Камаз дакар технические характеристики 2018: Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Содержание

Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.

  1. Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение действия омологации предыдущей версии машины.

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

Новые КамАЗ Дакар 2018, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали.

Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.

Двигатель

Ни для кого не станет откровением тот факт, что на технические характеристики КамАЗ для ралли «Дакар», впрочем, как и для любого другого авто, огромное влияние оказывает используемый двигатель.

Для оснащения модели с индексом 43509 был избран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, обладающий максимально близкими параметрами рабочего объема к значениям, разрешенным регламентом.

По причине того, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» использовались V-образные «движки», их замена на рядные установки вызывала определенные трудности. К тому же в новых спорткарах были использованы оригинальные конструкторские решения, которые ранее не применялись.

 

Учитывая эти два фактора, а также богатейший опыт команды в ралли «Париж-Дакар», конструкторы приняли решение не осуществлять модернизацию грузовиков предыдущего поколения, а создать совершенно новые автомобили.

В свете такого решения была произведена форсировка силовых агрегатов. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения кого-либо из иностранных специалистов.

Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизельный мотор, но для КамАЗ Дакар 2018 его технические характеристики им удалось повысить почти в два раза. Если же говорить о конкурентах, то они избрали другой путь, сделав ставку на дефорсированные гоночные силовые агрегаты от кольцевых грузовиков.

Мероприятия по форсировке двигателя для нового автомобиля начались еще в 2016-м году. Итог этих работ действительно впечатляет. Так, инженерам удалось добиться от серийного дизеля 1100 «лошадок» максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.

Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации ПО управления мотором и подбору характеристик турбокомпрессора, которая позволила значительно улучшить динамические качества силовой установки КамАЗ 43509.

Коробка передач

На спортивных грузовиках предыдущего поколения использовались КПП механического типа. Но сейчас существует официальное разрешение на установку и применение «автоматов» в гоночных авто категории Т4-2.

Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.

 

Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации – это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509

Параметры массы
Полная масса а/м 10,2 т
Двигатель
Модель DCEC ISZ-13
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность / при оборотах 720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1
Расположение и число цилиндров: Рядный, 6
Рабочий объем, л: 13
КПП
Коробка передач АКПП / МКПП

Видео КАМАЗ-мастер на ралли ДАКАР-2019

Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.

  1. Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение действия омологации предыдущей версии машины.

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

Новые КамАЗ Дакар 2021, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали. Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.

Двигатель

Ни для кого не станет откровением тот факт, что на технические характеристики КамАЗ для ралли «Дакар», впрочем, как и для любого другого авто, огромное влияние оказывает используемый двигатель.

Для оснащения модели с индексом 43509 был избран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, обладающий максимально близкими параметрами рабочего объема к значениям, разрешенным регламентом.

По причине того, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» использовались V-образные «движки», их замена на рядные установки вызывала определенные трудности. К тому же в новых спорткарах были использованы оригинальные конструкторские решения, которые ранее не применялись.

Учитывая эти два фактора, а также богатейший опыт команды в ралли «Париж-Дакар», конструкторы приняли решение не осуществлять модернизацию грузовиков предыдущего поколения, а создать совершенно новые автомобили.

В свете такого решения была произведена форсировка силовых агрегатов. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения кого-либо из иностранных специалистов.

Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизельный мотор, но для КамАЗ Дакар 2021 его технические характеристики им удалось повысить почти в два раза. Если же говорить о конкурентах, то они избрали другой путь, сделав ставку на дефорсированные гоночные силовые агрегаты от кольцевых грузовиков.

Мероприятия по форсировке двигателя для нового автомобиля начались еще в 2016-м году. Итог этих работ действительно впечатляет. Так, инженерам удалось добиться от серийного дизеля 1100 «лошадок» максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.

Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации ПО управления мотором и подбору характеристик турбокомпрессора, которая позволила значительно улучшить динамические качества силовой установки КамАЗ 43509.

Итоги

Популярность автомобиля Камаз на гонках Дакар не осталась незамеченной. За последние годы много автомобилей было продано не только в России, но и за границу. Так в 2021 году этот параметр составил около 13,5 тысяч единиц, а в 2020-м — почти 30 000. Для сравнения еще 10 лет назад это число было почти в 10 раз меньше. К наиболее важным покупателям относится Индия, Пакистан, Казахстан, Иран, Вьетнам и ряд других стран.

Если сравнивать с основной моделью, гоночная машина претерпела ряд заметных изменений. В частности, увеличилась мощность двигателя, появилась возможность работать на газе. На 40 см был смещен двигатель машины, а саму кабину пришлось переместить на 20 см. Кроме того, разработчики использовали много зарубежных компонентов, что сделало автомобиль более надежным.

Коробка передач

На спортивных грузовиках предыдущего поколения использовались КПП механического типа. Но сейчас существует официальное разрешение на установку и применение «автоматов» в гоночных авто категории Т4-2.

Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.

Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».

Грузовики на Дакаре: носатый МАЗ и другие

Ралли-рейд Дакар, который впервые проводится в Саудовской Аравии (а ведь когда-то его география соответствовала названию!), в разгаре — и мы рассказываем о технических особенностях грузовиков, которые там участвуют. Сразу упомянем, что по-настоящему заводских команд на Дакаре сейчас только две — КАМАЗ-Мастер и МАЗ-Спортавто, а остальные либо выступают, заручившись поддержкой крупных производителей (IVECO, Tatra), либо просто являются частными и независимыми.

Главным сюрпризом стало появление капотного МАЗа, который был впервые показан еще в декабре 2021 года. Его, как и было запланировано, довели до ума (попробуй не доложи батьке Лукашенко о выполнении обещания!) — и пилот Сергей Вязович с ходу выиграл второй этап гонки, обогнав всех, включая КАМАЗы.

Похоже, машина получилась и впрямь удачной: по итогам шестого этапа Вязович шел третьим в общем зачете, отставая от камазовцев примерно на полчаса. «Поначалу мы лидировали, но на камнях пробили колесо, поменять быстро не получилось, словили еще два прокола, запаска была уже одна, подкачка справлялась еле-еле. »Сам носатый МАЗ-6440 RR устроен вкратце так. Под капотом от «носатого» тягача, показанного в свое время, но так и не пошедшего в серию, стоит Gyrtech G-13 рабочим объемом 12,5 л и мощностью 1000 л.с. (это Caterpillar, сильно переделанный чешской командой Buggyra). Коробка передач — «автомат» Allison, мосты, как и у гоночных КАМАЗов, — финские Sisu.А вот команде КАМАЗ-мастер так и не удалось вывести на Дакар черный капотник, который регулярно «светится» на национальных соревнованиях! Насколько известно, причина в том, что его кабина взята от грузовика Mercedes Zetros, а таковых моделей в камазовской гамме нет — и потому омологировать машину, как две капли воды похожую на «мерс», не получается.

Поэтому, как обычно, плотным фронтом выступают бескапотные КАМАЗы — постройки 2021 года, на мостах Sisu и с коробками Allison, как у МАЗа (на этот раз «автомат» стоит не у двух экземпляров, как на Дакаре-2019, а у всех).

Раньше на КАМАЗах стояли крупные моторы Liebherr V8, но после того, как рабочий объем на гонках был ограничен 13 литрами, на смену Либхерру пришел рядный двигатель DCEC ISZ-13 (13 л, 980 «лошадей»). Знаете, что это? Продукт совместного предприятия Dongfeng Cummins из Китая! Он уже проверен Дакаром: еще в 2014—2015 годах в гонке участвовали два голландских грузовика GINAF с такими, только менее форсированными (900 л.с.) моторами, да и прошлогодний ралли-рейд камазовцы выиграли без особых технических неполадок.

Кстати, следующее поколение гоночных КАМАЗов, по словам генерального директора Сергея Когогина, будет носить облик перспективной серии К5: уже в следующем году технички команды должны получить такие кабины.

А где же чех Алеш Лопрайс, который постоянно участвует в Дакаре? Он по-прежнему на «коне», и по-прежнему носатом, только это уже не Tatra, как раньше, а Praga! Команда решила хотя бы так возродить былую марку — и если знаменитый прежде обычный грузовик носил индекс V3S, то гоночный, переделанный из Татры, называется Praga V4S DKR. Под его капотом — ивековский тысячесильный мотор, коробка — «автомат» (похоже, на него переходят все ведущие команды). Лопрайс, как всегда, отжигает: по итогам шести этапов он шел вслед за КАМАЗами и МАЗом Вязовича.

Еще один «грузовой» завсегдатай Дакара, Жерар де Рой, несмотря на возраст (39 лет), сам в гонке больше не участвует — а лишь наблюдает за тем, как соревнуются IVECO его команды, включая тысячесильный капотный Powerstar. Отсюда и результаты так себе: на момент публикации — шестое место в общем зачете.

Ну а Tatra после того, как Лопрайс сменил марку свого грузовика, стала сотрудничать с другой чешской командой — Buggyra (той самой, чей мотор стоит на капотном МАЗе). Новый болид называется, как и серийная модель, Tatra Phoenix, а потому и кабина здесь, как у обычных Фениксов, от ДАФа. А вот мотор уже не дафовский, а оригинальный: он обозначается Gyrtech Race Power MR16, при рабочем объеме 12,5 л развивает 950 л.с. и безумные 4200 Нм и сагрегатирован с «ручной» шестнадцатиступкой ZF. Может быть, это одна из причин того, что Buggyra держится последней в десятке лидеров?

Cамый необычный грузовик нынешнего Дакара — это гибридный Renault. Его построила голландская команда Riwald в содружестве с чешским спортивным ателье MKR, компаниями Renault Trucks и ZF. В придачу к обычному турбодизелю (1040 л.с., 4600 Нм) здесь стоит электромотор ZF: он развивает 205 л.с. и 1600 Нм, так что суммарная мощность силовой установки превышает 1200 «лошадей». Но в Дакаре все решают не только и даже не столько лошадиные силы: по итогам шестого этапа гибрид был на 19-м месте.

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации — это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Из механиков в штурманы

Но пока одни снимают, мы с коллегой вновь карабкаемся в кабину. На сей раз в «боевой» автомобиль Дмитрия Сотникова, где наш журналистский тандем меняется местами — мне достаётся место штурмана Руслана Ахмадеева

в центре кабины, а в кресле механика
Ильгиза Ахметзянова
оказывается
Вадим Гагарин
, который до этого катался в амплуа штурмана
Евгения Яковлева
.


Дакаровские «КАМАЗы» скоро изменят свой облик! Чемпионы из России хотят стать ещё сильнее

Пока ждём пилота, успеваем обменяться впечатлениями. Мой опыт — ничто на фоне бэкграунда Гагарина, который гонялся (и продолжает это делать: в Набережные Челны Вадим приехал буквально с этапа СМП РСКГ в Смоленске, где выступал в классе S1600) в кольцевых гонках и ралли, поэтому мнение коллеги-гонщика особенно интересно. Резюме достаточно короткое и ёмкое: сравнить поездку на дакаровском грузовике даже бывалому пилоту абсолютно не с чем, потому что ни «кольцо», ни классическое ралли не имеют ничего общего с заездами многотонной машины по бездорожью.

Короткий, но эмоциональный диалог журналистов-пассажиров прерывает невозмутимый Сотников, который одним вопросом — «Готовы?» — даёт понять, что можем ехать. Газ в пол, и вот мы мчимся на второй заход по полигону. Поездка с разными гонщиками даже по 15-километровой трассе даёт, конечно, вдвое больше эмоций, а заодно и дарит интересные наблюдения. Главные из которых — разница в стиле пилотажа и отличия в кабине грузовиков.


Гонщики и журналисты между заездами

Фото: Максим Вершинин

Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509

Параметры массы
Полная масса а/м10,2 т
Двигатель
МодельDCEC ISZ-13
Типдизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность / при оборотах720 (980) кВт (л. с.) / 2400 мин-1
Расположение и число цилиндров:Рядный, 6
Рабочий объем, л:13
КПП
Коробка передачАКПП / МКПП

Цена вопроса

В 2021 году КАМАЗ впервые озвучил актуальный бюджет участия в «Дакаре». По словам Владимира Чагина (руководителя «КамАЗ-мастер», а в прошлом – прославленного гонщика, семикратного победителя «Дакара»), участие четырёх экипажей и всей команды в целом в одной гонке стоит 11 млн евро. В том числе, взнос только за одного человека, независимо от того, пилот это или механик, равен 12 тыс. евро, а сам выезд обходится в 1,5 млн евро.

Вместе с тем, генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, отметил, что успех команды «КамАЗ-мастер» – это лучшая рекламная площадка. Когда телевизионная картинка с гонки идёт практически на все страны мира, и весь мир видит кадры, где российский грузовик в лидерах – никакой рекламной кампанией это не заменишь.

Помимо 4-х боевых КамАЗов в команду входят 6 грузовиков технического сопровождения и 58 сотрудников: специалисты по различным системам автомобиля, медработники, медиакоманда для освещения ралли. При этом на свои первые «Дакары» команда «КамАЗ-мастер» выезжала в составе всего 10-15 человек.

Профиль ДМИТРИЯ СОТНИКОВА – КАМАЗ – МАСТЕР

№500 Грузовая машина КАМАЗ – МАСТЕР

Водитель + штурман + производитель +

АЛЕКСИС ЛАНДРИЕ

АНТОН ШИБАЛОВ

  • Рекорд Дакара
  • Другие пальмары

2021: 1 место (5 побед на этапах)
2020: 4 место (1 победа на этапе)
2019: 2 (2 победы на этапе)
2018: 10 (1 победа на этапе)
2017: 2 (1 победа на этапе)
2016: 15
2015: 5
2014: 4 (1 победа на этапе)

2021: Золото Кагана ( 1 место), Ралли «Шелковый путь» (1 место)
2020: Золото Кагана (1 место)
2019 Золото Кагана (2 место), Ралли Казахстана (1 место)
2018 Ралли «Шелковый путь»
2017 Ралли «Шелковый путь» (1 место)
2014: 3 место Великая Шаг
2013: 1-е ралли «Шелковый путь», 1-я Африканская экогонка
2012: 5-е ралли «Шелковый путь»

«Битва за подиум идет не только на гусеницах»

Благодаря терпению и настойчивости его время пришло. Пять финишировав в пятерке лучших на Дакаре, включая два подиума (2-е место в 2017 и 2019 годах), Дмитрий Сотников, наконец, выиграл ралли своей мечты. Тридцатишестилетний Сотников — чистый продукт компании «Камаз». Родившийся в Набережных Челнах и выросший в Татарстане, как и большинство его предшественников, юный Дмитрий поднимался по карьерной лестнице по одной ступени за другой. Его первая победа пришлась на «Шелковый путь», а еще одна на «Африканской экогонке» принесла ему путевку на «Дакар» в 2014 году. Сначала, в роли поддержки прославленных Николаева и Каргинова, он приобрел опыт, необходимый для борьбы за победу. . Его Дакар 2021 года был шедевром: пять побед на этапах и два вторых места на первой неделе ралли. Затем он мог предвидеть ее приближение, которому помогали Шибалов, Мардеев и Каргинов. На протяжении всего ралли он ни разу не финишировал хуже четвертого на этапе. Этот первый триумф в Дакаре изменил правила игры. Сотников выиграл «Золото Кагана» и ралли «Шелковый путь» — два эталонных ралли для российских грузовиков. Российская компания доверила ему новый Камаз К5, на котором он попытается выиграть «Дакар» вместе со своими обычными товарищами по команде Русланом Ахадеевым (штурман) и Ильгизом Ахметзяновым (механик).

Д.С.: «У меня нет слов, чтобы описать свою победу, одни эмоции. В то время я не мог поверить, что мы выиграли. Прошло семь лет с тех пор, как мы были близки к победе в этом ралли. Я был так счастлив и горд за всех ребят. Я также был рад видеть команду в тройке лидеров. Это успех, который потребовал много тяжелой работы и пота. В этом году мы оправдали всю тяжелую работу команды на «Шелковом пути», выиграв гонку на новом Камазе К5. Это новое поколение грузовиков позволило нам сделать огромный шаг вперед. Ключом к нашему успеху, вероятно, является время, потраченное на подготовку грузовика дома. Битва за подиум побеждается не только на трассе, но и при подготовке к ралли и на бивуаке».

Автомобиль

КАМАЗ – МАСТЕР

КАМАЗ 43509


КАМАЗ – МАСТЕР
  • Марка : КАМАЗ
  • Модель: 43509
  • Производительный тюнер : Team KAMAZ Master
  • Помощь : Команда КАМАЗ Мастер
  • Класс: Грузовик > 10 000 куб. см

Рейтинг 2022

Все новости Д. Сотников

Сотников на своем втором Дакаре с еще тремя гонщиками КамАЗа на буксире

Сотников на своем втором Дакаре с еще тремя гонщиками КамАЗа на буксире

«Здорово быть здесь и выиграть во второй раз. наш новый грузовик в этом году. Я горжусь тем, что мы по-прежнему лидируем в Дакаре, и теперь мы будем готовиться к следующему году. Я очень устал после этих двух недель. Мне нужно сделать перерыв, чтобы он действительно погрузиться в ….

Дмитрий Сотников: “Мы выиграли всего полторы минуты”

Абсолютный лидер борется за титул с товарищем по команде Эдуардом Николаевым. Сегодня он выиграл этап и немного расширил свое преимущество. Теперь он лидирует на 10’18”.

 

“Первые 150 километров я следовал за Эдуардом, но потом он сделал небольшую навигационную ошибку, я его обогнал, и вот так мы оказались на первом месте. Но в итоге…

Дмитрий Сотников: “Прокол стоил мне 6-7 минут”

Хотя победа на этапе досталась Эдуарду Николаеву, действующий чемпион по-прежнему опережает своего товарища по команде на 6 футов 10 дюймов в общем зачете.

“Я лидировал спереди, но Каргинов, воспользовавшись моей незначительной навигационной ошибкой, обогнал меня на полпути. Прокол стоил мне шести-семи минут… Потом я пошел следом…

Дмитрий Сотников: “Мы просто нужно было дойти до финиша»

Защитник титула финишировал спецотрядом за своим товарищем по команде Эдуардом Николаевым, вернувшимся на сцену после годичного перерыва. Только «Камазу» удалось поместить грузовики в четверку лучших.

“Это был короткий этап, не слишком быстрый, с песчаными дорожками и дюнами тут и там. Мы сохраняли осторожность, нам просто нужно было дойти до финиша. Однако я поэкспериментировал…

Подпишитесь на нас

Получите эксклюзивную информацию

Двигатели Liebherr для успешных гоночных автомобилей КамАЗ в ралли Дакар

  • Предыдущее сообщение
  • Назад к обзору
  • Следующее сообщение

Среди 75 грузовиков, вышедших в январе 2014 года на старт ралли «Дакар», пять были грузовиками «Камаз-мастер» — автоспортивной команды российской компании ОАО «Камаз». Три грузовика были оснащены 8-цилиндровыми двигателями от Liebherr.

Менеджер команды Владимир Чагин (слева) и водитель Эдуард Николаев (справа) были более чем довольны работой двигателя Liebherr Common Rail V8 с максимальной выходной мощностью 720 кВт.

Руководитель команды Владимир Чагин (слева) и водитель Эдуард Николаев (справа) были более чем довольны работой двигателя Liebherr Common Rail V8 с максимальной выходной мощностью 720 кВт.

В общем зачете грузовики заняли третье и пятое места. Третьему грузовику пришлось сойти на втором этапе гонки из-за аварии на пересеченной местности. В середине марта 2014 года один из грузовиков, участвовавших в ралли, и его водитель Эдуард Николаев посетили Liebherr Machines Bulle SA, где разрабатывались и производились двигатели.

Камаз на ралли Дакар

Ралли Дакар, или более известное просто как Дакар, является одним из самых сложных испытаний для водителей, транспортных средств и их компонентов. С 2009 года из соображений безопасности его место проведения – не Северная Африка, а Латинская Америка. В 2014 году финишную черту в Вальпараисо, Чили, пересекли в общей сложности 204 автомобиля в категориях мотоциклов, квадроциклов, легковых и грузовых автомобилей, что составляет лишь около 47% всех стартовавших автомобилей. В категории грузовиков стартовал 71 автомобиль из Росарио в Аргентине. Из этого числа 50 достигли финиша после общей дистанции около 9.370 км, разбитых на 13 этапов.

Команда «Камаз-Мастер», сформированная 25 лет назад, уже много лет доминирует в гонках грузовых автомобилей и с 1996 года побеждала в общей сложности двенадцать раз. Одна из этих побед была в 2013 году с пилотом Эдуардом Николаевым и командой, а другая в 2014 году с водителем Андреем Каргиновым и командой.

Двигатели Liebherr для КамАЗ-Мастер

В связи с изменениями в регламенте по двигателям, которые, среди прочего, предписывают предел рабочего объема 16,5 литров, КамАЗ-Мастер больше не сможет использовать те же двигатели с 2016 года, которые использовались до сих пор. . Из компаний, конкурирующих за поставку двигателей, Liebherr в конечном итоге вышла победителем. Владимир Губа, технический директор гоночной команды «КАМАЗ», выбрал двигатели Liebherr главным образом из-за их надежности: «Для победы в гонке важны не только высокие характеристики двигателя и высокая скорость, но также низкая вероятность отказа и кратчайшие сроки ремонта». В связи с этим он с самого начала очень доверял двигателям Liebherr, учитывая, что они изо дня в день доказывают свою эффективность в горнодобывающих экскаваторах и другом оборудовании в экстремальных условиях, подобных тем, которые испытались во время ралли Дакар. .

Большинство команд используют специальные гоночные двигатели для ралли Дакар. «Камаз» специально выбирает серийные комплектующие, чтобы проверить их на прочность во время гонки и получить знания для дальнейшего развития продуктовой линейки «КамАЗ». Выбрав 8-цилиндровый двигатель D9508 A7 от Liebherr, мощность которого в серийной версии оценивается в 505 кВт или 686 л. с., а максимальный крутящий момент составляет чуть более 3000 Нм, обе компании были уверены, что смогут использовать большую мощность. резервы.

В гоночной конфигурации, разработанной КамАЗом и Liebherr, достигается максимальная мощность 720 кВт или 965 л.с. при максимальном крутящем моменте 4000 Нм. Двигатель имеет систему впрыска Common Rail от Liebherr и рабочий объем 16,2 литра. 8,9-тонные грузовики могут развивать максимальную скорость 140 км/ч для гонок. Они разгоняются от 0 до 100 км/ч за 10 секунд.

Автомобиль КамАЗ №500 с двигателем Liebherr занял третье место на ралли «Дакар-2014».

Автомобиль КамАЗ №500 с двигателем Liebherr занял третье место на ралли «Дакар-2014».

В гоночной конфигурации основное изменение коснулось нагнетателя/турбокомпрессора, чтобы обеспечить более высокое давление наддува и тем самым способствовать оптимальному сгоранию также большего объема впрыска топлива. В существующих строительных блоках двигателя были выбраны дополнительные основные компоненты, такие как поршень и вкладыши подшипников, чтобы выдерживать особенно высокие нагрузки, возникающие во время гонок. Несущая конструкция двигателя, например, картер и опоры двигателя, уже были спроектированы Liebherr для двигателей серийного производства, чтобы выдерживать большие ударные нагрузки и высокие вибрации. Система смазки также не нуждалась в модификации, поскольку двигатели, как правило, рассчитаны на работу под углом до 45°. Благодаря повышению удельной производительности и крутящего момента эффективность специальной гоночной конфигурации была подтверждена подробной термодинамической компоновкой и всесторонними испытаниями на испытательных стендах Liebherr Machines Bulle SA.

Использование на больших высотах

Двигатели и система впрыска доказали свою эффективность в экстремально тяжелых условиях ралли Дакар – даже на высоте почти до 4300 м в Андах, а также в экстремальной жаре пустыни Атакама . Грузовик под управлением Эдуарда Николаева не только занял третье место в общем зачете, но и выиграл особо сложный седьмой этап. Маршрут протяженностью 755 км со средней высотой почти 3500 м проходит из Сальты в Аргентине, снова возвращается в Сальту и пересекает горный перевал в Андах на высоте почти 4300 м. На этих экстремальных высотах максимальная производительность двигателя больше недоступна, даже с модифицированной системой впрыска и высокопроизводительными турбонагнетателями. Однако потери в производительности двигателя Liebherr все еще были относительно небольшими. Он часто используется для горных работ на большой высоте, поэтому даже его серийная версия спроектирована для работы на высоте до 2500 м без ограничения производительности.

О реакции нового двигателя во время гонки Эдуард Николаев говорит: «Разница по сравнению с предыдущим двигателем в основном в том, что новый двигатель очень тихий. гораздо внимательнее к двигателю». Даже на малых скоростях двигатель Liebherr выдает большой крутящий момент, что, по мнению Эдуарда Николаева, делает его идеальным для пустынных трасс. Владимир Губа также особо отметил хорошее и эффективное охлаждение двигателя: «Временами температура охлаждающей жидкости и моторного масла достигала максимума 100°C и 113°C. На старом двигателе значения были значительно выше».