Мониторинг транспорта и контроль расхода топлива: Контроль расхода топлива в системе мониторинга транспорта (СКРТ), датчик топлива, Can, в Москве и других городах

Содержание

Контроль расхода топлива

Контроль расхода топлива

Затраты на топливо занимают существенную долю в общих расходах на содержание автопарка. От точности учёта этих затрат напрямую зависит эффективность управления себестоимостью и рентабельностью перевозок. При этом отслеживать расход ГСМ без современной системы мониторинга транспорта и контроля топлива достаточно сложно: нельзя быть на 100% уверенным в том, что водитель не ошибся при заполнении путевого листа или не обманул компанию, слив топливо или накрутив одометр, не редки и случаи недолива ГСМ на заправках.

Преимущества использования ГЛОНАСС GPS


для контроля расхода топлива

Для повышения эффективности управления перевозками компании применяют ГЛОНАСС/GPS мониторинг для контроля топлива. Системы ГЛОНАСС мониторинга транспорта и контроля расхода топлива дают возможность в онлайн-режиме отслеживать фактический расход, все заправки и возможные сливы топлива. Это предотвращает махинации с топливом, исключает нецелевое расходование горючего, помогает повысить дисциплинированность водителей и оптимизировать расходы на перевозки.

Кроме того, спутниковый мониторинг транспорта обеспечивает онлайн-контроль и других показателей работы транспортных средств (местонахождение, направление движения, точки прохождения маршрутов, скорость, соблюдение ПДД и безопасности вождения), что значительно повышает эффективность управления автопарком.

Как организовать GPS ГЛОНАСС контроль


расхода топлива

1

Для организации эффективной системы контроля топлива в офисе компании устанавливается программа мониторинга транспорта, например, «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS».

3

Для максимально точной оценки фактического расхода ГСМ рекомендуется дополнительно установить на автомобили датчики уровня топлива.

  • Для организации эффективной системы контроля топлива в офисе компании устанавливается программа мониторинга транспорта, например, «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS».

  • Транспортные средства оснащаются GPS ГЛОНАСС трекерами.

  • Для максимально точной оценки фактического расхода ГСМ рекомендуется дополнительно установить на автомобили датчики уровня топлива.

Способы организации контроля ГСМ

Расчётный метод по нормам расхода топлива

Величина погрешности: 10-15%

Величина погрешности: 10-15%

Суть метода:

  • В системе GPS мониторинга фиксируются нормативы расхода топлива.

  • С автомобильных трекеров в систему мониторинга поступают данные о фактическом пробеге ТС.

  • Система автоматически рассчитывает расход топлива, умножая нормативные показатели расхода ГСМ за 1 км на данные по пробегу за определённый период.

При этом данные о пробеге и движении каждого автомобиля отображаются на электронной карте, и диспетчер может оценить обоснованность расхода топлива, сравнив фактические передвижения транспорта с запланированными маршрутами.

Штатные датчики для контроля расхода топлива

Величина погрешности: 10-15%

Величина погрешности: 10-15%

Суть метода:

Штатный датчик – чаще всего это датчик-поплавок, который устанавливается на заводе при выпуске автомобиля. Положение поплавка меняется при любом изменении уровня горючего в баке. Сигнал датчика поступает приборную панель автомобиля.

GPS трекер можно подключить к штатному датчику двумя способами:

  • напрямую через аналоговый вход GPS трекера, после чего датчик тарируется;

  • через CAN-шину, при этом данные о заполнении бака считывается с CAN-шины и калибровать датчик не нужно.

При этом данные о пробеге и движении каждого автомобиля отображаются на электронной карте, и диспетчер может оценить обоснованность расхода топлива, сравнив фактические передвижения транспорта с запланированными маршрутами.

Погружной датчик уровня топлива

Величина погрешности: 2-3%

Величина погрешности: 2-3%

Как это работает:

  • Датчик размещается в бензобаке автомобиля так, чтобы измерительная трубка погружалась в топливо. Далее датчик подключается к GPS ГЛОНАСС трекеру.

  • Выполняется тарировка бака, в системе GPS контроля расхода топлива фиксируются тарировочные точки.

  • Данные в онлайн-режиме передаются в систему GPS мониторинга, где они трансформируются в показатели уровня ГСМ. На основании этих данных система фиксирует расход, а также сливы и заправки.

Проточный датчик расхода топлива

Величина погрешности: 2-3%

Величина погрешности: 2-3%

Как это работает:

Датчик монтируется в топливную магистраль. Показатели расхода определяется на основании измерения объёма пройденного через датчик топлива.

Подключение GPS трекера к CAN шине автомобиля

Величина погрешности: 2-4%

Величина погрешности: 2-4%

Как это работает:

CAN (англ. Controller Area Network – сеть контроллеров) – стандарт промышленной сети, ориентированный на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков.

Во всех высокотехнологических системах современного автомобиля применяется CAN-протокол для связи. В диагностическом разъёме также, как правило, присутствует выход с CAN-шины автомобиля.

Мы используем CAN-шину для получения в спутниковом мониторинге таких параметров, как:

  • Уровень топлива
  • Расход топлива
  • Время работы двигателя
  • Общий пробег
  • Положение педали газа
  • Нагрузка на оси
  • Обороты двигателя
  • И многие другие

Установка контроля топлива

Специалисты фирмы «АЙТОБ» имеют многолетний опыт оснащения системой контроля топлива ГЛОНАСС GPS:

  • 1.
    Грузовых автомобилей разного уровня тоннажности.
  • 2. Легковых автомобилей курьеров и мобильных сотрудников (торговых представителей, сервисных менеджеров).
  • 3. Специальной техники (строительной и дорожно-строительной техники, спецтранспорта в сельском хозяйстве и добывающей промышленности).
  • 4. Речных судов.

Система контроля топлива применяется как для мониторинга текущего расхода, так и при транспортировке топлива в бензовозах. В этом случае в цистерну с топливом устанавливается дополнительный датчик для отслеживания уровня топлива, данные с которого также поступают в программу спутникового мониторинга. Диспетчер отслеживает фактический путь транспорта и фиксирует уровень топлива в цистерне на каждом отрезке пути. Данная мера позволяет предупредить слив и хищение топлива, контролировать правильность маршрутов следования транспорта.

Узнайте больше


о возможностях программных продуктов
  • 4-7 апреля 2023 года компания «АЙТОБ» приняла участие в IX семинаре «1С:ERP Управление предприятием» 11.
    04.2023
  • 22 марта 2023 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Решения 1С для цифровизации бизнеса» 27.03.2023
  • Поздравляем с 8 Марта! 08.03.2023
  • Поздравляем с Днем защитника Отечества! 22. 02.2023
  • Вебинар «Импортозамещение: Платформа для проведения тендеров с перевозчиками» уже на нашем YouTube канале 24.11.2022
  • Запись вебинара “Как работает логистика в компании Инвитро” уже доступна! 11.11.2022
  • Продукт “1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS” – выпуск редакции 2. 0 17.10.2022
  • API интеграция для программного продукта «1С:TMS Логистика. Управление перевозками» 08.08.2022
  • NEVA BUYERS WEEK 2022: итоги главного летнего ритейл-события 30.06.2022
  • Изменение цен на картографический сервис АЙТОБ:Карты и систему маршрутизации с 1 июля 2022 года 14. 06.2022
  • API интеграция для программного продукта «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» 27.05.2022
  • График работы АЙТОБ в мае 2022 29.04.2022

Все новости

  • Конференция «Решения 1С для цифровизации бизнеса», Казань, 19 апреля 2023 г. 06.04.2023
  • Конференция «Решения 1С для цифровизации бизнеса», Санкт-Петербург, 22 марта 2023 г. 13.03.2023
  • Внедрение системы TMS в компании «Сингента» для планирования транспортировки, взаимодействия со складом и транспортными провайдерами 09.11.2022
  • Импортозамещение: Платформа для проведения тендеров с перевозчиками 09. 11.2022
  • Бизнес-форум 1С:ERP 2022 14.10.2022
  • Как работает логистика в компании Инвитро 07.10.2022
  • Как автоматизировать транспортную логистику в ритейле в новых реалиях 2022 года 09. 08.2022
  • Обзор сервисов маршрутизации для автоматического планирования доставки продукции на рынке России в 2022 году 07.07.2022
  • Весенний партнёрский онлайн-семинар 1С 2021г. 05.02.2021
  • Использование системы ГЛОНАСС ECO-DRIVE для контроля стиля и безопасности вождения 11. 12.2020
  • TMS как центральный элемент управления цепями поставок 06.11.2020
  • Возможности «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» для транспортных компаний и перевозчиков 23.10.2020

Все мероприятия

Блог

  • Наглядная визуализация мониторинга в программе «1C:ЦСМ» 20. 03.2023
  • Внедрение системы TMS в компании «Сингента»: автоматизация основных бизнес-процессов отдела логистики и снижение операционных затрат 01.03.2023
  • Подбор перевозчика на рейс через заявку на тендер в ТМС 16.12.2022
  • От чего зависит успешное внедрение системы TMS 15. 12.2022
  • Срок возврата инвестиций в автоматизацию логистики после внедрения 1С:TMS 24.11.2022
  • Как автоматизация логистики решает проблему дефицита кадров 06.10.2022
  • Интеграция 1С:TMS с учётными системами 30. 09.2022
  • Как использовать мобильное приложение водителя для управления доставкой последней мили 02.09.2022
  • Как доставлять заказы вовремя – настройка временных окон и графиков работы в 1С:TMS 29.07.2022
  • Управление корпоративным автопарком в 1С – экономия на содержании и обслуживании транспорта, контроль фактически выполненных работ 14. 07.2022
  • Универсальный картографический сервис для логистики: управление маршрутами, визуализация объектов и контроль работы транспорта 27.06.2022
  • Финансовое планирование и управление грузоперевозками в 1С:TMS – настройка тарифов, контроль выполнения рейсов, отчёты и анализ 06.06.2022

Все публикации

  • Внедрение системы TMS в компании Сингента для планирования транспортировки взаимодействия со складом 01. 01.2023
  • Импортозамещение: платформа для проведения тендеров с перевозчиками 12.12.2022
  • Как работает логистика в компании Инвитро 01.12.2022
  • TMS как центральный элемент управления цепями поставок – вебинар АЙТОБ 01. 02.2021
  • Итоги 2019 года в Цифровизации транспортной логистики
  • Презентация основных возможностей Мультисервисной логистической платформы – вебинар АЙТОБ

Все видео

Консультация


специалиста

Консультация специалиста

Контроль расхода топлива ГЛОНАСС/GPS на транспорте

Установив датчик контроля расхода топлива, и подключив систему мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, можно значительно уменьшить транспортные расходы на предприятии. Мониторинг транспорта с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS позволяет обрабатывать целый комплекс данных о работе ТС. А это, в свою очередь, дает возможность четко отслеживать количество израсходованных ГСМ.

Внедренная на предприятии система контроля расхода топлива для грузовиков или другой техники обеспечит снижение расходов на 20% за счет повышения ресурса транспортных средств, а также за счет физической экономии бензина или дизеля. Есть возможность снижения расхода ГСМ на 30% — для этого внедряется online контроль его уровня в баках, позволяющий отслеживать заправки и сливы.

Для клиентов мы предлагаем готовые решения по контролю расхода топлива посредством датчиков топлива и ГЛОНАСС систем и устанавливаем оборудование на следующий транспорт:

  • Грузовые автомобили (отечественные или зарубежные модели грузовиков)
  • Спецтехника (трактор, самосвал, бензовоз)
  • Пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы)
  • Железнодорожная техника
  • Речные и морские суда

При установке комплекса контрольного оборудования на автобусах, спецтехнике и на грузовиках цена будет зависеть от выбранной модели датчиков, а также от навигационного модуля. А также от сложности монтажа. Но в любом случае вложения во внедрение системы контроля быстро окупаются за счет заметной экономии.

Преимущества контроля расхода топлива

Программа экономии топлива включает в себя осуществление контроля маршрутов движения транспортного средства, регистрацию стоянок, исключение не целевого применения автомобиля.

Расходы топлива без применения контроля

Есть несколько направлений нецелевого использования ГСМ, приводящего к росту расходов предприятия:

  • Реализация сэкономленного топлива водителем. Это явление наблюдается при завышенном показателе нормы расхода. Нередко на практике встречаются предложения о продаже бензина за 60% от суммы реальной стоимости.
  • Подделка чековых документов. В этой ситуации водителем приобретается подделанный чек и предоставляется в бухгалтерию, которая выплачивает ему требуемую сумму.
  • Договоренность на АЗС. Обычно водитель договаривается о возможности перевода средств топливной карты в наличные деньги.
  • Посторонние рейсы. Водитель отправляется по делам, не касающимся работы предприятия, и расходует горючее, купленное на средства работодателя.
  • Искусственное завышение показателей одометра.

Установив систему, позволяющую контролировать объем горючего в баках ТС, можно пресечь большую часть этих злоупотреблений, снизив финансовую нагрузку на предприятие.

Установка оборудования ГЛОНАССУстановка систем контроля топливаКомплексные решения мониторинга автопаркаУстановка ГЛОНАСС/GPS маячков

Стоимость услуг

Услуга
Стоимость
Установка датчика уровня топлива
3 000р
Тарировка топливного бака:
до 500 литров
3 000р
500 – 700 литров
4 500р
700 – 1000 литров
5 000р
более 1000 литров
5 500р

Почему важно применять систему?

Благодаря внедрению системы мониторинга расходования ГСМ и эксплуатации техники, владелец транспорта может получить много данных:

  • дата и время заправки;
  • адреса АЗС, на которых водитель закупал топливо;
  • объем купленного горючего;
  • расход на 100 км;
  • данные текущего расхода в режиме реального времени.

Эти сведения способствуют получению подробной объективной информации, на основании которой можно принимать решения для оптимизации транспортных издержек.

Как осуществляется мониторинг расхода топлива?

Система контроля топлива включает программное обеспечение, набор датчиков и приборов для слежения за изменением уровня горючего в баке или другом резервуаре. Вся получаемая информация отображается в программе и выводится в виде графиков и маршрутов отслеживаемого объекта в режиме реального времени.

Используемые приборы контроля:

  • Емкостной датчик уровня топлива.
  • Датчик расхода горючего.
  • Датчик CAN шины.

Внедрение емкостного датчика уровня топлива является стандартным и самым эффективным решением. Датчики, защищенные от химических воздействий и вибраций, монтируются в бак либо цистерну (для бензовозов) и подключаются к системе ГЛОНАСС мониторинга.

Принцип работы емкостного датчика уровня топлива

Установка такого прибора должна осуществляться только сертифицированными сотрудниками и может выполняться как в нашем боксе, так и на Вашей территории. Специалисты высверливают отверстие в баке, затем под рамой монтируют кабель от устройства и соединяют его с блоком мониторинга непосредственно в кабине.

Сразу после монтажа выполняется пломбировка и калибровка датчика уровня топлива. Результатом работы становится получение онлайн информации об уровне топлива в баке и его расходе в процессе эксплуатации. При этом благодаря позиционированию средствами ГЛОНАСС/GPS можно отследить время и место заправки, а также несанкционированные сливы.

Преимущества оборудования для слежения за объемом ГСМ в баке:

  • Длительный срок службы качественных датчиков;
  • Высококлассное программное обеспечение;
  • Многоуровневый контроль.

Применение системы контроля уровня топлива позволит оптимизировать рабочие процессы, сократить расходы на закупку горючего и повысить рентабельность бизнеса.

 

наши преимущества

ГАРАНТИЯ 3 ГОДА
на все оборудование

Оборудование европейского
производства

наличие Оборудования
на складе

Подменные приборы всегда
в наличии

круглосуточный монтаж
оборудования

Работаем в удобное для вас
время

пожизненная гарантия
на датчики топлива

Надежный и точный
контроль топлива

установка в момент
обращения

Быстрая установка оборудования
в течение 1 дня

Достоинства системы контроля топлива

Имея на руках объективную и достоверную информацию о состоянии текущих расходов, руководитель фирмы получает неоспоримые преимущества.

  1. Весомое снижение затрат на топливные ресурсы.
  2. Повышение дисциплины труда для водителей и вспомогательного персонала.
  3. Улучшение эффективности применения транспорта организации.
  4. Монтаж системы позволит оптимизировать управленческие процессы за транспортным средством и автопарком предприятия.
  5. Система предполагает возможность контролировать показатели после рейса, а также проводить контроль в оперативном текущем режиме.
  6. Благодаря применению системы, есть возможность решения задач эффективности эксплуатации транспорта, нагрузки на его ось, оценки работы двигателя по основным параметрам (давление масла, температура работы).
  7. Применение программы позволит провести детальный контроль технической исправности транспорта.

Пример отчета системы контроля топлива

как мы работаем

ОСТАВЛЯЕТЕ ЗАЯВКУ,
Наш менеджер
связывается
с вами, уточняет
все моменты

ПОДбираем для вас
оборудование.
бесплатно осматриваем
транспортное средство

устанавливаем
сертифицированное
оборудование,
проводим все
необходимые работы

калибруем, пломбируем,
готовим для вас
пакет необходимой
документации

СТАТЬ НАШИМ КЛИЕНТОМ? ПРОСТО ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ!

  • Контроль расхода топлива

    Перейти к содержанию

    Мониторинг расхода топлива

    Мониторинг расхода топлива транспортных средств и стационарных объектов позволяет владельцу техники или оператору автопарка решать ряд задач:

    • Оптимизация режимов работы техники
    • Мониторинг моточасов и простоев оборудования
    • Перерасчет норм расхода топлива
    • Предотвращение кражи топлива
    • Прогноз даты технического обслуживания

    Для достижения оптимального режима работы автомобилей:

    • водитель может выбрать ресурсосберегающий режим работы двигателя, используя данные о оборотах и ​​расходе топлива;
    • механик может отслеживать информацию о расходе топлива с помощью онлайн телематической системы, удаленно контролировать техническое состояние двигателя и топливной системы, планировать техническое обслуживание с учетом реальных условий эксплуатации техники.

    Практически любой владелец автопарка сталкивается с хищением топлива во время эксплуатации автомобиля или стационарной техники. Наибольший процент нецелевого использования топлива приходится на строительные, сельскохозяйственные и другие машины, где расход топлива ведется по моточасам. Слив топливного бака, недолив топлива в бак, мошенничество с кассовыми чеками и топливными картами – самые распространенные способы хищения топлива. Их можно устранить, внедрив систему контроля расхода топлива.

    Нет времени читать?

    Преимущества внедрения контроля расхода топлива

    Контроль расхода топлива позволяет исключить хищения топлива на автопарке и тем самым способствует снижению общих расходов на топливо и стоимости автопарка.

    Решена еще одна важная задача – контроль времени работы двигателя. Это помогает управляющему автопарком исключить нецелевое использование или чрезмерный простой техники.

    Учет времени работы двигателя также способствует переходу на систему оплаты труда водителей и операторов техники по результатам работы. Это означает, что водителям платят за фактическое рабочее время и достигнутый балл экономии топлива.

    Система контроля расхода топлива позволяет владельцу техники пересчитывать нормы расхода топлива для каждой единицы техники.
    Наш опыт показывает, что автопарки, в которых эксплуатируются менее распространенные тягачи или спецтехника, имеют лишь общее представление о реальном расходе дизельного топлива. Нормы расхода (нормы), утверждаемые государственными органами или внутренней документацией предприятия, также являются неточными, так как не учитывают влияние условий работы техники.

    Таким образом, внедрение системы контроля расхода топлива дает автопарку разнонаправленный экономический эффект:

    • Увеличение производительности автопарка
    • Более высокая топливная экономичность и экономия горюче-смазочных материалов
    • Внедрение системы оплаты труда по результатам фактически выполненной работы
    • Увеличение срока службы оборудования, снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание

    Способы контроля расхода топлива

    1.

    Контроль расхода топлива по изменению уровня и объема топлива в топливном баке

    В этом методе используются данные дополнительного датчика уровня топлива, который измеряет текущий уровень топлива в баке, определяет заправки баков и объемы слива топлива.

    Недостатки контроля расхода топлива по датчику уровня:

    • Относительно низкая точность, особенно в топливных баках плоской формы
    • Невозможность измерения расхода топлива при коротких периодах эксплуатации, когда объем топлива не изменяется отчетливо
    • Трудно измерить медленный слив топлива из бака и невозможно обнаружить кражу топлива из обратного топливопровода
    • Не применяется для техники, работающей на пересеченной местности, в карьерах, шахтах, где топливо в баке заметно колеблется

    Преимущества измерения расхода топлива по данным о топливном баке:

    • Относительно низкая цена
    • Без вмешательства в систему подачи топлива двигателя
    • Возможность измерения объемов заправки и слива топлива

    2.

    Данные о расходе топлива из шины CAN J1939

    Этот метод использует данные ЭБУ, которые доступны в CAN J1939 автобус или J1708. Данные шины CAN основаны на алгоритмах расчета, применяемых производителем двигателя, и используют предопределенную константу объема впрыска топлива и измеренную продолжительность открытия форсунок.

    Недостатки использования данных CANbus для измерения расхода топлива:

    • Низкая точность – косвенный метод контроля топлива (используется расчетный метод)
    • Данные могут быть «скрыты» производителем двигателя, т.е. недоступны для чтения
    • Данные могут быть ошибочными, поврежденными или отсутствовать – типично для старых автомобилей

    Преимущества контроля расхода топлива с использованием данных CAN J1939:

    • Низкая стоимость оборудования для считывания данных
    • Простое подключение к CANbus и шине J1708

    3. Контроль расхода топлива путем измерения расхода топлива в топливопроводах двигателя

    Данный метод отличается от всех остальных тем, что проводится измерение реального расхода топлива, т. к. расходомер установлен в топливопроводе двигателя.

    Недостатки:

    • Установка датчика расхода топлива требует времени и достаточной квалификации специалиста по установке
    • Стоимость установки выше, чем для других методов контроля расхода топлива

    Преимущества расходомера:

    • Высокая точность измерения расхода топлива
    • Расход топлива правильно измеряется даже при коротких периодах работы
    • Применяется для внедорожных (также железнодорожных и водных) транспортных средств, пересеченная местность не влияет на точность измерения
    • Помогает следить за состоянием топливной системы и двигателя, позволяет осуществлять профилактическое техническое обслуживание

    Technoton projects in fuel consumption measurement

      Industry:

    railroad machinery

      Machinery:

    track machines equipped with diesel engines

      Solution:

    DFM fuel flow meters and offline display units

      Отрасль:

    Извлечение масла

    Машины:

    . с солнечными батареями

      Решение:

    Расходомеры топлива DFM

    Пять способов управления расходом топлива в автопарке

    Успех бизнеса любой компании с ее автопарком во многом зависит от того, насколько эффективно в ней организован контроль и управление топливом. Для всех видов коммерческого транспорта и спецтехники значительная часть затрат приходится на топливо. И если мы не будем следить за фактическим расходом топлива и сокращать затраты, то компания обязательно потеряет деньги и будет работать с низкой эффективностью.

    По нашей статистике около 35% общих расходов владельцев автопарков приходится на покупку топлива. В сфере транспорта, логистики и дорожного строительства расход топлива может достигать 45-50%. Но зачастую затраты не будут оправданы, если не будет контроля за расходом топлива. Когда у компании нет четкого понимания, как и куда уходит топливо: рентабельность бизнеса падает. Когда нет контроля, всегда есть риск перерасхода и даже хищения топлива. Без знания фактического расхода топлива сложно планировать и оценивать эффективность бизнеса. На рис. 1 представлена ​​структура затрат на средний автопарк.

    Рис. 1: Структура затрат среднего автопарка

    В этой статье мы попытаемся проанализировать существующие способы контроля расхода топлива и помочь вам понять, какой из них лучше всего подходит для вашего автопарка.

    1. Мониторинг без спутниковых систем

    Как ни странно, некоторые компании до сих пор не используют спутниковые системы слежения за своим транспортом и работой водителей. В таких компаниях учет топлива ведется устаревшими и не совсем эффективными методами.

     Например, менеджеры автопарка могут использовать нормы расхода, указанные в спецификации производителя автомобиля. Но вы должны понимать, что эти показатели являются средними. И с течением времени фактический расход топлива конкретного автомобиля может значительно отклоняться от первоначальных значений. В автопарках также принято определять расход топлива по данным одометра. Но пробег на приборной панели автомобиля всегда имеет свою погрешность. После таймлапса отклонение от реально пройденного пути может достигать 15-20%. Кроме того, недобросовестные водители могут скорректировать пробег. Некоторые автопарки также используют топливные чеки с АЗС или данные топливных карт операторов АЗС при учете и списании топлива. Однако в этих случаях высока вероятность подделки и мошенничества, если водители вступают в сговор с персоналом АЗС.

    Также важно отметить, что контроль топлива будет действительно эффективным только в том случае, если есть возможность сравнивать данные, полученные разными методами. Если система управления автопарком не полагается на GPS-мониторинг, будет сложно проверить точность других данных о расходе топлива и понять причины расхождений. Кроме того, без спутникового мониторинга маловероятно выявление простоев на холостом ходу, использования транспортных средств в личных целях и прямого хищения топлива.

    • Преимущества: нет
    • Недостатки: отсутствие достоверной информации о транспортных операциях
    • Эффективность контроля расхода топлива: низкая
    • Вероятность мошенничества с топливом: высокая

    Где можно использовать: любой парк, где нет возможности или заинтересованность в экономии топлива с помощью современных решений.

    2. Спутниковое слежение без дополнительной телематики

     Неотъемлемой частью спутникового мониторинга является профессиональный GPS-трекер, устанавливаемый в транспортное средство и передающий данные о своей работе в систему управления автопарком. Наряду с координатами и скоростью трекер фиксирует пробег автомобиля. Данные о пробеге со спутника намного точнее, чем данные со встроенного одометра. С помощью этих данных можно более точно рассчитать фактический расход топлива и с высокой вероятностью выявить прибавки пробега водителями.

    Одновременно на основе информации, передаваемой трекером, система может отслеживать маршруты, посещение геозон, соблюдение графика движения и скорость движения транспорта. Это позволяет выявить причины перерасхода топлива, к которым могут относиться: использование транспорта в личных целях, длительные простои, неаккуратное и неэкономное вождение.

    Однако с помощью трекера и без дополнительных решений вы не сможете узнать, как менялся расход топлива в дороге, когда и где происходили операции по заправке и сливу топлива, были ли попытки угона.

    • Преимущества: точная информация об основных параметрах, включая пробег
    • Недостатки: Невозможно обнаружить манипуляции с топливом
    • Эффективность контроля расхода топлива: низкая
    • Вероятность хищения топлива: высокая
    • Где можно использовать: любой оборудованный транспорт с трекерами и подключенными к системе спутникового мониторинга
    3. Спутниковый мониторинг с использованием CAN-шины

    Суть данного метода контроля топлива заключается в подключении GPS-трекера к CAN-шине автомобиля для получения данных, которые фиксируются встроенный штатный датчик уровня топлива. Сегодня все современные автомобили имеют интерфейс CAN. Он обеспечивает обмен информацией между различными датчиками, бортовой системой и дополнительными внешними устройствами, подключенными к транспортному средству. Существует три варианта настройки связи маяка с бортовой сетью: напрямую, через бесконтактные считыватели и через адаптер CAN-LOG. Передавать показания в систему мониторинга можно будет, если на транспортном средстве установлен открытый протокол передачи данных.

    Преимущество этого метода в том, что он относительно недорогой, так как не требует дополнительных телематических датчиков и монтажных работ. Подключив трекер к CAN-шине, также можно получить информацию о других параметрах работы автомобиля: обороты двигателя, моточасы, давление масла, нагрузка на ось и другие показания.
    Но что касается контроля топлива, информация, полученная от шины CAN, все еще не очень точна. Так как точность штатных датчиков уровня топлива составляет 10-15%. Для легкового автопарка это может быть не так критично. Но когда речь идет о мониторинге транспортных средств, потребляющих большое количество топлива (грузовики, автобусы), эта ошибка существенна. На рис. 2 представлен график уровня топлива, основанный на данных встроенного штатного датчика уровня топлива.


    Рис. 2: График уровня топлива по данным штатного датчика уровня топлива

    Также обычные датчики плохо справляются с определением точного времени, места и объема заправок. В программе мониторинга вероятны странные колебания топливного графика, ложная информация о сливах, «мертвые зоны» (5-10% объема верхнего и нижнего бака). Так, в коммерческом транспорте неотслеживаемый объем топлива может достигать 100 литров и более. Естественно, риск хищения топлива здесь относительно высок. На рис. 3 сравниваются данные о топливе, зарегистрированные на одном автомобиле с помощью стандартного датчика топлива (красный) и датчика уровня топлива «Эскорт» (синий).

    Рис. 3: График уровня топлива, сравнивающий показания штатного датчика топлива (красный) и датчика уровня топлива Escort (синий)

    невыгодно оснащать дополнительными датчиками (способы 4, 5). Особенно это касается легковых автомобилей, где конструктивные особенности бака иногда не позволяют установить стороннее оборудование, а погрешность в 15% не так критична.

    • Преимущества: простота установки, возможность получения других бортовых показаний
    • Недостатки: высокая неопределенность в измерении уровня топлива, сложность определения дренажей
    • Эффективность контроля расхода топлива: средняя
    • Вероятность хищения топлива: высокая
    • Где могут использоваться: автомобили с баками, не приспособленными для установки сторонних датчиков.
    4. Спутниковый мониторинг с расходомерами топлива.

    Расходомеры — телематические датчики, устанавливаемые на топливопроводе системы двигателя автомобиля и определяющие объем поступающего топлива. Многие модели этого оборудования также могут определять время работы двигателя и температуру горюче-смазочных материалов. Информация, зафиксированная расходомерами, отправляется на GPS-трекер, который передает показания в систему управления автопарком.

    Показания датчиков расхода топлива имеют высокую точность на уровне 97-99%. Это дает менеджерам автопарка реальную картину потребления топлива их транспортными средствами, и они могут точно рассчитать нормы расхода топлива, оценить эффективность и спланировать затраты.

    Однако этот метод подходит не всем. Во-первых, покупка и установка расходомера топлива обходится дороже всех остальных способов. Расходомеры подвержены загрязнению и нуждаются в периодической очистке. Если их не чистить, топливная система автомобиля может выйти из строя. Для контроля топлива в подаче и в обратке необходимо установить два счетчика или более дорогой дифференциальный датчик. С помощью этого оборудования системе сложно следить за заправками и сливами топлива быстро.

    На рис. 4 сравниваются показания, зарегистрированные на одном автомобиле расходомером топлива (синяя диаграмма) и емкостным датчиком уровня топлива (красная диаграмма). Разница в точности данных не превышает 100 мл. Но расходомер не дает возможности понять, когда топливо было заправлено и слито.

    Рис. 4: Сравнение показаний расходомера топлива (синяя диаграмма) и емкостного датчика уровня топлива (красная диаграмма)

    Во многих случаях расходомеры, несмотря на их стоимость и ряд ограничений, все же являются лучшими решение для спутникового мониторинга расхода топлива. В основном для некоторых автомобилей, когда форма бака не позволяет установить емкостные датчики уровня топлива (метод 5). Помимо показаний топлива, расходомеры могут определять моточасы и записывать различные параметры топливной системы. В случае спецтехники эта информация жизненно необходима.

    • Преимущества: высокая точность, контроль моточасов и дополнительных параметров
    • Недостатки: высокая стоимость монтажа и обслуживания, отсутствие прослеживаемости сливов топлива из бака
    • Эффективность контроля расхода топлива: средняя
    • Вероятность хищения топлива : средний
    • Где можно использовать: спецтехника с баками, не приспособленная для установки блоков дистанционного управления
    5. Спутниковый мониторинг с датчиком уровня топлива

    В отличие от расходомера, датчик уровня топлива не определяет расход топлива, поступающего в двигатель, а контролирует его объем в баке автомобиля. Он устанавливается непосредственно в топливный бак и передает данные о колебаниях уровня топлива в систему спутникового мониторинга. При врезке такого датчика крайне важно выполнить профессиональную калибровку датчика и калибровку резервуара.

    Точность датчика уровня топлива такая же, как у расходомера. Погрешность здесь не превышает 1-3%. При этом такой датчик позволяет:

    • для учета заправок и сливов топлива
    • для определения ложных и неполных заправок
    • для распознавания микросливов
    • для выявления фактов слива из обратки дизеля.

    На рис. 5 показано, как можно использовать датчик уровня топлива для отслеживания изменений объема топлива в баке с четкой привязкой ко времени и месту. Информация о заправках и сливах также помогает выявить факты сливов топлива из обратки системы двигателя.

     
    Рис. 5: График уровня топлива с указанием сливов и заправок

    Наряду с высокой точностью, датчик уровня топлива является наиболее надежным средством обнаружения и пресечения хищений топлива. Но эта техника подходит не всем из-за конструкции баков автомобиля. Например, на спецтехнике баки часто имеют нестандартные формы с изгибами. Возможно, вам придется установить два датчика, а возможно, вам все же придется прибегнуть к другому варианту управления. Баки удлиненной формы можно найти на грузовиках. В этом случае также придется установить два датчика, чтобы избежать ошибок из-за колебаний уровня топлива под углом. На легковых автомобилях баки могут быть очень мелкими. Теоретически измерительную трубку датчика можно обрезать до любой высоты. Но если она меньше 10 сантиметров, данные о топливе будут неверными.

    А вот для автомобилей, на баки которых можно установить такой датчик, этот способ контроля будет наиболее эффективным.

    • Преимущества: высокая точность, возможность отслеживать все колебания расхода топлива
    • Недостатки: сложная установка на нестандартные баки
    • Эффективность контроля расхода топлива: высокая
    • Вероятность хищения топлива: низкая
    • Где можно использовать: любой тип транспортного средства с цистернами, допускающими установку датчика с измерительной трубкой.
    Выводы.

    Автопарки, заинтересованные в контроле расхода топлива, не могут отказаться от современных телематических решений. Рынок M2M предлагает широкий спектр оборудования и систем для реализации описанных методов управления. Выбор варианта зависит от вида транспорта и специфики автопарка. Главное — найти способ сэкономить на топливе, окупить затраты на внедрение решений и получить дополнительную выгоду при минимальных затратах на обслуживание. В таблице 1 приведены основные характеристики методов контроля топлива, рассмотренных в этой статье.

    Таблица 1: Основные характеристики каждого метода контроля топлива

    Для надежности и простоты обслуживания советуем обратить внимание на датчики топлива, оснащенные беспроводной технологией BLE (Bluetooth Low Energy). При установке таких датчиков нет необходимости прокладывать провода для обеспечения связи с GPS-трекерами. Поэтому на стабильную работу не могут повлиять ни риски обрыва, износа, ни преднамеренного повреждения кабелей. Настройка телематических датчиков BLE выполняется быстро и легко с помощью мобильного приложения. Благодаря низкому энергопотреблению они могут работать до 7 лет всего от одной батареи.