Двигатель змз 41 – История и техническая характеристика ЗМЗ-41
История и техническая характеристика ЗМЗ-41
В тяжелых военных автомобилях постсоветского пространства часто можно встретить мотор ЗМЗ-41. Для шестидесятых годов – высокотехнический продукт с довольно хорошими характеристиками. Данный двигатель хорошо показал себя “в деле”, за что и получил положительные отзывы.
История создания
К середине прошлого столетия линейный ряд продукции Заволжского моторного завода морально и технический устарел. Конструкция нижневальных двигателей хоть и отличалась надежностью, но требовала замены на более модернизированный тип. Поэтому в данный период на свет появляется V-образный мотор с восьмью цилиндрами ЗМЗ-13. Сделан он был полностью из алюминия, что способствовало уменьшению веса и так тяжелого двигателя. С объемом в 5,5 литров данный агрегат выдавал 195 лошадиных сил. Такой высокий показатель мощности был возможен только с переходом на верхневальную конструкцию.
После некоторого времени мотор был улучшен. Повысилась степень сжатия топлива, что привело к переходу на бензин с числом октанов 92. Улучшилась система охлаждения и смазывания. В общем, технические характеристики ЗМЗ-13 стали намного лучше. Успех этого агрегата был высок, поэтому было принято решение об установке его на военную технику.
ЗМЗ-41 – технический характеристики
ЗМЗ-13 претерпел еще одни, теперь уже коренные изменения, поэтому ему причислили другой индекс. Новый двигатель стал называться ЗМЗ-41. Основные изменения касались перехода на более дешевое топливо А-76. Также для уменьшения износа деталей был добавлен вакуумный ограничитель максимального количества оборотов. Степень сжатия бензина в цилиндре теперь достигала отметки 6,7. Все это повлияло на снижение общей мощности. Но как бы то ни было, характеристики ЗМЗ-41 оставались на хорошем уровне. Как и прототип, этот мотор имеет восемь рядных цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, объем которых составляет 5,5 литров. Номинальная мощность доходит до 140 «лошадей». Максимальное число оборотов в минуту – 2500. Этот двигатель оснащен карбюраторной системой питания, а именно моделью К-126, которая может похвастаться наличием ускорительного насоса и системой холодного запуска. Также аппарат оснащен трехступенчатой коробкой передач.
Область применения
ЗМЗ-41 установлен на военной технике, отличающейся повышенной проходимостью. В частности, на бронированных моделях БРДМ-2. Но этим список не заканчивается. Еще его можно увидеть на некоторых образцах спецтехники. Например, на экспериментальном трехосевом капотном грузовике ГАЗ-33, нуждающемся в мощном моторе.
Плюсы и минусы ЗМЗ-41
Отличительной чертой моторов Заволжского завода является их хорошая ремонтопригодность. Несложную починку можно провести «на месте» с минимальным количеством инструментов. Отсюда же доступность запасных частей. Они стоят дешево, а купить их можно в любом специализированном магазине. Одним из главных минусов ЗМЗ-41 можно считать его неэкологичность и неэкономичность. А именно, большой расход топлива, особенно при поездке по плохим участкам. Но даже этот минус решается на более новых моделях при помощи замены системы подачи топлива на инжекторную. Ее можно встретить в моделях ЗМЗ-5245.
fb.ru
Дрыгатель змз 41 — бортжурнал БРДМ-2 1989 года на DRIVE2
Двигатель я разобрал до состояния блока с коленом и распредвалом. Поскольку изначально масло не текло нигде, снимать коленвал очень не хотелось, да и выглядел он вполне прилично. Для успокоения совести позвал знакомого моториста, он посмотрел на двигатель, посмотрел на меня и сказал, что лучше я все равно не сделаю, так что нечего трогать.
А вот гильзы и поршни приподнесли сюрпризы.
Гильзы пропускали тосол вниз, в картер.
Полный размер
Привалочная поверхность под гильзу в блоке
Как я ни чистил блок, места куда ставятся гильзы все равно в раковинках от ржавчины. Решил ставить гильзы на герметик. С новыми медными кольцами, естественно. Кстати, найти их было проблемой. А в будущем — будет только проблемней. Поэтому думаю мысль чем их заменять потом — резиновыми может? На уазовских движках там вроде резина стоит.
Гильзы оставил старые, выработки в них почти нет, зеркало чистое.
С поршнями вообще непонятная история.
На одном из них от второго кольца только половина:
Полный размер
Второе кольцо поломаное
Где остальная часть кольца — ХЗ. В поддоне не было…
А еще один из поршней вообще треснут:
Как это произошло моя фантазия не может предположить
Гильза цела, царапин на ней нет. Чудеса, короче. В результате поршневую было принято решение поменять.
Нашел другие поршни, не новые, но вполне живые. Поставил на них кольца (бузулук), пальцы оставил старые, т.к. Новые весили по 280 грамм а старые по 207. Решил, что легче — лучше.
Собрал поршни с кольцами и шатунами. Попутно порешал задачку по комбинаторике. Чтобы максимально равный вес получился. В итоге веса поршней с шатунами выглядят так:
Взвешивал на кухонных весах
А сами они вот так:
Полный размер
Поршни в сборе
Запихал все это в гильзы, прикрутил к колену. Проворачивается руками нормально. Зазоры между поршнями и гильзой небольшие, 0.3 — 0.25 где-то.
Поддон поставил на пробковую прокладку и герметик с двух сторон:
Полный размер
Прокладка поддона
Возможно, что-то сделал не так или не сделал, но переделывать не буду. По крайней мере пока не заведу.
Многие шпильки головок были убитые: потянутые, со съеденной резьбой. В общем шпильки поменял все на новые.
Головки почистил, клапана керосином проверил — не текут.
Пришлось восстановить резьбу на двух свечах. Сейчас для этого продаются очень удобные наборы.
Полный размер
Дальше поставил головки. Тянуть их с новыми шпильками и гайками — одно удовольствие.
Двигатель сейчас в результате вот в таком состоянии:
Полный размер
Хотел поставить паук, но мне не понравилось как он встает. Не до конца. Головки-то у меня фрезерованные. Убрал все шпильки — паук встал. Начал вкручивать шпильки по одной. В результате нашел четыре, которые мешают ему встать до конца. Буду растачивать их отверстия. Там немного 1-2 мм.
По прокладке паука есть 2 мысли:
1. Попытаться поставить на родные прокладки, это вроде как по феншую. Но раньше их у меня выдавливало все время.
2. Есть 3мм паронит. Вырезать из него — точно не выдавит. Ну и поскольку он жесткий очень — на герметик с двух сторон.
Как правильнее?
www.drive2.ru
Сравнение ГБЦ ЗМЗ-41 и ЗМЗ-66 — бортжурнал ГАЗ 24 РОВЕСНИЦА V8 337ci 1990 года на DRIVE2
Полный размер
Вообще головы имеют идентичную отливку, за исключение большей камеры сгорания у 41х, (кстати при фрезеровке их на 2мм догнать до тех же 8,5 не получиться, степень сжатия на 5,5л в лучшем случае будет около 8,0 а в стандарте 41е имеют с.ж. 6,7.
ГБЦ ЗМЗ-41 визуально обладают более качественной отливкой, как внешне, так и по каналам, кроме того они обработаны фрезой от облова, по каналах, что не одним 66м не снилось.
К слову 66 и 13 ГБЦ имеют небольшие различия, прилив под компрессор у первой и в направляющих клапанов у 13х 9мм, у 66й 11мм. (41е так же имеют 11мм направляющие)
Полный размер
ГБЦ 41 Имеется доп отливка, под боковые опоры коромысел, как на 2424х ГБЦ и следует обратить внимание, усиленные ребра с двух сторон от площадок.
Полный размер
Обычная 66я головка, так же как и 13я лишена благ 2424 и 14х гбц.
Полный размер
Полный размер
У 41й имеются отливка под крышки на 5болтов. Не факт, что все 41е будут иметь такую отливку, ранние 41е не имеют таких, как и 66е и 13е гбц.
Ну и напоследок, очень необычное явление, свечная резьба 41х длинней, чем 66я, опять же может обусловлено именно поздними 41м ГБЦ, что попали ко мне, с мотора 91года.
Полный размер
66я ГБЦ, закручена обычная свеча А14 так же стандартная свеча применяется на 53,24Д 402м моторе.
Полный размер
Аналогичная свеча, но уже в 41й
Полный размер
Про экранированные отливки на 41х, здесь не упоминаю, так как такие же могут иметь и 66е, в данном случае просто они отсутствуют на моей 66й.
www.drive2.ru
Замена двигателя на ЗМЗ-41 — бортжурнал ГАЗ-66 1991 года на DRIVE2
Полный размер
За эти годы наездил на 66 не много, так как до города 5 км, и нужно в большинстве своем с ездить 1-2 раза в неделю. А зимой вообще стоит.
Но радует одно за все время из поломок только проблемы с тормозами, (жидкость вытекла из за бачка), менял 2 раза шланг бензопровода и открутилась сошка)). Также практически полностью сгнили доски пола борта).
Этой зимой у нас выпало туча снега за день (где то 1м). Так что пришлось брать газон с прикола и спасать некоторых товарищей от холода и голода).
Так как теперь есть гараж, задумал несколько модернизировать своего газика.
1. Попался не оч дорого двигатель ЗМЗ-41 с коробкой в сборе и навесным от БРДМ-2. Буду ставить.
2. Планируется также поднять степень сжатия до 8.5-9. Так как бензина 80 у нас уже лет 5 нету… Буду или с помощью поршней с вытеснителем или головки менять на 13.
4. Кулиса для БРДМ коробки.
5. Подкачка (до сих пор не работает).
Полный размер
Полный размер
Нравится 5 Поделиться: Подписаться на машину
www.drive2.ru
5.53л!Я купил ЗМЗ 41 — бортжурнал УАЗ 3153 Зубр 2003 года на DRIVE2
ГОСПОДА! И если так вдруг случилось, дамы… Многие из вас наслышаны об истории со сраным мошенником.
Если верить банку, то скоро, им займутся компетентные органы, и это не может не радовть.
Но гавная тема этого поста — это 5.5л, которые скоро займут свое место под капотом Зубра.
Итак. ЗМЗ 41. Это дефорсированный ЗМЗ 13 от Чайки. Разница в пониженной степени сжатия и меньшем карбюраторе, чем должно быть. Мы это исправим.
Вот он. Скромный монстрик в куске алюиминия.
Полный размер
Полный размер
Блок 13й, всё как надо…
Полный размер
Полный размер
Мотор приехал во вполне неплохом виде, крутые клапанные крышки на 5 болтах, жирнейшие шкивы на КВ и помпе. Ну и куда же без небольшого колхоза…
Полный размер
Все остальное позже…
НО! Именно этот мотор будет скрещиваться с АКПП! Именно этот мотор, возможно, будет доработан по максимуму от моих возможностей и пожеланий (были бы бабки)! Именно этот мотор, будет последним, что будет установлен в Зубра(я надеюсь).
Нравится 333 Поделиться: Подписаться на машину
www.drive2.ru
ГАЗ 24 Первый выпуск 1972 8V8 › Бортжурнал › Разбор ЗМЗ-41 и примерка новых гильз под 8литров)
Всем привет.
Сталь конструкционная легированная качественная.
~0,32% углерода, легирующий элемент — марганец, порядка 1,6%. Совсем чуток кремния (порядка 0,2%)
Применяется для разнообразных деталей (валы, полуоси, цапфы, рычаги сцепления, вилки, коленчатые валы, шатуны, шестерни, обсадные трубы и т. п.) . Имеет повышенную износостойкость.
Прочность (временная) порядка 600МПа. Калят при 870*С в масло — потом отпуск при 650*.
Потом примерил трубы 120,6мм, которые у меня пойдут на гильзы. Правда было у меня их 5шт, но две я оправил такому же сумасшедшему как и я — Mad-V8))).
www.drive2.ru/l/8381416/#comments
Теперь осталось выкрутить шпильки из блока и отдать его на расточку.
ЗМЗ-41
Картер на коробку садиться как родной)
При вытаскивании поршней 3 гильзы вышли сами.
Потроха, на КВ ни одной царапины на шейках нет.
Вытащил остальные гильзы.
Роликовые толкатели от SBC будем внедрять.
Клапана Т-образные
Но ножка аж 9.5мм
Как мне товарищ сказал F*uk показывает мотор)))
От опоры шпильки до опоры 124мм.
www.drive2.ru
ЗМЗ 41 — бортжурнал ГАЗ 24 “Подарок судьбы” 1987 года на DRIVE2
Решил я разобрать сегодня змз 41, заодно посмотреть как там вкладыши. Бывший хозяин говорил, что не стучал, давление держал на горячую, а вскрытие показало обратное.
Внутри чудо 13-ый вал…
Сколько газонов перебрал, ниразу не видел, чтобы на шатунах и крышках выбивали номера, даже выставлять по порядку не нужно.
Какие четкие надписи газ 14, чувствуется качество, мне то что 53-ий
А вот и три поломанных кольца…
…и сгоревший вкладыш, даже отверстие забилось от расплавленного алюминия. Такое у меня было на 53-м, когда раскрутил его до 5500
Не нашел восьмой шестигранник, воспользовался распределителем
Странная набивка с проволокой, вроде не пропускала и насечки целые
Завтра буду керхерить…
Нравится 70 Поделиться: Подписаться на машину
www.drive2.ru
Добавить комментарий