Как устранить люфт в рулевой колонке мтз 80 – Страница «Ошибка 404»

Содержание

Гур на мтз 80 ремонт и регулировка

Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Большой люфт руля при работающем двигателе означает, что имеет место износ соединений вала рулевого механизма, возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг. Возможно ослабли подшипники червяка на валу.

Для исправления создавшейся ситуации на первом этапе проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Нужно устранить зазоры, поменять необходимые детали и отрегулировать механизм.

Чтобы выяснить, какова величина зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также определить усилие на ободе руля применяют обычно устройство НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка

Динамометр устройства размещают на руле, а указатель — на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, вычисляют свободный ход руля. Типовой свободный ход рулевого колеса лежит в пределах 25—30°, а приемлемый (допустимый) — 35°.

Чтобы определить, какое усилие развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30—50 Ньютон.

Если люфт руля выше допустимого значения, начинают регулировать механизмы гидроусилителя. Зазоры в зубчатом сцеплении червяк-сектор (см. рис. 2.3.2) исправляют смещением регулировочной втулки 4, но вначале нужно отвернуть стопорный болт 3. При незначительном изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор доводят до ума с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Финишируют эту процедуру регулировкой зацепления червяк-сектор. В чем коварство? Нужно чтобы вращения червяка было свободным, без заеданий.

Рис. 2.3.2. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор поворотом регулировочной втулки МТЗ:
1 — лимб;
2 — стрелка-указатель;
3 — стопорный болт;
4 — регулировочная втулка червяка;
5 — червяк

Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — крышка корпуса ГУРа

Рис. 2.3.4. Как проверить зазор между упором и рейкой трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — рейка;
2 — щуп;
3 — упор

Рис. 2.3.5. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор установкой прокладок МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — датчик блокировки дифференциала;
3 — регулировочные прокладки

Тяжелый поворот трактора говорит нам о нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки предохранительного клапана. Еще одна причина — износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра.

Процедура тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом МТЗ основывается в вычислении давления подачи, которое развивается насосом. Определяем моменты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре унд регулировку предохранительного клапана. Вроде все верно. Требуемые процедуры осуществляют, как правило, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, довольствуясь в наличии такого замечательного прибора как КИ-5473 (направление дроссель-расходомер).

Режимы работы гидросистемы управления поворотом сверяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала движка, противодавлении 5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50—60° С. Далее не забывают о том, что нужно показания шкалы расходов прибора помножить на коэффициент 0,7 L.

Как проверить подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля? По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Заводят двигатель, доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора отслеживают подачу рабочей жидкости. При низком уровне подачи, насос необходимо заменить.

При величине подачи не ниже допустимого значения, диагностируют состояние распределителя по количеству утечки масла (рис. 2.3.7).

Рис. 2.3.6. Как проверить насос высокого давления ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — нагнетательный трубопровод насоса;
3 — заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Как определить утечку масла в распределителе ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — входной рукав прибора;
3 — заливная горловина ГУРа;
4 — распределитель ГУРа

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
номинальная2,0
допустимая1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
номинальное7,5
допустимое7,0-8,5

Чтобы подключить входной рукав прибора, сначала нужно выкрутить технологическую пробку (она расположена сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала крутят руль вправо или влево до упора. Вращаем рукоятку прибора и выставляем давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов отмечаем показания. При разнице в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель необходимо ремонтировать.

Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром, который вкручивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Как проверить и отрегулировать давление срабатывания предохранительного клапана трактора :
1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой

Для контроля заводят двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла Колеса при этом повернуты до отказа.

Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.

Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до получения необходимого давления.

Если вы обнаружили, что появились резкие толчки при повороте трактора, то скорее всего ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя, или же увеличились зазоры рулевых тяг.

Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Отчетливо ощущается при передвижении на повышенных скоростях. Следует иметь в виду, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.

Каковы основные неисправности гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82? Начнем с износа шлицев вала червяка и зубьев сектора. Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Возможно, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора обнаружатся такие неисправности, которые не поддадутся устранению обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.

Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже на рисунках 2.3.9—2.3.30.

До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите на усилия затяжки гаек, четкость и однозначность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля, не совсем просты и требуют использования контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех парметров.

Отремонтированный гидроусилитель руля доводят до ума на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М.

При отладочных работах смотрят свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4—6°. Оценивают работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.


Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей
1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — наставка;
2 — рулевая сошка;
3 — сливной патрубок;
4 — гайка поворотного вала

Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1, 10 — болты;
2 — крышка;
3 — пружина;
4 — золотник;
5 — толкатель;
6 — кольцо;
7, 9 — корпуса;
8 — клапан;
11— кран

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — трубка подвода масла;
2 — корпус ГУРа;
3 — сетчатый фильтр;
4 — редукционный клапан

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня

Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис.

2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — втулка;
2 — цапфа;
3 — винт съемника

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 — метки;
2 — поворотный вал;
3 — сектор

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 — метки;
2 — рейка;
3 — сектор

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка

Далее разборка и ремонт передней оси МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

aquariumfan.ru

Ремонт рулевого управления МТЗ-80,82 | Помощник слесаря

Снятие и разборка рулевого механизма. Снимите с рулевой колонки головку зажима с крышкой, рулевое колесо, втулку и Рис1 амортизатор. Выньте рулевой вал из рулевой колонки. Отсоедините и снимите со щитка приборов юбочную часть (левую, правую, боковины и заднюю стенку). Поднимите фиксатор и установите колонку в удобное для разборки положение. Отсоедините и снимите винт опоры вилки рулевой колонки и стойку рулевой колонки с кронштейна. Разъедините вилки кардана, отъединив и вынув крестовину. Отсоедините вилки и снимите их с промежуточного вала и стойки. Проверьте техническое состояние деталей и при необходимости замените их. Свободный ход рулевого колеса при положении передних колес, соответствующих прямолинейному ходу трактора, должен быть не более 25º при работающем двигателе.

Замена гидроусилителя в сборе. При объемном КПД 0,8 и менее замените ГУР новым или капитально отремонтированным. Порядок снятия ГУР был описан в предыдущих статьях. Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 1 — 12. Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4 (рис. 1). При установке ГУР проверьте герметичность всех маслопроводов. При обнаружении течи, маслопровод замените. Установите ГУР в сборе на призонные втулки переднего бруса полурамы, установите все ранее снятые узлы и детали на трактор в последовательности, обратной разборке. При этом рулевые тяги должны быть установлены масленками назад по ходу трактора. Наличие ощутимых осевых люфтов в шаровых шарнирах и тягах не допускается. Гайки штуцеров маслопроводов ГУР должны быть затянуты до отказа.

Устранение неисправностей гидроусилителя рулевого управления. При увеличении усилия на рулевом колесе более 5 кгс, увеличении свободного хода рулевого колеса более 20° (когда регулировка механизма рулевого управления не дает нужного результата), при падении давления, ограничиваемого предохранительным клапаном, ниже 75 кгс/см2, при внутренних утечках более 3 л/мин снимите ГУР с трактора, как указано ранее, разберите и проверьте его, замените детали, не пригодные к дальнейшей эксплуатации. После снятия ГУР проверьте возможность регулировки зацепления «червяк-сектор». Если при  отрегулированном в крайних положениях зацеплении в среднем положении люфт более 20°, червяк и сектор следует заменить.

Разборка. Снимите пробку заливной горловины, выньте масломер и заливной фильтр; отверните гайку и снимите сошку с поворотного вала; выверните из нижней части корпуса гидроусилителя штуцер 1/2 и угольник. Отверните гайки и снимите сливной маслопровод, маслопровод цилиндра, маслопровод клапана и уплотнительные кольца. Выверните болты и отсоедините клапанную крышку. Снимите уплотнительные кольца, отверните колпачок с регулировочного винта предохранительного клапана, снимите уплотнительное кольцо, ослабьте контргайку. Выверните регулировочный винт, снимите прокладку, выньте направляющую, пружину и шарик корпуса крышки. Выверните из клапанной крышки штуцер, снимите со штуцера уплотнительное кольцо; отверните болты крепления верхней крышки. Равномерно ввертывая два болта в монтажные отверстия крышки, снимите ее; при этом следите, чтобы не было перекосов крышки; выверните редукционный клапан из корпуса гидроусилителя; снимите сливной фильтр. Выверните болты и снимите датчик блокировки 12 (рис. 2), прокладки, рейки; выверните из крышки датчика блокировки пробку, снимите шайбу и выньте пружину с шариком; выверните болты и винт, снимите крышку вместе с краном. Снимите с крана уплотнительные кольца. Выньте пружину из отверстия золотника, снимите уплотнительное кольцо; выньте золотник из упора рейки; выверните болты и снимите крышку. Выверните болты, поверните регулировочную втулку и выньте поворотный вал 7 в сборе с сектором 10. Отверните гайки и снимите сектор и опорную верхнюю втулку. Выньте червяк 11 с подшипниками и распределителем в сборе; расшплинтуйте и отверните гайку на хвостовике червяка.Снимите шайбу, упорный подшипник, распределитель в сборе с золотником и ползунами,снимите другой упорный подшипник, шайбу и пружинное кольцо. Выньте из корпуса ползуны и пружины; снимите уплотнительное кольцо; выньте регулировочную втулку из корпуса гидроусилителя;снимите уплотнительное кольцо и выпрессуйте манжету. Выверните болты и снимите цилиндр; снимите замковое кольцо с пальца, выпрессуйте палец и отсоедините рейку 2 со штока. Снимите переднюю крышку с корпуса цилиндра, уплотнительное кольцо, отверните гайку, снимите поршень 4 со штока и крышку; снимите уплотнительные кольца и прокладки (при необходимости замены). Выпрессуйте нижнюю втулку из корпуса гидроусилителя, выньте из втулки уплотнительное кольцо. Уложите детали и узлы в корзины или контейнеры и промойте. Проверьте состояние деталей, в случае обнаружения трещин детали замените. Особенно тщательно проверьте золотник и корпус распределителя;  заменять их можно только в сборе. Все уплотнительные детали замените новыми.

Сборка. Соберите ГУР в последовательности, обратной разборке. При сборке гидроусилителя руля особое внимание следует обращать на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала. Не допускайте среза и перекручивания резиновых уплотнительных колец. Момент затяжки гайки штока 12кгс·м. При сборке вала с сектором метки на собираемых деталях должны быть совмещены. Момент затяжки гайки сектора 28—32 кгс·м. Перед запрессовкой на вал червяка подшипников рекомендуется их нагреть в масле до температуры 90°С. Во избежание повреждения кромок манжет необходимо устанавливать их с помощью конусных оправок. Проверьте вращение вала. Вал во втулках должен вращаться без заедания. При установке датчика блокировки подберите регулировочные прокладки до получения зазора между сектором и рейкой 0,07—0,20мм, что соответствует зазору 0,1—0,3мм между датчиком блокировки и торцом рейки при беззазорном зацеплении ее с сектором. Число прокладок с каждой стороны упора должно быть одинаковым. После этого закрепите датчик блокировки болтами. Для регулировки зазора в зацеплении «червяк-сектор» нужно поворачивать регулировочную втулку до получения в зацеплении зазора 0,03—0,08мм. Этому зазору соответствует люфт червяка 4 — 6° при усилии 1+05 кг·с на рулевом колесе. При проверке люфта червяк не должен перемещаться в осевом направлении. Поворачивая червяк до упора, необходимо проверить его вращение, которое должно быть легким; заедания червяка не допускаются. Золотник должен плотно входить в корпус и перемещаться в нем. Золотник должен быть установлен в корпус распределителя так, чтобы его торец с фаской был обращен в сторону гидроусилителя. Неправильная установка золотника в корпусе распределителя приводит к резкому повышению усилия поворота. Гайку червяка рулевого механизма затягивают моментом 2 кгс·м. Если отверстия в червяке с прорезью в гайке под шплинт не совпадают, отверните гайку на 1/12—1/8 оборота до совпадения отверстий и зашплинтуйте шплинтом. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипника и отдача рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения вращения влево.

Источник Газета “Автодвор”

Январь 2013

informationsunami.ru

Как проверить и отрегулировать свободный ход рулевого колеса тракторов МТЗ-80, МТЗ-82?

Строительные машины и оборудование, справочник

Как проверить и отрегулировать свободный ход рулевого колеса тракторов МТЗ-80, МТЗ-82?


Категория:

   Эксплуатация тракторов сельскохозяйственного назначения



Как проверить и отрегулировать свободный ход рулевого колеса тракторов МТЗ-80, МТЗ-82?

Свободный ход рулевого колеса проверяется с помощью автомобильного люфтомера и при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора должен быть не более 30° при работающем двигателе. Если свободный ход рулевого колеса превышает указанное значение, следует вначале проверить и при необходимости отрегулировать привод рулевого управления. Для этого расшплинтовывают все регулировочные пробки рулевых тяг. Ввинчивают каждую пробку до упора, а затем отвинчивают на 1/4—1/3 оборота. Зашплинтовывают пробки. Подтягивают до отказа гайки сошников и поворотных рычагов. Затем проверяют и при необходимости регулируют зазор в зацеплении червяк — сектор. Для этого отъединяют рулевые тяги от сошки. Ослабив затяжку болтов эксцентриков, поворачивают втулку ключом, заложенным в ее паз до беззазорного зацепления червяка с сектором. Затем- втулку поворачивают обратно До получения на рулевом колесе усилия 15—25Н (1,5—2,5 кгс), затягивают болт и присоединяют тяги к сошке.

Реклама:

Читать далее: Как отрегулировать свободный ход рычагов управления тормозами планетарного механизма трактора ДТ-75М?

Категория: —
Эксплуатация тракторов сельскохозяйственного назначения

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на
износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в
зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и
рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности рулевого управления МТЗ-80, проверяют
техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг,
устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма
рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют
прибор НИИАТ-402.

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на
рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения
зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма,
определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход
рулевого колеса
соответствует 25—30°, допустимый — 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги
от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого
вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению
фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие
свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть
в пределах 30—50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение,
регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении
червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4,
предварительно отвернув стопорный болт 3.

Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился
незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом
проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и
рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.

Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала
(рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь
свободного без заеданий вращения червяка.

Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор поворотом
регулировочной втулки

1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная
втулка червяка; 5 — червяк

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУР МТЗ-80

1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУР

Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор установкой
прокладок

1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные
прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей
жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки
предохранительного
клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы МТЗ-80 управления поворотом
заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек
масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке
предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с
трактора
агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473
(дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при
номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении
5,0
МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С.
Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный
коэффициент 0,7.

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля МТЗ-80 (рис.
2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный
трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной
рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости.

Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при
номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора
отмечают подачу
рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос
заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют
техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис.
2.3.7).




Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУР

а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 —
нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУР МТЗ-80

а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 —
входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель
ГУР

Основные показатели работы распределителя ГУРа МТЗ-80 при проверке
прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:

— номинальная — 2,0
— допустимая — 1,2

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:

— номинальное — 7,5
— допустимое — 7,0-8,5

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают
технологическую пробку (пробка находится сверху коробки
предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком
гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала
поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа.

Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по
шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора
при
проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек
превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы рулевого
управления МТЗ-80 проверяют манометром, который вворачивают на место
технологической пробки.

Для проверки пускают дизель трактора и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в
повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют
фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан
регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку
регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении
поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до
достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки
гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры
рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию)
передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на
повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах
рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую
гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и отпускают ее до
совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля МТЗ-80 относятся: износ шлицев
вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение
герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение
гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров,
гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы
управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся
устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель
руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены
деталей.

Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы
работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на
рис.
2.3.9—2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните
гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание
обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток
поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения
поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте
гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения
контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном
стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого
колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в
пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении
на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50
Н.

Рис. 2.3.10. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — корпус усилителя;
2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный
клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса
гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор;
11 —
червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 —
сливной патрубок; 14 — рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки

1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка
поворотного вала

Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки
дифференциала

1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 —
кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя МТЗ-80

1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУР; 3 — сетчатый фильтр; 4 —
редукционный клапан

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала

1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала

Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУР

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала

1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

Ремонт МТЗ-80

Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221

Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320

Эксплуатация и сервис тракторов

mtz-sibir.ru

Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

________________________________________________________________________

Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Большой свободный ход рулевого колеса
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 при работающем дизеле Д-240/243 указывает на
износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в
зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и
рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние
деталей и производят ремонт рулевого механизма и рулевых тяг
трактора МТЗ-80, МТЗ-82, устраняют зазоры, заменяют детали,
регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма
рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса
используют прибор НИИАТ.

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на
рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения
зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма,
определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход
рулевого колеса соответствует 25—30°, допустимый — 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые
тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения
коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке
определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на
ободе колеса должно быть в пределах 30—50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение,
регулируют механизмы гидроусилителя рулевого управления трактора
МТЗ-80, МТЗ-82. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор устраняют
поворотом регулировочной втулки, предварительно отвернув стопорный
болт.

Если в результате свободный ход вала ГУР трактора МТЗ-80, МТЗ-82
уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым
щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала
(упором) и рейкой, который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.

Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки
дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор,
добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.

Рис. 1. Регулировка зазора в
зацеплении червяк— сектор трактора МТЗ-80, МТЗ-82 установкой
прокладок

1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 —
регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора МТЗ-80, МТЗ-82 свидетельствует о
недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении
регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении
уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы рулевого управления
трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в определении подачи,
развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и
силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана.

Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов
гидросистемы рулевого управления, используя прибор КИ-5473
(дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82
замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала
дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре
рабочей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора затем
умножают на поправочный коэффициент 0,7.

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля трактора
МТЗ-80, МТЗ-82 от коробки предохранительного клапана отсоединяют
нагнетательный трубопровод и к нему подсоединяют входной рукав
прибора. Сливной рукав опускают в горловину ниже уровня жидкости.

Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при
номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора
отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже
допустимого значения, насос заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют
техническое состояние распределителя по величине утечки масла.

Основные показатели работы распределителя ГУР трактора
МТЗ-80, МТЗ-82

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин: номинальная — 2,0 / допустимая
— 1,2

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа: номинальное —
7,5 / допустимое — 7,0-8,5

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно
выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки
предохранительного клапана).

Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы трактора МТЗ-80,
МТЗ-82. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или
влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по
манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания.

Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей
жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин,
распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы
управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на
место технологической пробки.

Для проверки запускают двигатель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и при
(номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора
полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении
колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при
котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения,
клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают
контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в
крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают
регулировочный винт до достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора МТЗ-80, МТЗ-82 указывают на
ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя,
увеличенные зазоры рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию)
передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на
повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в
шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают
корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и
отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82
относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой
рейки, износ и нарушение герметичности пред охранительного клапана,
износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей
(золотников, плунжеров, гильз).

Если в процессе проверки технического состояния и ремонта агрегатов
гидросистемы рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 выявлены
неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных
регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и
разбирают для технической экспертизы и замены деталей.

Перед снятием гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82 слейте
рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала. При сборке
гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки
гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и
рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при
ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения
контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82
испытывают на контрольно-испытательном стенде.

В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при
зафиксированном вертикальном вале ГУР, который должен быть в
пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при
давлении на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно
превышать 50 Н.

Рис. 2. Гидроусилитель руля (ГУР)
трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5
— предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 —
верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт
поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 —
датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая
сошка

Рис. 3. Взаимное расположение деталей датчика блокировки
дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель;
6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран

Рис. 4. Снятие трубки подвода масла от распределителя ГУР трактора
МТЗ-80, МТЗ-8
2

1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУР; 3 — сетчатый фильтр; 4 —
редукционный клапан

Рис.5. Снятие поворотного вала

1 — корпус ГУР; 2 — поворотный вал с сектором

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Ремонт рулевой колонки МТЗ- 80

Ремонт рулевой колонки МТЗ- 80

Рулевое управление МТЗ-80, в состав которого входит и рулевая колонка, предназначено для преобразования поворота рулевого колеса в поворотное движение колес в вертикальной плоскости.
Рулевая колонка закреплена на передней панели кабины трактора шарнирно, что позволяет ей откидываться вверх вместе с рулем во время посадки и высадки водителя. Вал руля, в свою очередь, шарнирно соединен со следующим отрезком вала карданным шарниром, а затем, через промежуточную опору и еще один карданный шарнир – с гидравлическим усилителем руля – ГУРом. Карданный вал руля через шлицевую втулку передает вращение червяку, закрепленному в подшипниках в эксцентричной втулке. Червяк передает вращение сектору червячного колеса, закрепленному на шлицах вертикально расположенного поворотного вала. Вал поворачивает сошку, закрепленную на его нижнем шлицевом конце, а сошка через рычаги перемещает всю рулевую трапецию.
По такой схеме происходит процесс рулевого управления трактором, когда на рулевое колесо не передается большое усилие от колес. На хорошей дороге колеса не встречают повышенного сопротивления при их повороте и для процесса руления достаточно мышечного усилия водителя трактора МТЗ – 80.
При перемещении по вязкому грунту или бездорожью колеса усиливают сопротивление повороту руля. В такой ситуации автоматически включается в работу гидроусилитель.
Гидроусилитеь состоит из следующих узлов:
— корпус;
— гидронасос;
— гидроцилиндр;
— датчик блокировки дифференциала.
При увеличении нагрузки на руль, рулевой механизм работает по следующей схеме:
При передаче вращательного момента от карданного вала руля через шлицевое соединение червяк из – за возросшей нагрузки не может повернуть сектор червячной шестерни. А так как карданный вал руля сообщает ему вращательное движение, то червяк, находясь в зацеплении с сектором, начинает ввинчиваться в него, совершая прямолинейное движение вместе с подшипниками. На конце червяка закреплен золотник, который, перемещаясь вместе с червяком, открывает канал, и масло из насоса под давлением поступает в безштоковую полость (при повороте налево) гидроцилиндра. Поршень гидроцилиндра, перемещаясь под воздействием давления масла, толкает закрепленную на его штоке рейку. Рейка находится в постоянном зацеплении с зубчатым сектором, составляющим одно целое с сектором червячного колеса и закрепленном на поворотном валу. Поворотный вал поворачивается и передает момент вращения сошке. Таким образом, поворот колес осуществляется за счет усилия гидравлики.
Золотник, который перемещается червяком, зажат в корпусе распределителя возвратными пружинами с большим усилием и перемещаться может только при условии преодолении этого усилия червяком. Когда трактор МТЗ – 80 выезжает на хорошую дорогу и колеса не оказывают сопротивления повороту сошки и поворотного вала, червяк, управляемый рулем, не встречает усилия при повороте сектора червячной шестерни, достаточного для перемещения золотника. Поэтому золотник остается в своем нейтральном положении, и управление колесами происходит без вмешательства гидроусилителя.
Таким образом, усилитель включается в работу автоматически, в зависимости от дорожных условий.
Колеса при повороте трактора МТЗ — 80 катятся по окружностям с разными радиусами и поэтому угловая скорость их различна. Чтобы обеспечить возможность свободного вращения колесам, дифференциал заднего моста должен быть разблокирован.
Для этого в корпус гидроусилителя вмонтирован датчик, управляющий блокировкой дифференциала з/моста. В корпусе датчика расположен гидравлический распределитель давления с распределительным золотником. Внутренний конец золотника оснащен шариком, который при нейтральном положении гидроцилиндра входит в v — образный паз рейки, закрепленной на конце штока поршня. Во время поворота, независимо от того, работает гидроусилитель или нет, зубчатый сектор, закрепленный на поворотном валу, таскает рейку, соединенную со штоком.
При перемещениях рейки в ту или другую сторону золотник перемещается, выходя из v — образной канавки, и открывает канал для подачи масла по трубопроводу к дифференциалу заднего моста для его разблокировки.
Техобслуживание рулевого управление не сложное: постоянно проверять уровень масла в картере рулевого механизма, проверять крепление болтовых соединений, гайки крепления сошки и контрагайки регулировочных винтов. При увеличении люфта на рулевом колесе рекомендуется провести проверку сочленений карданных валов, рычагов, тяг, шаровых пальцев. Провести регулировку зазоров зубчатых зацеплений червяка и рейки.
Если такие регулировки не дают должных результатов, то необходимо проводить ремонт рулевого управления.
Сначала необходимо снять весь механизм в сборе. Для этого нужно слить масло, отсоединить сошку, карданный вал, все гидравлические трубопроводы и винты крепления корпуса.
Тщательно вымыть корпус и положить на рабочий стол. Подготовить инструмент для разборки – съемники, спецключи. Снять крышку поворотного вала, корпус гидроцилиндра, датчик управления дифференциалом. Вынуть поворотный вал. Снять корпус червяка с предохранительным клапаном. Все узлы промыть и разобрать на детали, пользуясь съемником.
Червяк, возвратные пружины, сдвоенный зубчатый сектор, рейку – заменить.
Замерить износ золотников, состояние шлицев поворотного вала, подшипников. При необходимости заменить тоже. Разобрать и проверить все сочленения в рулевых тяга, в карданных шарнирах. Произвести восстановительный ремонт или просто заменить изношенные детали.
Гидронасос проверить на стенде на производительность и давление.
Сборку производить в обратном порядке, соблюдая моменты затяжки гаек и регулировочных винтов динамометрическим ключом. Сдвоенный зубчатый сектор установить на поворотный вал, совместив метки. Так же, по меткам, установить сошку. Эксцентричной втулкой отрегулировать зазоры в зубчатом зацеплении червяка. Произвести регулировку установки датчика управления дифференциалом.
После сборки усилитель руля проверяют на стенде на рабочее давление, усилие на рулевом колесе и его свободный ход. Все характеристики должны соответствовать требованиям технической документации эксплуатации трактора МТЗ -80.

Ремонт рулевого управления, это очень ответственный момент в ремонте любой техники. От того на сколько качественно будет произведен ремонт рулевого управления, от этого будет зависеть безопасность окружающих вас людей в том числе и вас самих. Ремонт рулевого управления, лучше доверить специалистам, имеющим большой опыт в этом деле. В Москве и Московской области, ремонтом рулевых механизмов тракторной техники, занимается организация «Трактор Сервис». Специалисты «Трактор Сервис» быстро определять проблему рулевого управления, в короткие сроки устранят ее, для этого, на базе «Трактор Сервис» имеется все необходимое оборудование. Доверяйте ремонт рулевого управления только специалистом, не в коем случае не ремонтируйте самостоятельно, если не имеете специальных знаний. Качественный ремонт рулевого механизма, это в первую очередь ваша безопасность.

Видео Замена рулевой колонки МТЗ 80

 

Поделиться ссылкой:

Похожее

traktorservice.ru

Рулевое управление трактора МТЗ 82

Рулевое управление трактора МТЗ 82 — рулевая колонка

»
Ходовая часть и рулевое управление »
Рулевое управление трактора МТЗ 82 — рулевая колонка



Рулевое управление трактора МТЗ 82 необходимо для создания и поддержки прямолинейного движения, а также для осуществления поворотов трактором передними управляемыми колесами.

Устройство

Рулевое управление состоит из рулевого механизма, трапеции управления и рулевого привода. Все трактора МТЗ 82 оснащаются гидроусилителем руля. Рулевая трапеция отвечает за поворот правого и левого передних колес на разные углы, при которых задние и передние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, размещенного на продолжении оси задних колес. В следствии чего, качение колес осуществляется по концентрическим окружностям без бокового скольжения. Рулевая трапеция состоит из двух поперечных рулевых тяг, соединенных между собой сошкой; балки переднего моста и двух поворотных рычагов.

Передний мост МТЗ 82 (вид сверху): 1 — наконечник рулевой тяги; 2 — контргайка; 3 — труба рулевой тяги; 4 — сошка; 5 — палец; 6 — поворотный рычаг.

Во время движения трактора по прямой траектории сошка находится в среднем положении. Ход поршня гидроусилителя руля ограничивает крайние положения сошки при поворотах. Максимальный угол поворота внутреннего колеса равен 40º, при этом наружное колесо поворачивается на угол 30 градусов. Устройство рулевой тяги состоит из соединительной трубы и пары наконечников, один из которых с правой резьбой, а второй — с левой.

Схема рулевого управления трактора МТЗ 82: 1 — рулевое колесо; 2 — маховичок; 3 — рулевой вал; 4 — винт; 5 — промежуточный вал; 6 — труба рулевой колонки; 7 — серьга; 8 и 12 — карданные шарниры; 9 — стойка; 10 — средний вал; 11 — промежуточная опора; 13 — передний вал; 14 — шлицевая втулка; 15 — винт; 16 — правая стенка стойки; 17 — фиксатор; 18 — пружина; 19 — рукоятка; 20 — штифт; 21 и 24 — гайка; 22 — втулка; 23 — амортизатор; 25 — контргайка.

Наконечник рулевой тяги

Наконечники вкручены в резьбовые отверстия трубы и зафиксированы контргайками. Во внутренней полости наконечника имеется сферический шарнир, состоящий из шарового пальца и пары вкладышей (капронового и резинового). В заводских условиях шарнир заполняется специальной смазкой, не требующая пополнения во время эксплуатации. Резиновый чехол и резиновая регулировочная пробка, поджимающая вкладыши шарнира, защищают шарнир от попадании грязи, влаги и пыли. Конусные концы шаровых пальцев с резьбой вставляют в отверстия сошки и поворотных рычагов, затягивают прорезными гайками и шплинтуются.

Привод рулевого механизма и рулевая колонка МТЗ 82

Привод рулевого механизма используется для передачи вращения от руля трактора к рулевому механизму и ГУР. Усилие передается при помощи валов, соединенных между собой карданными шарнирами.

Регулировка рулевой колонки осуществляется по высоте, а также имеется возможность ее наклона вперед по ходу трактора. Положение руля по высоте регулируется для комфортного управления, а наклон рулевой колонки — для свободного выхода и входа из кабины.

Труба рулевой колонки соединена с серьгой, которая в свою очередь шарнирно соединена со стойкой при помощи двух винтов, оси которых совмещены с осью крестовины шарнира. Это дает возможность рулевой колонке прокручиваться относительно стойки, присоединенной болтами к передней стенке кабины. Фиксация рулевого привода в кабине, смонтированной на остове трактора на амортизаторах, снижает передачу вибраций на руль.

Фиксатор, заходящий в паз правой стенки стойки и прижимаемый пружиной, удерживает в нижнем рабочем положении рулевую колонку. Для того, чтобы повернуть рулевую колонку необходимо выдвинуть на себя рукоятку и фиксатор выйдет из паза. После чего колонка с легкостью повернется вверх, при этом фиксатор будет скользить по поверхности стенки стойки. В верхнем, не рабочем положении рулевая колонка не фиксируется, а удерживается за счет силы трения фиксатора о поверхность стенки стойки.

Рулевое колесо или попросту руль трактора МТЗ 82 установлен на шлицах полого вала, внутри которого находится винт, соединенный с пластмассовым маховиком. Винт вкручивается в гайку, в которую вмонтирован штифт. Штифт входит в продольный паз промежуточного вала и блокирует вращение гайки. На валу и гайке предусмотрены раскосы, прилегающие друг к другу. При вкручивании винта происходит обоюдное расклинивание по скосам вала и гайки и их прижатие к противоположным внутренним стенкам промежуточного вала. Это в полной мере исключает самовольное осевое перемещение руля вместе с валом.

Усилие, приложенное к рулю, передается гайкой и валом посредством штифта на промежуточный вал и затем через валы и шарниры на шлицевую втулку, которая монтируется на шлицы червяка гидроусилителя руля и фиксируется стяжным болтом.

Регулировка рулевой колонки трактора МТЗ 82

Положение рулевой колонки регулируется по высоте в диапазоне 120 мм. Тракторист может установить руль в комфортное для себя положение отвернув на 3-5 оборотов против часовой стрелки маховик; далее, переместить по высоте в требуемое положение руль вместе с валом и закрутить обратно до упора маховичок.

Промежуточный вал вращается в трубе рулевой колонки при помощи капроновых втулок, установленные в резиновые амортизаторы, для снижения уровня вибрации рулевого колеса. Осевое перемещение промежуточного вала ограничивают гайка и контргайка. Во время эксплуатации трактора следует иногда проверять состояние компонентов рулевого привода, затяжку резьбовых соединений и каждые 960 часов смазывать шарниры.

Неисправности рулевого управления

















Возможные причины и признаки неисправностиСпособы устранения
Пенообразование масла в системе усилителя: 
а) Недостаточное количество масла в корпусе усилителяПроверьте уровень масла, при необходимости долейте
б) Проникновение воздуха в системуПроверьте всасывающую магистраль, найдите место не герметичности и устраните
Нарушена регулировка предохранительного клапанаОтрегулируйте клапан
Повышенная утечка масла в насосеЗамените насос
Заедание в зацеплении червяк—секторОтрегулируйте зацепление
Заедание в подвижных соединениях рулевого привода или передней осиУстраните заедание
Повышенная неустойчивость передних колес 
Ослаблена затяжка гайки червякаЗатяните гайку моментом 2 кгс*м, отпустите на 1/6 оборота и зашплинтуйте
Повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах тяг рулевого управления, нарушена сходимость передних колесОтрегулируйте
Ослаблена затяжка гаек крепления сошки, сектора или поворотных рычаговПодтяните гайки
Увеличенный свободный ход рулевого колеса 
Увеличен зазор в зацеплении червяк—секторОтрегулируйте
Повышенный люфт в соединениях карданных муфт привода рулевого колесаЗамените изношенные детали
Ослаблена затяжка гайки червякаОтрегулируйте затяжку гайки

 Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

Техническое обслуживание состоит в контроле уровня масла в корпусе и отсутствии его течи по соединениям гидроусилителя, проверке различных резьбовых соединений, крепления сошки, рулевых тяг; в периодичном смазывании карданных шарниров, замене масла, промывке масляного фильтра.

Следите за тем, чтобы при промывке масляного фильтра, проверке уровня масла и его заливки в систему гидроусилителя не попадала грязь.

Промывка масляного фильтра осуществляется каждые 960 часов работы в данной последовательности:

1. отсоедините маслопровод от редукционного клапана и крышки;

2. снимите верхнюю крышку, предварительно вывернув все болты;

3. отсоедините оставшиеся два маслопровода от редукционного клапана и, держа рукой фильтр, выверните клапан, чтобы освободить фильтр;

4. промойте фильтр в солярке или бензине, полностью удаляя грязь с его внутренней полости. Вместе с этим, подтяните гайку крепления сектора на валу и осмотрите зубчатое зацепление рейка-сектор.

В том случае, если зазор между зубьями рейки и сектора превысит 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зацепление. Для этого открутите четыре болта крепления упора рейки корпуса АБД и, попарно вынимая прокладки, уменьшите зазор в зацеплении до 0,1-0,3 миллиметра. При помощи щупа замерьте зазор между зубьями.

 Установка фильтра происходит в обратной последовательности. После монтажа крышки необходимо, заранее открутив контргайку, закрутить до упора болт, который регулирует осевое перемещение поворотного вала. Далее выверните болт на 1/10-1/8 оборота и законтрите гайкой.

Регулировка зацепления червяк-сектор и подтяжка гайки червяка

Свободный ход руля при повороте передних колес стоящего на твердой поверхности трактора с работающим двигателем не должен превышать 30º. Если свободный ход превышает данное значение, то следует осмотреть и при необходимости подтянуть до упора гайки поворотных рычагов и сошников, а также отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг. Если эти действия не решили проблему, тогда следует отрегулировать зазор в зацеплении червяк-сектор и затяжку гайки червяка.

Для регулировки зацепления сектор-червяк выполните следующие действия:

1. используя домкрат поднимите передний мост или отсоедините рулевые тяги от сошки;

2. ослабьте болт крепления регулировочной эксцентричной втулки и поверните ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Далее на заведенном дизеле по вращайте рулевое колесо. Если присутствует ощутимое заедание в зацеплении червяк-сектор, то поверните втулку против часовой стрелки пока не исчезнет заедание при повороте руля.

3. затяните болт крепления регулировочной втулки и соедините рулевые тяги с сошкой.

18.12.2018

tractor-mtz82.ru