Расходы на бензин в бухгалтерском учете: Учет расхода ГСМ и топлива на предприятии

Содержание

топливо

Расход горюче-смазочных материалов с нефтескладов (пунктов заправки) отражается в бухгалтерском учете следующими записями.

——————T————————T————T——————–¬
¦ Наименование ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Основание для ¦
¦ операции ¦ ¦ ¦ записи ¦
+—————–+————————+————+——————–+
¦Стоимость ¦Счета 23 ¦Счет 10 ¦Ведомость учета ¦
¦отпущенных ¦”Вспомогательные ¦”Материалы” ¦выдачи горюче- ¦
¦горюче-смазочных ¦производства”, ¦субсчет ¦смазочных ¦
¦материалов с ¦25 “Общепроизводственные¦10-31 ¦материалов, ¦
¦нефтескладов ¦расходы”, ¦”Топливо ¦требование, ¦
¦(пунктов ¦26 “Общехозяйственные ¦на складах” ¦лимитно-заборная ¦

¦заправки) на ¦расходы”, ¦ ¦карта, товарно- ¦
¦производство и ¦29 “Обслуживающие ¦ ¦транспортная ¦
¦реализацию ¦производства и ¦ ¦накладная типовой ¦
¦продукции, ¦хозяйства”, ¦ ¦формы ТТН-1, ¦
¦выполнение работ,¦44 “Издержки обращения” ¦ ¦товарно- ¦
¦оказание услуг ¦ ¦ ¦транспортная ¦
¦ ¦ ¦ ¦накладная ¦
¦ ¦ ¦ ¦специализированной ¦
¦ ¦ ¦ ¦формы ТТН-1 (нефть) ¦
+—————–+————————+————+——————–+
¦Стоимость ¦Счет 10 ¦Счет 10 ¦Ведомости учета ¦
¦отпущенного ¦”Материалы”, ¦”Материалы” ¦выдачи горюче- ¦
¦бензина и ¦субсчет 10-31 ¦субсчет ¦смазочных ¦
¦дизельного ¦”Топливо на складах” ¦10-33 ¦материалов, ¦
¦топлива на ¦ ¦”Топливо в ¦сверенные с данными ¦
¦заправку ¦ ¦баках ¦путевых листов, и ¦
¦автомобилей ¦ ¦транспортных¦документы о ¦
¦ ¦ ¦средств” ¦заправке ¦
¦ ¦ ¦ ¦транспортных ¦
¦ ¦ ¦ ¦средств, машин и ¦
¦ ¦ ¦ ¦механизмов на ¦
¦ ¦ ¦ ¦заправочных пунктах ¦
L—————–+————————+————+———————

На субсчете 10-33 “Топливо в баках транспортных средств” учитываются бензин и дизельное топливо, полученные на заправку автомобиля водителями непосредственно с нефтесклада или пунктов заправки организации.
Бухгалтерский учет бензина и дизельного топлива на субсчете 10-33 “Топливо в баках транспортных средств” ведется по организации в целом или с подразделением по автоколоннам, бригадам и т.д. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточка учета расхода топлива на каждую марку бензина и одна карточка учета расхода топлива на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные о движении топлива и его стоимости.
Данные о наличии остатка топлива в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете “Топливо в баках транспортных средств”, ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.

Расход бензина и дизельного топлива, связанный с эксплуатацией автомобилей, отражается в бухгалтерском учете следующими записями.

——————-T————————T————T——————–¬
¦ Наименование ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Основание для ¦
¦ операции ¦ ¦ ¦ записи ¦
+——————+————————+————+——————–+
¦Стоимость бензина ¦Счета 23 ¦Счет 10 ¦Накопительные ¦
¦и дизельного ¦”Вспомогательные ¦”Материалы” ¦ведомости данных ¦
¦топлива, ¦производства”, ¦субсчет ¦путевых листов о ¦
¦фактически ¦25 “Общепроизводственные¦10-33 ¦фактическом расходе ¦
¦израсходованных ¦расходы”, ¦”Топливо в ¦топлива за отчетный ¦

¦на эксплуатацию ¦26 “Общехозяйственные ¦баках ¦период ¦
¦транспортных ¦расходы”, ¦транспортных¦ ¦
¦средств, машин и ¦29 “Обслуживающие ¦средств” ¦ ¦
¦механизмов в ¦производства и ¦ ¦ ¦
¦пределах ¦хозяйства”, ¦ ¦ ¦
¦установленных ¦44 “Издержки ¦ ¦ ¦
¦норм ¦обращения” ¦ ¦ ¦
+——————+————————+————+——————–+
¦Стоимость бензина ¦Счета 92 ¦Счет 10 ¦Карточка учета ¦
¦и дизельного ¦”Внереализационные ¦”Материалы” ¦расхода топлива за ¦
¦топлива, ¦доходы и расходы”, ¦субсчет ¦отчетный период ¦
¦израсходованных ¦94 “Недостачи и потери ¦10-33 ¦ ¦
¦сверх ¦от порчи ценностей” ¦”Топливо в ¦ ¦
¦установленных ¦ ¦баках ¦ ¦
¦норм ¦ ¦транспортных¦ ¦
¦ ¦ ¦средств” ¦ ¦
L——————+————————+————+———————

Следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 2. 6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26.01.1998 N 19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.1998 N 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998 N 3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 N 03-02-07/300, в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.

Также в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII “О налогах на доходы и прибыль” стоимость топливно-энергетических ресурсов включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при обложении налогом на прибыль, в пределах лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке.
Организации обязаны проводить инвентаризацию горюче-смазочных материалов (в том числе в баках транспортных средств, машин и механизмов) в общеустановленном порядке, определенном Законом Республики Беларусь от 18. 10.1994 N 3321-XII “О бухгалтерском учете и отчетности” и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия горюче-смазочных материалов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
стоимость излишков горюче-смазочных материалов при принятии их на бухгалтерский учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных горюче-смазочных материалов, а соответствующая денежная сумма относится на внереализационные доходы;
недостача горюче-смазочных материалов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации списывается на затраты по видам деятельности;
недостача горюче-смазочных материалов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи горюче-смазочных материалов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются на внереализационные расходы.
Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Инструкцией N 74 установлено, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, при необходимости разрабатывают и утверждают на основании Инструкции N 74 для организаций, входящих в их систему (состав), особенности учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов с учетом специфики их деятельности.
В этой связи Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23. 08.2002 N 24 утверждено Положение о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями. Данное Положение является обязательным для исполнения государственными организациями, иными организациями, имеющими долю государственной собственности, а также другими сельскохозяйственными организациями негосударственной формы собственности.
Также следует обратить внимание на применяемую административную ответственность за нарушение требований Инструкции N 74. Согласно статье 20.13 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З “Об административных правонарушениях” нарушение установленного порядка учета поступления, хранения, расходования, отпуска или приобретения горюче-смазочных материалов, а также невзыскание стоимости перерасходования горюче-смазочных материалов влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Практические советы по учету и списанию ГСМ

Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Участники нашего форума регулярно обсуждают, как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля. Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье

15.03.2019

Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива. Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу. Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначение нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

Налоговый учет

Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.

Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см., например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10. 06.11 № 03-03-06/4/67). 

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875).  Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией. Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Как рассчитать собственный норматив

Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.

Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России.

Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым. Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра. Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии.

Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.

Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.

Как провести инвентаризацию ГСМ

Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки. Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно.

Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.

Более распространен другой метод. Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака. А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак. Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки. Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.

Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.

Системы спутниковой навигации

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации). Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила. В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.

Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем

Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.

Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.

Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.

В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).

Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.

Как учесть топливо в баке проданного автомобиля

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).

ГСМ в баке арендованной машины

При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.

Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.

Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.

Бухгалтерия Онлайн

Списание ГСМ по данным ГЛОНАСС — СКБ Контур

Отвечает эксперт программного продукта “Путевые листы и ГСМ”
https://kontur.ru/putevye-listy-i-gsm

Унифицированная форма путевого листа обязательна к применению исключительно автотранспортными организациями.
Для организации, не являющейся автотранспортной, путевой лист (либо документ, заменяющий его) не является обязательным и единственным документом, подтверждающим расходы на ГСМ.
Но судебная практика диктует требование “документы, представленные организацией в обоснование расходов по приобретению топлива, должны подтверждать фактический расход топлива” (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2012 N Ф07-2241/12 по делу N А42-3168/2011).

В качестве документа подтверждения расхода ГСМ вы можете использовать разработанный в организации первичный документ, либо сам отчет из ГЛОНАСС, если он содержит все необходимые реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). В любом случае вам необходимо сделать выбор – списывать ГСМ по путевым листам, либо по Отчету ГЛОНАСС, либо собственному документу, разработанному в организации. Обязательно нужно оформить выбранный способ и документ в учетной политике с подробным его описанием и сослаться, что писание ГСМ будет производиться согласно него.

Обратите внимание, что путевой лист используется не только как документ, отражающий расход ГСМ, но и для отслеживания времени работы водителя, маршрутов, проставления отметок о медосмотрах и техосмотрах.

В программном продукте “Путевые листы и ГСМ” данные заполняются вручную с любого первичного документа, в том числе можно заводить данные из Отчета, формируемого ГЛОНАСС, либо первичного документа, разработанного в организации. Например, это может быть гибрид Путевого листа и Отчета ГЛОНАСС.
Можно пробег и остатки топлива в баке заносить по данным ГЛОНАСС, а выдачу топлива (покупку по чекам или по топливным картам) – вносить по фин. документам, которые водитель приложит к путевому листу. Можно и остатки топлива тоже вводить по измерениям в баке, если после возвращения проводят уточняющие замеры.
Что касается норм. В программе можно настроить нормы в справочнике ТС так, чтобы они максимально соответствовали нормам, которые выдает система ГЛОНАСС.

Какой расход топлива? – Greedhead.net

Какой вид расхода топлива?

В соответствии с налоговым кодексом США покупка бензина в качестве топлива для активов, таких как бизнес-автомобиль, считается расходом, в то время как сам автомобиль таковым не является. Это связано с тем, что это актив, связанный с бизнесом, и поэтому он также представляет собой капитальные затраты.

Как отразить расходы на топливо в бухгалтерии?

Для субсчета топлива выполните следующие действия:

  1. Щелкните значок шестеренки.
  2. Щелкните План счетов.
  3. Выберите «Создать» в правом верхнем углу.
  4. В разделе «Тип счета» выберите «Расходы».
  5. В поле “Тип детализации” выберите “Авто”.
  6. Введите имя учетной записи (пример: Топливо).
  7. Поставьте галочку рядом с Является вспомогательной учетной записью и выберите основную учетную запись.

Является ли бензин активом или расходом?

Расходы на топливо сами по себе не являются ни пассивом/собственным капиталом, ни активом, а расходом, просто расходом!

Расход топлива относится к дебету или кредиту?

Типы учетных записей

Счет Тип Дебет
РАСХОД НА ТОПЛИВО Расход Увеличение
УСИЛЕНИЕ Усиление Уменьшение
ЗДОРОВЬЕ/РЕБЕНОК FLEX ОПЛАЧИВАЕТСЯ Ответственность Уменьшение
ОБЗОР ДОХОДОВ Не является счетом финансовой отчетности Списано на общую сумму расходов

Является ли топливо расходом автомобиля?

Как следует из названия, вы можете вычесть фактические расходы на использование вашего автомобиля для деловых поездок. Сюда входят такие расходы, как нефть и газ, страхование, ремонт, лицензионные и регистрационные сборы и т. д.

Что такое расходы в бухгалтерском учете?

Расход — это стоимость операций, которые компания несет для получения дохода. Как говорится в народной поговорке, «чтобы делать деньги, нужны деньги». Общие расходы включают платежи поставщикам, заработную плату сотрудников, аренду фабрик и амортизацию оборудования.

Является ли расход активом или обязательством?

При двойной бухгалтерии расходы записываются по дебету счета расходов (счета отчета о прибылях и убытках) и по кредиту либо счета активов, либо счета пассивов, которые являются балансовыми счетами.Расходы уменьшают активы или увеличивают обязательства.

Что значит иметь расходы на топливо?

Расходы на топливо означает за любой период стоимость поставки и транспортировки всего топлива, доставленного на Проект. Загрузка…

Что значит иметь счет расходов?

Счет расходов помогает отслеживать и сортировать различные расходы вашего бизнеса в течение определенного периода времени. Расходы по счету расходов увеличиваются по дебету и уменьшаются по кредиту.Ваш счет расходов увеличивается, когда вы тратите деньги. Счета расходов считаются временными счетами, то есть они сбрасываются, когда начинается новый период.

Расходы на топливо относятся к обязательствам или капиталу актива?

Расходы на топливо сами по себе не являются ни пассивом/собственным капиталом, ни активом, а расходом, просто расходом! Но в соответствии с системой учета по методу начисления, если то же самое должно быть уплачено (оплачиваемое) или получено (дебиторская задолженность).

Могут ли расходы на газ быть вычтены как расходы?

Это расход, но он не может быть вычтен как расход, потому что я использую вычет за пробег, поэтому я хотел бы, чтобы он не отображался в отчете о прибылях и убытках как расход 14 февраля 2019 г. 17:27 Какой счет мне ввести квитанции за газ Если я вычитаю пробег, а не фактические расходы?