Опасная зона работы экскаватора: Техника безопасности при работе на экскаваторе

Содержание

Проектирование организации строительства и производства работ с учетом вопросов охраны труда

        Одним из наиболее важных вопросов для обеспечения безопасности строительства является правильная организационно-техническая подготовка к строительству. Эта подготовка проводится в два этапа: организационный и технический. На стадии организационной подготовки разрабатывается проект организации строительства (ПОС), а на технической стадии — проект производства работ (ППР).
&nbsp&nbsp Проекты организации строительства предусматривают только общие мероприятия по технике безопасности, такие, как возведение временных зданий и сооружений для обслуживания строительства, в том числе объектов санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работающих, основные устройства по технике безопасности для производства строительно-монтажных работ, размещение установок и устройств, создающих вредные производственные факторы (склады горюче-смазочных материалов, пылящих материалов, источники повышенного шума и др.
). Более глубокие и детальные проработки по вопросам безопасности труда даются в ППР.
&nbsp&nbsp Вопросы безопасности труда, решаемые в ППР, можно разделить на технологические и общеплощадочные.
&nbsp&nbsp К технологическим вопросам охраны труда относятся: расчет лесов, креплений и разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность этих работ; разработка монтажной технологичности конструкций, строповки конструкций, временных монтажных опор; выбор канатов, строп, траверс, якорей и других грузозахватных устройств; обеспечение электробезопасности на строительной площадке; обеспечение безвредности работ при наличии токсических веществ; меры по обеспечению безопасности работ в зимних условиях; безопасность труда при работах в условиях действующих предприятий.
&nbsp&nbsp К общеплощадочным вопросам, относятся: указание мест размещения санитарно-гигиенического обслуживания работающих; выбор системы освещения; выбор методов ограждения опасных зон; размещение противопожарного водопровода, противопожарных устройств, складских площадок, временных дорог, обеспечивающих безопасное движение автотранспорта.

&nbsp&nbsp Все перечисленные вопросы должны быть обоснованы инженерными расчетами, нормами и правилами.
&nbsp&nbsp Вопросы безопасности труда включаются в технологические карты на монтажные работы, в календарный график производства работ и в стройгенплан. Технологические карты особенно необходимы на сложные и опасные работы, а также на работы, выполняемые новыми методами. В технологических картах должны быть отражены все вопросы обеспечения безопасности труда.
&nbsp&nbsp В генеральном плане строительной площадки должны быть решены все рбщеплощадочные вопросы техники безопасности и производственной санитарии. На строй-генплане осуществляют привязку монтажных кранов и других строительных механизмов. Если строительство ведется в несколько этапов различными строительными организациями, то стройгенпланы следует составлять для разных периодов строительства: при строительстве жилых зданий — на период монтажа подземной и отдельно наземной частей здания, при строительстве промышленного объекта — на период выполнения работ нулевого цикла, возведения наземной части и монтажа технологического оборудования.

&nbsp&nbsp На стройгенплане указывается ограждение территории строительной площадки с учетом условий строительства, определяется расположение и конструкция забора или других ограждающих устройств в соответствии с требованиями правил техники безопасности, намечаются проезды и подъезды для подвоза материалов и конструкций, определяются их ширина и характер покрытия, обозначаются места стоянок, разворотов, зона ограниченной скорости движения автотранспорта. На схеме указываются расположение осветительных устройств, состав и размещение санитарно-бытовых помещений. На стройгенплане определяются площадки складирования, расположение подкрановых путей, указываются ограждения зон монтажа и зон складирования деталей, места уетановки табличек с предупредительными надписями и знаками, шлагбаумов на входах в монтажную зону и в строящиеся здания, места размещения контрольного груза,-линеек концевых выключателей, упоров башенных кранов. Строящееся здание или сооружение условно разбивают на монтажные захватки, определяют последовательность ведения монтажа и подачи грузов кранами.
На генеральном плане отмечают места хранения взрывопожароопасных и вредных для здоровья людей материалов. Рис. 1. Опасная зона, связанная с обрывом строп:
1 — положение конструкции при подъеме; 2 — то же, при обрыве одного стропа; 3 — то же, при падении конструкции
&nbsp&nbsp Для исключения переноса кранами грузов над рабочими местами на стройгенплане указывают: направление поворота стрелы крана с грузом в увязке с направлением движения монтажа здания, ограничение углов поворота и вылета стрелы крана, что достигается установкой специальных ограничителей. На стройгенплане или на отдельной схеме указывают места установки электротехнических устройств, строительных машин, силовых и осветительных электролиний.
&nbsp&nbsp В процессе строительно-монтажных работ на строительной площадке возникают опасные зоны, например при работе на высоте (особенно при совмещении работ на разных уровнях по одной вертикали), в местах интенсивного движения транспорта, работы грузоподъемных, землеройных и других строительных машин, при валке или разборке зданий и сооружений, в районе прохождения подземных и надземных энергетических сетей, при производстве взрывных работ, рыхлении мерзлого грунта и др.

&nbsp&nbsp Опасные зоны могут быть постоянными и временными. К постоянным относятся опасные зоны при монтаже зданий, линии электропередачи, зоны действия грузоподъемных машин и др. Опасная зона при работе башенного или стрелового крана возникает из-за возможности обрыва строп и отлета груза в сторону при его падении (рис. 1). Наибольший отлет конструкции при обрыве
&nbsp&nbsp где r — максимальный вылет стрелы, м; s — возможный отлет груза, м; h — высота возможного падения, м; l — длина ветви стропа, м; α — угол между вертикалью и ветвью стропа; а — расстояние от наружного края груза до его центра тяжести, м.
&nbsp&nbsp Опасной зоной при работе башенного крана является площадь, ограниченная параллельными линиями и двумя полуокружностями. Зона обслуживания 1 определяется наибольшим вылетом крюка и максимальным рабочим участком кранового пути. Зона 2 представляет собой границу нахождения груза на крюке крана и отстоит от зоны 3 на 0,6 длины наибольшего поднимаемого краном элемента.
Рис. 2. Опасные зоны при работе башенного крана:
1, 4 — опасные зоны; 2 — зона нахождения груза; 3 — зона-обслуживания; 5 — контрольный груз; 6 — площадка складироваиия; 7 — место разгрузки; 8 — стоянка башенного крана; 9 — шкаф электропитания; 10 — флажки; 11 — хранение грузозахватных приспособлений; 12 — стенд со схемами строповки грузов; 13 — прием раствора
&nbsp&nbsp Опасная для нахождения людей зона 1 больше зоны 2 на расстояние d, определяемое по табл. 1. Граница зоны 4, опасной вблизи строящегося здания, отстоит от его периметра на величину l. Все опасные зоны обозначаются флажками.Таблица 1. Определение границ опасной зоны, м
Высота возможного падения l d
До 20 7 5
20…70 10 7
70…120 15 10
120. ..200 20 15
200…300 25 20
300…450 30 25

&nbsp&nbsp Стреловые самоходные краны, снабженные устройством, удерживающим стрелу от падения, имеют опасную зону, показанную на рис. 3. Опасная зона при работе экскаватора (рис. 4) с прямой лопатой в котловане
&nbsp&nbsp где Rк — наибольший радиус копания, м; b — расстояние по верху забоя до линии угла естественного откоса грунта плюс 1 м.Рис. 3. Опасная зона стрелового самоходного крана:
1 — ось вращения крана; 2 — зона возможного падения груза: 3 — опасная зона; 4 — зона обслуживания крана; 5 — угол ограничения (по паспорту крана)
Рис. 4. Опасная зона при работе экскаватора:

1 — самосвал; 2 — экскаватор
&nbsp&nbsp При работах, выполняемых на высоте, опасной зоной считается открытый участок, расположенный под зоной производства работ (рис. 5), границы которого определяют по горизонтальной проекции площади работ А, увеличенной на безопасное расстояние Р=0,3H, где Р — расстояние от границы горизонтальной проекции, м; Н — высота, на которой производятся работы, м.
&nbsp&nbsp Для улавливания упавших с высоты предметов или людей применяют защитные устройства с синтетическими сетками. Ими ограждают проемы или края, перекрытий (рис. 6).
&nbsp&nbsp Опасную зону работ, выполняемых на высоте, необходимо ограждать. Ограждения могут выполняться из канатов, закрепленных на специальных стройках или на колоннах каркаса, из трубчатых вертикальных и горизонтальных элементов. Примером такого ограждения может служить конструкция, показанная на рис. 7. Особенность ее заключается в том, что роль стоек для крепления канатов играют вентиляционные шахты, к которым с помощью хомутов крепится уголковая сталь.
Рис. 5. Опасная зона работ, выполняемых на высоте:

1 — зона производства работ на высоте H; 2 — горизонтальная проекция Рис. 6. Установка предохранительной сетки при производстве кровельных работ:
1 – монтируемая кровля; 2 — защитная сетка
&nbsp&nbsp Натяжение каната осуществляют с помощью ручных лебедок.
&nbsp&nbsp Опасная зона имеется около линий электропередачи (ЛЭП). Выполнять строительные работы, складировать материалы, размещать временные здания и сооружения в пределах охранных зон ЛЭП без согласия организации, эксплуатирующей эту линию, не разрешается.
&nbsp&nbsp При взрывных работах наибольший радиус опасной зоны определяется действием воздушной волны:
&nbsp&nbsp где Rb — наибольший радиус опасной зоны, м; m — масса заряда взрывчатого вещества, кг. Рис. 7. Ограждение, применяемое при устройстве кровли:
1 — парапетная плита; 2 — уголок; 3 — вентиляционная шахта; 4 — канат
Полезная информация:

Красная зона безопасности добычи угля на разрезе “Березовский”

Уникальная система безопасности дала колоссальный эффект. На разрезе «Березовский» впервые в Кузбассе массово внедряется комплекс, обозначающий радиус разворота карьерных экскаваторов. Оксана Храмова убедилась, ночью техника стала намного заметнее.

Red Kill Zone. Международное название системы говорит само за себя. Красная зона опасности делает карьерный экскаватор ночью намного заметнее и БЕЗОПАСНЕЕ для водителей самосвалов.

Сергей ДЮРЯГИН, водитель самосвала Komatsu 830E разреза «Березовский»: «В темное время суток, когда видимость очень сильно ограничена и экскаватор работает на 2 подъезда, я со 100%-ной уверенностью вижу радиус поворота этого экскаватора, поэтому для меня это очень удобно, поскольку я вижу, как мне безопасно подъехать на загрузку. Все гениальное просто, здесь дообучаться нет необходимости, поскольку все и так просто и понятно как дважды два».

Визуальная система помогает и машинистам экскаваторов. Говорят, стало спокойнее. Больше уверенности в том, что водители не заедут в опасную зону разворота техники, и риск возникновения аварийных ситуаций сведен к нулю.

Алексей ПОПОВ, машинист экскаватора P&H-2300 разреза «Березовский»: «Вот в эту систему RedKillZone, которая установлена на наших экскаваторах, входят дополнительные прожекторы красного цвета, они показывают габариты экскаватора, то есть в ночное время водители самосвалов, бульдозеристы, машинисты бульдозера, они видят нашу зону опасную, габариты наши, и не подъезжают близко».

Положительные отзывы о работе системы Red Kill Zone подтвердились и производственными показателями.

Дмитрий ДУЗЕНКО, заместитель по производству генерального директора разреза «Березовский»: «Мы эту систему по группе компаний «Стройсервис» на данный момент используем на трех экскаваторах, это разрез Березовский, экскаватор P&H, Барзасское товарищество, ЭКГ-18, и разрез Пермяки, Коматсу PC2000. То есть эта система работает на всей технике. Мы когда ее внедряли, поняли, что она эффективна, эффективно работает, получили хорошие результаты по погрузке горной массы в ночное время. Мы очень довольны и планируем развивать эту систему и ставить ее на все виды наших экскаваторах».

Массовое внедрение визуального комплекса на угледобывающих предприятиях – опыт для Кузбасса уникальный. Но для компании ЗАО «Стройсервис» создание комфортных и безопасных условий труда приоритет. Поэтому красная зона опасности сделает добычу угля БЕЗОПАСНОЙ на всех предприятиях компании.

КОМЕК установил новую систему безопасности из США на PC-4000

Безопасность работников – приоритет на любом производстве. Для того, чтобы избежать травм для карьерных самосвалов и другой горной техники Быстринского ГОКа, была установлена новая система, разработанная в США. 

Установленные по периметру экскаватора Komatsu PC-4000 сверхяркие трёхрежимные маяки, как индикаторы сообщают – ЭТО ОПАСНАЯ ЗОНА, не приближаться! Они заметны в любую погоду и при любых условиях сопутствующих горным работам, спроектированы специально для этого производственного сектора.

Павел Мосягин, инженер КОМЕК МАШИНЕРИ: “Данная система ставилась в две рабочие смены – это связано с тем, что помимо установки непосредственно прожекторов, была необходимость создания проводки, крепления на машине, подключение к бортовой системе экскаватора и в настройке в ночное время для чётких контуров красной зоны. Система предназначена для того, чтобы подсветить опасную зону и облегчить подъезд к экскаватору при погрузке”. 

За счёт этого возрастает производительность горного комплекса в целом, ведь время парковки автосамосвала в зону погрузки горной массы сокращается, что соответственно увеличивает скорость отгрузки. К тому же избавляет от различных нештатных ситуаций, которые хоть и редкость, но всё-таки не исключены.

Сергей Вагин, оператор экскаватора Komatsu PC-4000: “Бывают непредвиденные случаи, что работаешь, камень из забоя летит. Машинист откатывается назад, а сзади бульдозер”.

И вот тут яркие огни помогают избежать столкновений массивного экскаватора и других машин.

Срок службы современной системы безопасности – до 50 тысяч часов в суровых условиях Забайкальского климата – при температуре воздуха от -40 до +50 градусов, она также обеспечена системой контроля от перегрева и защитой от электромагнитных и радиопомех. А светодиодные фары защищены ударопрочным стеклом.


Источник: ГТРК Чита 
https://gtrkchita.ru

Методы эксплуатации техники JCB при работе на площадке

  1. К списку статей

От четких и правильных действий оператора зависит не только результат использования экскаватора, но и здоровье, даже жизнь работников. Необходимо соблюдать правила техники безопасности во время эксплуатации машины и ее навесного оборудования. Из этой статьи вы узнаете, как работать с погрузчиками от английских брендов во время планировки территории и строительства.

Перед работой необходимо пройти обучение

Оператор обязан прослушать инструктаж и потренироваться в применении спецтехники и навесного оборудования. Ему следует изучить функции управления и правила поведения в экстремальных и аварийных ситуациях. Только при полном запоминании последовательности действий и доведения их до автоматизма, можно использовать погрузчик.

Оператор должен управлять машиной аккуратно, осторожно и при этом уверенно.

Правила работы на стройплощадке

  • Перед работой нужно сообщить другим специалистам на площадке, что вы планируете делать и где именно.
  • На больших, заполненных людьми территориях, отведенных под стройку, необходимо работать в паре с сигнальщиком.
  • Перед выполнением действий в зоне с недостаточным обзором организуйте пространство. Определите запретные зоны, схемы передвижения спецтехники, методы связи.
  • Заранее вычислите, где находятся кабели и трубы, чтобы не повредить их при работе.
  • Не выполняйте действия, не зная правильной процедуры. Уточните ее у вашего представителя бренда.
  • Поставьте спецтехнику в безопасное и удобное положение так, чтобы она не могла поехать без вашего ведома.
  • Перед работой наденьте специальную одежду и средства защиты. Снимите ювелирные украшения, которые могут зацепиться за передвигающиеся элементы.
  • Определите опасную зону, чтобы не допустить других работников или прохожих в нее. Если в области досягаемости навесного оборудования окажется человек, он может получить травму.
  • Если у погрузчика нет защиты от бревен, не применяйте его для их транспортировки.
  • В случае если вы нашли во время процедуры емкости с токсичным мусором или захоронением опасных материалов, остановите процесс и сообщите о происшествии вышестоящему лицу.
  • Изучите территорию на наличие подземных труб, канализации, газопровода. При их наличии действуйте только по их схеме расположения.
  • Не смотрите в конец разрезанного оптоволоконного кабеля – это может привести к необратимым проблемам со зрением.

СПДС Стройплощадка 2021: Расчет и отрисовка опасной зоны работы крана в соответствии с нормами РФ


Посмотреть запись вебинара