Кировец машина: История одной из мощнейших сельскохозяйственных машин в мире со скрытыми талантами — Читальный зал: Читальный зал — Motor

Содержание

Обновленный погрузчик К-708УДМ Кировец — подробный обзор — журнал За рулем

Теперь машина оснащается системой стабилизации ковша и отправляет прямо в бухгалтерию отчеты о том, сколько тонн груза перевалено за смену.

Материалы по теме

Сначала 1990-х годов проектирование универсальных дорожных машин — ​особая компетенция Петербургского тракторного завода. Наиболее известна модель К‑702МВА-УДМ2, ставшая визитной карточкой промышленной линейки завода. Современная машина К‑708УДМ, разработанная на оригинальной базе, стала первой серийной моделью в линейке дорожно-строительной техники «Кировец» нового поколения. Опытная партия машин прошла испытания, в ходе которых заводские специалисты вносили изменения в конструкцию многих узлов и систем.

Сегодня мы предлагаем обзор новой модели с точки зрения оператора. Обо всем этом, к слову, более подробно можно почитать на сайте журнала «Рейс».

Погрузчик К-708УДМ Кировец

Погрузчик К-708УДМ Кировец

Материалы по теме

Кабина

Кабина, как и прежде, соответствует нормам безопасности, вдобавок став одной из самых просторных в своем классе. Конструкторы серьезно поработали над эргономикой, убрав рычаги и внедрив новую систему управления рабочими органами. Значительно улучшились обзорность и шумоизоляция.

Оператор может быстро, не сходя с места, развернуть свое сиденье на 180 градусов вместе с рулем. И управлять бульдозерным отвалом

Оператор может быстро, не сходя с места, развернуть свое сиденье на 180 градусов вместе с рулем. И управлять бульдозерным отвалом

Принципиальное новшество — ​видеокамера наблюдения за бульдозерным отвалом (он скрыт за моторным отсеком), изображение с которой выводится на отдельный дисплей. Прибавилось малозаметных, но важных в работе мелочей. Например, комплект наружной светотехники расширили. Теперь в него входит фонарь над дверью кабины с таймером выключения (оператор, обесточив электрооборудование, спускается из кабины по освещенной лестнице), а также опционный блок светодиодных прожекторов дополнительного освещения рабочей зоны ковша.

Показания всех контрольных приборов можно вывести на цветной многофункциональный дисплей

Показания всех контрольных приборов можно вывести на цветной многофункциональный дисплей

Главная особенность новой модели К‑708УДМ в сравнении с предыдущей К‑702МВА-УДМ2 — ​автоматизированное управление рабочим оборудованием и трансмиссией. Вместо рычагов теперь джойстики, управляющие гидросистемой. Чем больше угол отклонения джойстика от нейтрали в каждую из четырех сторон, тем выше скорость перемещения штоков соответствующих гидроцилиндров. Схема управления погрузочным оборудованием интуитивно понятна: движением назад-вперед оператор поднимает и опускает стрелу, а влево-вправо — ​запрокидывает и опрокидывает ковш.

Кнопка плавающего режима — на джойстике погрузочного оборудования

Кнопка плавающего режима — на джойстике погрузочного оборудования

Материалы по теме

Кроме того, на джойстике есть самофиксирующаяся кнопка включения плавающего режима стрелы. Джойстик на противоположной стороне кабины аналогично поднимает и опускает бульдозерный отвал (там тоже можно включить плавающий режим), а движениями вправо-влево задает угол его перекоса. Кнопками регулируется еще и перекос относительно продольной оси машины. Также завод предлагает опционную систему управления с компонентами фирмы Bosch Rexroth — ​с единым для ковша и отвала джойстиком в подлокотнике сиденья.

Трансмиссия

Управление трансмиссией на новой машине 708-й серии модернизировано — ​механические рычаги уступили место электропневматическим приводам. Переключением передач в основном блоке КП (первая, вторая и нейтраль) заведует подрулевой переключатель, а для включения грузового моста, заднего хода, а также выбора одной из двух передач на раздаточном валу предусмотрены клавиши на панели приборов. На практике при работе всегда включена пониженная передача в раздатке, то есть клавиша нажата в положение «черепаха». И лишь при перегоне машины по дороге оператор переключает трансмиссию в транспортное положение «заяц», то есть активирует повышенный режим трансмиссии.

Двигатель

Материалы по теме

Как показал опыт эксплуатации универсальных дорожных машин марки «Кировец», двигателя мощностью 235 л. с. им вполне достаточно, и такая модификация силового агрегата ЯМЗ‑238НД3 относительно экономична. Те, кому важна ремонтопригодность, кто привык к модификации НД5, могут заказать 300-сильный вариант двигателя.

При обеих настройках мощности этот тяговитый дизель позволяет реализовать паспортную грузоподъемность машины в 7 тонн и применение штатного ковша объемом 4,2 кубометра (на прежней модели УДМ был 3,5-кубометровый). Учитывая, что и время рабочего цикла сократилось до 11,8 секунды, то есть примерно вдвое, реальная производительность увеличилась в 1,5–2 раза. Кроме того, вес отвала повышает величину опрокидывающей нагрузки.

Машину можно заказать с системой централизованной смазки

Машину можно заказать с системой централизованной смазки


Новые опции

Материалы по теме

Важнейшими новшествами в погрузочном оборудовании стали электронные помощники. В частности, система стабилизации ковша позволяет не просыпать на землю груз при быстром перемещении машины по неровной поверхности — ​гидравлика поддерживает горизонтальное положение плоскости кромок ковша примерно так же, как система стабилизации танкового орудия сохраняет постоянное наведение ствола на выбранную цель.

Система взвешивания груза весьма полезна для учета работы погрузчика — ​по каналу связи GSM данные передаются прямо в бухгалтерию предприятия, и там уже точно знают, сколько тонн (например, угля) машина перевалила за смену. А точность в загрузке самосвалов позволит избежать штрафов за превышение осевой нагрузки на дорогах. Еще один полезный помощник — ​система запоминания движений рабочего оборудования, избавляющая оператора от монотонного повторения одних и тех же высокоточных манипуляций джойстиком. Все эти функции выгодны и владельцу парка техники — ​машины работают с максимальной эффективностью, а влияние человеческого фактора минимизируется.

Применение

Помимо стандартного 4,2-кубового ковша на погрузчик можно поставить усиленный 3,6-кубовый скальный либо 4,8-кубовый ковш для корнеплодов, захват для бревен, паллетные вилы и прочее спецоборудование. Таким образом, промышленная модель К‑708УДМ может применяться и в сельском хозяйстве, а также на лесозаготовках, железнодорожных и морских терминалах, в коммунальном хозяйстве и многих других предприятиях разного профиля.

Технические характеристики

Технические характеристики*

Длина, мм

10 550±50

Ширина, мм

3160±10

Высота, мм

3780±50

Эксплуатационная масса, кг

23 000

Модель двигателя

ЯМЗ-238НД5

Тип двигателя

8-цилиндровый, V-образный дизельный с турбонаддувом

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

130 / 140

Номинальная мощность, л. с. (об/мин)

300 (1900)

Максимальный крутящий момент, Н·м (об/мин)

1280 (1100–1400)

Рабочий объем двигателя, л

14,86

Удельный расход топлива, г/(л. с. × ч)

162

Коробка передач

Гидромеханическая с электропневматическим переключением передач и режимов

Количество режимов

Два: рабочий и транспортный

Количество передач на режиме переднего/заднего хода

2/2

Ведущие мосты

Подмоторный и грузовой с межколесными самоблокирующимися дифференциалами и конечными передачами

Подвеска мостов

Балансирная на подмоторной раме и жесткая на раме-портале

Размер шин

29,5/75 R25

Рабочие тормоза

Барабанные с пневматическим приводом либо дисковые с пневмогидравлическим приводом

Стояночный тормоз

Дисковый с пневмопружинным приводом

*фронтального погрузчика «Кировец» К‑708УДМ

Фото: компании-производителя

  • Об этой и другой коммерческой технике более подробно можно почитать на сайте журнала «Рейс».
  • Трактор Кировец К-7М — флагман продуктовой линейки
  • Универсальный трактор «Кировец К-5» Премиум
  • Колесный погрузчик SEM 636D. Альтернативный вариант
  • Колесный трактор Кировец: история создания, технические характеристики

    Трактор Кировец К-700 — прародитель целого семейства мощных многофункциональных машин. Эта техника появилась более 50 лет назад, но до сих остаётся востребованной. Сами машины совершенствуются, появляются новые опции, повышается комфорт оператора.

    История трактора Кировец

    Днем рождения этой машины принято считать 13 июля 1962 года, когда на Кировском заводе выпустили первый К-700. Выбор завода в качестве производственной площадки не случаен. На нём, к тому моменту уже 40 лет, изготавливали трактора Фордзон-Путиловец.

    К 700 — первый представитель тракторной колесной техники пятого тягового класса в СССР. Его главное отличие от других подобных машин – шарнирно-сочленённая рама и мощный двигателя. Первый К 700 был обладателем мотора в 220 л.с. – выдающийся показатель по тем временам.

    По мере развития технологий росли и потребности. Стали появляться новые модели и модификации, дополнительное навесное оборудование. Спустя 13 лет, в 1975 году, завод выпустил сначала юбилейный стотысячный трактор К-700, а потом и модернизированный Кировец К-701 с двигателем мощностью 300 л.с.

    Современные модели сменили трёхцифровой индекс на более простой – К5 и К-7м, но сохранили имя Кировец. Правда это касается только тракторов сельхоз назначения. Спецтехника на базе Кировца имеет привычный индекс: К 702, К 703 и К 708 с буквенным обозначением.

    Всего с конвейера сошло более 450 000 машин семейства К 700. Около 12 000 из них отправились за границу: в Германию, Польшу, Болгарию, Египет, Китай и т.д.

    Интересно, что конструкторское бюро завода продолжает развивать машину. К выпуску готовится трактор Кировец с мощностью двигателя до 495 л.с.

    Особенности устройства машины

    Трактор К-700 Кировец является базовой моделью для всего семейства. Помимо мощности двигателя он обладает особой конструкцией самой машины, не похожей на обычные трактора. Кировец состоит из двух частей – передней и задней. Кабина, двигатель, коробка, ведущий мост, топливные баки, масляные ёмкости – да по сути весь трактор – закреплены на передней раме. Кстати, рессоры тоже установлены только на передней части машины. Задняя представляет собой рамную конструкцию с подключаемым мостом, гидроразъёмами и креплением для навесного оборудования.

    Объединяет эти две как бы независимые конструкции шарнирно-сочленяемый узел. Именно узел, а не просто соединение. Поскольку помимо смещения в горизонтальной плоскости для выбора направления движения, он даёт определённую свободу перемещения по вертикали. Благодаря этому, в отличии от использования рулевого управления, передние и задние колёса трактора идут след в след по одной колее.

    Стоит отметить, что в отличии от остальных тракторов, Кировец ездит не только вперёд, но и назад передом… или вперёд задом, тут как посмотреть.

    Среди особенностей, правда только первых тракторов Кировец, стоит отметить форму капота и радиаторной решётки, топливные баки за кабиной и труба воздушного фильтра, которая на современных машинах расположена в правом заднем углу кабины, а на К 700, К-701 и других модификациях размещалась на капоте. Ещё, в отличии от других колёсных тракторов СНГ, у Кировцев равновеликие колеса, способные к тому же работать при низком давлении.

    Описание техники и модификации

    Трактор К 700, особенно его первые модификации, получил прозвище «горбатый», поскольку его капот имел своеобразную, слегка трапециевидную форму, направленную вперёд. Современный Кировец К 7М и К 5 также имеет горб капота, хотя уже с округлыми линиями.

    С самых первых машин, крыша кабины трактора немного выходила за габарит. Как будто она просто надета сверху, как кепка или панама. Такой она осталось и по сей день, конечно с учётом современных требований к дизайну и аэродинамики.

    Рабочее место оператора всегда было достаточно комфортным. Советские машины, а также промышленные тягачи и спецтехника на базе Кировца предусматривают размещение в кабине двоих человек, тогда как сельскохозяйственные К-5 и К-7М этого лишены. Зато у них появилось панорамное остекление, мощь и некоторая агрессивность во внешнем виде.

    Кресло водителя мелиоратора подрессорено, рычаги управления (и кнопки, если рассматривать современные модели) удобно расположены. В кабине есть система обогрева и вентиляции, обеспечивающие комфортные условия работы.

    Сколько весит трактор К-700 лучше не спрашивать. Его эксплуатационная масса составляла 12 тонн. При этом он выдерживал давление на ось в 9 т и мог транспортировать восьмитонный прицеп.

    Кировец нового поколения имеет вес от 10,5т до 16 630 кг. Хотя некоторые спецмашины на его базе превышают отметку в 23 тонны. Многое тут зависит не только от базовой техники, но и от навесного оборудования.

    Технические характеристики Кировца

    С каждой новой модификацией характеристики Кировца менялись. Это касается не только мощности двигателя. Менялась двигатель, трансмиссия, подвеска, кабина.

    Двигатель

    Основным поставщиком двигателей для Кировце является Ярославль. Не только ЯМЗ, но и ТМЗ. Тутаевские моторы мощностью 350 л.с. устанавливают на промышленные тягачи, сварочные агрегаты на их базе и сельхоз трактор К 7М. Последний, кстати, под заказ можно оснастить движком Mercedes или MTU мощностью до 428 л.с.

    Основным серийным силовым агрегатом является ярославский восьмицилиндровый дизель, мощностью 235-250 л.с. Их ставят на большинство выпускаемых фронтальных погрузчиков, колёсных бульдозеров, тягачей. А вот на сельскохозяйственный К-5 идёт рядная шестёрка ЯМЗ-53645.

    Расход топлива зависит от нагрузки. В среднем он составляет 216 г/кВт час для модификаций ЯМЗ 238НД.

    Коробка передач

    Трансмиссия Кировцев зависит от назначения трактора, но практически во всех модификациях (за исключением погрузчиков) КПП имеет 16 скоростей вперёд и 8 заднего хода.

    Колёсные бульдозеры и тягачи комплектуются четырёхступенчатой механической коробкой с 4 дополнительными режимами пониженных и повышенных передач. Благодаря этому переключение скоростей происходит в некоторых случая без потери мощности. Максимальная скорость Кировца К 703 вперёд составляет 33 км/ч, назад – 24 км/ч.

    Сельскохозяйственная техника Кировского завода оснащается более современными КПП – это автоматизированные гидропневматические коробки Т5 и Т7 с системой управления Командпост-4. В них оптимизированы передаточные числа и установлены улучшенные раздаточные коробки для более эффективной работы оборудования. Управление осуществляется с помощью джойстика.

    Ходовая часть

    Трактора Кировец оснащены двумя ведущими мостами. Передний имеет постоянный привод, задний можно отключить. Они оснащены межколёсным самоблокирующимся дифференциалом.

    Передняя подвеска К 703 – рессорная. Мост оснащён двумя полуресорами опирающимися на раму. Это позволяет снизить вибрационную нагрузку на узлы трактора и оператора. Задний мост жёстко закреплён на раме.

    Тормозная система колодочная, в пневмоусилителем.

    Сферы применения Кировца, навесное оборудование

    Семейство тракторов К 700 изначально предназначалось для применение в сельском хозяйстве. Однако потенциал разглядели и в других отраслях. Машины используют также в коммунальной сфере, промышленности, дорожной и строительной отраслях. Применяют Кировцев и в лесном хозяйстве, а также в войсковых частях.

    Используя различное навесное оборудование и установки, трактора Кировского завода отлично справляются со всеми работами, связанными с обработкой почвы, посевами и уборкой урожая, помогают в уборке снега на дорогах и на промышленных объектах, используются для прокладки ЛЭП, установки осветительных мачт, занимаются погрузкой и разгрузкой бревен, перевозят артиллерийские орудия.

    У всех модификаций тракторов единая система для фиксации дополнительных приспособлений — раздельно-агрегатная. Она позволяет управлять и самим оборудованием, и его отдельными механизмами.

    На заднюю часть Кировцев устанавливаются:

    • роторные отвалы для уборки снега;
    • грунторезы;
    • грейферы для перемещения леса;
    • плуг;
    • борона;
    • борона-мотыга;
    • уплотнители силоса;
    • виброплиты;
    • держатели для перевозки столбов и пор;
    • бульдозерный отвал;
    • ковш фронтального погрузчика;
    • седельно-сцепное устройство.

    Кстати, бульдозерный отвал может быть установлен и спереди К-703.

    Преимущества и недостатки тракторов Кировец

    Главными достоинствами Кировских тракторов является его мощность и хорошая проходимость. Благодаря этим показателям, машины:

    • имеют высокую производительность;
    • большое тяговое усилие, например, у промышленного тягача К 703М оно составляет 50 тонн;
    • возможность управлять не только навесным оборудованием в целом, но и отдельными его элементами;
    • могут преодолевать водные преграды высотой до 1 метра;
    • просты в эксплуатации, обслуживании и ремонте;
    • способны перевозить грузы большой массы.

    Кроме того, трактора предоставляют достаточно комфортные условия для работы оператору.

    Тем не менее, то что в одних случаях – преимущество, в других – недостаток. Это касается и колёсных тракторов Кировец. Основными недостатками являются:

    • высокий центр тяжести;
    • проблемы баланса при отсутствии заднего навесного оборудования;
    • жёсткая подвеска;
    • значительный вес, которые оказывает чрезмерное давление на почву, при использовании в сельском хозяйстве.

    Автор: ТЕХНОmagazine

    Поделиться

    Колесный трактор Кировец К 702 БКУ, К702бку

    Универсальная дорожная Машина К702 БКУ, после капитального ремонта 2019 года выпуска.

    О нас: Наше производственно-ремонтное предприятие, занимается капитальным ремонтом тракторов Кировец К-701, к-700, к744, ХТЗ, т-150, Четра, ЧТЗ для работ сельскохозяйственного назначения, строительно-дорожных работ, отчистки и уборки снега, снегоочистители, для погрузочных работ, для дорожных работ.

    Возможно оснащение машин передним отвалом, задним отвалом, шнекороторным(сшр), шнекоротор, фрезероторным(фрс), грейдозерным, погрузочным оборудованием(погрузчик), удм мва, дорожная машина дм15, корчеватель, сельхознавеска, механизм сельхознавески.

    Трактор КИРОВЕЦ универсальная дорожная машина после капитального ремонта можно купить по отличной цене. Выгодная цена на услуги по ремонту тракторов К700, К701, К702

    К-700, К-701, К-702 МВА УДМ относятся к пятому тяговому классу, предназначены для сельского хозяйства и промышленности, рама Кировец сочленненной конструкции.

    Ремонт включает работ по узлам трактора:

      – капитальный ремонт двигателя ЯМЗ-238 НД 3 (номинальный коленвал, новые – гильзопоршневая группа, электрооборудование 24в., стартер, генератор, масла, фильтры и др., промывка всех узлов двигателя, обкатка на стенде)

      – новые рукава высокого давления, рвд кировец,

      – новые колеса 28,1R26, ФД-12М

      – новый гидропривод, РПН, редуктор привода насосов с гидронасосами, гидрораспределитель Р-160,

      – ремонт и усиление полурам трактора,

      – ремонт мостов, в т. ч. замена главной передачи с дифференциалом,

      – ремонт КПП К-702, ремонт коробки кировец с обкаткой на стенде,

      – новый насос дозатор;

      – ремонт гидроцилиндров поворота и подъёма;

      – новый масляный радиатор и водяной радиатор на кировец,

      – новое электрооборудование 24в., в т.ч. проводка с тяжелыми проводами,

      – обновленная кабина и щиток приборов кировец,

      – новый передний отвал с металлическими ножами

      – задний погрузчик (задний ковш) ремонт;

      – устанавливается планар (автономный отопитель)

    Новый «Кировец» скрестили с «Мерседесом» | Новости | Известия

    В среду «Кировский завод» праздновал юбилей своего главного детища — трактора «Кировец» К-700. В июле 1962 года с конвейера сошла первая легендарная машина, а в последующие сорок лет «Кировцы» заполонили весь земной шар. По мнению дирекции, у завода не только великое прошлое, но еще и светлое будущее — уже в сентябре начнется серийное производство трактора нового поколения — «Кировец» К9000, с GPS, двумя наружными видеокамерами, кондиционером и дизелем от «Мерседеса».

    Презентация проходила в бывшем цехе, специально благоустроенном для праздника, — красный ковер, приглушенный свет софитов и огромный экран во всю ширину стены. На нем показывали виновника торжества — под бодрую оркестровую музыку трактор величественно ехал по просторам нашей необъятной Родины, эффектно огибая устья рек, минуя пни, коряги и ухабы. Кадр меняется — и вот уже ночь, широкое русское поле, звезды, «Кировец» заботливо припаркован у костра, а рядом трогательно беседуют двое мужчин, один постарше, другой помладше. О чем они говорят? Увы, гости этого не узнали — экран погас. Зато пошли бурные и продолжительные аплодисменты.

    Дернуть символические рычаги, чтобы опрокинуть белый занавес и показать чудо-машину, пригласили вице-губернатора Ленобласти Сергея Яхнюка, директора «Петербургского тракторного завода» Сергея Занозина и генерального директора «Кировского завода» Георгия Семененко. Рычаги коллективно опустили, белоснежный занавес обмяк и под фанфары, освещенный десятком прожекторов, перед публикой предстал новый «Кировец» — красный, блестящий, красивый. Будущие покупатели облизнулись.

    По словам Сергея Занозина, у новой машины большое будущее, а заводу не помешают ни кризис, ни конкуренция, ни вступление России в ВТО:

    — У меня есть готовая работающая формула — сколько усилий приложишь, столько и продашь. Рынок есть, надо просто стараться его завоевывать. Что касается нового трактора, то тут даже завоевывать ничего не надо — предыдущая модель К-700 выпущена в количестве 500 тыс. штук, это огромное число. На данный момент замены требует примерно 80% парка, это и есть наш первичный рынок сбыта.

    Главный конструктор Сергей Спиридонов с гордостью рассказал «Известиям», что новая машина почти целиком производится в России:

    — В этом тракторе около 60 процентов отечественных разработок. Кабина наша, шины наши, коробка наша. Импортные — гидравлика, двигатель и руль. Все остальное сделано в России!

    Спиридонов также отметил удобство нового трактора в ремонте, ведь в селе вряд ли найдутся специалисты по новейшей автомеханике.

    — К9000 сконструирован таким образом, что он очень ремонтопригоден. Там, где можно было пойти на компромисс и использовать старые, знакомые, унифицированные технологии — без потери качества, мы использовали их. Трактор будет очень прост в эксплуатации, — подчеркнул главный конструктор.

    Гендиректор «Кировского» Георгий Семененко также уверен, что с новым трактором, а значит, и с его предприятием все будет в порядке.

    — За прошедшее полугодие производство выросло в два раза, это больше, чем за весь 2011 год — мы стабильно ускоряем темпы, — заявил он на презентации.
    Новое детище «Кировского завода» явно претендует на шумную славу и всемирную популярность своего предшественника. Однако будет ли «Кировец» К9000 бороздить континенты, покажет время. К осени ЗАО «Кировский завод» планирует выпустить первую партию — около 40 штук.

    Полвека энергонасыщенности. Знаменитому трактору «Кировец» исполнилось 50 лет » ГРУЗАВТОИНФО

    Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото из архива автора, Сергея ЛИПСКОГО, Антона МИХАЙЛОВА и музея истории ОАО «Кировский завод»

    «Кировцу» — 50! Знаменитый трактор К-700 во многом символ. Он олицетворял собой флагманскую машину советского колесного тракторостроения и вполне может считаться почти таким же символом Ленинграда/Петербурга, как крейсер «Аврора» или разводные мосты.


    1962 г.


    1975 г.


    1985 г.

    В своем «жанре» индекс К-700 столь же известен, как АК-47 или Ан-2 — в своих. Первый образец этого легендарного трактора-тягача собрали в Ленинграде на Кировском заводе ровно 50 лет назад — летом 1962 г.

    Предпосылки

    Легенда гласит, что появление «Кировца» имеет прямую связь с первым официальным визитом в США руководителя КПСС и Советского правительства Хрущева, который состоялся в сентябре 1959 г. Говорят, что именно в этой поездке Никита Сергеевич впервые увидел энергонасыщенный сельскохозяйственный трактор John Deere и по возвращению велел создать в СССР такой же.

    Официальная советская историография, конечно, о John Deere не упоминала. Однако описывала причины появления «Кировца» настолько воодушевленно, что не процитировать документы тех лет невозможно:

    «Разработка и создание унифицированных высокоэнергонасыщенных мощных тракторов «Кировец» диктовались, в первую очередь, необходимостью осуществления взятого партией и правительством курса на увеличение энерговооруженности средств механизации производственных процессов в различных отраслях народного хозяйства страны.

    Высокие темпы сельскохозяйственного и промышленного производства, намеченные решениями XXIII и XXIV съездов КПСС, требовали создания машин на базе принципиально новых технических решений, которые могли бы обеспечить в конечном итоге резкое повышение производительности труда, экономию затрат и улучшение условий труда механизатора».

    Отметим, что ничего даже отдаленно похожего на энергонасыщенный колесный трактор на рубеже 1950-1960-х гг. в СССР не выпускалось. Производство и конструкцию необходимо было создавать с нуля.

    В качестве производственной площадки выбрали Ленинградское производственное объединение «Кировский завод» — многопрофильный промышленный комплекс оборонной ориентации. В структуре объединения создали отдельное подразделение — «КБ-3» Кировского завода, которое и занялось проектированием будущего «локомотива отрасли». В 1961 г. КБ-3 возглавил Виталий Александрович Поляченко. Именно этого человека называют отцом «Кировца».

    Первое поколение

    На разработку и освоение энергонасыщенного трактора Кировскому заводу из госбюджета были выделены огромные средства. Настолько огромные, что на них ленинградцы смогли не только оборудовать новые цеха, но и построить большую социальную инфраструктуру.

    Сил и средств на «Кировец» не жалели. Работали быстро и плодотворно. С момента поступления «высочайшего распоряжения» до первого образца в металле прошло чуть меньше трех лет. Это невиданные темпы для советского тракторостроения!

    Лето 1962 г. — первый опытный экземпляр, весна 1963 г. — первая партия для государственных испытаний, 1964 г. — серийный выпуск, 1965 г. — массовое производство.


    Обсуждение макета будущего «Кировца». Крайний справа — начальник КБ-3, главный конструктор К-700, отец советских энергонасыщенных тракторов — Виталий Александрович Поляченко


    Опытные К-700 из первой партии для госиспытаний окрашивались в багрово-коричневый цвет. В дальнейшем фирменным цветом станет желтый, а в серию пойдет совсем другая, более просторная кабина


    Серийная версия К-700 с экспортной красно-белой окраске. Характерный внешний признак — наклонный капот

    Общий портрет «Кировца» К-700 таков. Шарнирно сочлененная рама, позволяющая путем поворота полурам вокруг вертикального шарнира изменять направление, а вокруг горизонтального шарнира — копировать местность. Привод, естественно, был полным. В качестве двигателя использовался четырехтактный 8-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-238НБ эксплуатационной мощностью 200 л.с.

    В 1975 г. собрали 100 000-й трактор К-700. В том же году Кировский завод прекратил выпуск машин первого поколениия и полностью перешел к производству энергонасыщенных тракторов второго поколения.

    Второе поколение

    Работы по конструированию новых «Кировцев» начались еще в конце 1960-х гг. Опытные образцы строили с начала 1970-х гг. К 1972 г. работа по созданию тракторов следующего поколения считалась оконченной. Около трех лет «Кировцы» первого и второго поколений сходили с конвейера параллельно. Что изменили в конструкции новых машин?

    С целью обеспечения монтажа и демонтажа промежуточного карданного вала без разъема полурам измененной конфигурации была увеличена длина базы с 3 050 до 3 200 мм. Для обеспечения установки расширенных покрышек увеличили колею. Применение новых, более широких шин позволило отказаться от рессор, и одновременно снизить давление на почву. На смену одному топливному баку пришли два. Заметно изменился внешний дизайн или, как тогда говорили, «облицовка», которая придала трактору, цитируем, «внешне законченные формы с учетом современных требований технической эстетики». А вот двигатель пока оставался прежним — ЯМЗ-238НБ. В такой комплектации трактор получил обозначение К-700А.


    Работы по тракторам второго поколения начались в конце 1960-х гг. На фото — один из ранних опытных образцов К-701


    Серийные К-701 в качестве промышленных тягачей встречались чуть ли не чаще, чем в сельском хозяйстве. «Кировец» работал больше грузовиком, чем трактором


    Надпись BELARUS на кабине «Кировца» — не случайность. Именно под этой торговой маркой К-701 поставлялись на экспортные рынки капстран


    В качестве тягача военной трубомонтажной машины ТУМ-150В использовался «Кировец»

    Формально К-700А считался модификацией «старого» К-700, хотя это был фактически уже другой трактор: на другой раме, с другой подвеской, колесами и дизайном. Причина была в двигателе. Второе поколение проектировали под совершенно другой мотор — 300-сильный двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240Б.

    Но Ярославский моторный завод не мог поначалу обеспечить выпуск нового дизеля в нужных объемах. Он был дефицитным. Этот мотор еле-еле делили между собой БелАЗ, Кировский завод и железнодорожники. Посему К-700А со «старым» мотором стал компромиссом, а совершенно новый трактор с двенадцатью цилиндрами и в 1,5 раза возросшей мощностью под капотом назывался К-701.

    Довольно продолжительное время К-700А и К-701 выпускались параллельно, пока, наконец, должный ритм поставок двигателя ЯМЗ-240Б не был налажен и К-701 не стал основным продуктом. Внешне же К-700А и К-701, по сути, не отличались.

    Именно «Кировцы» второго поколения стали самыми известными не только в СССР, но и в мире. Эти машины покупали не только братские социалистические страны вроде Кубы или Болгарии. Энергонасыщенные К-701 покупали даже «проклятые капиталисты» — Италия, Австралия, Канада и США!

    Пик производства был достигнут во второй половине 1980 гг. Если оперировать точными цифрами, то пиковым был 1987 г., когда в Ленинграде изготовили 23 003 трактора.

    Спецверсии

    Создавался «Кировец», прежде всего, как сельскохозяйственный энергонасыщенный трактор, но землепашцам доставалась, вероятно, меньшая половина выпускаемых машин. «Кировец» настолько приглянулся промышленникам, что чуть ли не большинство экземпляров работало в строительной, горнодобывающей, нефтяной, газовой промышленности. Естественно, использовало «Кировцы» и Министерство обороны.



    Для работы со специальными навесными агрегатами была создана промышленная версия «Кировца» с реверсивным управлением



    Сторонние специальные КБ создавали на базе агрегатов «Кировца» гусеничные спецмашины

    КБ-3 Кировского завода специально разработало промышленные модификации трактора — К-702 и К-703. Это был уже не столько трактор, сколько базовое шасси для навесного оборудования. Привод переключения передач был смонтирован на рулевой колонке, устанавливалось реверсивное управление. На промышленных «Кировцах» десятки заводов-смежников монтировали бульдозерное, погрузочное, трелевочное, снегоуборочное и даже крановое оборудование. Инженерные войска использовали «Кировец» в качестве буксировщика полевого трубоукладочного комплекса.

    Агрегатная база использовалась и для создания невероятных «конверсий». Гусеничные сочлененные болотоходы, гусеничные роторные траншейные экскаваторы, кабелеукладочные машины — базой и для таких конструкций, созданных различным СпецКБ, служил «Кировец».

    Наследники

    Необходимость замены «Кировцам» второго поколения назрела еще в начале 1980-х. К «большой и важной дате в жизни страны» — 70-летию Великой октябрьской социалистической революции — в Ленинграде собрали первую промышленную партию тракторов третьего поколения — К-701М. Это была уже совершенно новая машина, но более-менее серийным продуктом трактора третьего поколения станут уже после распада СССР.


    Трехосные версии «Кировца» уже после распада СССР создавало АО «Спецмаш» (бывшее КБ-3). Строили эти машины в Тихвине на «Трансмаше»


    К-701М — базовая модель «Кировцев» третьего поколения — была создана еще в СССР, но ассоциируется с продукцией Кировского завода 1990-х гг.

    После распада Союза распался на несколько частей и Кировский завод. «Мозговой центр» — КБ-3, где создавались все «Кировцы» — стало именоваться акционерным обществом «Специальное машиностроение». Конструкторские работы по теме здесь были продолжены. Уже в независимой России появились новые спецверсии трактора, в том числе и трехосные модели.

    А классические «Кировцы» и сегодня популярны. Множество машин второго поколения до сих пор в эксплуатации. В Европе, например, в Германии, существуют клубы поклонников этого трактора. К-700, он же «Кальмар», он же «Касимка», он же «Kasiebenhundert» остается одним из символов отечественного машиностроения.

    К-700 “Кировец” – СССР в Масштабе

    Как и большинство советской техники периода «холодной войны», К-700 должен был из мирного труженика полей превратиться в солдата. В случае военной угрозы трактор планировалось использовать в роли артиллерийского тягача. Но, как мы знаем, угроза так и осталась гипотетической, поэтому К-700 продолжал трудиться на полях страны, и, нужно отметить, что трактор обрёл громадную популярность среди сельскохозяйственных работников. Председатели колхозов буквально наперебой требовали снабдить их организации новыми «Кировцами», и это не удивительно, шутка ли, – новый трактор в 2,5, а то и в 3 раза увеличивал производительность сельхоз. Работ по сравнению с другими тракторами. А помимо мощи, «Кировец» предлагал ещё и комфорт: впервые кабина трактора была герметичной, оснащена отоплением и вентиляцией, а гидравлические усилители значительно облегчали управление этим гигантом.

    Опять хочу процитировать В. Арро, который в своей детской книжке о «Кировцах» описывает кабину нового трактора: «В кабинах тракторов мне, конечно, ездить тоже довелось, но, боже мой, что это были за кабины! Бросает тебя из стороны в сторону, трясёт, как в лихорадке. Если за окном мороз — в кабине руки привариваются к металлу. Если жара — то не продохнуть. Пыль, грохот, тугие упрямые рычаги. Знаете, какую нагрузку несёт на себе тракторист? Несколько тонн за смену. Конструкторы ленинградского трактора решили со всем этим покончить. «Хватит, — сказали они. — Помучались трактористы. Пора им уже, как лётчикам, работать в костюмах и галстуках». Кабину сделали прежде всего герметической, как в самолёте. То есть наглухо закупоренной со всех сторон. А уж если холодно, то есть специальные обогреватели. Если жарко — пожалуйста, будьте добры, включите вентиляторы. Для управления — педали, тумблеры, руль. Даже от шума имеется надёжная изоляция. Всё удобно, всё под рукой, как в машине «волга». Управлять прицепными сельскохозяйственными орудиями тракторист может не сходя с места, лёгким нажатием на рычаги».

    Выпуск К-700 всё набирал и набирал обороты. Если в 1963 году было выпущено 50 тракторов, то в 1975 году с конвейера сошёл стотысячный «Кировец». Перед тем, как закончилось производство К-700, была разработана его модернизированная версия получившая обозначение К-700А, являющаяся переходной моделью между первенцем семейства «Кировцев» и следующей моделью К-701, речь о которой пойдёт в отдельной статье.

    К-700 пользовался заслуженной популярностью не только в СССР, но и за рубежом. По подсчётам независимых специалистов с этим трактором Советский Союз обогнал Европу на 25-30 лет. В 1968 году на сельскохозяйственной выставке в Германии К-700 получил золотую медаль за высокие конструктивные и эксплуатационные качества; а в 1969 году на выставке сельскохозяйственных машин и тракторов в Париже наш «Кировец» был признан самым мощным сельскохозяйственным колесным трактором в мире.

    Масштабную модель К-700 выпускает мастерская Миниград, она же и представлена на фотографиях выше. Модель выполнена из металла, хочется отметить высокий уровень детализации: надписи на шинах, реалистичная решётка радиатора, подвижное сочленение передней и задней части, поручни, крюки, светотехника… Одним словом, отличная модель. На данный момент у Миниграда конкурентов нет, но это только пока. Учитывая нынешний рост интереса к тракторам в 43-м масштабе, не сегодня, так завтра какая-нибудь мастерская (например RTM, Скейл или ClassicBus) выпустит своё масштабное прочтение этого легендарного трактора. Кстати, ClassicBus уже пообещал коллекционерам выпустить модель К-700.

    Тракторы «Кировец»

    получат автономию Cognitive Agro Pilot в качестве стандартной опции

    Автономность становится стандартной характеристикой некоторых сельскохозяйственных тракторов. Компания Cognitive Pilot сообщила, что тракторы Кировец К-7М производства АО «Петербургский тракторный завод» со следующего года будут оснащаться системой автономного вождения Cognitive Agro Pilot. Производство полностью автономных тракторов начнется в 2024 году, заявили компании.

    Cognitive Pilot и Петербургский тракторный завод (ПТЗ) заявили, что их совместное предложение позволит фермерам выйти на новый уровень качества и эффективности.Они добавили, что это первый в России OEM-контракт на производство автономных тракторов.

    «Объединив усилия двух лидеров рынка сельхозтехники и искусственного интеллекта, мы сможем создать действительно уникальный и прорывной продукт, пользующийся широким спросом не только в России, но и на зарубежных рынках», — сказала Ольга. Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot. «Важно, что график нашего проекта предусматривает появление на рынке полностью автономных тягачей к началу 2024 года, что, очевидно, будет предшествовать появлению промышленных беспилотных автомобилей.

    Cognitive Agro Pilot уже используется

    Cognitive Agro Pilot — система автономного вождения для сельскохозяйственной техники, такой как зерноуборочные комбайны, тракторы и опрыскиватели. Включает в себя автономный блок управления сельхозтехникой, видеокамеру, дисплей, комплект соединительных кабелей и другие элементы системы управления. Пользовательский интерфейс доступен через мобильное приложение Android для смартфонов или защищенных планшетов.

    Система анализирует изображения только с одной видеокамеры, сообщил Cognitive Pilot.С помощью сверточной нейронной сети с глубоким обучением, настроенной для агрономических целей, он может понимать типы и положения объектов, стоящих перед техникой, строить траектории движения и отправлять команды для выполнения маневров.

    С июня по октябрь 2020 года более 350 автономных комбайнов New Holland, John Deere и Claas, оснащенных системой Cognitive Agro Pilot, собрали 590 000 метрических тонн зерновых культур с площади более 130 000 га (321 000 акров). Около 130 000 метрических тонн пропашных и пропашных культур было собрано с более чем 30 000 гектаров (74 100 акров) в различных регионах России, добавил Cognitive Pilot.

    Система может сократить время сбора урожая и повысить производительность оператора в среднем на 25 % и сократить прямые потери урожая на 8–13 %, заявили в компании. В 2021 году количество установок системы уже превысило 700 единиц.

    Добавление позиционирования к обзору для рулевого управления

    Подписанное соглашение между PTZ и Cognitive Pilot устанавливает три основных этапа проекта и производство трех версий Cognitive Agro Pilot.

    В настоящее время на поворотной технике установлена ​​первая версия системы управления. Роботизированный трактор способен следовать по траектории в автономном режиме, автоматически контролируя оптимальную скорость, настройки передач, пробуксовку и нагрузку на двигатель. Система может преодолевать препятствия и работать в условиях плохой видимости.

    Cognitive Agro Pilot будет включать высокоточную систему позиционирования GNSS для рулевого управления. Это необходимо для работы в районах, где нет точек визуального наведения, а сельскохозяйственные поля разграничены, говорится в сообщении компании.

    Он также обеспечивает автоматическую интерпретацию спутниковых изображений, построение схемы сбора урожая и направления движения, и все это может быть скорректировано системой компьютерного зрения, согласно Cognitive Pilot.

    Cognitive Agro Pilot может передавать отчеты о проделанной работе в мессенджеры владельцев тракторов, а также телематические данные о состоянии машины и ходе работ с подтвержденными фото- и видеоданными.

    Ожидается, что испытания автономных тракторов с первой версией Cognitive Agro Pilot будут завершены к концу октября 2021 года. ПТЗ и Cognitive Pilot рассчитывают начать серийное оснащение тракторов Кировец К-7М системой автопилота в феврале 2022 года.

    Как и пилот Cognitive Agro для комбайнов, система для автономных тракторов будет стоить около 10 000 долларов, сказал Антон Емельянов, технический директор Cognitive Pilot. «[Это] — стоящая инвестиция с точки зрения рентабельности и эффективности», — сказал он Robotics 24/7 .

    Cognitive Agro Pilot добавляет машинное зрение и искусственный интеллект к существующему сельскохозяйственному оборудованию.Источник: Cognitive Pilot

    .

    Cognitive Pilot для добавления функциональности

    На втором этапе проекта Cognitive Pilot заявила, что расширит функциональность своей системы за счет автоматических поворотов и расчета наилучших маршрутов для работы. Он также сможет уточнять маршрут с помощью визуальных ориентиров, таких как края обрабатываемой почвы или следы транспортных средств, а также обеспечивать автоматическое управление прицепными орудиями, такими как плуги, косилки, бороны и опрыскиватели.

    Кроме того, Cognitive Agro Pilot будет включать в себя автоматический анализ видео и функции контроля для картирования горных пород и оценки растительности и повреждения растений болезнями или вредителями.Наконец, трактор будет оснащен датчиками бокового обзора для наблюдения за боковыми зонами на ходу.

    Третий этап проекта предусматривает полностью автономный режим управления трактором без необходимости участия человека. Он включает в себя групповую автономную работу с «лидером», движение группы самоходных тракторов по дорогам необщего пользования, движение робота-трактора в паре с зерноуборочным комбайном, не оборудованным автономной системой управления.

    По словам компании,

    Cognitive Agro Pilot также сможет автономно управлять и контролировать расширенный набор сельскохозяйственных орудий на третьем этапе.

    По словам Емельянова, автономные тракторы также будут иметь возможность удаленного устранения неполадок.

    «Это возможно за счет развитой системы самодиагностики системы, а также благодаря «подключенной» архитектуре, позволяющей осуществлять обмен данными и командами удаленно, в том числе в полевых условиях», — сказал он. «Наш блок связи и навигации содержит GSM-модуль со специальной антенной, усиливающей сигнал, что позволяет получить доступ к передаче данных даже в тех местах, где их теряет обычный мобильный телефон.

    Тракторы ПТЗ Кировец К-7М будут оснащены системой Cognitive Agro Pilot. Источник: Cognitive Pilot

    .

    Россия и не только

    Мировой рынок автономных тракторов вырастет с 12 508 единиц в 2019 году до 60 901 единицы к 2025 году при среднегодовом темпе роста (CAGR) 24,89%, прогнозируют Markets and Markets. Аналитическая фирма заявила, что ожидает повышения эффективности и урожайности этих тракторов, а также правительственных инициатив, которые будут стимулировать их внедрение.

    «Благодаря огромному арсеналу прорывных решений на основе искусственного интеллекта у России есть все шансы стать законодателем мод на мировом рынке агротехнологий, — сказал Сергей Серебряков, генеральный директор Петербургского тракторного завода. «Наше совместное решение с Cognitive Pilot позволит местным и зарубежным фермам значительно повысить свою эффективность, сэкономить ресурсы и перейти на принципиально новый уровень управления фермой».

    Серебряков отметил, что компаниям необходимо будет работать с государством для поощрения развития, стандартов и инвестиций.

    «Рассчитываем совместно с Минсельхозом России оперативно разработать и принять комплекс необходимых мер поддержки аграриев, приобретающих такие инновационные решения, которые обеспечат должные темпы развития нашего проекта», — сказал он. «[Это] также окажет значительное влияние на динамику всей отечественной сельскохозяйственной отрасли».

    О компаниях

    Петербургский тракторный завод, основанный в 1801 году, начал производство тракторов в 1924 году.С тех пор на действующем заводе произведено более 600 000 тракторов различной мощности. Завод ПТЗ площадью 200 000 кв. м (2,1 кв. фута) в настоящее время производит около 3000 тракторов мощностью от 240 до 420 лошадиных сил в год. В цехах завода изготавливается почти 70% элементов трактора.

    Cognitive Pilot — это совместное предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies по технологиям автономного вождения. Московская компания разработала машинное зрение и искусственный интеллект для автономного оборудования для сельского хозяйства, железнодорожного и городского транспорта.Cognitive Pilot разработала программное обеспечение и собственные радарные системы и датчики NextGen.

    Автономные тягачи «Кировец» будут доступны через дилеров в США, Канаде, Австралии, Европе, Африке и Центральной Азии, а также напрямую у Cognitive Pilot.