Лаз автобус: 6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР — журнал За рулем

6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

Автобус ЛАЗ-695 выпускали 55 лет — до 2010 года. Он стал самой массовой моделью Львовского автобусного завода: собрали почти 250 тысяч экземпляров! И в его богатой истории найдется много потрясающих событий.

Автобус с автоматом?

Материалы по теме

6 главных иномарок, которые помогали нам строить социализм

Двухступенчатую гидромеханическую коробку специалисты ЛАЗа разработали совместно с НАМИ.

Ее планировали устанавливать на ЛАЗ-695. Но возникла проблема — агрегат получился очень тяжелым. Ставить его в заднюю часть автобуса, которая и так перегружена, было нельзя. Ведь там же располагался и двигатель.

Зато у переднемоторного ЛиАЗ-677, которому и достался этот автомат, такой проблемы не было. Двигатель, автомат и ведущий мост равномерно распределили нагрузку по кузову.

Материалы по теме

Водитель пьян, а оштрафуют пассажиров? Да!Примитивная парковка-ловушка — попадаются 50% водителейНовая Лада Веста и все-все-все! 12 главных новинок 2022 года

На пружинах и рессорах

Материалы по теме

Автобус — спереди, грузовик — сзади! 10 самых нелепых заводских переделок

Одним из интересных новшеств автобуса ЛАЗ-695 стала оригинальная рессорно-пружинная подвеска, которую разработали совместно с НАМИ. Благодаря такому решению характеристика подвески была нелинейной. С увеличением загрузки вместе с рессорами начинали работать пружины, и жесткость подвески увеличивалась.

Таким образом, как бы ни был заполнен автобус, плавность хода оставалась неизменной.

Рессорно-пружинная подвеска стала одним из оригинальных признаков ЛАЗов.

Рессорно-пружинная подвеска стала одним из оригинальных признаков ЛАЗов.

Сзади тепло, впереди холодно!

Один из главных недостатков ЛАЗа — плохое отопление. Причем система была мощной — причина в другом.

Мотор располагался сзади, теплый воздух от него двигался против движения и едва доходил до середины салона. Потому передним пассажирам и водителю было очень холодно. Позже на ЛАЗе появился дополнительный фен-отопитель, и проблема ушла.

Самым комфортным и теплым местом в салоне был задний ряд.

Самым комфортным и теплым местом в салоне был задний ряд.

Люк для носилок

Материалы по теме

5 забытых советских автобусов, от которых тепло на душе

На ранних ЛАЗах в передней части располагался неказистый люк, портивший облик. Но таково было требование Министерства обороны.

В случае войны автобусы планировалось использовать как санитарные машины. Люк был необходим для загрузки носилок. Ведь штатные двери для этого были слишком узкими.

Также у ранних автобусов в кабину водителя вела собственная дверь по левому борту. Но и от нее со временем отказались.

Санитарный люк в переднюю часть ЛАЗ-695 врезали вплоть до 1991 года.

Санитарный люк в переднюю часть ЛАЗ-695 врезали вплоть до 1991 года.

Конечная — Чернобыль

ЛАЗу-695Н довелось сыграть большую роль в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Весной 1986 года колонны львовских автобусов эвакуировали жителей Припяти.

Материалы по теме

Принять участие в розыгрыше автомобилей

В тот же год для работ по ликвидации Министерство автомобильной промышленности СССР заказало Львовскому автозаводу создать партию из пяти специальных автобусов ЛАЗ-692 с защитой от гамма-излучения и радиоактивной пыли. Их разработали в течение месяца.

Окна прикрывали свинцовые листы. На крыше устанавливали системы фильтрации воздуха. В процессе работы автобусы подверглись сильному радиоактивному облучению и после выполнения своей задачи были утилизированы, навсегда оставшись в зоне отчуждения.

В космос на автобусе

ЛАЗ стал неизменным космическим автобусом страны. А началось все 12 апреля 1961 года, когда первого космонавта Земли, Юрия Гагарина, к стартовой площадке вез ЛАЗ-695Б.

Материалы по теме

Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал

Внешне это был абсолютно стандартный автобус, но внутри всё было по-другому. Как именно доработать автобус для перевозки космонавтов, никто толком не знал. Инженеры действовали интуитивно. Главным отличием была герметизация и система фильтрации воздуха внутри для защиты от пыли.

В салоне было всего десять сидячих мест — два для космонавтов (Гагарина и его дублера Германа Титова), а также для врачей, технических специалистов и кинооператоров.

Первый космический автобус отработал шесть лет. После его заменили на новую модель ЛАЗ-695Е. И с тех пор львовские автобусы неизменно доставляют космонавтов к стартовым площадкам.

Часть истории!

Пару лет назад ЛАЗ окончательно прекратил свое существование — производственные корпуса снесли. История завода, длившаяся почти 70 лет, закончилась. Но из нее еще можно многое почерпнуть. И эти любопытные факты о самом массовом львовском автобусе — только малая ее часть.

  • Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. О том, как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем».
  • «За рулем» теперь можно читать в Facebook.

6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР

Автобус ЛАЗ-695 выпускали 55 лет — до 2010 года. Он стал самой массовой моделью Львовского автобусного завода: собрали почти 250 тысяч экземпляров! И в его богатой истории найдется много потрясающих событий.

6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР

6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР

Автобус ЛАЗ-695 выпускали 55 лет — до 2010 года. Он стал самой массовой моделью Львовского автобусного завода: собрали почти 250 тысяч экземпляров! И в его богатой истории найдется много потрясающих событий.

6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР

Наше новое видео

Новичок «китаец» против бывалого «японца» — обычный тест с неожиданными результатами

Соллерс Арго и Атлант из Елабуги: без китайцев не обошлось

Тест Haval Dargo и Mitsubishi Outlander (видео)

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2.ru

Автобус ЛАЗ-695Е

Как только ЗИЛ закончил испытания V-образного восьмицилиндрового двигателя ЗИЛ-130Л и появились первые линии по его серийной сборке, встал вопрос о необходимости замены морально устаревшего двигателя ЗИЛ-120ФБ мощностью 120 л. с. на автобусах ЛАЗ. Новые двигатели были на 30 л.с. мощнее, что позволило увеличить маневренность автобуса, к тому же, вместе с ними ЛАЗы получили и обновленное сцепление, и коробку передач ЗИЛ-130.

Серийная модель ЛАЗ-695Е.

Внедрение в серию новой модели автобуса шло достаточно долго: первый образец под названием

ЛАЗ-695Е был собран в конце 1961 года, а серийный выпуск начался только с 1963 года, да и то, слишком малыми темпами — за год их собрали всего 394 экземпляра. На полную конвейерную мощность львовяне вышли только с апреля 1964 года.

Предсерийная модель ЛАЗ-695Е “Львiв”. Фото 1961 года.

Поскольку изготовление новой модели не велось “с нуля”, а по сути, производилась модификация автобуса ЛАЗ-695Б, все визуальные отличия новинки сводились к измененным вентиляционным люкам крыши — вместо трех квадратных стало четыре прямоугольных. Учитывая эту незначительную разницу (которую можно было заметить, только если смотреть на автобус сверху), а также тот факт, что автобусы ЛАЗ-695Е из первой партии 1963 года разъезжали по улицам вместе с предшественниками ЛАЗ-695Б (которые продолжали выпускаться до 1964 года), точно распознать модель “вживую” представлялось маловероятным. Что уж говорить о проблемах с идентификацией моделей автобусов на немногочисленных архивных фото, дошедших до наших дней.

Предсерийный ЛАЗ-695Е “Львiв” на фоне Калининского (Тверь) автовокзала. “Калинин. Путеводитель” (1965).

Ситуация кардинально изменилась только с 1964 года. Тогда ЛАЗовцы пошли на ещё одно косметическое изменение, которое впоследствии надежно закрепилось за всеми моделями автобусов. Контур колесных арок теперь повторял контур колеса, т.е. стал круглым в верхней его части. Это позволяло безошибочно идентифицировать автобус, принадлежащий к основной серии (после 1964 г).

Модель ЛАЗ-695Е “Львiв” с круглыми арками. Фото 1963 года.

Кроме того, новые автобусы комплектовались ступицами передних и задних мостов и дисками колёс такими же, какие применялись на ЗИЛ-158. Также справа внизу появилась ещё одна выхлопная труба. Теоретически, раннюю серию (без круглых колесных арок) можно классифицировать как опытный ЛАЗ-695Е

, что и делают некоторые исследователи ЛАЗовской истории и коллекционеры масштабных моделей.

Серийный автобус ЛАЗ-695Е.

За всю историю модели ЛАЗ-695Е (с 1961 по 1969), заводчанами было собрано 37916 автобусов, из которых 1346 экземпляров было отправлено на экспорт. В последний год выпуска на автобусы устанавливался электропневматический привод управления дверьми. Одним из наиболее удачно отреставрированных автобусов ЛАЗ-695Е является образец, хранящийся в Московском Музее городского транспорта.

Заводская табличка ЛАЗ-695Е

Относительно недавно в окресностях Новоуральска (Свердловская область) на одном из садовых участков был найден еще один образец автобуса ЛАЗ-695Е. Московским энтузиастам удалось договориться о покупке и успешно доставить его на базу для реставрации. Приводим фото таблички с указанием модели и заводского номера (052302), расположенной на внешней стороне перегородки водителя.

Каждый входивший пассажир упирался в неё и расположенную рядом надпись-предупреждение о штрафе за безбилетный проезд. Автобус в относительно хорошем сохране, судя по круглым аркам — не из самых первых модификаций. Надеемся, вскоре отреставрированная модель будет радовать любителей ретротехники на всевозможных выставках.

Для тех, кто интересуется историей развития отечественного автобусостроения и любит покопаться в узкоспециализированных данных, можем порекомендовать сборник статей Труды ГСКБ по автобусам 1972 года, в числе которых есть занимательный отчет об испытаниях модели ЛАЗ-695Е, включая опрокидывание автобуса с крутого уклона.

ЛАЗ-695Б для космонавтов ЛАЗ-695Е ЛАЗ-695Ж

Украинская марка ЛАЗ

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) начал свою историю 21 мая 1945 года. Изначально предприятие выпускало разнообразную специализированную технику, например, автокраны. Весь модельный ряд ЛАЗ.

ЛАЗ-695

Только через десять лет завод разработал и выпустил опытный образец ЛАЗ-695, и после успешного прохождения испытаний машина была запущена в серийное производство. Автомобиль получился неприхотливым и надежным и продолжал выпускаться с небольшими модернизациями на протяжении 50 лет.

Компания изменила дизайн передней части кузова, количество и форму воздухозаборников двигателя и внутреннюю отделку, но автобус остался легко узнаваемым 695-м, все с тем же двигателем ЗИЛ-130. Только спустя восемнадцать лет была предпринята попытка сконструировать новую модель автобуса и был выпущен опытный ЛАЗ-Украина-73, но в серию он не пошел.

Прошло еще пять лет, прежде чем новый ЛАЗ-4202 с двигателем КАМАЗ-7401-05 сошел с конвейера. Автомобиль предназначался для городских перевозок и оказался не таким удачным, как предыдущая модель. Ни двигатель, ни кузов не выдерживали длительной эксплуатации в городских условиях.

Проводка также подверглась критике. В 1983 году автобус модернизировали, отказавшую автоматическую коробку передач заменили на механическую, а конструкция кузова стала более прочной. Автобус получил название ЛАЗ-42021 (позже переименованный в ЛАЗ-42071). В 1993 году модель сняли с производства.

Помимо серийных гражданских моделей, все годы выпускались военно-медицинские автобусы, а в период с середины 60-х годов по 2013 год предприятие выпускало эксклюзивные специализированные автобусы для космической отрасли СССР, а позже и России.

Современная история

В 1994 году завод был преобразован в акционерное общество и выпущен новый троллейбус ЛАЗ-52522. В 90-х годах самым сложным для компании стал 1997 год – в этом году удалось произвести и продать всего 177 автомобилей.

Однако следующее десятилетие началось успешно, и завод, ставший к тому времени частным акционерным обществом, рос как по объему, так и по ассортименту выпускаемой продукции. В 2002 году были представлены модели 6205, 5252, А291 и серия туристических автобусов-лайнеров.

В следующем году автозавод показал ЛАЗ-5208 Неолаз, который стал первенцем всей серии. Серию продолжили городской автобус СитиЛАЗ-А183 и автобус-платформа СитиЛАЗ-AX183. В 2007 году появилась новая версия СитиЛАЗ-А183 – сочлененный автобус СитиЛАЗ-А292, а весной следующего года завод выпустил совершенно новую модель ИнтерЛАЗ 13,5ЛЕ.

Банкротство

Однако мировой экономический кризис 2008 года очень осложнил положение предприятия. Имелась шестимесячная задолженность по заработной плате, в результате чего подача электроэнергии была отключена. Попытка запуска производства была предпринята в 2009 году..

За следующие четыре года было выпущено несколько удачных моделей, заключено несколько контрактов на поставку автобусов и троллейбусов как за рубеж, так и в города-участники чемпионата Евро-2012. Однако системный конфликт с Львовской облгосадминистрацией и постоянные проблемы с невыполнением заказов привели к банкротству предприятия в конце 2014 года.

Включите в свой браузер JavaScript!

  • ВСЕ МОДЕЛИ
  • Ультра модели

Предзаказ

64,95 $

Новый в коробке.