Какой бензин производят в россии: Все НПЗ “Газпром нефти” в России перешли на производство бензина с октановым числом 100

Содержание

Кто и как производит бензин и дизельное топливо в России?

Отметим, что самый распространенный тип присадок для бензина — это маркетинговая присадка: яркое название плюс два рубля к стоимости и готово. Конечного потребителя, по сути, волнует один вопрос: что он заливает в бак и как это отразится на двигателе? Бизнесу приходится решать сразу несколько задач.

Адаптироваться под новые стандарты и запреты, искать более эффективные присадки для топлива. В итоге все хотят знать, какова «справедливая цена» бензина и дизеля?

В этом цикле статей мы постараемся ответить на вопросы, связанные с производством моторного топлива с использованием присадок и расскажем о химии, технологии и экономике присадок как таковых — как с точки зрения рядового потребителя, так и с позиции бизнеса. Что такое «настоящий» бензин и где его найти? Какие бывают топливные присадки и как они влияют на качество бензина и солярки? Что изменится после запрета ММА? За что вы платите, покупая топливо с приставкой G-Drive и Ultra?

Национальное достояние

Для того чтобы понять, кто и как производит бензин и дизельное топливо в России, нужно начать с азов. Бензин готовят из нефти. Нефть — наше все. Мы регулярно гадаем на нефтяных ценах, многие мечтают заполучить работу поближе к трубе. Это — основа нашей геополитики. Однако, в вопросах использования нефти и получения добавленной стоимости мы зачастую ведем себя, как купеческий отпрыск, проматывающий состояние отца. Потому что уверены, что на наш век этого добра хватит, хотя мы до сих пор фактически сжигаем чистую нефть. Хотя и помним предупреждение Дмитрия Менделеева, что использовать нефть как топливо — все равно, что топить печь ассигнациями.

В 1891 году вышла статья Менделеева, которую сегодня бы назвали программной, «Где строить нефтяные заводы». За несколько лет его усилия помогли российской нефтяной промышленности опередить американскую. Но вскоре инвестиции прекратились, и все встало на свои места. Свое знаменитое высказывание он изрек в ответ на предложение Нобеля о нефтяном отоплении. Он же тщательно изучил новые варианты переработки нефти, сконструировал специальное оборудование для непрерывной перегонки.

Не вдаваясь в подробности, в переработке нефти есть ряд базовых процессов. Для начала нефть «из трубы» проходит процесс базовой подготовки: удаление газа, примесей и солей, обезвоживание. На данном этапе главная проблема — выведение серы. Практически вся российская нефть, добываемая западнее Урала (ХМАО, Поволжье, Татарстан, Башкирия) под маркой Urals, является высокосернистой. В среднем серы в ней 1,3%. Западно-Сибирская, а в особенности Восточно-Сибирская нефть, которую, к слову, будут забирать с хорошим дисконтом китайцы в рамках проекта ВСТО, идет с приемлемым содержанием серы (0,6%) и по сути, ничем не отличается от сортов Brent и WTI (хоть и торгуется с традиционной скидкой 1.5−2 доллара от цены Brent).

Десятки и сотни тысяч тонн серы с месторождений нефти и газа вывозят в отвалы

В итоге содержание серы в нефти снижается 1−2% до десятых долей процента. Побочным продуктом сероочистки является элементарная сера — хорошо знакомый садоводам желтый порошок. До сих пор десятки и сотни тысяч тонн этой серы с месторождений нефти и газа регулярно вывозят в отвалы. Терриконы серы расположены на берегах Волги (в районе Астрахани и Оренбурга) и по большому счету никто не знает, что с ней делать. Пару лет назад Газпром планировал запустить проект, чтобы модифицировать серой в бетон. Технологию, как утверждают в компании, изобретал заново «Газпром ВНИИГАЗ». В Советском Союзе все эти рецепты были, все эти технологии есть и сейчас, но, почему-то, не востребованы.

Итак, сырую нефть подготовили до нужной кондиции. Опять же с применением импортных катализаторов сероочистки. При наличии отечественных разработок и возможностей производить их самостоятельно. Далее производят физическое разделение сырья на фракции. В колонне идет атмосферная перегонка и дистилляция.

Основные принципы переработки нефтепродуктов

Вверху колонны получаем пропано-бутановую фракцию. При более высокой температуре (около 40 °С) извлекают легкую бензиновую фракцию в виде паров. Это так называемый прямогонный бензин. В других частях установки (при более высоких температурах) получают нафту, керосиновую и дизельную фракции. Из нижней части («куба») колонны забирают мазут. При дистилляции мазута получают гудрон — сырье для битумов.

Мы прошли пока только три этапа переработки. Для получения высококачественных нефтепродуктов в дальнейшем используют процессы углубленной переработки нефти. Это риформинг, изомеризация и крекинг. В результате изменения структуры и химического состава дистиллятов производят топлива с повышенным октановым (или цетановым) числом.

Товарный вид

Почему мы фактически сжигаем чистую нефть? Ответ прост: даже по данным Росстата глубина переработки нефти в России не дотягивает до 75%. В среднем этот показатель крепко сидит на уровне 70%. Для сравнения, в США глубина переработки составляет 95%, в Европе — 90%. Автомобильного бензина напрямую из нефти мы в среднем производим 15%, дизельного топлива 32%. В Соединенных Штатах — 43% и 32% соответственно. Почти треть всего объема нефтепродуктов у нас составляет мазут.

Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США, Европе и России. Источник: vseonefti.ru

С позиции потребления, мазут — это относительно дешевое топливо для котлов и судовых дизелей. Но на деле мы закладываем с ним в печь пачки денег. До недавнего времени рачительные немцы, финны и голландцы, к примеру, загружали в терминалах под Санкт-Петербургом дешевым мазутом и везли его на танкерах к себе. Дальше они его дополнительно перегоняют и подвергают тем самым процессам вакуумной перегонки, крекинга, риформина и т. п. Напомним, что в Европе глубина переработки нефти составляет 90% и более (для мазута, который уже перегнан). Это значит, что с одной тонны мазута они способны выгнать до 800 кг пригодного к употреблению бензина.

Несмотря на то, что вывозная пошлина на мазут выше, чем пошлина на бензин ($ 78 против $ 38 за тонну), разница в экспортных ценах выгодна для европейских переработчиков. Экспортная цена бензина АИ-92 составлят 0.4−0.5 евро/кг, прямогонного бензина — 0.3−0.36 евро/кг, мазута — 0.08−0.1 евро/кг.

Мы подходим к самому интересному. Товарных продуктов после перегонки нефти у нас получилось мало. Кондиционированный керосин уходит как компонент ракетного и авиационного топлива. Часть мазута перепродали соседям, часть ушла в качестве топлива. Кубовой остаток — битум — годится в строительство. Итак, дизельное топливо и бензин составили меньше половины объема переработанной нефти.

В какой пропорции использовать те или иные присадки — на совести каждого отдельного производителя

Прямогонный бензин обладает октановым числом 55−60. В современные двигатели такой бензин не годится. Он нуждается в дополнительной переработке. Высококачественный бензин по ГОСТу и без модифицирующих добавок производят только крупные нефтяные компании и НПЗ, поскольку эта операция становится выгодной лишь при больших объемах. В их число можно включить Газпром, Лукойл и Роснефть. Рентабельные установки риформинга, то есть превращения углеводородов нормального линейного строения с низким октановым числом в разветвленные углеводороды с высоким октановым числом, должны производить более 1 млн. тонн продуктов в год. Зная это, каждый может самостоятельно подсчитать, сколько в России производят в год «настоящего», ГОСТовского бензина.

Весь остальной бензин доводят до товарного продукта, который можно продавать на заправках,исключительно с помощью присадок

. Это не означает автоматически, что весь остальной бензин «ненастоящий» или низкого качества. Что делать средним и мелким НПЗ?

У нас для вас есть хорошая и плохая новость. Присадки могут быть относительно «честными», повышающими октановое число, а могут быть инертными (грубо говоря, это потомки Василия Алибабаевича разбавляют бензин, чтобы снизить его себестоимость).

В какой пропорции использовать те или иные присадки, включая упомянутую в начале нашей статьи самую выгодную — маркетинговую — на совести каждого отдельного производителя. В следующей статье мы поговорим о химии процесса получения товарного бензина, можно ли отличить «настоящий» бензин от «ненастоящего». Выясним, какие бывают присадки к топливу, что еще добавляют в бензин, и зачем отечественный рынок «подсаживают» на евростандарты.

Больше статей в нашем полезном блоге о реальном секторе экономики и о науке.

Как делают бензин – статья в России

Живет легенда, будто бы качественного топлива в принципе не существует. У «НЕФТЬОПТ» оно имеется, и вот как его производят.

Из чего делают бензин

Из нефти – разумеется, если она есть. При отсутствии оной годится и другое углеводородное сырье:

  • природный газ;
  • битум;
  • горючий сланец.

Идея получать жидкое топливо из твердых и газообразных материалов не нова. Так делали еще в первой половине ХХ века в Германии, богатой углем, но не имеющей доступа к нефтяным ресурсам. Технология, которая использовалась (метод Фишера – Тропша), не всегда экономически рентабельна. Существуют и другие способы, производство синтетического топлива занимает определенную нишу в мировой промышленности.

Вот как делают бензин из газа, угля, органических отходов. Нужна смесь водорода (Н) и монооксида углерода (СО) – т.н. «синтез-газ». Его производят путем газификации угля (пропусканием водяного пара) или конверсии метана в присутствии катализаторов. В синтез-газе, в зависимости от содержания СО и Н, можно получить требуемые фракции нефти – бензин, дизель. В реакции также задействован катализатор.

Есть методы, позволяющие изготовить жидкое топливо из природного и сопутствующего газа через стадию синтеза метанола – промежуточного материала. Процесс происходит в одном реакторе, но требует много энергии. Конечный продукт получается вдвое дороже, чем нефтяной бензин. Более рентабельный способ открыли российские ученые: изготавливать топливо через стадию синтеза диметилового эфира. Подробнее – в журнале «Наука и жизнь» (03/2019).

Как из нефти делают бензин

Прямой перегонкой или с использованием продуктов вторичной переработки. Первый метод звучит более привлекательно для обывателя (самый натуральный бензин), но с его помощью практически невозможно обеспечить горючим современные двигатели.

По рабоче-крестьянски ситуация выглядит так. Прямогонный бензин с относительно высоким октановым числом (по моторному методу от 65) получается не из любой нефти. Сырье нужно дважды перегнать, чтобы изготовить немного АИ-76 (использовался ранее). Тогда непонятно, как делают 95 бензин.

На помощь химикам приходят катализаторы. Продукты первичной переработки подвергают следующим процессам:

  • каталитический крекинг;
  • гидрокрекинг;
  • риформинг;
  • алкилирование.

Первый способ предполагает использование синтетических цеолитсодержащих или алюмосиликатных катализаторов. Из тяжелых нефтяных фракций получают топливо с ОЧИ 87…91. Гидрокрекинг – сходный процесс, только под давлением водорода и при высокой температуре. Катализаторы – никель, платина, кобальт и т.д.

Следующие методы помогут найти ответ, как делают 100 бензин. Компоненты, образующиеся при каталитическом риформинге, имеют ОЧИ до 100 и более. При алкилировании также получают высокооктановые вещества.

Конечный продукт изготавливают путем смешивания в нужных пропорциях (компаундирования) прямогонных фракций, вторичных компонентов и присадок.

Инфографика: Какая часть газа в вашей стране поступает из России? | Инфографика Новости

Цены на нефть и газ выросли после вторжения России в Украину 24 февраля. отрезать Россию от мировых финансовых артерий. Тем временем Европейский Союз заявил, что перестанет полагаться на российский газ.

В 2020 году в мире было потреблено 3 822,8 миллиарда кубометров (млрд. за ней следуют Россия (411,4 млрд куб. м) и Китай (330,6 млрд куб. м).

Россия обладает крупнейшими запасами природного газа, за ней следуют Иран и Катар. В совокупности на эти три страны приходилось половина мировых запасов природного газа в 2020 г.

Доказанные запасы России составляют около 48,938 млрд кубометров, Иран 34 077 млрд кубометров и Катар 23 831 млрд кубометров.

Какие страны экспортируют больше всего природного газа?

В отличие от Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), не существует многонациональной организации для крупных экспортеров газа, которая регулирует предложение для балансировки рынка.

Однако Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) существует как организация, состоящая из 11 членов, в которую входят Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла.

Ангола, Азербайджан, Ирак, Малайзия, Мозамбик, Норвегия, Перу и Объединенные Арабские Эмираты имеют статус членов-наблюдателей. Консорциум представляет 71 процент доказанных мировых запасов природного газа.

Более 80 процентов мирового экспорта газа приходится на 10 крупнейших экспортеров. В 2020 году в десятку крупнейших экспортеров газа в мире вошли Россия (199 928 млн м3), США (149 538 млн м3), Катар (143 700 млн м3), Норвегия (112 951 млн м3), Австралия (102 562 млн м3), Канада (70 932 млн м3), Германия. (50,092 млн м3), Нидерланды (39 976 млн м3), Алжир (34 459 млн м3) и Нигерия (35 586 млн м3).

Какие страны напрямую импортируют больше всего российского природного газа?

В 2019 году крупнейшими мировыми экспортерами природного газа были Австралия (34 млрд долларов), Катар (27,5 млрд долларов), Россия (24,5 млрд долларов), Норвегия (21 млрд долларов) и США (16 млрд долларов).

Италия закупила около четверти (24 процента) всего российского экспорта природного газа на сумму 5,8 миллиарда долларов. Это составило лишь 39 процентов импорта природного газа в страну.

Не менее 37 стран напрямую импортировали российский газ в 2019 году. В число стран, напрямую импортирующих большую часть российского природного газа, входят: Беларусь, Босния и Герцеговина, Норвегия и Сербия, каждая из которых импортирует около 99 процентов своего природного газа из России.

На приведенном ниже графике показано, какая часть общего объема импорта природного газа каждой страной была получена непосредственно из России в 2019 году.

Как используется и производится газ?

Природный газ используется на транспорте, для выработки электроэнергии и тепла в домах, а также в промышленном секторе для производства сырья, такого как стекло, пластмассы и краски, среди прочего.

Природный газ без запаха и цвета образуется в течение миллионов лет из разложившихся организмов, ила и песка, которые затем подвергаются воздействию тепла и давления под поверхностью Земли.

Метан является самым крупным компонентом природного газа, который также содержит меньшее количество жидких фракций природного газа и таких газов, как двуокись углерода и водяной пар.

Газ добывается путем вертикального или горизонтального бурения в земле, что позволяет газу подниматься по скважинам на поверхность. Затем из скважин природный газ направляется на перерабатывающие заводы, где удаляются водяной пар и неуглеводородные соединения, а ШФЛУ (сжиженный природный газ) отделяется от влажного газа. Затем он распространяется потребителям через сеть трубопроводов.

Зависимость Европы от российского газа

Россия владеет второй по величине газовой инфраструктурой в мире после США общей протяженностью почти 100 000 км (62 137 миль).

По данным МЭА, в 2021 году европейский импорт газа из России составил более 380 миллионов кубометров газа в сутки по трубопроводу, что в сумме составило около 140 миллиардов кубометров в год. Дополнительные 15 млрд м3 были поставлены в виде сжиженного природного газа (СПГ). На Россию приходилось около 45 процентов импорта газа ЕС и 40 процентов всего его потребления газа.

ЕС объявил о стратегии сокращения своей зависимости от газа из России на две трети к концу 2022 года. План REPowerEU направлен на поиск альтернативных источников газа и экологически чистых источников энергии.

След России на мировом рынке нефти и газа значителен, и жесткие санкции в отношении российского энергетического сектора ощущаются во всем мире. Цены на газ в Европе и Великобритании значительно подскочили в марте после вторжения, но с тех пор они укрепились по мере того, как Россия и Украина вели мирные переговоры.

Россия Запасы природного газа, производство и статистика потребления

  • W
  • Энергетика
  • Россия Энергетика
  • Россия Природный газ
Сводная таблица
9007 7 + 7 190 487
  Миллион кубических футов
(MMcf)
Глобальный рейтинг

Запасы газа

1 688 228 000 1-й в мире

Добыча газа

22 728 734 2 место в мире

Потребление газа 9009 1

15 538 247 2-й в мире

Годовой прирост

 

Импорт газа

557 977  

Экспорт газа

6 550 933  

Чистый экспорт

5 992 956 9 0091  

(Приведены данные за 2015 год, последний год с полными данными по всем категориям)

Газ Запасы в России

См. также: Список стран по запасам газа

Россия располагает 1 688 триллионами кубических футов (трлн кубических футов) доказанных запасов газа по состоянию на 2017 г. , занимает 1-е место в мире и составляет около 24% от общих мировых запасов природного газа в размере 6 923 триллионов кубических футов.

Доказанные запасы России эквивалентны 102,3 раза больше годового потребления . Это означает, что из газа осталось около 102 лет (при текущем уровне потребления и без учета недоказанных запасов).

Запасы газа в России

1 688 228 000 млн фут3

Глобальный рейтинг: 1st | Доля мирового газа: 24,39 %

102 года природного газа осталось
(при текущем уровне потребления)

История запасов газа в России

Потребление газа в России

См. также: Список стран по потреблению газа 9 0177

  • Россия потребляет 16 510 143 миллионов кубических футов (млн кубических футов) природного газа в год по состоянию на 2017 год.