметить, что этот опытный образец имел отопление салона, в отличие от серийного КАвЗ-651А, и даже был радиофицирован.
Дальше опытного образца КАвЗ-986 дело не пошло – было очевидно, что заменой одного лишь шасси накопившиеся проблемы модели «651А» не решить, поэтому впоследствии приступили к созданию совершенного нового КАвЗ-685.
http://denisovets.narod.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.conceptcar.ee