Как утилизировать автомобильные шины: 5 вариантов, куда деть старые шины и не попасть на штраф — журнал За рулем

Содержание

Как утилизировать автомобильные шины и покрышки

Проблема автомобильных шин, которые отслужили свой срок, стоит остро во всех странах. Средний период эксплуатации таких изделий составляет 6-10 лет, после чего их необходимо менять. Ежегодно в мире образуется более 25 млн. тонн таких отходов.

Поскольку современная резина имеет сложный состав и включает металлический корд, то колеса не разлагаются на полигонах. При обычном складировании или сжигании они представляют угрозу для окружающей среды. Экологически и экономически правильно от них избавиться – переработать.

При выборе способа переработки важно учитывать производительность линии и скорость процесса, энергопотребление технологии и качество получаемого продукта, наличие токсичных выбросов в ходе переработки.

Многие не знают, куда сдавать шины не бесплатно, чтобы на них можно заработать денег. Сейчас практически в каждом городе есть специальные пункты. Прием изношенных покрышек осуществляется каждый день.

Куда подъехать, чтобы в дальнейшем сдавать отходы можно узнать в Интернете.

Способы утилизации покрышек

Измельченные старые резиновые покрышки

Наиболее безопасным способом утилизировать шины является их измельчение с дальнейшим использованием полученной крошки, которую еще именуют гранулят, крупка. Сдавать негодные покрышки можно в специальных пунктах приема.

Такая технология, по сравнению с пиролизом (получением мазута из шин), имеет ряд преимуществ:

  • техническая простота способа;
  • отсутствие токсичных выбросов в атмосферу;
  • сохранение технических параметров и химического состава материала;
  • широкие возможности использования полученной резиновой крошки.

 

Недостатками измельчения шин автомобильных колес является необходимость специального и достаточно дорогого оборудования, а также расход электроэнергии. Наиболее распространенными способами являются механическое и ударно-волновое измельчение отходов.

Каждый из них имеет свои нюансы.

Ударно-волновое измельчение

Эта технология утилизации отходов предполагает охлаждение сырья до сверхнизкой температуры в криогенных камерах. Перед тем, как утилизировать шины, их вывозят с пунктов приема и замораживают до -80 градусов, после чего резину дробят ударной волной в бронекамере. Ее вырабатывают за счет взрывчатых веществ или генерируют электронным способом. Дробление происходящее в замкнутой системе, где циркулирует ударная волна, предполагает всего лишь 2-3 технологических этапа. На выходе получается измельченная смесь из резины, стального и текстильного корда. Дальнейшее разделение происходит на системе сепараторов.

Сепаратор для разделения резиновой крошки

Ударно-волновая технология имеет ряд преимуществ:

  1. Метод пригоден для изношенных шин любого типа и вида. По ударно-волновой технологии удобно перерабатывать резину от легковых автомобилей, в которых велико удельное содержание стального корда. Также способ подходит для того, чтобы перерабатывать покрышки от самосвалов с диаметром до 4 м.
    Другими методами можно переработать шины диаметром не более 1,2 м.
  2. Этим способом можно получать даже очень мелкую крошку, особый порошок с девулканизированным слоем для укладки модифицированного асфальта.
  3. Коэффициент простоя для ремонта и замены режущих элементов оборудования сводится практически к нулю, тогда как у механического способа этот показатель равен 0,3-0,5. Взрывоциркулятор имеет срок службы 10 лет до капитального ремонта.
  4. Небольшой расход электроэнергии. Для переработки 1 тонны покрышек по ударно-волновой технологии требуется до 250 кВт/ч. При механической переработке требуется до 1000 кВт/ч на каждую тонну переработанных покрышек.

 

Но, чтобы переработать автомобильные шины, требуется дорогое оборудование, включая специальную бронекамеру для безопасного взрыва. Этот метод подходит только для крупных заводов, которые занимаются утилизацией большого количества отходов. Он позволяет организовать переработку с производительностью до 30 тысяч тонн покрышек из автомобильных колес в год. Также стоит учесть, что этот метод предъявляет особые требования к зданию.

Механическое измельчение

Это самый простой метод переработки автомобильных шин на крошку. Такой бизнес с использованием данного способа популярен во всем мире. Он приносит достаточно много денег.

Механическое измельчение старых шин

Утилизация отходов, которые решили сдать в пункт приема, предусматривает такие этапы:

  1. Отработанные шины сначала сортируются, чтобы в дальнейшем было проще настроить оборудование под габариты сырья.
  2. С них срезаются бортовые кольца при помощи специального оборудования. Шины разрезаются на крупные части гидравлическими ножницами (ленты по 4 см шириной). После этого может происходить первичное удаление стального корда магнитом либо же этот этап пропускается в технологической схеме, очистка происходит на следующем этапе и только один раз.
  3. Сырье измельчается до размера «чипсов» по 2-10 см2 на шредере, проходит обработку на магнитном сепараторе для отделения металлического корда. Также из смеси на воздушном сепараторе удаляется текстильный материал.
  4. Чипсы измельчают еще сильнее (до нужного размера) и пропускают через систему сит для сортировки по фракциям.

 

При автоматизации процесса этот способ занимает немного времени, обходится дешевле, нежели ударно-волновая технология, если дробление отходов ведется при обычной температуре. Кроме стандартных условий, механическое измельчение можно проводить с предварительным нагреванием или охлаждением сырья, с использованием пресса или озонового ножа. При криогенном измельчении старые шины предварительно охлаждаются жидким азотом, что позволяет легче отделять текстильный и стальной корд. Но крошка получается гладкая, плохо скрепляется со связующими полимерами при дальнейшей переработке, аппаратура для утилизации стоит дорого. Озоновый нож предполагает использование аллотропной модификации кислорода и ведение процесса в нормальных условиях. Технология отличается небольшим потреблением энергии, отсутствием выделения газов, но потребуется оборудование для получения озона.

Минимальный комплект оборудования для получения резиновой крошки

Наиболее распространенный способ переработки покрышек – механическое измельчение при обычных температурных условиях.

Станок для удаления бортов покрышек

Для получения крошки с отходов, которые решили сдать владельцы машин, потребуется такое оборудование:

  1. Станок для удаления бортов. Он необходим для начального этапа переработки отходов. Посадочное кольцо с покрышки удаляется способом вырезания, вырубания либо вырывания. Разницы между этими способами практически нет. Дальнейшая утилизация бортовых колец происходит на обжимных станках, где металл выдавливается из базы.
  2. Измельчители без бортов. Для дробления можно применять различное оборудование. На первом этапе эффективно использовать гидравлические ножницы и лентозеры, чтобы измельчить резиновые покрышки на крупные фрагменты. Второй шаг дробления происходит в шредере. Для получения мелких гранул необходим третий этап и обработка в вальцовых установках.
  3. Вибросито для разделения продукта на фракции. Это большой стол, поверхность которого имеет отверстия, соответствующие размеру фракции. Крошка из шин проходит по нему и просеивается за счет вибрации стола. Минимальное количество вибросит – 2. Первое вибросито отделяет грубую крошку, которая еще не до конца переработана. Второе выполняет тонкую очистку и отсортировывает кондиционный гранулят.
  4. Транспортеры и другие механизмы. Автоматизированная переработка шин в крошку невозможна без транспортеров. Они перемещают сырье с места хранения на переработку, крупные куски резины на измельчение, а также готовую крошку в бункеры. Такие устройства могут быть ленточного или шнекового типа. Для отделения стального корда необходимо в линии предусмотреть магнитный сепаратор. При помощи электромагнита металл улавливается из крошки, перемещается в отдельный бункер. Текстильный корд удаляется из смеси за счет обработки в воздушном сепараторе. Это циклон, в котором смесь продувается воздухом.
    Кроме этого, линия по переработке шин должна иметь бункеры для сырья и готового продукта.

 

Применение этого оборудования позволяет организовать переработку старых покрышек даже в условиях небольшого завода, получать на выходе продукцию разного размера: от «чипсов» до тонкодисперсной пыли. При такой технологии утилизации не происходит выброса токсичных соединений в атмосферу.

Для обслуживания линии по переработке покрышек необходимо задействовать всего 3-4 человека, но для функционирования оборудования потребуется подключение к промышленной электросети.

Что делают из переработанных шин

Основные свойства автомобильной резины сохраняются при ее измельчении, поэтому материалы из крошки отличаются высокой прочностью и эластичностью, стойкостью к атмосферным факторам, растворам кислот и щелочей. При правильной переработке старых шин выход гранулята составляет около 70%. Поэтому сдать изношенную резину – это лучшее решение.

Резиновая крошка находит широкое применение в различных сферах:

  1. Автомобильная промышленность. Гранулят используют для изготовления резиновых элементов транспортных средств и новых покрышек. Он востребован для покрытия на автомойках и парковках, поскольку не скользит.
  2. Обувное производство. Крошка пригодна для изготовления подошвы и резиновой обуви, различных ковриков.
  3. Строительство. Старые шины следует сдавать для того, чтобы изготавливать материалы для гидроизоляции и звукоизоляции. Также из них делают покрытие для кровли, мастику для технических полов на заводах, которые перерабатывают химически агрессивные соединения.
  4. Добыча полезных ископаемых. В нефтяных скважинах крошка применяется для их тампонирования.
  5. В коммунальном хозяйстве. Гранулят из шин подходит для создания безопасного покрытия для детских и спортивных площадок, футбольных полей, кортов, оформления тротуаров и парковых дорожек. В составе таких покрытий на долю гранулята приходится более 80%. Покрытие не скользит зимой, не плавится под воздействием солнечных лучей. За счет добавления пигментов крошку можно окрашивать практически в любой цвет.
  6. В дорожном строительстве. При укладывании асфальта к нему добавляют порядка 10% крошки. Лежачих полицейских также делают после утилизации и переработки резины. Из нее же изготавливают бордюры, отбойники.

 

Также измельченные старые шины пригодны для формирования декоративных садовых статуэток и скульптур, изготовления диэлектриков, подложек и упаковок для безопасной транспортировки грузов. Жесткая крошка в виде гранул чаще применяется для получения бесшовных покрытий. Стружка из отходов отправляется на производство плитки для тротуаров. Фрагменты рваной формы подходят для производства изоляционных материалов. При обустройстве дорожных покрытий нижний слой выполняется из крупной фракции (6-12 мм), а верхний – из мелкой и мягкой, размером 0,1-4 мм.

Покрытие детской площадки из переработанных покрышек

Стальной корд, который извлекают перед измельчением резиновых покрышек, отправляется на переплавку и производство металлопроката или для армирования железобетонных конструкций. Его выход при правильной переработке составляет около 10%, еще 8% приходится на бортовые кольца, которые отправляются на переплавку. Текстильный корд можно использовать как шумоизоляционный материал, наполнитель для матов, спортивного инвентаря. Его выход (пух, нитки) при утилизации покрышек в пределах 10%.

методы переработки, куда сдать покрышки

Утилизация покрышек и шин – крайне важный процесс для защиты экологии и здоровья населения. Важно, чтобы каждый человек нашей страны понимал необходимость переработки резиновых изделий. О том, как утилизировать шины и куда утилизировать резину, наша статья.

Содержание

  1. Почему нужно утилизировать покрышки
  2. Закон об утилизации шин
  3. Класс отходов
  4. Способы утилизации покрышек
  5. Как утилизировать в домашних условиях
  6. Утилизация других резиновых изделий
  7. Куда сдать шины на утилизацию за деньги

Почему нужно утилизировать покрышки

Для того чтобы понять, почему необходима утилизация шин, нужно рассмотреть их состав.

При производстве современных автомобильных шин используют синтетический и натуральный каучуки, технический углерод, примеси в виде смол. Установлено, что при износе этих резиновых изделий их мельчайшие частицы способны проникать в человеческий организм, вызывая заболевания:

  • бронхиальную астму;
  • аллергию;
  • онкологию и др.

Обратите внимание! Помимо негативного влияния на организм человека, автомобильные шины и покрышки оказывают отрицательное воздействие на природную среду.

Для разложения автопокрышек и других резиновых изделий нужно около 100 лет, так как биологическим путем они практически не разлагаются. При этом они выделяют большое количество вредных веществ в окружающую среду.  Кроме того, шины и покрышки при возгорании становятся источниками токсичных соединений, опасных для здоровья человека и жизни живых существ. На земельном участке, на котором происходило горение резины, не вырастет ни одна травинка в течение 10 лет. Также отслужившие резиновые изделия – это «рай» для грызунов и насекомых, разносящих разные инфекции.

Однако, несмотря на потенциальную опасность, масштабы свалок старых шин и резиновых покрышек только увеличиваются в нашей стране и уже составляют тысячи квадратных километров. Хотя многие знают, что автошины за счет своего химического состава могут применяться в качестве вторсырья при производстве новых изделий и материалов.

Важно! Обеспечить защиту среды от негативного влияния резиновых изделий и сохранность природных ресурсов поможет правильная утилизация. Именно поэтому нужно утилизировать шины и автопокрышки.

Закон об утилизации шин

Информация по данному вопросу содержится в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В 2015 году в закон об утилизации шин были внесены изменения, согласно которым производители и импортеры этих резиновых изделий должны осуществлять в обязательном порядке утилизацию отслуживших автошин. При этом их годовой объем устанавливается государством за счет введения нормативных показателей утилизации. Такие нормативы рассчитываются в виде % от всего количества произведенных изделий в год. Так, производители шин в 2016 и 2017 гг. должны были и должны будут произвести утилизацию изделий согласно установленным нормативам: 15% и 20% соответственно.

Класс отходов

Выработавшие свой ресурс резиновые изделия, в том числе автошины и автопокрышки – это IV класс опасности отходов, установленный в соответствии с Российским законодательством. Хоть данного рода отходы и принадлежат к категории малоопасных, их все равно необходимо правильно утилизировать по описанным ранее весомым причинам. Однако в России автомобильные резиновые изделия обычно подвергаются выбросу на свалки, захоронению и сжиганию.

Способы утилизации покрышек

Утилизация автомобильных покрышек и других резиновых изделий – процесс, для осуществления которого наиболее рациональными на сегодняшний день являются методы механической переработки в крошку и криогенной переработки.

В первом случае осуществляются:

  1. Подготовка к дроблению: отделение металлокорда, разрезание изделия на части.
  2. Дробление в крошку (обычно происходит в 2 этапа).
  3. Сортировка фракций.

В процессе используется такое основное оборудование для утилизации шин, как гильотина, шредер или дробилка.

Во втором методе первый этап такой же, как в методе механического измельчения в крошку. Далее следуют такие этапы:

  1. Загрузка подготовленных резиновых материалов в криогенную камеру с жидким азотом.
  2. Затвердевание материала (температура -110оС).
  3. Измельчение застывшей резины пневматическим или паровоздушным молотом.
  4. Сортировка измельченных металлических, текстильных и резиновых компонентов, дополнительное дробление резины на крошку.

Также при любом способе переработки в обязательном порядке осуществляется мойка шин перед утилизацией.

Как утилизировать в домашних условиях

Утилизация автошин своими руками – это процесс крайне сложный, требующий значительной затраты сил. Самостоятельно можно лишь измельчить предварительно подготовленную резину на более мелкую фракцию с помощью определенного инструмента. Дальнейшая же переработка крошки в домашних условиях вряд ли возможна. А использование ее в качестве топлива для обогрева помещений крайне нежелательно с экологической точки зрения.

Избавиться от б/у шин можно посредством их применения в качестве, например, декора для дачного участка: «резиновые» клумбы и другие поделки из отработанной резины. Однако данный способ избавления от старых автошин не решает вопрос правильной и экологически безопасной утилизации изделий из резины.

Утилизация других резиновых изделий

Утилизация резины, помимо автошин и автопокрышек, включает в себя переработку целого ряда других резиносодержащих изделий и материалов. Прием резины на утилизацию предполагает прием шлангов, приводных ремней, транспортных конвейерных лент, старой спецодежды, обуви и т.д. Такой прием резины осуществляют специализированные компании, которые могут как самостоятельно перерабатывать резиновые изделия (по описанным ранее методам), так и отправлять их на завод с целью использования в качестве вторсырья.

Куда сдать шины на утилизацию за деньги

Реально ли сдать шины на утилизацию за деньги? Некоторые компании осуществляют прием покрышек и прием шин, выплачивая их владельцам определенную (небольшую) сумму денег. Однако в большинстве случаев в наших городах за сдачу старых покрышек на утилизацию заплатить деньги придется именно хозяину изделий. Куда сдать шины? Сдать резинотехнические отходы можно в специальные пункты приема, также можно принести их непосредственно в саму перерабатывающую компанию. Как правило, в таких компаниях осуществляется утилизация грузовых шин, автошин, покрышек и других резиносодержащих изделий.

Об опасности автопокрышек, важности их переработки, о способах утилизации и существующих при этом проблемах рассказывают в следующем коротком видео

Утилизация покрышек и автошин – отрасль плохо развитая в России. Однако ее развитие необходимо сегодня. Ведь это не только деятельность, позволяющая защитить экологию и наше здоровье, но и перспективный бизнес, который помогает сохранять природные ресурсы, создавая полезное для промышленности вторичное сырье.

Утилизация шин из вашего дома или частной собственности — Техасская комиссия по качеству окружающей среды

    Утилизация шин из вашего дома или частной собственности Информация для домохозяйств и владельцев недвижимости об утилизации ненужных или брошенных шин. https://www.tceq.texas.gov/permitting/waste_permits/tires/tires-disposal-qa https://www.tceq.texas.gov/@@site-logo/TCEQ-logo-header.png

    Информация для домохозяйств и владельцев недвижимости об утилизации ненужных или брошенных шин.

    На этой странице:

      • Где я могу избавиться от шин, которые есть у меня дома?
      • Кто-то сбросил шины на моем участке. Кому мне нужно сказать?
      • Как мне избавиться от шин, которые кто-то выбросил на моем участке?
      • Как мне найти авторизованного перевозчика, который забирает шины в моем районе?
      • Как сообщить о брошенных шинах?
      • Где я могу найти правила в отношении использованных или утилизированных шин?
      • Свяжитесь с программой утилизации шин, если у вас есть другие вопросы.

     

    Где я могу избавиться от шин, которые есть у меня дома?

    Вы можете утилизировать свои использованные или утильные шины во время мероприятия по сбору крупногабаритного мусора, спонсируемого вашим местным правительством. Свалка может принять ваши шины напрямую, но обычно будет взимать плату.

    Используйте средство просмотра карт муниципальных объектов твердых отходов, чтобы найти адреса полигонов и номера телефонов. Свяжитесь с полигоном, чтобы подтвердить, что он принимает шины для переработки или утилизации. Если у вас много шин, вам, возможно, придется нанять перевозчика утильных шин, чтобы забрать их и отвезти в авторизованный пункт хранения, переработки или утилизации утильных шин.

    Кто-то сбросил шины на моем участке. Кому мне нужно сказать?

    Чтобы сообщить о брошенных шинах, вы можете связаться с местными властями города или округа, связаться с местным отделением TCEQ в вашем регионе или подать жалобу через Интернет в TCEQ.

    Как мне избавиться от шин, которые кто-то выбросил на моем участке?

    Если осталось всего несколько шин, вы можете выбросить их во время мероприятия по сбору крупногабаритного мусора, спонсируемого вашим местным правительством, или вывезти их на местную свалку. Используйте средство просмотра карт муниципальных объектов твердых бытовых отходов, чтобы найти адреса свалок и номера телефонов. Свяжитесь с полигоном, чтобы подтвердить, что он принимает шины для переработки или утилизации. Если у вас много шин, вам, возможно, придется нанять перевозчика утильных шин, чтобы забрать их и отвезти в авторизованный пункт хранения, переработки или утилизации утильных шин.

    Как найти авторизованного перевозчика шин в моем районе?

    Перейдите по этой ссылке, чтобы загрузить список действующих переработчиков подержанных и утилизированных шин в Техасе.

    Как сообщить о брошенных шинах?

    Посетите нашу страницу сообщения о брошенных шинах.

    Где я могу найти правила в отношении использованных или утилизированных шин?

    Требования (статуты и правила) по обращению с бывшими в употреблении или утилизированными шинами можно найти в Интернете в Кодексе здравоохранения и безопасности штата Техас 361.112. 361.1125 30 TAC 328, подраздел F

    Если у вас есть другие вопросы об утилизации шин, обратитесь в программу утилизации шин.

    Как правильно утилизировать шины

    Фото: istockphoto.com

    В: На днях у моей машины спустило колесо. Я смог без проблем заменить шину, но понял, что не знаю, как утилизировать шины. Могу ли я просто выбросить шину на бордюр вместе с остальным мусором или есть специальные процедуры утилизации шин, которым я должен следовать?

    A: К сожалению, вы не можете просто выбросить шины вместе с остальным мусором. На самом деле выбрасывать шины в мусорное ведро незаконно. Они содержат стальные ленты, которые могут пробить вкладыши на свалке, что приведет к загрязнению земли. Кроме того, шины громоздки и занимают много места на свалке. А поскольку шины не поддаются биологическому разложению, они будут храниться тысячи лет, прежде чем разлагаться.

    Если вы недавно заменили шину на велосипеде или автомобиле или у вас есть другие старые шины, их переработка может минимизировать количество отходов, которые попадают на наши свалки. Читайте дальше, чтобы узнать, как правильно утилизировать шины.

    СВЯЗАННЫЙ: Как использовать манометр в шинах

    Шинные магазины могут утилизировать старые шины в рамках услуги.

    Когда на автомобиль устанавливаются новые шины, шиномонтаж может утилизировать для вас старые шины. Во многих случаях плата за утилизацию может быть включена в общую стоимость установки новых шин. Возможно, вам придется заплатить дополнительную плату — обычно менее 25 долларов за шину — но, вероятно, она того стоит, учитывая удобство отсутствия необходимости возить старые шины для утилизации.

    Прежде чем позволить магазину забрать шины у вас из рук, вы можете уточнить, планируют ли они переработать их или отправить на свалку. В последнем случае подумайте о том, чтобы найти центр по переработке шин и вместо этого утилизировать шины самостоятельно.

    Фото: istockphoto.com

    Некоторые продавцы утилизируют старые шины за определенную плату.

    Даже если вы не покупаете новые шины, а хотите избавиться от старых, некоторые розничные продавцы, такие как магазины шин и автозапчастей, все равно утилизируют ваши шины. В зависимости от вашего региона и выбранного вами продавца стоимость утилизации шин может варьироваться, но обычно плата составляет от 5 до 20 долларов за шину.

    Возможно, вам придется обзвонить несколько местных розничных продавцов, чтобы найти того, кто готов утилизировать старые шины. Когда вы будете звонить, обязательно спросите у розничных продавцов, которые предлагают услуги по утилизации, будут ли шины переработаны или отправлены на свалку. Чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду, найдите магазин, который перерабатывает шины.

    ПО ТЕМЕ: Лучшие манометры для автовладельцев

    Фото: istockphoto.com

    Специализированные центры утилизации могут бесплатно перерабатывать шины.

    В вашем округе или муниципалитете может быть специализированный центр утилизации, куда можно сдать шины и другие предметы, требующие особого ухода, такие как электроника или опасные отходы. Если вы не знаете, где находится ваш местный центр утилизации (или предлагается ли эта услуга вообще в вашем районе), попробуйте поискать в Интернете «утилизация шин рядом со мной», «бесплатная утилизация шин рядом со мной» или «где я могу утилизировать шины бесплатно». Местные органы власти также могут дать рекомендации лично или по телефону.

    Если вы планируете самостоятельно заменить шины своего автомобиля, сначала прочтите боковины своих старых шин, чтобы убедиться, что приобретаемые вами сменные шины соответствуют типу и размеру вашего автомобиля.

    Услуги по вывозу мусора утилизируют для вас шины.

    Вместо того, чтобы искать место для утилизации шин и отвозить их в центр утилизации самостоятельно, вы можете обратиться в компанию по вывозу мусора. Служба вывоза хлама приедет к вам и уберет все шины за вас, сэкономив ваше время и силы.

    Многие компании, занимающиеся вывозом мусора, также рекламируют услуги по переработке отходов, а это означает, что вы все равно сможете уберечь свои шины от попадания на свалку, работая с ними. Тем не менее, обязательно уточните это у конкретной компании, которую вы планируете использовать, прежде чем вывозить шины.

    СВЯЗАННЫЕ: Как утилизировать старые или сломанные инструменты

    Фото: etsy.com

    Утилизация старых шин для различных проектов на открытом воздухе.

    Вместо того, чтобы беспокоиться о том, как их утилизировать, подумайте о том, чтобы переработать старые шины для наружных работ вокруг вашего дома.