Шина мичиганская: Стабилизирующие шины.
Стабилизирующие шины.
Стабилизирующие шины сочетают в себе элементы вышеназванных шин и могут быть использованы при всех заболеваниях ВНЧС и жевательных мышц. Стабилизирующие шины в отличие от накусочных пластинок перекрывают окклюзионную поверхность всех зубов и обеспечивают контакт опорных бугорков противолежащей челюсти с небольшими (мелкими) ямками на своей окклюзионной поверхности.
Передние зубы контактируют с шиной только при сильном сжатии зубов. Шина изготавливается в центральном соотношении, в области боковых зубов она имеет толщину 1,5—2 мм.
Шину устанавливают на ту челюсть, где она может создать наибольшую окклюзионную стабильность, в основном на челюсть с малым числом сохранившихся зубов.
Рис. 9.3. Стабилизирующая шина для верхней челюсти (схема).
а — общий вид; б — поперечный срез шины в области левого клыка.
Предпочтение отдают стабилизирующим шинам на верхнюю челюсть. Эта шина имеет ряд особенностей и преимуществ: она перекрывает с вестибулярной стороны верхние передние зубы, препятствуя их вестибулярному смещению, что важно при патологии пародонта и глубоком резцовом перекрытии. Кроме того, такая шина дает возможность создать «клыковое ведение» в боковых окклюзиях, исключить контакты боковых зубов в передней и боковых окклюзиях, что способствует миорелаксации жевательных мышц [Хватова В.А., 1996].
Рис. 9.4. Стабилизирующая шина для верхней челюсти в полости рта.
а — при смыкании челюстей; б — в правой боковой окклюзии «клыковое ведение» (обозначено стрелкой), все остальные зубы разобщены [Ash M. et al., 1995].
Включение в шину всех зубов препятствует их вертикальному перемещению. Шина не показана при концевых дефектах зубных рядов.
Возможно применение шины на нижнюю челюсть, так как она меньше нарушает эстетику и фонетику (расположение ниже экватора языка).
Типичный пример стабилизационной шины — мичиганская шина, которая моделируется воском и заменяется пластмассой методом горячей полимеризации (рис. 9.3-9.6).
На нижней челюсти такая шина должна обеспечивать «резцовое и клыковое ведение».
Продолжительность постоянного использования шин от 3 до 4 нед с систематическим контролем, особенно у лиц с болевым синдромом, у которых трудно сразу определить центральное соотношение челюстей. Постепенное снятие боли достигается путем коррекции шины.
Разобщающими, центрирующими и стабилизирующими шинами нужно пользоваться круглосуточно, снимая их только во время чистки зубов.
Основная цель применения стабилизационной шины — достижение множественных контактов зубов в определенном положении нижней челюсти по отношению к верхней.
Рис.9.5. Стабилизирующая шина на нижнюю челюсть.
Рис. 9.6. Стабилизирующая шина, вид с окклюзионной поверхности. Точечные контакты шины со щечными (опорными) бугорками нижних зубов. В боковых окклюзиях смоделировано «клыковое ведение».
Стабилизирующая шина изготавливается в полурегулируемом артикуляторе на моделях, установленных с помощью лицевой дуги или балансира (фундаментные весы). Это необходимо для получения необходимых контактов в центральном соотношении, передней и боковых окклюзиях.
Окклюзионная поверхность верхнечелюстной шины касается щечных опорных бугорков нижних боковых зубов, неопорные бугорки нижней челюсти не должны иметь контакт с шиной во избежание балансирующих контактов.
Толщина шины должна быть как можно меньше (1—2 мм). Более толстые шины затрудняют смыкание губ, мешают при разговоре, затрудняют физиологический покой и могут вызвать гиперсаливацию. Большая толщина шины может быть при лечении «двойного щелчка», большом резцовом перекрытии и резко выраженной кривой Spee.
Для изготовления шины используют пластмассу горячей полимеризации, самотвердеющую прозрачную пластмассу.
Недостатки шины: нарушение речи в период адаптации, видимость края шины в области передних зубов.
Требования, предъявляемые к шине:
• хорошая ретенция;
• множественный контакт шины и щечных бугорков нижних зубов в положении центральной окклюзии;
• контакт только клыков в боковых окклюзиях;
• отсутствие давления на зубы;
• симметричные контакты боковых зубов при глотании;
• нормальное смыкание губ.
Оформление окклюзионной поверхности шин. При использовании окклюзионных шин показано создание «резцового и клыкового ведения». При «клыковом ведении» на рабочей стороне дизокклюзия меньше, чем на балансирующей (1—2 мм против 3—4 мм).
Рельеф окклюзионной поверхности шины:
• плоский или с незначительными отпечатками вершин бугорков противолежащих зубов для релаксационных и стабилизирующих шин;
• с четкими, глубокими отпечатками бугорков противолежащих зубов для репозиционных шин с целью установления суставной головки и диска в правильном положении. По мере наступления репозиции глубина отпечатков и толщина
шины уменьшаются.
В области фронтальных зубов резцы должны скользить сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности шины, разобщая в передней и боковых окклюзиях боковые зубы. Это означает, что на шине нужно создавать идеальную функциональную окклюзию — «резцовое и клыковое ведение» и дизокклюзию боковых зубов.
Анализируя соотношение передних зубов после их разобщения, можно решить, на какую челюсть лучше сделать шину — на верхнюю или нижнюю. Чем больше выражена протрузия верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению верхнечелюстной шины, на которой можно сформировать контакт с нижними резцами с учетом выше-указанных требований. На нижне-челюстной шине пришлось бы с вестибулярной стороны делать очень большой выступ для контакта с верхними резцами.
Чем больше оральный наклон верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению нижнечелюстной шины. На ее вестибулярной поверхности в области резцов и клыков формируют выступ, верхняя поверхность которого вогнута так, что верхние резцы скользят сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности, разобщая боковые зубы в протрузионном положении.
9.1. Виды лечебно-диагностических аппаратов
Можно выделить три вида лечебно-диагностических аппаратов в зависимости от:
степени перекрытия жеватель ной поверхности зубов;
материала, из которого они из готовлены;
целевого назначения аппара та.
К первому виду относятся аппараты с перекрытием всех зубов, аппараты, имеющие выступы, клам-меры, площадки, создающие ок-клюзионный контакт на отдельных зубах, а также небные пластинки,
не препятствующие смыканию зубов (плацебо-шины).
Шины могут быть изготовлены из пластмассы, металла (сплава с содержанием золота и серебра).
Шины из пластмассы в отличие от металлических просты в изготовлении, легко припасовываются и уточняются по окклюзии. Толщину жевательной поверхности шины можно варьировать в зависимости от степени необходимого разобщения зубных рядов.
По цели применения различают разобщающие, центрирующие (ре-позиционные), релаксационные и стабилизирующие шины, а также накусочные пластинки, хотя, конечно, каждый аппарат сочетает в себе элементы комплексного воздействия на зубочелюстную систему.
Разобщающие
шины, перекрывающие
полностью зубной ряд одной из челюстей,
применяют при снижении окклюзионной
высоты, сужении
верхне- и заднесуставной щелей. Если это наблюдается в ВНЧС
с двух сторон, толщина ок-клюзионных
накладок шины одинакова
слева и справа. При одностороннем
сужении суставной щели толщина
окклюзионной накладки больше
на стороне суженной суставной
щели (репозиционная шина).
При применении разобщающих шин разница между физиологическим покоем нижней челюсти и окклюзионной высотой должна быть сохранена.
Межальвеолярное расстояние можно увеличивать одномоментно или в несколько этапов. Это зависит от возраста пациента и степени необходимого разобщения зубных рядов. При отсутствии симптомов мышечно-суставной дисфункции у лиц среднего возраста можно одномоментно восстанавливать межальвеолярное расстояние.
У пациентов более старшего возраста, длительное время пользую-
211
щихся
полными съемными протезами с
уменьшенным межальвеолярным
расстоянием, адаптационные возможности
нейромышечной системы
снижены, поэтому увеличение межальвеолярного
расстояния лучше
делать постепенно. Альтернативный
выход из положения: на старый съемный
протез, к которому больной
привык, сделать окклюзионную шину
на искусственные зубы нижней
челюсти. Можно увеличить межальвеолярное
расстояние, изготовив
мягкий базис на имеющийся протез
нижней челюсти.
Центрирующие (репозиционные) шины осуществляют репозицию нижней челюсти и центрирование суставных головок в ямках. Эти шины применяют при частичных и полных дислокациях суставных дисков, если имеются соответствующие клинические симптомы, подтвержденные результатами аксио-графии и МРТ.
При
передней дислокации диска и
смещении суставной головки назад
наблюдается «реципрокный» щелчок
— двойной щелчок при открывании
и закрывании рта. Окклюзионную
шину в этом случае устанавливают
в конструктивном прикусе
так, чтобы щелчки не возникали,
а суставные головки заняли
центрическое положение. Клинически
это можно определить, если
пациент немного выдвигает вперед
нижнюю челюсть и из этого положения
открывает и закрывает рот
без щелчков.
Приводим пример использования репозиционной шины при одностороннем сужении суставной щели и укороченной ветви нижней челюсти.
Пациентка А., 38 лет, обратилась с жалобами на боль в области ВНЧС слева, щелчки в суставе справа, «выбухание» суставной головки слева, асимметрию лица за счет смещения подбородка вправо.
Прикус ортогнатический с глубоким резцовым перекрытием, смещение
212
нижней челюсти вправо на ширину нижнего резца. Имеются мостовидные протезы в области боковых зубов нижней челюсти справа и слева (рис. 9.1, А).
На томограммах ВНЧС: правая суставная головка по сравнению с левой деформирована и значительно уплощена. В положении привычной окклюзии слева сужение заднесуставной щели. Ветвь нижней челюсти справа короче на 9 мм (рис. 9.1, Б).
Изготовлена
репозиционная шина на нижнюю
челюсть с окклюзионной накладкой
на жевательные зубы справа (рис. 9.1, в), чтобы переместить нижнюю
челюсть влево на ширину резца, улучшить
положение суставных головок
и уменьшить асимметрию лица. С окклюзионной
шиной суставная щель
справа увеличилась, слева стала
равномерной.
Через 2—3 дня жалобы уменьшились,
открывание рта осуществлялось без
смещения нижней челюсти вправо.
Даны рекомендации пользоваться шиной не менее 3 мес. После этого были изготовлены мостовидные протезы в правильном положении нижней челюсти.
Релаксационные накусочные пластинки. В отличие от центрирующих и разобщающих шин эти аппараты обеспечивают симптоматическое лечение — снятие боли и миорелаксацию. Они показаны в тех случаях, когда при болевом синдроме не выявлены причинные факторы или не могут быть быстро устранены окклюзионные нарушения (например, при большой протяженности несъемных конструкций).
В качестве релаксационных наку-сочных пластинок применяют:
небные пластинки с накусоч- ной площадкой у передних зубов.
Их изготавливают на верхнюю че люсть. Они имеют горизонталь ную или наклоненную площадку, на которую опираются нижние перед ние зубы, а все остальные зубы раз общены;
небные пластинки с кламме- рами.
Рис. 9.1. Мышечно-суставная дисфункция, артроз ВНЧС у пациентки А.
А — привычный прикус до (а) и после (б) наложения на зубной ряд нижней челюсти репо-зиционной шины (в) для центрирования суставных головок и компенсации укорочения ветви нижней челюсти справа; Б — томограммы ВНЧС в привычном прикусе (1), с окклюзион-ной шиной (2) и при открытом рте (3). Справа (а) — деформирующий артроз, укорочение ветви нижней челюсти на 9 мм; слева (б) — сужение заднесуставной щели в привычной окклюзии.
213
Рис. 9.2. Релаксационные накусочные пластинки.
А
— интерцептор «Schulte»:
a
— небная пластинка
с проволочными гнутыми кламмера-ми,
располагающимися между клыками и
первыми
премолярами; б — литая бю-гельная
конструкция для длительного ночного
пользования; в — литые кламмеры
обеспечивают
точечные контакты с дисталь-ными
скатами нижних первых премоляров; Б
— небная пластинка с площадкой от
клыка
до клыка для упора нижних резцов и
разобщения
боковых зубов [Ash
M.
Типичный представитель — релаксационная небная пластинка с перекидными проволочными клам-мерами диаметром 0,8 мм, проходящими между клыками и премолярами или между премолярами на вестибулярную их поверхность (рис. 9.2). Перекидные части кламмеров находятся в контакте с дистальны-ми поверхностями нижних премоляров, поэтому при закрывании рта нижняя челюсть смещается несколько мезиально. Кламмеры располагают на зубах с обеих сторон симметрично и разобщают зубные
214
ряды на 1—2 мм, не нарушая физиологический покой нижней челюсти.
Эффект миорелаксации наступает в ближайшие дни: уменьшаются бруксизм, боль и напряжение жевательных мышц.
После этого можно сделать перерыв, а при возникновении неприятных ощущений снова применять аппарат.
Небные пластинки показаны при интактных зубных рядах, включенных дефектах зубных рядов; противопоказаны при пародонтозе (трав-
мируют
пародонт нижних премоля-ров), отсутствии
премоляров и моляров.
Если при бруксизме проволочные кламмеры ломаются, допустимо изготовление литых кламмеров, соединенных дугой. При протрузии верхних передних зубов изготавливают вестибулярную П-образную дугу.
При конструировании накусоч-ных пластинок необходимо соблюдать принцип билатеральной симметрии как в передней, так и в боковых окклюзиях. В процессе адаптации окклюзионные поверхности шин должны периодически корректироваться.
Релаксационную шину устанавливают не более чем на 2—3 нед, ее коррекцию производят через 1 и 3 дня, 1 и 2 нед. Затем ее используют как центрирующую шину с перекрытием всех зубов.
Рекомендуется пользоваться аппаратом как можно больше, обязательно ночью и в стрессовых ситуациях.
Стабилизирующие
шины сочетают
в
себе элементы вышеназванных шин
и могут быть использованы при
всех заболеваниях ВНЧС и
жевательных
мышц. Стабилизирующие
шины в отличие от накусоч-ных
пластинок перекрывают ок-клюзионную
поверхность всех зубов
и обеспечивают контакт опорных
бугорков противолежащей челюсти
с небольшими (мелкими) ямками
на своей окклюзионной поверхности.
Передние зубы контактируют с шиной только при сильном сжатии зубов. Шина изготавливается в центральном соотношении, в области боковых зубов она имеет толщину 1,5—2 мм.
Предпочтение
отдают стабилизирующим
шинам на верхнюю челюсть.
Эта шина имеет ряд особенностей
и преимуществ: она перекрывает с
вестибулярной стороны верхние
передние зубы, препятствуя
их вестибулярному смещению, что
важно при патологии пародон-та
и глубоком резцовом перекрытии.
Кроме того, такая шина дает возможность
создать «клыковое ведение» в боковых
окклюзиях, исключить
контакты боковых зубов в передней
и боковых окклюзиях, что
способствует миорелаксации жевательных
мышц [Хватова В. А., 1996].
Включение в шину всех зубов препятствует их вертикальному перемещению. Шина не показана при концевых дефектах зубных рядов.
Возможно применение шины на нижнюю челюсть, так как она меньше нарушает эстетику и фонетику (расположение ниже экватора языка).
Типичный пример стабилизационной шины — мичиганская шина, которая моделируется воском и заменяется пластмассой методом горячей полимеризации (рис. 9.3-9.6).
На нижней челюсти такая шина должна обеспечивать «резцовое и клыковое ведение».
Продолжительность постоянного использования шин от 3 до 4 нед с систематическим контролем, особенно у лиц с болевым синдромом, у которых трудно сразу определить центральное соотношение челюстей. Постепенное снятие боли достигается путем коррекции шины.
Разобщающими,
центрирующими
и стабилизирующими шинами нужно
пользоваться круглосуточно, снимая
их только во время чистки зубов.
Основная цель применения стабилизационной шины — достижение множественных контактов зу-
215
а б
Рис. 9.3. Стабилизирующая шина для верхней челюсти (схема).
а — общий вид; б — поперечный срез шины в области левого клыка.
бов в определенном положении нижней челюсти по отношению к верхней.
Стабилизирующая шина изготавливается в полурегулируемом арти-
Рис. 9.4. Стабилизирующая шина для верхней челюсти в полости рта.
а — при смыкании челюстей; б — в правой боковой окклюзии «клыковое ведение» (обозначено стрелкой), все остальные зубы разобщены [Ash M. et al., 1995].
216
куляторе на моделях, установленных с помощью лицевой дуги или балансира (фундаментные весы). Это необходимо для получения необходимых контактов в центральном соотношении, передней и боковых окклюзиях.
Окклюзионная
поверхность верхнечелюстной
шины касается щечных
опорных бугорков нижних боковых
зубов, неопорные бугорки нижней
челюсти не должны иметь контакт
с шиной во избежание балансирующих
контактов.
Толщина шины должна быть как можно меньше (1—2 мм). Более толстые шины затрудняют смыкание губ, мешают при разговоре, затрудняют физиологический покой и могут вызвать гиперсаливацию. Большая толщина шины может быть при лечении «двойного щелчка», большом резцовом перекрытии и резко выраженной кривой Spee.
Для изготовления шины используют пластмассу горячей полимеризации, самотвердеющую прозрачную пластмассу.
Недостатки шины: нарушение речи в период адаптации, видимость края шины в области передних зубов.
Требования, предъявляемые к шине:
хорошая ретенция;
множественный контакт шины и щечных бугорков нижних зубов в положении центральной окклюзии;
контакт только клыков в боко вых окклюзиях;
отсутствие давления на зубы;
симметричные контакты боко вых зубов при глотании;
нормальное смыкание губ.
Оформление окклюзионной поверхности шин. При использовании окклюзионных шин показано создание «резцового и клыкового ведения». При «клыковом ведении» на рабочей стороне дизокклюзия меньше, чем на балансирующей (1—2 мм против 3—4 мм).
Рельеф окклюзионной поверхности шины:
плоский или с незначительны ми отпечатками вершин бугорков противолежащих зубов для релакса ционных и стабилизирующих шин;
с четкими, глубокими отпечат ками бугорков противолежащих зу бов для репозиционных шин с це лью установления суставной голов ки и диска в правильном положе нии. По мере наступления репози ции глубина отпечатков и толщина шины уменьшаются.
В
области фронтальных зубов резцы
должны скользить сначала по
плоской, а затем по отвесной поверхности
шины, разобщая в передней и боковых
окклюзиях боковые
зубы. Это означает, что на шине
нужно создавать идеальную функциональную
окклюзию — «резцовое
и клыковое ведение» и дизокклюзию
боковых зубов.
Анализируя соотношение передних зубов после их разобщения, можно решить, на какую челюсть лучше сделать шину — на верхнюю или нижнюю. Чем больше выражена протрузия верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению верхнечелюстной шины, на которой можно сформировать контакт с
Рис. 9.5. Стабилизирующая шина на нижнюю челюсть.
нижними резцами с учетом вышеуказанных требований. На нижнечелюстной шине пришлось бы с вестибулярной стороны делать очень большой выступ для контакта с верхними резцами.
Чем больше оральный наклон верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению нижнечелюстной шины. На ее вестибулярной поверхности в области резцов и клыков формируют выступ, верхняя поверхность которого вогнута так, что верхние резцы скользят сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности, разобщая боковые зубы в протрузионном положении.
Рис.
9.6. Стабилизирующая шина, вид с
окклюзионной поверхности. Точечные
контакты шины со щечными (опорными)
бугорками нижних зубов. В
боковых окклюзиях смоделировано
«клыковое
ведение».
217
Шина Красавица | Найдите шины и диски в Интернете
Самая низкая цена на шины, период!
- Поиск по автомобилю
- Поиск по размеру шин
OR
- Новые шины
- Поиск по автомобилю
- Поиск по размеру
- Автомобиль Al ignment
- Технический техосмотр
АКЦИЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ
КУПИТЬ ОНЛАЙН 17 мая в 19:00
НАЙДИТЕ СВОИ ШИНЫ СЕЙЧАС
ПОСМОТРЕТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯ
НАЙТИ ШИНЫ СЕЙЧАС
НАЙТИ ШИНЫ СЕЙЧАС
НАЙТИ ШИНЫ СЕЙЧАС
НАЙТИ СВОИ ШИНЫ СЕЙЧАС
НАЙТИ СВОИ ШИНЫ СЕЙЧАС
НАЙТИ СВОИ ШИНЫ СЕЙЧАС
Посмотреть цены на свой автомобиль
УЗНАТЬ ЦЕНЫ НА ВАШ АВТОМОБИЛЬ
НАЙТИ ШИНЫ СЕЙЧАС
Автосервисы 900 25
Развал-схождение
Регулярная развал-схождение шин помогает снизить преждевременный износ протектора и увеличить расход топлива.
Узнать больше
Услуги автостекла
Проблемы со стеклом? Сколы или трещины? Позвоните в местный магазин, чтобы обсудить, как мы можем помочь с вашими потребностями в стекле.
Узнать больше
Масло и смазочные материалы
Регулярная замена масла обеспечит бесперебойную работу двигателя. И вы можете сделать это, пока мы работаем над любой другой услугой, которая может вам понадобиться.
Узнать больше
Тормоза
Мы предлагаем бесплатную проверку безопасности тормозов для всех. Потому что своевременное техническое обслуживание тормозов сэкономит вам деньги и повысит вашу безопасность на дороге.
Подробнее
Обслуживание подвески
Частая проверка амортизаторов и стоек поможет вам поддерживать комфортную езду.
Узнать больше
Основные сведения об аккумуляторах
Наличие полностью заряженного и исправно работающего аккумулятора — это огромный плюс.
Добавить комментарий