Двигатель ямз 530 – ЯМЗ-530 — Википедия

Содержание

Дизельный двигатель ЯМЗ-530: что из чего — журнал За рулем

Представляем новые среднеразмерные рядные дизели серии ЯМЗ-530 диапазоном 120–315 л.с., которые с декабря 2013 года производит ОАО «Автодизель» в Ярославле.

Yar_motory

Материалы по теме

В России и близлежащих странах немало производств, выпускающих большие и малые грузовики, автобусы, строительную и сельхозтехнику. Всем нужны современные дизели с большим жизненным циклом, способные соответствовать нормам Евро‑5 и выше. Ровно такие, какие уже завтра запросит моторизованная Европа и страны Таможенного союза.

НА ПОДМОГУ

Ярославский моторный отважился на рискованный шаг — создание дизеля, способного конкурировать с лучшими мировыми образцами. Для этого в середине нулевых годов в партнеры пригласили ведущую европейскую инжиниринговую компанию AVL. И через несколько лет совместными усилиями создали новую серию рядных четырех- и шестицилиндровых двигателей ЯМЗ‑530 рабочим объемом 1,1 л на цилиндр (такой же у лидеров — например, Cummins, Iveco, Volvo и Renault), имеющих передовые показатели удельной мощности и расхода топлива.

СХЕМАТИЧНО

Схему выбрали нижневальную. Для среднеразмерных дизелей с невысокими оборотами коленвала (3200 об/мин по ограничителю) — то, что нужно. Мотор получился компактным: поскольку нет распредвалов в головке, она невысокая и узкая. Не пришлось городить длинный привод ГРМ. Уменьшилась масса вращающихся деталей. Конструкция стала надежной, долговечной и тихой. Все важные агрегаты приводятся шестернями от заднего конца коленчатого вала, что минимизирует крутильные колебания.

03

Изыск дизелей 530‑й серии — EGR компактная система дожигания отработавших газов, которые еще и подвергаются водяному охлаждению. Любые нормы токсичности выполняются легко.

Изыск дизелей 530‑й серии — EGR компактная система дожигания отработавших газов, которые еще и подвергаются водяному охлаждению. Любые нормы токсичности выполняются легко.

Изюминка серии ЯМЗ‑530 — система охлаждения с обратным ходом. Вода поступает не снизу вверх, как обычно, а сверху вниз. Сначала в самую нагретую часть мотора — головку, а потом к цилиндрам. Эффективность охлаждения наивысшая, как и термическая стабильность размеров. Можно запросто форсировать любую модификацию ЯМЗ‑530.

У двигателя мокрые гильзы. Для конвейера это лишние операции, зато обеспечивается равномерное охлаждение цилиндров и высокий ресурс цилиндропоршневой группы. При замене — никакой расточки и ремонтных размеров, сразу номинал! А ресурс должен превысить миллион километров.

Комплектующие не дешевые, но самы

www.zr.ru

технические характеристики, устройство и работа

На Ярославских мощностях ОАО «Автодизель» с декабря 2013 года изготавливаются дизельные агрегаты семейства «ЯМЗ-530». Сюда входят пока только две модели двигателей – это четырех- и шестицилиндровый моторы.

В нашей стране очень много предприятий, где производятся грузовые автомобили, различного размера автобусы, а также множество вариантов специальной техники для строительства и сельского хозяйства. Чтобы все это могло работать, необходимо обеспечить агрегаты двигателями. При этом желательно, чтобы у этих дизельных моторов был большой жизненный цикл и чтобы они соответствовали нормам «Евро-5».

Целью данного проекта является создание настоящей универсальной платформы, на базе которой можно будет производить силовые агрегаты для самой разнообразной техники в сельскохозяйственной и строительной сфере. Ведь известно, что для того, чтобы построить специальную версию мотора для трактора, потребуется много различных дополнительных задач. Часто приходится перерабатывать некоторые детали. Однако специалисты Ярославского завода дают гарантию, что для того, чтобы использовать этот двигатель, не нужно будет никаких конструктивных изменений.

Рискованный, но успешный шаг

На Ярославском моторном заводе действительно пошли на настоящий риск. Ведь создать дизельный двигатель «ЯМЗ-530», который бы не просто обладал уникальными характеристиками, но и мог бы создать конкуренцию для лучших моделей мировых производителей, очень и очень сложно.

Для этого в середине двухтысячных годов в качестве партнеров в этот проект были приглашены европейские инженеры. После нескольких лет разработок и экспериментов была создана серия рядных моторов с объемом 1,1 л на каждый цилиндр.

Такой же объем, кстати, на агрегатах известных брендов, таких как «Камминз», «Вольво» и «Ивеко». Двигатель «ЯМЗ-530» также отличается передовыми характеристиками по мощности и расходу топлива.

Кстати, этот ДВС является одним из первых во всей истории отечественного моторостроения. Продукт этот стал новинкой не только для всей страны, но и для «Автодизеля». Ведь здесь не только новейшая конструкция, но и другие методы ведения проектирования и разработки. В результате удалось создать силовой агрегат под названием «ЯМЗ-530», отзывы о котором в основном восторженные.

Схемы

Схему для нового мотора решили выбрать нижневальную. И отечественные, и европейские специалисты в один голос сказали, что так будет лучше для средних размеров дизелей с небольшими оборотами.

Двигатель довольно компактный. Виной всему – отсутствие распределительных валов в ГБЦ. А сама головка блока цилиндров не отличается большой высотой и другими размерами. Также в этом моторе не найти и длинного привода газораспределительного механизма. Инженерам удалось значительно уменьшить вес движущихся и вращающихся узлов и деталей. Сама конструкция, по сравнению с другими модификациями, стала гораздо надежней. Работа агрегата достаточно тихая и отличается увеличенной долговечностью. Все самые важные узлы получают движение от привода коленвала. Это позволяет в значительной мере свести к минимуму вращательные колебания.

Изюминки

Среди интересных моментов в конструкции «ЯМЗ-530» можно выделить систему охлаждения с возможностью обратного хода. Так, охлаждающая жидкость попадает не привычным для многих образом – снизу вверх, а сверху вниз.

Так, сначала охлаждается самая горячая область – головка блока цилиндров, а затем уже и сами цилиндры. Инженерам удалось добиться с внедрением этой инновации практически максимальной эффективности. Также стоит отметить термическую стабильность размеров узлов и деталей двигателя. Специалисты по тюнингу оценят это. Теперь можно практически без усилий форсировать любой агрегат семейства «ЯМЗ-530».

Инженеры применили в этой силовой установке технологию мокрых гильз. Для производства это оказалось немного неудобно, однако, как показала практика, цилиндры охлаждаются более равномерно. Цилиндропоршневая группа имеет больший ресурс. Если необходимо что-нибудь заменить, нет необходимости растачивать цилиндры под нужный размер. Можно сразу же устанавливать номинальные детали. Ресурс, по заверениям разработчиков, составляет более миллиона километров. Это впечатляющая цифра.

Лучшие комплектующие

Разрабатывая новый дизель «ЯМЗ-530», специалисты применили самые лучшие комплектующие. Только представьте, топливную аппаратуру заказали у лидеров отрасли – Bosch, детали для поршневой группы поставила Federal Mogul, блок цилиндров – Fritz Winter. Сухари клапанов, а также вкладыши – и те импортные, изготовленные именитым производителем Mahle.

Эффективность и универсальность

Силовой дизельный агрегат «ЯМЗ-530» – это воплощение самых современных и передовых решений. Здесь работает уникальная схема топливоподачи аккумуляторного типа. Контролирует это электронная система управления. Все детали изготавливались с расчетом на работу под большим давлением.

Смазочная система, а также эффективное охлаждение позволяют получить литровую мощность до 34 кВт. Привод на основе шестеренок со стороны маховика дает возможность сделать работу агрегата практически бесшумной. Система вентиляции картерных газов закрытого типа полностью интегрирована в крышку головки блока цилиндров. Больше не придется ее обслуживать.

Одни из достоинств этого дизеля – высокая компактность и небольшой вес. Это позволяет значительно упростить процесс установки его в моторный отсек грузового автомобиля. Разработчики смогли заложить в конструкцию различные опции. Это возможность установки компрессора для кондиционера, предпускового подогревателя, а также отопителя кабины.

Мотор, диктующий новые стандарты

Агрегат необычайно надежен. Ресурс очень высокий. Интервалы между обслуживанием составляют до 50 тысяч километров. Это путь к уменьшению расходов на техническое обслуживание почти в два раза. Техника с этими моторами отличается высокой экологичностью, бесшумной работой и комфортом.

Устройство и работа «ЯМЗ-530» безмерно радуют владельцев. Уровень вибраций и шума составляет не больше 92 Дб. Это позволяет навсегда отказаться от достаточно дорогого капотирования двигательного отсека, а также повышает комфорт для водителя в кабине или для пассажиров в автобусе.

Экономичен, как импортный

Низкий уровень расхода топлива и смазочных материалов полностью подтвержден в ходе многочисленных тестов.

При объеме 1,1 л на цилиндр средний расход составляет до 26 л на 100 км. При этом машина двигается со скоростью 60 км/ч.

Динамичный и эффективный в движении

Техника, которая оснащена этими силовыми агрегатами, получает значительные преимущества. Высокий крутящий момент до 1226 Нм, доступный на низких оборотах, позволяет автомобилю двигаться очень динамично. Машина легко разгоняется, и ею легко управлять.

Конструктивные особенности

Для того чтобы достичь высоких уровней экологичности, инженеры применили специальную систему – EGR. она способствует улучшению процесса рециркуляции газов. Также в конструкции имеется катализатор с возможностью замены фильтров.

Следит за параметрами работы новый блок управления. Мотор оснащен множеством датчиков, которые чутко следят за состоянием всех основных узлов.

Двигатель «ЯМЗ-530»: технические характеристики

Давайте посмотрим, на что способна базовая версия этого мотора. Итак, это рядный, четырехцилиндровый силовой агрегат. Рабочий объем его составляет 4,4 л. В зависимости от модификации мощность может варьироваться от 136 до 190 лошадиных сил для версии на четыре цилиндра.

Количество оборотов коленчатого вала для базового агрегата составляет 2300 об/мин. Максимум крутящего момента – 710 Нм при 1600 оборотах. Что касается расхода топлива «ЯМЗ-530», характеристики показывают, что аппетиты агрегата составляют 143 грамма на одну лошадиную силу за час. Это довольно технологично. Масса двигателя составляет всего 480 кг в базовой версии.

Шестицилиндровая версия отличается лучшими характеристиками. Объем агрегата составляет 6,6 л. По оснащению эта версия является полной копией четырехцилиндровой. Здесь такой же привод узлов, та же система охлаждения, установлен турбонаддув.

Мощность в зависимости от модификации составит от 270 до 312 лошадиных сил. Крутящий момент в этой версии – 1226 Нм на 1600 об/мин. Минимальный расход топлива – 194 грамма на 1 лошадиную силу за час.

Сертифицирован для «Евро-5»

Ярославский завод «Автодизель», где занимаются производством таких агрегатов, успешно получил сертификаты на двигатель «ЯМЗ-530», характеристики которого полностью соответствуют новому экологическому стандарту. Это позволило значительно расширить экспортные возможности авто, которые комплектовались такими установками в европейские страны.

Новая линейка под «Евро-5» отличается значительно улучшенными характеристиками, техническими и экономическими показателями. Диапазон мощности также расширился. Теперь она составляет от 240 до 330 лошадиных сил. Крутящий момент также расширился – от 900 до 1370 Нм.

По своей конструкции модели «Евро-5» практически полностью унифицированы с их аналогичными «собратьями» под прошлый стандарт. Чтобы полностью соответствовать новейшим экологическим нормативам, в конструкции использована система каталитического восстановления.

Первые экземпляры были отправлены для прохождения тестирования к стратегическим партнерам группы «ГАЗ». Их будут устанавливать и эксплуатировать на многих автомобилях, таких как «Урал», «МАЗ», а также этими агрегатами оснастят городские и пригородные автобусы марки «ЛиАЗ».

Производство разместили на новых площадях. Все детали изготавливаются на самых современных станках. На новой производственной площадке применяются самые передовые технологии, которые обеспечивают надежность и экономичность.

Что говорят владельцы о конструкции «ЯМЗ-530»? Отзывы двигатель получает только положительные. Эти двигатели обладают некоторыми преимуществами, которых нет у многих зарубежных производителей. Так, ярославский агрегат значительно выигрывает по крутящему моменту и мощности. При этом расход топлива довольно низкий.

Итак, мы выяснили, какие имеет двигатель «ЯМЗ-530» технические характеристики и отзывы. Приобретение данного устройства станет беспроигрышным вложением денег. Такой двигатель прослужит долго и эффективно, что является первостепенной задачей таких агрегатов.

fb.ru

технические характеристики, устройство и работа

На Ярославских мощностях ОАО «Автодизель» с декабря 2013 года изготавливаются дизельные агрегаты семейства «ЯМЗ-530». Сюда входят пока только две модели двигателей – это четырех- и шестицилиндровый моторы.

В нашей стране очень много предприятий, где производятся грузовые автомобили, различного размера автобусы, а также множество вариантов специальной техники для строительства и сельского хозяйства. Чтобы все это могло работать, необходимо обеспечить агрегаты двигателями. При этом желательно, чтобы у этих дизельных моторов был большой жизненный цикл и чтобы они соответствовали нормам «Евро-5».

Целью данного проекта является создание настоящей универсальной платформы, на базе которой можно будет производить силовые агрегаты для самой разнообразной техники в сельскохозяйственной и строительной сфере. Ведь известно, что для того, чтобы построить специальную версию мотора для трактора, потребуется много различных дополнительных задач. Часто приходится перерабатывать некоторые детали. Однако специалисты Ярославского завода дают гарантию, что для того, чтобы использовать этот двигатель, не нужно будет никаких конструктивных изменений.

Рискованный, но успешный шаг

На Ярославском моторном заводе действительно пошли на настоящий риск. Ведь создать дизельный двигатель «ЯМЗ-530», который бы не просто обладал уникальными характеристиками, но и мог бы создать конкуренцию для лучших моделей мировых производителей, очень и очень сложно.

Для этого в середине двухтысячных годов в качестве партнеров в этот проект были приглашены европейские инженеры. После нескольких лет разработок и экспериментов была создана серия рядных моторов с объемом 1,1 л на каждый цилиндр. Такой же объем, кстати, на агрегатах известных брендов, таких как «Камминз», «Вольво» и «Ивеко». Двигатель «ЯМЗ-530» также отличается передовыми характеристиками по мощности и расходу топлива.

Кстати, этот ДВС является одним из первых во всей истории отечественного моторостроения. Продукт этот стал новинкой не только для всей страны, но и для «Автодизеля». Ведь здесь не только новейшая конструкция, но и другие методы ведения проектирования и разработки. В результате удалось создать силовой агрегат под названием «ЯМЗ-530», отзывы о котором в основном восторженные.

Схемы

Схему для нового мотора решили выбрать нижневальную. И отечественные, и европейские специалисты в один голос сказали, что так будет лучше для средних размеров дизелей с небольшими оборотами.

Двигатель довольно компактный. Виной всему – отсутствие распределительных валов в ГБЦ. А сама головка блока цилиндров не отличается большой высотой и другими размерами. Также в этом моторе не найти и длинного привода газораспределительного механизма. Инженерам удалось значительно уменьшить вес движущихся и вращающихся узлов и деталей. Сама конструкция, по сравнению с другими модификациями, стала гораздо надежней. Работа агрегата достаточно тихая и отличается увеличенной долговечностью. Все самые важные узлы получают движение от привода коленвала. Это позволяет в значительной мере свести к минимуму вращательные колебания.

Изюминки

Среди интересных моментов в конструкции «ЯМЗ-530» можно выделить систему охлаждения с возможностью обратного хода. Так, охлаждающая жидкость попадает не привычным для многих образом – снизу вверх, а сверху вниз. Так, сначала охлаждается самая горячая область – головка блока цилиндров, а затем уже и сами цилиндры. Инженерам удалось добиться с внедрением этой инновации практически максимальной эффективности. Также стоит отметить термическую стабильность размеров узлов и деталей двигателя. Специалисты по тюнингу оценят это. Теперь можно практически без усилий форсировать любой агрегат семейства «ЯМЗ-530».

Инженеры применили в этой силовой установке технологию мокрых гильз. Для производства это оказалось немного неудобно, однако, как показала практика, цилиндры охлаждаются более равномерно. Цилиндропоршневая группа имеет больший ресурс. Если необходимо что-нибудь заменить, нет необходимости растачивать цилиндры под нужный размер. Можно сразу же устанавливать номинальные детали. Ресурс, по заверениям разработчиков, составляет более миллиона километров. Это впечатляющая цифра.

Лучшие комплектующие

Разрабатывая новый дизель «ЯМЗ-530», специалисты применили самые лучшие комплектующие. Только представьте, топливную аппаратуру заказали у лидеров отрасли – Bosch, детали для поршневой группы поставила Federal Mogul, блок цилиндров – Fritz Winter. Сухари клапанов, а также вкладыши – и те импортные, изготовленные именитым производителем Mahle.

Эффективность и универсальность

Силовой дизельный агрегат «ЯМЗ-530» – это воплощение самых современных и передовых решений. Здесь работает уникальная схема топливоподачи аккумуляторного типа. Контролирует это электронная система управления. Все детали изготавливались с расчетом на работу под большим давлением.

Смазочная система, а также эффективное охлаждение позволяют получить литровую мощность до 34 кВт. Привод на основе шестеренок со стороны маховика дает возможность сделать работу агрегата практически бесшумной. Система вентиляции картерных газов закрытого типа полностью интегрирована в крышку головки блока цилиндров. Больше не придется ее обслуживать.

Одни из достоинств этого дизеля – высокая компактность и небольшой вес. Это позволяет значительно упростить процесс установки его в моторный отсек грузового автомобиля. Разработчики смогли заложить в конструкцию различные опции. Это возможность установки компрессора для кондиционера, предпускового подогревателя, а также отопителя кабины.

Мотор, диктующий новые стандарты

Агрегат необычайно надежен. Ресурс очень высокий. Интервалы между обслуживанием составляют до 50 тысяч километров. Это путь к уменьшению расходов на техническое обслуживание почти в два раза. Техника с этими моторами отличается высокой экологичностью, бесшумной работой и комфортом.

Устройство и работа «ЯМЗ-530» безмерно радуют владельцев. Уровень вибраций и шума составляет не больше 92 Дб. Это позволяет навсегда отказаться от достаточно дорогого капотирования двигательного отсека, а также повышает комфорт для водителя в кабине или для пассажиров в автобусе.

Экономичен, как импортный

Низкий уровень расхода топлива и смазочных материалов полностью подтвержден в ходе многочисленных тестов. При объеме 1,1 л на цилиндр средний расход составляет до 26 л на 100 км. При этом машина двигается со скоростью 60 км/ч.

Динамичный и эффективный в движении

Техника, которая оснащена этими силовыми агрегатами, получает значительные преимущества. Высокий крутящий момент до 1226 Нм, доступный на низких оборотах, позволяет автомобилю двигаться очень динамично. Машина легко разгоняется, и ею легко управлять.

Конструктивные особенности

Для того чтобы достичь высоких уровней экологичности, инженеры применили специальную систему – EGR. она способствует улучшению процесса рециркуляции газов. Также в конструкции имеется катализатор с возможностью замены фильтров.

Следит за параметрами работы новый блок управления. Мотор оснащен множеством датчиков, которые чутко следят за состоянием всех основных узлов.

Двигатель «ЯМЗ-530»: технические характеристики

Давайте посмотрим, на что способна базовая версия этого мотора. Итак, это рядный, четырехцилиндровый силовой агрегат. Рабочий объем его составляет 4,4 л. В зависимости от модификации мощность может варьироваться от 136 до 190 лошадиных сил для версии на четыре цилиндра.

Количество оборотов коленчатого вала для базового агрегата составляет 2300 об/мин. Максимум крутящего момента – 710 Нм при 1600 оборотах. Что касается расхода топлива «ЯМЗ-530», характеристики показывают, что аппетиты агрегата составляют 143 грамма на одну лошадиную силу за час. Это довольно технологично. Масса двигателя составляет всего 480 кг в базовой версии.

Шестицилиндровая версия отличается лучшими характеристиками. Объем агрегата составляет 6,6 л. По оснащению эта версия является полной копией четырехцилиндровой. Здесь такой же привод узлов, та же система охлаждения, установлен турбонаддув.

Мощность в зависимости от модификации составит от 270 до 312 лошадиных сил. Крутящий момент в этой версии – 1226 Нм на 1600 об/мин. Минимальный расход топлива – 194 грамма на 1 лошадиную силу за час.

Сертифицирован для «Евро-5»

Ярославский завод «Автодизель», где занимаются производством таких агрегатов, успешно получил сертификаты на двигатель «ЯМЗ-530», характеристики которого полностью соответствуют новому экологическому стандарту. Это позволило значительно расширить экспортные возможности авто, которые комплектовались такими установками в европейские страны.

Новая линейка под «Евро-5» отличается значительно улучшенными характеристиками, техническими и экономическими показателями. Диапазон мощности также расширился. Теперь она составляет от 240 до 330 лошадиных сил. Крутящий момент также расширился – от 900 до 1370 Нм.

По своей конструкции модели «Евро-5» практически полностью унифицированы с их аналогичными «собратьями» под прошлый стандарт. Чтобы полностью соответствовать новейшим экологическим нормативам, в конструкции использована система каталитического восстановления.

Первые экземпляры были отправлены для прохождения тестирования к стратегическим партнерам группы «ГАЗ». Их будут устанавливать и эксплуатировать на многих автомобилях, таких как «Урал», «МАЗ», а также этими агрегатами оснастят городские и пригородные автобусы марки «ЛиАЗ».

Производство разместили на новых площадях. Все детали изготавливаются на самых современных станках. На новой производственной площадке применяются самые передовые технологии, которые обеспечивают надежность и экономичность.

Что говорят владельцы о конструкции «ЯМЗ-530»? Отзывы двигатель получает только положительные. Эти двигатели обладают некоторыми преимуществами, которых нет у многих зарубежных производителей. Так, ярославский агрегат значительно выигрывает по крутящему моменту и мощности. При этом расход топлива довольно низкий.

Итак, мы выяснили, какие имеет двигатель «ЯМЗ-530» технические характеристики и отзывы. Приобретение данного устройства станет беспроигрышным вложением денег. Такой двигатель прослужит долго и эффективно, что является первостепенной задачей таких агрегатов.

autogear.ru

ЯМЗ-530 – скоро старт! – Основные средства

В 2004–2005 гг. специалистами ОАО «Автодизель» и Группы ГАЗ (в то время – «РусПромАвто») были сформулированы современные подходы к развитию проекта «ЯМЗ-530», созвучные трендам развития мирового автопрома. Целью проекта было создание линейки дизельных двигателей с технико-эксплуатационными характеристиками на уровне ведущих мировых производителей. Результатом стало семейство соответствующих экологическому стандарту Euro 4 средних двигателей, которое включает 4- и 6-цилиндровые дизели с рядным расположением цилиндров в мощностном диапазоне 120…320 л.с.; 3-цилиндровый вариант не предусмотрен. К работе по доводке конструкции была привлечена одна из ведущих мировых инжиниринговых фирм AVL List (Австрия).

Конструкция

Размерность цилиндра 1,1 л и диапазон мощностей нового семейства типичны для современной мировой практики создания двигателей транспортных средств полной массой от 8 до 33 т. Для снижения токсичности применена рециркуляция отработавших газов (EGR).

В конструкции использовано несколько десятков технических решений, которые патентует ОАО «Автодизель». Инновационны и принципиальные решения. Так, оригинальная схема системы охлаждения «сверху вниз» гарантирует подвод охлаждающей жидкости к самым теплонапряженным местам – межклапанным перемычкам и верхним частям гильз цилиндров, равномерно распределяя потоки охлаждающей жидкости по цилиндрам. Это обеспечит надежный отвод тепла при экстремальных форсировках.

Электронные системы управления двигателем и системой подачи топлива обеспечивают как настраиваемое соответствие экологическим требованиям, так и адаптацию характеристик мотора для конкретной техники.

Использована система подачи топлива аккумуляторного типа производства R. Bosch GmbH второго поколения (Common Rail 2) с давлением впрыска 1800 бар. Потенциал повышения давления до 2000 бар заложен для модификации Euro 5. Помимо топливной системы в двигателях ЯМЗ-530 используется ряд других импортных компонентов: турбонагнетатель, поршневая группа, поковка коленчатого вала, распределительный вал, детали клапанного механизма, детали и узлы ременного и шестеренного приводов агрегатов, навесные агрегаты (КПТ, ГУР, генератор, стартер).

Соответствие двигателей нормам Euro 5 и в перспективе Euro 6 будет обеспечено путем поэтапного увеличения давления впрыска, увеличения эффективности систем EGR и турбонаддува. К созданию версии Euro 5 завод приступит в ближайшее время, причем конструктивные решения, заложенные в двигателях, позволят сделать это с минимальными затратами.

К сожалению, технологии российской металлургии оказались не в состоянии обеспечить должное качество современного мотора. Западноевропейское точное литье обеспечивает нужные свойства деталей и снижает стоимость дальнейшей механической обработки. Блок изготавливается из серого чугуна СЧ-25, головка цилиндров – из специального чугуна с вермикулярным графитом.

Платформа нового семейства ЯМЗ-530, универсальна: она, по утверждению авторов и заключению зарубежных партнеров проекта, позволяет создавать модификации двигателей для автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и судовой техники, стационарных агрегатов, транспорта силовых ведомств. Не секрет, что для создания тракторной или специальной версии двигателя требуется немало дополнительной работы, не исключающей в отдельных случаях изменение базовых деталей. Но специалисты предприятия гарантируют, что это в любом случае не приведет к принципиальным изменениям конструкции. Таким образом, в пределах семейства сохранится совместимость большинства узлов и агрегатов.

ЯМЗ-530 – проект, изначально создаваемый в соответствии с требованиями Euro 4, однако для силовых ведомств созданы специальные форсированные модификации, к которым требования по экологии не предъявляются (военные обращают внимание лишь на дымление как демаскирующий фактор). Заявляемый интервал обслуживания увеличен до 50 тыс. км. В зависимости от модификации расчетный ресурс базовых моделей составляет от 900 тыс. до 1 млн. км пробега. Двигатели рассчитаны на масла и топлива, отвечающие российским стандартам.

ЯМЗ-530 – первый в отечественной практике рядный дизель, разработанный в нашей стране за более чем полувековой период. Это продукт, принципиально новый и для самого «Автодизеля»: помимо конструкции применяются инновационные технологии производства, подходы к проектированию и обслуживанию в составе техники. В частности, вывод новых продуктовых линеек привел к кардинальному пересмотру системы сервисного обслуживания.

Испытания

В настоящее время ОАО «Автодизель» в соответствии с полученными заявками потребителей сосредоточилось на подготовке производства двигателей для грузового автотранспорта, курсирующего по дорогам общего назначения, и для специальной техники.

Проведены все необходимые стендовые и длительные эксплуатационные испытания двигателей ЯМЗ-530 в составе автомобилей и автобусов, включая тестирования в условиях жаркого климата, «горные» и «зимние». В них участвовало около двадцати видов автотехники от разных производителей. По результатам скорректирована конструкция жидкостного насоса, вентилятора охлаждения, подвески силового агрегата, элементов системы EGR и контура топливопроводов. Изменены параметры моторных систем автомобилей и автобусов – системы охлаждения, отопления салона, взаимодействия электронных систем управления автомобиля и двигателя. Для отдельных типов автомобилей разработаны дополнительные варианты расположения масляных и топливных фильтров. Введен датчик наличия воды в топливе. В штатную комплектацию введены новые функции программы электронного блока управления: сигнализация необходимости слива воды из фильтра-отстойника, запись события в память ЭБУ и т. д.

Хотя один из двигателей был установлен на трактор, комплексные испытания в составе тракторов и комбайнов пока не проводятся. Для создания тракторной либо комбайновой версии требуются дополнительные инвестиции, и такие модификации будут создаваться по мере появления финансово подтвержденного спроса.

В настоящее время дорожные и омологационные испытания транспортных средств, укомплектованных двигателями ЯМЗ-530, проводят как предприятия Группы ГАЗ – Горьковский автозавод, ПАЗ, ЛиАЗ, АЗ «Урал», так и внешние потребители – ООО «ВПК», МАЗ.

Проведены консультации практически со всеми крупнейшими производителями коробок передач. Получены конкретные предложения по возможному агрегатированию. Первые партии двигателей для конкретных потребителей будут агрегатироваться с коробками передач ГАЗ («Нижегородские моторы») и ZF.

Производство и рыночные перспективы

Пуск опытно-серийного производства намечен на сентябрь 2011 г. и приурочен к 95-летию завода «Автодизель». Новое производство будет называться «цехом по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530» в составе ОАО «Автодизель». Проектная численность персонала при полной загрузке мощностей первой очереди – 1250 человек, из них порядка 10% – ИТР.

В настоящее время имеется подтвержденный спрос на 4- и 6-цилиндровые модели в процентном соотношении 54:46. Потребителями 4-цилиндровых двигателей станут ПАЗ, производящий городские и пригородные автобусы малого класса, а также ГАЗ, производящий средние грузовики. На смену V-образным двигателям на тяжелой грузовой технике, выпускаемой МАЗом, АЗ «Урал» и ЛиАЗом, должны прийти 6-цилиндровые двигатели.

Двигателями ЯМЗ-530 предполагается комплектовать и военные автомобили. Это как традиционные для заказа МО РФ – семейства «Тигр-М», специальная полицейская машина СПМ-3, спецтехника на базе автомобилей «Урал», так и принципиально новые – «Урал-43206» 4х4, «Каратель» ГАЗ-29651, «Волк» ВПК-3927. По последним данным, ОАО «АМЗ» уже выпущена опытно-промышленная партия из 34 автомобилей с двигателем ЯМЗ-5347-10.

Рынок средних дизельных двигателей в мощностном диапазоне 100…300 л.с. сегодня один из самых быстро растущих. ОАО «Автодизель» своевременно входит в этот сегмент с очень перспективной продукцией.

Таблица наглядно показывает существенные преимущества ЯМЗ-530 Euro 4 перед конкурирующими аналогами.

Группа ГАЗ стремится обеспечить потребителям стабильные и предсказуемые конкурентоспособные цены на двигатели ЯМЗ-530 на всех стадиях развития проекта. Несомненно, инфляция будет увеличивать стоимость, в первую очередь импортных компонентов. Локализация позволит снизить влияние этого фактора, и Группа ГАЗ готова взять на себя значительную часть серьезных инвестиций, которые для этого потребуются.

В ближайшие годы, если тенденции развития автомобильной промышленности подтвердятся, будет произведено и реализовано до 40 тыс. двигателей ЯМЗ-530 в год. При необходимости завод сможет увеличить производство на создаваемых мощностях до 52 тыс. в год за счет введения дополнительных смен. В целом же проект предусматривает перспективу наращивания производства до 80 тыс. двигателей в год.

За десятилетия, прошедшие с момента распада СССР и социалистической кооперации, положительный имидж ярославских моторов на внешних рынках был в значительной мере утрачен. На некоторых из них продукция ЯМЗ оказалась полностью вытеснена конкурентами. Задача предприятия сегодня – вернуть утраченные позиции. Это не абстрактные надежды. Начинать возрождение марки планируется со стран, где условия развития автомобильной отрасли близки к российским условиям. Уже сегодня завод ведет переговоры о крупных поставках двигателей ЯМЗ-530 с несколькими авторитетными автопроизводителями из стран Азии.

В развитых странах Европы и Северной Америки уже действуют нормы Euro 5, а перспективные разработки ведутся для двигателей версии Euro 6. ЯМЗ-530 создан прежде всего для российского рынка, на котором нормы Euro 4 полностью вступают в силу только в 2012 г. Такая ситуация сходна со многими странами с развивающейся экономикой, которым уделялось особое внимание при оценке экспортного потенциала проекта. На динамично развивающийся макросегмент средних рядных двигателей делают сегодня основную ставку в расширении рынка все без исключения крупнейшие транснациональные компании отрасли, и ярославский проект имеет высокий потенциал востребованности.

Но, по мнению специалистов Группы ГАЗ, проект может заинтересовать в дальнейшем и потребителей из других стран. Характеристики, конструкция и цена двигателя весьма конкурентоспособны. Возможности доработки до требований Euro 6 заложены в техническом задании. В ходе реализации двух проектов – ЯМЗ-650 и ЯМЗ-530 – накоплен опыт партнерства с ведущими мировыми инжиниринговыми центрами. Известно, что проектирование новой техники начинается именно с силового агрегата, и в основу разработки закладывают уже хорошо зарекомендовавшие себя разработки. Так что время на реализацию этих планов потребуется. Но именно здесь наша страна имеет реальные шансы прорваться на внешние рынки не с сырьем, а с предложением высокотехнологичного продукта, созданного в России.

* * *

В 2010 г. проекту «ЯМЗ-530» присвоена премия «Инновация/ технологический прорыв» лондонского Института Адама Смита. На церемонии награждения отмечалось, что «строящийся в Ярославле завод по производству новых дизелей ЯМЗ станет первым основанным за последние 35 лет в России двигателестроительным предприятием, по уровню технологической оснащенности и автоматизации производства ни в чем не уступающим лидерам мирового автопрома».

Проект «ЯМЗ-530» признан Правительством РФ стратегическим для российского машиностроения.

Автор благодарит за участие в подготовке материала В.К. Фомина, В.В. Спиридонова, (Дивизион «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ), Н.Л. Шамаля (ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).

ПараметрГруппа ГАЗCumminsDeutzMANNavistar
Двигатель

ЯМЗ-536

ISBe 6

BF6M1013FC

TCD2013L64V

D0836LOH 41/40

D0836LOH 56/55

Acteon

Экологический класс

Euro 3, Euro 4

Euro 3, Euro 4

Euro 3

Euro 4

Euro 3

Euro 4

Euro 4

Расположение и число цилиндров

Рядное, 6 цил.

Тип топливоподачи

CRS Bosch

Рабочий объем, л

6,65

6,7

7,14

7,14

6,87

6,87

7,2

Максимальная мощность, л.с.

185…315 при 2400 мин–1

210…285 при 2500 мин–1

210 при 2300 мин–1

235 при 2300 мин–1

240…280 при 2300…2400 мин–1

240…280 при 2300…2400 мин–1

221…256 при 2200 мин–1

Минимальный расход топлива, г/л.с..ч

142

144

143

143

146

146

н. д.

Максимальный крутящий момент, Н.м

700…1240 при 1300…1600 мин–1

800…970 при 1600 мин–1

1050 при 1400 мин–1

1200 при 1200 мин–1

925…1100 при 1200…1800 мин–1

925…1100 при 1200…1800 мин–1

860…950 при 1200…1800 мин–1

Сухая масса (Euro 3), кг

650

540

572

640

527

Ресурс, тыс. км

900

500

н. д.

700

н. д.

н. д.

750

Межсервисный интервал, тыс. км

50

40

н. д.

30

н. д.

н. д.

40

Достижение норм Euro 4, Euro 5

EGR

SCR

SCR

EGR

EGR

os1.ru

Семейство средних рядных двигателей ЯМЗ-530


Двигатели ЯМЗ-530 относятся к стандарту евро-4. Проиводятся в 2 модификациях: с 4 цилиндрами и 6 цилиндрами.


Мощность в зависимости от модификации: от 110 до 230 квт. Цель создания: усиление авторитета в дизелестроении, производство конкурентоспособных двигателей на мировой торговой арене, создание высокотехнологичных двигателей, отвечающих всем экологическим и технологическим стандартам.


 


Конкурентные преимущества двигателей семейства ЯМЗ-530


 


  • Принципиально новая конструкция с использованием передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ»;

  • Экологические стандарты «Евро-3» и «Евро-4» ;

  • Наличие бренда ЯМЗ, известного на мировом рынке, рынках России и стран СНГ;

  • Возможность использования имеющейся налаженной дилерской и сервисной сетей обслуживания двигателей ЯМЗ.


 


Основные параметры базовых двигателей семейства ЯМЗ-530


 





















Параметр


ЯМЗ-534


ЯМЗ-536


Тип двигателя


Дизель, 4-тактный, с воспламенением от сжатия, газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух»


Число и расположение цилиндров


L4


L6


Диаметр цилиндра и Ход поршня, мм


105 х 128


Рабочий объем цилиндра, л


1,1


Рабочий объем двигателя, л


4,43


6,65


Номинальная мощность, кВт (л.с.)


88,5 — 140 (120 -190)(1)


136 — 232 (185 — 315)(2)


Номинальная частота вращения, мин-1


2300


Максимальный крутящий момент, Нм (кгс.м)


735 (75)


1240 (127)


Частота вращения при максимальном крутящего моменте, мин-1


1300-1600


Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.с.ч)


194 (143)


192 (144)


Относительный расход масла, % к расходу топлива


0,1


0,1


Тормозная мощность, кВт


90


140


Уровень шума дБа:


— на режиме номинальной мощности


— на холостом ходу


 


92


80


 


93


80


Прогнозируемый ресурс до капитального ремонта, км


700 000


900 000


 


 


Экологические показатели


EURO-3 / EURO-4 (EGR + POC) / EURO-5


Правила 96-02


Система топливоподачи


BOSCH CR с электронным управлением


Масса двигателя, кг


480


650



(1) В настоящее время сертифицированы двигатели ЯМЗ-534 мощностью 136 л.с., 150 л.с., 170 л.с., 190 л.с.
(2) В настоящее время сертифицированы двигатели ЯМЗ-536 мощностью 240 л.с., 270 л.с., 285 л.с., 315 л.с.


 


Технические характеристики сертифицированных модификаций двигателей ЯМЗ-534


 












Параметры


ЯМЗ-5340


ЯМЗ-5341


ЯМЗ-5342


ЯМЗ-5343/5344


Номинальная мощность, кВт (л.с.)


140 (190)


125 (170)


110 (150)


100 (136)


Номинальная частота вращения, мин-1


2300


Максимальный крутящий момент, Н.м


710


670


590


422


Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1


1300-1600


1300-1600


1300-1600


1200-2100


Соответствие экологическим нормативам


Правила ЕЭК ООН №24-03, № 49RII-04 –Евро-4


Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч)


— минимальный


— при номинальной мощности


 


 


194,5 (143)


213,5 (157)


 


 


194,5 (143)


213,5 (157)


 


 


193 (142)


209 (154)


 


 


197 (145)


212 (156)


Ресурс до капитального ремонта, км


1 000 000


600 000


Коробка передач и сцепление


SAE-2


SAE-2/3


SAE-3


SAE-3


Назначение


а/м МАЗ полной массой до 12 т


а/м МАЗ полной массой до 12 т


Автобусы ПАЗ-3203, -3204,-3205; ПАЗ-4234, -3237 массой не более 10,5 т


Автобусы ПАЗ-32053-07 массой не более 8 т


 


Основные показатели семейства ЯМЗ-530 и организация производства


  • 90% ресурс – 900 000 км

  • Межсервисный интервал – 50 000 км

  • Производственные мощности – до 100 тысяч двигателей в год,

    на первом этапе – 50 тысяч двигателей в год

  •  Основные рынки – Россия и страны СНГ

yamz-td.ru

ДВИГАТЕЛЬ ЯМЗ-536 ЕВРО-4

Ярославский моторный завод реализовал ряд крупных проектов по производству средних рядных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 мощностью от 120 до 320 л.с. стандартов «Евро-4» с потенциалом обеспечения «Евро-5» и «Евро-6». Для реализации проекта по производству новых моторов семейства ЯМЗ-530 был построен новый дизелестроительный завод. Производственная площадка ЯМЗ-530, созданная при поддержке ведущих мировых инжиниринговых фирм и поставщиков оборудования, обеспечивает мировой технологический уровень качества продукции.

Двигатели ЯМЗ-530 разработаны инженерно-конструкторским центром «Автодизеля» при поддержке компании AVL List (Австрия) с учетом многолетнего успешного опыта применения двигателей ЯМЗ на различной технике в сложных условиях эксплуатации. В двигателях ЯМЗ-530 использованы передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Двигатели ЯМЗ-530 обладают преимуществами перед большинством зарубежных и отечественных аналогов по таким показателям как мощность и крутящий момент при более низком расходе топлива.

Двигатель ЯМЗ-536 устанавливается на автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6.

Двигатели семейства ЯМЗ-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», пункт 8в, — экологический класс 4:
• для дорожной техники — Правилам ЕЭК ООН № 49-04В1, № 24-03; № 49-05С (уровень В1 с OBD), № 24-03 — ЕВРО-4
• для внедорожной техники — Правилам ЕЭК ООН № 96-02, № 24-03

Для достижения экологического уровня ЕВРО-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Выполнение нормативов Правил ЕЭК ООН № 96-02 осуществляется без применения системы EGR.

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, DxS=105×128 мм, рабочим объемом 6,65 л, 4-тактный, рядный, с задним шестеренчатым приводом агрегатов, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве.

Топливная система двигателя аккумуляторного типа (ECRS) производства фирмы R.Bosch обеспечивает давление впрыска 1800 бар. Система включает в себя насос высокого давления с модулем дозирования, топливопровод-накопитель (рампа) и форсунки.

Двигатель оборудован электронным блоком управления (ЭБУ) EDC 7.

Датчики системы управления и устройство коммутации:

  • датчик частоты вращения,
  • датчик фазы,
  • датчик давления топлива,
  • датчик температуры топлива,
  • датчик температуры наддувочного воздуха,
  • датчик давления наддувочного воздуха,
  • датчик температуры охлаждающей жидкости,
  • датчик давления масла.

Блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатун, подшипники рассчитаны на давление сгорания 210 бар. Системы охлаждения и смазки спроектированы из условия обеспечения 40 кВт/л и имеют высокий потенциал дальнейшей форсировки. Шестеренчатый привод агрегатов расположен со стороны маховика и обеспечивает низкий уровень крутильных колебаний и шума не более 93 дБ (А). Закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров. Не требует обслуживания.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-536

Модель, комплектацияЯМЗ-53602-10ЯМЗ-53622-10ЯМЗ-53642-10
Число и расположение цилиндровL6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм105
Ход поршня, мм128
Рабочий объем цилиндров, л6,65
Мощность, кВт (л.с.)229 (312)176,5 (240)210 (285)
Частота вращения, об/мин230
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м)1226 (125)900 (92)1130 (115)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1300-1600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч)190 (140)
Масса, кг620
Ресурс, тыс. км600
ПрименяемостьАвтомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 38 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. Урал-32552; 6×6 Урал-4320-78, Урал-44202-70, Урал-55571Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 тАвтомобили «Урал» повышенной проходимости 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т

www.uralst.ru