Лесная техника как она работает в лесу и какая: Обзор лесозаготовительной техники – Основные средства

Обзор лесозаготовительной техники – Основные средства

В лесу раздавался…

Продолжение этой фразы из стихотворения Некрасова известно, пожалуй, каждому, кто учился в школе. Хотя в наши дни «топор дровосека» услышать в российских лесах практически невозможно – времена, когда в лесозаготовке использовался ручной труд, давно прошли. Сейчас эту тяжелую и опасную работу выполняют машины. Многофункциональная универсальная техника не видна простому обывателю, так как часто работает далеко от населенных пунктов в  глухом лесу. Результаты работы таких машин можно увидеть только по цепочке автомобилей-лесовозов, везущих бревна на лесопилки для дальнейшей переработки, или уже в качестве готового стола или шкафа в наших домах.

Существует несколько традиционных типов процесса лесозаготовки. Первый – когда заготовка и трелевка леса производится целыми деревьями, в этом варианте поваленные деревья собирают в пачки и перевозят трелевочным трактором к лесовозной дороге или лесопогрузочному пункту. Чтобы стало понятней, вспомните старый советский фильм «Девчата», там бригада комсомольцев заготавливала лес именно таким способом. Второй вариант – хлыстовой, при котором после валки у дерева сначала обрезают сучья и дальше транспортируют уже так называемые хлысты, отсюда и название. Третий способ – это заготовка леса сортиментами с последующей трелевкой. У поваленного дерева обрезают сучья, а затем производят деление хлыстов на сортименты – лесоматериал разной длины и вида, позже «расфасованный» на бревна, дрова, жерди и т. д.

По месту выполнения основных операций все различают три основных этапа: лесосечные работы, транспортировка и лесоскладские работы. Состав и содержание операций каждого зависит в основном от способа вывоза. Давайте посмотрим на линейку техники, которая может справиться со всеми этими задачами.

Первая технологическая операция – валка, и тут при машинном способе не обойтись без харвестера. Эта специальная валочно-пакетирующая машина – настоящий универсал, способный осуществлять целый комплекс операций, таких как валка, обрезка веток и вершин, пакетирование древесины.

С помощью компьютеризованной системы управления измеряются диаметр и длина дерева, что позволяет его раскроить согласно заданным размерам. Бортовой компьютер рассчитывает оптимальные размеры будущих сортиментов и сразу распределяет бревна по различным пачкам. Харвестер позволяет обрабатывать стоящие и поваленные деревья без нанесения ущерба оставшимся насаждениям за счет большого вылета стрелы и как следствие минимального перемещения по территории вырубки.

Раскряжевку на хлысты оптимально производить сразу на лесосеке – в этом случае нет необходимости в лишней транспортировке, а оставшиеся на месте заготовок ветки деревьев создают защитное покрытие почвы и служат питательными веществами, необходимыми для воспроизводства лесного фонда.

Среди производителей харвестеров, а сегодня это более 20 заводов, выделяются такие мировые лидеры отрасли, как Ponsse, Komatsu, John Deere. На постсоветском пространстве год за годом укрепляет свои позиции «АМКОДОР» (Беларусь). Российский же производитель пока делает в этом направлении первые шаги – «Онежский тракторный завод» признан банкротом и будет собирать белорусские харвестеры, а «Уралвагонозавод» пока создал всего одну опытную модель.

Споры о том, какой харвестер лучше – колесный или гусеничный, похоже, будут вечны и зависят сугубо от мнения операторов и условий их работы. Хочется сказать только одно: независимо от типа шасси оба варианта хороши, единственное, отмечается более быстрый износ гусеничной ходовой по сравнению с колесной. При переезде колесный харвестер может ехать по асфальту и меньше зависит от трала для перевозки, но гусеничный вариант выгодно отличается проходимостью, особенно в сложных условиях, например, в глубоком снегу.

Компания John Deere предлагает для работы на российских делянках новый маневренный харвестер малого класса с индексом 1070G. Обновление коснулось конструкции задней рамы, что улучшило доступ к узлам и агрегатам для обслуживания. Улучшилась обзорность из кабины благодаря простому развороту на 180° насосов и двигателя. Значительно снизился уровень шума, так как радиаторы расположились в задней части машины. Адаптивная электронная система управления поддерживает высокие рабочие обороты двигателя только тогда, когда это необходимо, к примеру, в момент движения машины и одновременной работы манипулятора. Такое решение положительно сказалось на потреблении топлива, снизив его расход. В базе система управления TimberMatic H-16, с помощью которой оптимизирована заготовка сортиментов, к тому же с помощью этой системы можно удаленно проводить диагностику машины.

Заказчик может выбирать между двумя типами кабины: поворотной с системой выравнивания и фиксированной. Система выравнивания идеальна для пересеченной местности, она сохраняет вертикальное положение кабины, а механизм поворота отслеживает движение манипулятора. В качестве опции возможен заказ интеллектуальной системы управления манипулятором, которая облегчает работу оператора. Харвестерная головка компактного размера дает возможность работы в густом лесу. Главной особенностью нового харвестера является возможность установки как на 4-осное, так и на 6-осное шасси. Масса новинки равна 15,2 т, длина составляет 6,5 м, а высота 3,6 м. Максимальный вылет манипулятора равен 10,8 м. Харвестер от John Deere снабжен фирменным двигателем с повышенной мощностью в 181 л. с.

С проблемой вывоза спиленных стволов справляются лесовозы – специальные грузовики большой грузоподъемности и при этом высокой проходимости для передвижения по сложному рельефу, с маневренностью для езды в труднодоступных местах. Финская

Sisu славится своими тяжелыми, надежными машинами, причем не только у себя дома, но и у нас в России. Стоит отметить, что первые лесовозы этой марки начали поставляться в СССР в начале 1980-х гг. и некоторые грузовики работают в российских лесах до сих пор. Из современных моделей на рынок России в качестве лесовоза предлагается грузовик Timber.

Этот сортиментовоз поставляется полностью укомплектованным и сразу «с колес» готов к работе. В конструкции рамы используются лонжероны С-образного профиля без установки отдельного надрамника – такое решение увеличило прочность при малом весе и повысило жесткость рамы на скручивание. Такая рама с круглыми поперечными балками устойчива несмотря на большой перевозимый груз и облегчает трогание машины с места.

Тележка оснащена механизмом отключения привода заднего ведущего места с подъемной осью. Оси и мосты особо мощные, разработанные для сложных условий эксплуатации. Нагрузка на передние оси равна 9–10 т, на тележку – 19–20 т. Тормоза пневматические с электроприводом, на передних осях дисковые тормоза, на задних – барабанные. Сердце машины – двигатель Mercedes-Benz мощностью в зависимости от комплектации до 600 л.с.

Часть лесовозов оснащается гидроманипуляторами, такие машины применяются в лесной отрасли в технологических цепочках сортировки и переработки древесины, при перегрузке леса на нижних складах и железнодорожных станциях. В линейке моделей манипуляторов для лесозаготовок один из ведущих поставщиков – именитый HIAB. Лесные гидроманипуляторы HIAB Loglift, оснащенные эргономичным местом управления или кабиной, устойчивы и эффективны в работе. Мощное поворотное устройство, хорошая грузоподъемность по всей зоне вылета стрелы и плавное управление облегчают работу оператора.

Благодаря своей силе, точности гидроманипулятор Loglift успешно справляется со всеми задачами – от заготовки крупногабаритных лесоматериалов до погрузки самого деликатного древесного топлива.

Модель HIAB Loglift F96 ST является самой популярной на рынке манипуляторов для сортиментов, в ней в правильном соотношении сочетаются сила, скорость и мощность. Телескопическая модель F 96 ST издалека дотягивается до штабеля и легко грузит древесину в самый конец прицепа.

Погрузку бревен при лесоскладских работах осуществляют специальные модели фронтальных погрузчиков с захватами для бревен. Модель L580 LogHandler от Liebherr поражает своими размерами. Сконструированный специально для лесной промышленности, этот погрузчик поднимает стрелу на высоту более 9,5 м, для сравнения – это высота трехэтажного дома. Сама стрела незаменима при погрузке и разгрузке лесовозов, перевалке и высотной укладке бревен, а также при их подаче на линию окорки и сортировки. Конструкция стрелы позволяет поднимать и работать с бревнами на значительном вылете и на большой высоте.

Продуктивную и безопасную работу оператора обеспечивает cовременная и эргономичная кабина с качественной шумоизоляцией и встроенной в стрелу погрузчика защитой ветрового стекла. Также в базовую комплектацию входит система демпфирования, защищающая грейферный захват от раскачивания, а система плавного снижения скорости рабочей гидравлики (SSR) собственного производства позволяет осуществлять высокоточное перемещение груза, тем самым повышая устойчивость и КПД машины.

Фирменная трансмиссия XPower обеспечивает быстрый разгон и высокую скорость погрузчика, что обеспечивает максимальную производительность при движении как по ровной площадке, так и на уклонах. Кроме того, комбинированная трансмиссия с разветвлением по мощности, эффективность которой складывается за счет взаимодействия гидростатической и механической ветви, способствует значительному снижению расхода топлива по сравнению с сопоставимыми машинами других производителей, а также помогает продлить срок службы шин.

Масса этого внушительного погрузчика равна 36,65 т, длина составляет 10,5 м, а высота по крыше кабины – 3,6 м.

Грейфер для леса объемом 3,6 м3 может поворачиваться на 360°. Максимальная высота по шарниру грейфера – 9,01 м, а высота штабелирования – 5,8 м. Погрузчик от Liebherr снабжен «родным» двигателем мощностью в 340 л.с. с системой доочистки отработанных газов.

Схожую по характеристикам машину предлагает Volvo – фронтальный «лесной» погрузчик L 180HHL. Вращающийся на 360° грейфер объемом в 3,2 м

3 может работать с бревнами длиной до 5 м. Среди аналогичных машин-конкурентов L 180HHL выделяется большим объемом бака для топлива, равным 366 л, гидробак тоже отличается увеличенной емкостью в 156 л. Блокировка гидротрансформатора имеет индивидуальную настройку, благодаря блокировке сокращается рабочий цикл и снижается расход топлива.

Трансмиссия оснащена функцией «реверс» через торможение, она особенно эффективна при смене направления движения, когда погрузчику приходится часто перемещаться по площадке взад и вперед, загружая или разгружая бревна. Для придания большей устойчивости задние шины заполняются солевым раствором. Кабина для удобства обслуживания агрегатов машины может откидываться на угол 30° и 70°, за состоянием тормозов можно следить по индикаторам износа на колесах, капот двигателя снабжен электроприводом. Для защиты от грязи и влаги все узлы машины имеют выносные сапуны со сменными фильтрами. Рама, стрела, грейфер спроектированы, опираясь на опыт разработок, начатых еще в 1974 г. При массе в 34,93 т эта шведская модель имеет максимальную высоту работы захвата по пальцу 8,9 м. Двигатель, разработанный Volvo, развивает мощность 334 л.с.

Китайская компания XCMG предлагает востребованные на лесозаготовке фронтальные погрузчики – лесную версию своей самой популярной модели ZL50G. Трансмиссия машины автоматическая, с электрогидравлической системой управления и контролем передаваемого момента. Для достижения максимального усилия функция Kick-down переводит трансмиссию на пониженную ступень. Для работы в тяжелых условиях по погрузке бревен используются гидросистема и мосты, способные трудиться в суровом климате российских лесов.

Благодаря гидравлической системе управлять данным фронтальным погрузчиком с грейфером довольно просто, несмотря на тяжелый груз. Следует отметить наличие эргономичного рабочего места оператора данного фронтального погрузчика: информация на приборной панели легко читается, а органы управления достаточно удобны. Масса мод. ZL50G составляет 16,5 т, г/п – 5 т, в движение машину приводит лицензионный мотор Steyr мощностью в 220 л.с.

Финский производитель лесозаготовительной техники Ponsse, имеющий 50-летнию историю, по праву пользуется огромной популярностью среди лесозаготовителей, лишнее тому подтверждение то, что техника этого бренда эксплуатируется в 45 странах по всему миру. Среди харвестеров производства Ponsse выделяется многооперационная машина марки Scorpion, которая способна заменить целую бригаду рабочих. В 2015 г. лесозаготовительная машина нового поколения Scorpion получила престижную международную премию Swedish Steel Prize. Восьмиколесная техника эффективно работает на пересеченной местности, оказывая минимальное давление на почву во время трелевки и уборки отходов. Scorpion отличает надежность, мощность в работе, а также продуманные эргономичные решения для операторов, что делает ее очень комфортной в использовании. Повышает устойчивость и расположение кабины в центральной части, оператор не теряет равновесия независимо от того, в какую сторону наклоняется передняя или задняя часть машины – кабина остается в одном и том же положении. Оператор имеет отличный обзор, позволяющий без помех выбирать деревья и определять направление их валки.

Рама состоит из трех частей, соединенных шарнирами, благодаря такому решению угол поворота передней и задней части одинаков и составляет 12°, опорно-поворотное устройство расположено максимально низко, а вращающаяся кабина обеспечивает постоянную видимость манипулятора. Сам манипулятор в базовой комплектации может использовать два вида харвестерных головок с г/п до 1,05 т.

Российским лесозаготовителям, кому важна высокая производительность и надежность техники в суровых условиях, компания Ponsse предлагает модель ScorpionKing, способную управляться с пятью видами головок, в этом случае грузоподъемность возрастает до 1,2 т.

Стандартный вес моделей PONSSE Scorpion и ScorpionKing составляет соответственно 21, т и 22,5 т. Длина обеих моделей – 8 м, высота – 3,7 м. Вылет стрелы манипулятора составляет 10/ 11 м с углом поворота 280°. В движение обе модели приводит двигатель Mercedes-Benz мощностью 286 л.с.

В Komatsu давно предвидели, что лесные машины будут востребованы, заблаговременно, еще в 2004 г., выкупив тогдашнего лидера отрасли – компанию Valmet, продолжив выпуск машин под старым именем еще несколько лет. Только в 2011 г. на новых моделях лесозаготовительной техники появился фирменный логотип Komatsu. В обновленных моделях харвестеров этой компании используют самые современные технологические разработки и кроме традиционной для техники Komatsu высокой производительности предлагают заказчикам уникальные экологические преимущества, такие как сокращение вредных выбросов и низкое давление на грунт.

Типичный представитель такого харвестера – Komatsu 911 – универсальная машина, которая может похвастаться двигателем стандарта Tier 2 для российского рынка с уменьшенным расходом топлива и уровня шума, причем максимальная мощность двигателя при этом не уменьшилась. В кабине обеспечен отличный обзор с места оператора, есть дистанционное управление замками, удобные переключатели кондиционера, освещения, три системы джойстиков, медиацентр с входами USB и AUX и даже система теплого пола в качестве опции. Оператор следит за работой, поворачивая кабину с манипулятором на 360°.

За устойчивость машины отвечает общая система цилиндров наклона, выравнивания и стабилизирующих цилиндров заднего моста. Двухконтурная гидравлическая система оснащена тремя насосами, что дает в итоге высокую рабочую мощность и позволяет одновременно поворачивать манипулятор, протягивать ствол харвестерной головкой и перемещать машину. Оператор может выбирать из нескольких режимов работы. Масса мод. 911 составляет 17,39 т при длине 7,37 и высоте 3,7 м. Вылет манипулятора равен 11 м. Сердце машины – мотор AGCO POWER мощностью 231 л.с.

Харвестер АМКОДОР-2541 от компании «АМКОДОР» – компактная машина для работы в условиях плотного леса при проведении таких технологических операций, как прореживание, просветление или прочистка. Высокая проходимость позволяет работать даже на болотистых и мерзлых грунтах. Также эта модель отлично справляется с валкой деревьев, обрезкой сучьев, раскряжевкой хлыстов на сортименты заданной длины. Эта модель – удачное сочетание проверенной белорусской конструкции в виде 4-колесной базы с современными комплектующими от мировых производителей. Так, встроенная система учета по видам пород, объему кубометров и единиц сортиментов – финская от Motomit IT. Оператор с ее помощью через USB-порт может распечатывать на принтере результат своей работы. Также финская и харвестерная головка Kesla Foresteri 20RH, которая отлично подходит для заготовки хвойной древесины и может спиливать деревья до 540 мм в диаметре.

Немецкий предпусковой подогреватель двигателя Eberspeher отвечает за запуск дизеля при низких температурах окружающей среды. В темное время рабочая зона освещается десятью фарами на крыше кабины и четырьмя фарами с галогенными лампами, установленными на манипуляторе. Вес АМКОДОР-2541 – 13,1 т, длина равна 6,3 м, высота по кабине – 3,7 м. Вылет манипулятора составляет 9,5 м. Белорусский харвестер оснащен тракторным мотором Д-260 мощностью 180 л.с.

Среди гусеничных моделей выделяются машины канадской компании Tigercat, предлагающей высококачественное лесохозяйственное оборудование. Из новинок стоит отметить харвестер H855E, специально спроектированный для заготовки, обработки и раскряжевки стволов на делянке. Техника отличается большой производительностью, длительным временем работы при существенной экономии топлива. Рама представляет собой особо прочную конструкцию, ходовая часть и поворотные подшипники большого диаметра оптимальны для тяжелой работы в условиях леса. Поворотная платформа цельная, все сварные части сделаны из высококачественной ударопрочной стали. Кабина с узкими стойками предоставляет оператору отличный обзор, шарнир открытия двери избавляет от лишних усилий при закрытии. Верхняя и задняя видеокамеры помогают следить за тем, что происходит вокруг машины. Экран большего размера упрощает контроль за работой машины, а низкий уровень шума в кабине позволяет без проблем использовать громкую связь в случае звонка по мобильному телефону.

Новая система телескопической стрелы имеет большой вылет, что уменьшает потребность в частом передвижении машины, сохраняя целостность земляного покрова. Воздухозаборник большого размера вынесен далеко от рабочей зоны пилы для уменьшения накопления мусора, в системе охлаждения предусмотрен автоматический реверс вентилятора для очистки радиатора от пыли и мусора. При массе в 27,6 т эта модель Tigercat имеет длину 5,38 м и высоту 3,29 м. Максимальный вылет манипулятора – 9,4 м. Двигатель FPT развивает мощность 282 л.с.

Ну и конечно, не стоит забывать, что и на обычный экскаватор можно в качестве навесного оборудования установить съемную харвестерную головку. Практически любой гусеничный экскаватор после небольшой доработки может работать в лесу. Для этого необходимо всего лишь установить защиту кабины, обезопасив оператора от падения деревьев, защитить лобовое стекло или заменить его на ударопрочное и доработать гидроразводку под установку джойстиков харвестерной головки. К плюсам использования экскаваторов на лесозаготовке можно отнести высокую проходимость и способность самостоятельно вытащить машину в случае попадания ее на неустойчивый грунт. К минусам относятся высокое давление на почву и большое разрушение верхнего слоя почвы, особенно при работе на уклонах.

Радует то, что и отечественные машиностроители обратили внимание на эту нишу. Так, не так давно АО «УКБТМ», входящее в структуру «Уралвагонозавода», представило «лесную версию» гусеничного экскаватора ЭО-41211А с рабочим названием «Титан». Первый харвестер российского производства на гусеничном ходу в качестве базы использует доработанную версию экскаватора. Система катков, открытая для борьбы с грязью, не обмерзает и обеспечивает высокую проходимость даже на стандартных траках шириной 600 мм. Кроме защиты ходовой части появились направляющие для траков, и теперь можно не опасаться наездов на пни. От схода гусениц обезопасит гидравлический механизм натяжения гусениц. Гидравлический контур имеет три гидроцилиндра и позволяет выполнять сразу три операции: движение машины, поворот вокруг своей оси и пиление.

Максимальный диаметр древесины, которую может захватить головка харвестера, составляет 94 мм, при этом на головке установлено три протяжных вальца. Завод-изготовитель сообщает о производительности по заготовке леса на уровне 250 м3 за смену и расходе топлива на 1 м3 заготовленной древесины до 1,2 л. Масса машины равна 26,5 т, мощность двигателя ЯМЗ составляет 190 л.с.

Выбор навески сейчас большой, но традиционно пальма первенства у финских производителей. Наряду с именитыми компаниями, такими как Logset, AFM, Lako, делающих харвестерные головки, выделяется явный лидер – фирма KESLA. Одна из популярных моделей их навески 25RH устанавливается на технику многих производителей и давно зарекомендовала себя как особо надежная и подходящая для работы в самых жестких условиях. Головки этой серии применяют для валки деревьев с диаметром ствола до 40 см. За счет великолепной сбалансированности, а также геометрии вальцов и ножей захват как стоящих, так и лежащих деревьев осуществляется просто и быстро.

Эти головки отлично справляются и с задачами по очистке от сучьев и раскряжевки стрелеванных хлыстов. Модификация 25RH с индексом S-II сконструирована специально для установки на экскаваторную базу. В качестве опций головки KESLA могут быть оснащены маркирующим устройством, автоматическим натяжителем цепи и устройством обработки пней, а также прогрессивным срезающим устройством.

После того как деревья свалены, за работу по вывозу и штабелевке леса принимаются форвардеры – специальные машины для доставки сортиментов от места их заготовки до лесовозной дороги или склада. Традиционно такая техника состоит из двух модулей: первый с кабиной и мотором, второй с погрузочным манипулятором и грузовой тележкой. Форвардеры от финской компании Logset среди лесозаготовительных предприятий России зарекомендовали себя как надежные и прочные машины. Созданная в 1992 г. на базе старого производителя лесного оборудования Norcar, новая фирма сразу стала лидером по выпуску форвардеров.

Сегодня самая популярная модель у компании 8F GT – более сбалансированная по сравнению с предыдущим поколением этой серии, что повысило устойчивость машины при работе на склонах. Конструкция рамы и центрального сочленения сверхпрочные, и в ней, и в механизме поворота кабины используются подшипники с высокой износоустойчивостью, а поворот кабины осуществляется с помощью двух цилиндров. Система управления в зависимости от внешних нагрузок оптимизирует работу мотора, гидравлики и трансмиссии. Манипулятор, установленный на эту модель, – Mesera от Loglift, он разработан специально для лесных машин и тяжелых условий эксплуатации. Масса Logset 8FGT равна 17,5 т, а г/п составляет 15 т. В движение форвардер приводит двигатель AgcoPower мощностью 243 л.с.

Более традиционную модель в виде трелевочного трактора 535D предлагает Caterpillar. Эта новая серия имеет большую скорость и грузоподъемность, работа двигателя регулируется насосом переменной производительности в зависимости от нагрузки, мощность мотора подбирается в зависимости от рабочей нагрузки, экономя тем самым топливо. Гидросистема одновременно может выполнять несколько функций, например, двигаться задним ходом, рулить, работать стрелой и захватом, общее время рабочего цикла значительно сократилось, что положительно сказалось на производительности.

Для надежного удержания хлыстов при трелевке имеется функция автозахвата, которая регулирует давление челюстей при транспортировке тяжелых грузов. Передняя и задняя рамы коробчатого сечения сварены роботом и рассчитаны на изгиб и скручивание. Крепление гидроцилиндра рулевого управления проверено в работе и равномерно распределяет нагрузку по большей площади, что увеличивает срок службы. Носовая часть цельнометаллическая, рассчитана на самые тяжелые условия эксплуатации.

Просторная кабина имеет хорошую звукоизоляцию и обеспечивает оператору прекрасный обзор, особенно в задней части. Буксировочная лебедка приводится в движение главным гидронасосом машины и рассчитана на помощь в буксировке машин и лесовозов. Масса мод. 535D составляет 20,58 т, сердцем машины является фирменный мотор Cat мощностью 225 л.с.

На складах лесоматериалов, там, где требуется выполнять подъемно-транспортные операции с бревнами, используются перегружатели. Внешне эти машины напоминают экскаваторы, но отличаются особо длинной стрелой и функцией подъема кабины, для того чтобы оператор мог видеть процесс загрузки «свысока». Перегружатели можно эксплуатировать круглосуточно семь дней в неделю – обычно именно такой режим работы у нижнего склада лесоматериалов. И эти машины вполне готовы к эксплуатации в таком режиме и в условиях суровой зимы и экстремально жаркого лета.

Говоря о такой технике, в первую очередь, вспоминают перегружатели марки Sennebogen – одного из родоначальников в этом сегменте техники. Один из главных игроков тут, без сомнения, мод. 830. Этот перегружатель оснащен стрелой из высокопрочной стали с минимальным количеством сварных соединений. Гидравлическая кабина в зависимости от модификации может подниматься на 3 м до рабочей высоты в 6,5 м. Для удобства оператора дверь в кабине сдвижная. Система супертонкой очистки гидромасла защищает гидроузлы, сокращая затраты на эксплуатацию и сервис. Радиатор самоочищающийся, с мелкоячеистой сеткой. Отсек вентиляции имеет три цикла охлаждения: воздушное, охлаждающей жидкости и гидромасла. Масса мод. 830 равна 36 т, а г/п на полном вылете составляет 3,7 т. Максимальный вылет стрелы – 17 м. В движение машину приводит двигатель Cummins мощностью 205 л.с.

 

Заготовка леса – это сложный процесс, требующий максимально надежной техники, и без вышеперечисленных машин современная лесозаготовка просто невозможна. Ведь при работе на делянках далеко от населенных пунктов и дорог во главу угла ставится надежность, так как времени на внеплановый ремонт просто нет, да и доставка запчастей на лесосеку является большой проблемой. Поэтому в технике для лесозаготовки нет случайных брендов, а есть только проверенные временем производители, настоящие напарники, на которых всегда можно положиться.

Лесной технике Tigercat нет альтернативы

3630

Выставки

Принимая решение о приобретении техники для лесозаготовки в первую очередь обращают внимание на начальную стоимость машин. Но затраты на приобретение техники – это только одна из ряда переменных, используемых для определения общей суммы затрат на заготовку одного кубометра леса. Немаловажными факторами получения прибыли являются: производительность; время безотказной работы; эффективность потребления топлива; долговечность, так как уровень прибыли напрямую будет зависеть от работы лесозаготовительной техники и от срока ее работы; период обучения оператора; возможность доступа к узлам, требующим систематического технического обслуживания; ремонтопригодность; наличие и размер склада запасных частей; стоимость оборудования при перепродаже.

Система лесозаготовки Tigercat разработана с целью снижения себестоимости заготовки и доставки одного кубометра леса на деревообрабатывающее предприятие. Правильно подобрать технологию лесозаготовки можно только с учетом: несущей способности почв; рельефа местности; объема хлыста; породного состава; среднего объема делянки; расстояния между делянками; среднего расстояния трелевки.

Известно, что в России и Северной Америке (США, Канада) преобладает хлыстовая технология. По какому пути будут в дальнейшем в России развиваться технологии заготовки древесины и создаваться комплексы машин для их выполнения – стратегический вопрос, поскольку переход с одной технологии на другую будет связан с огромными материальными затратами и организационными издержками при формировании парка машин.

Формирование модельных рядов лесозаготовительных тракторов и машин в России, США и Канаде осуществляется с учетом тяжелых природно-производственных условий лесосырьевых территорий, где промышленная заготовка древесины ведется в больших объемах. Условия эксплуатации техники близки к российским: сплошная рубка, температурные режимы от +45 до –45 °С, большие уклоны, снежный покров до 1,5 м, каменистый грунт или заболоченные участки. С учетом этих особенностей канадская компания Tigercat, которая является лидером среди производителей лесозаготовительной техники на северо- и южноамериканском рынке, предлагает широкий спектр специальных и универсальных машин для лесозаготовительного производства.

При формировании модельного ряда компания Tigercat фокусируется на создании многофункциональных машин, стремясь создать лучшие, в наибольшей мере отвечающие потребностям и ожиданиям потребителей техники. Модельный ряд включает 30 моделей машин массой от 11,2 до 37,9 тонны с двигателями мощностью от 129 до 223 кВт. Из этого числа 19 моделей машин предусмотрены для хлыстового и 11 моделей для сортиментного метода заготовки древесины.

Многолетний опыт работы на американском и канадском рынках, где большая часть лесозаготовок осуществляется хлыстовым методом, определила приоритетность по совершенствованию Лесозаготовительная техника Tigercatвалочно-пакетирующих машин. Они способны срезать деревья и формировать пачки максимально возможных объемов для их последующей трелевки скиддерами, что обеспечивает максимальную их загрузку, а следовательно, повышение производительности комплекса при минимальном числе единиц техники.

Главной машиной канадского лесозаготовительного комплекса является валочно-пакетирующая машина, которая способна срезать, удерживать и укладывать нужным образом пакеты хлыстов. Такая машина позволяет захватывать и укладывать сразу несколько деревьев – пачку. Харвестер же (полного цикла) работает только с одним деревом. По производительности разница между скандинавским и канадским способом лесозаготовки составляет четыре – пять раз.

Валочно-пакетирующие машины Tigercat наиболее универсальны, экономичны, пригодны как для выборочных, так и для сплошных рубок. Наибольшую их производительность можно реализовать в условиях интенсивной работы при сплошных рубках, особенно если деревья достаточно большого объема. Машины могут быть оснащены механизмом изменения уровня кабины, предназначенным для постоянной работы на склонах. По желанию заказчика машины могут оснащаться гусеницами размером 610, 710, 915 мм с тройным, двойным или одинарным грунтозацепом.

Второе звено – трелевщик. Это машина, которая осуществляет транспортировку хлыстов на место раскряжевки. Расстояние трелевки составляет обычно 300–500 м. Все модификации трелевочных тракторов Tigercat экономичны и справляются с работой в любых условиях. Это машины, не имеющие аналогов в мире как по объему захвата и выполняемой работе, так и по простоте управления и надежности. По заказу трелевщик может быть оснащен цепями противоскольжения , спаренными колесами или тремя мостами с возможностью одевания на два задних моста цепи, имитирующей гусеницу и предназначенной для заболоченной местности.

Третье звено – процессор – харвестер. Он обрезает сучки и в зависимости от задачи нарезает сортимент или оставляет хлысты. Процессор – харвестер при необходимости может заменить Лесозаготовительная техника Tigercatвалочно-пакетирующую машину на время ее ремонта или обслуживания. Такая заменяемость невозможна в скандинавском варианте. Как альтернативу харвестеру на фазе обрезки сучьев и получении при необходимости сортиментов Tigercat предлагает делимбер.

Это сучкорезно-раскряжевочная машина, способная эффективно справляться со своими задачами благодаря особенностям конструкции. В отличие от харвестерных головок данная машина не боится больших сучков и лиственных пород, в ней нет такой сложности конструкции и зависимости от электроники, к тому же она обладает очень высоким запасом прочности и надежности, а как следствие – непревзойденной производительностью. Особенно эффективно использовать делимбер при хлыстовой вывозке, так как он выкладывает штабеля хлыстов с ровно выложенными (выровненными) комлями, что существенно облегчает и ускоряет процесс погрузки на лесовозы.

Комплексы Tigercat могут комплектоваться колесными или гусеничными погрузчиками, предназначенными для погрузки сортимента или хлыстов любого объема, оснащенными гидравликой высокого давления. Гусеничный погрузчик обеспечивает необходимую в лесу проходимость, подвижность и устойчивость. Скорость погрузки позволяет загружать хлыстами 100 лесовозов в сутки. При погрузке гарантируется отличная обзорность, лом хлыстов практически исключен, обеспечивается более плотная и аккуратная погрузка лесовозов, при работе со штабелем с неровными комлями захват позволяет выравнивать несколько хлыстов, ударяя их о землю, выполняя “свечку”, как это обычно делают операторы гидроманипуляторов при работе с сортиментами. Кроме того, погрузчиком удобно подбирать за собой погрузочные площадки и выкладывать лежневки. Высокая кабина также позволяет погрузчику эффективно работать на отгрузке вагонов.

Канадские машины Tigercat спроектированы для работы в тяжелых природно-производственных условиях лесозаготовок, поэтому в конструкциях машин с учетом этих особенностей реализованы решения по совершенствованию прежде всего механической части узлов и агрегатов, обеспечивающие высокие показатели долговечности и простоту обслуживания, и только затем по оснащению их электронной системой управления и контроля.

Линейка лесозаготовительных машин Tigercat предельно широка и обеспечивает формирование комплексов машин для различных технологий лесозаготовок. Как альтернативу канадскому способу на российском рынке широко предлагают скандинавскую технологию, включающую в себя один харвестер и один форвардер. В модельном ряде техники компании Tigercat также представлена скандинавская схема лесозаготовки, включающая в себя харвестер и форвардер.

Читайте также:

© 2017-2022 Отраслевой журнал «ЛПК Сибири». All rights reserved.

Обзор лесозаготовительной техники | Справочник по лесозаготовительному оборудованию

Среда, 2 января 2019 г.
Справочник по лесозаготовительному оборудованию

Лесозаготовители и лесорубы полагаются на различные инструменты и оборудование, чтобы правильно выполнять работу по вырубке и обработке деревьев. Вот краткий обзор основных типов оборудования, необходимого для оптимальной работы.

Сучкорезы

Сучкорезы — жизненно важные инструменты в лесном хозяйстве и лесозаготовках. Существует три основных метода обрезки сучьев: воротом, протягиванием и цепом. Все три варианта основаны на посадке, относительно недороги и наиболее подходят для ситуаций, когда качество оставшейся древесины не имеет значения.

Ворота представляют собой стальные конструкции, сваренные в виде сетки. Грейферный трелевочный трактор перемещает груз деревьев через ворота, тем самым обламывая сучья. Сучкорезы с воротами используются в сочетании с измельчителем или как часть системы, которая загружает сучкорезы непосредственно на грузовик.

Проходные сучкорезы представляют собой горизонтально устанавливаемые процессоры, которые можно устанавливать как отдельно, так и на прицепе. Погрузчик помещает дерево в сучкорез, где система из трех или более ножей захватывает ствол, чтобы протащить дерево через процессор. Многие модели также оснащены пилой для обрезки верхушки дерева. Проходные сучкорезные станки обеспечивают более чистый ствол, чем сучкорез с воротами, и редко требуют дополнительной обработки перед погрузкой в ​​грузовик.

Цеповые сучкорезы представляют собой вращающиеся барабаны с цепями. Цепи обрываются на ветвях при подаче деревьев через барабан. Цепи могут быть либо самозагружающимися, либо запускаемыми погрузчиком, и в этом случае погрузчик или трелевочный трактор протаскивают дерево. Этот метод также удаляет кору, что полезно, когда конечной целью является очень низкое содержание коры в получаемой щепе, например, при использовании целлюлозы или бумаги.

Валочно-пакетирующие машины

Валочно-пакетирующие машины представляют собой самоходные машины с одной режущей головкой. Режущие головки, способные захватывать более одного стебля одновременно, функционируют только как устройство для резки, удержания и укладки на землю. У них нет возможности обработки.

Валочно-пакетирующие машины приводятся в движение колесами или гусеницами. Гусеничные машины работают медленнее, но обеспечивают большую устойчивость.

Колеса или гусеницы приводят в движение валочно-пакетирующие машины. Гусеничные машины медленнее колесных, но обладают большей устойчивостью на крутых склонах. Они также могут работать на влажных и рыхлых почвах, где не могут работать машины с резиновыми колесами. Кроме того, валочно-пакетирующие машины иногда имеют самовыравнивающиеся кабины, расширяющие склон, на котором они работают.

Есть еще два основных различия между валочно-пакетирующими машинами. Валочно-пакетирующая машина с приводом к дереву оснащена резиновыми шинами, которые позволяют ей подъезжать к деревьям, чтобы срезать режущую головку, установленную на держателе. Валочно-пакетирующая машина с поворотной стрелой имеет только гусеницы, а режущая головка крепится к стреле. Этот модельный стиль не нужно подгонять к деревьям перед обрезкой.

Валочно-пакетирующие машины имеют головные крепления, предназначенные для установки либо на стрелу, либо на шасси базовой тележки. Существует три категории валочных головок: группирующие головки, обрабатывающие головки и прямые валочные головки. Упаковочные головки обрабатывают несколько стеблей и не могут обрабатывать стволы. Обрабатывающие головки могут как валить, так и обрабатывать деревья. Валочные головки срезают и валят отдельные стволы, но не имеют возможности обработки.

Валочно-пакетирующие машины подходят как для прореживания, так и для сплошных рубок. Их способность контролировать процесс валки снижает повреждение древостоя по сравнению с ручными стилями валки. Поскольку они не имеют возможности обработки, обычно все дерево извлекается на площадку. Когда срубленные деревья остаются в лесу, перед их извлечением должны быть выполнены отдельные процедуры обрезки сучьев и/или верхушки. Валочно-пакетирующие машины идеальны, когда стволы попадают в диапазон возможностей валочно-пакетирующей головки.

Наконец, валочно-пакетирующие машины оснащены конструкциями защиты от опрокидывания (ROPS) и конструкциями защиты от падающих предметов (FOPS) для защиты операторов. Будь то на ровной поверхности или на крутых склонах, большие деревья очень тяжелые и могут опрокинуть валочно-пакетирующую машину. Машины, перевозящие деревья, подвергаются повышенному риску опрокидывания. Неровная, разбитая земля может усугубить опасность опрокидывания.

Еще одна проблема безопасности касается валочно-пакетирующих машин с горячими пильными головками. Головки крутятся с очень большой скоростью, а сломанные зубы могут очень быстро вылетать и преодолевать большие расстояния. Лесники или лесорубы, работающие поблизости, должны быть осторожны.

Измельчители пней

Измельчители пней удаляют пни с помощью вращающегося режущего диска. Измельчители пней сильно различаются по размеру и могут быть размером с газонокосилку или размером с грузовик. Большинство выполняют свою задачу с помощью высокоскоростного диска с зубьями, который измельчает пень и корни в мелкие щепки.

Измельчители пней обычно состоят из режущего диска с твердосплавными зубьями. Режущие колеса управляются гидравлическими цилиндрами, которые толкают режущую головку через пень.

Некоторые типы измельчителей пней могут быть прикреплены к тракторам или экскаваторам. Они могут полностью удалить корни деревьев за несколько секунд или же восстановить центральную часть корней.

Мульчирователи

Мульчирователи для использования в лесном хозяйстве и лесозаготовках немного отличаются от тех, которые обычно используются для домашних работ по озеленению. Оснащенный системой ротора с фиксированными зубьями или качающимся молотом, размер и мощность лесного мульчера зависят от мощности трактора или транспортного средства, к которому он будет прикреплен. Способность мульчирования размером с дерево, как правило, больше у этого типа мульчера, при этом средняя окружность ствола составляет примерно 40 сантиметров или 16 дюймов в диаметре.

Дворники

Дворник использует систему тросов, чтобы тянуть или летать бревна на площадку. Верфи состоят из двигателя, барабанов и лонжерона, но имеют различные диапазоны и конфигурации, например поворотный дворник, названный так из-за его поворотной стрелы. Другие дворники полагаются на фиксированную стрелу.

Поворотные стрелы могут преодолевать более широкий путь и требуют меньше движений для транспортировки бревна или бревен. Он также обеспечивает большее отклонение при движении вверх по склону. Однако фиксированные стрелы имеют более высокие башни и поэтому могут хорошо работать на более глубоком или разнообразном ландшафте.

Несущие элементы являются частью шасси ярдера. Шасси поддерживает дворник и позволяет ему двигаться. Шасси либо гусеничное, либо колесное. Есть также салазки, которые имеют плоское дно, что позволяет им скользить между деревьями.

Складские дворники бывают самоходными или мобильными, буксируемыми на прицепе, перемещаемом другим транспортным средством, или перевозимыми, в случае скидочных складов.

Кабели крепятся к опорам. Башни могут быть маленькими (до 30 футов), средними (до 60 футов) или большими (до 9 метров).0 футов). Как правило, они сделаны из деревянных лонжеронов, стали (наиболее распространенный материал) или решетки, которые легкие, но тонкие. Башни могут быть цельными, складываться или выдвигаться для облегчения транспортировки на рабочие площадки и обратно.

Кабельные дворники используются, когда крутые склоны или состояние почвы не позволяют наземные методы извлечения.

Форвардеры

Форвардер перемещает большие срубленные бревна из пня на придорожную площадку. Он отличается от трелевочного трактора тем, что поднимает бревна не менее чем на два фута над землей, что снижает воздействие на почву. Экспедиторы обычно работают с машинами в лесозаготовительных операциях, требующих сортиментной резки.

Категории форвардеров зависят от их грузоподъемности. Самые маленькие могут буксироваться вездеходами. Они могут перевозить грузы от одной до трех тонн. Сельскохозяйственные форвардеры могут буксироваться сельскохозяйственными тракторами и могут перевозить от 12 до 15 тонн. Форвардеры среднего размера, используемые на сплошных рубках, имеют вес от 12 до 16 тонн. Кроме того, существуют легкие форвардеры, предназначенные для коммерческой лесозаготовки и прореживания, которые могут обрабатывать до 8 тонн.

Погрузчики бревен

Загрузчики бревен сортируют и складывают бревна в штабели. Когда сваи приобретают достаточный размер, погрузчики перемещают их на транспортные средства. Погрузчики бывают трех типов: колесные, способные быстро передвигаться по площадке приземления; гусеничные, которые медленнее, но более устойчивы, и на прицепах, которые являются наименее дорогими, но их нужно толкать или тянуть на место.

Погрузочные машины бывают либо поворотными, либо грейферными. Knucklebooms имеют быстрые гидравлические системы для поворота и стрелы. Захваты могут быть либо сгруппированы, что позволяет увеличить базу захвата; балансовая древесина, которая предназначена для более коротких бревен, и захваты для бревен, которые работают с бревнами размером с дерево. Также имеются захваты «встык-вверх» с пятками с обеих сторон, которые позволяют группировать грузы длиной в дерево в грузовиках с повышенной грузоподъемностью. Наконец, есть погрузчики стрелового типа, которые позволяют лучше контролировать размещение бревен как для переноски, так и для погрузки.

Кулачковые стрелы предпочтительны при погрузке деревьев среднего размера. Одноковшовые погрузчики идеальны в ситуациях, когда размеры и объемы деталей слишком велики для погрузчика с поворотной стрелой.

Харвестеры

Харвестеры представляют собой самоходные режущие машины. Они умеют как валить, так и обрабатывать стебли. Колесные или гусеничные, они оснащены режущей головкой, которая валит, обрезает и распиливает деревья на определенную длину. Харвестеры также имеют переднюю или заднюю кабину для оператора, которая может быть фиксированной или вращающейся. Прикрепленные стрелы могут быть телескопическими.

Гусеничные комбайны идеально подходят для работы на склонах. Колесные харвестеры имеют более низкий уклон. Хотя они хорошо обрабатывают одноствольные деревья, такие как хвойные деревья и осина, они не идеальны для деревьев с несколькими ветвями.

Харвестеры хорошо работают в связке с форвардерами и самозагружающимися грузовиками.

Что такое лесозаготовительные машины – e-architect

Лесозаготовительные машины и для чего они используются Руководство, Советы по проектированию зданий, Онлайн-консультации

[немецкий] Индия выбирает Bloom Energy…

Включите JavaScript

[немецкий] Индия выбирает Bloom Energy для своей первой возобновляемой водородной микросети

13 марта 2021 г. с более чем 430 миллионов акров из примерно 750 миллионов акров лесных угодий в Соединенных Штатах. Компании используют эту древесину для изготовления бумаги, мебели и других изделий из дерева, а также для строительства домов.

Как выглядят эти машины и как они работают? Люди определяют лесозаготовительную технику как машину, которая помогает нам заготавливать, выкапывать и заканчивать лесной массив. Лесная промышленность использует специализированные инструменты на каждом этапе лесохозяйственного процесса.

Ниже мы подробно расскажем о типах машин, которые используют профессионалы в области лесного хозяйства. Читайте дальше, если вам интересно.

Лесозаготовительные машины

В лесозаготовительной отрасли лесозаготовкой объясняется процесс валки дерева пилами.

На небольших участках могут работать специалисты лесного хозяйства с бензопилами. Обширные лесные массивы нуждаются в гораздо более крупных инструментах, таких как валочно-пакетирующие машины, чтобы обеспечить безопасность рабочих. №

Эти машины двойного назначения срезают и извлекают деревья, используя большие зажимы и стрелы. Они оснащены гусеницами, а не резиновыми шинами, чтобы они могли перемещаться по крутым склонам и грязной или каменистой местности, типичной для лесных районов.

Еще одним стандартным инструментом, используемым работниками лесного хозяйства, является харвестер. Эта колесная или гусеничная машина валит и обрабатывает стволы до заданной длины с помощью универсальной режущей головки. Харвестеры чаще всего используются в осиновых или хвойных лесах, потому что они лучше всего работают с одноствольными деревьями.

Экскаваторные лесохозяйственные машины

После того, как работники лесного хозяйства срубят все деревья, в дело вступает оборудование для обработки и земляных работ на месте.

Если сучкорез еще не обрезал сучья, рабочие загружают свежесрезанные стволы в сучкорез с помощью грейферного трелевочного трактора, и машина обдирает ветки с дерева. Некоторые сучкорезы также оснащены торцовочной пилой.

Хотя все дворники вывозят срубленные бревна из леса, они бывают самых разных конфигураций. Установщики с фиксированной стрелой выше и полезны в глубоких долинах, а поворотные стрелы более гибки на пересеченной местности. Некоторые дворники работают на тросах, а другие самоходные.

Когда дворник вывозит бревна из леса, появляется экспедитор, чтобы доставить их на склад пиломатериалов. Там работник лесного хозяйства укладывает древесину аккуратными рядами для хранения с помощью погрузчика для бревен.

Все эти трудолюбивые машины нуждаются в регулярном обслуживании. При необходимости компании должны иметь под рукой сменную ходовую часть Komatsu и другие фирменные детали.

Машины для отделки леса

В зависимости от местоположения леса лесозаготовительной компании может потребоваться расчистить землю после удаления деревьев. Обычно это делается для пересадки нового поколения деревьев или для строительства на земле.

Рабочие прибывают с отделочными машинами, такими как мульчеры, для обработки удаленных конечностей. Они используют измельчители пней для удаления прочно укоренившихся пней и бульдозеры для расчистки мусора и переворачивания почвы.

Машины облегчают бизнес

Итак, теперь вы знаете, откуда взялась бумага, на которой вы пишете, или стул, на котором вы сидите! Как видите, для доставки древесины из лесистой местности на завод или строительную площадку требуется много разных лесозаготовительных машин, работающих вместе.