Hanomag wd z 50 – Ciągnik artyleryjski Ερπυστριοφόρος ελκυστήρας πυροβόλων Hanomag WD 50

"Неубиваемые" немцы. Часть 1: Hanomag.: diecast_43

Здравствуйте, дорогие коллеги и читатели! С нового года пытаюсь осилить пост про двух, можно сказать, культовых немецких производителей тракторной техники. Сразу про обоих не получилось, поэтому начну с более известного и больше пересекающегося с автомобильной тематикой - Hanomag.

Условно Ганноверское машиностроительное Акционерное общество «Hannoversche Actien-Gesellschaft», сократившее впоследствии название до знакомого нам Hanomag, начало свою историю в 1871 году.

Предысторию же можно начать отсчитывать чуть раньше. В 1802 году в местечке Линден, тогда еще пригороде Ганновера, родился Георг Егерсторфф (Georg Egestorff), сын промышленника Иоганна Егерсторффа, начавшего свое дело в этих местах и основавшего несколько предприятий в области химии и металлургии, быстро превративших это поселение в крупный промышленный центр. Приняв, после смерти отца, в 1834 году дела он в 1835 году основывает компанию Eisen-Giesserei und Maschinenfabrik Georg Egestorff. В перечне производимого фирмой оборудования были паровые двигатели и котлы, а также другое промышленное оборудование. С 1846 года начинается производство паровозов. На фоне интенсивного развития железнодорожного транспорта дела у фирмы идут неплохо. Собственно производство локомотивов становится основным профилем фирмы. Всего же до 1931 года, когда будет выпущен последний ханомаговский локомотив, их будет произведено 10 764 штуки.

После смерти Егерсторффа, не оставившего наследника мужского пола, в 1868 году делами фирмы занимались его зять и коммерческий директор фирмы Альфред Хоугет(?) (Alfred Houget). В том же году наследники Егерсторффа продают машиностроительный завод крупному немецкому финансисту, железнодорожному магнату и авантюристу, Вефилю (Бетелю) Генри Штраусбергу. Предприятие пополнило его активы на не слишком долгий срок. "Железнодорожный король" Штраусберг, строивший железные дороги по всей Европе, один из богатейших немцев того времени, ввязался в крупную концессию в Венгрии, на которую не смог мобилизовать нужное количество специалистов, разбросанных по другим его объектам и здорово проигрывал по срокам и качеству работ конкурентам. Довершалось дело двумя факторами: во-первых биржевыми спекуляциями, характерными для Германии эпохи грюндерства; во-вторых попыткой Штраусберга построить концерн, который включал бы "полный набор" предприятий - от производства рельсов, до строительства локомотивов, не построив соответствующую размаху управляющую структуру. Из второго фактора вытекала необходимость личного контроля над большим количеством разнообразных сделок. В итоге накопившиеся неудачи в Венгрии привели сначала к падению стоимости их акций, а после неудачи в попытках разрешить эти проблемы Штраусберг и вовсе должен был признать себя банкротом. В итоге возник международный скандал, последствия которого после этого решали ещё 11 лет наиболее доверенные банкиры Отто фон Бисмарка. Вступление получилось долгим, но мы как раз подошли к 1871 году и основанию акционерного общества, от которого предприятие и ведет свой отсчет.

В 1905 году начинается автомобильная страница в истории предприятия: купив у концерна Крупп лицензию Ханомаг начал производство грузовых машин. Причем если я правильно понял, то до 1912 года это были паровые грузовики. Грузовики Ханомаг будет выпускать до 1977 года, с 1968 года делая это в совместном производстве под маркой "Hanomag-Henschel-Fahrzeugwerke GmbH". Нам, конечно, более известен знаменитый "Kommissbrot" - Hanomag 2/10. Помимо этой эпохальной повозки Hanomag до войны выпустил и несколько вполне приличных легковушек, но попытка наладить производство легковых машин после войны нельзя назвать удачными. Послевоенный прототип Hanomag Partner, выпущенный в количестве 20 экземпляров в серию так пущен и не был.

Опыты с производством сельскохозяйственной техники приведут к выпуску в 1912 году тяжелой конструкции: Hanomag WD Großpflug - большого самоходного плуга системы Wendeler-Dohrn (отсюда WD) с 15-литровым многотопливным двигателем выдававшем при работе на бензине 80 л.с. Эту 6-тонную машину, помесь культиватора и шарнирно-сочлененного трактора, будут производить до 1921 года. В 1921 году сделали похожую машину меньшего размера и мощности - Hanomag WD Kleinpflug (малый плуг), которую и строили еще до 1924 года. Мощность этой машины составляла уже 35 л.с. при объёме двигателя в 5,7 л. Нашел тут, пока копался, номер патента на систему: US 1182334 A (легко гуглится).

К 20-м годам эти конструкции уже считались архаичными - очевидным факт того, что необходимо начать выпуск универсального трактора стал после Первой Мировой войны. В 1919 году Hanomag выпустили гусеничные трактора Hanomag WD Z 25. Данные разнятся: где-то пишут, что в 1919 году уже начали выпускать серийные машины, а где-то, что в 1919 был выпущен предсерийный вариант Hanomag WD Z 20, а уже в 1920 начали выпускать WD Z 25. Буквы WD означают то же, что и у предыдущих тракторов, Z - тягач (Zugmaschine), а цифра - мощность в л.с. Развитием этой модели стал Hanomag WD Z 50, который стали производить в 1921 году. Любителям отечественного тракторостроения он должен быть известен, как прототип для отечественного трактора "Коммунар". Обе гусеничные машины выпускали до 1931 года. В 1924 году на основе WD Z 25 начали выпускать колесный вариант - R 26. R означало "колёсный трактор" (Radschlepper), цифра - то же, мощность в л.с. Трактор был, как и многие аналоги того времени, бескаркасным. В 1926 году их сменил вариант R 28/32 с доработанным мотором, выдававшем при том же литраже уже 28/32 л.с. Дробь в обозначении модели дает диапазон мощностей при использовании разных видов топлива: керосина, бензина и бензола. Возможной была установка разных видов колёс: сначала на выбор предлагали стальные или обрезиненные, а с 1929 года еще и с пневмошинами. Эта модель выпускалась до 1935 года в сельскохозяйственном варианте (вес 2,6 т, скорость до 8 км/ч) и как дорожный тягач (3,2т, 15км/ч).

1931 год ознаменовался выходом первого дизельного трактора Hanomag. Мера была во многом вынужденной - рынок отвоёвывали гораздо более экономичные дизельные машины от Deutz и Lanz. Первая появившаяся модель RD 36 (колёсный дизельный, Radschlepper Diesel) выпускалась в двух вариантах - сельскохозяйственном со стальными колёсами, и дорожного тягача с пневмошинами и другим набором передач. RD 36 стал родоначальником целого семейства достаточно удачных тракторов, а использованный на нем двигатель D52 (дизельный с рабочим объёмом в 5,195 л) с доведенной в 1933 году до 50 л.с. мощностью устанавливали на потомков до 1951 года. Без малого 20 машин этого семейства выпускались в сельскохозяйственном, промышленном исполнениях и в качестве дорожных и седельных тягачей. Машины оказались достаточно удачными и стали весьма популярны. Используя двигатель D 52 в 1933 году начинается параллельный выпуск гусеничных тракторов семейства K 50 (K - Kettenschlepper, гусеничный трактор). На их базе помимо сельхозтракторов начали производить дорожно-строительные машины, в основном бульдозеры. Забегая несколько вперед, именно это направление на сегодня является нишей фирмы, но уже в составе компании Komatsu.

Во время войны фирма весьма активно была задействована в военных заказах: знаменитые полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz. 251, полугусеничные же тягачи Sd.Kfz. 10 и Sd.Kfz. 11, производство "Пантер" и "Ягдпантер", вот неполный список производившегося на нужды немецкой военной машины техники.


Мы наконец подошли к первой модели поста. В 1942 году начинается выпуск ставшего своего рода легендой - трактора Hanomag R 40. Он стал для многих чуть ли не эталоном надежности и неубиваемости. До сих пор живо огромное количество этих машин. Особенно они популярны в южных землях Германии. В основном за столько лет они, конечно, теряют аутентичную конфигурацию (да-да, и там технику "уколхоживают", хотя в основном из чисто утилитарных соображений), но основные агрегаты остаются родными. Если посмотреть разные немецкие ретро-фестивали сельхозтехники, то пропорция будет примерно такой: 1/3 экспонатов - Hanomag, из которых процентов 80 - R40 и его производные; 1/3 так же популярные Lanz разных моделей; оставшаяся треть приходится на остальных. Сразу скажу, что ощущение субъективное, составлено по нескольким видео подобных мероприятий, так что сильно не пинайте, если что.

Немного о технических характеристиках. Трактор оснащался дефорсированным до 40 л.с. двигателем D52. В начале выпуска было 4 основных исполнения: A - пневмошины и электрический стартер; B - стальные колеса и электрический стартер; G и J оснащались бензиновыми стартерами и различались колесами - стальными и с пневмошинами соответственно. Варианты со стальными колесами в базовой комплектации поставлялись без крыльев и подножек. Пятискоростная КПП обеспечивала скорость до 18,7 км/ч. Трактор оснащался валом отбора мощности, на котором можно было получить до 35 л.с., а также шкивом для ременного привода внешних механизмов. Трактор также имел возможность изменения задней колеи с 1370 на 1450 мм, при постоянной передней в 1380 мм. Также на тракторе была принудительная блокировка дифференциала. С 1948 года стали выпускать трактора только двух модификаций - R 40 Standart, слегка доработанная версия R 40A, и R 40C в исполнении тягача, которые оснащались другой КПП и скорость которых возросла до 25 км/ч. Бабины устанавливались разные, вроде бы самым распространенным был вариант с ветровым стеклом и легким тентом сверху, но также встречались варианты и открытые, как представленная моделька, так и закрытая кабина для тягачей. Всего собрали 12270 тракторов всех типов. Помимо дизельных в 1943-1945 годах выпустили большое количество газогенераторных машин. Точное количество я не нашел, но в одном немецком источнике пишут, что многие газогенераторные после войны переделали в обычные дизельные и процент таких машин среди сохранившихся весьма велик. Под них сделали двигатель с новым блоком большего рабочего объёма D57 (5,702 л), что позволило сохранить мощность в 40 л.с. На основе этого блока на послевоенных дизельных двигателях получили мощность в 55 и даже 60 л.с. Трактор потяжелел с 3200-3500кг (в зависимости от комплектации) для дизельного до примерно 4т.

Наиболее любопытных за недостающими характеристиками как описанных, так и неохваченных моделей отошлю по ссылке в отличную немецкую энциклопедию по тракторам и другой технике. Есть и технические характеристики, и фото много, да и вообще есть что почитать/посмотреть.

На фото хорошо видно, что конкретно эта модель не оснащена шкивом для ременной передачи, На том же месте, где он может находиться сделана лебедка. По тем фотографиям, что я видел, встречаются как модификации с лебедкой или шкивом по-отдельности, так и с расположенными с обоих сторон редуктора отбора мощности одновременно.

Про саму модельку: хотел выложить её под новый год, так как это классический самому_себе_подарок и в тему недели вписывался. Но как-то все это дело подувязло. А нашел я модельку на Авито уже после всех валютных скачков за вполне приятные докризисные цены, ну а дальше всё понятно 🙂 Добротный Schuco в лучших традициях. Из того, что больше всего понравилось - возможность укомплектования прицепом. То есть из тягово-сцепного можно вынуть палец и получить автопоезд. Причем пальцы вынимаются как в задней, так и в передних петлях.

Пример такой сцепки:

В общем мне все нравится, несмотря на некоторые дефекты сборки.

Теперь к модельке от UH. Послевоенных моделей слишком много, чтобы давать им всем характеристику, поэтому дальше будет только о

Hanomag R28. Модель ведёт родословную от первой послевоенной разработки Hanomag - модели R25. Новый трактор строился уже как полурамный, с новой пятиступенчатой КПП. Выпускался в четырех основных исполнениях, отличавшихся в основном разными типами колес и устанавливаемыми двигателями. Первые модификации оснащались двигателями D19, в то время как поздние - D28. Этот двигатель в улучшенном варианте D28S и получил рассматриваемый нами R28. Модель получила также дополнительное исполнение: пропашной трактор со сдвоенным передним колесом и увеличенной задней колеёй - R28RC (от Row Crop). В качестве опции предлагалась дополнительная понижающая передача. Цифра в названии традиционно показывает мощность двигателя.

Подпись на модели отсылает нас к 1953 году - последнему году её выпуска. В1953 году модель сменяется более новой модификацией - R35. В то же время младшая модификация с трехцилиндровым двигателем R22 догоняет по мощности четырехцилиндровую модификацию предыдущего поколения.

Фотосессия получилась темноватой, уж извините. Самая хорошая цветопередача на "диагональных" фото. Очень характерный цвет для послевоенных Ханомагов.

В целом моделька - вполне симпатичная по мне журнальная копия.

Традиционное фото с "эталоном":

Семейный портрет:

С таким же "неубиваемым" конкурентом:

В качестве послесловия можно сказать, что после 50-х годов фирма Hanomag начинает здорово сбавлять обороты: одной из неприятностей стала неудачная линейка тракторов с двухтактными двигателями. Встречал также мнение, что причиной финансовых неприятностей предприятия стала несколько раздутая линейка моделей и большое количество модификаций, что привело к слишком большим производственным издержкам. Производство расходилось по частям, начиная с совместных предприятий и заканчивая полным выкупом направлений. Тракторное производство будет выкуплено в 1971 году фирмой Massey-Ferguson, после чего эта марка ушла с тракторного рынка. Строительно-дорожные машины продержались дольше, постепенно входя в состав Komatsu. За всю тракторную историю фирмы было выпущено около 250 тысяч тракторов Hanomag.
Всем спасибо! В следующий раз, если все сложится, будет пост про Lanz.


"Пап, а можно я тоже тележку покатаю?"

diecast-43.livejournal.com

Коммунар (трактор) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Коммунар.
«Коммунар»
Производитель Харьковский паровозостроительный завод
Назначение сельскохозяйственный универсальный
Тип движителя гусеничный
 «Коммунар» на Викискладе

«Коммунар» — первый советский трактор на гусеничном ходу Харьковского паровозостроительного завода, разработанный на основе популярного немецкого трактора Hanomag WD Z 50. Эксплуатировался не только в народном хозяйстве, но и в Красной армии в качестве артиллерийского тягача.

Значок с изображением трактора Коммунар
Г—50 Г—75 З—90
Габариты, м
длина/ширина/высота 5,15 / 2,06 / 2,46 5,15 / 2,06 / 2,46 5,15 / 2,06 / 2,46
Общие данные
Скорость, км/ч 1,8—7,0 2

ru.wikipedia.org

W.D. Schlepper Самоходные артиллерийские установки

Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: 3,7cm WD Schlepper 25PS, 7,7cm WD Schlepper 50PS, LHB-Schllepper als Selbstfahrlafette fur 3,7cm PaK L/65
Год начала работ: 1927
Год постройки первого прототипа: 1927
Стадия завершения работ: построено по одному прототипу.

Вопреки условиям подписанной в 1919 году капитуляции в первые послевоенные годы в Германии начали проводиться активные работы по созданию новых видов бронетехники. Этот процесс был несколько приостановлен выплатой огромных репараций в 1921-1923 гг., но уже спустя год работы были возобновлены даже в большем масштабе.

Поскольку немецкие специалисты были в значительной мере скованны в ресурсах и не могли позволить себе роскошь проектирования специализированных шасси, на начальном этапе имела место значительная импровизация. Так, в 1927 году было получено задание на разработку и постройку самоходных артиллерийских установок огневой поддержки. За основу были взяты сельскохозяйственные трактора фирмы Hanomag, производимые в больших количествах.

Первый вариант самоходной установки предусматривал использование трактора Hanomag WD-25 у которого в средней части корпуса на тумбовой установке монтировалась 37-мм пушка 3,7cm TaK L/45. В силу особенностей конструкции углы наведения оказались весьма скромными, составляя 30° по горизонту и от -5° до +15° по вертикали. Орудие и экипаж защищались небольшим бронещитом. Предполагалось, что 37-мм пушка с длиной ствола 45 калибров сможет эффективно бороться с бронетехникой противника и, при необходимости, поддержать огнём наземные части. Для защиты от пехоты противника в укладке перевозился 7,92-мм пулемет Maxim. Это самоходное орудие стало известно под обозначением 3,7cm W.D. Schlepper 25PS. Предположительно в 1928 году прототип впоследствии был перевооружен новым противотанковым орудием и получил название LHB-Schllepper als Selbstfahrlafette fur 3,7cm PaK L/65.

Второй вариант представлял собой самоходную артиллерийскую установку огневой поддержки в чистом виде. Выбранное для этой цели 77-мм полевое орудие FK96 обладало значительно большей массой и потребовало усиленного шасси. Таким образом, в качестве базы был выбран более мощный трактор Hanomag WD-50. На этот раз орудию был обеспечен круговой сектор обстрела, однако по вертикали его можно было наводить в пределах от -7° до +15&deg.; Бронирование орудия и экипажа не предусматривалось. Соответственно, опытный образец обозначался как 7,7cm W.D. Schlepper 50PS.

Из двух представленных самоходок рейхсвер полностью не удовлетворила ни одна. Оба «шлеппера» обладали низкими ходовыми качествами на местности и были слабо защищены. Тем не менее, предварительное одобрение получило 77-мм самоходное орудие, хотя до серийного производства её доводить не стали. С 1928 года начались активные работы по созданию специализированных шасси и необходимость в подобных «суррогатах» отпала сама собой.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл “Энциклопедия немецких танков второй мировой войны 1933-1945”
Wehrmacht History

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНЫХ УСТАНОВОК
W.D. Schlepper образца 1927 г.

3,7cm WD Schlepper 25PS 7,7cm WD Schlepper 50PS
БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3300 4400
Ширина, мм 2200 2300
Высота, мм 1460 ?
Клиренс, мм ? ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка 3,7cm TaK L/45 одна 77-мм пушка FK96 и один 7,92-мм тяжелый пулемет Maxim
БОЕКОМПЛЕКТ ? ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — ? отсутствовало
ДВИГАТЕЛЬ Hanomag VD, 4-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 25-28 л с. Hanomag, 4-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 2 поддериживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 300 мм (на один борт) 6 опорных катков, 1 поддериживающиq ролик, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 400 мм
СКОРОСТЬ ? 6 км\ч
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

aviarmor.net

Hanomag | Все о бренде

Hanomag

Hannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) — крупный немецкий машиностроительный завод, производитель грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, тракторов, погрузчиков и военной техники.

10 марта 1871 года в Германии была основана фирма «Hannoversche Maschinenbau Actien-Gesellschaft», что в прямом переводе означает – «Ганноверское машиностроительное акционерное общество». Поскольку полное название получилось слишком длинным, а потому не очень удобным для повседневного пользования, то в 1904 году Эрих Метцелтин (Erich Metzeltin), являвшийся на тот момент директором фирмы, с целью экономии расходов на телеграф решил сократить его до начальных букв каждого слова. В результате этого возникло общество «Hanomag» («Ханомаг»).

ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ HANOMAG И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Паровозы, кабриолеты, танки, микроавтобусы, бульдозеры, тракторы – это еще далеко не полный список всего разнообразия техники, которая производилась в стенах предприятий под названием Hanomag. К сожалению, компании Hanomag на личном опыте пришлось убедиться в том, что чрезмерное расширение ассортимента продукции в длительной перспективе малорентабельно. На протяжении существования фирмы руководству систематически приходилось отказываться от того или иного наименования, все больше сокращая список выпускаемой продукции и специализируя своё производство. 

В 2002 году компанию полностью выкупает японский машиностроительный гигант Komatsu.

       

ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ HANOMAG И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О KOMATSU

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ БРЕНДАМИ

ИСТОРИЯ HANOMAG

В 1871 году была основана немецкая компания «Hanomag» - Hannoversche Maschinenbau AG (Hanomag) — крупный немецкий машиностроительный завод, специализирующийся на производстве станционных паровых силовых агрегатов. Однако в последующие годы фирма переключилась на производство поездов, в котором смогла достигнуть определенных успехов, заняв 35% рынка. Кроме того, были заключены договора на поставку железнодорожной техники с правительствами России, Австро-Венгрии и Франции, что позволило компании стать поставщиком поездок не только для царских дворов, но и заслужить крупные субсидии от правительства Германии. 

Предшественником завода стал Eisen-Giesserei und Maschinenfabrik, который был основан 6 июня 1835 года в Ганновере Георгом Эгесторффом. Данный завод поначалу выпускал станционные паровые двигатели, но в ввиду массового, в то время, строительства железных дорог, скоро сменил направление и уже в 1846 году выпустил свой первый паровоз. К 1870 году завод выпускает около 500 паровозов, а в 1871 году меняет своё название на Hannoversche Maschinenbau AG. Этот год и считается годом рождения нынешнего завода.

В 1905 году, по поручению императора Германии, компания «Hanomag» получает контракт от немецкой армии и приступает к созданию и производству паровых автомобилей для нужд армии

Во время Первой Мировой Войны компания производила для армии не только паровые двигатели и автомобили, но и винтовки.

В 1905 году начинается автомобильная страница в истории предприятия: в 1905–1908 годах концерн выпускал грузовые автомобили, купив лицензию компании Krupp. Причем до 1912 года это были паровые грузовики. Но тяжелые и тихоходные грузовики мощностью в 35 лошадиных сил не нашли своего применения. Но на протяжении всей своей деятельности компания специализировалась на производстве грузовиков.

Грузовики Ханомаг будет выпускать до 1977 года, с 1968 года делая это в совместном производстве под маркой "Hanomag-Henschel-Fahrzeugwerke GmbH".

 

Опыты с производством сельскохозяйственной техники приведут к выпуску в 1912 году тяжелой конструкции: Hanomag WD Großpflug - большого самоходного плуга системы Wendeler-Dohrn (отсюда WD) с 15-литровым многотопливным двигателем выдававшем при работе на бензине 80 л.с. Эту 6-тонную машину, помесь культиватора и шарнирно-сочлененного трактора, будут производить до 1921 года. В 1921 году сделали похожую машину меньшего размера и мощности - Hanomag WD Kleinpflug (малый плуг), которую и строили еще до 1924 года. Мощность этой машины составляла уже 35 л.с. при объёме двигателя в 5,7 л., номер патента на систему: US 1182334 A.

К 20-м годам эти конструкции уже считались архаичными - очевидным факт того, что необходимо начать выпуск универсального трактора стал после Первой Мировой войны.

Первые тракторы этой марки были выпущены в период расцвета предприятия в начале 20-го века.  

В 1919 году Hanomag выпустила гусеничный трактор Hanomag WD Z 25. Данные разнятся: где-то пишут, что в 1919 году уже начали выпускать серийные машины, а где-то, что в 1919 был выпущен предсерийный вариант Hanomag WD Z 20, а уже в 1920 начали выпускать WD Z 25. Буквы WD означают то же, что и у предыдущих тракторов, Z - тягач (Zugmaschine), а цифра - мощность в л.с. Развитием этой модели стал Hanomag WD Z 50, который стали производить в 1921 году. Любителям отечественного тракторостроения он должен быть известен, как прототип для отечественного трактора "Коммунар". Обе гусеничные машины выпускали до 1931 года.

В 1924 году на основе WD Z 25 начали выпускать колесный вариант - R 26. R означало "колёсный трактор" (Radschlepper), цифра - то же, мощность в л.с.  Трактор модели WD R26, впервые представленный потребителям в 1924 году, стал первооткрывателем традиций тракторостроительства Hanomag. Трактор был, как и многие аналоги того времени, бескаркасным. В 1926 году их сменил вариант R 28/32 с доработанным мотором, выдававшем при том же литраже уже 28/32 л.с. Дробь в обозначении модели дает диапазон мощностей при использовании разных видов топлива: керосина, бензина и бензола. Возможной была установка разных видов колёс: сначала на выбор предлагали стальные или обрезиненные, а с 1929 года еще и с пневмошинами. Эта модель выпускалась до 1935 года в сельскохозяйственном варианте (вес 2,6 т, скорость до 8 км/ч) и как дорожный тягач (3,2т, 15км/ч)

В 1920-х годах компания приобрела марку KMV КМВ (Kleinmotorvagen — маломоторные автомобили), основанную в Берлине после Первой мировой войны инженерами Ф. Бёллером и К. Поличем. Они создали двухместный автомобиль позднее названный 2/10 PS массой не более 370 кг с задним расположением мотора. Ширину машины определила ширина двухместного сидения. С расположением двигателя возле заднего моста, не понадобился карданный вал, а узкая колея колёс позволяла обойтись без дифференциала. Не было крыльев и подножки. Всего было продано около 16 тысяч машин.

Свой первый паровой грузовик компания построила еще в 1905 году, но слава пришла только в 1924 году, когда Hanomag произвел свой первый легковой автомобиль Hanomag-2/1 OPS.

Внешность этого автомобиля была далека от идеала – к кубику кабины приделан округлый капот и такой же округлый багажник. Одноцилиндровый моторчик жидкостного охлаждения объемом 0,5 л и мощностью 10 л. с. располагался сзади и передавал крутящий момент на заднюю ось с помощью цепной передачи. Автомобиль расходовал всего 5 л на 100 км и разгонял 370-килограммовую машинку до 64 км/ч. В машине не было аккумулятора. Поэтому единственная фара питалась от генератора, а двигатель заводился «кривым стартером» – ручкой между передними сиденьями.  

Нам, конечно, более известен знаменитый "Kommissbrot" - Hanomag 2/10. Помимо этой эпохальной повозки Hanomag до войны выпустил и несколько вполне приличных легковушек, но попытка наладить производство легковых машин после войны нельзя назвать удачными. Послевоенный прототип Hanomag Partner, выпущенный в количестве 20 экземпляров в серию так пущен и не был.

1931 год ознаменовался выходом первого дизельного трактора Hanomag. Мера была во многом вынужденной - рынок отвоёвывали гораздо более экономичные дизельные машины от Deutz и Lanz. Первая появившаяся модель RD 36 (колёсный дизельный, Radschlepper Diesel) выпускалась в двух вариантах - сельскохозяйственном со стальными колёсами, и дорожного тягача с пневмошинами и другим набором передач. RD 36 стал родоначальником целого семейства достаточно удачных тракторов, а использованный на нем двигатель D52 (дизельный с рабочим объёмом в 5,195 л) с доведенной в 1933 году до 50 л.с. мощностью устанавливали на потомков до 1951 года. Без малого 20 машин этого семейства выпускались в сельскохозяйственном, промышленном исполнениях и в качестве дорожных и седельных тягачей. Машины оказались достаточно удачными и стали весьма популярны.

Используя двигатель D 52 в 1933 году начинается параллельный выпуск гусеничных тракторов семейства K 50 (K - Kettenschlepper, гусеничный трактор). На их базе помимо сельхозтракторов начали производить дорожно-строительные машины, в основном бульдозеры. Забегая несколько вперед, именно это направление на сегодня является нишей фирмы, но уже в составе компании Komatsu.

Самым же «маленьким» в семье Hanomag был трактор RL 20 весом в 1,6 тонны и мощностью в 20 л.с., который выпускали в течение всего десяти лет - с 1939 по 1949 год.

С 1939 года по приказу Гитлера, компания «Hanomag» переходит на выпуск танков, бронетранспортеров и тяжелых грузовых автомобилей, которые армия Рейха использует во время покорения Франции, а Италия закупает их для использования в Северной Африке. 

Во время Второй мировой войны компанией выпускались колёсно-гусеничные бронетранспортёры и грузовые автомобили: SdKfz 11, SdKfz 250, SdKfz 251.

Во время Второй Мировой войны немецкая армия первой в мире принят на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный 5а" К/г 251, называемый Hanomag. Его использовали для транспортировки мотопехоты и тяжелого вооружения (минометы), крупнокалиберные пулеметы, пушки, огнеметы и пусковые ракетные установки, на его базе создавались санитарные, штабные машин и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей 2-й Мировой войны и применялись на всех фронтаx. После войны модификация Sd Кfz 251 - ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.

Во время войны основной целью предприятия Hanomag являлось вооружение немецкой армии. С его конвейеров сходили танки, бронетранспортеры, гаубицы, железнодорожные артиллерийские системы, а также крупнокалиберные боеприпасы. В послевоенные годы в связи с соглашением о разоружении многие заводы были демонтированы. 

Бронетранспортер HANOMAG1

 

Реактивные снаряды, размещенные на корпусе, делали бронетранспортер очень взрывоопасным

 

Вся техника Hanomag после 1й мировой была почти в 2 раза дешевле, чем у конкурентов

 

Hanomag с 20-мм зенитной пушкой

В 1942 году начинается выпуск ставшего своего рода легендой - трактора Hanomag R 40. Он стал для многих чуть ли не эталоном надежности и неубиваемости. До сих пор живо огромное количество этих машин. Особенно они популярны в южных землях Германии. В основном за столько лет они, конечно, теряют аутентичную конфигурацию (да-да, и там технику "уколхоживают", хотя в основном из чисто утилитарных соображений), но основные агрегаты остаются родными.

Трактор оснащался дефорсированным до 40 л.с. двигателем D52. В начале выпуска было 4 основных исполнения: A - пневмошины и электрический стартер; B - стальные колеса и электрический стартер; G и J оснащались бензиновыми стартерами и различались колесами - стальными и с пневмошинами соответственно. Варианты со стальными колесами в базовой комплектации поставлялись без крыльев и подножек. Пятискоростная КПП обеспечивала скорость до 18,7 км/ч. Трактор оснащался валом отбора мощности, на котором можно было получить до 35 л.с., а также шкивом для ременного привода внешних механизмов. Трактор также имел возможность изменения задней колеи с 1370 на 1450 мм, при постоянной передней в 1380 мм. Также на тракторе была принудительная блокировка дифференциала.

​После второй мировой фирма возобновляет производство грузовиков и тракторов. 

Если посмотреть разные немецкие ретро-фестивали сельхозтехники, то пропорция будет примерно такой: 1/3 экспонатов - Hanomag, из которых процентов 80 - R40 и его производные; 1/3 так же популярные Lanz разных моделей; оставшаяся треть приходится на остальных.

Одними из самых популярных тракторов Hanomag были модели тяжелой весовой категории: Granit («Гранит»), Brillant («Бриллиант») и Robust («Прочный»), которые производились вплоть до банкротства компании.

Тракторное производство выкуплено в 1971 году фирмой Massey-Ferguson, после чего эта марка ушла с тракторного рынка.  За всю тракторную историю фирмы было выпущено около 250 тысяч тракторов Hanomag.

Только в 1951 году фирма представляет свою первую послевоенную легковушку — Partner. Это была переднеприводная машина, с несущим кузовом понтонного типа, кузов разрабатывала фирма Карманн. Подвеска всех колёс была не зависимой, мотор был 3х цилиндровым и имел объём 700 кубов, мощность равнялась 28 лошадям. Интересный момент, что спереди помещалось 3е взрослых, сзади были места для 2х детей. Но к сожалению этой машине не суждено было стать вторым коммисбродом и изготовив 20 экземпляров фирма отказалась от производства легковых машин.

Все свои усилия фирма приложила на выпуск грузовых автомобилей, тракторов-бульдозеров и развозных фургончиков.

В 1958м году фирма Rheinstahl берёт контроль над фирмой Ганомаг. Тогда же появляется переднеприводный развозной фургончик, который имел передний привод и дизельные моторы. Машина получила довоенные имена: Гарант и Куриер.

Модель Гарант имела большую регистровую массу (до 5 тонн), модель Курьер имела рег.массу до 3.9т.

После 50-х годов компания Hanomag начинает здорово сбавлять обороты: одной из неприятностей стала неудачная линейка тракторов с двухтактными двигателями, еще одной причиной финансовых неприятностей предприятия стала несколько раздутая линейка моделей и большое количество модификаций, что привело к слишком большим производственным издержкам. Производство расходилось по частям, начиная с совместных предприятий и заканчивая полным выкупом направлений.

Как выше отмечалось, в 1958 году Hanomag претерпел слияние со сталелитейным предприятием «Rheinstahl» («Рейнсталь»), которое также присоединило к себе машиностроительную фирму «Tempo-Werk». «Новорожденный» концерн производил грузовые машины под маркой Hanomag-Henschel (Ханомаг-Хеншель). Одним из совладельцев концерна являлся Daimler-Benz AG, который к 1971 году полностью выкупил предприятие.

Итак, в 1964 году Рейнсталь берёт под контроль и компанию Henschel-Werke. Таким образом появляется бренд Hanomag-Henschel.

В 1965 году всё-тот же Рейнсталь покупает фирму Vidal & Sohn Tempo-Werk, которая была партнёром Ганомага с 1955 года, и Tempo Matador E начинают продаваться под названием Hanomag-Henschel F20-F35 в зависимости от полной массы.

Позже эти автомобили станут известны, как Mercedes Benz L206/306. Один такой будет в начале 90х и у моего отца. 

В 1967 году появляются грузовички серии F45-F86. Характерной чертой стали квадратные кабины.

Но в 1969 году Рейнсталь продаёт тракторное отделение фирме Massey Ferguson, и 51% акций фирме Daimler-Benz AG, которая выкупила автомобильное отделение в 1971 году. Происходит реструктуризация производственной программы, так из модельного ряда исчезают модели, которые имеют аналоги в производственной программе фирмы Даймлер-Бенц, так линейка грузовиков серии Ф45 исчезает. Вместо неё под названием Ганомаг-Хеншель Ф45 продаётся Мерседес серии Т2, но переднеприводный фургончик Ф25 начинают выпускать и под маркой Мерседес. Но фургоны серии Ф45-Ф86 тоже не исчезли с лица земли, оборудование было продано фирме Штайр и Ф45-Ф86 выпускается под видом Steyr 590/690 до 1986 года.

В 1974 году Мерседес отказывается от использования марки Ганомаг-Хеншель. На сегодня имя Ганомаг используется только на строительной технике дочерной фирмы принадлежащей Коматсу — Komatsu Hanomag GmbH.

Строительно-дорожные машины продержались дольше, постепенно входя в состав Komatsu

С того момента производимая грузовая техника начала снабжаться дизельными моторами от Mercedes-Benz.

В 1974 автомобильная марка Hanomag-Henschel полностью исчезла с рынка. В этом же году Hanomag за 120 миллионов марок был приобретен американским концерном Massey Ferguson

Спустя всего 6 лет, Hanomag снова изменил владельца. Теперь уже за 30 миллионов марок обладателем ганноверского производства грузовой и сельхозтехники стал американский предприниматель Horst-Dieter Esch. Марка была присоединена к холдингу IBH, претендовавшему на звание «самого большого в мире производителя строительной и грузовой техники».

Для восстановления конкурентоспособности Hanomag, холдинг IBH инвестировал в компанию огромное количество средств, но в 1983 году холдинг, столкнувшись с тяжелейшими финансовыми трудностями, был вынужден объявить себя банкротом. Hanomag, являвшийся частью IBH, естественно, постигла та же участь. 

В 1989 году японский производитель строительной техники Komatsu приобрел Hanomag, который с тех пор является дочерним предприятием интернационального концерна. 

В настоящий момент Komatsu-Hanomag в основном занимается сборкой карьерных погрузчиков мощностью от 54 до 353 лошадиных сил, а также экскаваторов с грузоподъёмностью от 14 до 22 тонн. 

ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG

ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ СПЕЦТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ HANOMAG

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ HANOMAG И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

 

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О БРЕНДЕ KOMATSU

ПЕРЕЙТИ К ВЫБОРУ ТЕХНИКИ И ЗАПЧАСТЕЙ KOMATSU

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ БРЕНДАМИ

 

technoaktyv.com.ua