Артиллерийский легкий тягач – Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Артиллерийский тягач полубронированный АТ-П

Рассказы об оружии. Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» » Военное обозрение

Некоторые любители порассуждать от истории много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Можно согласиться только в той части, где говорится о том, что танкам уделялось доминирующее внимание.


Тем не менее, работы велись, и результаты были. Об одном из них и пойдет сегодняшнее повествование.

Артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.

Боевая масса — 3,5 т.
Экипаж — 2 чел.
Десант — 6 чел.

Бронирование:
Лоб — 10 мм, борт и корма — 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 50 л. с.
Скорость по шоссе — 50 км/ч
Запас хода по шоссе — 250 км.

Преодоление препятствий:
подъём — 32 градуса без прицепа


стенка — 0,47 м
ров — 1,4 м
брод — 0,6 м

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и армиями Германии, Финляндии и Румынии.

Для буксировки орудий в РККА, как и во многих других армиях мира, нашли себе широкое применение обычные сельскохозяйственные трактора. Это была вполне нормальная практика того времени, позволяющая не заморачиваться с подготовкой кадров и наличием определенного резерва машин на случай войны.

Как правило, каждая дивизия или полк располагали машинами типа С-65 «Сталинец», С-2 “Сталинец-2” или ХТЗ-НАТИ, обладавшими неплохими тяговыми характеристиками, но с низкой мобильностью.

К тому же они абсолютно не подходили для мелкокалиберной артиллерии, вроде 45-мм противотанковых орудий. Следующий рассказ будет как раз о С-65, этот огромный тракторина, нормально таскавший 122 и 152-мм гаубицы, для перемещения чего-то мелкого и мобильного точно не подходил.

Для дивизионных и полковых пушек требовалась более легкая бронированная машина, которая смогла бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника.

Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. На шасси танка Т-16 был создан “легковой (малый) трактор РККА”, который не пошел в серию по причине низких тяговых характеристик (требовалось 3 тонны). В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей.

Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, разработку которого занималось КБ под руководством А.С.Щеглова. Тягач попросту «передрали» с британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части.

«Пионер» получил часть элементов от легкого танка Т-37А и автомобильный двигатель Форд-АА. То есть, использовалось то, что уже было наработано.

Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену.

Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия, состоявшая из следующих компонентов: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора.

Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах. Один стеллаж на 6 дисков находился сзади сидения водителя. Второй, на три диска — справа от стрелка. Ещё шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливался на пулемет.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором "Зенит", экономайзером и обогатителем.

Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги.

На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.

Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач Т-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъёмностью 2 тонны, но при включении замедленной передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 тонн. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, ‘благодаря” чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при наличии воды.

Автомобильный двигатель для тягача оказался откровенно слабоват. При длительных нагрузках (например, на многокилометровых маршах с орудием, передком к нему и расчетом) доработанный ГАЗ-М работал в предельном режиме выносливости и часто выходил из строя.

Начиная уже со 2-й серии, Т-20 получили вместо откидных щитков смотровые приборы типа “триплекс”. Вместо броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, стали применять перекрывающие друг друга броневые пластины. Снаружи он также прикрывался металлической сеткой. Часто на кормовом листе корпуса справа крепили запасной опорный каток.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация — на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810.

К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей снова оказалась менее приоритетной задачей и с августа “Комсомольцы’ больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.

После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.

Хорошая скорость и маневренность позволяла оперативно смыться в случае нужды, а пулемет был хорошим подспорьем при боестолкновениях.

Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.

Эта чудо-пушка — дело рук румынских оружейных творцов.

В целом же — очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал "сорокапятки" и "полковушки", а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

Данный экземпляр Т-20 находится в экспозиции музея военной истории в с. Падиково Московской области.

Источники:
Павлов М. Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец» // Военная летопись. Серия «Бронетанковый музей». №14. 2007.
Коломиец М. 1941. Танки в битве за Москву. 2009.

topwar.ru

Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Артиллерийский тягач полубронированный АТ-П

Был создан в Мытищах в конструкторском бюро под руководством Н.А. Астрова в 1949 г. на оригинальной базе (а не на базе АСУ-57, как кое-кто ошибочно утверждает) в двух вариантах: с двухтактным дизелем ЯАЗ-204Б мощностью 110 л.с. и с четырехтактным карбюраторным двигателем ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с. В 1954 г. на вооружение был принят вариант тягача с двигателем ЗИЛ-123Ф, который серийно производился в 1954—1961 гг.
АТ-П представлял собой полубронированную машину, в передней части корпуса которой размещались механик-водитель, командир и стрелок, в средней части — двигатель, а в корме — закрытая тентом грузовая платформа. Машина имела на вооружении 7,62-мм пулемет. Броневая защита — противопульная.
Грузоподъемность платформы, включая расчет из 6 человек, составляла 1,2 тc. В корме машины имелась двухстворчатая дверь. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ЗИЛ-123Ф передавал мощность через главный фрикцион на механическую коробку передач автомобильного типа. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы сухого трения.

В системе подрессоривания применялась торсионная подвеска с поршневыми гидроамортизаторами на передних узлах и пружинными ограничителями хода балансиров крайних опорных катков. Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес имел 10 опорных и 4 поддерживающих катка. Задний опорный каток выполнял роль направляющего колеса и имел винтовой механизм натяжения.
На базе шасси АТ-П были созданы и приняты на вооружение и в серийное производство артиллерийские наблюдательные пункты АПНП-1 и АПНП-2. В 1958 г. были разработаны образец тягача АТП-Т для работы в северных условиях и экспериментальная инфракрасная прожекторная установка «Ярус», которые серийно не выпускались.
Технические характеристики:
АТ-П
Классификация бронированный артиллерийский тягач
Боевая масса, т 5,53
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 6
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ММЗ
Годы производства 1954—1962
Годы эксплуатации 1954—1998
Размеры
Длина, мм 4450
Ширина корпуса, мм 2500
Высота, мм 1660, по кабине
Клиренс, мм 230
Бронирование
Тип брони стальная катаная, противопульная
Вооружение
Углы ГН, град. ±30
Пулемёты 1 × 7,62-мм СГМ
Подвижность
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 110—117
Скорость по шоссе, км/ч 53, с нагрузкой
Запас хода по шоссе, км 250—315, с нагрузкой
Удельная мощность, л. с./т 19,9—21,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,47
Преодолеваемый подъём, град. 38, 24 с нагрузкой
Преодолеваемый ров, м 1,2
Преодолеваемый брод, м 0,7

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

Лёгкий артиллерийский тягач АТ-П («Объект 561») (СССР)


В 1944 г. Николай Александрович Астров вернулся к идее создания мобильного тягача, способного буксировать прежде всего противотанковые артиллерийские системы, с обеспечением защиты экипажа и орудийного расчета от пуль и осколков. Опыт применения тягача Т-20 «Комсомолец» подтверждал актуальность выпуска такой машины в период разработки и освоения производства новых противотанковых систем повышенного могущества. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 июня 1947 г., в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова начались проектные работы по созданию полубронированного легкого артиллерийского тягача АТ-П («Объект 561»).

В этой машине в основном повторили компоновочные решения, апробированные на предвоенном «Комсомольце». Сварной корпус из броневой стали был разделен на кабину переднего расположения и платформу с шестью сиденьями для расчета. В крыше кабины имелись три люка: над местами механика-водителя (слева впереди), командира (слева сзади) и стрелка (справа). Они закрывались броневыми крышками, Платформа грузоподъемностью 1,2 т была образована боковыми вертикальными стенками, скрепленными с бортами корпуса» В заднем борту платформы сделали проем, закрывавшейся двустворчатой дверью. Сверху платформа могла закрываться брезентовым тентом.

Снаружи, вдоль бортов на надгусеничных полках, имелась возможность устанавливать ящики с боекомплектом орудия. В поперечной кормовой балке монтировалось тягово-сцепное устройство, обеспечивавшее быструю сцепку-расцепку с прицепом. В поперечной перегородке - передней стенке платформы находилась дверь для доступа к силовому агрегату, расположенному справа от места командира. Агрегат состоял из 6-цилиндрового карбюраторного двигателя ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с., сцепления (главного фрикциона), 5-ступенчатой коробки передач и главной передачи с механизмами поворота - бортфрикционами, смонтированными на общем подрамнике, установленном в корпусе на резиновых подушках. Посредством зубчатых муфт бортфрикционы соединялись с борт-редукторами и двойными ведущими колесами цевочного зацепления. Траки - литые, со съемными грунтозацепами.

Ходовая часть включала (на борт) четыре опорных катка с торсионами и балансирами, установленными «против хода». Пятый задний опорный каток одновременно являлся направляющим-натяжным. Поддерживающие катки (по два на борт) были необрезиненными. Опорные катки - обрезиненные. Подвески передних катков снабжались амортизаторами. Тягач был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМТ. У водителя и стрелка для обзора имелись стеклоблоки. Водитель также располагал ночным смотровым прибором. Над ним в люке мог устанавливаться защитный колпак от непогоды. В крышке люка командира размещался перископический смотровой прибор кругового обзора. Все члены экипажа располагались на сиденьях, имеющих два положения - верхнее и нижнее, по-боевому. На машинах поздних выпусков использовался двигатель ЗИЛ-152ФМ мощностью до 117 л.с. Часть машин снабдили бронекрышей над платформой. Полная масса тягача АТ-П с грузом составляла 7,2 т, масса буксируемого прицепа - 3,7 т, максимальная скорость - 53 км/ч.

Первые опытные образцы тягача изготовили в 1952 г. Серийно эти машины строили до 1962 г На базе АТ-П были разработаны и приняты на вооружение артиллерийские подвижные наблюдательные пункты АПНП-1 («Объект 563») «Рысь» и АПНП-2 («Объект- 565») «Ярус»,

www.dogswar.ru

Легкий артиллерийский трактор СТЗ-5 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Серийный выпуск артиллерийского трактора-тягача СТЗ-5 был освоен в 1937 году на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Исходя из места изготовления СТЗ-5 приобрел ещё и собственное именование «Сталинец».  Тягач разработан конструкторским бюро, сформированным из работников СТЗ и института НАТИ. Общее руководство осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский.

Общее описание трактора-тягача СТЗ-5

Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия. За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом.

СТЗ-5 «Сталинец» буксирует орудие

На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин).

В ходовой части с каждого борта установлены по четыре обрезиненных опорных и по два поддерживающих катка.

Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Он легко преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч.

Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.

Эксплуатация трактора-тягача СТЗ-5

Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны было выпущено 3438 тракторов этого типа, производство их продолжалось и после начала войны вплоть до прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года. Всего было выпущено 9944 трактора СТЗ-5, но даже и это число, к сожалению, не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии.

СТЗ-5 «Сталинец» с установленной на место кузова пусковой установкой от БМ-13

Источник: Легкий артиллерийский трактор-тягач СТЗ-5

armedman.ru

Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец"

В конце 1936 года, в КБ завода №37 в Москве, под руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач "Комсомолец" Т-20 (заводской индекс 020 или А-20).

Т-20 "Комсомолец" 1-й серии.
Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж - водителя и командира-стрелка - от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение - танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам - откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками "триплекс". За кабиной находилось моторное отделение (двигатель, как и на "Пионере", располагался сзади и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м. Электронные торговые площадки идеальны для закупок в промышленности.
На тягаче устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером и обогатителем. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) и от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону - между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при ранении или гибели водителя. Емкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок емкостью 3 - 6,7 л (в зависимости от серии).
Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной ("ползучей") скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38.
Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами - она часто соскакивала.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт.
Армейские испытания "Комсомольца", проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих, легких и компактных, моторов тогда в стране не было.
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт - 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.
Выпускать "Комсомолец" начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М.И.Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Из-за напряженного положения с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированныхвариантов "Комсомольца". Такими машинами, созданными на заводе № 37, стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.), разработанные в 1939 году под руководством Г.С.Суреняна.
"Комсомольцы" 1-й серии с полковыми пушками образца 1927 года
проходят по Красной площади.
На ГАЗе в 1940-1941 годах были построены (ведущие конструкторы Н.И.Дьячков и С.Б.Михайлов, конструкторы агрегатов С.А.Соловьев, И.Г.Сторожко, испытатель А.Ф.Хмелевский) легкие тягачи ГАЗ-20 ("Комсомолец-2") с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако из-за выявленных существенных недостатков военные от этих тягачей отказались.
Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 "Комсомольца" (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.
Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец" иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Полученные открытые самоходные пушки ЗИС-30, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали участие в битве за Москву.

"Комсомольцы" с 45-мм противотанковыми пушками на параде в Куйбышеве. 7 ноября 1941 г
На фронтах войны тягачи "Комсомолец", количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 - 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.
Большое количество тягачей было захвачено немецкими войсками в исправном состоянии. "Комсомольцы" в вермахте состояли под обозначением 'leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r).
Единственный сохранившийся в нашей стране "Комсомолец" можно увидеть в Москве на Поклонной горе на открытой площадке. В Финляндии же их не в пример больше, целых 3. Один в артиллерийском музее г.Хэмейнлинна, а в финском танковом музее в г. Парола их два, причем один - на ходу. И это неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20 эксплуатировались вплоть до 1961 года.
Тактико-технические характеристики
тягача "Комсомолец"
Год выпуска    1936
Экипаж    2
Масса в снаряжённом состоянии
без груза, кг
    3460
Длина, м    3,45
Ширина, м    1,859
Клиренс, м    0,3
Ширина гусениц, м    0,2
Высота по кабине (без нагрузки), м    1,58
Броневая защита, мм   Лоб корпуса 10 мм
    Борт 7 мм
    Корма 7 мм
Вооружение    7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас    1260 патронов
Двигатель    "ГАЗ-М", 50 л.с.
    4-цилиндровый
Топливо, л    115
Запас хода по шоссе, км   без прицепа - 250
    с прицепом - 152
Макс. скорость, км/ч    50
Грузоподъёмность платформы, кг    500
Масса буксируемого прицепа, кг    2000
Число мест в кузове для сидения    6
Среднее удельное давление
на грунт с грузом на платформе, кг/см2
    0,58
Выпущено, шт    7780

bronetehnika.narod.ru

Лёгкий артиллерийский тягач АТ-П («Объект 561») (СССР)

В 1944 г. Николай Александрович Астров вернулся к идее создания мобильного тягача, способного буксировать прежде всего противотанковые артиллерийские системы, с обеспечением защиты экипажа и орудийного расчета от пуль и осколков. Опыт применения тягача Т-20 «Комсомолец» подтверждал актуальность выпуска такой машины в период разработки и освоения производства новых противотанковых систем повышенного могущества. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 июня 1947 г., в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова начались проектные работы по созданию полубронированного легкого артиллерийского тягача АТ-П («Объект 561»).

В этой машине в основном повторили компоновочные решения, апробированные на предвоенном «Комсомольце». Сварной корпус из броневой стали был разделен на кабину переднего расположения и платформу с шестью сиденьями для расчета. В крыше кабины имелись три люка: над местами механика-водителя (слева впереди), командира (слева сзади) и стрелка (справа). Они закрывались броневыми крышками, Платформа грузоподъемностью 1,2 т была образована боковыми вертикальными стенками, скрепленными с бортами корпуса» В заднем борту платформы сделали проем, закрывавшейся двустворчатой дверью. Сверху платформа могла закрываться брезентовым тентом.

Снаружи, вдоль бортов на надгусеничных полках, имелась возможность устанавливать ящики с боекомплектом орудия. В поперечной кормовой балке монтировалось тягово-сцепное устройство, обеспечивавшее быструю сцепку-расцепку с прицепом. В поперечной перегородке — передней стенке платформы находилась дверь для доступа к силовому агрегату, расположенному справа от места командира. Агрегат состоял из 6-цилиндрового карбюраторного двигателя ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с., сцепления (главного фрикциона), 5-ступенчатой коробки передач и главной передачи с механизмами поворота — бортфрикционами, смонтированными на общем подрамнике, установленном в корпусе на резиновых подушках. Посредством зубчатых муфт бортфрикционы соединялись с борт-редукторами и двойными ведущими колесами цевочного зацепления. Траки — литые, со съемными грунтозацепами.

Ходовая часть включала (на борт) четыре опорных катка с торсионами и балансирами, установленными «против хода». Пятый задний опорный каток одновременно являлся направляющим-натяжным. Поддерживающие катки (по два на борт) были необрезиненными. Опорные катки — обрезиненные. Подвески передних катков снабжались амортизаторами. Тягач был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМТ. У водителя и стрелка для обзора имелись стеклоблоки. Водитель также располагал ночным смотровым прибором. Над ним в люке мог устанавливаться защитный колпак от непогоды. В крышке люка командира размещался перископический смотровой прибор кругового обзора. Все члены экипажа располагались на сиденьях, имеющих два положения — верхнее и нижнее, по-боевому. На машинах поздних выпусков использовался двигатель ЗИЛ-152ФМ мощностью до 117 л.с. Часть машин снабдили бронекрышей над платформой. Полная масса тягача АТ-П с грузом составляла 7,2 т, масса буксируемого прицепа — 3,7 т, максимальная скорость — 53 км/ч.

Первые опытные образцы тягача изготовили в 1952 г. Серийно эти машины строили до 1962 г На базе АТ-П были разработаны и приняты на вооружение артиллерийские подвижные наблюдательные пункты АПНП-1 («Объект 563») «Рысь» и АПНП-2 («Объект- 565») «Ярус».

 

Лёгкий артиллерийский тягач АТ-П («Объект 561») (СССР)

голосов: 2, средний рейтинг: 3.00

www.krasfun.ru

Артиллерийский тягач: фото, комплектация и история

Автомобили 18 апреля 2018

Советский артиллерийский тягач тяжелый разработало и создало конструкторское бюро имени Малышева в Харькове (конец сороковых годов прошлого столетия). В отличие от ранних версий типа «Комсомолец» (Т-20), АТ-Т был универсальным, пригодным для транспортировки грузов и перевозки людей. При этом машина получилась с высоким показателем мощности, буксируемая на прицепном приспособлении масса могла превышать вес самой машины. Рассмотрим подробнее особенности данной техники и ее аналогов.

История создания

В начале 1944 года на Харьковском комбинате создали новый артиллерийский тягач АТ-45 на основе Т-34, с максимальной унификацией по основным узлам и агрегатам. Масса техники составила 19 тонн. При этом с грузом в шесть тысяч килограмм он способен был буксировать систему массой до 22 т. Дефорсированный танковый силовой агрегат мощностью 350 лошадиных сил разгонялся до 35 км/ч, запас хода – 720 км. Машина без проблем преодолевала подъем в 30 градусов, брод до полутора метров. Удельная нагрузка на почву составила 0,68 кг/кв. см, тяговое усилие лебедки – около 27 тонн.

К лету 44-го на заводе транспортного строения в Харькове (ХЗТМ) построили шесть или восемь (данные разнятся) опытных экземпляров АТ-45. Два из них были направлены на фронт для испытаний в реальных условиях, остальные на полигон ГБТК КА, который находился в подмосковной Кубинке. Уже в августе того же года работы по этой машине были прекращены, по причине трудностей в освоении танковой новинки Т-44. Одновременно разработку двух серьезных машин производство, восстанавливаемое после эвакуации, осилить не могло. Кроме того, база от Т-34 устарела и подлежала снятию с выпуска.

После выхода государственной программы по созданию и обновлению вооружения, ХЗТМ в 1946 году начал работать над созданием нового советского артиллерийского тягача на базе танка Т-54. К технике предъявлялся ряд требований:

  • Транспортировка на буксире систем и прицепов весом до 25 тонн (гаубицы и пушки большого калибра, орудия особо большой мощности).
  • Скорость при этом должна составлять не менее 35 км/ч, независимо от окружающих условий.
  • Показатель грузоподъемности механизма – не менее 5 т.
  • Оснащение лебедкой с тяговым усилием не менее 25 т.
  • На шасси предусмотрены крепления для монтажа землеройного, технологического и спецоборудования с соответствующим приводом.

Для повышения надежности и подвижности основы она оснащалась синхронизированной коробкой перемены передач, двухпозиционными режимными механизмами поворота, торсионными деталями подвески, цевочной агрегацией на основных звездочках, комфортной кабиной из металла.

Описание

Ниже приведена схема артиллерийского тягача АТ-Т.

  1. Основная звездочка.
  2. Короб ЗИП.
  3. Световые элементы.
  4. Капотная часть.
  5. Кабина.
  6. Съемный тент.
  7. Тягово-сцепное приспособление.
  8. Ведомое колесо.
  9. Каток опорного типа.
  10. Буксировочный зацеп.
  11. Откидное кресло.
  12. Сложенный тент.
  13. Дуги.
  14. Люк.
  15. Рабочая лопата.
  16. Тросы для буксирования.
  17. Поисковая фара.

Видео по теме

Тактико-технические параметры

Характеристики большого артиллерийского тягача:

  • Вес снаряженный – 20 т.
  • Показатель грузоподъемности платформы – 5 т.
  • Масса буксируемого прицепного устройства – 25 т.
  • Вместимость кабины – четыре человека.
  • Количество мест в кузове – 16.
  • Длина/ширина (по гусеницам)/высота (по кабине) – 7,04/3,15/2,84 м.
  • База катков опорных – 3,74 м.
  • Колея – 2,64 м.
  • Просвет дорожный – 42,5 см.
  • Максимальная мощность мотора при оборотах 1600 в минуту – 415 лошадиных сил.
  • Максимальная скорость – 38 км/ч.
  • Предельный подъем по сухой дороге – 40 градусов.
  • Глубина преодолеваемого брода/ширина рва – 1100/1800 мм.

Начало выпуска

В конце 1947 года сошли с конвейера пробные образцы артиллерийских тягачей под кодовым наименованием «401». На них весьма успешно был совершен первый пробег из Харькова в Москву. Техника оказалась маневренной, работоспособной, надежной и мощной. При этом на высоте были эксплуатационные и тяговые параметры. По всем характеристикам машина оказалась удачней всех аналогов в своей категории, выпущенных в послевоенное время. Конструкторов наградили Государственной премией

Учитывая острую потребность страны в подобных агрегатах, заводские и межведомственные испытания решили совместить, ускорив освоение новой модификации. В середине 1949 года стартовало серийное изготовление большого артиллерийского тягача (изделие «401») АТ-Т. Уже в третьем квартале того же года в эксплуатацию были сданы первые 50 экземпляров.

Машины успешно работали в артиллерийских, саперных и танковых военных подразделениях. Такой универсальности способствовала унификация основных узлов, включая опорные катки, детали трансмиссии, траки и направляющие элементы колес с Т-54.

Устройство

В основе артиллерийского тягача АТ-Т лежит рама коробчатой конфигурации с днищем. Она сварена из стальных пластин толщиной 10-30 мм. Фронтальная часть техники оснащена четырехтактным V-образным нефорсированным дизельным мотором от танка, размещенным под полом кабины.

Характеристики двигателя:

  • Число цилиндров – 12.
  • Тип – А-401 В-2.
  • Механизм запасного воздушного пуска из резервуаров со сжатым воздухом.
  • Двухпозиционные комбинированные воздухоочистители.
  • Пневматический компрессор тормозов автомобильного типа.
  • Предпусковой маслозакачивающий насос.
  • Подогреватель пародинамической конфигурации, обеспечивающих старт при температуре до – 45 градусов.
  • Усиленный радиатор на всю капотную ширину с корректируемыми жалюзи.
  • Пара вентиляторов с 12 лопастями и автономным ременным приводом, которые гарантировали бесперебойную работу силового агрегата в жару.

Перед «движком» располагается сухой многодисковый основной фрикцион с пружинным сервоусилителем, а также коробка передач с силовым диапазоном 6,606 на пять ступеней. Кроме того, там находится пара поперечных валов постоянной зацепки шестерен с синхронизаторами. В корпусной части КПП встроен реверс отбора мощности для привода навесного оборудования, включая лебедку.

Конструкционные особенности

Двухступенчатые бортовые планетарные устройства поворота артиллерийского тягача Т отвечают за устойчивое прямолинейное направление и пару фиксированных радиусов поворота (2640 и 6300 мм). Элементы допускают кратковременное плавное увеличение тяговой нагрузки на гусеницы без разрыва потока мощности. Такая конструкция позволила повысить общий трансмиссионный силовой диапазон до показателя 9,38.

На передних ведущих колесах движителя предусмотрено два зубчатых венца-толкателя съемного типа с цевочным зацеплением. На траки гусеничной цепи допускается надевание дополнительных грунтовых зацепов. С 1962 года каждый указанный элемент комплектовался 18 безгребневыми и 75 гребневыми траками. Ранее они чередовались друг за другом.

Спаренные опорные катки с резиновыми бандажами размером в диаметре 83 см, оснащались автономной торсионной подвеской без гидравлических амортизаторов. Вместительный кузов из металла имеет площадь 10,5 кв. м. Он соединялся в один блок с платформой и боковыми бортами. Четырехместная кабина размещена над двигателем, имеет основу от авто ЗиС-150.

Кабина

На фото ниже показано, что имеется в кабине тягача.

Далее приведем расшифровку схемы:

  • 1 – водительское сиденье.
  • 2 – съемная рукоять контроля лебедки.
  • 3, 4 – поворотные рычаги.
  • 5 – зеркало.
  • 6, 7 – индикаторы магистрального давления воздуха.
  • 8 – манометр контроля наполнения баллонов пуска мотора.
  • 9 – прикрытие со светофильтром.
  • 10 – спидометр.
  • 11 – датчик давления масла.
  • 12 – очистители стекол.
  • 13 – тахометр.
  • 14 – индикатор температуры масла.
  • 15 – обогреватели стекол.
  • 16 – счетчик моточасов.
  • 17 – проверка температуры хладагента.
  • 18 – осветительный элемент.
  • 19 – звуковой сигнал.
  • 20, 22 – сигнальные лампы положения лебедочного троса.
  • 21 – выключатель наружного освещения.
  • 24 – аптечка.
  • 25 – резервуар для атмосферного старта мотора.
  • 26 – крышка лючка. 27 – коробок ЗИП.
  • 28 – защита предохранителей.
  • 29 – рычажок вентиляционного люка.
  • 30 – вольтамперметр.
  • 31 – стартер.
  • 32 – переключение передач.
  • 33 – газ (педаль).
  • 34 – подача горючего.
  • 35 – ручка топливоподкачивающей помпы.
  • 36 – рукоять крана распределения горючего.
  • 37 – редукционный вентиль воздушного запуска.
  • 38 – тормоз (педаль).
  • 39 – управление жалюзи.
  • 40 – контроллер основного фрикциона.

Дополнительное оснащение

Конструкция тяговой лебедки артиллерийского тягача уникальна по своей конструкции, выдерживает до 25 тонн груза, оснащается тросом, длина которого равняется 100 метрам. Элемент расположен под платформой в заднем отсеке рамы, дает возможность без участия водителя принудительным образом выдавать трос назад с подтяжкой его через кинематические агрегирующие ролики и барабан.

В конструкцию привода лебедки входят:

  • Двухпозиционный редуктор.
  • Разъединительная фрикционная муфта.
  • Автоматический электромагнитный тормоз.
  • Приспособление для отключения лебедки при критических нагрузках.
  • Поворотный выдающий механизм, монтируемый на корме рамы.

Упругий тягово-сцепной узел тяжелого артиллерийского тягача поворачивается в горизонтальной плоскости, выдвигается назад, обеспечивая соединение с любой артсистемой. Буксирование танков осуществляется при помощи сцепной серьги.

Машина оборудуется бортовым пневматическим приводом тормозов тягача, прицепа и вспомогательных механизмов. Пять резервуаров для топлива общей вместимостью свыше 1400 литров обеспечивали суточный беспрерывный пробег в полностью нагруженном состоянии.

Модификации и эксплуатация

Артиллерийский тягач АТ-П (АТ-Т) способен эффективно функционировать в максимально тяжелых условиях, получил справедливое признание и широкое применение в военной сфере. Основное предназначение – буксировка тяжелых орудий различного типа, в том числе ракетного вооружения, а также как носитель землеройно-технологического оборудования. Могучая и эффектная махина была украшением парадов на протяжении 30 лет.

В процессе эксплуатации проводилась модернизация техники, а также быстро росло количество модификаций на его основе. Это обусловлено оптимальной компоновкой, дающей возможность размещать на платформе разнообразные навесные механизмы.

Самые популярные версии:

  1. Радиолокационная большая станция «Круг» на шасси 426. Для специальных моделей использовалась семикатковая версия 426-У с мотором мощностью 520 лошадиных сил.
  2. Бульдозеры-путепрокладчики (серии артиллерийских тягачей БАТ).
  3. Роторные копатели траншей типа БТМ.
  4. Экскаваторы версий МДК с задним размещением поперечного ротора. Производительность указанных машин на любых типах грунта позволяла оперативно решать ряд важных и непростых задач, включая скоростной отрыв траншей на переднем крае, решив проблему с механизацией работы саперов. При массе в 26-28 тонн техника уверенно перемещалась со скоростью до 35 км/ч.

В 1957 году была разработана специальная модификация АТ-ТА, ориентированная на буксировку санных прицепов в полярных экспедициях. Машина получила расширенные гусеничные траки (до 0,75 м), сниженную массу до 24 т, утепленную кабину и отсек двигателя. На платформе устанавливался жилой домик.

Показатель мощности силовой установки повысили до 520 «лошадок». Тем не менее для функционирования в условиях Антарктиды этого оказалось мало. Вскоре появилась доработанная версия под названием «Харьковчанка» (№ 404-С). Модель представила собой снежный «крейсер» весом 35 тонн с семью катками, траки получили ширину в один метр. Тягач способен был совершать переходы при самых низких температурах до 1500 километров. При этом порог скорости составил порядка 30 км/ч. Масса санного прицепа – 70 т.

Форсированный мотор с нагнетательным приводом сохранил показатель предельной мощности в 995 «лошадей», мог беспрерывно работать не менее 24 часов. «Харьковчанку» оборудовали единым утепленным корпусом, в который входили отсеки управления, жилищно-бытовая и грузовая система, моторно-трансмиссионное отделение. Подобное оснащение позволяло выполнять длительные переходы, с возможностью выполнения ремонтных работ различной сложности без выхода экипажа на улицу. Несмотря на некоторые недочеты, указанная машина проявила себя в суровых полярных условиях отлично.

Легкий артиллерийский тягач АТ-Л

Эта модификация представляет собой полубронированную облегченную машину, известную под названием «Комсомолец» (Т-20). Техника разработана в 1936 году под руководством Н. А. Астрова с использованием блоков и узлов малого танка-амфибии Т-38 и грузовика ГАЗ-АА. Машина получила популярность у военных, эксплуатировалась во время Великой Отечественной войны для буксирования полковых пушек и противотанковых гаубиц.

Во фронтальной части артиллерийского легкого тягача находится бронированная кабина, в которой предусмотрены места для механика и командира расчета. За этим элементом размещено моторное отделение, защищенное усиленным капотом. Над ним располагаются два продольных сиденья для шести бойцов расчета.

В систему гусеничного движителя входит мелкозвеньевая цепь с шарнирами открытого типа, цевочное зацепление, четыре одинарных опорных катка, два поддерживающих аналога направляющего колеса, а также кривошипное приспособление натяжителя. Подвеска зависимой конфигурации состоит из пары балансирных тележек и листовых полуэллиптических рессор.

Основные характеристики артиллерийского тягача АТ-Л:

  • Длина/ширина/высота – 3,45/1,85/1,58 м.
  • Лобовая броня – отсутствует.
  • Бортовая защита – металлические катаные листы толщиной 7-10 мм.
  • Места в кабине/кузове – 2/6.
  • Силовая установка – 52 лошадиных силы, 2800 оборотов в минуту.
  • Запас хода с прицепом – 152 км.
  • Предел скорости по шоссе – 47 км/ч.
  • Весовые параметры – 3,46 т (плюс 2,5 тонны прицепа с грузом).
  • Вооружение – пулемет ДТ (7,62 мм).

Средний артиллерийский тягач

Указанная модификация сооружена по классической схеме с фронтальным размещением силового агрегата под кабиной. Трансмиссионный узел и ведущие звезды гусеничного двигателя получили заднее размещение. Машина выпущена под кодом 712, хорошо проявила себя по техническим и эксплуатационным показателям. ТТХ:

  • Снаряженный вес без груза – 1,37 т.
  • Количество мест в кабине/кузове – 7/10.
  • Длина/ширина/высота – 5,97/2,57/2,53 м.
  • База катков опорных – 2,76 м.
  • Колея – 1,9 м.
  • Просвет дорожный – 40 см.
  • Давление на грунт – в среднем 0,557 кг/кв.см.
  • Тип двигателя – А-650 В-2.
  • Оборотистость – 1600 вращений в минуту.
  • Показатель мощности – 300 лошадиных сил.
  • Скорость по максимуму – 35 км/ч.
  • Запас хода – 305 км.

В основу артиллерийского тягача АТС входит сварная рама коробчатой конфигурации. Она состоит из пары продольных лонжеронов высотой 30 см и четырех поперечных элементов (стальные швеллеры разного сечения). Нижняя часть детали защищена негерметичным поддоном, а спереди имеется мощный бампер.

В движение машину приводит 12-цилиндровый V-образный дизельный мотор производства ЧТЗ. Он маркируется В-54 или А-172, представляет собой дефорсированную модификацию танкового «движка», отличается надежностью и увеличенным рабочим ресурсом. Нормальную работу силовой установки обеспечивает система смазки с сухим картером, отдельным резервуаром для масла и радиатором. Агрегат мог функционировать при значительных продольных и поперечных перекосах, независимо от наружной температуры воздуха. В качестве подстраховки использовался запасной воздушный баллон со сжатой смесью, количества которой хватало на 6-7 пусков.

Тягач АТ-С успешно и активно эксплуатировался в различных армейских подразделениях не только в СССР, но и в Финляндии, Египте. Основное предназначение – база для различного типа боевых установок, включая БМ-14. Имелись версии с встроенной навигацией, позволяющие использовать машину в качестве топопривязчика и определения координат огневых позиций. На основе среднего тягача разработан путепрокладчик ОСТ, крановая установка с подъемником, армейский бульдозер. Также построены на базе АТ-С снегоболотоходы, арктические машины и опорный транспорт на пневматических шинах.

Источник: fb.ru Образование
Народы Великобритании: фото, описание и история

Объединенное Королевство, или Великобритания - это четыре объединенных государства: Англия, Шотландия, Уэльс и Ирландия. Следовательно, основные народы Великобритании - это англичане, шотландцы, уэльсцы и ирландцы. У ...

Путешествия
Иоанновский мост (Санкт-Петербург): фото, описание и история архитектурного памятника

Одной из самых посещаемых достопримечательностей города на Неве является Петропавловская крепость. Она, как известно, расположена на острове. И попасть к ней можно лишь одним путем – через Иоанновский мост. Чем ...

Путешествия
Собор Реймский во Франции: фото, стиль и история. Чем интересен собор в Реймсе?

Реймский собор (Франция) – это не просто шедевр готического зодчества. Помимо ценности артефакта, это здание несет в себе и другое, более важное значение. Некогда в нем принимали коронацию все монархи Франции. З...

Новости и общество
Тюльпановое дерево (Головинка, Сочи): фото, описание и история дерева

Одним из красивейших деревьев в природе по праву считается лириодендрон (или тюльпановое дерево). Головинка – курортный микрорайон в составе города Сочи, в котором каждый турист сможет оценить красоту и величие ...

Образование
КГМУ, Симферополь: фото, отзывы и история

Запланированное самой Екатериной Великой медицинское высшее учебное заведение в Крыму открылось только при советской власти в 1918 году как Таврический университет, и только спустя долгие годы оформился тот самы...

Автомобили
Танк Т-55: технические характеристики, фото и история создания

Советский танк Т-55 выпускался серийно в период с 1958 по 1979 год. Является преемником боевой машины Т-54, однако превосходит ее по многим параметрам. Новая модель отличается более мощной силовой установкой (тяга уве...

Автомобили
ГАЗ-23: технические характеристики, фото и история создания

В 1962 году на Горьковском автомобильном заводе в автомобиль ГАЗ-21 начали устанавливать новые 195-сильные моторы V8. Также они комплектовались автоматическими коробками передач. Этот модифицированный автомобиль получ...

Духовное развитие
Пятницкая церковь в Чернигове: фото и история

Насколько древние греки поклонялись богу Меркурию, возводя в его честь храмы, настолько же славяне, воздавая почести своей покровительнице торгового люда, святой Параскеве, строили в её честь церкви, называвшиеся Пятн...

Духовное развитие
Храмы Екатеринбурга: адреса, фото и история

Екатеринбург – город с богатой историей. Порой ее страницы были обагрены кровью. В населенном пункте много храмов, соборов. В некоторых районах города золотые кресты и маковки церквей видны отовсюду. В Уральской...

Духовное развитие
Свято-Успенский монастырь (Красноярск): адрес, фото и история

В 2000 году, после многолетнего перерыва, был возрождён к иноческой жизни Успенский мужской монастырь (Красноярск). Отзывы побывавших в нём единодушно свидетельствуют о той радости, которую принесло зримое свидетельст...

monateka.com