Причины поломок турбин и турбокомпрессоров

Турбины и турбокомпрессоры в современных автомобилях встречаются все чаще, и пока агрегат исправно и стабильно работает, о нем вспоминают редко, но как только начинаются проблемы, владелец судорожно ищет причину отказа или снижения эффективности турбины или турбокомпрессора. А между тем, причины подобных неприятностей, достаточно простые и, как правило, общие для большинства автомобилей. Все поломки турбокомпрессоров и турбин можно разделить на три группы:

  • попадание на лопасти посторонних предметов;
  • проблемы с циркуляцией масла и его качеством;
  • причины, не вошедшие в первые две группы.

О посторонних предметах

От попадания посторонних предметов больше страдают турбины, вследствие своего расположения. В них могут попадать куски прокладок, части поршней, клапанов и даже камеры сгорания. Мелкие, в общем-то, элементы приводят к весьма даже крупным поломкам, а порой турбину или турбокомпрессор, попросту нужно менять. Что уж говорить о гайках, болтах и иных мелочах, которые специалисты с кривыми руками роняют в выпускной коллектор, впускные патрубки или даже внутрь турбины или турбокомпрессора.

Турбокомпрессор может страдать от кусочков воздушного фильтра или же твердых включений, которые проходят через фильтр или мимо него в систему. Собственно даже пыль способна причинять весьма чувствительный вред ТК, превращаясь для него в абразивные элементы, яростно атакующие детали устройства.

О смазке и возникающих с ней сложностях

Значение масла для работы турбокомпрессора или турбины переоценить очень сложно. Если уменьшается просвет патрубков, по которым к устройству подводится масло, или же наоборот отводится от него, количество масла снижается, что ведет к более быстрому износу подшипников и других деталей турбокомпрессора. Кроме того, важную роль играет и температура масла, подающегося для смазки таких агрегатов. Поэтому, очень вредна для них резкая остановка двигателя, которая вызывает перегрев масла в турбокомпрессоре. А уж о том, что масляные фильтры должны в полной мере выполнять свои функции, думаю и говорить излишне. Ведь, наличие в составе масла твердых частиц, сажи, кусочков металла и других включений способно в кратчайшие сроки вывести турбокомпрессор из строя.

В среднем, проблемы с маслом и проблемы с посторонними частями в турбинах и компрессорах составляют по сорок процентов всех поломок таких устройств. Другими словами, это наиболее частые причины выхода из строя турбокомпрессоров и турбин и зная их, вы можете существенно продлить срок службы своих агрегатов и не только их.

О других причинах поломок

Серьезной проблемой для турбины может стать слишком высокая температура выхлопа. В норме, такая проблема может возникать на достаточно больших высотах над уровнем моря. Уже на высоте в полтора километра, температура выхлопа значительно превышает тот же показатель на пятьсот метров ниже. К тому же и скорость вращения вала турбокомпрессора, на уже такой высоте, может выходить за рамки предусмотренные производителем, что влечет быстрый износ деталей агрегата. В подобных ситуациях требуется как можно скорее внести необходимые коррективы в систему подачи топлива.

Помимо высокогорья, причинами повышения температуры выхлопа могут стать поздние зажигание и впрыск, а так же обедненная топливная смесь. Собственно чересчур раскаленные выхлопные газы могут выводить из строя, как колесо турбины, так и иные ее элементы.

Экономия на своевременной замене воздушного фильтра может приводить к тому, что: во-первых, в корпусе турбокомпрессора накапливается грязь и пыль, которые затрудняют его работу. Ну а во-вторых, это приводит к обеднению кислородом топливной смеси. Это, как мы уже знаем, вызывает повышение температуры выхлопных газов, а уже раскаленные выхлопные начинают убивать турбину.

Такие вот, причинно-следственные связи.

Самостоятельные изменения, недобросовестно проведенная замена компрессора или турбины, искажение геометрии и расположения патрубков системы, так же может стать причиной повышенных нагрузок, а значит более скорого выхода из строя турбокомпрессоров и турбин. Но подобное встречается в целом гораздо реже.

Итоги

И так, если вы ухаживаете за своим автомобилем, если вы вовремя меняете масла, фильтры и пользуетесь качественными продуктами, лучше всего, рекомендованными производителем, если вы не допускаете попадания в турбины и турбокомпрессоры посторонних частиц, такие агрегаты способны прослужить вам десятки тысяч часов, до того момента, как придется либо менять их, либо производить серьезный ремонт. Причины болезней известны, а значит предупредить выход из строя подобных агрегатов, не так уж и сложно. К тому же, большинство из того, что нужно предпринять для длительной и стабильной службы турбины или компрессора, самым благотворным образом будет влиять и на другие узлы и детали автомобиля. А за некоторые дополнительные усилия и затраты, вы получаете все преимущества турбированного мотора, коих согласитесь, очень даже немало.