Вепрь некст 2018 – ГАЗ Вепрь Некст

Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А? И.Ильф, Е.Петров “Золотой телёнок”

Немного о предмете спора

Начнём с того, что посмотрим на Вепрь Next и выясним, что это за зверь. Вепрь – это дикий кабан. Не знаю, зачем автомобиль назвали немного свинским названием, но уж как есть. Хотя, может, машину так окрестили не в честь кабана, а в честь реки Вепрь в Коми или деревни в Тверской области. В любом случае, машина выглядит действительно сильной, в меру агрессивной и чем-то похожа на дикое животное, родная стихия которого спрятана в лесных дебрях подальше от людей и цивилизации. Что представляет собой Вепрь Next с технической точки зрения?

В основе лежит шасси автомобиля ГАЗ-3308 «Садко». Серийное производство Садко началось ещё в декабре 1997 года. Конечно, тогда там стояли другие моторы – ЗМЗ-5231, с  2003 появился турбодизель ММЗ Д-245, ну а в 2013 году Садко подружили с ярославским ЯМЗ-534. На представленных на “Комтрансе” Вепрь Next стоят почти такие же турбодизели ЯМЗ-534 (149 л.с., 490 Нм).

И уж коли это внедорожник, тут есть весь сопутствующий джентльменский набор: жестко подключаемый передний мост, самоблокирующиеся дифференциалы в мостах и “понижайка”. Но нам сегодня интересно другое: почему Вепрь Next выглядит именно так, а не иначе?

В принципе, всё с экстерьером понятно. Модульный принцип, используемый Группой ГАЗ, позволяет комбинировать различные готовые элементы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие другие детали тоже узнаваемы. Кузов здесь от фургона Газель NEXT, кабина – изменённая от Газона NEXT. То есть, конструкторы ГАЗа использовали то, что у них уже было. Собственно, об этом же говорит и комментарий, полученный мной от пресс-службы Группы ГАЗ:

– Автомобиль «Вепрь NEXT», который «Группа ГАЗ» представила на прошлой неделе на выставке COMTRANS/17, создан на шасси автомобиля ГАЗ-3308 «Садко» с кузовом фургона «ГАЗель NEXT». Разработка сделана на основе модульного принципа, который «Группа ГАЗ» применяет с момента выхода в 2013 году линейки NEXT на рынок – с широким использованием единых элементов в легких коммерческих автомобилях, грузовиках и автобусах, разрабатываемых «Группой ГАЗ».

На фото: ГАЗель Next ‘2013–н.в.

Когда-то Владимир Высоцкий, отвечая на записку из зала, в которой его упрекали в том, что многие мелодии его песен очень похожи, ответил, что, мол, всё моё – хочу и ворую сам у себя. Конечно, воровать самим у себя не получается, но тут кое-что похожее: для нового автомобиля использовали неновые элементы. И это для автопроизводителя абсолютно нормально, таким путём идут практически все. Особенно если дело касается коммерческой техники. Согласитесь, использовать своё можно всегда, и никто за это упрекать не может.

На фото: ГАЗель Next ‘2013–н.в.

Но можно упрекнуть в том, что ГАЗ, имея все эти готовые модули ещё несколько лет назад, так и не сделал Вепря Next до 2017. Чего-то ждал. Может, идеи и эскизов от русско-немецкого специалиста?

Хронология событий

Допустим, что инженеры Группы ГАЗ не догадались сразу так подобрать все существующие компоненты, чтобы собрать новый внедорожник. “Модульный принцип – создание новых моделей в различных сегментах с применением унифицированных модулей – Группа ГАЗ применяет с 2013 года” – заявляет пресс-служба предприятия. А ведь представлен Вепрь Next был только в 2017 году. Странно?

Вот что пишет нам доктор-инженер Юрий Постников из Магдебурга, Германия: – ГАЗ сделал джип и пикап из кузовных панелей ГАЗон Некст по моим эскизам 2016 года и представил их на выставке «Комтранс», которая открылась в Москве в начале этой недели, как своё достижение… Эти мои разработки были впервые опубликованы «Автопилотом» 17.01.2017 в статье «Кто на новенького»… Затем коллеги из «Колёса.ру» 30.01.2017 опубликовали на своём сайте в рубрике «Рендеры Колёса.ру» мои идеи в цвете, сопроводив их следующими комментариями: «Мы вдохновились идеями, отображёнными на эскизах наших коллег из издания «Автопилот», и решили довести их до «нужной кондиции». За основу берётся грузовик ГАЗон Next, на его шасси устанавливается цельнометаллический кузов с четырьмя боковыми дверьми и парой распашных дверей багажника».

На эскизах, приложенных автором, действительно указан 2016 год. И эскизы поразительно похожи на то, что показал ГАЗ на выставке в сентябре этого года. Вроде бы, всё сходится: ГАЗ действительно занялся плагиатом. Бессмысленным и беспощадным, как русский бунт и сажевый фильтр современного дизеля. Давайте теперь спросим у автогиганта, как им было не стыдно заниматься такими делами. И вот ответ от пресс-службы предприятия:

“Этот проект существовал на ГАЗе задолго до появления писем Постникова. Идея проекта «Вепрь NEXT» появилась в 2014 году. Именно тогда впервые был показан публике (на выставке СТТ-2014) предсерийный образец «ГАЗон NEXT» и прототип «Садко NEXT». В это время уже проектировался цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT», образцы машины проходили испытания. Идея проекта «Вепрь NEXT» состояла как раз в том, чтобы установить кузов цельнометаллического фургона на шасси внедорожного грузовика «Садко». В конце 2015 года началось серийное производство цельнометаллического фургона, а в начале 2016 года началась работа по созданию «Вепря NEXT» с использованием готового кузова. Для этого потребовалось установить на шасси «Садко» кабину «ГАЗон NEXT», соединить её с цельнометаллическим кузовом и уменьшить высоту кузова (поскольку кабина ГАЗона меньше по высоте, чем цельнометаллический кузов). Модульный принцип – создание новых моделей в различных сегментах с применением унифицированных модулей – Группа ГАЗ применяет с 2013 года”.

Думаю, тут потребуется некоторое разъяснение.

От эскиза на бумаге до готовой машины (пусть и предсерийной) – огромное расстояние. Действительно, не сильно сведущему человеку может показаться, что Вепрь NEXT точно повторяет рисунок Постникова. Но это совсем не так. Во-первых, на эскизах Постникова показано шасси Соболя 4х4, а не Садко. И на самом деле, это – принципиальное различие, достаточно лишь сравнить характеристики этих шасси и прикинуть, что могло бы получиться на базе Соболя, а что – Садко.

А вот с кузовом от фургона ГАЗель NEXT автор эскиза угадал. Угадал и с кабиной от ГАЗона NEXT: её хоть и изменили, но по факту это она и есть. Но не угадать тут было сложно: всё это – стандартные газовские модули, и их использование было абсолютно логичным.

На фото: ГАЗель Next ‘2013–н.в.

Таким образом, автор эскиза не ошибся там, где ошибиться было невозможно, но немного напутал в том месте, которое определило всю суть Вепря Next – в его шасси.

Хотя, конечно, заметит это не каждый. И даже вполне вероятно, что многие из вас на это внимания не обратили.

Итак, вернёмся к датам. Всё, из чего скомпонован Вепрь NEXT – серийная продукция образца 2013 года. Так что на эскизе 2016 никаких новых дизайнерских решений нет и быть не может. Впрочем, никто не отрицает, что собрать из готовых модулей что-то новое – это тоже не просто. Да и сам Постников этого не отрицает и рассуждает вполне логично:

“То, что используются элементы от серийных машин – это самое главное в моей концепции. Эти готовые элементы и есть тот золотой запас, которым мы пока ещё не научились пользоваться в полной мере. В их создание вложена масса труда конструкторов и технологов, изготовлена оснастка и штампы, а часто мимо них проходят или же просто выбрасывают. Само по себе использование стандартных элементов не гарантирует успеха. Пример – не очень удачная кабина ЗиЛа «Бычка», сделанная из кабины семитонного огромного грузовика,  непропорционально большая, несуразная. Такое использование стандартных компонентов тоже никому особо не нужно.

Именно в том и есть искусство, сложить из семи всем известных нот абсолютно новую и свежую мелодию.

Что понимать под принципиально новым?

Моё предложение имело новым возможное многократное удешевление производства нового класса семиместных легковых внедорожников, существенное ускорение его старта. Такого не было ещё ни у кого.

То, что такие стандартные элементы есть у ГАЗа – это его несомненный успех, и мы не склонны принижать их уровень. ГАЗ имеет весьма неплохие достижения в своей истории”.

Всё так и есть. Кроме того, что к этому времени идея скомпоновать готовые элементы в новый внедорожник уже не была новой.

На фото: ЗИЛ-5301 «Бычок»

Теперь второй вопрос: а не является ли Постников автором самой концепции внедорожника? Тут он, вроде бы, опередил газовцев на целый год. И снова нет.

“В конце 2015 года началось серийное производство цельнометаллического фургона, а в начале 2016 года началась работа по созданию «Вепря NEXT» с использованием готового кузова” – говорится в комментарии пресс-службы Группы ГАЗ. Эскизы же были сделаны Постниковым только в сентябре 2016. То есть, тут он по факту оказался тоже позже (и с ошибкой в шасси, которая – повторюсь – принципиально меняет характеристики, назначение и всю концепцию автомобиля).

Что такое плагиат, и кому он нужен?

К сожалению, многие сейчас настолько запутались в технологии автомобилестроения, что очень многое им кажется плагиатом чистой воды. Вспомним хотя бы, сколько натерпелся КАМАЗ с новой кабиной. “Это ж Мерседес!” –  тыча в него пальцем, укоризненно кивают головами диванные эксперты. “Украли, демоны!” – поддакивают другие. Ну, никто ничего не крал. Эти кабины собирают в Набережных Челнах в рамках совместного сотрудничества с Мерседесом.  Никто же не говорит, что КАМАЗ свистнул коробки передач ZF или моторы Cummins, которые также выпускают в Татарии.

На фото: КамАЗ-5490 ‘2013–н.в.

Другие “эксперты” в своё время готовы были смешать с грязью МАЗ-5440М9. В нём увидели одновременно Mercedes Actros МР4, Volvo FMX и Iveco Stralis. Первый грузовик сюда приплели из-за схожести кабин, второй – оптики, третий – зеркал заднего вида. Из-за кабин даже спорили: украли её у Мерседеса или всё же у Вольво? Да ни у кого никто не крал. Общие черты – дань моде, трендам. Вы же сейчас в кафтане на улицу гулять не пойдёте? Вот и у автомобилей есть своя мода. Однако обусловлена она не только вкусами, но и возможностями новых технологий, новыми требованиями, новыми условиями эксплуатации. С оптикой и зеркалами всё ещё проще: их берут у одних и тех же производителей и поставщиков (фары Hella и зеркала Ficosa).

К чему я это рассказал? К тому, что общие черты – это ещё далеко не плагиат. Это, скорее, печальная неизбежность сегодняшних дней. Но многим вся эта картина представляется исключительно как воровство идей, образов, решений. И, как мне кажется, иногда есть желающие на этом получить свой профит.

Есть, конечно, и другой вид плагиата, которым здорово грешат автопроизводители из Китая. Кого-то это люто бесит (например, BMW), а кто-то довольно потирает руки и говорит: “Во, наконец-то и нас скопировали! Значит, мы молодцы” (тут производителя называть не буду, вы сами догадались, о ком речь). Но это – другая история. Мы вернёмся к нашим Вепрям.

Вполне возможно, что идея Вепря Next пришла в голову одновременно и Постникову, и кому-то из конструкторов ГАЗа. Такое бывает, вспомните только историю радио с Маркони и Поповым. Но это не значит, что можно делать такие заявления, которые делает Постников:

– Обокрали? Да, но вот мои разработки изготовлены в металле, стоят на крутом салоне в Москве, все от них в восторге, а теперь ещё и знают, кто их истинный автор. Более того, я нарисую, разработаю и построю ещё! А они способны что-либо создать сами?

А вот своего хозяина – Олега Владимировича Дерипаску ГАЗовцы из дирекции по развитию, отдела главного конструктора, главного дизайнера, не моргнув и глазом, обокрали раза три кряду.

Первый раз они обокрали Олега Владимировича, когда целый год получали свои немаленькие зарплаты, ездили в командировки, на выставки по заграницам и ничегошеньки при этом не делали, никакого продукта сами не создали, так что пришлось от безысходности и бездарности воровать чужое. Второй раз обманули, когда под видом своей разработки подсунули ему краденое, а сказать об этом постеснялись.

Третий раз, когда наплевали на его и заводскую деловую репутацию, выставив ГАЗ на посмешище всей автомобильной Германии, а теперь и России.

Не самое красивое заявление, если честно. Попахивает популизмом, ну да бог с ним. Ведь вполне возможно, что автор искренне верит в то, что его эскизы стали основой для разработок Группы ГАЗ.

По ту сторону границы

Было бы крайне несправедливо по отношению к Юрию Постникову не привлечь его к нашей попытке разобраться в происходящем. И я благодарен ему за достаточно оперативные ответы на мои вопросы.

Итак, письмо от ГАЗа с просьбой предоставить концепцию автомобиля Соболь Next 4х4 было написано Постникову ещё 28 октября 2016. Обратим внимание на два момента: к тому времени работа над Вепрем Next шла на ГАЗе уже второй год, и вряд ли там не сделали к тому времени своих эскизов. И второе: речь идёт о концепте Соболь Next 4х4, то есть, о машине на шасси полноприводного Соболя, а не Садко. Иными словами, о другой машине.

На фото: ГАЗ Соболь 4×4 ‘2013–н.в.

Как поясняет пресс-служба Группы ГАЗ, в эскизах инженера их ничего не заинтересовало:  “Можно предположить, что даже при отсутствии специального образования в области дизайна автомобилей автор рисунков имел четкое представление о том, что все эти элементы – от серийных продуктов Горьковского автозавода, разработанных еще в 2013 году конструкторами ГАЗа. Учитывая бессмысленность предлагаемого сотрудничества, никакие серьезные переговоры с господином Постниковым далее не велись”. При этом ГАЗ не отрицает, что переговоры не велись “далее”, то есть, они всё-таки когда-то начинались. И, скорее всего, именно отказ ГАЗа от сотрудничества с Постниковым и делает мнение последнего относительно своего вклада в Вепрь Next чересчур предвзятым.

Кто виноват, и что делать?

Не моё это дело – встревать в разбирательства между инженером из Германии и Группой ГАЗ. Я всего лишь хотел положить одну руку на Библию, другую – на конституцию, и хотя бы свободной ногой изложить ситуацию, исходя исходя из фактов и здравого смысла. Конечно, я не вижу здесь никакого плагиата и воровства со стороны ГАЗа. Вепрь Next – разработка завода, и поводов для претензий со стороны Постникова быть не может. Но зато есть множество причин для иска со стороны ГАЗа: обвиняют его абсолютно беспочвенно.

Если бы не гневные нападки и излишняя экспрессивность Постникова, я посчитал бы всю эту ситуацию обычным недопониманием, которое иногда в жизни встречается даже между друзьями. Но попытки Юрия Постникова не убедить в своей правоте, а именно оскорбить работников ГАЗа, говорит о его желании получить профит в виде пиара или хотя бы привлечения внимания к своей работе. И это, конечно, неправильно.

Но вот в чём он прав однозначно, так это в следующем: “Один выход – забыть и разойтись, и я буду работать в этом направлении с каким-либо другим производителем. Скорее всего, сотрудничество с ГАЗом не получится. С моей стороны будут продолжены эти разработки с другими сотрудниками, другими заинтересованными заводами…

…Жизнь будет продолжаться!” Очень хочу, чтобы всё так и произошло. Чтобы дело до суда не доходило, ибо кончится это плохо.

Разумеется, не для Группы ГАЗ.

В общем, “мирись-мирись и больше не дерись”!

Опрос

На чьей вы стороне в этом споре?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

Вепрь NEXT

Группа ГАЗ на днях представила свой первый тяжелый пикап Вепрь NEXT, предназначенный для работы в экстремальных условиях. Пока модель носит статус концепта и призвана оценить перспективы серийного выпуска и потребность в подобном пикапе. Производитель позиционирует автомобиль в качестве оптимального образца для лесного хозяйства и нефтегазовой отрасли в удаленных районах страны. Подойдет он и для поклонников охоты и рыбной ловли.

Технические характеристики ГАЗ Вепрь Некст

Базой для Вепрь NEXT послужил грузовой ГАЗ-33088 «Садко». В результате пикап обладает длиной кузова в 6430мм и при собственной массе практически в 7 тонн способен перевозить в кузове до 2,5 тонн полезной нагрузки. При наличии дорожного просвета в 315мм и других технических ухищрениях, Вепрь NEXT способен вброд преодолевать водные преграды глубиной до 950мм.

В качестве силового агрегата используется стандартный ГАЗовский 4,4-литровый дизель, обладающий мощностью в 149 «лошадей» при 490Нм крутящего момента. Для повышения проходимости на каждой из осей используется дифференциал с самоблокировкой, имеется возможность включения пониженной передачи. Привод у Вепрь NEXT полный, подключаемый.

Дополнительно Вепрь NEXT стал обладателем системы пневматической подкачки колес и дополнительной лебедки. Резина специальная, внедорожная на дисках размером 18 дюймов. Для удобства водители предполагается несколько вариантов регулировок водительского сиденья с рессорами для гашения колебаний.


Видео Вепрь NEXT

2auto.su

Пикап «Вепрь NEXT» | Наша страна

Опытный образец пикапа «Вепрь NEXT» разработки «Группы ГАЗ» (с) «Группа ГАЗ»

Как сообщила «Группа ГАЗ», она представляет на Международном военно-техническом форуме «Армия – 2017» опытный образец внедорожного грузового автомобиля – пикап «Вепрь NEXT». В конструкции автомобиля высокая проходимость и отличные внедорожные качества семейства «Садко» соединяются с комфортом и эргономикой техники поколения NEXT.

На международном военно-техническом форуме «Армия – 2017» «Группа ГАЗ» представляет опытный образец внедорожного грузовика «Вепрь NEXT», выполненный в форме пикапа. Автомобиль предназначен для работы в лесных и охотничьих хозяйствах, нефтяной и газовой отрасли, автономных путешествий.

Созданный на базе узлов ГАЗ-33088 «Садко» автомобиль обладает огромным внедорожным потенциалом. Жестко подключаемый передний мост, самоблокирующиеся дифференциалы в переднем и заднем мостах, понижающая передача, пневмоподкачка и пневморегулировка колес, высокий дорожный просвет, большие углы въезда/выезда, 18-дюймовые колесные диски с вездеходной резиной и мощная механическая лебедка позволяют автомобилю преодолевать самые сложные препятствия. В то же время автомобиль обеспечивает водителю и пассажирам высокий уровень эргономики и комфорта, непривычный для внедорожного грузовика. Просторная и комфортабельная кабина с широким дверным проемом укомплектована подрессоренным водительским сиденьем с анатомической поддержкой, пятью уровнями регулировки и поясничным подпором.

На автомобиль установлена металлическая бортовая платформа с задним откидным бортом. Полная масса автомобиля – 6850 кг, грузоподъемность – 2,5 т. Габаритная длина – 6430 мм, ширина – 2268 мм. Клиренс – 315 мм, глубина преодолеваемого брода – 950 мм. Передаточное число понижающей передачи – 1,982. Пикап «Вепрь NEXT» укомплектован современным дизельным двигателем ЯМЗ-534 мощностью 149 л.с. с максимальным крутящим моментом 490 Нм.

Опытный образец пикапа «Вепрь NEXT» разработки «Группы ГАЗ» в экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2017». Кубинка, 22.08.2017 (с) Ренат Закиев / rg.ru

ЖЖ: bmpd

www.nasha-strana.info

ГАЗ представил сверхпроходимый пикап «Вепрь NEXT»

На днях был презентован новый автомобиль повышенной проходимости «Вепрь NEXT» – с дабл-кабиной от «ГАЗели Next» и ходовой частью от полноприводного грузовика ГАЗ-33088 «Садко». Пикап получился немаленьким: длиной – 6,43 м и шириной – 2,26 м. Грузоподъемность машины – 2,5 т, а полная масса – 6,85 т.

Читайте также:

Капот получил агрессивный дизайн – с оригинальной решеткой и фарами, визуально объединенных темно-серой рамкой. Последнняя выполнена в одном цветотом решении с расширителями колесных арок. Двухрядная кабина вмещает семерых человек. Грузовой отсек имеет мощную дугу безопасности и задний откидной борт.

«Вепрь NEXT»

Производитель заявляет, что пикап создан для тяжелых дорожных условий. Машина предназначена для охотников, путешественников, газовиков и нефтяников. Хотя то, что «Вепрь NEXT» презентовали на форуме «Армия-2017» говорит о том, что в Группе ГАЗ очень надеются на военные заказы.

Читайте также:

У машины принудительно подключаемый передний мост, понижающая передача (1,982), самоблокирующиеся дифференциалы на обеих мостах, пневмоподкачка колес. Неплохая и геометрия проходимости: дорожный просвет – 315 мм, большие углы въезда/съезда. Автомобиль может преодолевать броды почти метровой глубины – 950 мм.

В движение «Вепрь NEXT» приводит дизельный двиагтель ЯМЗ-534, мощностью 149 л. с. и максимальным крутящим моментом 490 Нм. В серийное производство пикап могут запустить уже в 2018 году.

«Вепрь NEXT»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.autocentre.ua

ГАЗ ответил за Вепрь NEXT

Текст и фото: Михаил Рябинин

Группа ГАЗ намерена привлечь жителя Германии Юрия Постникова в качестве ответчика, за обвинения в плагиате при разработке дизайна нового ГАЗ Вепрь NEXT. Вездеход на основе грузовика ГАЗ 3308 «Садко» уже был показан на выставке COMTRANS 2017 и должен стать одним из внедорожного модельного ряда завода.

История началась с того, что Юрий Постников разослал заявление о том, что завод ГАЗ использовал его эскиз внедорожника при создании Вепря Некст. Заявление транслировали некоторые СМИ в надежде на легкие «дивиденды». Любые скандалы с отечественными автопроизводителями подхватываются читателями на ура, которые не блещут желанием увидеть развитие русских машин имея кредитный пластик западного производства.


(Иллюстрация с сайта завода)

Группа ГАЗ официально заявляет, что Юрий Постников обращался на завод с предложением о сотрудничестве, предлагая эскизы внедорожников на основе Соболь 4х4 с кузовами от ГАЗели Некст и ГАЗона Некст. То есть, предлагая то, что тысячами людей обсуждается на форумах, встречах и других мероприятиях владельцев полноприводной техники. Отказали. Обиделся.

Вместе с европейским местом жительства Юрий Постников вероятно приобрел и европейские ценности. За первым заявлением о плагиате, скорее всего, скрывается бизнес-идея «срубить бабла», но ГАЗ решил ответить. Теперь вопрос, на чью сторону встанет суд и насколько быстро СМИ забудут его имя.

ГАЗ Вепрь NEXT по сути представляет собой кроссплатформенную модель кабинного модуля ГАЗель NEXT модифицированную в однообъемный внедорожник. Учитывая, что ранее ГАЗ производил похожий очертаниями внедорожник Вепрь на базе Садко, то появление новой модели с унифицированной кабиной было дело временем. Кабинный модуль используется для ГАЗели, ГАЗона и Урала Некст, а теперь еще и для модификаций специальной техники.

Интересно еще и то, что эскиз Юрия Постникова своими очертаниями напоминает боевой ГАЗон NEXT команды ГАЗ Рейд Спорт. Грузовики команды начали мелькать в прессе с комментариями, что скоро на его основе будут реализованы несколько проектов ГАЗ и после этого появляется эскиз Постникова, который пытается доказать уникальность своей идеи и ее использование ГАЗом.

По заявлению Президента Группы ГАЗ Вадима Сорокина, с которым мне удалось побеседовать в спокойной обстановке, внедорожник Вепрь Next станет одним из модельного ряда полноприводной техники начинающегося Соболь 4х4 и заканчивающегося специальными версиями автомобиля Урал Next. Учитывая это, стоит ожидать, что Группа ГАЗ не ограничится угрозами, а доведет дело до конца. Мы же, как говорят в сети, «готовим попкорн»…

Михаил Рябинин @mryabinin

Рубрика: Разное. Метки: ГАЗ, скандал.

Другие публикации

rblogger.ru