Двигатель змз 41 – История и техническая характеристика ЗМЗ-41

История и техническая характеристика ЗМЗ-41

В тяжелых военных автомобилях постсоветского пространства часто можно встретить мотор ЗМЗ-41. Для шестидесятых годов – высокотехнический продукт с довольно хорошими характеристиками. Данный двигатель хорошо показал себя “в деле”, за что и получил положительные отзывы.

История создания

К середине прошлого столетия линейный ряд продукции Заволжского моторного завода морально и технический устарел. Конструкция нижневальных двигателей хоть и отличалась надежностью, но требовала замены на более модернизированный тип. Поэтому в данный период на свет появляется V-образный мотор с восьмью цилиндрами ЗМЗ-13. Сделан он был полностью из алюминия, что способствовало уменьшению веса и так тяжелого двигателя. С объемом в 5,5 литров данный агрегат выдавал 195 лошадиных сил. Такой высокий показатель мощности был возможен только с переходом на верхневальную конструкцию.

После некоторого времени мотор был улучшен. Повысилась степень сжатия топлива, что привело к переходу на бензин с числом октанов 92. Улучшилась система охлаждения и смазывания. В общем, технические характеристики ЗМЗ-13 стали намного лучше. Успех этого агрегата был высок, поэтому было принято решение об установке его на военную технику.

ЗМЗ-41 – технический характеристики

ЗМЗ-13 претерпел еще одни, теперь уже коренные изменения, поэтому ему причислили другой индекс. Новый двигатель стал называться ЗМЗ-41. Основные изменения касались перехода на более дешевое топливо А-76. Также для уменьшения износа деталей был добавлен вакуумный ограничитель максимального количества оборотов. Степень сжатия бензина в цилиндре теперь достигала отметки 6,7. Все это повлияло на снижение общей мощности. Но как бы то ни было, характеристики ЗМЗ-41 оставались на хорошем уровне. Как и прототип, этот мотор имеет восемь рядных цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, объем которых составляет 5,5 литров. Номинальная мощность доходит до 140 «лошадей». Максимальное число оборотов в минуту – 2500. Этот двигатель оснащен карбюраторной системой питания, а именно моделью К-126, которая может похвастаться наличием ускорительного насоса и системой холодного запуска. Также аппарат оснащен трехступенчатой коробкой передач.

Область применения

ЗМЗ-41 установлен на военной технике, отличающейся повышенной проходимостью. В частности, на бронированных моделях БРДМ-2. Но этим список не заканчивается. Еще его можно увидеть на некоторых образцах спецтехники. Например, на экспериментальном трехосевом капотном грузовике ГАЗ-33, нуждающемся в мощном моторе.

Плюсы и минусы ЗМЗ-41

Отличительной чертой моторов Заволжского завода является их хорошая ремонтопригодность. Несложную починку можно провести «на месте» с минимальным количеством инструментов. Отсюда же доступность запасных частей. Они стоят дешево, а купить их можно в любом специализированном магазине. Одним из главных минусов ЗМЗ-41 можно считать его неэкологичность и неэкономичность. А именно, большой расход топлива, особенно при поездке по плохим участкам. Но даже этот минус решается на более новых моделях при помощи замены системы подачи топлива на инжекторную. Ее можно встретить в моделях ЗМЗ-5245.

fb.ru

Дрыгатель змз 41 — бортжурнал БРДМ-2 1989 года на DRIVE2

Двигатель я разобрал до состояния блока с коленом и распредвалом. Поскольку изначально масло не текло нигде, снимать коленвал очень не хотелось, да и выглядел он вполне прилично. Для успокоения совести позвал знакомого моториста, он посмотрел на двигатель, посмотрел на меня и сказал, что лучше я все равно не сделаю, так что нечего трогать.

А вот гильзы и поршни приподнесли сюрпризы.
Гильзы пропускали тосол вниз, в картер.

Полный размер

Привалочная поверхность под гильзу в блоке

Как я ни чистил блок, места куда ставятся гильзы все равно в раковинках от ржавчины. Решил ставить гильзы на герметик. С новыми медными кольцами, естественно. Кстати, найти их было проблемой. А в будущем — будет только проблемней. Поэтому думаю мысль чем их заменять потом — резиновыми может? На уазовских движках там вроде резина стоит.

Гильзы оставил старые, выработки в них почти нет, зеркало чистое.

С поршнями вообще непонятная история.

На одном из них от второго кольца только половина:

Полный размер

Второе кольцо поломаное


Где остальная часть кольца — ХЗ. В поддоне не было…

А еще один из поршней вообще треснут:

Как это произошло моя фантазия не может предположить

Гильза цела, царапин на ней нет. Чудеса, короче. В результате поршневую было принято решение поменять.
Нашел другие поршни, не новые, но вполне живые. Поставил на них кольца (бузулук), пальцы оставил старые, т.к. Новые весили по 280 грамм а старые по 207. Решил, что легче — лучше.
Собрал поршни с кольцами и шатунами. Попутно порешал задачку по комбинаторике. Чтобы максимально равный вес получился. В итоге веса поршней с шатунами выглядят так:

Взвешивал на кухонных весах

А сами они вот так:

Полный размер

Поршни в сборе

Запихал все это в гильзы, прикрутил к колену. Проворачивается руками нормально. Зазоры между поршнями и гильзой небольшие, 0.3 — 0.25 где-то.

Поддон поставил на пробковую прокладку и герметик с двух сторон:

Полный размер

Прокладка поддона

Возможно, что-то сделал не так или не сделал, но переделывать не буду. По крайней мере пока не заведу.

Многие шпильки головок были убитые: потянутые, со съеденной резьбой. В общем шпильки поменял все на новые.
Головки почистил, клапана керосином проверил — не текут.
Пришлось восстановить резьбу на двух свечах. Сейчас для этого продаются очень удобные наборы.

Полный размер

Дальше поставил головки. Тянуть их с новыми шпильками и гайками — одно удовольствие.

Установил оси коромысел. Отрегулировал клапана.

Двигатель сейчас в результате вот в таком состоянии:

Полный размер

Хотел поставить паук, но мне не понравилось как он встает. Не до конца. Головки-то у меня фрезерованные. Убрал все шпильки — паук встал. Начал вкручивать шпильки по одной. В результате нашел четыре, которые мешают ему встать до конца. Буду растачивать их отверстия. Там немного 1-2 мм.

По прокладке паука есть 2 мысли:
1. Попытаться поставить на родные прокладки, это вроде как по феншую. Но раньше их у меня выдавливало все время.
2. Есть 3мм паронит. Вырезать из него — точно не выдавит. Ну и поскольку он жесткий очень — на герметик с двух сторон.
Как правильнее?

www.drive2.ru

Сравнение ГБЦ ЗМЗ-41 и ЗМЗ-66 — бортжурнал ГАЗ 24 РОВЕСНИЦА V8 337ci 1990 года на DRIVE2

Полный размер


Вообще головы имеют идентичную отливку, за исключение большей камеры сгорания у 41х, (кстати при фрезеровке их на 2мм догнать до тех же 8,5 не получиться, степень сжатия на 5,5л в лучшем случае будет около 8,0 а в стандарте 41е имеют с.ж. 6,7.
ГБЦ ЗМЗ-41 визуально обладают более качественной отливкой, как внешне, так и по каналам, кроме того они обработаны фрезой от облова, по каналах, что не одним 66м не снилось.

К слову 66 и 13 ГБЦ имеют небольшие различия, прилив под компрессор у первой и в направляющих клапанов у 13х 9мм, у 66й 11мм. (41е так же имеют 11мм направляющие)

Полный размер

ГБЦ 41 Имеется доп отливка, под боковые опоры коромысел, как на 2424х ГБЦ и следует обратить внимание, усиленные ребра с двух сторон от площадок.

Полный размер

Обычная 66я головка, так же как и 13я лишена благ 2424 и 14х гбц.

Полный размер

Полный размер

У 41й имеются отливка под крышки на 5болтов. Не факт, что все 41е будут иметь такую отливку, ранние 41е не имеют таких, как и 66е и 13е гбц.

Ну и напоследок, очень необычное явление, свечная резьба 41х длинней, чем 66я, опять же может обусловлено именно поздними 41м ГБЦ, что попали ко мне, с мотора 91года.

Полный размер

66я ГБЦ, закручена обычная свеча А14 так же стандартная свеча применяется на 53,24Д 402м моторе.

Полный размер

Аналогичная свеча, но уже в 41й

Полный размер

Про экранированные отливки на 41х, здесь не упоминаю, так как такие же могут иметь и 66е, в данном случае просто они отсутствуют на моей 66й.

www.drive2.ru

Замена двигателя на ЗМЗ-41 — бортжурнал ГАЗ-66 1991 года на DRIVE2

Полный размер

За эти годы наездил на 66 не много, так как до города 5 км, и нужно в большинстве своем с ездить 1-2 раза в неделю. А зимой вообще стоит.
Но радует одно за все время из поломок только проблемы с тормозами, (жидкость вытекла из за бачка), менял 2 раза шланг бензопровода и открутилась сошка)). Также практически полностью сгнили доски пола борта).
Этой зимой у нас выпало туча снега за день (где то 1м). Так что пришлось брать газон с прикола и спасать некоторых товарищей от холода и голода).
Так как теперь есть гараж, задумал несколько модернизировать своего газика.
1. Попался не оч дорого двигатель ЗМЗ-41 с коробкой в сборе и навесным от БРДМ-2. Буду ставить.
2. Планируется также поднять степень сжатия до 8.5-9. Так как бензина 80 у нас уже лет 5 нету… Буду или с помощью поршней с вытеснителем или головки менять на 13.

3. На коме БРДМ коробки есть насос, хочу вкорячить еще один на ком для водомета, который будет включатся когда нужно. Первый насос будет создавать давление для всякого управления, в том числе рулевого. Управлять будет (маленькими цилиндрами) раздаткой, включением большого насоса. Второй большой насос для лебедок, буду делать гидропривод. В лебедки присмотрел болгарские моторы MP-80.
4. Кулиса для БРДМ коробки.
5. Подкачка (до сих пор не работает).

Полный размер

Полный размер

Нравится 5 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

5.53л!Я купил ЗМЗ 41 — бортжурнал УАЗ 3153 Зубр 2003 года на DRIVE2

ГОСПОДА! И если так вдруг случилось, дамы… Многие из вас наслышаны об истории со сраным мошенником.
Если верить банку, то скоро, им займутся компетентные органы, и это не может не радовть.

Но гавная тема этого поста — это 5.5л, которые скоро займут свое место под капотом Зубра.

Итак. ЗМЗ 41. Это дефорсированный ЗМЗ 13 от Чайки. Разница в пониженной степени сжатия и меньшем карбюраторе, чем должно быть. Мы это исправим.

Вот он. Скромный монстрик в куске алюиминия.

Полный размер


Полный размер

Блок 13й, всё как надо…

Полный размер


Полный размер

Мотор приехал во вполне неплохом виде, крутые клапанные крышки на 5 болтах, жирнейшие шкивы на КВ и помпе. Ну и куда же без небольшого колхоза…

Полный размер


Все остальное позже…

НО! Именно этот мотор будет скрещиваться с АКПП! Именно этот мотор, возможно, будет доработан по максимуму от моих возможностей и пожеланий (были бы бабки)! Именно этот мотор, будет последним, что будет установлен в Зубра(я надеюсь).

Нравится 333 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

ГАЗ 24 Первый выпуск 1972 8V8 › Бортжурнал › Разбор ЗМЗ-41 и примерка новых гильз под 8литров)

Всем привет.

Вот забрал ЗМЗ-41 на прошлой неделе и раскидал его в гараже на выходных. Оказались шатунные шейки 60мм, а КВ 69,75мм вроде и ни одной царапины нет на шейках. Но есть чуть ржа, скорее всего попали пору капель воды. Далее после разбора мотора были примерены будущие гильзы — можно сказать стволы корабельных пушек))). НО они вошли на место и даже без масла. И как ранее писал, Сталь 32Г2А.

Сталь конструкционная легированная качественная.
~0,32% углерода, легирующий элемент — марганец, порядка 1,6%. Совсем чуток кремния (порядка 0,2%)
Применяется для разнообразных деталей (валы, полуоси, цапфы, рычаги сцепления, вилки, коленчатые валы, шатуны, шестерни, обсадные трубы и т. п.) . Имеет повышенную износостойкость.
Прочность (временная) порядка 600МПа. Калят при 870*С в масло — потом отпуск при 650*.

Потом примерил трубы 120,6мм, которые у меня пойдут на гильзы. Правда было у меня их 5шт, но две я оправил такому же сумасшедшему как и я — Mad-V8))).
www.drive2.ru/l/8381416/#comments
Теперь осталось выкрутить шпильки из блока и отдать его на расточку.

ЗМЗ-41

Картер на коробку садиться как родной)

При вытаскивании поршней 3 гильзы вышли сами.

Потроха, на КВ ни одной царапины на шейках нет.

Вытащил остальные гильзы.

Роликовые толкатели от SBC будем внедрять.

Клапана Т-образные

Но ножка аж 9.5мм

Как мне товарищ сказал F*uk показывает мотор)))

От опоры шпильки до опоры 124мм.

www.drive2.ru

ЗМЗ 41 — бортжурнал ГАЗ 24 “Подарок судьбы” 1987 года на DRIVE2

Решил я разобрать сегодня змз 41, заодно посмотреть как там вкладыши. Бывший хозяин говорил, что не стучал, давление держал на горячую, а вскрытие показало обратное.

Внутри чудо 13-ый вал…

Сколько газонов перебрал, ниразу не видел, чтобы на шатунах и крышках выбивали номера, даже выставлять по порядку не нужно.

Какие четкие надписи газ 14, чувствуется качество, мне то что 53-ий

А вот и три поломанных кольца…

…и сгоревший вкладыш, даже отверстие забилось от расплавленного алюминия. Такое у меня было на 53-м, когда раскрутил его до 5500

Не нашел восьмой шестигранник, воспользовался распределителем

Странная набивка с проволокой, вроде не пропускала и насечки целые

Завтра буду керхерить…

Нравится 70 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru