Двигатель татра 815 в разрезе – Самосвал «Татра 815»: технические характеристики, обзор возможных модификаций

Татра – Урал

Компания ТАТРА-УРАЛ основана в 2000 году и является официальным сервисным центром завода TATRA a. s. и официальным дилером завода CSM TISOVEC a.s., специализируется на поставке и обслуживании грузовых автомобилей и специальной техники на шасси TАТRA (самосвалов и тягачей TATRA-815, TATRA-163, экскаваторов-планировщиков UDS, автомобильных кранов AD). Для ремонта и обслуживания техники TATRA и UDS в Екатеринбурге открыт сервисный центр.

Для обеспечения клиентов компании запасными частями к автомобилям TATRA в г. Екатеринбург и г. Ухта организованы склады. Отлаженные коммерческие связи и договорные отношения с заводами-производителями  дают возможность нашей фирме обеспечивать широкий ассортимент поставляемых запасных частей и низкий уровень отпускных цен при гарантированном качестве отпускаемой продукции. Поставка запасных частей автомобильным и ж/д транспортом осуществляется во все регионы со склада и под заказ.


 

Более 300 автомобилей

TATRA Phoenix T 158 готовые к отгрузке.

 

 


Мы рады Вам предложить:

  • Грузовые автомобили Татра – самосвалы, тягачи, шасси, краны, бетоносмесители, лесовозы
  • Экскаваторы планировщики УДС
  • Грузовые автомобили Татра с пробегом
  • Оригинальные запасные части со склада и под заказ
  • Сервисное обслуживание и капитальный ремонт для дорожно-строительной техники Татра и УДС
  • Квалифицированную консультацию специалистов
  • Каталоги, руководство по ремонту и эксплуатации
  • Продажа, установка и ремонт воздушных отопителей салона Eberspacher


Характеристики автомобилей  TATRA

Автомобили марки “ТАТРА” специально созданы для экстремальных эксплуатационных условий. Относительно простая, надежная и в своем роде уникальная конструкция автомобилей TATРA позволяет легче и быстрее преодолевать участки труднопроходимой местности, кроме того, автомобили TATRA отличаются высокой надежностью и долговечностью даже в сложнейших погодно-климатических условиях. За многие годы эксплуатации в России продукция завода TATРA зарекомендовала себя с положительной стороны, особенно при работе в условиях Крайнего Севера.

Характерной конструкторской чертой является центральная несущая труба с независимыми качающимися полуосями. Такая компоновка минимизирует передачу деформационных усилий на технологическое оборудование (экскаваторная, крановая, бетоносмесительная или аналогичные установки), позволяет увеличить транспортную скорость и комфортабельность езды по бездорожью. Приводная система интегрирована в несущую трубу, соответственно она ею защищена от повреждения; модульная схема позволяет создать полно приводное шасси с 2, 3, 4, 5 или 6 мостами с различными колёсными базами.
Автомобили “ТАТРА” оснащены силовыми установками собственного производства – 8 цилиндровыми, V- образными дизельными двигателями воздушного охлаждения с прямым впрыском топливной смеси, турбокомпрессором и межохладителем нагнетаемого воздуха, выполняющие совокупность европейских предписаний “EURO 4” и “EURO 5”.

 

Характеристики экскаватора UDS на базе автомобиля TATRA

UDS-114, 214 – полноповоротный колесный экскаватор, оснащенный телескопической стрелой. Предназначен для выполнения сложных землеройных работ, которые невозможно осуществить при помощи обычного экскаватора или грейдера. При необходимости возможна быстрая смена различного навесного оборудования.

Экскаватор UDS  предназначен возводить насыпи высотой более 2,5 метров; планировать и чистить откосы и кюветы дорог; производить очистку от мусора и ила прудов и ручьев; рыть котлованы под углом девяносто градусов и глубиной до 5,5 м., работать в местах, ограниченных по высоте; подкапывать под коммуникациями и трубами; работать как кран или манипулятор с грузами до 4-х тонн. То есть делать массу работ, которые недоступны ни обычным экскаваторам, использующим шарнирно-рычажное оборудование, ни грейдерам. Дело в том, что ‘экскаватор UDS имеет отличительную особенность, делающую этот экскаватор столь разнопрофильным, а именно – телескопическую стрелу с поворачивающимся вокруг своей оси ковшом.

Одно из главных преимуществ экскаватора UDS – это его мобильность. Изначально разработан на базе грузового автомобиля ТАТРА-815, поэтому может развивать скорость до 70 км/ч. и, в отличие от гусеничных экскаваторов и экскаваторов на пневмо ходу, Tatra UDS способен добираться до строительного объекта самостоятельно – без дорогостоящей доставки на спецтранспорте.

tatra-ural.ru

Ремонт TATRA 815

  Схема грузового автомобиля TATRA 815. Скачать электросхемы и подробное описание можно в архиве. Руководство по эксплуатации и ремонту TATRA 815. Оглавление:

1 Общая информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-1
1.1 Коротко о публикации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-2
1.2 Сопутствующая коммерческо-техническая документация . . . . . . . . . . . . . . .1-3
1.3 Идентификация автомобиля TATRA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-3
1.3.1 Заводской щиток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-3
1.3.2 Данные, проставляемые на заводском щитке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-4
1.3.3 Идентификационный номер автомобиля (VIN). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-5
1.3.4 Идентификационный номер шасси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-5
1.3.5 Заводской номер двигателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-6
1.3.6 Остальные заводские номера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-6
1.3.7 Типовой лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-6
1.4 Моменты затяжки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-7
1.4.1 Моменты затяжки болтов и гаек с метрической резьбой . . . . . . . . . . . . . . . . .1-7
1.4.2 Моменты затяжки соединений линий (магистралей) в области
горловин приборов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-8
1.5 Определения касательно деталей, подлежащих в обязательном
порядке замене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-9
1.6 Общие указания и предупреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-11
1.7 Указания по охране окружающей среды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1-16

2 Техническая спецификация и описание автомобиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-1
2.1 Основное предназначение автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-2
2.2 Техническое описание автомобиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-2
2.3 Двигатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-3
2.4 Сцепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-3
2.5 Коробка передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-4
2.6 Отбоор мощности от коробки передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-4
2.7 Передние оси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-4
2.8 Задние оси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-5
2.9 Механизм рулевого управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-5
2.10 Передние подвески . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-5
2.11 Задние подвески . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-5
2.12 Колеса в сборе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-6
2.13 Накачка шин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-6
2.14 Тормозные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-7
2.14.1 Автомобиль оборудован четырьмя взаимонезависимыми тормозами: . . . . .2-7
2.14.2 Подвод сжатого воздуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-8
2.14.3 Контрольные штуцеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-8
2.15 Шасси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-9
2.16 Кабина автомобиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-9
2.17 Тягово-сцепное устройство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-9
2.18 Седло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-10

3 Масла и эксплуатационные жидкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-1

3.1 Топливо для работы автомобиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-2
3.2 Эксплуатационные жидкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-2
3.2.1 Тормозная жидкость для гидравлического контура привода сцепления . . . .3-2
3.3 Масла и смазки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-3
3.4 Периодичность замены моторного масла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
3.4.1 Двигатели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-6
3.4.2 Главные и дополнительные коробки передач, главные передачи
осей и межосевой дифференциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-8
3.4.3 Колесные редукторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-10
3.4.4 Сервоуправление, гидравлический механизм подъема и опускания
грузовой платформы полуприцепа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-12
3.4.5 Механизм подъема и опускания кабины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-12
3.4.6 Пластичная смазка – карданный вал – шлицы, подшипники . . . . . . . . . . . . . .3-14
3.5 Периодичность выполнения смазки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-16
3.6 Точки смазки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-18
3.7 Заправочные объемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-19
4 Как пользоваться автомобилем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-1
4.1 Кабина автомобиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-2
4.1.1 Ключи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-2
4.1.2 Дугообразные поручни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-2
4.1.3 Ступени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-2
4.1.4 Откидная подножка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-3

4.2 Салона кабины автомобиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-4

4.2.1 Солнцезащитные козырьки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-5

4.2.2 Ниша под потолком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-5
4.2.3 Перчаточный ящик, встроенный в панель приборов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-5
4.2.4 Инструментальный ящик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6
4.2.5 Автоаптечка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6
4.2.6 Омыватель лобового стекла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6
4.2.7 Двери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-7
4.2.8 Сидения CIEB с пневмоподвеской. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-7
4.2.9 Сидения GRAMMER с пневмоподвеской. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8
4.2.10 Ремни безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-9
4.2.11 Регулировка рулевого колеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-10
4.3 Установка зеркал заднего вида сэлектроприводом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-11
4.4 Панель приборов в сборе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-12
4.4.1 Часть I – Приборы и органы управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-13
4.4.2 Включатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-14
4.4.3 Контрольные лампы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-15
4.4.4 Часть II – Органы управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-19
4.4.5 Включатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-20
4.4.6 Часть III – Включатели и принадлежности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-22
4.4.7 Часть IV – Блок предохранителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-24
4.4.7.1 Предохранители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-25
4.4.7.2 Диоды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-30
4.4.7.3 Реле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-30

4.4.7.4 TEST-разъем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-32

4.4.8 Замок зажигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-33
4.4.9 Комбинированный переключатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-34
4.5 Описание приборов и органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-35
4.5.1 Тахометр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-35
4.5.2 Тахограф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-35
4.5.3 Сдвоенный манометр воздуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-41
4.5.4 Манометр давления масла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-41
4.5.5 Указатель уровня топлива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-41
4.5.6 Сдвоенный манометр воздуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-42
4.6 Отопительная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-43
4.6.1 Пользование установкой «климат-контроль» (отопитель, работающий от
температуры масла двигателя, система вентиляции и соответственно
охлаждения). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-51
4.7 Открытие капота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-59
4.8 Подъем и опускание кабины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-59
4.8.1 Опускание кабины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-61
4.9 Опускание и поднятие запасного колеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-62
5 Эксплуатация автомобиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-1
5.1 Обкатка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-2
5.2 Техническое обслуживание в процессе эксплуатации. . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-3
5.3 Перед выездом в дорогу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-9
5.4 По окончании езды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-9
5.5 Пуск двигателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-10

5.6 После запуска двигателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-12

5.6.1 Регулировка оборотов двигателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-13
5.6.2 Перед выездом со стоянки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-14
5.7 Останов двигателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-14
5.7.1 Температура двигателя на ходу автомобиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-15
5.7.2 Ограничитель скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-18
5.8 Езда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-19
5.8.1 Переключение передач у автомобилей с четырнадцатиступенчатой
коробкой передач типа 14 TS 210 L или же 14 TS 180 T . . . . . . . . . . . . . . . . .5-19
5.8.2 Тормозные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-20
5.8.3 Включение привода передних осей и межосевого дифференциала . . . . . . .5-26
5.8.4 Включение механизмов блокировки осевых дифференциалов . . . . . . . . . . .5-27
5.8.5 Система регулировки давления воздуха в шинах (CTIS). . . . . . . . . . . . . . . . .5-27
5.9 Эксплуатация автомобиля с полуприцепом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-32
5.10 Пользование надстройкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-36
5.10.1 Подъем и опускание грузовой платформы полуприцепа – пневматический
способ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-36
5.10.2 Задний противоподкатный брус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-37
5.11 Буксирование (аварийная эвакуация) неисправного автомобиля . . . . . . . . .5-38
5.11.1 Электрооборудование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-40
5.11.2 Тягово-сцепное устройство на переднем бампере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-40
6 Выполнение технического обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-1
6.1 Двигатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-6
6.1.1 Смазочная система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-6

6.1.2 Система питания двигателя топливом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-9

6.1.3 Фильтрация воздуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-14
6.2 Сцепление и соединительный вал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-19
6.2.1 Сцепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-19
6.2.2 Компенсационный бачок гидропривода сцепления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-19
6.2.3 Соединительный вал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-20
6.3 Коробка передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-21
6.4 Дополнительная коробка передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-22
6.5 Оси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-22
6.5.1 Ступицы колес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-24
6.5.2 Точки смазки на передней оси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-24
6.6 Подвески . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-25
6.7 Тормозные системы и пневмооборудование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-25
6.7.1 Тормозные механизмы PERROT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-25
6.7.2 Автоматический регулятор тормозной системы, действующий от нагрузки .6-26
6.7.3 Проверка и замена тормозных накладок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-26
6.7.4 Воздухоосушитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-29
6.7.5 Зарядка тормозов сжатым воздухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-31
6.7.6 Аварийное растормаживание тормозных камер с пружинным
энергоаккумулятором . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-32
6.8 Сервоуправление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-32
6.9 Колеса и шины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-34
6.10 Кабина, система отопления и вентиляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-35

6.11 Кузовная надстройка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-386.12 

Электрооборудование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-41

7 Условия транспортирования и хранения автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . .7-1
7.1 Условия постановки автомобилей «TATRA» на хранение . . . . . . . . . . . . . . .7-2
7.2 Транспортировка по железной дороге. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7-5
8 Переключение передач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-1
8.1 Переключение передач у автомобилей с четырнадцатиступенчатой
коробкой передач марки «TATRA» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-2

Экономитель топлива
Новая разработка – магнитная насадка снижающая расход бензина или солярки в автомобиле.

trucks-shemi.ru

Татра 813: Осьминог высокой проходимости

 

14.12.08

    Татра 813: Осьминог высокой проходимости + Фотографии


Татра 813 – седельный тягач

Эти удивительные автомобили, их еще называют “осьминогами”, представляли собой как бы гибрид двух машин с колесной формулой 4×4. И действительно, у автомобиля Tatra 813-8×8 было восемь ведущих колес, из которых четыре – управляемые.

Каких только грузовиков повышенной проходимости не выпускал расположенный в чешском городке Копршивнице завод Tatra. Тут были и двухосные, и трехосные модели. Но вот вездеход с колесной формулой 8×8 в производственной программе предприятия отсутствовал.


Независимая подвеска колес Tatra на продольных балансирных рессорах. Xорошо виден рулевой привод к четырем передним управляемым колесам

Не исключено, что сама идея создания четырехосной машины родилась у инженеров завода еще в 1943 году, когда Tatra начала поставки V-образных 12-цилиндровых дизелей воздушного охлаждения для немецких тяжелых бронеавтомобилей Bussing-NAG модели ADR – эти полноприводные машины были выполнены по четырехосной схеме. Более свежий пример подобных машин – немецкий армейский грузовик 8×8 MAN модели “4340”. Но этот вездеход имел зависимую подвеску всех колес. Другое дело – советский МА3 -543 с его независимыми подвесками, блокируемыми дифференциалами всех четырех мостов и прочими повышающими проходимость хитроумными механизмами…


Шестиместная четырехдверная кабина Tatra с тремя рядами сидений

Специалисты же Tatra в разработке восьмиколесной схемы пошли своим путем. Восприняв общую концепцию машины данного типа, они в то же время не отошли и от традиционных решений, характерных для Tatra на протяжении многих десятилетий… Так, для нового семейства моделей “813” была принята независимая подвеска всех колес типа “качающейся полуоси”. Причем у Tatra она была реализована с использованием обкатывающихся одна относительно другой конических шестерен главной передачи (они заменяли собой карданный шарнир). Кстати, подобная конструкция была впервые применена еще в 20-е годы прошлого столетия на автомобилях Austro-Daimler…


Вывод 100-метрового троса от лебедки Tatra с горизонтальным барабаном сделан через передний бампер

Несмотря на то что копршивницкий завод достаточно много экспериментировал с такими упругими элементами подвески, как торсионы и пружины, для семейства “813” конструкторы остановили свой выбор на продольных полуэллиптических (относительно простых и дешевых в изготовлении) рессорах. При этом они одновременно играли роль продольных балансиров, связывающих колеса одного борта в тележку.


Семейство полноприводных автомобилей Tatra 815 с двигателем позади кабины. Сверху вниз: Т 815 PJ 18170 4×4.1, Т 815 PJ 28170 6×6.1, Т 815 PJ 36 208 8×8.1, T 815 PJ 53 208 10×8.1

Основу автомобиля, как, впрочем, и у большинства легковых и грузовых моделей Tatra, образует так называемая хребтовая рама. Она составлена из трубчатых элементов большого диаметра и состыкованных с ними картеров узлов трансмиссии. Такая конструкция при массе, меньшей, чем лонжеронная рама, обладает очень высокой жесткостью на скручивание (торсионная жесткость) и позволяет реализовать модульный принцип построения шасси. Д ело в том, что составленная из унифицированных элементов хребтовая рама открывает путь для широкого ассортимента полноприводных моделей: двух-, трех- и четырехосных. Последнее обстоятельство было очень важно для завода Tatra, традиционно выпускающего машины не на склад, а под индивидуальный заказ конкретного потребителя. Ну а поскольку заказанные партии машин обычно невелики, то модульный принцип построения шасси в этих условиях являлся очень практичным.


Привод к передним управляемым колесам со ШРУСом в виде двойного кардана. Колесные редукторы планетарные

Модульный принцип был воплощен и в конструкции двигателей. Дело в том, что при воздушном охлаждении (много десятилетий предпочитаемом инженерами Tatra) цилиндры и их головки изготовляются отдельно. Таким образом, все дизели Tatra с 4,6,8,10 и 12 цилиндрами имеют так называемую вертикальную унификацию и модельный ряд двигателей получается очень широким.Как правило, двигатели на всех тяжелых грузовиках Tatra монтируются отдельно от коробок передач (с которыми они соединены карданным валом). Причина применения такой компоновки проста: хребтовая рама и включенные в ее силовую схему картеры узлов трансмиссии требуется обособить от вибраций, создаваемых силовой установкой. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что поскольку кабина, грузовая платформа и прочие узлы жестко укреплены на траверсах, приваренных к хребтовой раме, то передача на них излишних вибраций нежелательна.


Привод к задним колесам Tatra. Полуоси качаются вместе с полуосевыми коническими шестернями относительно ведущих конических шестерен

Оригинально решена на Tatra 813 и силовая передача. На входе (!) в пятиступенчатую коробку передач была предусмотрена установка делителя, обеспечивающего два диапазона работы коробки – нормальный и понижающий. Причем все передачи (в том числе и в делителе) имели синхронизаторы. Далее крутящий момент от коробки передач через редуктор передавался на планетарную раздаточную коробку со встроенной повышающей передачей…Таким образом, трансмиссия Tatra 813 обеспечивает 20 передач для движения вперед и четыре передачи заднего хода (для включения ускоряющей передачи необходимо остановить автомобиль и включить стояночный тормоз). Мало того, все четыре межколесных и один межтележечный дифференциалы могут быть принудительно блокированы (сделать это можно либо при остановке машины, либо при очень медленном движении).


Дополнительная двухступенчатая коробка передач Tatra с ускоряющей ступенью, встроенная в хребтовую раму

От трансмиссии предусмотрен и привод лебедки с горизонтальным барабаном – конструкция выполнена по примеру немецких полугусеничных тягачей времен Второй мировой войны (одну модель тягача с лебедкой Tatra выпускала и для вермахта). Стометровый трос лебедки выводится вперед через специальное гнездо в переднем бампере. Обращает на себя внимание как конструктивная сложность силовой передачи, так и трудоемкость ремонта ее узлов, помещенных в картеры, являющиеся составной частью хребтовой рамы.


Пятиступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач с двухступенчатым делителем (слева) на входе

Модель “813” оснащалась системой центрального регулирования давления в глинах, гидроусилителем руля, двумя парами управляемых колес. Рабочие тормоза имели пневматический привод. Выпускаемая с 1968 года модель “813-8×8” являлась базовым армейским вариантом, на основе которого создавались и модификации гражданского назначения (последние отличались узлами силовой передачи и подвески колес).


Суровая внешность Tatra 813-8×8 говорит о назначении машины, что подчеркивает и ее защитный цвет

Для монтажа различных кузовов было предусмотрено шасси “813-8×8” со специальным подрамником. Фирмой выпускался и самосвал “813-51-8×8” грузоподъемностью 21 тонна. В семейство также входят два специализированных тягача (оба полноприводные): один – с колесной формулой 6×6, пригодный для буксировки прицепа полной массой 100 тонн (например, самолетов в аэропорте), другой – двухосный седельный. Н а базе узлов Tatra 813 заводом 3ТС было налажено производство бронеавтомобиля Dana 77. В завершение хочется отметить, что базовая машина Tatra 813-8×8 представляет собой вершину инженерной изощренности в стремлении создать автомобиль не просто повышенной, а действительно высокой проходимости.


Компоновка Tatra 813: двигатель под кабиной, хребтовая рама, коробка передач стоит отдельно от мотора

Ну а накопленный при ее проектировании и производстве опыт послужил отправной точкой для создания семейства “815”. Шасси машин этой серии с колесными формулами 4×4, 6×6, 8×8 и даже 10×8 в отличие от своих предшественников предназначены чисто для гражданских нужд (главным образом автокранов, цистерн и экскаваторов). И при всем конструктивном отличии от семейства “813” они сохраняют все основные особенности машин Tatra последних десятилетий.


Компоновка дизеля Tatra 930 воздушного охлаждения с коленчатым валом на коренных роликовых подшипниках


Схема трансмиссии \ подвески Татра \ Tatra

Татра \ Tatra: Технические характеристики

Габариты и масса:

длина/ширина/высота, мм 8800/2500/2750
колесная база, мм 1650+2200+1450
колея передняя/задняя, мм 2050/2000
дорожный просвет, мм 380
снаряженная масса, кг 14000
масса прицепа, кг 12000
грузопод. на грунте, кг 8200

Двигатель и трансмиссия:

кол-во цилиндров 12
раб. объем, см3 17640
макс. мощность, л.с.@об/мин 250@1200
макс. крут. мом., Н м@об/мин 960@1200
степень сжатия 16,5
сцепление трехдисковое
кол-во передач,вперед/назад 20/4
размер шин, дюймы 15,00-21

Эксплуатационные показатели:

ср. расх. топлива, л/100 км 42
скорость, км/ч 80
глубина рва или брода, мм 1400

Автор: Лев Шугуров
По материалам: http://voenavto.almanacwhf.ru/heavy/h2.htm

 

include”inc_foot.php”; ?>

offroad38.ru

Иностранные автомобили в СССР – Tatra-815

Иностранные автомобили в СССР – Tatra-815

Tatra-815

История семейства Tatra-815 началась в начале семидесятых, когда было принято решение о создании унифицированной серии грузовых автомобилей, способной решать все задачи. В перспективе оно должно было заменить серии Tatra-148 и Tatra-813. В 1971 году было принято окончательное решение о финансировании этого проекта и передаче производства национальному предприятию Tatra. Две трети кредита, предоставленного Международным инвестиционным банком, были потрачены на технологическое дооборудование и капитальную перестройку заводов, так как с началом производства 815-й серии Чехословакия собиралась удвоить количество выпускаемой продукции для обеспечения грузовиками как стран – членов СЭВ, так и других рынков.

Первые Tatra-815 были собьраны в 1979 году. Тогда же была предложена вся гамма грузовиков. После некоторых доработок и всесторонних испытаний новичок пошел в серию. Новые “Татры” сохранили преемственность с предыдущими машинами этой марки: 4-тактный дизельный двигатель воздушного охлаждения, жесткая хребтовая рама с кронштейнами для крепления узлов, агрегатов и кузовов, независимая подвеска всех колес с качающимися полуосями, привод на все колеса с возможностью отключения переднего моста и колесными формулами 4х4 и 6х6.

Для семейства Tatra-815 были разработаны унифицированные дизельные двигатели воздушного охлаждения: V8 (213 л.с.), V10 (283 л.с.), V12 (320 и 360 л.с.) Также предлагались два варианта мостов и две коробки передач- 10- и 20-ступенчатая.

Существенным отличием от семейства Tatra-148 была бескапотная компоновка. Откидывающаяся вперёд кабина могла иметь пять различных вариантов – от вынесенной вперед (для кранового шасси) до многоместной (различного рода специальные и армейские автомобили). Впервые конструкторы серьезно отнеслись к шумопоглощению. Уровень шума двигателя, ощущаемый снаружи, был снижен по сравнению с Tatra-148 почти на 15%, а в кабине – почти в три раза благодаря специальному капотированию двигательного отсека. Размещение всех основных органов управления, приборов соответствовало новым требованиям по безопасности и эргономике ЕЭК ООН. В автомобиле были предусмотрены места для крепления ремней безопасности, имеется независимый отопитель нового типа, трехщеточный стеклоочиститель, сиденье с пневматическим подрессориванием и многое другое.

Как и в случае семейств Tatra-138 и -148, в течение нескольких лет прототипы проходили всестороние испытания, в том числе в СССР. Полномасштабное серийное производство было развернуто в 1983 г.

Первыми в серию (и на экспорт в СССР) пошли самосвалы. Выпускались три модели:

– Tatra-815S326 6*6.2 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 14,9 т. Оснащался 10- или 12-цилиндровым двигателем;

– Tatra-815S126 6*6.2 – самосвал для перевозки мелкозернистого гравия, песка, бетона и других сыпучих и полужидких грузов, грузоводъёмностью 15,2 т. Оснащался десятицилиндровымдвигателем;

– Tatra-815S132 6*6.2P – самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом увеличенной ёмкости. Оснащался двенадцатицилиндровым двигателем и двадцатиступенчатой коробкой передач.

Следом было освоено поизводство бортового автомобиля, двух- и трёхосных седельных и балластных тягачей, а также шасси с коробкой отбора мощности для монтажа специальных агрегатов.

Как и в случае с автомобилями Tatra-138 и -148, основным покупателем Tatra-815 стал СССР. Основную массу поставленных автомобилей составляли самосвалы, а также экскаваторы и миксеры-бетоновозы.

Естественно, каждая новая модификация проходила испытания в СССР. Так, например, в 1986-1987 г объединение “Спецтяжавтотранс” испытывало трёхосный балластный тягач Tatra-815TP. В целом автомобиль получил положительную оценку, хотя имелись и нарекания. В частности, была отмечена невозможность замены балластной платформы на седельно-сцепное устройство. Это существенно ограничивало сферу использования автомобиля. Другим недостатком было признано отсутствие отечественных аналогов чехословацких шин, использовавшихся на тагаче. Тем не менее, была закуплена ограниченная партия Tatra-815TP,

Библиография:

1. Tatra: вчера, сегодня, завтра. В. Мамедов. Грузовик Пресс, № 8, 2004

2. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО “Книжно-журнальное издание “За рулём””, 2001. – 576 с.

3. . Многоцелевой грузовик ТАТРА-815. А. Краснов. Моделист-конструктор, № 2, 1998.

4. Автомобили “Татра Т-815”. Автомобильный транспорт, № 6, 1980.

5. Тягач “Татра-815ТП”. В. Сергеев, П. Корнилов. Автомобильный транспорт, № 8, 1988.

 

Фото присланы Александром Зозулей. Автомобили на снимках эксплуатировались автобазой № 5 в п. Берелёх Сусуманского района Магаданской области.

 

Справа виден бортовой грузовик Tatra-148 с самодельным закрытым кузовом
Седельный тягач Tatra-815T с полуприцепами ОдАЗ-9370 (Фото Дмитрия Комиссарова, использовано с разрешения автора).
Седельный тягач Tatra-815T с полуприцепами ОдАЗ-9370 (Фото Дмитрия Комиссарова, использовано с разрешения автора).

 

На трёх фото, приведённых ниже – самосвалы Tatra-815S, задействованные на ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Фото взяты с RC Forum.

 

 

sovautoimport.narod.ru