Машины тяжеловозы: Самые необычные тяжеловозы из Белоруссии

Содержание

Самые необычные тяжеловозы из Белоруссии

, Статьи

Как, зачем и для чего в СССР стали делать огромные автомобили?

В 1949 г. Бориса Львовича Шапошника, талантливого конструктора, долго работавшего на ЗИСе и в Ульяновске, перевели на работу в Минск. Там он спроектировал и довел до серии первый в СССР карьерный самосвал МАЗ-525, а в 1954-м возглавил специальное конструкторское бюро, создававшее и создающее ныне так называемые автомобили двойного назначения. С этого и началась история, героями которой стали уже не только минские автомобили, но и необычные машины, созданные в Жодино и Могилеве…

Много на себя берет

Едва запустив в производство гигантский по тем временам МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн с 300-сильным дизелем, минские конструкторы принялись создавать его модификации. Самой необычной из них стал МАЗ-525ХТТУ — эдакий грузовой троллейбус. Над ним в 1954-м работали несколько организаций, включая Институт Горного дела, трест Союзнедра и Харьковское трамвайно-троллейбусное управление (ХТТУ). Огромная машина двигалась благодаря «рогам», скользящим по проводам, как привычные в 1950-х пассажирские троллейбусы. Машину оснастили двумя электродвигателями ДК-202 суммарной мощностью 234 л.с. На электросамосвале применили неординарные для тех лет решения: в частности, электрогидроусилитель руля и аналогичный привод опрокидывания кузова. Конечно, в эксплуатации троллейвоз обходился бы куда дешевле дизельного аналога, но конструкция была очень сложна и дорога. Хотя бы потому, что требовала прокладки контактной сети там, где ее сроду не было.

Идея, тем не менее, не умерла. Через десять лет, в 1964-м, построили экспериментальный БелАЗ-Э524-Э742 на базе модели 548В. Машина грузоподъемностью 65 000 кг предназначалась для работы в шахтах (потому и «рога» у нее короткие), где дымить мощным дизелем особенно противопоказано. После первого прототипа 1964-го, в 1968-м построили еще два. Но дальше опытных образцов дело не пошло. Будущее БелАЗа было за автомобилями с двигателями внутреннего сгорания и электрической трансмиссией.

Впрочем, поначалу на 27-тонном БелАЗ-540 — первой самостоятельной конструкции из Жодино — и на БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн трансмиссия была гидромеханической. Стараясь увеличить грузоподъемность, на базе 548-го создали автопоезд БелАЗ-548В-5272 (именно на его основе построили упомянутый выше троллейвоз).

В огромном полуприцепе можно было везти 65 тонн, но тягачу понадобился более мощный двигатель. На стандартном 548-м стоял 500-сильный мотор, на 548В — 525-сильный. Делали таких машин относительно немного. Но версия самосвальный автопоезд была позднее и у БелАЗа-549, уже с электрической трансмиссией. БелАЗ-549В-5275 грузоподъемностью 120 т оснастили вертолетным газотурбинным двигателем ТВ-2-117 мощностью 1200 л.с.!

Росла грузоподъемность и «обычных» двухосных машин. Уже в 1990-м под занавес Советского Союза в Белоруссии совместно с японской фирмой Komatsu построили БелАЗ-7550 расчетной грузоподъемностью 250 тонн. Серийный БелАЗ-75501 перевозил 280 т, а полная масса составляла 480 тонн! Без восклицательных знаков писать о таких машинах не получается.

Автомобиль имел сочлененную раму для улучшения маневренности, сдвоенные не только задние, но и передние колеса. Двигатель V12 Коломенского тепловозного завода при рабочем объеме 165,6 л развивал 3150 л.с.! Впервые в СССР на автомобиль поставили камеры заднего вида, разработали электронную систему контроля загрузки.

Наследник этого трудолюбивого монстра появился лишь в 2013-м. БелАЗ-75710 рассчитан на 450 тонн груза, а в книгу рекордов Гиннесса попал, поскольку в январе 2014-го провез по полигону 503,5 тонны. На машине, отправленной в 2014-м на стажировку в Якутию, стоит немецкий двигатель MTU мощностью 2330 л.с. Два бака вмещают 2880 л топлива каждый.

После МАЗа-530 трехосных карьерных самосвалов не делали очень долго. Такие машины отличали посредственная маневренность и тяжелое управление. Лишь в конце 1980-х, создавая новое семейство, конструкторы МоАЗ выпустили и трехосные самосвалы: полноприводные модели 7502 и МоАЗ-7503 с колесной формулой 6х4. Полноприводный самосвал МоАЗ-7502, унифицированный с известными по всей огромной стране скреперами, грузоподъемностью 31 800 кг оснастили 425-сильным двигателем. Приличной маневренности способствует сочлененная рама. В серию эта модель пошла в 1992-м уже в независимой Белоруссии.

Чугун на колесах

Что основное в аэродромном тягаче? Конечно, не предельная скорость. Но даже не мощность и момент, хотя и они важны. Самое главное — масса. По сути, такие машины представляют собой огромный балласт с мотором и на колесах, благодаря которому и удается буксировать тяжеленные самолеты.

Производство двухосных полноприводных БелАЗ-6411 начали в 1971-м. Тягач способен тянуть лайнеры массой до 100 т. Развитием этой модели стал БелАЗ-7421 1974 г. Обе модели довольно долго выпускали параллельно. БелАЗ-7421 снаряженной массой 37 700 кг буксирует самолеты массой 200 т. Автомобиль оснастили двигателем Д12-А мощностью 525 л.с. (с 1986-го ставили более долговечный ярославский мотор в 420 л.с.). Тягач при движении вперед развивает 15 км/ч, назад — 8 км/ч.

В 1987-м году в производство аэродромных тягачей включился Могилевский завод. МоАЗ-7915 рассчитывали на работу с самыми тяжелыми на тот момент самолетами, например, АН-225 «Мрия». Снаряженная масса тягача с двумя постами управления — спереди и сзади — 75 500 кг, а масса буксируемого самолета — 400 т на обычном аэродроме и до 275 т на полевом. Трехосный полноприводный тягач оснастили ярославским двигателем в 600 л.с. До 1995 г. построили 10-12 таких машин.

От двух до…

Со второй половины 1950-х Минский автозавод строил много прототипов. В том числе для армии, которая получала все более совершенное ракетное вооружение. Но еще до того, как строить многоосные машины, проектировали малоосные.

Необычный, очень короткий (база всего 3400 мм) двухосный прототип МАЗ-532 планировали в качестве тягача, а также лесовоза. На машину снаряженной массой 12 000 кг поставили семилитровый ярославский двигатель мощностью 165 л.с. Коробка передач на МАЗ-532 была пятиступенчатой механической, оснастили автомобиль и понижающей передачей. В серию модель не пошла, но послужила основой для МАЗ-538, который под маркой КЗКТ долго выпускали в Кургане.

Кроме того, МАЗ-532 во многом унифицировали с одноосной (!) моделью 529, которая представляла собой нечто среднее между автомобилем и трактором (если от машины отделить прицеп, то останется только одна ось). Тягач с нагрузкой на седло до 8000 кг и 6-цилиндровым мотором ЯМЗ-М206А мощностью 180 л.с. развивал скорость до 40 км/ч. Производство тягача передали на Могилевский автозавод, который и стал специализироваться на таких машинах.

Модернизированный МоАЗ-6401-9585 разрабатывали с 1968 г., а в серию запустили в 1971-м. На этот тягач ставили двигатели ЯМЗ-238 в 190-сильной и 215-сильной модификациях. Такой МоАЗ строили в нескольких версиях, в том числе с открытой кабиной и с двумя постами управления для удобства движения вперед или назад.

На противоположном от двухосных тягачей полюсе — огромные многоосные МАЗы для перевозки ракет. Ну и, может быть, чего-то еще — большого и тяжелого. Остановимся лишь на самых необычных.

МАЗ-7904 с колесной формулой 12х12 создали в 1983-1984 гг. Снаряженная масса шасси — 140 000 кг, полная — 360 000 кг. На машину поставили два двигателя суммарной мощностью 1830 л.с. Основной мотор — V12 рабочим объемом 42,4 л — развивал 1500 л.с. и был связан с двумя четырехступенчатыми трансмиссиями (плюс две передачи заднего хода), каждая из которых работала на свою тройку осей. Вспомогательный 330-сильный двигатель ЯМЗ-238Ф приводил гидронасосы, генератор, вентилятор системы охлаждения. Управляемыми были три передних и одна задняя ось. Из двух заложенных на заводе шасси собрали лишь одно.

Вслед за МАЗ-7904 в 1984-1987 гг. создали МАЗ-7906. Компоновочно и концептуально автомобиль был близок к предыдущей модели, но имел меньшие габариты и массу (снаряженная — 63 800 кг, полная — 220 000 кг). При этом у машины была дополнительная пара колес, что существенно снижало нагрузку на оси. Управляемыми сделали четыре передние оси. Двигатель развивал 1200 л.с., скорость — до 30 км/ч. Изготовили два МАЗ-7906.

Наконец, в 1985-1987 гг. соорудили один МАЗ-7907 с двенадцатью (!) осями и, соответственно, 24 колесами. Чтобы придать этому монстру более-менее приемлемую маневренность, между шестой и седьмой осями на раме сделали шарнир, позволявший автомобилю длиной более 29 м «складываться». В качестве силового агрегата применили газовую турбину мощностью 1250 л.с. Максимальная скорость — 40 км/ч. Электрическая трансмиссия на испытаниях оказалась самым слабым местом машины. А дорабатывать единственный изготовленный МАЗ-7907 не стали…

Все белорусские заводы работают и сегодня. Спрос, конечно, меньше, чем прежде, но — есть. Ведь в мире производителей подобных автомобилей совсем немного.

Сергей Канунников

Продолжение темы

Все новости

20 декабря 2020ГАЗ-24: 5 малоизвестных фактов о легендарной «Волге»

11 марта 2020«Москвичи» за миллионы и советские кабриолеты показали публике

18 октября 2019ГАЗ может возродить «Победу»

19 сентября 2019Что мешало заводу РАФ выпускать лучшие микроавтобусы (видео)

21 августа 2019Назван тип самолета, на который билеты оказались дороже других

Тяжелые тягачи СССР и России

Блиц-пост

29 195просмотров

Знания и впечатления / Новое на сайте

Несмотря на огромные объемы перевозок сверхтяжелых грузов в СССР, автотранспорту для них особого внимания не уделялось. Подавляющее большинство тягачей для них были военными по происхождению машинами, разбавленными немногочисленным импортом. Да и было их очень немного.

01. Первым балластным тягачом в СССР стал появившийся в 1949 году ЯАЗ-210Г, очень похожий на Diamond T-981 военных лет. Интересно, что сперва мощность двигателя у ЯАЗа составляла 200 л.с., а грузоподъемность прицепа – 40 тонн. А у поздних машин мощность уменьшилась на 35 «лошадей», грузоподъемность – на 10 тонн. Как так? А очень просто – сначала тягачи комплектовались американскими дизелями GMC 6-71, а с началом холодной войны – новыми отечественными ЯАЗ-206. Само собой, создавался он по заказу военных, но широко использовался и для перевозки тяжелых грузов «на гражданке» (хотя всего было выпущено чуть больше 2000 штук). На фото он с прицепом-танковозом

МАЗ-5203.

02. В 1960-е годы основным тягачом был МАЗ-537, тоже военного происхождения. Его двигатель – 38,8-литровый Д12А мощностью 525 л. с., восходящий к танковому В-2 образца 1931 года. Как результат – расход до 140 литров солярки на «сотню». Впервые – гидромеханическая трехскоростная коробка передач и гидроусилитель руля. Масса буксируемого полуприцепа – 65 тонн, а собственная – 22,3 тонны. Существовали и балластные тягачи, в основном встречались в роли аэродромных тягачей. Этот превращен из седельника в балластный несложным дедовским способом.

03. Его дальнейшим развитием стал «подросший» МАЗ-543. Впервые появилась и гражданская модификация, МАЗ-7310 по прозвищу «Ураган». Он отличался бортовой платформой и отсутствием военных «примочек». Широко использовался для сверхтяжелых перевозок. На фото он перевозит турбинное колесо для Токтогульской ГЭС в 1986 году. Вторым тягачом выступает его аналог и собрат, опытный тогда КЗКТ-7428 «Русич». У него большая масса буксируемого прицепа – до 75 тонн.

04. Конечно, демобилизованных тяжеловозов остро не хватало, да и подходили они не очень – слишком разные условия «жизни». Поэтому без импорта было не обойтись. Выбор пал на авторитетную марку Faun из ФРГ. Впервые тягачи этой марки в СССР завезли восточные немцы, участвовавшие в строительстве газопровода «Дружба». Они использовали внедорожные 3- и 4-осные седельные тягачи серии

HZ. Машины зарекомендовали себя отлично, и СССР начал закупать их в больших количествах, как в виде седельных, так и балластных тягачей. Они комплектовались 12-цилиндровыми «воздушками» Deutz (до 525 л.с.), коробками передач ZF, и собственными мостами. Полная масса автопоезда доходила до 280 тонн.

05. Менее мощным и дорогим, и чаще встречавшимся на дорогах импортным тягачом была эта Татра Т815ТР. Специально разработанный в качестве балластного трактора, с двумя сближенными передними мостами, огромной 8-местной кабиной и 12-цилиндровым собственным двигателем ТЗ-930-53, он достигал массы в составе автопоезда 120 тонн.

06. С перестройкой наша промышленность стала нехотя, со скрипом поворачиваться лицом к клиентам – госпланирование умирало.

В 1988 году впервые появился тяжелый тягач, изначально разработанный для «гражданки». Это был МАЗ-7414 – детище будущего МЗКТ. Попытка «скрестить» военное шасси с угловатой кабиной успеха не принесла – было выпущено всего несколько машин.

07. Типичная картина тяжелых перевозок эпохи распада империи. Военные тягачи уже не соответствовали требованиям, на новый импорт денег не было. В дело шло все, что было в наличии – тягачи из советских парков, европейская «бэушка», тяжелый самосвал и даже трактор-Кировец.

08. Основным производителем балластных тягачей стал белорусский МЗКТ, многолетний создатель ракетовозов. В его программе к началу нового века было больше десятка таких машин для разных условий, в том числе и модель 74132 с 26-литровым дизелем мощностью 650 л.с. и гидромеханической собственной коробкой передач. Полная масса автопоезда – до 400 тонн.

09. В 2007 году свои силы в этом сегменте пытался пробовать и наш флагман,

КАМАЗ. Его модель 65226 с двигателем Cummins ISX15 технически была рассчитана на автопоезд полной массой 98700 кг. Но – слабая рама в сочетании с древней, высоко установленной кабиной успеха на рынке не обеспечили.

10. Так что в этой нише из отечественных производителей остается одинокий МЗКТ. Его новая модель 750440 (и когда же, наконец, им придет в голову заменить зубодробительные шифры на имена собственные?) весьма современна как по агрегатам (двигатель Paccar MX уровня Euro-5), так и внешне.

11. Но самые авторитетные перевозчики, естественно, держатся в общемировом «тренде». Их парки пополняются самыми современными европейскими тяжеловозами именитых марок, как этот полноприводной немецкий Titan компании «Кинмарк». Но это – уже другая история…

Знания и впечатления / Новое на сайте   Макс ЧЕРНЯВСКИЙ  

17.09.2017   0   29 195 

Метки: Отечественные грузовики Негабаритные перевозки Исторический архив

Поделиться:   

Подержанные большегрузные автомобили на продажу

Penske продает качественные подержанные тяжелые грузовики со спальным местом, дневной кабиной и дворовые грузовики от таких производителей, как International, Freightliner, Volvo и других.

Подержанные тяжелые грузовики (тракторы) для продажи

Тяжелые тягачи Penske доступны в следующих конфигурациях:

  • Одноосные дневные кабины
  • Дневные кабины сдвоенной оси грузовики

Грузовики с однодневной кабиной (обычные)

Грузовики с однодневной кабиной

Penske продает качественные полуприцепы с однодневной кабиной. Дневные кабины доступны с одинарной или сдвоенной осью; однако спальная зона не включена.

Подробнее

Спальные вагоны

Спальные вагоны

Penske продает бывшие в употреблении шпалы в конфигурациях с одной и двумя осями. Спальное место предлагается различных размеров, с плоской, средней или приподнятой крышей.

Подробнее

Дворовые тележки

Дворовые тележки

Дворовые тележки предназначены для перемещения полуприцепов по грузовым площадкам быстрее, чем обычный тягач. Эти транспортные средства могут существенно повысить производительность оператора.

Дополнительная информация

Текущие предложения

Скидки наличными

Многие из наших высококачественных подержанных грузовиков имеют скидки на наличные до 9 января 2023 года. со скидкой до 25% по списку.

Сопоставление первоначального взноса

Финансы через Premier Financing и Penske сопоставят ваш первоначальный взнос до определенной суммы.

ПОСМОТРЕТЬ ПОДРОБНОСТИ

Финансируйте свой грузовик с Premier Financing

Программы для всех покупателей.

Premier Financing специализируется на финансировании коммерческих грузовиков и работает с наиболее конкурентоспособными кредиторами на коммерческом рынке, чтобы найти для вас отличную ставку.

Дополнительная информация

Центры подержанных автомобилей

Посетите ближайший к вам пункт продажи подержанных автомобилей.

Центры подержанных грузовиков Penske предлагают большой выбор высококачественных подержанных грузовиков и тягачей, доступных для немедленной покупки.

Подробнее

Бесплатная электронная книга

Изучите процесс покупки и найдите лучший грузовик для своего бизнеса.

Загрузить

Получать ежемесячные бюллетени по безопасности

Подпишитесь сегодня, чтобы получать советы по безопасности и соблюдению правил, доставляемые прямо на ваш почтовый ящик.

Скидки наличными

Будьте первыми, кто узнает, когда Penske Used Trucks предлагает специальные скидки на наши высококачественные подержанные грузовики. Зарегистрироваться Сегодня!

Получить специальные предложения

Гарантии

Планы защиты для всех ваших потребностей.

Защитите свои инвестиции с помощью гарантии от National Truck Protection (NTP), ведущего независимого поставщика гарантий в отрасли грузоперевозок в Северной Америке.

Дополнительная информация

Покупка в Penske

Начать очень просто.

У нас есть тысячи подержанных грузовиков, тягачей и прицепов Penske, которые готовы удовлетворить потребности вашего автопарка.

Подробнее

Доставка автомобиля стала проще
Penske техническое обслуживание и предпродажный осмотр
Советы покупателю, впервые покупающему
У меня прекрасные отношения с отделом продаж и моим личным продавцом, который держит меня в курсе новых запасов. Всем рекомендую подержанные грузовики Penske. — Пол В.

Чат

Тяжелые грузовики, класс 7 и 8,> 26 000 GVW

  • Дом>
  • Труки
  • Western Star

    Тяжелые грузовики, класс 7 и 8,> 26 000 GVW

    Западный Запад. Star 57X Heavy Truck

    2 августа 2022 г.

    Модель 57X на 5,8 % экономичнее своего предшественника0004

    Freightliner Trucks

    18 мая 2022 г.

    После того, что компания называет «обширной» разработкой и «тщательными» испытаниями, Freightliner вывела на рынок свой аккумуляторный электрический тяжелый грузовик eCascadia. Грузовик с нулевым уровнем выбросов…

    Тяжелые грузовики, класс 7 и 8, полная масса >26 000

    Двигатель Cummins 15L, работающий на природном газе

    Cummins Engine Co., Inc.

    15 октября 2024 г.

    3 Cummins выведет на рынок 15-литровый газовый двигатель для большегрузных автомобилей. Двигатель может работать в паре с коробкой передач Cummins Eaton Automated Transmission Technologies Endurant HD…

    Top 100

    Western Star 47X усилила заявку на профессиональные продажи новая электрическая система и переименование…

    Тяжелые грузовики, классы 7 и 8, полная масса >26 000

    2021 Peterbilt 567 Heavy Truck

    Peterbilt Motors Co.

    25 февраля 2021 г.

    Обновления 2021 года для тяжелого грузовика Peterbilt модели 567 включают улучшения в электрической системе VMUX для обеспечения расширенной функциональности и полной интеграции с различными… Тяжелый грузовик Peterbilt 520

    Peterbilt Motors Co.

    25 февраля 2021 г.

    Обновления 2021 года для тяжелого грузовика Peterbilt модели 520 включают усовершенствования в электрической системе VMUX, обеспечивающие расширенную функциональность и бесшовную интеграцию с множеством различных…

    Top 100

    Тяжелый грузовик Kenworth T680

    Kenworth Truck Company

    16 февраля 2021 г. обтекатели, заглушки колесных арок, 28-…

    Top 100

    Тяжелый грузовик Peterbilt 579

    4 февраля 2021 г.

    Грузовик Peterbilt 579 Class 8 был обновлен и включает версию с дневной кабиной. Тяжелый грузовик сочетает в себе двигатель Paccar MX-13 или MX-11 2021 года с трансмиссией Paccar. Обновленный…

    Top 100

    Тяжелый грузовик серии International Next-Gen HX

    Navistar

    18 ноября 2020 г. увеличенная стальная кабина с внутренней отделкой…

    Продукты

    Кузова, прицепы, самосвалы

    Кузова, грузовики, самосвалы

    Кузова, грузовые типы

    Тяжелые грузовики, класс 7 и 8, полная масса >26 000

    Средние дежурные грузовики, классы с 4 – 6, 14 001 до 26 000 гг. Самосвал

    Прицепы для сыпучих материалов

    Прицепы с торцевой разгрузкой

    Прицепы с плоской платформой и платформой

    Прицепы с низкой платформой для оборудования

    Назначение, Полный привод

    Водные грузовики

    тяжелые грузовики, класс 7 и 8,> 26 000 GVW

    Tom Berg

    Перевозчик

    Western Star 47x показывает твердый комфорт

    Tom Berg

    Nov. 22, 2022

    Tom Berg

    Nov. 22, 2022

    449

    Tom Berg

    Nov. 22.

    Volvo Group

    Грузовые перевозки

    Mack, партнер Volvo с пилотом при зарядке

    15 ноября 2022 г.0004

    27 октября 2022 г.

    Том Берг

    Перевозчик

    Внутри международного HX Production Truck

    Tom Berg

    Октябрь 11, 2022

    Изображения: Том Берг

    Heavy-Duls, класс. 7 и 8, >26 000 GVW

    Международный тест-драйв HX Основные моменты Classy Comfort

    Tom Berg

    11 октября 2022 г.0004

    Mack ‘Command Steer’ добавляет питание к рулевому управлению

    Mack Trucks, Inc.

    23 сентября, 2022

    Trucking

    . , 2022

    Volvo Trucks проводит испытания электрических грузовиков на топливных элементах, которые выделяют только водяной пар и имеют рабочий диапазон, сравнимый с дизельными грузовиками, до 1000 км. Второй пилот…

    Автоперевозки

    Navistar выпускает первый класс Uptime Academy

    16 сентября 2022 г.

    Компания Navistar объявила о выпуске первого класса Uptime Academy из девяти учеников, а также о пожертвовании девяти оборудования аккредитованным техническим учебным …

    Фотографии: Том Берг

    Тяжелые грузовики, классы 7 и 8, полная масса >26 000

    Отчет о тяжелых грузовиках за 2022 год

    Том Берг

    13 сентября 2022 года

    Общее состояние тяжелых грузовиков столкнулись с серьезными трудностями и задержками, которые проливают свет на всемирную цепочку поставок. Они…

    Tom Berg

    Тяжелые грузовики, классы 7 и 8, полная масса >26 000

    Navistar демонстрирует новую интегрированную трансмиссию

    Navistar

    17 августа 2024 г.