Камаз электробусы: Первый водородный электробус от «КАМАЗа»

Содержание

Первый водородный электробус от «КАМАЗа»

Сегодня в Москве на выставке Comtrans 2021 будет презентован революционный продукт в сегменте пассажирского транспорта – водородный электробус КАМАЗ-6290.

«КАМАЗ» продолжает расширять модельный ряд инновационного пассажирского экотранспорта, который становится всё более востребованным в мегаполисах. В ближайшем будущем водородный общественный транспорт может стать достойной альтернативой дизельным автобусам, и, отвечая запросам времени, инженеры компании разработали первый низкопольный водородный электробус КАМАЗ-6290.

«Конструкторская документация на опытный образец водородного электробуса разрабатывалась с учётом технических требований, предъявляемых к электробусам, т.е. за базу брался электробус КАМАЗ-6282, который поставляется в Москву, – пояснил заместитель главного конструктора ПАО «КАМАЗ» – главный конструктор по автомобилям Андрей Савинков.

Преимущества водородного электробуса очевидны – это его экологичность, отсутствие дизельного подогревателя для обогрева салона. Более того, в отличие от электробуса, запас хода которого после полной зарядки аккумуляторов составляет 70 км, водородный электробус может проехать 250 км, что делает его пригодным даже для междугороднего сообщения».

Шасси и кузов водородного электробуса собраны на дочернем предприятии компании в Башкирии «НЕФАЗе», крышевое оборудование установили в Научно-техническом центре «КАМАЗа». Кузов выполнен из высокопрочных сталей и безопасного пластика, что обеспечивает необходимую прочность и безопасность при аварийных ситуациях. Полная масса водородного электробуса КАМАЗ-6282 составляет 19 тонн, его габаритные размеры – 12,4х2,55х3,4 м. Новинка работает на водородных топливных элементах и оснащена шестью баллонами для хранения сжатого водорода. В целях безопасности баллоны устанавливаются на крышу

в случае утечки водород будет уходить вверх, а не в салон.

Мощность водородной энергоустановки не менее 45 кВт, в движение водоробус приводится электропортальным мостом фирмы ZF. Водородный электробус оснащён современной высокоэффективной пневматической тормозной системой с EBS, ABS, ASR, EPB, функцией удержания на уклоне, функцией блокировки движения при открытых дверях и датчиком контроля износа тормозных колодок. Также предусмотрено торможение тяговым электродвигателем с системой рекуперации. Максимальная скорость движения – 80 км/ч, запас хода – 250 км. Общая пассажировместимость – 80 человек, сидячих мест – 33. Как и электробус, новый экотранспорт приспособлен к эксплуатации при температуре окружающей среды от -40° до +40° С.

Инженеры Научно-технического центра «КАМАЗа» постарались сделать водородный электробус максимально комфортабельным для пассажиров. В салоне предусмотрена двухзонная климатическая система, в том числе отдельная для кабины водителя. Установлена механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных граждан, двери оборудованы функцией активации пассажирами, также предусмотрена электронная система информирования пассажиров с выводом информации на маршрутоуказатели и информационное табло в салоне водородного электробуса.

«Впереди ещё много работы. В 2022 году мы намерены провести испытания опытного образца водородного электробуса КАМАЗ на улицах Москвы, в реальных условиях эксплуатации. На данный момент автономная водородная заправочная станция есть только в подмосковной Черноголовке, поэтому испытания водородного электробуса в другом месте невозможны. Завершатся они, ориентировочно, в 2023 году, – сообщил Андрей Савинков. – В случае создания соответствующей заправочной инфраструктуры и спроса на новый вид экотранспорта со стороны Москвы, мы планируем организовать финишную сборку водородных электробусов на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в столице, где уже успешно собираются камазовские электробусы».

Напомним, в августе 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития водородной энергетики. Документ определяет цели, стратегические инициативы и ключевые меры по созданию в России новой отрасли.

КАМАЗ-6292 — лучший большой автобус 2021 — журнал За рулем

Трехосный электробус длиной 18,72 метра вмещает 136 пассажиров, не шумит, не ржавеет, имеет запас хода на одной зарядке в 90 км и не вредит экологии города: даже отопители у него электрические.

Материалы по теме

Победителем Гран-при «За рулем» — Коммерческие автомобили в номинации «Автобусы большого класса» стал электробус КАМАЗ-6292.

Церемония награждения победителей состоялась на выставке COMTRANS 2021 — ​крупнейшем в России и Восточной Европе форуме коммерческих автомобилей.

Награду получает Рустам Данисович Шамсутдинов, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису.

Награду получает Рустам Данисович Шамсутдинов, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису.

Гигантская «гармошка»

В Москве с 2018 года эксплуатируется почти полтысячи 12-метровых электробусов КАМАЗ-6282 вместимостью 85 пассажиров. Теперь Камский автозавод и его автобусное подразделение Нефтекамский автобусный завод разработали по заказу Мосгортранса сочлененный трехосный электробус особо большого класса КАМАЗ-6292 на 135 пассажиров, длиной 18,72 метра. Здесь 48 сидений для пассажиров, одно место для инвалидной коляски, одно место для детской коляски и четыре выделенных места для пассажиров с ограниченными возможностями.


Материалы по теме

В основе одиночного электробуса КАМАЗ-6282 лежит самое современное семейство городских автобусов НЕФАЗ, или, как сейчас принято писать, КАМАЗ-5299-40-52, также поставляемых в Москву. Только на НЕФАЗ-5299-40-52 применялся 250-сильный дизель Cummins ISB6.7e5, изготовленный на СП «Камминз КАМА» в Набережных Челнах, а на электробус КАМАЗ-6282 ставят два асинхронных электродвигателя, каждый мощностью по 125 кВт, с моментом 485 Н.м. Суммарно получается даже больше, чем у дизеля, — 340 л.с. и 970 Н.м. Электромоторы с постоянными магнитами установлены в электропортальном заднем мосту производства ZF, модели AVE130–400VAC.

Сочлененный электробус КАМАЗ-6292 тяжелее, чем одиночный КАМАЗ-6282, за счет дополнительного «вагона» и третьего моста его снаряженная масса составляет 17,8 тонны, а полная масса — 28 тонн. Здесь ведущий мост ZF с центральным редуктором и коротким карданом, что удешевляет конструкцию, унифицируя машину с обычными автобусами. Однако мощность электродвигателей на КАМАЗ-6292 осталась практически прежней — 240 кВт. Зато вырос запас хода — 90 км вместо 70 км у КАМАЗ-6282. Аккумуляторные батареи литий-никель-марганец-кобальтовые — отечественные, энергоемкость 345 кВт·ч, они выдерживают 20 тыс. циклов полного заряда/разряда.


И экологичная!

В рамках контракта, который заключили КАМАЗ и Мосгортранс, предусмотрена замена батареи через 7,5 лет после начала эксплуатации электробуса. Аккумуляторы смонтированы на крыше, там же есть пантограф для зарядки АКБ от 300‑киловаттных станций ультрабыстрой зарядки, которые устанавливаются на конечных остановках маршрута. Током до 500 А через пантограф аккумулятор заряжается на 50% от емкости за 6–9 мин, а до 80% емкости — примерно за 25–35 минут. Для подключения долгой ночной зарядки в парке в кузове есть лючок и выводная розетка.


Материалы по теме

Если на одиночном КАМАЗ-6282 использовались дизельные отопители, которые загрязняли воздух в городе, то на КАМАЗ-6292 применяется полностью электрическое отопление. Для повышения энергосбережения внедрены тепловые завесы дверных проемов. КАМАЗ-6292 оборудован камерами видеонаблюдения и спутниковой навигацией, USB-разъемами для зарядки телефонов пассажиров. Благодаря инновационной начинке электробус работает действительно тише по сравнению с дизельными автобусами.

КАМАЗ-6292 полностью низкопольный. Передняя подвеска — производства ZF, модели RL 82EC, пневматическая и при этом — независимая, на двойных поперечных рычагах. Тормоза дисковые, с пневмоприводом.


Кузов

У кузовов автобусов КАМАЗ для боковых панелей применяется оцинкованный с двух сторон стальной лист, который приваривается к боковым фермам кузова, но оцинковка стоит внутри кузова, под декоративными панелями интерьера. А внешние панели — навесные, пластмассовые, то есть совершенно не подверженные коррозии. Передние и задние маски бамперы тоже из пластика. Крыша — одна огромная сэндвич-панель, приклеенная к каркасу.

****

С учетом того, что и интерьерные панели тоже пластмассовые, получается — второго такого отечественного автобуса по столь широкому применению полимеров нет. Как нет в России второго такого электробуса-«гармошки», кроме КАМАЗ-6292.

Материалы по теме


Хотите увидеть эту машину вживую? Приходите на выставку COMTRANS 2021. По промокоду от «За рулем» CT210025 вход бесплатный!
Список номинантов Гран-при «За рулем»- Коммерческие автомобили 2021 — по этой ссылке.

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва», «Рейс»

Электробусы “Камаз” и “Пионер” показали на выставке инновационного транспорта в Петербурге – Экономика и бизнес

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,21 мая. /ТАСС/. Ведущие зарубежные и российские производители представили свои достижения на II международном транспортном фестивале SPbTransportFest в Петербурге, одним из главных участников фестиваля стал электробус-гармошка “Пионер”, который впервые был представлен на выставке. Об этом сообщил журналистам гендиректор СПБ ГУП “Пассажиравтотранс” Андрей Лызин.

“В первый раз в рамках фестиваля представлена компания ПК “Транспортные системы”, которые создали первый в Санкт-Петербурге сочлененный электробус, и это одна из первых электрических машин такого класса емкости для пассажиров, которые представлены на нашем рынке. Несмотря на коронавирусные ограничения, у нас сегодня представлено порядка четырех стран-партнеров, около 20 регионов РФ в разном представительстве транспортного блока”, – сообщил он.

После прохождения тестового периода, электробус “Пионер” запустят в массовое производство. На фестивале также впервые в России показали электробус MAN Lion’s City E и двухсекционный электробус ПАО “Камаз”, его производство начнется только в 2022 году. Компания также представила рестайлинговый двухсекционный автобус на дизельном топливе и троллейбус с автономным ходом. Участниками выставки стали современные трамваи и грузовики на альтернативном топливе – всего более 20 образцов новейшей техники.

Андрей Лызин отметил, что развитие транспорта – это прежде всего экология, использование газомоторного топлива и электрической тяги. Уже два года по дорогам Петербурга курсируют 10 электрических автобусов и 300 автобусов на газомоторном топливе. Идею перехода на более экологичное топливо поддерживает и губернатор Петербурга Александр Беглов, он посетил выставку и ознакомился со всеми представленными образцами.

“Мы недавно заключили соглашение между “Газпромом”, “Камазом” и министерством о том, что нашу технику будем делать экологически чистой, будем постепенно переходить на газомоторное топливо. И те образцы, которые сегодня представлены, отвечают практически всем требованиям для нашего города”, – отметил губернатор.

На сегодня в Петербурге производится полная линейка экологически чистого общественного транспорта на электротяге: электробусы, трамваи и троллейбусы. Все представленные на выставке образцы в скором времени появятся на улицах города. II международный фестиваль SPbTransportFest продлится в Петербурге до 22 мая.

Завершит мероприятие VI парад ретро-транспорта, на котором петербуржцы и гости города смогут увидеть раритетные автобусы, троллейбусы, трамвай, грузовые и легковые автомобили.

«КАМАЗ» поставит 100 электробусов в Москву / Набережные Челны

«КАМАЗ» выиграл тендер на поставку 100 электробусов и ультрабыстрых зарядных станций в адрес «Мосгортранса». Согласно условиям конкурсной закупки, крупнейший российский автопроизводитель также будет обеспечивать сервисное обслуживание поставленной техники в течение 15 лет.

Техзадание предусматривало закупку низкопольных машин, вмещающих не менее 85 пассажиров. Сидячих мест – не менее 30. Инновационные транспортные средства должны быть оснащены самым современным оборудованием, среди которого системы климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, доступ к Wi-Fi. Электробусы КАМАЗ-6282 отвечают всем этим и другим требованиям. Модель тестировалась на маршрутах Москвы в течение двух последних лет и получила положительные отзывы.

В электробусе КАМАЗ-6282 второго поколения применены современные компоненты тягового электрооборудования, в т.ч. электропортальный мост и литий-титанатные аккумуляторные батареи со сроком службы 10 лет. На подзарядку требуется всего 10-20 минут, что в десятки раз меньше среднего времени зарядки предыдущего поколения батарей. Электробус заряжается от станций ультрабыстрой зарядки с помощью полупантографа, в дополнение используется бортовое зарядное устройство, позволяющее заряжать накопитель от трёхфазной сети переменного тока 380 В («ночная зарядка»). Станция ультрабыстрой зарядки за короткий промежуток времени восстанавливает полный уровень заряда литий-титанатных батарей без потери ресурса. Применённая концепция быстрой подзарядки электробуса позволяет иметь на борту меньше аккумуляторов и больше пассажиров. Отметим, что аккумулятор рассчитан, как минимум, на 20 тысяч циклов полного заряда/разряда.

Примечательно, что зарядка электробуса возможна в условиях низких температур: аккумуляторные батареи работают без дополнительных систем подогрева даже зимой. Таким образом, электробус КАМАЗ-6282 может перевозить пассажиров круглый год, сообщает пресс-служба ПАО “КАМАЗ”.

По словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, первые электробусы должны выйти на столичные дороги до осени текущего года. Маршруты транспорта нового поколения будут проложены на северо-востоке и севере Москвы. К концу 2019 года в столице будет курсировать около 600 электробусов. А с 2021 года городские власти намерены полностью отказаться от закупок дизельных автобусов для использования на пассажирских маршрутах и сконцентрируются на приобретении электробусов.

Известно, что лот ещё на 100 электробусов для российской столицы будет объявлен в декабре. «КАМАЗ» намерен участвовать в этом и последующих тендерах: при необходимости компания готова выпускать для Москвы и других регионов России до 1000 электробусов в год. Главные преимущества электробуса перед транспортом с двигателем внутреннего сгорания – экологичность, бесшумность и экономичность в эксплуатации. Переход на электрическую тягу может стать одним из главных путей повышения качества жизни в российских городах.

При использовании информации просьба ссылаться на Управление информационной политики и по связям с общественностью.

Электробусы КАМАЗ готовы к зиме

Специалисты «КАМАЗа» провели работу по подготовке московских электробусов к эксплуатации в зимний период.

Электробусы КАМАЗ поставляются в Москву с сентября 2018 года и успешно отработали уже две зимы без сбоев и задержек. Перед новым зимним сезоном камазовские специалисты усовершенствовали некоторые системы электробуса и ещё больше адаптировали инновационный транспорт к московской зиме. Кроме того, осенью в рамках сезонного обслуживания Сервисная служба «КАМАЗа» провела ряд необходимых работ: проверены состояние охлаждающей жидкости и работа электродвигателей отопителей салона и кабины водителя, очищены радиаторы отопителей, выполнено обслуживание жидкостного подогревателя, а также заменён фильтрующий элемент топливного фильтра жидкостного подогревателя. Помимо этого специалисты по сервису проводят проверку затяжки соединений в системах отопления и осмотр подвески, а также проверяют работу всех отопителей.

Как показала практика, работе электробусов не помешал даже недавний ледяной дождь в Москве: 22 рейса ночного маршрута н3 функционировали в обычном режиме без сбоев. Как сообщается в официальном Telegram-канале столичного департамента транспорта, водители электробусов положительно отзываются об эксплуатации инновационного подвижного состава зимой. По их мнению, это надёжный транспорт, работающий при любой температуре воздуха, он манёвренный на заснеженных улицах, что позволяет также снизить количество ДТП. При этом электробус настолько бесшумный, что слышно хруст снега.

Отметим, при разработке электробуса инженеры и конструкторы Научно-технического центра «КАМАЗа» предусмотрели его эксплуатацию в различных климатических условиях: инновационный транспорт способен работать в диапазоне температур от -40°С  до +40°С. Все агрегаты и системы обеспечивают работу в любую погоду за счёт применённых материалов и конструкции. Для более быстрого выхода на эффективный режим имеется система термостатирования, которая по необходимости обеспечивает нагрев или охлаждение. Ведущие мосты с тяговыми электродвигателями, компрессор и привод усилителя руля за счет применяемых синтетических масел работают в диапазоне до -50 градусов. Ещё одна особенность – климатическая система: система двухзонного климат-контроля спроектирована для наиболее оптимального и эффективного применения с использованием системы теплового насоса (Heat pump). То есть для обогрева используется система кондиционирования, и только в холодное время включается жидкостный подогреватель. Это позволяет значительно улучшить экологические параметры электробусов. Для повышения энергосбережения и комфорта пассажиров внедрены тепловые завесы дверных проёмов и бокового остекления: тёплый воздух зимой подаётся через специальные отверстия над стеклопакетом.

Кроме того, электробусы КАМАЗ соответствуют всем современным требованиям по активной и пассивной безопасности. Они имеют электронную систему тормозов, с антиблокировочной системой, противобуксования и удержания на склоне, рекуперации и вспомогательного торможения. Рулевое управление позволяет выполнять все перестроения, обеспечивает выполнение маневров в аварийных режимах движения.

Алгоритмы управления не позволяют трогаться при открытых дверях и при отсутствии водителя на рабочем месте. Системы видеонаблюдения в салоне, кругового обзора снаружи электробуса и наблюдения за агрегатами, позволяют безопасно выполнять маневрирование и движение в любых стеснённых условиях. Кузов электробуса выполнен из высокопрочных сталей и безопасных пластиков, обеспечивая необходимую прочность и безопасность при аварийных ситуациях.

Каждый электробус КАМАЗ оснащён системами мониторинга – в любой момент можно идентифицировать, где и в каком состоянии находится транспортное средство. Это позволяет эффективно использовать управление транспортом на маршрутах, в зависимости от ситуации и контроля пассажиропотока менять интервалы и количество транспортных средств на линии.   Кроме того, на каждом из них есть система вызова экстренных служб (Эра-Глонасс), через которую можно сообщить об аварии или происшествии.

Электробусы. Сделано в Сокольниках / Сайт Сергея Собянина

Сергей Собянин

27 апреля в 14:02

Москва – крупнейший оператор электробусов в Европе. Ежедневно на городские маршруты выходит 600 экологически чистых машин. В течение ближайших лет планируем приобрести еще 1600 электробусов. И далее – будем продолжать закупки, шаг за шагом убирая автобусы с улиц Москвы. Ведь замена всего лишь одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы СО2 на 60,5 тонн в год.

Когда речь идет о таком крупном и стабильном заказе, выгодно размещать сборку максимально близко к месту будущей эксплуатации техники.

Так поступил и КАМАЗ, который сегодня открыл Центр по производству электробусов в Москве.

Производственная площадка расположена на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) – филиала ГУП «Мосгортранс».

 

 

На I этапе на СВАРЗе будет работать сборочная линия, рассчитанная на выпуск до 500 электробусов в год.

На II этапе КАМАЗ проведет реконструкцию еще одного производственного корпуса площадью порядка 3 тыс. кв. м, что позволит собирать еще около 200 электробусов в год и осуществлять сервисное обслуживание техники. А количество рабочих мест вырастет в 2 раза – с 100 до 200 человек.

В результате СВАРЗ станет одним из крупнейших центров по производству и сервисному обслуживанию электротранспорта в России, который будет выпускать до 700 электробусов ежегодно.

В рамках подготовки к серийному производству на СВАРЗе уже собрали 11 тестовых электробусов, 5 из них прошли полную обкатку и тест на герметичность в специальной дождевальной камере.

Уже в мае они выйдут на улицы Москвы.

Почему создание нового завода выгодно городу?

Снижается себестоимость производства электробусов, более качественным и быстрым становится сервисное обслуживание. Ведь КАМАЗ не просто поставляет эти машины. В рамках контрактов жизненного цикла производитель принял на себя полную ответственность за обслуживание техники в течение 15 лет.

Еще один плюс – возможность максимально быстро и гибко адаптировать выпускаемую продукцию к потребностям московских пассажиров.

Немаловажно и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Поделитесь с друзьями!

На маршруте электробус КАМАЗ-6282, II генерации

Константин Климов, фото автора

Устойчивая тенденция в развитых странах к увеличению доли экологически чистых видов транспорта в последние годы затронула и Россию. С конца 2000-х годов изготовители городского пассажирского транспорта создавали опытные модели электробусов, отправляя их на испытания в столицу. Однако рамки экспериментальных работ не давали повода изготовить серию надёжных в эксплуатации машин данного класса.

В плотном городском трафике уже издали привлекает внимание свежий стайлинг автобуса с логотипом «КАМАЗ». Поравнявшись, он озадачивает специфическим тихим гудением электродвигателя, что не свойственно дизелям и дуобусам. На борту наклейка с ответом на вопрос о том, что это городской электробус.

Убегая от вопросов

Крупные транспортные операторы фактически уходят от прямого ответа на вопрос об итогах испытаний своих электробусов в начале 2010-х годов. Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации отмечает, что в настоящее время электробусы в таких крупных городах, как Берлин, Москва, Лос-Анджелес, Монреаль используются как тестовые экземпляры.

Несмотря на постоянные заявления чиновников о замене троллейбусов на электробусы или просто внедрение инновационного транспорта, сегодня на всю Россию работает лишь два электробуса. Один из них – ЛиАЗ-6274, проходивший испытания в Москве с декабря 2016 г. на маршруте М2 филиала Центрального ГУП «Мосгортранс». Желание подмосковных транспортников получить надёжную и современную машину налицо. Проведя первыми испытания электробуса КАМАЗ-6282, на основании предложений ГУП МО «Мострансавто» осенью 2016-го был создан электробус второго поколения. Тенденция, безусловно, есть, и главное, что она положительная. Сейчас второй КАМАЗ-6282 курсирует на маршруте № 818 Одинцовского ПАТП ГУП МО «Мострансавто». Для обоих операторов это не первые электробусы, которые проходят испытания в городских условиях.

Чтобы разобраться с конструкцией и особенностями эксплуатации в тест-группу вошёл эксперт и победитель конкурса молодых проектов «ЭкспоСитиТранс-2014» Денис Фролов.

Без эмоций и громких слов

Cвоеобразный дизайн боковых плоскостей с надколёсными фальш-крыльями, плавно изламывающих нижнюю кромку окон, даёт повод говорить о родстве с Mercedes-Benz Citaro. Однако камские конструкторы просто спроецировали этот уже расхожий оформительский элемент на стандартный 12-метровый низкопольный кузов НефАЗ-52994-40-42.

Электробус унаследовал от троллейбуса и автобуса ряд особенностей, свойственных этим видам транспорта. Назвать его абсолютно экологически чистым видом транспорта нельзя, так как отопление пассажирского салона и подогрев батарей осуществляется с помощью дизеля. Этот основной минус обеих машин может служить и плюсом. Такое дублирование позволит в обесточенном или разрядившемся электробусе сохранить тепло.

При входе в салон на ступеньке бросается в глаза декоративная алюминиевая подножка (при этом ещё и скользкая), аналогичная тем, что имеются у автобусов. В отличие от троллейбусов у этого электробуса почему-то нет каких-либо диэлектрических уголков на ступеньке и поручнях. Не менее важным отличием электробуса от автобуса является и то, что водителю наряду с правами категории «D» нужно иметь допуск к работе на электроустановке до 1000 В (водительское удостоверение категории «Tb»), а за исключением водителей троллейбуса и трамвая автобусные парки до настоящего времени такие документы не оформляли.

Органы управления в кабине водителя выполнены и расположены просто, что не требует дополнительных усилий от водителя во время езды. Однако в отличие от большинства автобусов и троллейбусов, эксплуатируемых в России, самые востребованные кнопки открывания служебных дверей установлены в противоположенной стороне. Такое решение вызывает неудобство и требует привыкания от водителя, севшего за руль электробуса впервые.

Одна из новых опций современного городского транспорта – книлинг, система принудительного наклона кузова на остановках. На электробусе он срабатывает быстро, что положительно влияет на качество перевозки маломобильных граждан и время их посадки. Сразу нужно отметить ещё одно преимущество электробуса второго поколения, которое обеспечит комфорт для маломобильных пассажиров. Электрический привод аппарели исключает участие водителя или пассажира в её установке. Сегодня на всех российских автобусах, троллейбусах и трамваях водитель вынужден покидать рабочее место, идти к средней (или второй) двери и «пачкаясь» открывать откидную площадку. В электробусе КАМАЗ-6282 всё работает в автоматическом режиме.

На многих моделях электробусов, проходивших испытания в России, привод усилителя руля автоматически включается и отключается под контролем микропроцессора, что позволяет экономить заряд батарей, однако на камазовской машине стоит клавиша – и это не очень удобно.

Привод дверей итальянской Camozzi – хорошо проверенная временем и признанная в мире конструкция. Доступ в технические отсеки за исключением заднего, где расположен компрессор, воздушные ресиверы и инверторы, водителю недоступен. Для этого нужно полдня раскручивать всевозможные гайки и крепёж. Важно отметить, что установленный винтовой компрессор имеет пониженный уровень шума при работе, нежели в троллейбусах. С точки зрения вопроса импортозамещения, данный электробус заметно уступает отечественным троллейбусам. Многие узлы и агрегаты у него иностранного производства.

В ритме города

В отличие от автобуса трогание с места происходит очень плавно. Проигрывает он троллейбусу лишь при ускорении, которое заметно слабее. Ещё на малой скорости в салоне повсюду слышно шипение тормозных камер с энергоаккумуляторами. В отличие от троллейбусов электробусы не используют электродинамическое торможение полностью. Торможение двигателем происходит только при наличии рекуперации энергии, которая заряжает тяговые батареи электробуса. У троллейбуса же имеется секция тормозных сопротивлений, которая позволяет осуществлять торможение двигателем до 5 км / ч, что значительно бережёт тормозную систему.

При наборе скорости и сбросе ноги с педали акселератора в электробусе ощущаются рывки, что свидетельствует о необходимости регулировки электроники. В троллейбусных парках этими вопросами занимаются бригады, созданные в середине 1980-х годов при запуске первых троллейбусов с тиристорно-импульсной системой управления, в автобусных парках таких специалистов нет.

В пути выясняется, что нет датчика уровня топлива системы отопления! Водителю придётся гадать по поводу расхода топлива. Кнопки хоть и с пиктограммами, но не подписаны, и, сев впервые за руль, приходишь в замешательство, имея хаотичный набор клавиш.

Нельзя не отметить тихую работу гидроусилителя, который сначала можно принять за электроусилитель. На электробусе этого удалось достичь за счёт установки электронасоса.

Выехав из парка на ЖК-экране, заменившему комбинацию приборов, заряд батарей показывал значение 80%. Невольно взгляд постоянно бросаешь именно на этот индикатор, медленно отсчитывающий таящие силы.

С апреля электробус работает каждый день, совершая по одному кругу утром и вечером, возвращаясь между рейсами в парк для зарядки. Длина маршрута 41 км. Максимальный запас хода, который зафиксировали на данной машине, составил 56 км. За неполные 4 месяца работы наш электробус уже успел проявить свои скоростные данные, без сомнения, показав неудержимый характер, разогнавшись однажды на Можайском шоссе до скорости 103 км/ч. Безусловно, до начала работы ультрабыстрой подзарядки, говорить о стабильной работе не приходится. Одну такую станцию установили в Сколково, осталось дождаться её ввода в эксплуатацию и оценивать электробус по полной программе.

Роль пассажира исполняют пассажиры

В салоне сразу обращает на себя внимание необычное напольное покрытие, кажется будто постелен ламинат. Непонятно, почему в разных оттенках выполнены пассажирские кресла: есть тёмно-синие, светло-голубые или просто лазоревые. Однако их преимущество перед велюровыми или другими такими же на тканевой основе в том, что легко протираются и при посадке не вызывают чувства опрелости в мокрую погоду. Непонятно почему сразу три ряда кресел между первой и второй дверьми установили против направления движения? Хотя один ряд можно было без какой-либо перепланировки сделать иначе. Тут же наша тест-группа замечает, что нет защитных стеклянных экранов возле дверей. Присмотревшись, отмечаем, что места под них отведены, но при сборке ограничились обычными пластиковыми перегородками. В холодное время года здесь будет холодно и к тому же под дверями зияют неприкрытые щели толщиной в ладонь (!), что тоже ведёт к выстуживанию салона и проникновению воды и грязи из-под колёс попутных машин. Кондиционер в электробусе имеется, но пока не подключен и при отсутствии ультрабыстрой зарядной станции его работа будет затруднительна из-за большого энергопотребления.

Горизонтальные поручни салона тоже отличаются друг от друга. Одна часть синего цвета, что соответствует правилам ЕЭК ООН, остальная часть – тёмного цвета металлик. Так что во время поездки в сумерках у людей со слабым зрением перемещение по салону может вызвать дискомфорт.

Ультрабыстрое заключение

Электробусы – уже не что-то такое далёкое и непонятное, они уже рядом и ездят наряду с другим транспортом. Но их зависимость от источника питания гораздо выше, чем у троллейбуса или автобуса. Если троллейбус может заряжаться энергией в движении по проводам, а затем опустив автоматически штанги ехать автономно 10, 20 и даже 50 км, а автобус, израсходовав топливо, можно заправить заветной жидкостью из канистры, то электробусу нужно во что бы то ни стало добраться к зарядной станции. Важно, чтобы около этой станции не было посторонних машин, так как ему нужно встать непосредственно так, чтобы пантограф попал в заданную область зарядки. Троллейбусные штанги лишены этого недостатка и могут подключаться к проводу в любом положении с отклонением до 4,5 м.

Если электробус попал в пробку, то он выбивается из графика. Приехав к станции ультрабыстрой подзарядки, он опять тратит время, увеличивая интервал на маршруте. А если он не один, то при затруднениях на трассе, из графика выбиваются все электробусы, а запустить их по укороченному кругу вдали от зарядной станции чревато полным срывом выпуска при разрядке аккумуляторов.

Генерации огромных мощностей для зарядки будут работать в режиме скачкообразных нагрузок, что неблагоприятно скажется на энергосистеме города. Выходом из этой ситуации может стать создание сети станций, связанных кабельными линиями, но цена такой инфраструктуры окажется столь велика, что не каждая агломерация и мегаполис осилит такие вложения и дальнейшую эксплуатацию.

Не все так плохо, как может показаться. Повесив участки воздушной контактной сети, более дешевой и уже проверенной годами, электробус сможет заряжаться в движении. И это потребует автоматизации. От этой же сети на разных участках могут запитываться не только троллейбусы-электробусы, но и электромобили, каршеринг, электровелосипеды и электросамокаты. Главный вывод сегодня уже есть. Электробус в Подмосковье состоялся, а каким ему быть в будущем станет ясным в ближайшее время.

Техническая характеристика электробуса КАМАЗ-6282, II генерации
Параметр Значение
Полная масса, кг 18 000
Распределение полной массы по осям, кг 6400 / 11 600
Число мест 24+1
Общая пассажировместимость, чел. 85
Передняя подвеска ZF RL82EC, независимая, пневматическая
Задний мост ZF AVE 130, портальный с пневмоэлементами
Электродвигатель Асинхронный, 3-фазный
Мощность электродвигателей, часовая, кВт 2х125 при 4000 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 2х425 при 0–2000 мин-1
Система охлаждения электродвигателей Жидкостная
Тип аккумуляторных батарей Drive-Electro, литий-титанатные (LTO – Li4Ti5О12)
Срок службы АКБ, циклов 10 000
Ёмкость АКБ, кВт∙ч 70,4
Время зарядки от станции ультрабыстрой подзарядки через полупантограф, мин 8
Пробег максимальный, км 56
Пробег на маршруте, км, не менее 45
Расход, энергии кВт∙ч/км 1,2–1,4
Максимальный преодолеваемый уклон, % 19,0
Скорость по т. з./ по испытаниям, км/ч 75 / 103
Климатическая система Eberspacher

Электробусов «Сделано в Москве». Первые КамАЗы будут введены в строй к 9 июня 2001 года.

Первые электробусы московского производства готовы к работе. Первая партия из 25 электробусов Московского сборочного завода находится на обкатке. Первые 10 единиц выйдут на маршруты в начале июня.

Завод открыл российский автопроизводитель Камаз . Производственная площадка расположена на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) – филиала ГУП «Мосгортранс».

Соответственно, на СВАРЗе в качестве первой очереди будет работать сборочная линия мощностью до 500 электробусов в год . КамАЗ объявил о переходе на производство электробусов в Москве в 2019 году.

Завод СВАЗ в Москве по производству электробусов

Цех по производству электробусов на СВАРЗ задуман еще в 2019 году, его основная цель – сократить время сборки, доставки, обслуживания транспорта и сэкономить на логистике. В августе 2020 года было готово проектное решение по реконструкции и ремонту. Проект реализован при поддержке Правительства Москвы.

В марте 2021 года завершен первый этап работ. Модернизация производственных мощностей СВАРЗа прошла на площади семь тысяч квадратных метров . Созданные производственные мощности рассчитаны на сборку до 500 электробусов в год, сообщает Мосгортранс.

Тем не менее, согласно сообщению Мосгортранса, «на московском СВАРЗе выполняется около 20 сборочных операций, что составляет около 20% работ по каждой машине.Основные виды работ – это настройка всех систем, установка токоприемников, тягового оборудования, которое является сердцем каждой машины. Специалисты настраивают и проверяют все работоспособность, работоспособность, качество, безопасность и соответствие техническому заданию ».

Москва: впереди производство электробусов

«Сегодня Москва – лидер по производству электробусов в Европе. Открытие завода по производству электробусов в Москве – это возможность быстро и эффективно развивать транспорт столицы, задавая тренд для других российских и зарубежных городов. Уникальная особенность СВАРЗа – полное отсутствие вредных выбросов – производство полностью экологично. Новый завод также обеспечит москвичам более 200 рабочих мест и около 100 миллионов рублей налоговых поступлений в год. В этом году более 60% электробусов из новой поставки будут собирать в Москве – чтобы поездки стали еще удобнее и экологичнее », – Максим Ликсутов , заместитель Мэра Москвы по транспорту.

КАМАЗ доставит большую партию электробусов в Москву

КАМАЗ подписал очередной, четвертый контракт на поставку электробусов ГУП «МОСГОРТРАНС».

По условиям контракта, КАМАЗ поставит в Москву 350 электробусов КАМАЗ-6282. Четвертый контракт также включает 15-летнее обслуживание переданного инновационного оборудования. Электробусы по-прежнему будут поставляться партиями: первые 150 единиц будут доставлены в Мосгортранс до 31 июля 2021 года, еще 200 электробусов КАМАЗ – до 31 декабря 2021 года. Общий срок оказания услуг ( включая обслуживание оборудования) до 30 ноября 2036 года.

Примечательно, что по четвертому контракту впервые будут поставлены электробусы КАМАЗ, собранные непосредственно в столице России.

Напомним, в конце апреля этого года в Москве, на территории Сокольнического вагоноремонтного завода, состоялось официальное открытие сборочного производства электробусов КАМАЗ. Масштабный проект финансирует КАМАЗ, а Москва со своей стороны поддержала его грантом и предоставила площадку.Это позволило оптимизировать производство электробусов КАМАЗ, сократить сроки доставки, сборки и обслуживания инновационных электромобилей, а также значительно снизить затраты на логистику. Планируется, что первые электробусы московской сборки пойдут на конвейер в мае.

По итогам прошлого года продажи электробусов КАМАЗ выросли на 18% до 200 штук, в 2021 году производство инновационного транспорта планируется увеличить вдвое. «КАМАЗ продолжает тесное сотрудничество с Москвой и не останавливается на достигнутом, продолжая совершенствовать электробусы и расширять модельный ряд пассажирского электротранспорта », – сообщил Самат Саттаров, директор по пассажирским перевозкам ПТК «КАМАЗ ». В этом году публике представлен низкопольный электробус особо большого класса (так называемая «гармошка») КАМАЗ-6292, который планируется запустить в серийное производство в следующем году. Данная модель разработана нашими инженерами по специальному заказу ГУП «МОСГОРТРАНС» и спроектирована с учетом опыта эксплуатации электробуса КАМАЗ-6282, поставленного в Москву в 2018 году ».

В Москве собраны первые 60 электробусов Камаз

🔊 Послушайте это

РусАвтоНьюсКом.- На Сокольническом авторемонтно-строительном заводе в Москве собрано 60 единиц электробусов КАМАЗ и передано ГУП “Мосгортранс”, сообщает пресс-служба КАМАЗа.

В апреле на базе Сокольнического авторемонтно-строительного завода Сварз в Москве запущено завершающее производство новых автобусов. Первые собранные автомобили начали курсировать по улицам столицы в начале июня.В настоящее время на маршрутах города курсируют 60 электробусов «Камаз» московской сборки.

«Мы обязаны поставить 350 новых автобусов в соответствии с условиями четвертого контракта, подписанного с ГУП« Мосгортранс ». В рамках этого заказа уже изготовлено 200 инновационных электробусов, 60 из которых собраны непосредственно в Москве на базе «Сварз». Остальные автомобили произведены на «Нефазе», дочернем предприятии «КАМАЗа» в Башкортостане », – рассказал Андрей Долганов, директор департамента развития пассажирского электротранспорта.«Таким образом, для перевозки пассажиров в Москве будет доступно 750 новых автобусов. Мы гордимся результатами и надеемся, что в будущем эта цифра будет расти ».

Электробусы Камаз производятся на базе Сварз в Москве самым экологически чистым способом в России. Вся операция проводится в мастерской с нулевым выбросом вредных веществ. Производство электрических автобусов непосредственно в столице дает преимущество в сокращении времени доставки, сборки и обслуживания электромобилей, а также в экономии на логистике наряду с экологическими преимуществами.



Связанные

КАМАЗ представил первый российский электробус с сочлененной рамой

КАМАЗ продолжает разработку сочлененных автобусов нового поколения, включая новый дизельный (Камаз-6299) и новую полностью электрическую версию (Камаз-6292).

Прототипы обоих были недавно представлены перед началом серийного производства до конца этого года. Сборка автобусов будет производиться на заводе ПАО «НЕФАЗ», дочернего предприятия «КАМАЗа», в Башкортостане.

Пока КамАЗ предлагал только стандартные 12-метровые электробусы, а с 2018 года в Москве было задействовано около 400. Российская столица намерена электрифицировать все свои автобусы в течение примерно 10 лет.

Версия 18 м – первый российский электробус с сочлененной рамой – имеет значительно большую вместимость, чем стандартная версия, и может вместить до 135 пассажиров (48 мест). Однако это меньше, чем у обычного КамАЗ-6299 следующего поколения: 162 (включая 44 места).

Как мы видим на видео выше, новый автомобиль готов к сверхбыстрой зарядке через систему пантографа (Panto up), которая является ключевым решением для поддержания заряда автобусов в течение дня.

Мы должны помнить, что эти электромобили должны выдерживать сложные условия эксплуатации даже зимой, что может быть довольно суровым в России.

Насколько нам известно, Камаз использует литий-титанатные батареи, готовые к сверхбыстрой зарядке (за несколько минут) и в широком диапазоне рабочих температур. Эти батареи тяжелее (не слишком высокой плотности энергии), но работают в любых условиях. Недостатком является меньшая емкость и меньшая дальность действия – поэтому на маршруте должно быть несколько 6-12-минутных подзарядок (с использованием системы зарядки на крыше).

Единственное, что нас всегда радует, – это то, что самые большие автомобили на дорогах будут полностью электрифицированы, тогда как всего 10-15 лет назад люди говорили, что электромобили хороши только как низкоскоростные тележки для гольфа.

Новая обычная модель:

Россия – Первый водородный электробус КАМАЗ

Россия – Первый водородный электробус КАМАЗ.

Инновационный пассажирский автомобиль – водородный электробус КАМАЗ-6290 – будет представлен на выставке COMTRANS 2021 в Москве.КАМАЗ продолжает расширять линейку инновационных пассажирских экологически чистых транспортных средств, приобретая все большую популярность в мегаполисах.

Общественные автомобили Hydrogen скоро смогут стать достойной альтернативой дизельным автобусам; Поэтому, отвечая требованиям, инженеры компании разработали первый низкопольный водородный электробус КАМАЗ-6290.

Андрей Савинков , заместитель главного конструктора ПАО «КАМАЗ» – главный конструктор автомобилей.

Разработана конструкторская документация на испытательный стенд водородного электробуса, отвечающего требованиям к электробусам, то есть в качестве ориентира использовался поставляемый в Москву электробус КАМАЗ-6282.

«Водородный электробус имеет очевидные преимущества: он экологичен, и в салоне нет дизельного обогревателя. Более того, по сравнению с электробусом, который проезжает 70 км при полной зарядке, водородный электробус может проехать 250 км, что делает его пригодным даже для междугородних перевозок ».

Дочернее предприятие КАМАЗа в Башкортостане – НЕФАЗ – произвело сборку шасси и кузова водородного электробуса, а НИЦ КАМАЗ смонтировал его кровельное оборудование.Кузов изготовлен из высокопрочной стали и безопасного пластика, что делает автомобиль прочным и устойчивым к авариям.

Полная масса водородно-электрического автобуса КАМАЗ-6282 – 19 т, габаритные размеры – 12,4 × 2,55 × 3,4 м. Новинка работает на водородных топливных элементах и ​​имеет шесть цилиндров для сжатого водорода. Баллоны установлены на крыше из соображений безопасности, поэтому в случае утечки водород уйдет вверх, а не в салон.

Водородная электростанция вырабатывает до 45 кВт, а водородный электрический автобус приводится в движение портальным электрическим мостом ZF. Водородный электробус оснащен современной мощной пневматической тормозной системой с EBS, ABS, ASR, EPB, функцией удержания на уклоне, блокировкой движения при открытой двери и датчиком износа тормозных колодок.

Тягач также может тормозить за счет тягового электродвигателя с системой эвакуации. Максимальная скорость 80 км / ч, запас хода 250 км. Автобус на 33 места вмещает до 80 человек.Как и электробус, новый экологически чистый транспорт легко может работать при температуре окружающего воздуха от -40 ° до + 40 ° С.

Инженеры НИЦ «КАМАЗ» постарались сделать водородный электробус максимально комфортным для пассажиров. В салоне и кабине водителя установлены двухзонные климатические системы.

Автобус имеет автоматическую рампу, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями могли беспрепятственно входить в автобус, пассажиры могли открывать двери самостоятельно, а также есть электронная система, предоставляющая пассажирам информацию и отображающая ее на индикаторах пункта назначения и информационном табло в салоне. водородного электробуса.

«Есть еще кое-что, что нужно сделать. Мы планируем испытать опытный образец водородного электробуса КАМАЗ на улицах Москвы в 2020 году в реальных условиях эксплуатации. Автономная водородная заправка есть только в подмосковной Черноголовке, поэтому мы не можем протестировать водородный электробус в другом месте. Тест-драйвы должны завершиться ориентировочно в 2023 году », – Андрей Савинков.

«Если Москва готова создать заправочную инфраструктуру такого типа и использовать новый тип экологически чистых автобусов, то окончательную сборку водородных электробусов мы планируем организовать на базе Сокольнического вагоноремонтного завода в столице, где Электробусы КАМАЗ уже собираются.”

Напомним, что Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития водородной энергетики в августе 2021 года. В документе определены цели, стратегические инициативы и ключевые меры по запуску данной отрасли промышленности здесь, в России.

ПРОЧИТАЙТЕ последние новости, формирующие рынок водорода в Hydrogen Central

ПЕРВЫЙ КАМАЗ ВОДОРОДНЫЙ ЭЛЕКТРОБУС, 6 сентября 2021 г.

КАМАЗ представляет электробус на водородных топливных элементах

Российский КАМАЗ недавно представил первый низкопольный водородно-электрический автобус Камаз-6290, сообщает бюллетень h3.

На электробусе Камаз-6282 отработана конструкторская документация водородно-электрического стенда.

КАМАЗ планирует провести испытания опытного образца водородно-электрического автобуса на улицах Москвы в реальных условиях эксплуатации. Автономная водородная заправка есть только в подмосковной Черноголовке, так что протестировать автобус нигде нельзя. Ожидается, что тест-драйвы завершатся в 2023 году.

Андрей Савинков, заместитель главного конструктора КамАЗа, сказал: «По сравнению с электробусом, проезжающим 70 км при полной зарядке, водородно-электрический автобус может проехать 250 км, что составляет подходит даже для междугородных перевозок.

Нефаз, дочернее предприятие КамАЗа в Башкортостане, произвело сборку шасси и кузова водородно-электрического автобуса, а научно-исследовательский центр КамАЗ смонтировал его оборудование на крыше.

Работает на водородных топливных элементах. В целях безопасности на крыше установлено шесть баллонов для сжатого водорода. При максимальной скорости 80 км / ч с запасом хода 250 км он может перевозить 80 человек. Автобус может эффективно работать при температуре окружающего воздуха от -40 ° до + 40 ° С.

Водородный силовой двигатель выдает мощность около 45 кВт.Он оснащен портальным мостом с электроприводом ZF, мощной пневматической тормозной системой, EBS, ABS, ASR, EPB, функцией удержания на склоне, блокировкой движения при открытии двери и датчиком износа тормозных колодок.

Кузов изготовлен из высокопрочной стали и безопасного пластика, что делает автомобиль прочным и устойчивым к авариям. Полная масса водородно-электрического автобуса Камаз-6282 составляет 19 тонн, габаритные размеры – 12,4 × 2,55 × 3,4 м.

Андрей Савинков добавил, что если государство создаст инфраструктуру заправки водородом и будет использовать водородные автобусы, мы сможем организовать окончательную сборку водородно-электрических автобусов на нашем Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве, где мы уже собираем наши электробусы. .

Публичные торги «КАМАЗ»: ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОБУС «КАМАЗ» ЗАПУЩЕН В БЕЛГОРОДЕ

Вчера, 20 октября, в Белгороде официально сдан в эксплуатацию электробус КАМАЗ. На церемонии присутствовал губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков.

Электробус КАМАЗ-6282 сдан в опытную эксплуатацию в Белгороде сроком на три месяца. Пантографная зарядная станция для электробуса установлена ​​Объединенной транспортной компанией в пгт. Северный.Инновационный электробус КАМАЗ заработал 20 октября и будет пилотировать по маршруту троллейбуса М8 – от аэропорта до технологического университета. Вместе с первыми пассажирами губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков в сопровождении директора по пассажирским перевозкам ПАО «КАМАЗ» Самата Саттарова осмотрел салон электробуса и проехал часть маршрута.

‘Электрический автобус не выделяет вредных веществ и, следовательно, более экологичен, чем обычный автобус.Салон электробуса менее шумный и вибрирующий, чем у обычного автобуса. Еще раз отмечу, что тестируемый электробус нам ничего не стоил. И наша главная задача – это протестировать и решить, нужно это Белгороду или нет. И если мы примем положительное решение, мы будем искать федеральную поддержку для закупки такого транспорта для крупных городов этого региона », – сказал Вячеслав Гладков. Губернатор также добавил, что жители райцентра могут оценить преимущества электробуса и поделиться впечатлениями от поездки в социальных сетях.

«Мы гордимся своим продуктом и рады, что регионы России открыты для инноваций и заботятся об окружающей среде. Этот экземпляр недавно завершил опытную эксплуатацию в Казани. За три месяца он перевез около 40 тысяч человек, отзывы казанцев были положительными. Я знаю, что некоторые пассажиры даже пропускают троллейбусы, чтобы добраться до места назначения на электробусе », – сказал Самат Саттаров. «Власти Белгородской области смогут оценить все преимущества испытанного электробуса на практике, а также определить, какие изменения необходимы в инфраструктуре Белгорода для эффективной работы электротранспорта.После этого будет рассмотрен вопрос о дальнейшей закупке электробусов для Белгорода ».

Ранее в Москве в ходе деловой встречи генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков достигли договоренности о вводе в опытную эксплуатацию электробуса КАМАЗ

(C) 2021 Электронное издание новостей, источник ENP Newswire

.