Финские автомобили марки – Производители автомобилей Финляндии

Советские автомобили в Финляндии — Сообщество «Взгляд в Прошлое» на DRIVE2

Долгие годы Финляндия была одним из основных импортеров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только продавали наши машины, но даже изменяли их под свои нужды. А позднее и вовсе делали автомобили для СССР. Рассказываем о малоизвестных и забытых конструкциях.


«Волгу» ГАЗ-21 (до начала 1960-х – М-21) выпускали в 1956–1970 гг. Самые первые машины комплектовали нижнеклапанным мотором мощностью 65 л.с., затем новым верхнеклапанным в 70, а позднее – 75 л.с. Экспортные версии оснащали агрегатами мощностью 80–85 л.с., с увеличенной степенью сжатия. Около 700 машин сделали с автоматической коробкой, остальные – с трехступенчатой механической. «Волги» участвовали в ралли, кольцевых гонках, зимних заездах на ипподромах. Моторы спортивных машин форсировали примерно до 100 л.с.

Среди заводских модификаций были такси, универсалы ГАЗ-22, санитарные машины, ГАЗ-23 с мотором V8 от «Чайки» для спецслужб; ремзаводы строили пикапы из отходивших свое легковых авто. В спортивных клубах, таксопарках, мастерских строили множество спортивных и гоночных машин на узлах 21-й. Всего на ГАЗе изготовили 638 875 экземпляров ГАЗ-21 и модификаций.


Теперь трудно поверить, что отечественные машины некогда экспортировались в десятки стран мира, в том числе в Западную Европу. А там не просто торговали ими, но и делали собственные, малоизвестные у нас модификации наших же машин.
После войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил наЗИС‑110. Глава государства, кстати, вообще был приверженцем хороших отношений с прежним противником. А его ЗИС, который теперь стоит в одном из финских музеев, президенту, как гласит легенда, подарило правительство СССР.
Уже с 1948 года советско-финское торговое предприятие Konela продавало наши «Москвичи», «Победы», грузовики ГАЗ‑51, а затем множество иных моделей – от МАЗов до «Запорожцев» с экспортным именем Jalta. В 1960 году только легковых машин было продано 6500 штук, а в 1975‑м, когда популярность «Жигулей» за рубежом достигла пика, – 12 647. Финский рынок имел свою специфику, поэтому наши заводы, стараясь учесть пожелания экспортера, делали по его заказу специальные модификации. А порою фирма Konela и сама модернизировала советские модели.

Финскую «классику» Lada 1200 LS оснастили двумя зеркалами, подголовниками и даже очистителями фар.
БОЛЬШЕ И ПРОЩЕ

Многие автомобили для финского рынка делали под неписаным лозунгом «Перевозить как можно больше». Таким был ГАЗ‑51В с удлиненной базой и кузовом. Эти грузовики, продававшиеся в Финляндии с 1955 года, в руках рачительных хозяев работали очень долго. А через три десятка лет, в 1982‑м, Ижевский автомобильный завод принял заказ на пикапы с удлиненным кузовом. Такая модификация получила мудреный заводской индекс ИЖ‑27151-013-01, но в Финляндии ее продавали под именем Elite Pick Up. С 1960‑х имя Elite, звучащее сегодня немного наивно, если не сказать комично, стало торговой маркой наших «Москвичей» в нескольких странах Европы.

Кстати, у «Москвичей» в Финляндии была еще одна, совсем неизвестная у нас модификация. Помимо стандартных седанов 408 и 412 и, соответственно, универсалов 426 и 427 фирма Konela в начале 1970‑х сооружала из москвичовских фургонов трехдверные универсалы, которые в финских проспектах называли Elite 1500 pakettiauto. Примерно по такой же технологии у нас сейчас из фургонов делают маршрутки. Трехдверные финские универсалы были дешевле стандартных пятидверных. А в ту пору в Европе, кстати, в этом классе трехдверные грузопассажирские автомобили были довольно популярны.

Ижевский пикап по-фински: машину с удлиненным кузовом именовали Elite Pick Up.
Борясь за увеличение вместимости, финны сделали и свой вариант универсала «Волга» ГАЗ‑22 – с откидным третьим рядом сидений. У нас такая схема появилась только на ГАЗ‑24-02. К слову, Konela помимо стандартных ГАЗ‑24 рекламировала версии с 65‑сильным дизелем Indenor, но это были машины не финского производства, а плод труда крупного бельгийского импортера советских автомобилей Scaldia-Volga. А вот трехлитровые моторы V6 Ford мощностью 144 л.с. ставила на ГАЗ‑24, судя по всему, именно Konela. Правда, таких машин сделали единицы.

Фирма Konela переделывала наши автомобили, поскольку чутко следила за потребностями клиентов. Но ее возможности были ограничены.

Таким фирма Konela хотела видеть модернизированный «Москвич‑412». Салон «четыреста двенадцатого » в исполнении финской фирмы.
В 1972 году, когда спрос на «Москвичи» в Западной Европе стал падать, финны предложили свой вариант модернизации «четыреста двенадцатого». Ему приладили жигулевские дверные ручки, перенесли горловину бензобака на правое крыло, а крышку багажника снабдили наружным замком вместо родного, который работал от вечно заедавшего тросика, протянутого через весь салон. И немного облагородили интерьер.

Не сказать, что машина получилась уж очень элегантной, но почти все финские доработки реализовали через четыре года на «Москвиче‑2140». Правда, основной спрос к тому времени сместился на «Жигули».
ВАЗОВЫЙ ЦЕНТР

Автомобили «Лада» – сначала «классика», а потом и «Самары» – продавались в Финляндии очень неплохо. Однако их внешность не менялась годами, к тому же модификаций было немного. Чтобы подогреть интерес к вазовским машинам, фирма Konela сооружала модификации с облагороженными внешностью и интерьером. В частности, с наружным пластиковым обвесом, иными колесами и шинами, сиденьями и фароочистителями.
В 1980‑е и 1990‑е годы часть этих машин вернулась на родину. Они и аналоги из других стран, занимавшихся модернизацией «Лады», производили на наших автомобилистов ошеломляющее впечатление. Именно оттуда, по сути, и пошел отечественный тюнинг. В те годы часто были вопросы типа «чем приклеить тюнинги на Ниву?».

Konela рекламировала кабриолеты на базе «Нивы» и «восьмерки», но сама их не делала.
В рекламном проспекте фирмы Konela помимо прочего фигурировали «Самара» и «Нива» с кузовом кабриолет. Но это была не финская работа. Открытый ВАЗ‑2108 сделали в Бельгии, а изображенная на фотографии «Нива», судя по всему, немецкого производства.
Во второй половине 1990‑х, когда в Россию уже пришли новые экономические отношения, ВАЗ вместе с финнами решил пустить улучшенные «Лады» на поток – в первую очередь в расчете на привередливого западноевропейского покупателя. Так появилась Euro-Samara, она же Lada Samara Baltic. Окраску и сборку наладили в 1996 году на финском предприятии Valmet, строившем, в частности, кабриолеты Saab. «Девятку» немного облагородили снаружи и внутри, поставили приличные колеса и шины, импортное сцепление. Машина получилась заметно дороже стандартной и ни в Западной Европе, ни в России особого интереса не вызвала. В 1998 году производство свернули.

Еще одна почти забытая страница финско-советского автомобильного сотрудничества – модели, созданные в Финляндии для СССР. Самые известные – машины скорой помощи фирмы Tamro (город Тампере). Финны разрабатывали модель с 1979 года. Реанимобилей с высокой крышей рижский завод РАФ тогда не делал.

Реанимобиль РАФ‑2203 Tamro делали специально для советского рынка.
В СССР такие РАФы работали с начала 1980‑х. Высокие скорые мелкосерийного производства получались очень дорогими, но других аналогичных по конструкции в СССР просто не было. Лишь во второй половине 1980‑х годов латыши, используя финский опыт, стали самостоятельно строить высокие реанимобили РАФ‑2914. А еще фирма Tamro переделывала в высокие санитарки «Волги» и УАЗы, но в небольших количествах.

Последней главой советско-финского автомобильного сотрудничества стали фургоны под маркой Ajokki. В первой половине 1980‑х на шасси КамАЗ‑53212 сделали передвижную телевизионную студию «Магнолия‑23» с оборудованием Шяуляйского завода, а на шасси КамАЗ‑5410 – автомобиль службы крови. Испытания машин на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Один из главных недостатков – слабая прочность и герметичность фургона в районе дверей. Вероятно, финны доработали автомобили. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki в строю до сих пор – пробеги-то у таких машин мизерные.

Передвижная телевизионная станция КамАЗ-Ajokki.
Konela прекратила автомобильную деятельность только в 2003 году. Некоторые машины, созданные финнами в советские времена, нынче большая редкость и мечта коллекционеров — поклонников отечественного автопрома, не только наших, но и финских.

www.drive2.ru

занимательная статистика: автопарк Финляндии — DRIVE2

На сайте Финского Агенства Дорожной безопасности (Trafi) можно найти довольно много интересной статистики кастательно автопарка страны.
Самая свежая редакция датирована июнем 2016

Итак, что мы имеем: в стране с пятимиллионным населением на данный момент зарегистрировано 2691199 легковых машин. Самая старая машина из стоящих на регистрации датирована аж 1900 годом, это Сrestmobile Model A.

Сrestmobile Model A

В целом, график по годам выглядит вот так.

Полный размер

По понятным причинам я весьма заинтересован в поголовье классических Саабов. На данный момент ситуация выглядит следующим образом:

Полный размер

Среди других интересных моделей можно отметить 17 Сонеттов и одинокую Saab-Lancia (она же Saab 600, в девичестве Lancia Delta) Самый ранний из имеющихся в наличие зарегестрированных Саабов датирован 52м годом.

Интересно посмотреть на ситуацию с Москвичами, некогда занимавшими первые строчки местном топе популярных машин. Популярность эта, правда, была добыта в не совсем честной конкуренции о чём, кстати свидетельствует график: большинство из сохранившихся москвичей отностися к периоду 50х-первой половины 60 х годов, когда покупка персонального авто в Финляндии была затруднена, соотвественно их и берегли. Когда же москвич стал просто одной из многих доступных опций (причём далеко не самой престижной) отношение к машинам изменилось. И действительно, найти оригинальный (в данном контексте это значит. изначально купленный в Финляндии) 412 заметно сложнее чем например приличного слона или 407-403.

Полный размер

Сохранившихся Жигулей занчительно больше, но если посмотреть на график, то действитетльно интересных ранних машин тоже не густо. На рынке в основном продаются поздние 011, 013 и квадратная классика.

Полный размер

Средний возраст авто (без учёта машин стоящих на музейной регистрации) на начало 2015 составляет 11.3 года и несмотря на навязчивое промывание мозгов (реклама по радио: “нам всем (кому это нам?) будет лучше если мы пересядем на более новые машины”) демонстрирует тенденцию к увеличению.

Полный размер

В этой связи интересно посмотреть что иы имееи по статистике техосмотров, сиречь катсастусов.

К сожалеию в сводном файле приводится статистика только по машинам не старше 2000, поэтому самое интересное остаётся за кадром. Тем не менее вот что имеем.
Самыми надёжными машинами по результатам техосмотров в 2015 году оказались
Audi A7, Suzuki SWIFT, Suzuki SX4, Toyota COROLLA, Seat LEON, Skoda ROOMSTER, Toyota LAND CRUISER, Honda JAZZ, Mitsubishi OUTLANDER и Audi Q5. Среди этих машин процент не прошедших техосмотр минимален (меньше 1%).

Причём финны приводят статистику не только по маркам/моделям но и по годам, соответственно в топ надёжных попали в основном машины 2012 года (более молодым машинам пока не требуется техосмотр). Исключение составляют 2 модели: Swift (в топе как машины 2012 так и 2009) и Q5 (только 2010 года). А вот, например, Seat Leon 2009 года имеют уже 10.7% забракованных машин (для 2012 года только 0,6%). Для машин 2000 года процент составляет уже 45,3%.

Самыми ненадёжными машиной по результатм 2015 года оказались Alfa Romeo 156, Fiat Marea и Chevrolet Trans Sport, все 2000 года. Процент непрошедших техосмотр в случае с Шевроле достигает 65%. Основыне причины провала: коррозия, ручник и проблемы в передней подвеске.
А вот Саабы держатся в серединке рейтинга демонстрируя в среднем 20% провалов. Самым слабым звеном оказался Saab 9-3 2000 и 2001 годов (29,4 и 33,7 соотвественно) а самым надёжным показал себя Saab 9-5 2009 года : всего 4% не прошедших техосмотр. Распространёнными причинами провалов являются задняя подвеска (у 9-5, 9-3НГ), ручники и сдохшие амортизаторы. Иногда возникают проблемы с рабочей тормозной системой (у старых машин) и ошибки в OBD.

В целом сложно сказать, что больше демострирует данная статистика: надёжность машины или отношение к ней владельцев. Тем не менее, она весьма полезна при выборе бу варианта, т.к. можно получить примерную картину чего стоит ожидать на рынке.

www.drive2.ru

Сокровища финского автопрома — Старый Русский Топ

Как известно, Финляндия не принадлежит к числу стран, продвинутых в автомобилестроении. Как правильно нам указывал товарищ Henren — когда на улице лежит снег, трудно выпускать конкурентоспособную продукцию, слишком велики затраты на отопление, инфраструктуру и логистикую И если в сфере грузовиков, тракторов и прочей спец-и сельхозтеники финнам ещё есть что показать (SISU это, конечно, не MAN и даже не КАМАЗ по объему выпуска, но фирма заметная в некоторых рыночных нишах), то в целом финский автопром не радует. А ведь ещё до начала Первой Мировой войны, в конце 1912 года, Frans Lindström со товарищи изготовили первый финский автомобиль Korvensuu.

Дальше одного опытного экземпляра дело не пошло, правда — но вот факт, автомобиль Линдстрём сделал оригинальный и весьма приличный по тем временам. Он сохранился до нашего времени, и все желающие могут на него посмотреть:


Отличительной особенностью был переключатель в топливной системе, который позволял запускать двигатель на нормальном бензине, а потом переключаться на что-нибудь более дешёвое, например, керосин. Двухцилидровый мотор воздушного охлаждения выдавал примерно 10 л.с. и разгонял лёгкую двухместную машинку до 30-40 км/ч, что по тем временам было весьма ОК. Но увы — не взлетело.

А вот с грузовиками у финнов получилось лучше — поскольку их заказчиком всегда было государство и его армия. Между прочим, на наших КАМАЗах, которые жгут на Дакаре, стоят балки мостов отнюдь не камазовские. Это балки SISU. Начинка мостов, разумеется, не штатная — но балки именно финские. Ну и, понятное дело, компания SISU делает вот такие «грузовики»:

Это бронетранспортер из семейства Pasi XA-180 (в данном случае модель Pasi XA-186 — то есть шестиколесная). Использует доработанную базу коммерческого грузового автомобиля Sisu SA-150. Плавает. Скандинавам он нравится гораздо больше, чем советские БТР-ы. В качестве тяжелого транспортера они же производят так называемую колесную БМП Patria AMV (она же XA-360). Вот такие вот грузовики, да.

Ну вот. А теперь, после экскурсов в историю, я вам открою веки на современное легковое автомобилестроение Финляндии. Да-да — есть и такое, некоторым образом.

Есть у финнов такой концерн Valmet — он много что делает, в том числе копию нашего Калашникова. Но в основном он производил трактора. И в его составе есть заводик Valmet Automotive, который делает автомобили.

Откуда взялся этот заводик? Ну, в СССР в 60-е годы не парились и купили завод у Фиат — а финны не парились и купили заводик у Saab. Причем примерно тогда же, хе-хе. Сложно сказать, какую роль в этом выборе сыграли личные связи президента Кекконена и семейства Валленбергов. С другой стороны, Сааб в конце 60-х был довольно крут — у него уже были переднеприводные модели, простой и относительно недорогой 96-й недавно получил-таки нормальный четырёхтактный мотор (ну да, это был V4, но после трехцилидрового двухтактника любой мотор будет нормальным, хе-хе, да и потом — тогда и Форд Транзит щеголял таким же V4, и в такой компоновке есть смысл — мотор получается коротким, и у него гораздо проще и компактнее коленвал, а это самая дорогая деталь в двигателе). А главное — тогда только-только дебютировал новейший Saab 99 (вот он, на фото в заголовке), машина во многом передовая по конструкции, и, что самое важное — практически единственная тогда на рынке легковуха, хорошо приспособленная к условиям Севера.

Вообще завод Saab в Трольхэттане являлся тогда самым северным автозаводом в мире — и этот рекорд был побит как раз финами с их Валметом. Это к вопросу о связи промышленности с климатом. Впрочем, питерские заводы Hyundai и Ford находятся еще несколько севернее — ха-ха, теперь рекорд за нами!

Так вот, когда финны купили заводик — шведы подготовлили им комплект чертежей, как там надо построить заводские корпуса и расставить в них всё оборудование, и от финнов требовалось лишь сделать, как нарисовано. Но у финнов своя собственная гордость — и они, конечно же, всё перекроили, да так, что саабовский директор производства Sune Claesborn, отвечавший по совместительству за планировку нового завода, слёг с инсультом. Серьезно, я не прикалываюсь.

Как бы то ни было, уже в конце сентября 1969 года финны получили довольно современное предприятие. К тому времени вернулись с практики в Трольхэттане будущие мастера и начальники участков, пришли первые машинокомплекты, и можно было приниматься за работу. И принялись. Уже 13-го ноября 1969 года официально первый финский Сааб 96 сошёл с конвейера и был торжественно передан отродясь не имевшему прав президенту Кекконену.

На самом деле это был, конечно, не первый финский Сааб 96, а четырнадцатый — но первый, который удалось собрать из шведских деталей не криво и косо. Что тоже достижение — потому что главный конвеер этого завода тогда выглядел вот так:


К слову, самый первый кривой Сааб тоже сохранился, как и «машина Кекконена», и сейчас обе машины находятся в заводском музее рядышком.

Всего до конца года успели изготовить 149 штук 96х, 37 штук 95х и, внимание, один 99й Saab. Откуда же там взялся 99-й? А просто начальнику производства Jussi Markula под конец года приспичило жениться. Разумеется, при такой должности выбор марки свадебного автомобиля был самоочевиден — но понты-то куда денешь, и хотелось, чтобы свадебной машиной было нечто пафоосное, а не как у всех.

Коллеги пошли навстечу начальнику, и в свободное от основной работы время собрали-таки из имеющихся на складе запчастей один 99-й (с подобной манерой работы Валмета мы ещё столкнёмся в дальнейшем). В общем, получившийся автомобиль хоть и не во всём соответствовал серийной продукции, но выглядел почти как настоящий, и даже ездил. Он, кстати, тоже есть в заводском музее.

Уже в 1970-м году финны научились сами варить кузова и их красить. Причем они сильно критиковали шведов за отвратительное качество окраски и антикора, и утверждали, что финские Саабы по этому параметру значительно лучше шведских.


Участок антикора завода Валмет, середина 70-х. А чо — вы думали, там космонавты в стерильных белоснежных скафандрах работают? Красили они тоже вручную пульверизаторами, в обычных камерах, как сейчас делают ремонтники.

Ну вот, потом финны со шведами постоянно ругались — и в конце концов шведы решили сплавить финнам мелкосерийное производство кабриолетов Saab, сосредоточившись на массовых моделях. Вот тут-то звезда Валмета и взошла — финны реально собаку съели на кабриолетах, и потом их делали для целого ряда европейских производителей, включая даже Фольксваген. Ну а поскольку кабриолет это машина для понторезов — Валмет научился аккуратно работать с отделкой салона, получил навыки переделки обычного интерьера в пафосный мелкосерийный со всякими обивками из шкуры ламы (молодого дермантина-ламера) и так далее.

В конце концов именно на Валмет наш несчастный дважды автомобильный завод из города Тольятти стал отправлять свои экспортные Зубилы, прежде чем позориться с ними на западных автомобильных рынках. Финны разбирали машины нахрен, вынимали из дверей засунутые туда бычки, смятые сигаретные пачки и шелуху от сёмок (я не шучу — так и было), заново антикорили кузов, клеили противошумку, ставили нормальную обивку салона и так далее. Верхом этих переделок стал набор новых кузовных деталей и оптики для Зубилы, сделанный а-ля тогдашний дизайн автомобилей Форда и существенно менявший внешний вид многострадального ВАЗовского переднеприводника.

Да вы, собственно, этот набор знаете — его потом ВАЗ выкупил и под названием Самара-2 пустил в собственный выпуск.

Вот вам для кругозора один из ранних вариантов ВАЗ-2109 Valmet (так называемый Baltic — тут еще оптика штатная от ВАЗа, но передние крылья и капот уже заменены, тогда у ВАЗа эти детали были совсем другие):

Разумеется, финны делали и кабриолеты на этой базе:

Чтобы разница была очевиднее — вот вам обычная тогдашняя Зубила:

Да-да — пресловутое «длинное крыло» и «капот с носом» — это всё придумали финны с Валмета. Горе-конструкторам с ВАЗа всё это было нахрен не надо, в СССР машину и так покупали.

Валмет производит кабриолеты и детали убирающейся крыши для кабриолетов Mercedes-Benz, BMW, Mini, Renault и Bentley. Заводы компонентов для кабриолетов у Валмета имеются также в Оснабрюке (Германия) и в Польше.

Сейчас, насколько мне известно, на заводе Валмет крутят автомобили:

Mercedes-Benz A-Class (W176) — с августа 2013
Mercedes-Benz GLC-Class — с января 2017

Много сил было потрачено на попытки запускать на Валмете выпуск электромобилей — но не взлетело.

Сейчас на заводе Валмет Авто работает около 2000 человек — по численности это примерно как завод Hyundai в Питере, но объемы выпуска, конечно, гораздо более убогие, потому что Валмет Авто — это ручное, фактически полукустарное, производство.

PS. Вообще говоря, корпорация Valmet (фин. Valtion Metallitehtaat — государственная металлообработка) была образована в 1951 году, когда финское правительство решило объединить производства, занятые в выполнении плана репараций Советскому Союзу. После приватизации Valmet в 1996 году, военные производства конгломерата были выделены в государственную компанию Patria.

topru.org

Советский автопром в Финляндии | Fresher

Долгие годы Финляндия была одним из основных импортеров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только продавали наши машины, но даже изменяли их под свои нужды. А позднее и вовсе делали автомобили для СССР. Рассказываем о малоизвестных и забытых конструкциях. Теперь трудно поверить, что отечественные машины некогда экспортировались в десятки стран мира, в том числе в Западную Европу. А там не просто торговали ими, но и делали собственные, малоизвестные у нас модификации наших же машин. После войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил на ЗИС‑110. Глава государства, кстати, вообще был приверженцем хороших отношений с прежним противником. А его ЗИС, который теперь стоит в одном из финских музеев, президенту, как гласит легенда, подарило правительство СССР. Уже с 1948 года советско-финское торговое предприятие Konela продавало наши «Москвичи», «Победы», грузовики ГАЗ‑51, а затем множество иных моделей — от МАЗов до «Запорожцев» с экспортным именем Jalta. В 1960 году только легковых машин было продано 6500 штук, а в 1975‑м, когда популярность «Жигулей» за рубежом достигла пика, — 12 647. Финский рынок имел свою специфику, поэтому наши заводы, стараясь учесть пожелания экспортера, делали по его заказу специальные модификации. А порою фирма Konela и сама модернизировала советские модели. Финскую «классику» Lada 1200 LS оснастили двумя зеркалами, подголовниками и даже очистителями фар. Ижевский пикап по-фински: машину с удлиненным кузовом именовали Elite Pick Up. Многие автомобили для финского рынка делали под неписаным лозунгом «Перевозить как можно больше». Таким был ГАЗ‑51В с удлиненной базой и кузовом. Эти грузовики, продававшиеся в Финляндии с 1955 года, в руках рачительных хозяев работали очень долго. А через три десятка лет, в 1982‑м, Ижевский автомобильный завод принял заказ на пикапы с удлиненным кузовом. Такая модификация получила мудреный заводской индекс ИЖ‑27151-013-01, но в Финляндии ее продавали под именем Elite Pick Up. С 1960‑х имя Elite, звучащее сегодня немного наивно, если не сказать комично, стало торговой маркой наших «Москвичей» в нескольких странах Европы. Кстати, у «Москвичей» в Финляндии была еще одна, совсем неизвестная у нас модификация. Помимо стандартных седанов 408 и 412 и, соответственно, универсалов 426 и 427 фирма Konela в начале 1970‑х сооружала из москвичовских фургонов трехдверные универсалы, которые в финских проспектах называли Elite 1500 pakettiauto. Примерно по такой же технологии у нас сейчас из фургонов делают маршрутки. Трехдверные финские универсалы были дешевле стандартных пятидверных. А в ту пору в Европе, кстати, в этом классе трехдверные грузопассажирские автомобили были довольно популярны. Борясь за увеличение вместимости, финны сделали и свой вариант универсала «Волга» ГАЗ‑22 — с откидным третьим рядом сидений. У нас такая схема появилась только на ГАЗ‑24–02. К слову, Konela помимо стандартных ГАЗ‑24 рекламировала версии с 65‑сильным дизелем Indenor, но это были машины не финского производства, а плод труда крупного бельгийского импортера советских автомобилей Scaldia-Volga. А вот трехлитровые моторы V6 Ford мощностью 144 л.с. ставила на ГАЗ‑24, судя по всему, именно Konela. Правда, таких машин сделали единицы. Фирма Konela переделывала наши автомобили, поскольку чутко следила за потребностями клиентов. Но ее возможности были ограничены. Таким фирма Konela хотела видеть модернизированный Москвич‑412. Салон «четыреста двенадцатого » в исполнении финской фирмы. В 1972 году, когда спрос на «Москвичи» в Западной Европе стал падать, финны предложили свой вариант модернизации «четыреста двенадцатого». Ему приладили жигулевские дверные ручки, перенесли горловину бензобака на правое крыло, а крышку багажника снабдили наружным замком вместо родного, который работал от вечно заедавшего тросика, протянутого через весь салон. И немного облагородили интерьер. Не сказать, что машина получилась уж очень элегантной, но почти все финские доработки реализовали через четыре года на «Москвиче‑2140». Правда, основной спрос к тому времени сместился на «Жигули». Автомобили «Лада» — сначала «классика», а потом и «Самары» — продавались в Финляндии очень неплохо. Однако их внешность не менялась годами, к тому же модификаций было немного. Чтобы подогреть интерес к вазовским машинам, фирма Konela сооружала модификации с облагороженными внешностью и интерьером. В частности, с наружным пластиковым обвесом, иными колесами и шинами, сиденьями и фароочистителями. В 1980‑е и 1990‑е годы часть этих машин вернулась на родину. Они и аналоги из других стран, занимавшихся модернизацией «Лады», производили на наших автомобилистов ошеломляющее впечатление. Именно оттуда, по сути, и пошел отечественный тюнинг. В те годы в редакцию ЗР часто приходили письма с вопросами типа «чем приклеить тюнинги на Ниву?». Konela рекламировала кабриолеты на базе Нивы и «восьмерки», но сама их не делала. В рекламном проспекте фирмы Konela помимо прочего фигурировали «Самара» и «Нива» с кузовом кабриолет. Но это была не финская работа. Открытый ВАЗ‑2108 сделали в Бельгии, а изображенная на фотографии «Нива», судя по всему, немецкого производства. Во второй половине 1990‑х, когда в Россию уже пришли новые экономические отношения, ВАЗ вместе с финнами решил пустить улучшенные «Лады» на поток — в первую очередь в расчете на привередливого западноевропейского покупателя. Так появилась Euro-Samara, она же Lada Samara Baltic. Окраску и сборку наладили в 1996 году на финском предприятии Valmet, строившем, в частности, кабриолеты Saab. «Девятку» немного облагородили снаружи и внутри, поставили приличные колеса и шины, импортное сцепление. Машина получилась заметно дороже стандартной и ни в Западной Европе, ни в России особого интереса не вызвала. В 1998 году производство свернули. Еще одна почти забытая страница финско-советского автомобильного сотрудничества — модели, созданные в Финляндии для СССР. Самые известные — машины скорой помощи фирмы Tamro (город Тампере). Финны разрабатывали модель с 1979 года. Реанимобилей с высокой крышей рижский завод РАФ тогда не делал. В СССР такие РАФы работали с начала 1980‑х. Высокие скорые мелкосерийного производства получались очень дорогими, но других аналогичных по конструкции в СССР просто не было. Лишь во второй половине 1980‑х годов латыши, используя финский опыт, стали самостоятельно строить высокие реанимобили РАФ‑2914. А еще фирма Tamro переделывала в высокие санитарки «Волги» и УАЗы, но в небольших количествах. Последней главой советско-финского автомобильного сотрудничества стали фургоны под маркой Ajokki. В первой половине 1980‑х на шасси КамАЗ‑53212 сделали передвижную телевизионную студию «Магнолия‑23» с оборудованием Шяуляйского завода, а на шасси КамАЗ‑5410 — автомобиль службы крови. Испытания машин на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Один из главных недостатков — слабая прочность и герметичность фургона в районе дверей. Вероятно, финны доработали автомобили. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki в строю до сих пор — пробеги-то у таких машин мизерные. Передвижная телевизионная станция КамАЗ-Ajokki. Konela прекратила автомобильную деятельность только в 2003 году. Некоторые машины, созданные финнами в советские времена, нынче большая редкость и мечта коллекционеров — поклонников отечественного автопрома, не только наших, но и финских.

www.fresher.ru

Сокровища финского автопрома

Как известно, Финляндия не принадлежит к числу стран, продвинутых в автомобилестроении. Как правильно нам указывал товарищ Henren — когда на улице лежит снег, трудно выпускать конкурентоспособную продукцию, слишком велики затраты на отопление, инфраструктуру и логистикую И если в сфере грузовиков, тракторов и прочей спец-и сельхозтеники финнам ещё есть что показать (SISU это, конечно, не MAN и даже не КАМАЗ по объему выпуска, но фирма заметная в некоторых рыночных нишах), то в целом финский автопром не радует. А ведь ещё до начала Первой Мировой войны, в конце 1912 года, Frans Lindström со товарищи изготовили первый финский автомобиль Korvensuu.

Дальше одного опытного экземпляра дело не пошло, правда — но вот факт, автомобиль Линдстрём сделал оригинальный и весьма приличный по тем временам. Он сохранился до нашего времени, и все желающие могут на него посмотреть:

Отличительной особенностью был переключатель в топливной системе, который позволял запускать двигатель на нормальном бензине, а потом переключаться на что-нибудь более дешёвое, например, керосин. Двухцилидровый мотор воздушного охлаждения выдавал примерно 10 л.с. и разгонял лёгкую двухместную машинку до 30-40 км/ч, что по тем временам было весьма ОК. Но увы — не взлетело.

А вот с грузовиками у финнов получилось лучше — поскольку их заказчиком всегда было государство и его армия. Между прочим, на наших КАМАЗах, которые жгут на Дакаре, стоят балки мостов отнюдь не камазовские. Это балки SISU. Начинка мостов, разумеется, не штатная — но балки именно финские. Ну и, понятное дело, компания SISU делает вот такие «грузовики»:

Это бронетранспортер из семейства Pasi XA-180 (в данном случае модель Pasi XA-186 — то есть шестиколесная). Использует доработанную базу коммерческого грузового автомобиля Sisu SA-150. Плавает. Скандинавам он нравится гораздо больше, чем советские БТР-ы. В качестве тяжелого транспортера они же производят так называемую колесную БМП Patria AMV (она же XA-360). Вот такие вот грузовики, да.

Ну вот. А теперь, после экскурсов в историю, я вам открою веки на современное легковое автомобилестроение Финляндии. Да-да — есть и такое, некоторым образом.

Есть у финнов такой концерн Valmet — он много что делает, в том числе копию нашего Калашникова. Но в основном он производил трактора. И в его составе есть заводик Valmet Automotive, который делает автомобили.

Откуда взялся этот заводик? Ну, в СССР в 60-е годы не парились и купили завод у Фиат — а финны не парились и купили заводик у Saab. Причем примерно тогда же, хе-хе. Сложно сказать, какую роль в этом выборе сыграли личные связи президента Кекконена и семейства Валленбергов. С другой стороны, Сааб в конце 60-х был довольно крут — у него уже были переднеприводные модели, простой и относительно недорогой 96-й недавно получил-таки нормальный четырёхтактный мотор (ну да, это был V4, но после трехцилидрового двухтактника любой мотор будет нормальным, хе-хе, да и потом — тогда и Форд Транзит щеголял таким же V4, и в такой компоновке есть смысл — мотор получается коротким, и у него гораздо проще и компактнее коленвал, а это самая дорогая деталь в двигателе). А главное — тогда только-только дебютировал новейший Saab 99 (вот он, на фото в заголовке), машина во многом передовая по конструкции, и, что самое важное — практически единственная тогда на рынке легковуха, хорошо приспособленная к условиям Севера.

Вообще завод Saab в Трольхэттане являлся тогда самым северным автозаводом в мире — и этот рекорд был побит как раз финами с их Валметом. Это к вопросу о связи промышленности с климатом. Впрочем, питерские заводы Hyundai и Ford находятся еще несколько севернее — ха-ха, теперь рекорд за нами!

Так вот, когда финны купили заводик — шведы подготовлили им комплект чертежей, как там надо построить заводские корпуса и расставить в них всё оборудование, и от финнов требовалось лишь сделать, как нарисовано. Но у финнов своя собственная гордость — и они, конечно же, всё перекроили, да так, что саабовский директор производства Sune Claesborn, отвечавший по совместительству за планировку нового завода, слёг с инсультом. Серьезно, я не прикалываюсь.

Как бы то ни было, уже в конце сентября 1969 года финны получили довольно современное предприятие. К тому времени вернулись с практики в Трольхэттане будущие мастера и начальники участков, пришли первые машинокомплекты, и можно было приниматься за работу. И принялись. Уже 13-го ноября 1969 года официально первый финский Сааб 96 сошёл с конвейера и был торжественно передан отродясь не имевшему прав президенту Кекконену.

На самом деле это был, конечно, не первый финский Сааб 96, а четырнадцатый — но первый, который удалось собрать из шведских деталей не криво и косо. Что тоже достижение — потому что главный конвеер этого завода тогда выглядел вот так:

К слову, самый первый кривой Сааб тоже сохранился, как и «машина Кекконена», и сейчас обе машины находятся в заводском музее рядышком.

Всего до конца года успели изготовить 149 штук 96х, 37 штук 95х и, внимание, один 99й Saab. Откуда же там взялся 99-й? А просто начальнику производства Jussi Markula под конец года приспичило жениться. Разумеется, при такой должности выбор марки свадебного автомобиля был самоочевиден — но понты-то куда денешь, и хотелось, чтобы свадебной машиной было нечто пафоосное, а не как у всех.

Коллеги пошли навстечу начальнику, и в свободное от основной работы время собрали-таки из имеющихся на складе запчастей один 99-й (с подобной манерой работы Валмета мы ещё столкнёмся в дальнейшем). В общем, получившийся автомобиль хоть и не во всём соответствовал серийной продукции, но выглядел почти как настоящий, и даже ездил. Он, кстати, тоже есть в заводском музее.

Уже в 1970-м году финны научились сами варить кузова и их красить. Причем они сильно критиковали шведов за отвратительное качество окраски и антикора, и утверждали, что финские Саабы по этому параметру значительно лучше шведских.

Участок антикора завода Валмет, середина 70-х. А чо — вы думали, там космонавты в стерильных белоснежных скафандрах работают? Красили они тоже вручную пульверизаторами, в обычных камерах, как сейчас делают ремонтники.

Ну вот, потом финны со шведами постоянно ругались — и в конце концов шведы решили сплавить финнам мелкосерийное производство кабриолетов Saab, сосредоточившись на массовых моделях. Вот тут-то звезда Валмета и взошла — финны реально собаку съели на кабриолетах, и потом их делали для целого ряда европейских производителей, включая даже Фольксваген. Ну а поскольку кабриолет это машина для понторезов — Валмет научился аккуратно работать с отделкой салона, получил навыки переделки обычного интерьера в пафосный мелкосерийный со всякими обивками из шкуры ламы (молодого дермантина-ламера) и так далее.

В конце концов именно на Валмет наш несчастный дважды автомобильный завод из города Тольятти стал отправлять свои экспортные Зубилы, прежде чем позориться с ними на западных автомобильных рынках. Финны разбирали машины нахрен, вынимали из дверей засунутые туда бычки, смятые сигаретные пачки и шелуху от сёмок (я не шучу — так и было), заново антикорили кузов, клеили противошумку, ставили нормальную обивку салона и так далее. Верхом этих переделок стал набор новых кузовных деталей и оптики для Зубилы, сделанный а-ля тогдашний дизайн автомобилей Форда и существенно менявший внешний вид многострадального ВАЗовского переднеприводника.

Да вы, собственно, этот набор знаете — его потом ВАЗ выкупил и под названием Самара-2 пустил в собственный выпуск.

Вот вам для кругозора один из ранних вариантов ВАЗ-2109 Valmet (так называемый Baltic — тут еще оптика штатная от ВАЗа, но передние крылья и капот уже заменены, тогда у ВАЗа эти детали были совсем другие):

Разумеется, финны делали и кабриолеты на этой базе:

Чтобы разница была очевиднее — вот вам обычная тогдашняя Зубила:

Да-да — пресловутое «длинное крыло» и «капот с носом» — это всё придумали финны с Валмета. Горе-конструкторам с ВАЗа всё это было нахрен не надо, в СССР машину и так покупали.

Валмет производит кабриолеты и детали убирающейся крыши для кабриолетов Mercedes-Benz, BMW, Mini, Renault и Bentley. Заводы компонентов для кабриолетов у Валмета имеются также в Оснабрюке (Германия) и в Польше.

Сейчас, насколько мне известно, на заводе Валмет крутят автомобили:

Mercedes-Benz A-Class (W176) — с августа 2013

Mercedes-Benz GLC-Class — с января 2017

Много сил было потрачено на попытки запускать на Валмете выпуск электромобилей — но не взлетело.

Сейчас на заводе Валмет Авто работает около 2000 человек — по численности это примерно как завод Hyundai в Питере, но объемы выпуска, конечно, гораздо более убогие, потому что Валмет Авто — это ручное, фактически полукустарное, производство.

PS. Вообще говоря, корпорация Valmet (фин. Valtion Metallitehtaat — государственная металлообработка) была образована в 1951 году, когда финское правительство решило объединить производства, занятые в выполнении плана репараций Советскому Союзу. После приватизации Valmet в 1996 году, военные производства конгломерата были выделены в государственную компанию Patria.

russianpulse.ru

Автомобильный мир Финляндии. Авто-салоны.

/ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-vsyo-o-vizax/»>Всё о визах. ВНЖ, ПМЖ, гражданство </a></li>
<ul class=»children»>
</ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-o-finlyandii/»> О ФИНЛЯНДИИ </a></li>
<ul class=»children»>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/o- finljandii/istorija-finljandii/»>История</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/o- finljandii/goroda-regiony/»>Города-регионы</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/o- finljandii/priroda-zhivotnyj-mir/»>Природа, растения, звери</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/chem-zhivut- finny/xobbi/yagodnoe-more-gribnye-berega-griby- finlyandii/»>Грибы-ягоды</a></li>
<li><a href=»https://talatalk.wordpress.com/%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%be-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%be-%d0%be-%d1%84%d0%b8%d0%bd%d0%bb%d1%8f%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d0%b8/»> Кино-видео о стране</a></li>
<li><a
<li><a href=»»></a></li>
</ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-turistam/»>Туристам</a></li>
<ul class=»children»>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-turistam/avtomobilem-avtostopom/»>Автостопом, автомобилем </a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/poezdom-samoletom-po-morju/»>Самолетом, поездом, по морю </a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/turistam/gde-ostanovitsja/gde-ostanovitsya-krome-otelya/»>Где остановиться </a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-turistam/interesnie-mesta/»>Интересные места</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-turistam/interesnie-mesta/»>Выставки, музеи</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/turistam/parki-attrakcioni/kuda-sxodit-s-detmi-parki-attrakciony/»>Парки, аттракционы</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-turistam/magaziny-uslugi/»>Магазины, бутики, услуги</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/glavnaya-rubriki-turistam/restorani-klubi-show»>Рестораны, клубы, шоу</a></li>
</ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak- zhivut-finny/»>Как живут финны</a></li>
<ul class=»children»>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak- zhivut-finny/statistika/»>Статистика</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak-zhivut-finny/politika-bez-politiki/»>Правительство, партии</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak-zhivut-finny/zakony/»>Законное и преступное. Полиция.</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak-zhivut-finny/armiya-policiya-gosudarstvo/»>Военное. Армия</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak-zhivut-finny/dohody-rashody-posobija/»>Социальное. Пособия, пенсия</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/kak-zhivut-finny/medicina/»>Медицинское</a></li>
</ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/»>Чем живут финны</a></li>
<ul class=»children»>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/literatura-knigi/»>Литература, книги</a> </li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/muzyka-kino-tvorchesivo/»>Музыка, кино, творчество</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/avto-velo-vodnye-motory/»>Авто-вело-водные моторы</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/rybalka/»>Рыбалка</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/otdyh-po-finski/»>Отдых по-фински</a> </li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/sport/»>Спорт</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/kulinarija/»>Кулинария</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/chem-zhivut-finny/interjer/»>Интерьер</a></li>
<li><a href=»»></a></li>
</ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/»>Финские нравы</a></li>
<ul class=»children»>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/finskij-harakter/»>Финский характер</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie- nravy/tradicii-obychai-verovanija-mify/»>Традиции, обычаи, верования, мифы</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/religija/»>Религия</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/blagotvoritelnost/»>Благотворительность</a> </li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/prazdniki-v-finljandii/»>Праздники</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/muzhchina-i-zhenshhina/»>Мужчина и женщина</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/ljubit-druzhit-obshhatsja»>Любить, дружить, общаться</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/semja/»>Семья</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/deti/»>Дети</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/jumor-po-finski/»>Юмор по-фински</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/finskaja-mjda/»>Мода</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskie-nravy/finny-i-russkie/»>Финны и русские</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/finskije-nravi/shvedskaya-finlyandiya/»>Шведы в Финляндии</a></li>

</ul>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/ljudi-izobretenija-brendy/»>Люди, изобретения, бренды</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/nedvizhimost-v-finljandii/»>Недвижимость</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/immigracija/»>ЭМИГРАЦИЯ </a></li>
<ul class=»children»>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/immigracija/esli-vy-iz-jestonii-drugih-stran-es/»>Общее</a>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/immigracija/bisnes-immigracija/»>Бизнес-иммиграция</a></li>
<li><a href=»http://www.infinland.net/category/immigracija/esli-vy-iz-jestonii-drugih-stran-es/»>Если вы из Эстонии (других стран ЕС)</a>
</ul>

<li><a href=»http://www.infinland.net/pereezd-v-stranu-emigraciya/zamuzh-brak/»>Замуж</a></li>

<li><a href=»http://www.infinland.net/category/rabota-v-finljandii/»>Работать</a></li>

<li><a href=»http://www.infinland.net/category/uchitsja-v-finljandii/»>Учиться</a></li>

<li><a href=»http://www.infinland.net/category/bezhenec/»>Беженец</a></li>

<li><a href=»http://www.infinland.net/category/lichnoe-mnenie/sozdaj-svoju-temu/»>Создай свою тему</a> </li>

<li><a href=»http://www.infinland.net/category/finskij-s-nulja/»>Финский с нуля</a></li>
</ul>

www.infinland.net

Финские страницы на Фонтанке.ру

Перед россиянами, переехавшими в Финляндию, рано или поздно встаёт вопрос о покупке машины. Как это правильно сделать и на что следует обратить внимание, разъясняет читателям «Фонтанки.fi» партнер финского правозащитника Кари Сильвеннойнена, адвокат из Петербурга Василий Давыдов.

Что и где выбрать

За новой машиной следует идти в автосалон, и в этом случае всё более-менее прозрачно: менеджеры автосалона помогут вам правильно оформить покупку. Если в салоне вы приобретаете автомобиль с пробегом, требуйте письменного подтверждения об отсутствии дефектов и гарантию, а в случае отказа такую сделку лучше отменить.

Машину на вторичном рынке в Финляндии можно купить довольно выгодно. Всем известно, что автомобиль, купленный у хорошего хозяина, послужит еще долго, а многие финны именно такими хозяевами и являются. Но при этом следует помнить, что если цена на автомобиль с пробегом может быть значительно ниже, чем в России, то цены на сервис и запасные части в Финляндии будут выше российских. Поэтому лучше остановиться на таких марках как «Форд», «Фольксваген», «Фиат», а вот «Вольво», «БМВ» или «Мерседес» с пробегом могут обернуться лишними тратами – цена ремонта таких марок может превысить цену покупки автомобиля.

Следует отметить, что покупать подержанную машину в Финляндии для вывоза в Россию невыгодно, так как ввозные таможенные пошлины слишком велики.

Что нужно для заключения сделки

Для покупки автомобиля на вторичном рынке следует иметь документ о законности пребывания на территории Финляндии. Если вы не собираетесь вывозить машину за пределы Суоми, то визы будет недостаточно – необходимо разрешение на пребывание или полицейский сертификат, подтверждающий ваш юридический статус в этой северной стране. Второй важный пункт – хорошее знание финского языка или участие в сделке человека, владеющего им на высоком уровне. Владения бытовым финским недостаточно, ваш помощник должен знать именно техническую терминологию и разбираться в ней на достаточном уровне для того, чтобы задать владельцу-финну важные вопросы и получить на них четкие ответы.

Страхование

Как и в России, в Финляндии существует система обязательного автострахования (ОСАГО) и добровольного (каско). С момента продажи страховка прежнего владельца будет действительна в течение 7–10 календарных дней. Поэтому вам сразу следует определиться со страховой компанией. Их много, и вы сделаете это без особого труда. Всю информацию о страховых и их предложениях можно легко найти в интернете, но вам опять потребуется знание финского языка. Так как номерные знаки в Финляндии не меняются, вы легко сможете прикинуть размер страховки еще до покупки понравившегося вам автомобиля.

Стоимость ОСАГО в Финляндии значительно превышает российские тарифы, и если ваш стаж вождения не велик, то стоимость автостраховки может быть сравнима со стоимостью машины. В любом случае годовая стоимость страховки составит не менее 500-600 евро. В отличии от правил страхования в России, договор страхования в Финляндии вступает в силу с момента его заключения, или, говоря иными словами, факт оплаты страхового платежа не влияет на вступление договора в силу.

Платеж за страхование на год будет разбит на четыре равные части, и первый платеж придется сделать дней через 10-15 после оформления страховки. Задерживать оплату по договору страхования в Финляндии не следует – задолженность будет списана с вашего банковского счета по первому требованию страховой компании, судебное решение для этого не требуется.

Помните, что страховка будет распространяться лишь на Финляндию и страны Европейского союза, для поездки на вашем автомобиле в Россию придется покупать дополнительную страховку, а при въезде в Россию – заполнить таможенную декларацию.

Налог

Наконец, последняя финансовая составляющая покупки – это налог на транспортное средство. В системе Trafi (транспортное ведомство, выполняющее функции нашего ГИБДД в части контроля регистрации транспортных средств и ИФНС по части учета и сбора транспортного налога с их владельцев) вы также легко получите всю налоговую историю вашего автомобиля, причём это можно сделать и до его приобретения. Сразу после покупки вам будет предложено заплатить налог на следующий календарный год. В отличие от России, налог здесь платят не по начислению, а авансом, поэтому, если вы позднее продадите машину, а налог за этот период окажется уже уплаченным, то не забудьте потребовать его возврата. Как и страховую выплату, налог на ТС вам предложат уплатить четырьмя равными платежами, но при этом сразу начислят небольшой процент за задержку. По вашему желанию вы можете заплатить налог и сразу. Следует обратить внимание и на то, что налог на дизельный автомобиль в Финляндии примерно в три раза больше, чем на его аналог с бензиновым двигателем. Транспортный налог на автомобиль среднего класса в Финляндии с бензиновым двигателем составляет около 250 – 400 евро в год.

Тест-драйв и покупка

Как и в бизнес-отношениях, мы настоятельно не рекомендуем вам покупать машину с пробегом у наших соотечественников, проживающих в Финляндии. В отличие от России, продавец в Финляндии всегда дает возможность протестировать автомобиль на ходу, при этом вам просто отдадут ключ и предложат проехать. Обязательно возьмите на тест-драйв финского владельца автомобиля – это снимет любые вопросы и претензии после ознакомительной поездки.

Не забывайте сразу уточнить у владельца и в базе данных Trafi дату прохождения техосмотра. Расходы за следующий техосмотр будете нести уже вы, поэтому, чем ближе дата осмотра к дате продажи, тем лучше. Следует иметь в виду, что в ходе проверки внимание на станции уделяется лишь параметрам содержания выбросов в выхлопных газах и работе систем безопасности автомобиля, то есть прохождение техосмотра не исключает наличие скрытых дефектов, например, проблем с двигателем.

Сама покупка производится в несколько минут – продавец распечатывает из системы Trafi бланк смены владельца, вы совместно заполняете его и отдаёте владельцу оговоренную сумму. Если расчет производится наличными, а не банковским переводом, следует прямо на бланке указать сумму сделки и попросить продавца сделать отметку о ее получении. После этого вы забираете оригинал бланка, ключи и – автомобиль ваш. Опасаться подделки номеров агрегатов, изменений показаний спидометра и прочих хитростей в Финляндии не следует. Ни один нормальный продавец-финн этого делать не будет.

После покупки у частного лица вам следует поехать на вашей новой машине на любую станцию технического осмотра или в офис страховой компании. В любом из этих мест, после окончательного выбора страховой компании и уплаты 14 евро за услуги, в течение 5-7 минут уполномоченный сотрудник сделает переоформление в системе Trafi приобретенного вами автомобиля на ваше имя. На обычном листе вам распечатают данные электронного технического паспорта с указанием там государственного номера, сроков технического осмотра, страховой компании и прочей необходимой информации. После этого все технические вопросы покупки завершены. При движении по Финляндии вам потребуются лишь наличие действующего водительского удостоверения (при переезде в Финляндию помните о необходимости замены российского водительского удостоверения на финское) и телефон страховой компании для экстренной связи в случае ДТП или технической неисправности. Все остальные данные в случае необходимости дорожная полиция получит в течение нескольких минут из системы Trafi по государственному номеру вашей машины.

Василий Давыдов

fontankafi.ru