Каратель бтр – Бронеавтомобиль «Каратель»: подробный обзор российского монстра

Содержание

Бронеавтомобиль «Каратель»: подробный обзор российского монстра

12.08.2018

Отечественные силовые ведомства активно перевооружаются. В последнее годы в эксплуатацию приняты десятки новых видов боевой техники: танков, бронетранспортеров, вертолетов, автомобилей. Некоторые новинки стали предметом широкого обсуждения и поводом для горячих споров в интернете. Несколько лет назад президенту Путину продемонстрировали удивительный бронеавтомобиль, одновременно напоминающий транспортное средство Бэтмена и фантастический броневик из компьютерных стрелялок. Естественно, что он сразу же привлек внимание любителей военной и автомобильной техники. Еще больший «хайп» породило суровое название машины – «Каратель».

В сознании большинства наших граждан это слово ассоциируется в первую очередь с антипартизанскими облавами и молодчиками в форме цвета «фельдграу» со «шмайсерами». Данная разработка до сих пор является секретной, поэтому официальной информации о конструкции и характеристиках бронеавтомобиля очень мало, что еще больше увеличивает количество домыслов. В интернете периодически появляются фото «Карателя», сделанные в разных регионах России: его уже видели в Крыму и Татарстане, есть информация о боевом крещении, которое машина прошла в Дагестане. Мы попробуем систематизировать все имеющиеся данные об этом интересном проекте.

Кто разработал бронеавтомобиль «Каратель»?

В интернете циркулирует разная информация относительно создателей «Карателя», что еще больше запутывает ситуацию вокруг проекта. В некоторых источниках указывается, что это разработка КАМАЗА, в других утверждают, что машина была спроектирована на московском ЗиЛе, называются и иные компании.

На самом деле, создание бронеавтомобиля началось в 2008 году на заводе ЗиЛ совместно с компанией «Форт Технология», которая специализируется на изготовлении элементов броневой защиты. Первоначально этим проектом руководил дизайнер Святослав Саакян. Есть информация, что техническое задание на создание автомобиля типа «Каратель» ЗиЛ получил еще в 2002 году от Министерства обороны. В дальнейшем проект броневика полностью перешел к «Форт Технологии», которая сумела заинтересовать ЦСН ФСБ. Кстати, второе название этого броневика – «Фалькатус».

Непосредственное отношение к «Карателю» имеет и Камский автомобильный завод, ибо первый прототип, появившийся в 2010 году, был создан на шасси КамАЗ-4911, хорошо известный общественности благодаря участию в ралли Париж — Дакар.

После появления в сети первых фотографий «Карателя» пользователи обратили внимание на значительное сходство броневика с автомобилем из игры Arma 3. И это действительно так. Первые изображения «Карателя» были выложены в 2012 году, а шутер увидел свет только в 2013. Так что это дизайнеры игры позаимствовали облик брутального броневика у ЗиЛа, а не наоборот.

В апреле нынешнего года «Каратель» впервые принял участие в специальной операции, проходившей в дагестанском населенном пункте Ленинкент. Видео, на котором заснят автомобиль, можно увидеть на ютубе.

Описание конструкции и основные характеристики

Машина до сих пор является секретной, поэтому информации об особенностях ее конструкции мало. «Каратель» предназначен для транспортировки военнослужащих спецназа, причем в десантном отсеке бойцы размещаются спина к спине, что обеспечивает им круговой обзор и возможность вести огонь через бойницы. Кроме того, машина оборудована системой из шести видеокамер, которые позволяют оценивать окружающую обстановку при сложных метеоусловиях и в ночное время. Броня «Карателя» соответствует шестому классу. Подвеска и дно машины защищены от минной опасности. Сообщается, что полная масса автомобиля составляет 12 тонн.

Весьма оригинальной является конструкция дверей: каждая из них состоит из верхней и нижней створки. При этом последняя выполняет функции подножки при десантировании. Определенные вопросы вызывает дизайн передней части броневика с большими окнами, расположенными под чрезвычайно острым углом. Остается только догадываться, насколько водителю удобно смотреть на дорогу, и каковы углы обзора.

Вероятно, что бронеавтомобиль будет оснащен двигателем Cummins (185 л. с.) или ярославским дизелем ЯМЗ-7Э846. В последнем случае мотор с мощностью 730 л. с. позволит разогнать транспортное средство до 200 км/час, правда, расход топлива при этом может составить 100 литров на пройденную сотню километров.

Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Бронемашина «Каратель» впервые применена в ходе операции против исламистов

Бронемобиль впервые использовали в ходе спецоперации в Дагестане

В интернете появились кадры боевого крещения бронеавтомобиля «Каратель», который секретно был разработан российскими специалистами. На кадрах видно, что автомобиль оснащен последними технологиями, которые помогают решать боевые задачи, однако, весь спектр его возможностей неизвестен.

Напомним, что на днях в Дагестане в поселке Ленинкент Кировского района Махачкалы проходила контртеррористическая операция спецназа ФСБ и МВД. Правоохранительные органы уничтожили боевиков, которые засели в одном из домов поселка.

Бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» — технические характеристики и история разработки

Год назад на российских дорогах был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг. АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе.

В течение 2003 г. на заводе изучались возможности участия его в разра­ботке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4×4 грузоподъемностью 2,5 т с уче­том военного и гражданского применения.

Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4×4 и 6×6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом. И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны.

Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4×4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

Почему же машины упомянутого типа столь сильно заинтересовали российских военных специалистов? Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципиально изменились технологии войн.

С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий. В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника.

На­пример, за истекшие 15-20 лет в США получи­ли жизнь три поколения военной колесной ав­томобильной техники, а в РФ и сегодня войска оснащены практически еще техникой советс­кого времени.

Наконец, имеющиеся в нашей стране ар­мейские бронированные автомобили полной массой более 10-12 т в силу своих значитель­ных габаритов, неповоротливости, тяжелого вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости не отвечают новым требованиям ведения боя в ходе локальных кон­фликтов, где нужна высокая мобильность и способность эффективно действовать в горо­дах, на пересеченной местности или в горных условиях.


Таким образом, перед конструкторами стояла задача – создать в классе автомобилей 4×4 новое поколение машин, которые должны отличаться высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное воо­ружение и средства защиты.

С позиции худо­жественно-конструкторского решения новая техника должна обладать индивидуальной вы­разительностью внешних форм, технологич­ностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, а также допускать создание на основе базового кузова максимального количества модифика­ций для выполнения специальных армейских и народнохозяйственных задач.

Реализуя данную концепцию, утверди­ли два направления работ по формированию внешнего облика будущих автомобилей типа 4×4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузо­вом, о которой и пойдет речь.

Расположение мест для экипажа

Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» — руководителем проек­та инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины.

Компоновку и размещение агрега­тов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руково­дителем разработки эскизного проекта и ходо­вого макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу. Нельзя не сказать, что автомобиль с од­нообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектиров­щиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного ма­кета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.

В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баума­на, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитиче­ский материал по автомобилям многоцелево­го назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.

Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с ис­пользованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполни­телей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполне­ния проекта. Проектирование велось с учетом тенден­ций в автомобилестроении, связанных с заме­ной литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе.

В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюми­ниевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы — 1000 мм; колея передних и задних колес — 2100 мм; величина колесной базы — 3800 мм. При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 — январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласова­ния с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9.

Места водителя и команди­ра находятся в передней части кузова, по бо­кам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа рас­полагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечива­ется круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру.

Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания не­повторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции броне­автомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием.

Главными особен­ностями дизайнерского решения машины стали «однообъемность» кузова, «агрессив­ная» решетка радиатора, «граненность» фор­мы, сужение кузова к днищу.

Кузов бронеавтомобиля «Каратель» состоит из двух частей: передней и экипажной. Наклон передней и экипажной частей совпадает в месте их сты­ковки. Он продолжается на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через ра­диусный перегиб переходит в горизонтальную крышу. В результате, кузов образует однообъемную конструкцию, а также подчеркивает современность и динамичность автомобиля.

Задняя часть корпуса достаточно вытяну­та, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом.

Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня двумя крайними задними бойцами. Ана­логичным образом (вертикально) расположе­ны и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает хороший обзор бойцам, сидя­щим спинами друг к другу. Крыша, лобовые стекла и капот продольно разделены на три части: среднюю и две бо­ковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться в зависи­мости от функции той или иной модификации. По бокам крыша переходит в вертикаль­ные стекла.

Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект — сужение днища для уменьшения пов­реждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня. Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова с помощью наружно закрепленных пе­тель, и обеспечивают быстрый вход и выход экипажа.

Верхние двери открываются вверх, нижние вниз, образуя подножку, не выходя­щую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и уве­личивает возможности ведения боя.

Задняя дверь состоит из трех створок: двух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, откры­вающейся вниз и образующей подножку. Решетка радиатора сконструирована весь­ма оригинально. Она выполнена в виде трех вертикальных «пилонов» с прорезями, придавая автомобилю довольно агрессивный вид и под­черкивая его принадлежность к военной технике. Передние блок-фары включают ближний и дальний свет, а также поворотник. Фара ближнего/дальнего света в зависимости от комплектации может быть как оригинальной прямоугольной, так и круглой, позаимствован­ной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники.

Второй вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надеж­ной и ремонтопригодной. Передние габарит­ные огни расположены в углах решетки радиа­тора. Задние фонари — прямоугольной формы, также широко используемые в нашей стране. В итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда спе­циальных решений внедорожник по теме «Ка­ратель» отличается уникальным футуристиче­ским внешним видом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.

Задние откидные части корпуса обеспечивают удобную посадку и высадку бойцов. Задние откидные части корпуса обеспечивают удобную посадку и высадку бойцов.

При создании армейского автомобиля для ведения боя традиционно сложной задачей является необходимость применения стальной брони, имеющей большую массу (120-140 кг/кв.м), уменьшающей грузоподъем­ность транспортного средства практически до нуля и снижающей его вместимость. Учиты­вая сравнительно малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (не более 7-8 т), пришлось искать альтернативу стальной броне.

В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ, после чего начались исследования новых методов защиты при бронировании ав­томобиля с однообъемным кузовом. В итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполни­ли с учетом требований возможного брони­рования по классу 6а на основе современных видов керамики и/или высокоориентирован­ного полиэтилена. Предложенная конструкция бронеавтомоби­ля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел.

Крыша и боковые поверхности кузо­ва в максимальной степени приспособлены к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в сочетании с при­менением специальных антифугасных сидений позволяет существенно снизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля.

На каркас кузова автомобиля «Каратель» могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить многофункцио­нальный и легко ремонтируемый бронеавтомобиль. Наружное крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики откры­вания при использовании брони различной толщины.

Кузов «Карателя» имеет унифицированное крепле­ние к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке различных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с подвесным проти­воминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют опе­ративно трансформировать салон для пере­возки раненых или различных грузов. Спроектировано и изготовлено техноло­гическое рабочее место водителя, предназначенное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины или кузова. Это позво­ляет проверить функционирование всех сис­тем автомобиля «Каратель» при пусках двигателя, а также перемещать своим ходом шасси с работающи­ми органами управления.

Архитектуру бронеавтомобиля «Каратель» отличают граненые формы. Его снабдили прочной рамой и надежными агрегатами.

Шасси бронеавтомобиля «Каратель» выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При про­ектировании удалось решить сложные задачи по компоновке различных вариантов агрега­тов.

В ходе совместных проработок с ЦСН ФСБ России в сентябре 2009 г. построили полнораз­мерный ходовой макетный образец автомоби­ля «Каратель». Его колея составляет 2100 мм, колесная база — 3800 мм. Масса снаряжен­ного образца (без брони) достигает 4570 кг. Длина автомобиля составляет 6330 мм, ширина — 2397 мм, высота — 2500 мм, размерность шин — 12.00R20, диаметр колес — 1140 мм. Данная разработка защищена патентом на промышленный образец.

К макетному образцу бронеавтомобиля «Каратель» еще на стадии под­готовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, осна­щенных комплектом соответствующего об­мундирования и вооружения.

В октябре 2009 г. машину показали первому заместителю мини­стра обороны — начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко. Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назна­чения типа 4×4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения.

Потенци­альными заказчиками в России данного типа машин являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др. В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который изготовил опытный образец «Карате­ля» на своей агрегатной базе.

Кстати, нынешний внешний вид бронеавтомобиля «Каратель» в лучшую сторону отличается от прототипа, изображенного на иллюстрациях к данной статье. Машина стала выглядеть еще более грозно и внушительно. «Каратель» более всего напоминает какой-то джип из будущего, именно по этой причине возможностью его приобретения активно интересуются частные лица.

http://posredi.ru/bronemashina-karatel.htmlAlex ZarubinАнтитеррорЗащита Отечестваантитеррор,террористическая угроза,экстремизмБронемашина ‘Каратель’ впервые применена в ходе контртеррористической операции против исламистов Бронемобиль впервые использовали в ходе спецоперации в Дагестане В интернете появились кадры боевого крещения бронеавтомобиля ‘Каратель’, который секретно был разработан российскими специалистами. На кадрах видно, что автомобиль оснащен последними технологиями, которые помогают решать боевые задачи, однако, весь спектр его возможностей неизвестен. Напомним, что на…Alex ZarubinAlex Zarubin [email protected]Посреди России – posredi.ru

posredi.ru

Броневик «Каратель» срисован с игры?

Несколько дней назад Владимиру Путину показали новый российский броневик «Каратель». Пользователи Сети быстро обнаружили сходство броневика с машиной из компьютерной игры Arma 3. Так кто же у кого «срисовал»?

«Каратель» разработан специально для российских спецслужб и напоминает «Бэтмобиль», хотя своё название, похоже, позаимствовал у другого известного супергероя. Внутри машины может разместиться до 10 бойцов — спина к спине — и вести огонь через бойницы. Машина бронирована по шестому классу (защищает даже от бронебойно-зажигательной пули винтовки СВД, выпущенной с дистанции 5−10 метров).

Но многочисленные пользователи Сети устроили штурм новостей о «Карателе», указывая на чёткое сходство российского броневика и броневика NATO из компьютерной игры Arma 3.

На деле в игре действительно задействован «Каратель». Но впервые броневик именно в этом дизайне представлен в 2012 году (заходной зимний снимок «Карателя» сделан именно тогда), а третья часть Arma в бета-версии вышла весной 2013-го (а в полной версии — даже осенью). В игру было добавлено несколько концептов, на тот момент не стоявших на вооружении и даже не всегда официально представленных — в их число вошёл и смоделированный по фотоснимкам «Каратель».

Так что это дизайнеры игры позаимствовали автомобиль у ЗИЛа, а не наоборот.

www.popmech.ru

Новый российский бронеавтомобиль “Каратель”

Летом 2015 года на российских дорогах (в частности, в Татарстане) был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Известно, что она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

В Рунете имеется довольно скудная информации о данном автомобиле. Наверняка, многим, интересующимся военной и автомобильной техникой, хотелось бы узнать о «Карателе» больше: зачем нужна машина столь необычного вида, в чем отличия от существующих образцов автомобилей, какие дизайнерские и конструкторские решения были применены при ее создании, каковы ТТХ и насколько надежна защита?  Здесь мы постараемся ответить на все эти вопросы.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

Бронеавтомобиль “Каратель” на дороге, июль 2015 г.

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг.

АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе. В течение 2003 г. на заводе изучались возможности участия его в разра­ботке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4×4 грузоподъемностью 2,5 т с уче­том военного и гражданского применения. Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4×4 и 6×6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом.

И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны. Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4×4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

Необходимость в новом автомобиле для армии и силовых структур

Почему же машины упомянутого типа столь сильно заинтересовали российских военных специалистов?

Оригинальная система боковых распашных створок

Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципиально изменились технологии войн. С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий.

В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника. На­пример, за истекшие 15-20 лет в США получи­ли жизнь три поколения военной колесной ав­томобильной техники, а в РФ и сегодня войска оснащены практически еще техникой советс­кого времени.

Наконец, имеющиеся в нашей стране ар­мейские бронированные автомобили полной массой более 10-12 т в силу своих значитель­ных габаритов, неповоротливости, тяжелого вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости не отвечают новым требованиям ведения боя в ходе локальных кон­фликтов, где нужна высокая мобильность и способность эффективно действовать в горо­дах, на пересеченной местности или в горных условиях.

Таким образом, перед конструкторами стояла задача – создать в классе автомобилей 4×4 новое поколение машин, которые должны отличаться высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное воо­ружение и средства защиты. С позиции худо­жественно-конструкторского решения новая техника должна обладать индивидуальной вы­разительностью внешних форм, технологич­ностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, а также допускать создание на основе базового кузова максимального количества модифика­ций для выполнения специальных армейских и народнохозяйственных задач.

Проектирование бронеавтомобиля «Каратель»

Реализуя данную концепцию, утверди­ли два направления работ по формированию внешнего облика будущих автомобилей типа 4×4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузо­вом, о которой и пойдет речь.

Расположение мест для экипажа.

Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» – руководителем проек­та инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины. Компоновку и размещение агрега­тов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руково­дителем разработки эскизного проекта и ходо­вого макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу.

Нельзя не сказать, что автомобиль с од­нообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектиров­щиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного ма­кета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.

В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баума­на, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитиче­ский материал по автомобилям многоцелево­го назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.

При решении поставленных задач был создан программный комплекс на базе продуктов компании РТС Pro/Engineer – Windchill, который связал весь процесс проектирова­ния – от дизайна до конструкторско-технологической документации. Такой подход позво­лил заложить технические и компоновочные решения, дающие возможность применения на единой платформе различных кузовов, а в шасси – внедрения различных силовых агре­гатов и агрегатов трансмиссии. Разработку конструкции макета автомобиля  «Каратель» вели с ис­пользованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполни­телей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполне­ния проекта.

Проектирование велось с учетом тенден­ций в автомобилестроении, связанных с заме­ной литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе. Практическое применение получили методики, включающие весь комплекс работ – от компоновки изделия до лазерного раскроя. Трехмерное проектиро­вание в сочетании с установкой лазерного рас­кроя позволило значительно сократить время на разработку и изготовление отдельных элементов шасси.

 

ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

Компоновка и дизайн

В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюми­ниевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы – 1000 мм; колея передних и задних колес – 2100 мм; величина колесной базы – 3800 мм.

При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 – январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласова­ния с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9. Места водителя и команди­ра находятся в передней части кузова, по бо­кам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа рас­полагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечива­ется круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру. Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам.

Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам.

В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания не­повторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции броне­автомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием. Главными особен­ностями дизайнерского решения машины стали «однообъемность» кузова, «агрессив­ная» решетка радиатора, «граненность» фор­мы, сужение кузова к днищу.

Кузов бронеавтомобиля «Каратель» состоит из двух частей: передней и экипажной. Наклон передней и экипажной частей совпадает в месте их сты­ковки. Он продолжается на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через ра­диусный перегиб переходит в горизонтальную крышу. В результате, кузов образует однообъемную конструкцию, а также подчеркивает современность и динамичность автомобиля.

Задняя часть корпуса достаточно вытяну­та, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом. Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня двумя крайними задними бойцами. Ана­логичным образом (вертикально) расположе­ны и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает хороший обзор бойцам, сидя­щим спинами друг к другу.

Крыша, лобовые стекла и капот продольно разделены на три части: среднюю и две бо­ковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться в зависи­мости от функции той или иной модификации.

По бокам крыша переходит в вертикаль­ные стекла. Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект – сужение днища для уменьшения пов­реждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня.

Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова с помощью наружно закрепленных пе­тель, и обеспечивают быстрый вход и выход экипажа. Верхние двери открываются вверх, нижние вниз, образуя подножку, не выходя­щую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и уве­личивает возможности ведения боя. Задняя дверь состоит из трех створок: двух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, откры­вающейся вниз и образующей подножку.

Решетка радиатора сконструирована весь­ма оригинально. Она выполнена в виде трех вертикальных «пилонов» с прорезями, придавая автомобилю довольно агрессивный вид и под­черкивая его принадлежность к военной технике.

Передние блок-фары включают ближний и дальний свет, а также поворотник. Фара ближнего/дальнего света в зависимости от комплектации может быть как оригинальной прямоугольной, так и круглой, позаимствован­ной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники. Второй вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надеж­ной и ремонтопригодной. Передние габарит­ные огни расположены в углах решетки радиа­тора. Задние фонари – прямоугольной формы, также широко используемые в нашей стране.

В итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда спе­циальных решений внедорожник по теме «Ка­ратель» отличается уникальным футуристиче­ским внешним видом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.

Бронезащита «Карателя»

Задние откидные части корпуса обеспечивают удобную посадку и высадку бойцов.

При создании армейского автомобиля для ведения боя традиционно сложной задачей является необходимость применения стальной брони, имеющей большую массу (120-140 кг/кв.м), уменьшающей грузоподъем­ность транспортного средства практически до нуля и снижающей его вместимость. Учиты­вая сравнительно малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (не более 7-8 т), пришлось искать альтернативу стальной броне. В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ, после чего начались исследования новых методов защиты при бронировании ав­томобиля с однообъемным кузовом. В итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполни­ли с учетом требований возможного брони­рования по классу 6а на основе современных видов керамики и/или высокоориентирован­ного полиэтилена.

Предложенная конструкция бронеавтомоби­ля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша и боковые поверхности кузо­ва в максимальной степени приспособлены к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в сочетании с при­менением специальных антифугасных сидений позволяет существенно снизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля.

На каркас кузова автомобиля «Каратель» могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить многофункцио­нальный и легко ремонтируемый бронеавтомобиль. Наружное крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики откры­вания при использовании брони различной толщины.

Кузов «Карателя» имеет унифицированное крепле­ние к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке различных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с подвесным проти­воминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют опе­ративно трансформировать салон для пере­возки раненых или различных грузов.

Спроектировано и изготовлено техноло­гическое рабочее место водителя, предназначенное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины или кузова. Это позво­ляет проверить функционирование всех сис­тем автомобиля «Каратель» при пусках двигателя, а также перемещать своим ходом шасси с работающи­ми органами управления.

Двигатель и ходовая часть

Архитектуру бронеавтомобиля «Каратель» отличают граненые формы.

Шасси бронеавтомобиля «Каратель» выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При про­ектировании удалось решить сложные задачи по компоновке различных вариантов агрега­тов. Расположение основных узлов автомоби­ля внутри рамы (обычно они располагаются по ее наружным поверхностям) позволяет в будущем использовать дополнительные объе­мы шасси для размещения вещевых ящиков и дополнительных топливных баков.

На машине используются 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins мощностью 185 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач ZF S5-42 Ecolite, раздаточная коробка и ведущие мосты КАМАЗ с рессорной мало­листовой подвеской.

Несущая рама с лонжеронами постоянной длины и сечения разработана как единый эле­мент, обеспечивающий оптимальное функ­ционирование узлов и агрегатов автомоби­ля. Проектировщики отошли от конструкции рамы, характерной для серийных автомоби­лей ЗИЛ. Трубчатые поперечины сравнитель­но малого диаметра и с большой толщиной стенки заменили интегральными пространст­венными конструкциями. Элементы рамы обеспечивают максимально возможное коли­чество функций. Так, в переднем подрамнике объединены передние кронштейны рессор, крепление гидроусилителя руля и централь­ные кронштейны стабилизатора поперечной устойчивости. Поперечины интегрированы с кронштейнами пневморесиверов. Поперечи­ны и подрамники выполнены с максимальным сечением и минимальной толщиной стенки по технологии лазерного раскроя, гибки и после­дующей сварки.

Системы наблюдения

По требованию заказчика макетный обра­зец бронеавтомобиля «Каратель» оснастили передовой системой видеона­блюдения, помогающей водителю двигаться в сложных погодных условиях и в ночное время. Машину оборудовали шестью внешними видеокамерами: две из них выполняли функции наружных зеркал переднего и заднего вида, две располагались спереди и две сзади. Изо­бражение с камер выводилось на три дисплея, находящихся перед водителем.

Массогабаритные характеристики

В ходе совместных проработок с ЦСН ФСБ России в сентябре 2009 г. построили полнораз­мерный ходовой макетный образец автомоби­ля «Каратель».

Его колея составляет 2100 мм, колесная база – 3800 мм. Масса снаряжен­ного образца (без брони) достигает 4570 кг.

Длина автомобиля составляет 6330 мм, ширина – 2397 мм, высота – 2500 мм, размерность шин – 12.00R20, диаметр колес – 1140 мм.

Данная разработка защищена патентом на промышленный образец.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К макетному образцу бронеавтомобиля «Каратель» еще на стадии под­готовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, осна­щенных комплектом соответствующего об­мундирования и вооружения. В октябре 2009 г. машину показали первому заместителю мини­стра обороны – начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко.

Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назна­чения типа 4×4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения. Потенци­альными заказчиками в России данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др.

В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который изготовил опытный образец «Карате­ля» на своей агрегатной базе. Кстати, нынешний внешний вид бронеавтомобиля «Каратель» в лучшую сторону отличается от прототипа, изображенного на иллюстрациях к данной статье. Машина стала выглядеть еще более грозно и внушительно.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи В. Васильева в журнале «Техника и вооружение. Вчера. Сегодня. Завтра». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

www.modernarmy.ru

Бронеавтомобиль «Каратель». Россия – Альтернативная История

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. На нашем сайте, совсем недавно были выложены материалы про новейшие разработки в этой области: вездеходы «Бархан» и «Раптор». Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая новость только подливает масла в их огонь. Вездеход «Каратель» стал типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.

В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.

Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.

 Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

Автор Рябов Кирилл

 

Источник: http://topwar.ru/13214-bronevik-karatel-chetyrehkolesnaya-zagadka.html

 

alternathistory.com

Бронеавтомобиль 3иЛ-3901С1 4×4 «Каратель»

АвтотехникаАвтомобили ЗиЛБронеавтомобиль 3иЛ-3901С1 4×4 «Каратель»

Прогресс и технологии в России во все времена были направлены на повышение ее обороноспособности, в том числе, с начала прошлого века для армии, а затем и для МВД, начали создавать различные типы бронеавтомобилей. По прошествии многих десятилетий эта тенденция, благодаря развитию науки и техники, только набирает обороты. Появление новых материалов, инновационных способов их обработки, эволюция электроники и информационного обеспечения лишь усилило это направление в современном машиностроении не только в нашей стране.

Тема бронеавтомобиля «Каратель» была поднята на заводе «ЗиЛ», где когда-то, кроме гражданских грузовиков, самосвалов и фургонов, производились военные машины повышенной проходимости – истинные колесные вездеходы, самыми яркими из которых, наверное, можно считать ЗиЛ-157 (за сильно выдающийся вперед капот в народе его прозвали «Колун») и ЗиЛ-131. На бездорожье эти трехосные машины, с колесными формулами 6×6, с равноразнесенными мостами и с системой подкачки колес, показали и зарекомендовали себя на «отлично».

Итак, спецавтомобиль ЗиЛ «Каратель» – секретный проект, созданный, как концепт-кар, для будущих разработок бронеавтомобилей такого типа. Бронированная машина будет предназначаться для отрядов специального назначения с возможностью быстрого десантирования экипажа в полной экипировке. Автомобиль должен быть принципиально новым и не похожим на другие, но при этом простым и высокотехнологичным, то есть требовалась хорошо защищенная, многоцелевая (модульная), полноприводная, легкая, надежная, радиопрозрачная и малозаметная машина.

Кроме всего перечисленного, к бронемобилю «Каратель» были выдвинуты такие требования, как малошумность, минимальное тепловыделение (возможно использование гибридного двигателя) и минимальные габариты с низким силуэтом, чтобы затруднить попадание в него. Задача малозаметности для средств уничтожения подразумевала применение технологии Stealth, а радиопрозрачность должна быть достигнута за счет экранирования и использования радиопрозрачных композитных материалов.

Защищенность машины обеспечена не только легкой, но прочной броней и бронированными стеклами, но и высоко поднятым над землей корпусом с клиновидным днищем, что защитит от мин экипаж автомобиля, состоящий из 11 человек. Кроме этого, экипаж, включающий водителя, командира и 9 десантников, защищают антифугасные эргономические сиденья, снижающие силу ударной волны от взрыва под броневиком. Сидения, предназначенные для десанта, могут складываться, тем самым, создавая единое грузовое пространство для транспортировки различных грузов или раненых бойцов.

Все важные системы автомобиля размещены внутри зауженной рамы, то есть с наружной стороны нет ни бензобаков, ни аккумуляторов, ни ресиверов, ни даже каких-либо подножек. Такое решение увеличивает живучесть машины во время боевых действий, а на пересеченной местности водитель не боится повредить о препятствия жизненно важные системы. В дальнейшем на ЗиЛ «Каратель» планируется устанавливать мотор-колеса производства РКК «Энергия» и оборудовать его мультимексной системой электрооборудования, разработанной в НТЦ «Мультисеть».

В создании всех бронеавтомобилей самым сложным этапом является вопрос снижения массы, так как тяжелая стальная броня зачатую сводит грузоподъемность машины к минимуму. Для этого инженеры, уже на этапе разработки проекта, вынуждены были искать более легкие, альтернативные стальной броне, композитные материалы, которые не уступают ей по прочности. Согласно техническому заданию, полная масса многофункционального внедорожника «Каратель» не должна была превысить 8 тонн. И такой материал был найден в Институте пластмасс им. Петрова.

Для создания ходового образца конструкторы выбирали самые современные узлы и агрегаты. Так секретный ЗиЛ был поставлен на шасси от КамАЗа с колесами R20 (мосты от ЗиЛа не подошли по ширине). Но в перспективе рассматривается установка «зиловских» ведущих мостов с расширенной до 2100 мм колеей. В качестве силового агрегата Каратель получил четырехцилиндровый турбированный дизель Cummiпs 4 ISBe Е3, мощностью 150 л.с. и объемом около 4.5 литров, а так же пятиступенчатую коробку передач, сцепление с пневмоусилителем и раздаточную коробку ZF.

Испытания показали, что на дорогах с твердым покрытием многофункциональный бронеавтомобиль ЗиЛ-3901С1 развивает максимальную скорость 100-120 км/ч. Внедорожник с колесной формулой 4×4 способен преодолевать подъемы с уклоном до 31°. В ходе проверки автомобиля были выявлены и некоторые недостатки, а именно – обзор через лобовое стекло водителю был достаточно ограничен из-за его чрезмерного наклона, несмотря на все соответствия российским ГОСТам. Но, в целом, новый бронемобиль ЗиЛ бы признан удачным проектом и, тем самым, стал прототипом для разработки будущих модификаций.

Секретный внедорожник ЗиЛ Каратель / Фото

Основные модификации многофункционального бронированного внедорожника 3иЛ «Каратель»

shockauto.ru

Опытный армейский бронеавтомобиль «Каратель» (Россия)


История проекта восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пленума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г ряду автозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг. АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех организаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе. В течение 2003 г на заводе изучались возможности участия его в разработке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4×4 грузоподъемностью 2,5 т с учетом военного и гражданского применения.

Однако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства завода проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4×4 и 6×6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом. И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г, мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициативном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны. Получив согласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскизного проекта семейства автомобилей 4×4 многоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Новый образец получил обозначение ЗИЛ-3901. Почему же машины упомянутого типа столь сильно заинтересовали российских военных специалистов?

 

Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципиально изменились технологии войн. С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных войсковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизированного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г; «Свободный Ирак», 2003 г). С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и религиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, оснащенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий. В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника. Например, за истекшие 15-20 лет в США получили жизнь три поколения военной колесной автомобильной техники, а в РФ и сегодня войска оснащены практически еще техникой советского времени. Наконец, имеющиеся в нашей стране армейские бронированные автомобили полной массой более 10-12 т в силу своих значительных габаритов, неповоротливости, тяжелого вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости не отвечают новым требованиям ведения боя в ходе локальных конфликтов, где нужна высокая мобильность и способность эффективно действовать в городах, на пересеченной местности или в горных условиях.

 

Таким образом, перед конструкторами стояла задача – создать в классе автомобилей 4×4 новое поколение машин, которые должны отличаться высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное вооружение и средства защиты. С позиции художественно-конструкторского решения новая техника должна обладать индивидуальной выразительностью внешних форм, технологичностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, а также допускать создание на основе базового кузова максимального количества модификаций для выполнения специальных армейских и народнохозяйственных задач. Реализуя данную концепцию, утвердили два направления работ по формированию внешнего облика будущих автомобилей типа 4×4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузовом, о которой и пойдет речь.

 

Внешнюю архитектуру и интерьер автомобиля создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» – руководителем проекта инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины. Компоновку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руководителем разработки эскизного проекта и ходового макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу. Нельзя не сказать, что автомобиль с однообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектировщиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного макета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г

 

В ходе проектирования новой машины осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баумана, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитический материал по автомобилям многоцелевого назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД. При решении поставленных задач был создан программный комплекс на базе продуктов компании РТС Pro/Engineer – Windchill, который связал весь процесс проектирования – от дизайна до конструкторско-технологической документации. Такой подход позволил заложить технические и компоновочные решения, дающие возможность применения на единой платформе различных кузовов, а в шасси – внедрения различных силовых агрегатов и агрегатов трансмиссии.

 

Разработку конструкции макета автомобиля вели с использованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполнителей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполнения проекта. Проектирование велось с учетом тенденций в автомобилестроении, связанных с заменой литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе. Практическое применение получили методики, включающие весь комплекс работ – от компоновки изделия до лазерного раскроя. Трехмерное проектирование в сочетании с установкой лазерного раскроя позволило значительно сократить время на разработку и изготовление отдельных элементов шасси.

 

В январе 2009 г в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет в масштабе 1:10 из алюминиевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы – 1000 мм; колея передних и задних колес – 2100 мм; величина колесной базы – 3800 мм. При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 – январь 2009 гг) посадку экипажа выполнили по схеме 1+10, однако после коррекции моделей манекенов и согласования с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9. Места водителя и командира находятся в передней части кузова, по бокам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа располагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечивается круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру. Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам.

 

В основу художественно-конструкторского решения машины положена идея создания неповторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции бронеавтомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием. Главными особенностями дизайнерского решения автомобиля стали «однообъемность» кузова, «агрессивная» решетка радиатора, «граненность» формы, сужение кузова к днищу. Кузов автомобиля состоит из двух частей: передней и экипажной. Наклон передней и экипажной частей совпадает в месте их стыковки. Он продолжается на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через радиусный перегиб переходит в горизонтальную крышу. В результате, кузов образует одно-объемную конструкцию, а также подчеркивает современность и динамичность автомобиля. Задняя часть корпуса достаточно вытянута, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом. Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня двумя крайними задними бойцами. Аналогичным образом (вертикально) расположены и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает хороший обзор бойцам, сидящим спинами друг к другу.

 

Крыша, лобовые стекла и капот продольно разделены на три части: среднюю и две боковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться в зависимости от функции той или иной модификации. По бокам крыша переходит в вертикальные стекла. Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект – сужение днища для уменьшения повреждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня. Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова с помощью наружно закрепленных петель, и обеспечивают быстрый вход и выход экипажа. Верхние двери открываются вверх, нижние вниз, образуя подножку, не выходящую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и увеличивает возможности ведения боя. Задняя дверь состоит из трех створок: двух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, открывающейся вниз и образующей подножку.

 

Решетка радиатора сконструирована весьма оригинально. Она выполнена в виде трех вертикальных «пилонов» с прорезями, придавая автомобилю довольно агрессивный вид и подчеркивая его принадлежность к военной технике. Передние блок-фары включают ближний и дальний свет, а также поворотник. Фара ближнего/дальнего света в зависимости от комплектации может быть как оригинальной прямоугольной, так и круглой, позаимствованной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники. Второй вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надежной и ремонтопригодной. Передние габаритные огни расположены в углах решетки радиатора. Задние фонари – прямоугольной формы, также широко используемые в нашей стране. В итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда специальных решений внедорожник по теме «Каратель» отличается уникальным футуристическим внешним видом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.

 

При создании армейского автомобиля для ведения боя традиционно сложной задачей является необходимость применения стальной брони, имеющей большую массу (120-140 кг/м^), уменьшающей грузоподъемность транспортного средства практически до нуля и снижающей его вместимость. Учитывая сравнительно малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (не более 7-8 т), пришлось искать альтернативу стальной броне. В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» цен ФСБ, после чего начались исследования новых методов защиты при бронировании автомобиля с однообъемным кузовом. В итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполнили с учетом требований возможного бронирования по классу 6а на основе современных видов керамики и/или высокоориентированного полиэтилена.

 

Предложенная конструкция автомобиля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша и боковые поверхности кузова в максимальной степени приспособлены к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в сочетании с применением специальных антифугасных сидений позволяет существенно снизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля. На каркас кузова могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить многофункциональный и легко ремонтируемый бронеавтомобиль. Наружное крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики открывания при использовании брони различной толщины. Кузов имеет унифицированное крепление к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке различных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с подвесным противоминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют оперативно трансформировать салон для перевозки раненых или различных грузов. Спроектировано и изготовлено технологическое рабочее место водителя, предназначенное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины или кузова. Это позволяет проверить функционирование всех систем автомобиля при пусках двигателя, а также перемещать своим ходом шасси с работающими органами управления.

 

Шасси выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При проектировании удалось решить сложные задачи по компоновке различных вариантов агрегатов. Расположение основных узлов автомобиля внутри рамы (обычно они располагаются по ее наружным поверхностям) позволяет в будущем использовать дополнительные объемы шасси для размещения вещевых ящиков и дополнительных топливных баков. На машине используются 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins мощностью 185 л.е., механическая 5-ступенчатая коробка передач ZF S5-42 Ecolite, раздаточная коробка и ведущие мосты КАМАЗ с рессорной малолистовой подвеской. Несущая рама с лонжеронами постоянной длины и сечения разработана как единый элемент, обеспечивающий оптимальное функционирование узлов и агрегатов автомобиля. Проектировщики отошли от конструкции рамы, характерной для серийных автомобилей ЗИЛ. Трубчатые поперечины сравнительно малого диаметра и с большой толщиной стенки заменили интегральными пространственными конструкциями. Элементы рамы обеспечивают максимально возможное количество функций. Так, в переднем подрамнике объединены передние кронштейны рессор, крепление гидроусилителя руля и центральные кронштейны стабилизатора поперечной устойчивости. Поперечины интегрированы с кронштейнами пневморесиверов. Поперечины и подрамники выполнены с максимальным сечением и минимальной толщиной стенки по технологии лазерного раскроя, гибки и последующей сварки.

 

По требованию заказчика макетный образец оснастили передовой системой видеонаблюдения, помогающей водителю двигаться в сложных погодных условиях и в ночное время. Машину оборудовали шестью внешними видеокамерами: две из них выполняли функции наружных зеркал переднего и заднего вида, две располагались спереди и две сзади. Изображение с камер выводилось на три дисплея, находящихся перед водителем. В ходе совместных проработок с ЦСН ФСБ России в сентябре 2009 г построили полноразмерный ходовой макетный образец автомобиля «Каратель». Его колея составляет 2100 мм, колесная база – 3800 мм. Масса снаряженного образца (без брони) достигает 4570 кг Длина автомобиля равна 6330 мм, ширина – 2397 мм, высота – 2500 мм, размерность шин – 12.00R20, диаметр колес – 1140 мм. Данная разработка защищена патентом на промышленный образец.

 

К макетному образцу еще на стадии подготовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, оснащенных комплектом соответствующего обмундирования и вооружения. В октябре 2009 г машину показали первому заместителю министра обороны – начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко. Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назначения типа 4×4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения. Потенциальными заказчиками в России данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др. В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который попытался сделать опытный образец «Карателя» на своей агрегатной базе.

www.dogswar.ru