Полноприводный зил: для чего его его придумали? — журнал За рулем

все его американские родственники — журнал За рулем

При разработке модели на заводе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов.

Мотор V12 с автоматом — были и такие грузовики в СССР!

В рейтинге самых массовых грузовиков СССР трудяга ЗИЛ‑130 занимает почетное второе место после не менее легендарного ГАЗ‑51. А по продолжительности конвейерной жизни «сто тридцатый» и вовсе рекордсмен. Серийно его производили с 1962 года, когда выпустили установочную партию, по 1995‑й, правда, уже под именем ЗИЛ‑431410. А если учесть, что шасси и двигатель прожили и вовсе до конца ХХ века, то равных этому грузовику в нашей истории нет!

Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной. Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года. При разработке 130‑го на ЗИЛе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов, в основном – американских.

Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году.

Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку ее кабина была заметно сложнее и не устраивала военных. Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину – более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность. Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно все же пошло в серию.

Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х. Но у этого «американца» пока не было панорамного ветрового стекла.

В 1959 году в серию пошел американский International с новой кабиной и панорамным стеклом. Но эта машина навевает ассоциации скорее с ГАЗ‑53, чем с ЗИЛ‑130.

Аналог ЗИЛ‑130 – Ford серии F, помимо панорамного стекла и буквы V (от V8) на передке, не имел с советской машиной ­практически ничего общего.

Один из аналогов будущего ЗИЛ‑130 – грузовик Dodge серии С. Конструкция ветрового стекла на советском автомобиле именно от него. Но сама кабина – иная. Кстати, капот у Доджа открывался, в отличие от зиловского, поднимающегося целиком вертикально, подъемом вверх лишь левой и правой частей. Узкая средняя часть капота у американской машины оставалась неподвижной.

ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое. Мотор V8 был совершенно новым, рама – заметно усиленная. Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача – 6,45) внедрили, правда, еще в 1961 году на ЗИЛ‑164А. Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика – на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.

Рама ЗИЛ‑130 – оригинальная. Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика – Ford серии F. Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах – до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом. Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании – автокроссе на грузовиках.

Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 – модернизированный от ЗИЛ‑164. Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года. Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.

Корни зиловской «восьмерки» уходят в 1952 год. Предок советского мотора – агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 куб. дюйма) марки Chrysler. Правда, отечественный агрегат заметно изменили.

Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111. При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность – с 200 до 150 л.с. при 3200 об/мин. ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.

Грузовик застойных времен: как сделали передовой МАЗ‑500

Серийный ЗИЛ‑130 для середины 1960‑х был современным, удачным, гармоничным по дизайну кабины автомобилем.


Скоро розыгрыш автомобилей — подарим три Нивы

Впрочем, те, кто в конце 1950‑х годов проектировали ЗИЛ‑130, на это, конечно, не рассчитывали.

  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут,
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.

Фото: из архива «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Полноприводный грузовик ЗиЛ-157

посмотреть галерею

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157 — усовершенствованная модификация широко распространенной в 50-е годы машины ЗИЛ-151. Этот трехосный автомобиль со всеми ведущими колесами имеет собственный вес 5540 кг и способен перевозить 4,5 т груза плюс 2,5 т груза на прицепе. Его важное отличие от базовой модели — автомобиля ЗИЛ-151—лебедка для самовытаскивания. Конструкторы предусмотрели также1 централизованное регулирование давления в шинах, что облегчало движение в различных дорожных условиях. ЗИЛу с индексом 157 повезло в автомобильном транспорте во многих отношениях. Простая в эксплуатации и неприхотливая, эта машина трудилась и трудится в самых разных отраслях народного хозяйства.

Кроме того, высокие эксплуатационные качества грузовика сделали его в глазах конструкторов отличной базовой моделью для создания разнообразных модификаций. Так, в 1958 году на дорогах страны появился седельнsй тягач ЗИЛ-157В. Он мог буксировать полуприцеп с грузом от 6 до 11 т (в зависимости от дорожных условий). Чуть позже выпустили ЗИЛ-157Г, существенной особенностью которого являлось экранированное электрооборудование. Затем создали машину с индексом «Е» — ее кабина была приспособлена для монтажа специальных кузовов (скажем, передвижной мастерской).

В 1961 году ЗИЛ-157 уступил место на конвейере еще более совершенной модели, получившей индекс «157К». Его главной чертой также была повышенная проходимость. По внешнему виду модификация практически не отличалась от уже полюбившейся шоферам машины, зато в ряд узлов и агрегатов ЗИЛа конструкторы внесли весьма существенные усовершенствования, увеличившие моторесурс двигателя, повысившие надежность и эксплуатационные качества. Так, впервые на грузовой машине применили однодисковое сцепление, ручной тормоз барабанного типа, телескопические амортизаторы, кроме того, модернизировали коробку передач.

Чтобы стало яснее, по какому пути шла в этот период конструкторская мысль, проследим, например, как изменялась нагрузка на оси автомобиля — показатель, весьма существенный для характеристики ее поведения на дороге. У ЗИЛ-151 нагрузка на переднюю ось составляла 2390 кг, на задние — 7840 кг. Модель ЗИЛ-157К имеет иные цифры: 2770 и 7420. Надо ли говорить, как благотворно сказалось на машине это изменение «центровки», давшееся месяцами напряженного труда прочнистов, компоновщиков, как повысились ее ходовые и эксплуатационные качества!

У ЗИЛ-157К тоже вскоре появились «младшие братья»: седельный тягач, топливозаправщик, автомобиль-цистерна, шасси с кабиной под монтаж специальных кузовов и другие. Их выпускают в Грозном и Харькове, собирают и в других городах, но везде на капоте оставляют эмблему родины машины — прославленного автозавода имени Лихачева.

Конструктивная схема автомобиля-прототипа в основном определяет класс будущей модели. Грузовой автомобиль-вездеход ЗИЛ-157 — наиболее подходящий образец для постройки радиоуправляемой или электромодели. Большой кузов позволяет удобно разместить аппаратуру или питание электродвигателя, а одинарные шины на задних мостах обеспечивают малое сопротивление качению при движении иа поворотах. Это очень важно для электромодели, соревнующейся на скорость по кольцевой дорожке кордодрома или радиоуправляемой, проходящей сложную фигурную трассу.

Как известно, модель на стендоом осмотре получает баллы как за наличие соответствующих узлов, так и за качество их изготовления. Полное копирование трансмиссии ЗИЛ-157 позволяет набрать значительное количество баллов. К узлам, дающим дополнительные баллы (по сравнению с автомобилем обычной схемы), относятся: раздаточная коробка, карданные валы (5 шт. ) и дифференциалы во всех мостах. Поощрительными баллами оценивается также каждый ведущий мост (сверх одного), предусмотренный конструкцией автомобиля-прототипа.

При изготовлении кабины большим подспорьем будет «наглядный материал» — автомобили ЗИЛ-150, в большом количестве эксплуатируемые в народном хозяйстве. «Лица машин» отличаются только формой крыльев и расположением фар. Схоже и внутреннее оборудование, за исключением рычага управления раздаточной коробкой и кранов подкачки баллонов. Приборный щиток и двери кабины изнутри выкрашены в темно-зеленый цвет, потолок оклеен темно-серой фиброй, на полу уложен черный резиновый коврик с вырезами под рычаги. Такого же цвета рулевое колесо и рычаги управления коробкой передач и тормозами. Нижняя часть сиденья разделена иа две неравные доли: меньшая у водителя и большая у пассажиров.

Форма дисков и размеры шин (12,00X18), установленных на автомобиле ЗИЛ-157, такие же, как на вездеходе Горьковского автомобильного завода ГАЗ-63.

Все автомобили, выходившие с зиловского конвейера, красились в темно-зеленый (военный) цвет. Бортовой вариант автомобиля, изображенный на нашем чертеже, имеет откидные сиденья вдоль длинных бортов для пассажиров и съемный брезентовый тент, устанавливаемый на дугах. Цвет тента — зеленый.

BangShift.com ЗиЛ-135


Смотреть этот неудержимый восьмиколесный российский ЗиЛ-135 доминирует над полосой препятствий для бездорожья

16 апреля 2021 г. Брайан Лонес Курс


BangShifter Джош Мо прислал нам наводку на это классное видео, которое было снято в Германии, на котором массивный российский восьмиколесный грузовик ЗиЛ-135 доминирует на трассе для бездорожья, как будто он едет в церковь воскресным утром. Хотя российским военным, возможно, не хватало творчества и передовых технологий своих соперников во время холодной войны, они, безусловно, никогда не отставали в прочности, простоте и машинах, которые могли работать в самых неблагоприятных условиях. ЗиЛ-135 тому пример. Примерно такая же сложная, как молот, и чуть менее оригинальная по конструкции, эта машина предназначалась для перевозки ракет «земля-земля» туда, куда их нужно было доставить для запуска по врагу.

Эти грузовики выпускались с конца 1950-х вплоть до середины 1990-х с небольшими изменениями, если они вообще были. Приведенный в действие парой (примерно) 420ci с двигателями V8 (которые вы можете увидеть в работе, когда грузовик проезжает мимо камеры), Зил-135 будет потреблять 1 милю на галлон при загрузке и буксировке с его номинальной максимальной скоростью 40 миль в час. У грузовика был запас хода около 250 миль с полным баком бензина, а это значит, что у него был один огромный бак. Суммарная мощность этих двух больших двигателей V8? Как насчет 360. В вашем маленьком блоке гораздо больше. Коробка передач была либо шестиступенчатой ​​автоматической, либо пятиступенчатой. Руководство должно быть в спортивной модели или что-то в этом роде.

Одной из вещей, которая нас поразила, была жесткость этого сосунка. Мы уже показывали вам видеоролики о других полноприводных военных машинах со всего мира, и в них много подвижности и подвижности. Эта штука сочленяется как стальная балка. Возможно, теория заключалась в том, что до тех пор, пока он существует и сколько у него колес, всегда будет что-то в контакте с землей, заставляющее его двигаться вперед или назад.

Без ракет на кузове грузовик весил 11,75 тонны, и, поскольку мы не совсем в курсе веса ракет, мы понятия не имеем, сколько он весил, когда груз был добавлен. Назовите нас чокнутыми, товарищи, но с такой жесткостью, с какой ездит этот грузовик, мы бы без ума от страха, что что-то оторвется или иным образом взорвет взрывоопасный груз, едущий над нами, когда эта машина находится в режиме транспортировки ракет. При длине чуть более 30 футов и ширине 10 футов параллельная парковка этой штуки в центре Москвы была бы настоящей головной болью, но опять же, с ракетой наверху все может открыться для вас.

НАЖМИТЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НИЖЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ЭТОТ ЗИЛ-135 СПРАВЛЯЕТСЯ С ДОРОЖНЫМИ ПРЕПЯТСТВИЯМИ, КАК НИЧЕГО НЕ БЫЛО –


  • Поделитесь этим
  • твит

Посмотрите, как двигатель для дрэг-рейсинга разгоняется до 8000 об/мин! Этот Chevy II Nova 1966 года в ретро-стиле крут, и если немного полюбить его, он станет машиной для гоночной недели 9 в Скалистых горах.

0006

 


 

 

1:43 Старт Масштабные модели ЗИЛ 131 Кунг

Модель изготовлена ​​компанией Start Scale Models в масштабе 1:43. В этой модели ничего не открывается. На последних фотографиях настоящий грузовик ЗИЛ 131 Кунг, выставленный в Музее полиции в Праге, Чешская Республика.

Вот немного информации о реальном грузовике из моего предыдущего поста на этом форуме.

История знаменитого армейского полноприводного грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-131, созданного полностью советскими инженерами с некоторым учетом американских унифицированных машин М34, тесно переплелась с разработкой практически всех других автомобилей третьего поколения Московский автомобильный завод.

Трехосный капотированный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колесами был первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 т при эксплуатации на местности, который при работе по дорогам с твердым покрытием доставлял армейские грузы массой до пять тонн.

Выпускавшийся 34 года, ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и основной базой для обширного семейства специальных военных автомобилей.

Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966)
Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956, но потом потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения стал перспективный силовой агрегат V8, а потому трехтонный первенец ЗИЛ-131А получил 135-сильный двигатель V6 и агрегаты от ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.
Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с именем ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем мощностью 125 лошадиных сил. В 1959 году на испытания вышел третий ЗИЛ-131 с пробным двигателем V8 мощностью 148 л.с., который стал реальной базой будущего серийного автомобиля.

Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.) Автомобиль был оснащен совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л. с., экранированным электрооборудованием, передним приводом с шаровыми опорами, гидроусилителем руля, регулировкой давления в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным ветровым стеклом. На часть машин впереди монтировалась пятитонная лебедка.

В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние особенности оставались практически неизменными. 19 апреля74, вся семья награждена почетным государственным знаком качества.

Развитием базовой модели стал седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки полуприцепов полной массой до 12 т по шоссе и 7,5 т по шоссе. земля.

В конце 70-х годов единственной и безуспешной попыткой перехода на новую военную машину были опытные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 мощностью 170 сил, удлиненным капотом и разными вариантами передней облицовки .

В 1986 году с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н грузоподъемностью 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным двигателем. Внешне отличался цельными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства пользовались достаточно высоким спросом в СССР и поступали в армии социалистических и ближнего зарубежья.

Обновленный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с повышенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебедкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов развивал скорость 75 км/ч.

Выпуск на Московском автомобильном заводе всех модификаций 131-го ЗИЛа завершен в 1990 году.

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131
В Советских Вооруженных Силах и в армиях зарубежных стран ЗИЛ-131 грузовики использовались для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра.
В армии грузовики дооснащались затемняющими фарами, стойками для личного оружия, приборами ночного видения, ящиками для военных карт, а в ряде стран на них монтировались ферменные рамы для показательного показа ракетного вооружения.

Военизированные седельные тягачи серии 131Б обычно работали в паре со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Минобороны, и перевозили крупногабаритные грузы, участки мостовых переходов и мостостроительную технику.

Типовые кузова-фургоны

Изначально на ЗИЛ-131 устанавливались стандартные армейские кузова КУНГ-1М в нескольких вариантах. В конце 60-х годов, когда началась унификация военных фургонов, специально для него было налажено производство герметичных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скатами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования, в них могли длительное время находиться члены экипажа, выполняющие свои обязанности в условиях экстремальных температур, повышенной влажности и в условиях радиоактивного заражения.
Радиотехнические средства связи и управления
Основная масса новых легких, прочных и безопасных кузовов, на базе экранированного шасси ЗИЛ-131, использована для размещения многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и боевого управления, общее количество из которых достигло нескольких сотен версий.

Приоритет в этой области постепенно сместился к автономным радиорелейным станциям, создавшим последовательные участки армейских линий связи протяженностью до 300 километров. Они были снабжены различными типами антенн высотой до 20 метров, комплектами кабельных барабанов и собственными бензоэлектрическими установками.

Период 1960-1970-х годов считается периодом расцвета советских мобильных радиолокационных комплексов различной мощности и назначения. Их основой считалась аэродромная РЛС РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданная для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленная на ЗИЛ-131. Он также использовался для управления движением самолетов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеоусловиях.

В середине 70-х годов развитием предыдущей системы П-15М стала двухкоординатная радиолокационная станция П-19 “Дунай” на двух грузовиках ЗИЛ-131 с аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и блоками питания. Его назначением была разведка и обнаружение воздушных целей на разных высотах и ​​дальностях до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на пункты управления или зенитные комплексы.

На станции дальнего наблюдения 1Л117 на удалении до 350 км использовались два автомобиля ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых размещалось оборудование приемопередающей станции и кабины для первичной и вторичной обработки полученная информация была смонтирована.

В 1970-1980-е годы в состав автономной РЛС кругового обзора П-37 «Меч», служившей для обнаружения воздушных объектов и обеспечения управления воздушным движением, входила машина на шасси ЗИЛ-131 с аппаратурой управления режимом работы локатор в кузове КУНГ-1М и двухосные прицепы с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, точность определения координат — 500 метров.
Менее обширным, чем на ГАЗ-66, был комплект военной техники на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В его состав входили телеграфные пункты управления и машины для герметизации коммуникаций ракетных комплексов в семи модификациях.

Мобильная станция ПУ-1 на двух автомобилях со штатными фургонами использовалась для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72.